Аннотация: Американские записки - 2021 год. Театр вышел из монастыря.
3
Привет снова. Сейчас мы разберём очень важное положение для нашей психодрамы, для овладения искусством быть равнодушным к чужому мнению. Но сейчас процитирую великого философа Френсиса Бекона. Только для того чтобы показать что один из величайших философов всех времён и народов думает так же как и мы. Внимание цитата из бэкона
Френсис Бэкон утверждал что для постижение истины существуют несколько преград : авторитет, привычка, предрассудок и фальшивое знание" конец цитаты. Все эти четыре преграды на мой взгляд рождают главную преграду - предвзятое мнение. Для нас можно и нужно добавить - предвзятое мнение авторитета. Главное слово - авторитет. Кто для чиновника Червякова является бесспорным авторитетом? Статский генерал на затылок которого он плюнул. Генеральское мнение о чиновнике сыграло решающую роль в самоубийстве Червякова. По мнению Френсиса Бэкона у нас должен отсутствовать авторитет. Мы обостряем это положение. Отсутствие авторитета сохранит нам здоровую психику и в случае червяковых сохранит жизнь. Вот так высоко ставится вопрос. Высоко ставится проблема. Другими словами если у тебя отсутствует авторитет, то и отсутствует уважение к любому мнению любого человека.
Есть другой вариант. И единственно правильный. Ты не уважаешь человека, он у тебя не в авторитете, но тем не менее тебе важно его мнение о тебе. Что он о тебе думает. И эта формула важна не только в сталинские или андроповские времена, но и в теперешние. От мнения о тебе чиновника Червякова или статского генерала Бризжалова, зависит очень многое: карьера по работе, или увольнение с работы, жилищный вопрос, денежный вопрос и все остальное. Все твоё благосостояние зависит от мнения одного человека. Что может помочь нам в этой ситуации? Знания! Знания ситуации. Допустим - знания в твоей профессии, на твоей работе.
Если мы занимаемся психодрамой то в пример возьмём работу или службу в драматическом театре. Допустим ты случайно плюнул на затылок, даже не директора театра или главного режиссера. Или плюнул ведущему актёру или актрисе. А плюнул на затылок помощнику режиссера. Ну предположим. Плюнул. Помощник режиссёра женщина, назовём её Оксаной. Ты ее не уважаешь, она у тебя не в авторитете. Ну извинился перед ней за плевок и забыл. Но ты служишь актером в этом театре и твоя судьба зависит не только от начальства, а от многих других факторов. ( Добавление - 2025 год Канада - пошёл набор признаков порождающий страх!) -
1 - В каких отношениях Оксана с директором театра, или с главным режиссером?
2- Мечтает ли она стать актрисой?
3- Есть ли у неё любовник среди актеров, который может быть твоим конкурентом?
4- Есть ли у Оксаны комплекс неполноценности?
Плевок в затылок она может расценить как умышленное оскорбление. Надо знать ее характер. Короче говоря надо знать. Всем известно что знание сила. Есть расхожая фраза : предупреждён вооружён. Знание законов психологии отдельного человека и психологии общества - это и будет означать что ты предупреждён. Здесь уместно упомянуть мою любимую пьесу и самую сильную в драматургическом мире: к <Гамлету.> Заменим слово предупреждён словом посвящён. Посвящён - вооружён. Шекспир начинает пьесу с посвящения Гамлета во все подробности интриги. И делает это его покойный отец, известный нам как призрак отца Гамлета. И с этого момента Гампет никому не верит и пытается выработать своё собственное мнение. Гамлет свободен. Его знания, дают ему право не прислушиваться ни к чьему мнению. Гамлет плюет на любое мнение. Шекспир делает Гамлета принцем, наследником короля. Он наделён властью и имеет возможность отомстить за убийство его отца. А теперь представьте себе что у Гамлета не было ночного разговора с отцом и он не знает, что же на самом деле произошло и что случилось с его отцом. Он приезжает из Лондона в Данию. В замок Эльсинор. Здесь все хорошо, здесь все счастливы. В газетах пишут ( ну предположим) что жить стало радостней, веселей. На улицах народ ходит с красными флагами и поет радостную песню " широка страна моя родная.... И так далее. Узнает ли он правду? Будет ли он дорожить мнением своих близких родственников: материнским мнением и мнением своего родного дяди Клавдия? Если учесть что информация о его отце для него будет полностью закрыта. Как для нас для всех. Информация закрыта. Вот для этого нам и нужен Станиславский. Чтобы используя науку драматического действия овладеть психологической защитой. Чтобы получилось как у Гамлета: узнать и победить! А сейчас я скажу возможно самое важное в нашем эксперименте. Открою вам тайну. Многим работникам драматического театра известно, что драматическое искусство, а я его называю наукой драматического действия, вышло из церкви, из христианской церкви, из храма. С этого места слушайте меня внимательно. Это самая главная информация в наших занятиях. Мне не нужен призрак отца Гамлета который расскажет как произошло, что актерская профессия родилась в христианской церкви. Служители церкви среднего звена, или монахи стали разыгрывать по ролям сценки из священного писания. Как это могло произойти? Монахи спорили между собой, в тайне от начальства о положениях в священном писании, о жизни Иисуса и его учениках. Разбирали мотивировки поступков оправдания тех или иных высказываний, философии христианства, отношения к будущим апостолам окружающих людей и о многом еще. Каждый мог отстаивать правду какого либо евангельского персонажа. Один монах объяснял Иисуса, другой монах разбирал предательство Петра, кто-то из них искал оправдание предательства Иуды и тд. Постепенно и не специально, они так страстно доказывали свою позицию, что в конце концов они стали проповедовать свои идеи, свою интерпретацию писания от своего имени. Как-будто один монах превратился в ученика Матвея, другой в Иоанна, третий в учителя, четвёртый в Иуду и тд. Монахам это понравилось и они закрепили свою находку. Они стали разыгрывать свои споры по ролям. Так родилась наука драматического действия, так родился театр. Но это первая часть великого изобретения монахов. Дальше предполагаю случилось следующее. Разыгрывая религиозные сценки монахи стали гораздо глубже внедряться в учение христианства. Гораздо глубже своих начальников по церковной иерархической лестницы: диаконов, иеромонахов, епископов и тд. Монахи могли перевоплощаться в Иисуса и в двенадцать его учеников. Монахи могли превращаться в апостолов. Своё актерское мастерство они могли превратить в настоящее превращение. А превративших в других людей, притянув в свои тела души апостолов, монахи могли внедриться в божественный мир, и не в книжный мир, а в настоящий божественный мир. Отцы церкви когда увидели все это своими глазами, когда поняли что произошло, то могли прийти в ужас! И немедленно объявить актеров монахов прислужниками сатаны, отлучить их от церкви и изгнать их из божественных храмов. Нам известно отцы церкви до такой степени возненавидели монахов актеров, а после изгнания из храмов, просто актеров ( как стали называть театральных монахов, от слова акт действовать а не болтать о Христе) до такой степени возненавидели их, что запретили хоронить их на кладбище. И даже за чертой города. Если учесть что кладбища были христианские, могилы с крестами, то понятно почему отцы церкви, признавшие актерскую деятельность от сатаны, запрещали хоронить монахов актеров рядом с христианскими мертвецами. И так мы подошли к очень интересной теме - монахи актеры. Закончим сегодняшний урок моим актерским опытом. Я не играл Иисуса на сцене, так получилось, что дальше застольного периода, репетиции в инсценировки по евангелию от Марка, не пошли. Спектакль не увидел зрителя. Был ещё Советский Союз, какой там апостол Марк! Но даже репетирую Иисуса я почувствовал какие слова приписали Христу, евангелисты, описывая его жизнь. Своим актерским чутьем я почувствовал фальшь в его словах. Я понял: Ну не мог Иисус произнести такие слова. Не в его характере, не в его миссии на земле. А возможно эти слова в данном евангельском эпизоде характеризуют сущность Иисуса Христа? Вот эти слова - вот эта сцена.
Вот диалог между хананеянкой и Иисусом.
Хананеянка, - Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Иисус - Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Хананетянка - Господи! помоги мне.
Иисус - Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Хананеянка - Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Иисус - О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Ну вот пока и все. В следующий раз продолжим тему монахов актеров. Я сам уже превратился в актера монаха. Я вам много могу рассказать как монах занимающийся наукой драматического действия. Всего доброго. Пока.