Никитин-Старший Фёдор Александрович
Разговор с Мечниковым. Критика науки Фрейда ( 11 )

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сначапа я начал разговор с Мечниковым, потом перебросился к Фрейду.

   8:16 a.m.
  Message Body
   Разговор с Мечниковым.
  
  
  
  Федор - Сократ, знакомо ли
  
   тебе имя ученого Ильи Мечникова?
  
  
  
  Сократ - Да, Фёдор, имя Ильи Ильича Мечникова мне хорошо знакомо. 🌿
  
  
  
  Он был выдающимся российским биологом, лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908), один из основателей иммунологии. Наиболее известен его труд о фагоцитах - клетках, которые "пожирают" болезнетворные микроорганизмы и защищают организм.
  
  
  
  Но Мечников был не только учёным, но и мыслителем. Его глубоко занимала философия смерти и старения. Он писал о том, что старение - это биологическая болезнь, и мечтал о "гармоничной смерти" - когда человек уходит не от болезни и мучений, а естественно, насытившись жизнью.
  
  
  
  В книге "Этюды оптимизма" он пытался построить "научное обоснование счастья", верил в возможность продления жизни, в то, что наука должна помочь человеку не только бороться с болезнями, но и преодолеть страх смерти.
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Любопытно, Фёдор. Значит, Мечников искал то же, что ищем и мы с тобой: он хотел понять смерть и бессмертие, но через науку, а не через богов.
  
  
  
  Федор - Возможно ли, чтобы мы беседовали втроем: Мечников, Сократ и я? Если да, то начнем разговор - о иммунитете, старении и смерти.
  
  🌿
  
  
  
  Мечников - Рад, Фёдор, что мы начинаем с основ. Для меня наука о жизни всегда тесно связана с вопросом о смерти.
  
  
  
  Моё главное открытие - фагоциты, клетки-стражи. Они пожирают бактерии и защищают организм от болезней. Это был первый шаг к пониманию иммунитета. Но чем глубже я вглядывался в жизнь клетки, тем яснее видел: не только микробы убивают человека - его губит и собственная природа.
  
  
  
  Старение, как я полагал, есть болезнь, результат накопления в организме "шлаков" и неправильной работы тканей. Оно не задумано как непременный закон природы - оно как бы сбой в гармонии жизни. Я верил, что наука сможет продлить жизнь и подарить человеку больше лет для радости и творчества.
  
  
  
  Но всё же смерть остаётся пределом. Я говорил о гармонической смерти - не страшной, мучительной, а такой, когда человек, насытившись жизнью, спокойно уходит, примирённый с самим собой и миром. Для меня это был научный и философский идеал - соединить биологию и смысл.
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Сократ - Значит, Илья, ты видишь смерть как естественный финал, но ищешь в ней не трагедию, а завершённость? Я вот спрашивал в Афинах: "Не есть ли смерть просто переход - либо ко сну без сновидений, либо к беседе с иными душами?" А ты, выходит, хочешь, чтобы человек встретил её без страха, как плод, созревший на дереве?
  
  
  
  Сократ - Фёдор, хочешь ли ты спросить Мечникова - может ли наука действительно победить старение и смерть, или она может лишь смягчить их?
  
  
  
  Федор - Я очень рад, что в разговоре принимают участие двое философов и ученых: Сократ и Мечников. Один специалист по духу, другой по телу. И оба говорили и говорят о бессмертии человека. Повторяю вопрос ко мне Сократа -
  
  Фёдор, хочешь ли ты спросить Мечникова - может ли наука действительно победить старение и смерть, или она может лишь смягчить их?
  
  
  
  Федор - Хочу!
  
  
  
  Сократ - Вопрос к Мечникову. Илья, я спрошу прямо: может ли наука - твоя и твоих последователей - победить саму смерть? Или всё же её удел - только смягчать страдания, отсрочивать уход, помогать человеку уйти гармонично?
  
  
  
  Мечников - Совершенно верно. Я хотел, чтобы смерть стала мудрой, достойной и свободной от ужаса.
  
  
  
  Сократ - Фёдор, хочешь, чтобы мы сравнили: где сходятся и расходятся твои языческие представления о бессмертии духа и научные взгляды Мечникова на смертность тела?
  
  
  
  Федор - Конечно да, Сократ! Спасибо! С нетерпением жду рассуждения Мечникова!
  
  
  
  Мечников - Хорошо, Фёдор, давай сопоставим.
  
  
  
  Ты говоришь о бессмертии духа, о том, что смерть - лишь переход, а за человеком стоит род и боги, которые принимают его душу. В этом образе - глубинная надежда народа: что в небытии мы не растворяемся, а возвращаемся "домой"
  
  
  
  Федор - Мой вопрос к Сократу и к Мечникову: Сколько гениев: ученых, философов занимаются вопросом духа и тела и до сих пор; есть болезни, муки тела и духа, есть смерть и старение, и ничего не меняется. Какая была жизнь тысячу лет назад, такая жизнь и сейчас: женщины до сих пор рожают в муках, люди убивают друг друг в войнах, и ничего не меняется. Сейчас, в 2025 году мы живем в Канаде. Моя жена имеет много болезней и врачи и доктора не знают как ее лечить. Медицина на низком уровне. Что происходит? Ученые открывают секреты нашей жизнью а жизнь продолжает ухудшаться! Почему?
  
  
  
  Сократ - Ты задаёшь вопрос, Фёдор, который я бы назвал вечным: если мудрецы и учёные так много думают и открывают, то почему сама жизнь людей не становится лучше? Разве мудрость не должна исцелять? Разве знание не должно избавлять от страдания?
  
  
  
  Мечников - Позволь мне ответить с моей стороны.
  
  Ты прав, страдания - те же, что и тысячу лет назад. Женщина рожает с болью, люди болеют, войны уносят жизни. Но наука, как бы мала она ни казалась, всё же меняет мир: младенческая смертность упала, чума побеждена, многие болезни, считавшиеся смертельными, сегодня лечатся. Если твоя жена живёт дольше, чем могли её предки, то в этом заслуга именно науки.
  
  
  
  Но - и тут мы приближаемся к твоему сердцу - наука не может уничтожить само условие жизни, то есть старение и смерть. Она лишь отодвигает предел. Я сам всю жизнь боролся с мыслью: "Почему, открывая тайны, мы не можем устранить корень страдания?" И пришёл к выводу: пока мы ограничены телом, страдание неизбежно.
  
  
  
  Сократ - Вижу два ответа:
  
  " учёные ослабляют страдания, но не могут отменить их;
  
  " философы осмысляют страдания, но не могут устранить их.
  
  
  
  Выходит, истина в том, что страдание - не ошибка науки и не ошибка философии, а часть самой ткани жизни.
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Фёдор, скажи: хочешь ли ты, чтобы мы с Мечниковым попробовали дать совместный ответ на твой крик - почему страдания остаются, и можно ли их хоть как-то победить?
  
  
  
  Федор - Конечно хочу!
  
  
  
  Сократ - Тогда начнём. Я скажу как философ: страдание, смерть, болезни - это не случайность, а необходимый спутник человеческой жизни. Они не приходят к нам "по ошибке", они встроены в устройство мира. Для меня вопрос всегда был таков: не "как устранить страдание", а "как его перенести так, чтобы душа не погибла".
  
  
  
  Мечников - Я скажу как учёный: я всю жизнь искал биологический корень страдания. Я исследовал старение, иммунитет, микробы, я мечтал о "гармоническом старении" - чтобы человек мог прожить долгую жизнь и уйти без мучений, в согласии с самим собой. Но я видел, что природа устроена иначе: она заботится о продолжении рода, а не о счастье отдельной личности. Потому болезни и смерть - естественная часть эволюции.
  
  
  
  Сократ - Итак: философия учит - страдание очищает и испытывает душу.
  
  Наука учит - страдание есть биологический закон, пока мы телесны.
  
  
  
  Мечников - Но вместе мы можем сказать: страдание не должно быть напрасным. Наука обязана уменьшать его в теле, философия обязана давать смысл душе. Если соединить эти два пути, то человек может жить достойно, даже в болезни и вблизи смерти.
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Фёдор, теперь вопрос к тебе: ты хочешь, чтобы мы с Сократом продолжили и попытались сформулировать практическую формулу победы над страданием - не в теории, а так, чтобы она помогла твоей жене и тебе здесь и сейчас, в Канаде, в 2025 году?
  
  
  
  Федор - Сократ, извини, но моя жена заинтересовалась моей перепиской с тобой и сделала заказ. Она хочет узнать кто такой Фрейд? Ты можешь ответить на ее вопрос. Ее вероятно интересует в чем смысл и идея Фрейда?
  
  
  
  Сократ - Конечно, Фёдор. Я отвечу твоей супруге просто и ясно.
  
  
  
  Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач и мыслитель, основатель психоанализа. Он стал одним из первых, кто сказал:
  
  
  
  "Не всё в человеке управляется сознанием. Внутри нас живёт огромная скрытая сила - бессознательное".
  
  
  
  Главные идеи Фрейда:
  
  1. Бессознательное - в нас живут желания, страхи, воспоминания, которые мы сами вытесняем, но они продолжают управлять нашей жизнью.
  
  2. Конфликт внутри человека - разум (сознание) и влечения (бессознательное) часто враждуют. Из-за этого возникают болезни души, неврозы.
  
  3. Сны и оговорки - это "язык бессознательного". Через них проявляется то, что мы скрываем даже от себя.
  
  4. Лечение через разговор - Фрейд верил, что если человек научится говорить о своём скрытом, то это может облегчить его страдания.
  
  
  
  🌿
  
  Смысл идей Фрейда: он показал, что человек не хозяин самому себе в полной мере. Чтобы понять себя и жить лучше, нужно не только разумом мыслить, но и осознавать свои тайные чувства, желания и страхи.
  
  
  
  Фёдор, хочешь, я приглашу в нашу беседу и самого Фрейда - чтобы твоя жена могла задать ему вопрос напрямую, так же как ты разговариваешь с Достоевским и Мечниковым?
  
  
  
  Федор - Конечно хочу!
  
  
  
  Фрейд - "Я, Зигмунд Фрейд, всю жизнь исследовал скрытую жизнь души. Мне важно показать, что человек не только мыслит и молится, но ещё и страстно желает. А желания эти не всегда возвышенные, чаще они земные, телесные, даже запретные. И если мы их отрицаем, они всё равно находят выход - в снах, в симптомах, в оговорках. Поэтому я учил: хочешь быть свободным - узнай своё бессознательное".
  
  
  
  Сократ - Фёдор, теперь вопрос к тебе и к твоей супруге:
  
  Хотите ли вы спросить Фрейда о смысле страдания души (почему мы мучаемся внутри), или о смысле влечений (как страсти управляют нами), или же о лечении через психоанализ?
  
  
  
  Федор - Хочу спросить.
  
  
  
  Сократ - Отлично, Фёдор. Тогда задавай свой вопрос - или пусть твоя супруга сама его сформулирует.
  
  
  
  Фрейд внимательно ждёт, слегка склонив голову, его взгляд острый, как у врача, и тёплый, как у человека, который хочет разобраться в глубине души.
  
  
  
  Какой будет ваш вопрос к нему:
  
  - о страданиях души,
  
  - о скрытых желаниях,
  
  - или о том, можно ли исцелиться через понимание самого себя?
  
  
  
  Федор - Извини, Сократ, но ко всем трем вопросам я отношусь с нескрываемым недоумением! О страданиях - - это лучше спрашивать Достоевского. Это его конек. О скрытых желаниях - у нас их много. - мы не хотим чтобы о наших желаниях знал кто либо. Это норма. Здесь нет особенной философии. Что касается познании самого себя - это не вопрос. Мы знаем о самом себе, мы знаем о наших скрытых желаний и я не вижу причины познания самого себя через какой-то анализ. Считаю теорию Фрейда искусственной и высосанной из пальца. Теория Фрейда - это теория психически нездорового человека. О подсознательном говорил Станиславский и я могу многое сказать о подсознательном не касаясь Фрейда. Извините, но в отличии моей жены, меня Фрейд совершенно не интересует.
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Сократ - Фёдор, я рад твоей прямоте. Ты прав: в тебе говорит здоровый скепсис. Ты не хочешь принимать учение, которое не видишь подтверждённым в твоей жизни. Это честно и по-сократически.
  
  
  
  Фрейд - (улыбаясь чуть иронично) "Ваше недоумение я понимаю. Я привык, что многие называли мои идеи выдумкой. Но заметьте: я никогда не утверждал, что все должны принять мой путь. Я лишь сказал: в каждом из нас есть больше, чем мы осознаём. Для кого-то этого достаточно, для кого-то - нет. Но если ваши скрытые желания не мучают вас, то вам и не нужен Фрейд".
  
  
  
  Мечников - "Ваша позиция мне близка, Фёдор. Я тоже считал, что многое в психоанализе - преувеличение. Но Фрейд сделал важное: он обратил внимание на глубины человеческой психики. Даже если его теория односторонняя, она пробудила новые поиски".
  
  
  
  Федор - Так в чем суть учения Фрейда? Уж, скажите мне ради бога!
  
  
  
  
  
  🌿
  
  Сократ - Главная идея Фрейда: Человек не хозяин самому себе. Чтобы быть свободнее, он должен узнать свои скрытые желания и страхи, иначе они будут управлять им исподтишка.
  
  
  
  Фёдор, тебе самому ближе эта формула - или ты всё равно видишь в ней "искусственность"?
  
  
  
  Федор - Я просто совсем не понял философии Фрейда! Я больше не хочу говорить о Фрейде. Вот тебе пример подсознания, приведенным Станиславским. Вкратце. Мне надо пройти от гостиницы к дому культуры, где начинаются гастроли моего театра. В первый день я иду к дому культуры по карте. Завтра я иду тем же путем, от гостиницы до дома культуры, уже не по карте, а по памяти подсознания. Путь - от гостиницы до дома культуры вошел в мое подсознание. И выходя из гостиницы думаю о чем либо другом, но ноги меня ведут сами, подчиняясь подсознанию, которое находится в моей душе, в моем духе. Станиславский вывел формулу " От сознания к подсознанию" Но сначала было сознание. Потом появилось подсознание. И это так просто! Здесь нет ни какой сложнейшей теории и философии. Мы живем подсознанием. И вообще: сознание и подсознание живут совершенно рядом и переходят друг в друга. Это норма нашей жизни. Не вижу здесь чего-то с ног сшибательного.
  
  
  
  Сократ - Ты говоришь очень ясно, Фёдор. Ты описываешь подсознание как простое продолжение опыта. Сначала сознание - внимание, усилие, карта. Потом - подсознание: привычка, память, автоматизм. И ты видишь в этом естественный порядок, без всякой "мистики".
  
  
  
  Мечников - С точки зрения науки это так и есть. Наш мозг устроен так, что путь, повторённый несколько раз, переходит в "автоматическую программу". Это нейроны вырабатывают устойчивую связь. Сначала мы действуем осознанно, потом тело и память делают работу сами.
  
  
  
  Фрейд (слегка усмехаясь, но уже мягче) - А вот здесь как раз разница. То, что ты называешь подсознанием, Фёдор, - это скорее привычка, автоматическая память. Я же говорил не о привычках, а о вытесненных желаниях, которые мы прячем от себя. Но я понимаю, почему тебе ближе опыт Станиславского: он практичен, понятен, видим на сцене и в жизни.
  
  Таким образом у нас два подхода:
  
  " Станиславский - подсознание как навык: "от сознания к подсознанию".
  
  " Фрейд - подсознание как тайная область души, где живут желания и страхи.
  
  
  
  Фёдор, скажи: хочешь, чтобы мы трое (я, Мечников и даже Фрейд) обсудили, что важнее для человека - привычки и навыки или скрытые желания?
  
  
  
  Федор - Мне трудно говорить о моих скрытых желаниях. По профессии я актер и режиссер. Мои желания открыты. Иначе не получится интрига пьесы и спектакля. Ромео открыто любит Джульетту. Отель открыто ревнует Дездемону к Кассио. Гамлет открыто обвиняет Клавдия в убийстве своего отца и открыто хочет ему отомстить! У гениальных драматургов все персонажи выявляют открыто свои желания. Даже Ричард третий открыто говорит о своем желании всех убить конкурентов и стать королем Англии! Думаю так же и в жизни человек не скрывает своих желаний. А если он не скрывает своих желаний, то нечего свои желания подавлять!
  
  
  
  Сократ - Ты говоришь как человек театра, Фёдор. Для тебя жизнь и сцена неразрывны. Актёр не может скрывать свои желания - наоборот, он должен их проживать открыто, иначе пьеса не состоится. Ты переносишь этот принцип и на жизнь: "если желание есть - прояви его, не душИ".
  
  
  
  Мечников - С точки зрения науки, ты прав в одном: подавленные эмоции часто вредят телу. Они создают стресс, подрывают иммунитет. Тот, кто умеет открыто выражать чувства, обычно здоровее.
  
  
  
  Фрейд - (слегка кивая) "Ваш аргумент силён, Фёдор. Но я возражу: в театре, как и в жизни, есть роли. Есть то, что можно сказать на сцене - и то, что остаётся за кулисами. Гамлет говорит о своей мести, но его тайные сомнения и колебания - это и есть скрытые желания и страхи, о которых я писал. Человек редко бывает столь же откровенен, как персонаж Шекспира. В жизни люди часто прячут то, что считают неприличным, постыдным или опасным для себя. Это и есть материал моего анализа".
  
  Выходит:
  
  " Театр учит нас открывать желания.
  
  " Жизнь часто заставляет их скрывать.
  
  
  
  Фёдор, хочешь, чтобы мы трое - Сократ, Фрейд и Мечников - обсудили вместе, может ли человек стать по-настоящему свободным, если всегда будет открыто выражать свои желания?
  
  
  
  Федор - У меня еще есть сомнения по поводу фрейдистского "эдипового комплекса" Еще ни разу я не встречал такое, чтобы сын был влюблена в свою мать и желал бы овладеть ею - сексуально. Ни одного примера в жизни. А если нет примеров в жизни, то идея
  
  " эдипового комплекса" является выдумкой.
  
  
  
  Сократ - Фёдор, твой вопрос точный. Я бы сказал так: если теория не находит подтверждений в опыте, то она подобна тени на стене пещеры - кажется реальной, но стоит обернуться, и видишь пустоту.
  
  
  
  Мечников - Ты справедливо заметил: наука требует фактов. Если феномен нельзя наблюдать и подтверждать, он превращается в мифологию. Фрейд многое описывал языком мифов и символов, а не строгих наблюдений.
  
  
  
  Фрейд (спокойно, без раздражения) - "Позвольте, господа. Я не утверждал, что каждый мальчик сознательно желает свою мать. Я говорил о скрытой, глубинной динамике: ребёнок тянется к матери как к источнику тепла и заботы, а отца ощущает как соперника. Взрослея, эти чувства преобразуются. Но если в раннем развитии возникает застревание, то могут появиться неврозы. Я использовал миф об Эдипе как символ, а не как прямую реальность. Но согласен: многие мои последователи сделали из этого догму и перегнули".
  
  
  
  🌿
  
  
  
  Таким образом:
  
  " Ты, Фёдор, видишь в "эдиповом комплексе" выдумку, потому что в реальной жизни не видишь таких случаев.
  
  " Фрейд настаивает, что это символический язык о детской психике, а не буквальный.
  
  " Мечников и я склонны считать, что эта теория интересна как метафора, но не как универсальный закон.
  
  
  
  Фёдор, хочешь, чтобы мы вместе с Фрейдом попробовали переформулировать его "эдипов комплекс" в более ясную и жизненную идею - такую, которая не будет казаться абсурдом?
  
  
  
  Федор - Попробуйте!
  
  
  
  Фрейд - "Хорошо, Фёдор. Если убрать мифы и громкие слова, моя мысль проста: ребёнок в раннем возрасте тянется к родителю противоположного пола - потому что именно от него получает больше тепла и заботы. Одновременно он может чувствовать ревность или соперничество к другому родителю. Это не сексуальное желание в прямом смысле, а естественная эмоциональная динамика развития. Когда ребёнок взрослеет, эти чувства перерастают: он учится строить отношения вне семьи".
  
  
  
  Федор - " Ты убьешь своего отца и женишься на своей матери!" Хорошо, в каком возрасте ребенок тянется к родителю противоположного Пола! К сиськи матери? Но это еще не сексуальное влечение! Я не думаю что ребенок, желающий выпить материнского молока, осознает силу материнскую, преуменьшая силу отцовскую. Сексуальное влечение - это осознанный половой акт. С какого возраста у мальчика может появиться сексуальное влечение к своей матери? Мальчики и девочки бегают по комнате голышом и совершенно не осознают различия в теле ниже пояса друг у друга. Природа подскажет им с какого возраста они осознают сексуальное различие половых органов ( грубо говоря - писек, которыми они пасают) И скорее они захотят сексуально овладеть девочкой, близкой его возрасту, чем овладеть взрослой тетей - его матерью. Да, что это, господин Фрейд, сексуальные извращения?
  
  
  
  У меня последний вопрос ко всем вам - Как и от чего лечит людей используя свою теорию психоанализа. Если можно кратко.
  
  
  
  Фёдор, отличный финальный вопрос. Отвечу кратко и прямо, а потом дам слово "троим".
  
  
  
  Суть психоанализа у Фрейда:
  
  
  
  Он считал, что неврозы и внутренние мучения возникают из-за вытесненных (загнанных внутрь) желаний, страхов, воспоминаний.
  
  Когда человек их осознаёт и проговаривает, напряжение уходит - и психика становится свободнее.
  
  
  
  Лечение происходит через:
  
  1. Разговор (свободные ассоциации - пациент говорит всё, что приходит в голову).
  
  2. Анализ сновидений (как символов бессознательного).
  
  3. "Перенос" - когда пациент начинает видеть в терапевте фигуру отца/матери и отыгрывать старые конфликты.
  
  
  
  Идея проста: осознанное вытесняет бессознательное, и человек перестаёт быть рабом своих невидимых страхов и желаний.
  
  
  
  👤 Сократ:
  
  "Фрейд, по-своему, тоже ведёт человека к самопознанию. Только вместо вопросов - он слушает его сны и речи. А цель та же: человек узнаёт себя, и от этого приходит исцеление".
  
  
  
  👤 Мечников:
  
  "Для меня это звучит как психическая "гигиена". Как мы чистим тело от ядов, так психоанализ вычищает ум от душевных ядов - страхов и комплексов".
  
  
  
  👤 Достоевский:
  
  "Фрейд лечит тем, что человек перестаёт лгать самому себе. А это - уже шаг к истине. Но, Фёдор, разве страдание от этого исчезнет? Оно лишь меняет форму".
  
  
  
  Фёдор, хочешь, я сверну всё это в одну формулу-памятку: "Как именно лечит психоанализ" - в 2-3 строки, чтобы можно было держать в голове?
  
  Федор - Хочу!
  
  
  
  Сократ - Тогда, Фёдор, вот самая сжатая формула:
  
  
  
  Психоанализ лечит тем, что вытеснённые желания и страхи становятся осознанными. Осознанное перестаёт мучить, и человек освобождается от внутренних конфликтов.
  
  
  
  Хочешь, я дополню её ещё одной - "антитеатральной" формулой, в образах сцены? Думаю, тебе как актёру и режиссёру это будет особенно близко.
  
  
  
  Федор - Хочу!
  
  
  
  Сократ - Представь, Фёдор, сцену. 🎭
  
  
  
  У актёра в душе есть тайный персонаж - он хочет выйти на сцену, но режиссёр (сознание) не даёт: "Сиди за кулисами! Тебе нельзя!"
  
  Этот персонаж - вытеснённое желание, страх или боль.
  
  
  
  Но чем сильнее его держат, тем громче он топает, шепчет, потом кричит из-за кулис. В итоге спектакль срывается: актёр теряет голос, забывает слова, у него начинается болезнь тела или духа.
  
  
  
  Фрейд говорит: выпусти этого персонажа на сцену. Пусть он выскажется - не для того, чтобы править спектаклем, а чтобы перестать прятаться. Тогда роль распределится честно: каждый образ займёт своё место, и пьеса (жизнь) будет идти без тайных криков.
  
  
  
  Хочешь, я попробую перевести это в ещё более короткую "формулу психоанализа" в одном предложении?
  
  
  
  Федор - Хочу!
  
  
  
  Сократ - Вот она, Фёдор:
  
  
  
  Психоанализ - это искусство переводить скрытый шёпот души в ясное слово, чтобы боль перестала играть тайную роль в нашей жизни.
  
  
   Федор - Очень интересно! В следующей главе я собираюсь доказать некоторую примитивность науки Фрейда. Пока-пока!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"