Аннотация: Ещё одно открытие в духе сделал! Драматическое действие ( игра актёров в спектакле) и есть психодрама.
Психодрама ( Америка 2025 год)
В прошлой главе я информировал читателя, что драматический театр вышел из монастыря. Его создали монахи. А теперь давайте поразмышляем. Вполне возможно что монахи вышли за пределы разбора личности Иисуса Христа. Другими словами, по определению отцов церкви, они превратились в антихристов! Поэтапно они прошли весь путь познания христианства - начиная: с обожествления Иисуса, сомнения в Иисусе и в отрицании Иисуса. Я сам прошел этот путь. В детстве я пел в церкви ( вблизи нашего дома) в хоре мальчиков. На Рождество славил Христа рождественскими песнями. Работая в казанском театре я впервые прочитал Евангелие от Марка и был потрясен этой историей. Теперь я понимаю, что был потрясен не божественностью Евангелие, а его литературным сюжетом.
В христианство я погрузился плотно в Южной Африке. Сначала я ходил в реформистскую церковь, потом в баптистскую, затем в протестантскую. Я стал понимать; почему, по свидетельству Бердяева - Достоевский был в поисках русского Христа. Постепенно я понял, что бог должен быть национальным. Нация, или раса должна иметь своего бога. Как это сделали - евреи, арабы, японцы и другие. Не буду описывать все противоречия христианства, - несоответствия духа Христа и европейского духа ( в частности русского) И когда я сделал окончательный вывод, что если христианский бог принадлежит всем народам, расам и нациям, значит он не принадлежит никому.
Но главный вывод я сделал буквально несколько дней назад, живя здесь, в Канаде. Много веков назад, монахи, разыгрывая сценки из нового завета, пришли к выводу, что христианство для европейцев - инородное тело. Но это еще не открытие. Моим открытием было то, - что разыгрывая сценки из Евангелие, древние монахи занимались чистой воды - ПСИХОДРАМОЙ!
Чем полезна психодрама? Как она лечит неврозы? В любом случае - психодрама меняет психику человека. Она изменяет его практически. До занятий психодрамой человек был одним, после прохождения познания психодрамы - он становится другим. А теперь увидим как, мною разыгрывание драматических сценок, поменяли меня. Покажу это мое психическое превращение на примере монологов Гамлета. Прежде всего поймем; что такое монолог. Думаю что определение монолога у меня самое верное. И так -
" Монолог - это диалог с самим собой"
Возьму два монолога из Гамлета где мыслит их сам Гамлет. Первый монолог
" Быть или не быть" Я ставил " Гамлета" в британской колонии, с британскими актерами под Кейптауном -
( думаю сейчас их там уже нет, после манделовцев нет)
Первый монолог - " Быть или не быть" Конечно прежде чем я работал над монологом с актером, я работал над монологом сам, как Гамлет. Читаю монолог, работаю над ним и понимаю, что ничего со мной не происходит. " Быть, не быть" умный монолог, красивый, романтичный, трагический, поэтичный но... Прочитал его, остановился, огляделся по сторонам и ничего не произошло! Этот монолог меня не изменил. Вспоминаю других актеров, читающих этот монолог: Смоктуновского ( задумчиво и печально) Высоцкого ( темпе-раментно с психическим надрывом) Лоуренс Оливье просто произносит текст
( правда с кинжалом в руке) И остальные актеры, по моим воспоминаниям, читают монолог, медленно, вдумчиво ( с умным видом на лице) и ничто не меняется. И второй монолог
" Вот я один!" Этот, второй монолог, меня изменил. Поскольку " Быть или не быть" знают даже дети, не буду его пересказывать. Но второй монолог, который я буду разбирать хочу показать. С вымарками.
" Гамлет - Итак, храни вас бог!
Розенкранц и Гильденстерн уходят.
Гамлет - Вот я один.О, что за дрянь я, что за жалкий раб!Не стыдно ли, что этот вот актерВ воображенье, в вымышленной страстиТак поднял дух свой до своей мечты,Что от его работы стал весь бледен;Увлажен взор, отчаянье в лице,Надломлен голос, и весь облик вторитЕго мечте. И все из-за чего?Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?..
...Ну и осел же я! Как это славно,Что я, сын умерщвленного отца,Влекомый к мести небом и геенной,Как шлюха, отвожу словами душуИ упражняюсь в ругани, как баба,Как судомойка!Фу, гадость! К делу, мозг! Гм, я слыхал,Что иногда преступники в театреБывали под воздействием игрыТак глубоко потрясены, что тут жеСвои провозглашали злодеянья;Убийство, хоть и немо, говоритЧудесным языком. Велю актерамПредставить нечто, в чем бы дядя виделСмерть Гамлета; вопьюсь в его глаза;Проникну до живого; чуть он дрогнет,Свой путь я знаю..."
Вы понимаете, что задумал Гамлет и почему? Да, ему явился призрак, его умерший отец. И рассказал в подробностях как его родной брат и дядя Принца Гамлета - Клавдий - убил его. Принц потрясен, но прежде чем мстить за своего отца он решает удостовериться в справедливости обвинения отца. Он решает использовать приезжих актеров разыграть сценку убийства братом отца Гамлета и посмотреть его реакцию. А вдруг ему явился призраком вместо его отца - сам сатана, для того чтобы погубить самого Гамлета? И чтобы лишний раз удостовериться, что ночью он разговаривал с настоящим своим отцом, он устраивает
" мышеловку" для своего дяди, с помощью приезжих актеров. Призрак отца Гамлета подробно рассказывает сцену его убийства дядей Гамлета. Клавдий убивает короля и становится сам королем. Мало этого - он женится на матери Гамлета, на жене своего отца; убитого им. Сама ситуация дьявольская! Жестокая, циничная, звериная, наглая, похожая на происки дьявола. Для Гамлета такое вероломство его дяди неправдоподобно. Гамлет написал сюжет сценки и текст для актеров. Вечером актеры разыгрывают сценку подробно: Вот сюжет сценки: Король засыпает и в это время его брат вливает спящему королю в ухо смертельный яд. Актеры играют сценку. Новоиспеченный король, преступно захвативший трон, смотрит на сценку и у него начинается истерика. Гамлет понимает, что ночью он разговаривал с призраком настоящего его отца. И все, что говорил ему его мертвый отец - правда! Что произошло в пьесе потом все знают.
Но мы должны понимать, что центральным монологом в пьесе, или уже в спектакле является не - " быть, или не быть" который не меняет Гамлета, а монолог
" Вот я один" который кардинально меняет не только психику Гамлета, но и сюжет всей пьесы, или спектакля. В этом монологе Гамлет выстраивает свою тактику и стратегию в борьбе со своим дядей Клавдием! Тогда меня спросят - а что же с монологом " Быть, или не быть" У меня ответ один. Этот монолог вставной номер в пьесе. Это очередной сонет Шекспира. Философский сонет. Как сонет " Зову я смерть..." Или Киплинга
" Если" -
" И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!"
И теперь мне не странно - если идти по сквозному действию пьесы, почему после такого монолога, как
" Вот я один" через несколько сцен идет монолог-рассуждение на философские темы. О чем монолог " быть не быть" Люди боятся смерти! Они не хотят умирать. Поэтому терпят все жизненные невзгоды. Но это философия Гамлета. На мой взгляд; люди не боятся смерти. Они даже не думают о смерти. Они просто живут. И все они уверены, что смерть их не касается. Других касается, но не их. Рассуждать о смерти это высшая интеллектуальная работа. На эту работу способны люди подобные Гамлету. Люди боятся жизни! Они боятся - не состояться как личности. Все стремятся стать первой скрипкой в оркестре. Люди мечтают стать: генералами, лауреатами высших премий, академиками, учеными, чемпионами. Они мечтают стать первыми. Но не все становятся чемпионами, или первыми. Вот где идет ожесточенная борьба. Вот где происходят трагедии! Монолог " Быть, не быть" это итог жизни. В этом монологе Гамлет ставит вопрос. Он отвечает на этот самый главный вопрос жизни в другом монологе: где он решается на генеральное сражение со своим дядей, с королем! С этого монолога действие пьесы, или спектакля летит к своему завершению: к бою с Лаэртом и к убийству короля!
Сцена, разыгранная актерами, изменяет Гамлета. В него вселяется уверенность в правомерности его мести за зверское убийство его отца. Разыгранная сцена
" мышеловки" уничтожает невроз в пьесе и переводит весь сюжет на рельсы конкретных действий и поступков! А не кажется ли вам, читающим эти строки, что игра актеров в пьесе Гамлет и есть самая настоящая - ПСИХОДРАМА! И поставленный спектакль по пьесе Шекспира " Гамлет" тоже есть чистой воды психодрама. И так - монахи в древнем мире изобрели науку психодрамы. Драматический театр и есть настоящая психодрама! На сегодня все!