Норышкина Катрина
Постоянство памяти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Пролог. Перед тем, как остановилось время.
  
  Вечер опускался на дом мягко, как старое одеяло. За окнами Сан-Франциско тянулся туман, серебрящий огни улиц, словно кто-то разбавил город водой и
  оставил сохнуть на ветру. В камине потрескивали угли, пахло кофе и старым деревом, а на стене, чуть поодаль от телевизора, висела "эта" картина.
  Оливер сидел на диване, не включая свет. Дом казался живым - в каждом углу пряталось эхо голосов, детского смеха, тихих разговоров с Софией.
  Иногда он ловил себя на том, что всё ещё прислушивается: не послышится ли топот босых ног по лестнице или скрип двери детской.
  Но в ответ стояла тишина, такая плотная, что казалось, будто она впитала в себя время.
  Он взял в руки чашку - кофе остыл, и на поверхности плавала тонкая пленка, похожая на масляную радугу.
  В отражении жидкости мерцало лицо, уставшее, чуть постаревшее, и глаза, в которых застыли годы.
  Мысли текли свободно, как вода. Он вспоминал - не последовательно, а вспышками, как маяк, который выхватывает кусочек бушующего моря с кораблем в опасной близости от прибрежных скал.
  
  Воспоминание 1: София.
  
  Сан-Франциско,город, окутанный вечным туманом, где холмы вздымаются как волны, а трамваи скрипят по рельсам, словно старые кости,
  оживающие под весом времени. Оливер, молодой программист из небольшой IT-компании в Кремниевой долине, только что закончил работу, его пальцы все еще
  ныли от бесконечного стука по клавиатуре - материальное проявление кода, который создавал виртуальные миры, но оставлял реальность такой же хаотичной.
  Он решил прогуляться по набережной Эмбаркадеро, чтобы развеять усталость, вдыхая соленый воздух залива, смешанный с ароматом жареных крабов из уличных лотков.
  Вкус соли оседал на губах, напоминая о море, которое всегда было где-то рядом, но никогда не принадлежало ему полностью.
  Шум волн, бьющихся о пирсы, сливался с гудками паромов и далеким лаем морских львов на Пирсе 39, создавая симфонию городской суеты,
  где каждый звук казался эхом чего-то большего, неуловимого.
  
  Туман того вечера был особенно густым, как молоко, разлитое по улицам, размывающее контуры зданий и людей, делая все чуть призрачным, словно сон,
  который вот-вот прервется. Оливер шел медленно, чувствуя, как прохладная влага оседает на его коже, пропитывая тонкую хлопковую рубашку, -
  холодное прикосновение, которое бодрило, но и вызывало легкую дрожь, напоминая о хрупкости человеческого тепла. В воздухе витал запах кофе из ближайшей кофейни,
  смешанный с выхлопами машин и сладковатым ароматом свежих булочек с корицей от уличного фургона. Он остановился у ограды, глядя на мост Голден Гейт,
  частично скрытый туманом, его оранжевые башни торчали как пальцы великана, тянущиеся к небу.
  
  Именно там он увидел ее впервые - Софию. Она стояла у телескопа для туристов, бросая монетку в щель, чтобы разглядеть Алькатрас сквозь серую завесу.
  Ее волосы, темные и волнистые, развевались на ветру, как шелк, а простое летнее платье в цветах - синее с белыми узорами - цеплялось за фигуру,
  подчеркивая грацию, которую не скрывал даже туман. Оливер почувствовал, как его сердце ускорилось, словно код, вышедший из-под контроля:
  зрение зацепилось за ее профиль, мягкий изгиб губ, улыбающихся чему-то невидимому. Она была как картина, оживающая на холсте города - не идеальная,
  но полная жизни, с легкими веснушками на щеке, которые он заметил, подойдя ближе.
  
  "Извините, - сказал он, голос его дрогнул от неожиданной смелости, перекрывая шум проезжающего трамвая. - Вы выглядите так, будто знаете секрет этого тумана.
  Он всегда такой... загадочный?"
  
  София повернулась, ее глаза - зеленые, как залив в ясный день - встретились с его. Она засмеялась, звук легкий и мелодичный, как колокольчики на ветру,
  разрезавший густой воздух. "Секрет? О, туман - это просто способ города спрятать свои шрамы. А вы? Вы выглядите как человек, который ищет что-то потерянное."
  
  Они разговорились у того телескопа. Оливер предложил купить ей кофе в ближайшем кафе - "Caffe Trieste", легендарном месте битников, где воздух пропитан ароматом
  свежемолотых зерен и табачного дыма от сигарет, которые курили за столиками. Вкус латте был кремовым, с ноткой ванили, которую он добавил специально для нее,
  чувствуя, как тепло чашки передается его ладоням, контрастируя с прохладой улицы. Они сидели за деревянным столиком, скрипевшим под локтями, и
  Оливер рассказывал о своей работе в IT, о том, как код создает миры, но не может заменить реальность. София, студентка художественного колледжа,
  говорила о картинах, о том, как краски могут захватить душу, ее пальцы жестикулировали, касаясь воздуха, словно рисуя невидимые линии.
  
  Его ухаживания начались робко, но настойчиво. На следующий день он ждал ее у того же пирса, с букетом полевых цветов, купленным на рынке Ферри Билдинг -
  их аромат свежий, земляной, смешанный с запахом моря. Он пригласил ее на прогулку по Ломбард-стрит, самой извилистой улице мира,
  где они спускались по ступенькам, чувствуя, как асфальт под ногами вибрирует от проезжающих машин. Шум города здесь смягчался шелестом листьев в садах,
  а вид на Коит Тауэр добавлял романтики. Оливер касался ее руки случайно, ощущая гладкость кожи, теплую и живую, что вызывало в нем волну возбуждения и страха -
  страх, что это все слишком хрупко, как туман, который может рассеяться в любой момент.
  
  Через неделю он устроил пикник в парке Голден Гейт, где трава была влажной от росы, а воздух наполнен ароматом эвкалиптов и цветов.
  Они ели сэндвичи с авокадо и сыром - вкус острый, кремовый, с хрустом свежего хлеба, - запивая лимонадом, кисло-сладким, бодрящим.
  Оливер читал ей стихи Керуака, голос его эхом отдавался в тишине парка, прерываемой только щебетом птиц и далеким гулом океана.
  Каждый раз, когда она улыбалась, он чувствовал прилив надежды, необъяснимой, но от этого не менее реальной.
  
  
  Воспоминание 2: Придурок Джейк.
  
  Кампус института искусств Сан-Франциско раскинулся на холме в районе
  Рашен-Хилл, где старые викторианские здания соседствовали с модернистскими
  студиями, полными холстов и запахов краски. Осенний воздух был свежим, с
  привкусом соли от близкого залива, смешанным с ароматом опавших листьев
  эвкалиптов, хрустящих под ногами на асфальтовых дорожках. Солнце пробивалось
  сквозь кроны деревьев, отбрасывая золотистые блики на лужайки, где студенты
  сидели группами, жуя сэндвичи с арахисовым маслом - вкус солоноватый, липкий, с
  хрустом свежего хлеба, - и попивая кофе из бумажных стаканчиков, чей пар
  клубился в прохладном воздухе. Шум кампуса был живым: смех эхом отдавался от
  стен, скрип карандашей по бумаге доносился из открытых окон студий, а далекий
  гул трафика с Ван Несс Авеню напоминал о городе, который никогда не спал.
  Оливер чувствовал прохладу ветра на коже, проникающую сквозь его джинсовую
  куртку, вызывая мурашки, - осязание реальности, которая казалась такой твердой,
  но где-то в глубине души таила трещины.
  
  Оливер пришел забрать Софию после лекции по живописи, его сердце все еще трепетало от
  их недавних свиданий, словно после удачной компиляции сложного кода - наконец-то без ошибок!
  Он увидел ее у фонтана в центре двора - она сидела на каменной скамье, склонившись над скетчбуком,
  ее пальцы, испачканные углем, летали по странице, создавая
  быстрые наброски. Вокруг витал запах масляных красок и растворителя из
  ближайшей мастерской, острый и химический, смешивающийся с ароматом
  свежескошенной травы.
  
  Но идиллия нарушилась, когда появился Джейк - высокий,
  мускулистый студент спортивного факультета, с растрепанными светлыми волосами и
  ухмылкой, которая казалась приклеенной. Он был одет в потрепанную футболку с
  логотипом колледжа, пропитанную потом от недавней тренировки, и его приближение
  сопровождалось тяжелым запахом дешевого дезодоранта, маскирующего тяжелый запах
  пота.
  
  "Эй, Софи! - заорал Джейк, его голос громкий и хриплый, перекрывающий щебет воробьев в кустах. - Ты все еще рисуешь эти свои штуки? Давай лучше сходим на вечеринку сегодня, я знаю место с крутым пойлом!" Он плюхнулся рядом с ней на скамью,слишком близко, его рука небрежно легла на спинку, касаясь ее плеча. София отодвинулась, ее улыбка была вежливой, но напряженной, а Оливер, стоявший в нескольких шагах, почувствовал прилив жара в груди - вкус горечи на языке, как
  от недопитого кофе, смешанный с адреналином, ускоряющим пульс.
  
  Оливер уверенно шагнул вперед, по гравию, хрустящему под подошвами
  кроссовок. "Извини, приятель, - сказал он спокойно, но твердо, его голос
  был ровным, как отлаженный алгоритм, перекрывающий шум фонтана, бьющего струями
  воды. - София уже занята. Мы идем на выставку в музей современного искусства.
  Может, тебе стоит найти кого-то другого для своих... вечеринок." Он стоял
  прямо, чувствуя, как ветер треплет его волосы, а солнце слепит глаза,
  подчеркивая контуры лица Джейка, теперь покрасневшего от раздражения.
  
  Джейк вскочил, его мышцы напряглись под футболкой, и воздух наполнился напряжением,как перед грозой - запах озона, хотя небо было ясным. "Кто ты такой,
  чувак? - фыркнул он, его дыхание тяжелое, с привкусом жвачки мятной, которую он
  жевал. - Софи, это твой новый бойфренд? Он выглядит как какой-то компьютерный
  задрот!" Смех Джейка был грубым, лающим, эхом разнесшимся по двору,
  привлекая взгляды прохожих студентов, шепот которых добавлял к шуму.
  
  Оливер не дрогнул, его рука мягко легла на плечо Софии, ощущая тепло ее кожи сквозь ткань блузки - прикосновение, которое успокаивало его, напоминая о хрупкости их связи. "Я тот, кто уважает ее выбор, - ответил он, голос набирая силу, как набирающий обороты двигатель. - А ты, похоже, не понимаешь слова "нет". Может, вернешься к своим гантелям и оставишь нас в покое?" Толпа вокруг затихла,только плеск фонтана и отдаленный звон колокола с башни нарушали тишину. Джейк стоял, сжимая кулаки, его лицо исказилось в гримасе, но под взглядом Оливера и любопытными глазами студентов он отступил, бормоча что-то под нос, и запах его дезодоранта был вскоре унесен ветром.
  
  София сжала руку Оливера, ее пальцы были теплыми и благодарными, и они ушли по дорожке, оставляя за собой эхо инцидента.
  Вкус триумфа был сладким, как шоколадный батончик, который он купил ей по пути.
  
  
  Воспоминание 3: Рождение Амелии
  
  Больница Калифорнийского университета в Медицинском центре Парнассус,
  где коридоры пропитаны стерильным запахом антисептика - острым, химическим,
  смешанным с легким ароматом кофе из автомата в холле, напоминающим о бессонных
  ночах. За окном родильного отделения ночь окутывала город, туман клубился
  вокруг огней моста, делая их размытыми, как воспоминания, а внутри комнаты
  царил контролируемый хаос: белые стены, усеянные мониторами с зелеными линиями
  сердцебиения, мигающими в ритме, который казался хрупким, как стекло. Шум был
  постоянным - писк аппаратов, отсчитывающих пульс матери и ребенка, тяжелое
  дыхание Софии, прерываемое стонами, и мягкие шаги медсестер в резиновых
  тапочках по линолеуму, скрипящему под ногами. Атмосфера была напряженной, как
  натянутая струна, полной ожидания и страха, где каждый миг мог принести жизнь
  или утрату.
  
  Оливер стоял рядом с кроватью, его рука крепко сжимала ладонь Софии - ее кожа была влажной от пота, горячей и скользкой, передавая ему волны ее боли через каждый спазм. Он чувствовал, как его собственные пальцы онемели от силы хватки, а сердце колотилось в унисон с мониторами, эхом отдаваясь в ушах. Вкус соли
  оседал на его губах - от слез, которые он не мог сдержать, смешанных с
  металлическим привкусом адреналина, сухостью во рту от часов без воды. София
  лежала на койке, ее лицо бледное, обрамленное влажными прядями волос,
  прилипшими ко лбу, глаза полузакрытые от усталости, но полные решимости. Врач в
  зеленом халате, маска на лице, отдавал команды спокойным, но твердым голосом:
  "Дыши, София, дыши глубоко. Еще один толчок." Запах пота и
  амниотической жидкости витал в воздухе, густой и первобытный, перекрывая
  стерильность, напоминая о сырой, животной сути рождения.
  
  Время растянулось, как туман над заливом: схватки накатывали волнами, София кричала - звук пронзительный, сырой, эхом разнесшийся по комнате, заставляя Оливера вздрагивать, его кожа покалывала от мурашек. Он шептал слова ободрения, его голос дрожал: "Ты справишься, любовь моя. Я здесь."
  
  Вдруг, в кульминации, после финального, изнуряющего толчка, раздался плач - высокий, дрожащий,как первый крик мира, прорезающий тишину. Врач поднял крошечное тельце,
  покрытое слизью и кровью, кожа розовая, сморщенная, ручки сжимающиеся в
  кулачки. Амелия. Оливер увидел ее глаза - крошечные, синие, как океан за окном,
  - и почувствовал прилив тепла, когда ее положили на грудь Софии. Прикосновение
  было нежным, как шелк: крохотное тело, теплое и трепещущее, с запахом новизны -
  сладковатым, молочным, смешанным с солью слез. Он коснулся ее головки, пальцы
  ощутили мягкий пушок волос, и в тот момент мир сузился до этой комнаты, где
  радость переполняла, как волна, накрывающая берег.
  
  Но под этой эйфорией будто бы скрывалась тень: Оливер чувствовал, как его душа трепещет, словно эта радость - лишь иллюзия, хрупкая, как туман, который рассеется при первом дуновении реальности. Впрочем, он отогнал эту мысль с негодованием.
  Он поцеловал лоб Софии, ощутив вкус ее пота на губах, и прошептал:
  "Она просто чудо!." Шум мониторов затих, медсестры
  улыбались, поздравляя их, говоря что-то, что обычно говорят в таких случаях.
  
  
  Воспоминание 4: Утренний ритуал в детской
  
  Обычное утро в их доме на холмах Ноб-Хилл - викторианский особняк с
  облупившейся краской и скрипящими половицами дышал историей, пропитанной
  ароматом старого дерева и свежесваренного кофе, доносившегося с кухни. Свет
  раннего солнца пробивался сквозь занавески в детскую, отбрасывая золотые полосы
  на стены, увешанные яркими рисунками Амелии - акварельные пейзажи залива,
  полные синих и зеленых мазков, и карандашные наброски Джорджа, где угловатые
  цифры складывались в причудливые узоры. Воздух был теплым, с легким запахом
  восковых мелков, разбросанных по полу, и сладковатым ароматом яблочного сока,
  пролитого Джорджем на ковер. За окном гудели машины на Ломбард-стрит, их шум
  смешивался с криками чаек и отдаленным звоном трамвайных колоколов, создавая
  утреннюю симфонию города, который никогда не спал полностью. Половицы
  поскрипывали под ногами Оливера, осязание старого дерева передавалось через его
  кожаные туфли, напоминая о прочности дома, который стал их убежищем.
  
  Оливер, теперь старший программист в крупной IT-компании в Кремниевой долине, стоял в дверях детской, поправляя галстук,который слегка жал шею - ощущение стянутости,контрастирующее с теплом в груди, когда он смотрел на своих детей.
  Его пальцы еще хранили холод металлической кружки с кофе, которую он пил за завтраком, вкус горький, с ноткой карамели,оставался на языке, бодря и заземляя.
  
  Семилетняя Амелия, сидела за маленьким деревянным столом, ее каштановые волосы,
  унаследованные от Софии, были собраны в небрежный хвост.
  Она рисовала, ее руки двигались уверенно, оставляя на бумаге
  яркие штрихи красного и желтого - закат над Голден Гейт. Запах акварели,
  влажный и землистый, смешивался с ее фруктовым шампунем, наполняя комнату
  жизнью. "Папа, смотри, это мост, который тебе нравится!" - сказала она, ее
  голос звонкий, как колокольчик, перекрывающий шорох карандашей.
  
  Джордж, пятилетний, с копной светлых кудрей, сидел на полу, обложенный листами,
  исписанными цифрами. Он хмурился, складывая в уме "три плюс пять",
  затем гордо поднял глаза: "Восемь, папа!" Его голос был тонким, но
  полным восторга, а на щеках играли веснушки, которые Оливер заметил,
  наклонившись, чтобы потрепать сына по голове. Прикосновение к его мягким
  волосам было теплым, живым, вызывая прилив нежности. Джордж протянул листок с
  кривыми цифрами, и Оливер почувствовал шероховатость бумаги под пальцами,
  словно это был код, написанный его сыном, - простой, но полный потенциала. Вкус
  гордости был сладким, как кусочек блинчика с кленовым сиропом, который София
  готовила на кухне, аромат которого доносился через открытую дверь.
  
  Оливер присел на корточки, чтобы быть на уровне детей, его колени хрустнули, напоминая о годах, которые текли незаметно. Он смотрел на Амелию и Джорджа, их лица,полные сосредоточенности и радости, и ощущал, как сердце сжимается от счастья,
  но с легкой тенью - словно эта сцена была слишком совершенной, как отлаженная
  программа, которая вот-вот выдаст ошибку. Шум утреннего города за окном
  усиливался, чайки кричали громче, а запах кофе смешивался с ароматом свежескошенной
  травы из сада, напоминая о жизни за пределами этого теплого кокона. "Вы
  молодцы, мои гении," - сказал он, голос мягкий, но дрожащий от эмоций, как
  будто он боялся, что слова растворятся в воздухе.
  
  Он поцеловал обоих в лоб, ощутив тепло их кожи, чуть солоноватое от утренней
  беготни, и встал, чтобы уйти на работу. Покидая детскую, он обернулся,
  запоминая эту картину: Амелия, рисующая с сосредоточенным взглядом, Джордж,
  шепчущий цифры, и солнечные лучи, танцующие на их лицах. Это был момент
  абсолютной полноты, но где-то в глубине души Оливер чувствовал, что эта
  реальность - как туман над заливом, который может рассеяться в любой момент.
  
  Воспоминание 5. Странные часы.
  
  Вечер опускался на город, как тёплое шерстяное покрывало - мягкий свет заходящего солнца ложился на фасады домов Ноб-Хилл,
  отражаясь в стеклянных окнах, где играли отблески медного заката. В доме Оливера стоял привычный уют: запах ванили и жареного хлеба доносился из кухни,
  где София готовила детям ужин; тихие голоса Амелии и Джорджа перекликались из гостиной, перемешиваясь со звуками мультика, и где-то в углу
  тикали настенные часы - размеренно, спокойно, как дыхание спящей семьи.
  
  Оливер сидел на диване, полурасслабленно, с чашкой остывшего кофе в руке. Кофе был горьким, чуть жжёным, и в этом вкусе было что-то усталое,
  как день, прожитый впустую. Он провёл взглядом по комнате - на полке книги с потёртыми корешками, на мягкий плед, небрежно брошенный Софией, на детские игрушки,рассыпанные у камина, и наконец - на картину.
  Копия Сальвадора Дали "Постоянство памяти", висела здесь уже много лет, став частью фона, как старый друг, к которому перестаёшь присматриваться.
  Но сегодня что-то изменилось.
  
  Сначала он не понял - просто мелькнуло ощущение движения, будто тень скользнула по стене. Оливер прищурился, отставил чашку и наклонился вперёд.
  Его дыхание стало тише. Стрелки часов на картине... двигались!
  Почти неуловимо, но они медленно, неумолимо ползли по своим расплавленным циферблатам.
  На одном - секунда тянулась, растекаясь, словно капля расплавленного металла; на другом - стрелка едва заметно дрожала, как живая, и снова сдвигалась вперёд.
  
  - София... - произнёс он хрипло, не отрывая взгляда. - Иди сюда. Посмотри.
  
  София подошла из кухни, вытирая руки о полотенце, с лёгким запахом масла и ванили. Она встала рядом, взгляд её был мягкий, будничный.
  - Что? -
  - Посмотри на эти часы на картине! - Голос Оливера был настойчивым, почти детским. - Они двигаются. Ты видишь?
  
  София всмотрелась, нахмурилась. - Ничего не двигается, Оливер. Это просто тень от лампы.
  Она усмехнулась, но в её тоне прозвучала нотка тревоги - тонкая, как трещина в стекле.
  
  - Нет, - прошептал он. - Нет... ты просто не видишь.
  
  Он шагнул ближе. Воздух вокруг картины будто изменился - стал плотнее, гуще, пропитанный запахом старого масла и холста, с лёгкой горечью пыли.
  В комнату будто проник другой воздух, сырой, изнутри сна. Тиканье настоящих часов замедлилось - или, может быть, просто перестало для него существовать.
  Теперь он слышал другое - тихое, вязкое жужжание, как будто где-то глубоко под поверхностью картины двигался механизм, тёплый и живой.
  
  Он протянул руку. Пальцы дрожали, кожа ощущала холодный воздух, исходящий от холста - не обычный, не комнатный, а почти металлический, как дыхание машинного сна.
  Кончиками пальцев он почти касался рамки, и в этот момент запах кофе исчез, уступив место чему-то другому - острому, химическому, с привкусом меди.
  
  - Папа? - позвал Джордж из-за спины. - С тобой всё в порядке?
  
  Голос сына звучал приглушённо, будто через толщу воды.
  Оливер обернулся - лица Софии и детей расплывались, будто их очертания растворялись в лёгком миражном дрожании воздуха.
  Он снова посмотрел на картину: часы уже двигались быстрее,
  и вдруг ему показалось, что поверхность холста слегка колышется, как жидкость.
  
  - Это знак, я уверен, - пробормотал он, - и я должен понять, что он означает.
  
  Он чувствовал - время стало вязким. Оно не текло, а капало. Каждая секунда имела вкус - металлический, горький, как кровь от прикушенной губы.
  В его ушах звенел едва уловимый гул, словно где-то далеко гигантские маятники качались, и всё в мире зависело от их движения.
  
  София подошла ближе, коснулась его плеча - кожа её была тёплая, живая, пахла мукой и детским мылом.
  - Оливер... пожалуйста, перестань. Там ничего нет.
  
  Он медленно повернулся к ней - глаза его были широко раскрыты, в них отражался блеск часов с картины, и этот блеск дрожал, как ртуть.
  
  В тот вечер Оливер впервые ощутил, что грань между сном и явью треснула. Картина дышала. Время, которое он знал, начинало расплавляться, как в видении Дали.
  А он - всё ещё не знал, просыпается ли, или, наоборот, погружается в сон глубже, чем когда-либо прежде.
  
   6. Трое суток перед тишиной
  
  В доме стояла странная тишина - не полная, а будто наполненная дыханием чего-то невидимого. Оливер сидел в кресле у стены, напротив картины.
  Прошло уже больше суток, но он не мог оторвать взгляда.
  Комната изменилась. День и ночь слились в один серо-золотой поток - солнечные лучи и лунные отсветы скользили по стенам, но для него не имело значения,
  что из них настоящее. Всё сузилось до холста.
  
  Картина "Постоянство памяти" словно жила. Часы на ней то замирали, то снова текли, и время вместе с ними колебалось, как дыхание в хрупком теле.
  Иногда Оливер слышал лёгкое постукивание - как будто стрелки двигались не на плоском холсте, а где-то внутри стены, за слоем краски и штукатурки.
  
  Он почти не ел. Глотки воды, забытые чашки кофе, невнятные ответы на вопросы Софии.
  Когда она звала его к ужину, он не откликался. Его тело постепенно оседало в кресле, будто корни пускало в пол, а глаза оставались широко раскрытыми,
  впитывая каждую вибрацию, каждую трещинку на поверхности картины.
  
  Иногда ему казалось, что от холста идёт лёгкое тепло. В другое мгновение - наоборот, волна холода, как от дверцы холодильника, когда смотришь внутрь и не знаешь,
  что ищешь.
  
  - Оливер... - София стояла рядом, с тревожным лицом, усталым, но всё ещё мягким. - Ты пугаешь детей.
  - Я не сумасшедший, - сказал он. Голос был низкий, хриплый, словно из глубины колодца. - То, что я вижу, не должно существовать. В нашем мире... это невозможно.
  Но я вижу это. Я чувствую это.
  
  Он медленно повернул к ней голову. Под глазами пролегли тени, щетина посеребрилась утренним светом.
  - Посмотри сама. Они движутся. Они дышат. Это... сообщение.
  
  София подошла ближе, на секунду заглянула в его глаза - и отпрянула. Там, за радужкой, что-то блестело, как отражённое стекло часов.
  
  Она опустилась на колени перед ним, коснулась его руки. Кожа была сухой, холодной, как у человека, долго лежавшего в тени.
  - Я тебе верю, - тихо сказала она. - Но, пожалуйста, отдохни. Дети боятся.
  - Не бойся, - ответил он, не отрывая взгляда от картины. - Скоро все станет ясно.
  
  Он говорил это спокойно, почти нежно, как человек, который нашёл что-то большее, чем объяснение - смысл.
  
  Позже, когда солнце клонилось к закату, София стояла у окна, глядя, как редкие облака окрашиваются в розовое и золотое.
  Внизу, за садом, ветер трепал листья лимонного дерева, и где-то за домом кричала чайка.
  Её руки дрожали, когда она собирала детские вещи. Амелия спала, уткнувшись в плюшевого слона, Джордж смотрел мультик, стараясь не слушать,
  как мама ходит по дому слишком тихо.
  
  Она подошла к двери, взглянула на Оливера ещё раз.
  Он всё так же сидел - неподвижный, как статуя, с пустой чашкой на коленях. Только глаза его двигались, следя за чем-то невидимым в глубине картины.
  
  - Мы ненадолго, - сказала София, хотя понимала, что говорит это скорее себе. - Я отвезу детей к родителям. Вернусь к вечеру.
  Оливер не ответил.
  
  Она задержала дыхание - в комнате пахло пылью, холодным кофе и чем-то ещё... едва уловимым, словно металлический привкус дождя.
  Когда за ней закрылась дверь, Оливер впервые моргнул за долгое время. В отражении на стекле рамки ему показалось, что часы на картине больше не текут,
  а смотрят на него - как живые глаза, зная, что скоро он сделает шаг, от которого нет пути назад.
  
  7. Когда время остановилось
  
  Дом был тих.
  Не та мирная, вечерняя тишина, а глухая, как под куполом из стекла.
  Звуки будто вымерли - не слышно ни ветра за окном, ни машин на улице, ни даже далёкого шума моря, который всегда был где-то на краю восприятия.
  Только мягкое потрескивание электрики в стене, как остаточный импульс умирающего времени.
  
  Оливер сидел на том же месте. Солнце давно ушло, лампы не горели - но он видел всё: комнату, кресло, рамку картины. Свет исходил не снаружи, а из самого холста.
  Картина теперь казалась живой - не просто изображением, а окном, за которым медленно колышется чужая реальность.
  
  Он моргнул. И вдруг понял - теперь на картине нет часов.
  Никаких.
  
  Там, где раньше висели расплавленные циферблаты, теперь зияли пустые пятна цвета песка.
  Оливер резко поднялся, сердце ударило в груди - сухо, болезненно. Он сделал шаг ближе. Картина выглядела незавершённой, как будто кто-то стёр из неё смысл.
  
  - Нет времени... - прошептал он, губы почти не двигались. - Времени нет!
  
  Эта мысль пронзила его, как игла из света.
  Он вдруг ясно увидел - всё, что он знал, всё, что помнил: рождение детей, запах волос Софии, солнечные лучи на мосту Золотые Ворота, - всё это что-то вроде
  киноплёнки. Ленты, которая движется через чей-то проектор, а он - лишь зритель, точка сознания, запертая между кадрами.
  
  Перед глазами мелькнули вспышки - обрывки воспоминаний, как оборванные плёнки в старом киноаппарате:
  Амелия смеётся,
  София подаёт кофе,
  огонь в камине,
  и снова - картина.
  
  Но теперь она дышала.
  Поверхность холста колебалась, словно под ней кипела густая жидкость. В воздухе запахло медью, пылью и чем-то горелым.
  С потолка на пол падала тень, похожая на волну.
  
  Оливер почувствовал, как воздух вокруг него стал вязким. Пространство будто начало липнуть к коже, как густой сироп.
  Он попытался вдохнуть - грудь не слушалась.
  Звук - единственный, что остался - был его собственный пульс, ускоряющийся до предела.
  
  - Кто... прокручивает? - прохрипел он, глядя в глубину картины. - Кто это делает?
  
  Ответа не было.
  Только внезапная, дикая боль, ударившая по телу, как электрический ток. Она прошла сквозь него волной - огонь, холод, режущая дрожь,
  будто кто-то разрывал его на молекулы. Он закричал, но голоса не было - звук утонул в собственном сердце.
  
  Картина дрогнула. Поверхность стала текучей, водной, колыхающейся, как зеркало под дождём. Вязкая, блестящая субстанция потянулась к нему,
  отражая его искажённое лицо, где глаза были уже не глазами, а двумя точками света.
  
  Мир вокруг растворился.
  Кресло, стена, комната - всё рассыпалось, как плёнка, застрявшая в проекторе и сгорающая на свету.
  
  Он сделал шаг - или, может, просто упал вперёд.
  И в тот миг картина впустила его.
  
  Плоть и свет, звук и боль смешались в один ослепительный поток.
  Ему показалось, что он падает сквозь прозрачную воду, густую, как стекло, а потом - удар. Тяжёлый, тупой, хриплый вдох.
  
  Мир вспыхнул белым.
  
  Он открыл глаза.
  Перед ним - потолок. Белый, слепящий, с квадратами ламп. Запах антисептика, металла и резины. Шорох шагов. Далёкий гул монитора.
  Он попытался пошевелить рукой - боль пронзила тело, как ток.
  Тело... тяжёлое, неподвижное, с привкусом крови во рту.
  
  В боковом зрении - фигуры в белых халатах, голоса, слова, которых он не понимал. Всё звучало приглушённо, как сквозь воду.
  Он хотел сказать: София..., но из горла вырвался только шёпот, больше похожий на дыхание ветра.
  Монитор пискнул.
  Всё остальное поглотила белая тишина.
  
  8. Время, которого нет
  
  Он очнулся не сразу - сначала был только звук.
  Мягкое, мерное пиип-пиип - дыхание машины, равномерное, без эмоций. Потом - вкус. В горле сухость и металлический привкус, как от крови.
  И запах - антисептик, спирт, пластик.
  Тело тяжёлое, будто принадлежит кому-то другому. Рука - чужая, правая нога - не чувствуется вовсе.
  
  - Очнулись? - голос рядом был спокойный, почти усталый. Женский, с лёгким акцентом, будто ветер скользнул по стеклу.
  Он моргнул. Перед ним стояла медсестра в голубой форме, а чуть дальше - врач в белом халате. На бейдже значилось: доктор Линда Хейл.
  
  - Вы в больнице Святого Франциска, мистер Хьюз. Вас сбила машина. Перелом правой руки, правой ноги, сотрясение, ушиб мозга средней степени.
  Вам повезло, что вы живы.
  Оливер попытался заговорить, но губы не слушались. Только после второго вдоха он смог выдавить:
  - Моя жена... София... И дети... Амелия, Джордж... они знают?
  
  Доктор Линда посмотрела на него внимательно - слишком долго, как будто пыталась понять, шутит ли он.
  - Простите, мистер Хьюз, - сказала она тихо, - но, согласно нашей базе данных и вашим медицинским документам... у вас нет жены. И детей тоже. Вы не были женаты.
  
  Он не понял. Слова звучали ровно, как чужая запись.
  - Как... нет? - прошептал он. - Это невозможно. Мы... жили... у нас был дом в Сан-Франциско. София пекла хлеб. Дети смеялись. Я...
  - Он замолчал, чувствуя, как горло перехватывает.
  
  Доктор положила руку ему на плечо.
  - Возможно, вы переживаете последствия черепно-мозговой травмы. После сильного удара мозг иногда создает сложные иллюзии.
  Сновидения, которые кажутся реальными. Они могут длиться секунды, а ощущаться - как целая жизнь.
  
  - Сновидение... - повторил он, словно пробуя слово на вкус. Оно звучало сухо, мёртво.
  Он опустил голову и почувствовал, как по щекам потекли слёзы. Настоящие, тяжёлые, горячие.
  В груди зияла пустота. Не просто от потери - от осознания, что ничего не существовало. Ни дома, ни смеха детей, ни её рук, пахнущих мукой и солнцем.
  
  Всё было выдумано, кем-то выдумано.
  Он закрыл глаза, надеясь снова увидеть их хотя бы на миг.
  Но там - только белый свет и холодный шум аппаратов.
  
  Доктор тихо вышла, оставив дверь приоткрытой. Комната наполнилась ровным гулом кондиционера.
  Время снова стало ощутимым - сухое, машинное, чужое.
  
  Он повернул голову.
  На стене напротив висела картина.
  
  "Постоянство памяти" Сальвадора Дали.
  Та самая - с растёкшимися часами, висящими на голой ветви.
  Только теперь... на всех трёх циферблатах стрелки стояли на месте.
  Совершенно неподвижно.
  
  Оливер задержал дыхание.
  Взгляд его застыл на картине, и в какой-то момент ему показалось, что металл стрелок чуть блеснул - как от внутреннего движения,
  как будто кто-то только что нажал "пауза".
  Он не смог отвести глаз.
  
  Где-то за гранью сознания прозвучал тихий смех - похожий на смех Амелии. Или, может быть, это был всего лишь шум в голове. Он закрыл глаза, надеясь на чудо.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"