Орлов Денис Евгеньевич
Маленький Саша. Прода. 104

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
Оценка: 6.83*148  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь публикуются проды. Буду стараться публиковать два раза в месяц: 5 и 20 числа.


20 июля 1829, Красное село

* * *

   Утром, ознакомившись с ходом работ по укладке рельс, великий князь оставил Мельникова и Евдокимова руководить работами, а сам занял выжидательную позицию на месте будущей Красносельской платформы, которая должна встать сразу перед разворотным кольцом. Пока здесь была только ровная утрамбованная крупным песком площадка. Он ждал прибытия гатчинцев и павловцев, которые в порядке общего научения должны были прибывать поездом по только что построенному участку дороги. Казалось бы, ничего особенного, но подготовка вагонов и сходней для погрузки и выгрузки телег и лошадей заняла около недели, и отвлекла значительные силы от постройки дороги. Но представлялось важным продемонстрировать прибытие войск на манёвры именно таким, новым для всех, образом. Разумеется, это было не просто для самолюбования, государь выказал интерес и намеревался уделить время на встречу войск. Условились, что наследник престола известит отца с прибытием первого эшелона. И вот теперь, великий князь ковырял песок носком сапога, высматривая не покажется ли со стороны Гатчины дым. Через пару минут он отвлёкся на Волконского, вместе с мексиканцами приехавшего ознакомиться с сюжетом шедевра братьев Люмьер. В голове Саши промелькнула фраза из анекдота про Штирлица: "Значит у нас, в гестапо, утечка... и кто-то Вася.". Незаметно народ стал скапливаться, очевидно заинтересованный происходящим. Сначала подошли какие-то прогуливающиеся дамы и встали поодаль. Потом показался пожилой, но очевидно зажиточный господин и остановился в тени дерева.
   --Дым!!! -- услужливо закричал один из конвойных, и собравшиеся оживились.
   Убедившись, что это правильный дым, наследник престола отправил гонца к императору. А народ с округи жадный до представлений начал скапливаться со скоростью приближавшегося поезда. Вот уже и пацаны заняли места на деревьях. Светская публика оформилась кучкой обсуждая что-то. Солидные купеческие люди собрались в сторонке, скептически похмыкивая и перебрасываясь фразами. Тем временем поезд уже отчётливо был виден. Когда паровоз докатил до платформы вокруг уже собралась изрядная толпа любопытствующих. Впрочем, Мельников свидетельствовал, что открытие любого участка строящегося пути вызывало такой же интерес, просто в красном Селе было существенно больше народу и образованных господ. Поезд подошёл, остановился, дал гудок. С первого вагона спрыгнул офицер и доложил о прибытии первой роты Лейб-Гвардии Павловского полка.
   -- Приступить к выгрузке, -- улыбнувшись, скомандовал великий князь.
   С вагонов на песок поспрыгивали солдаты и стали дружно подтягивать заготовленные помосты, чтобы скатить по ним фуры. Для лошадей, чтобы они не пугались, пришлось заранее сделать стенки у расширенных платформ для торфа. В остальном поезд состоял из узкого сидячего пассажирского вагона для офицеров, катавшего в свою бытность вдовствующую императрицу, и расширенных торфяных платформ, на которых ехали люди и обозные фуры. Пока солдаты разгружали эшелон, великий князь опрашивал поручика:
   -- Сколько эшелонов ещё вашему батальону?
   -- Ещё четыре.
   -- Второй сразу под погрузку пошёл, как и намечалось?
   -- Да, ожидает возвращения этого.
   -- Так, -- великий князь осмотрелся вокруг и выбрал одного из солдат. -- Вот ты, вместе с командиром взвода ко мне.
   -- Слушаюсь.
   В толпе послышался шёпоток: "государь". И точно к поезду подкатила коляска с императором и императрицей. Следом подъехал и Михаил Павлович с супругой.
   -- Здравствуй, Александр Николаевич, -- неестественно громко поздоровался Николай Павлович с сыном. -- Может настало время мне прокатиться по твоей дороге, а то всё времени не было в Гатчину съездить.
   -- Не вижу никаких препятствий, -- улыбнулся наследник престола отцу, -- сейчас закончим выгрузку войск и можно ехать. До Гатчины доберёмся минут за тридцать. Там уже готовый к отбытию поезд стоит на него пересядем и минут за сорок доберёмся назад. Прекрасная прогулка.
   -- Отлично, -- заключил Николай Павлович и, повернувшись к Алесандре Фёдоровне, указал: -- Едем.
   -- Ваше Императорское Величество! Поручик Семаков лейб-гвардии Павловского гренадёрского полка по приказу Его Императорского Высочества явился. Жду указаний.
   -- Указывай, -- кивнул император наследнику.
   -- Поручик, где солдат что за тобой был послан?
   -- Здесь.
   -- Я здесь! Ваше Императорское Высочество! - проорал, выпучив глаза, солдат, выпрыгнув откуда-то из-за спины командира.
   -- Поручик, я позвал вас для проведения выборочной проверки, -- пояснил великий князь, сделал несколько шагов к уже освобождённой платформе для торфа и указал на неё рукой. -- Солдат, сидор к осмотру. Сюда всё выкладывай.
   -- Слушаюсь.
   Николай Павлович вместе с братом встали за спиной наследника, с любопытством разглядывая происходящее. Солдат взгромоздил походный сидор на край платформы и начал извлекать из него содержимое раскладывая вдоль края. Великий князь, стараясь оставаться невозмутимым, наблюдал за происходящим. Наконец мешок опустел и был уложен рядом. Удовлетворённо кивнув, и злорадно усмехнувшись, великий князь позвал:
   -- Поручик.
   -- Слушаю.
   -- Ваш взвод находится сейчас на походе? Сколько суток?
   -- Да. Вторые сутки.
   -- Каков запас еды должен иметь с собой солдат при выходе на поход, вы, несомненно, знаете. А вот почему у него всего несколько сухарей с собой, вы можете объяснить?
   -- Приказом командира батальона в связи с тем, что полк следует по обжитым местам при полевых кухнях, велено провиант солдатам не выдавать.
   -- С командиром батальона я поговорю потом, а пока ответьте поручик. Вам вверен взвод. Вы, как офицер на службе государя, несёте перед ним ответственность за готовность вашего взвода к бою или походу. Ваш взвод к походу не готов. Если государь прямо сейчас велит вам немедленно выступить для совершения чрезвычайной миссии, вы не сможете это сделать в связи с отсутствием провианта. Ваш взвод не готов. И я хочу узнать, высказывали ли вы возражения командиру батальона по поводу его решения, или вам было всё равно готов ваш взвод к походу или нет. Отвечайте.
   -- Виноват, Ваше Императорское Высочество, -- понурил голову поручик.
   -- Я рад слышать раскаяние, -- улыбнулся великий князь, -- Напомню, войска, вверенные моим заботам, не участвуют в манёврах. Они проводят полевые учения. Цель всякого учения выявить и осознать ошибки, дабы, когда случится защищать волю государя от настоящего врага, не допустить их по недомыслию и неумению.
   -- Ха-ха, -- вмешался Николай Павлович, -- а не по недомыслию?
   -- На войне возможно всякое. Не исключаю, там придётся идти в поход вообще на голодный желудок и ещё не пить пару дней. Это нехорошо, но всякое может быть. Но офицеру всегда надлежит помнить, что его оружие не шпага, а солдаты и их он должен содержать в максимально возможном готовом для боя состоянии. Кстати о шпагах, -- великий князь развернулся к подчинённым. -- Поручик, рядовой, оружие к осмотру!
   Выгрузка первой роты заняла не более пятнадцати минут. И вот на пассажирскую платформу взошёл государь, императрица, Михаил Павлович с женой, Волконский, мексиканские гости, великий князь и трое конвойных казаков. Поезд тронулся, развернулся на кольце, затем пришлось остановится чтобы перевести стрелку. И дальше паровоз стал плавно набирать скорость. Гости сидели и вполголоса обменивались впечатлениями, а великий князь встал и, подойдя к самому краю платформы, замер разглядывая набегающие рельсы свежеуложенного пути. Поезд уже набрал около двадцати километров в час, когда Николай Павлович подошёл к сыну и поинтересовался:
   -- Не слишком ли быстро мы едем, Саша?
   -- Нет, по такой дороге без груза, машинист может дать все сорок вёрст в час без существенных опасений.
   -- Сорок вёрст?
   -- Да, и эту скорость он будет сбавлять только при прохождении поворотных колец. Но только до стекольного завода. На старой части дороги я запретил скорость больше двадцати вёрст.
   -- А почему запретил?
   -- А тут кроются недостатки железной дороги. Я вот стою и любуюсь этими рельсами. Посмотри, как ровно лежат, и первый участок был таким в прошлом году. Но земля за зиму просела. Когда мы подъедем к стеклянному заводу, ты увидишь, что путь какой-то вихляющий. Конечно, весной рабочие выровняли рельсы, но таким гладким как изначально он уже не станет. И это одна из проблем. Помнишь ты спрашивал меня почему конка, а не паровозная дорога. Вот одна из причин. Пока мы не умеем класть путь так, чтобы его не вело каждую зиму. Это для скоростей паровоза важно, на неровностях он может соскочить с рельс. У конки нет такой скорости. Ещё, посмотри, как выглядят рельсы. Это чугунная махина, которую поднимают вшестером. На этот путь потрачена прорва чугуна. И меньше нельзя. Вес этого паровоза около пятнадцати тонн. Тонкий рельс лопнет. На конку же взят совершенно лёгкий рельс поскольку вес повозки с грузом не более трёх тонн. А значит чугуна уйдёт на конку на порядок меньше. Этот паровоз имел дальность хода до двадцати вёрст. Сейчас мы расширяем платформы и тендер, ставим дополнительные баки с водой. Сейчас он имеет запас в пятьдесят вёрст. Лошадей надо менять каждые двадцать вёрст, но их цена не сопоставима с паровозом.
   -- Что значит расширяете платформы?
   -- Мы сейчас едем на старой пассажирской платформе. Её ширина равна колее. Узко, всего пол сажени. И изначально такой ширины были все вагоны. Когда мы стали возить торф, он оказался лёгок. Возникла мысль смастерить сверху настил в сажень шириной, так появились расширенные платформы, которые прицеплены за нашей. На них приехали телеги и лошади. Для новой дороги Павел Петрович уже сделал модель вагончика с шириной в полторы сажени, на ней он проверяет устойчивость. Полагаю эта ширина станет конечной для нашей дороги. И если сейчас на старой пассажирской платформе в ряд стоят два места, то будет шесть. Ещё я задумал новый паровоз для дороги, он сможет тащить больше вагонов. Сейчас батальон может быть перевезён за пять раз. Если всё сложится удачно, то его можно будет перевезти за два раза.
   Они замолчали, разглядывая набегающие рельсы и думая каждый о чём-то своём. Тем временем, поезд нёсся со скоростью около сорока километров в час иногда сбавляя до двадцати, впереди показалась Гатчина и машинист перестал торопиться. Ход плавно терялся и к стекольному заводу подъехали уже на пятнадцати километрах в час. На десяти миновали первое разворотное кольцо и немного ускорились.
   -- Посмотри на рельсы, -- сказал Саша отцу указывая ладонью, -- видишь рельсы немного вихляют... чествуешь как колёса резче отстукивают на стыках... Вот о чём я говорил. Нам ещё нужно научиться делать основу под дорогой. Идеи есть, но нужно время. Предстоит научиться следить за дорогой, за паровозами. Эта скорость и мощность не простит небрежности. Потому, рано ещё такую строить в Сибири, здесь нужно довести до ума. Да и людей надо к дороге приучать. Вот сегодня по дороге собираюсь перевезти один батальон павловцев и три гатчинских эскадрона. Перевозка лошадей особое дело, этому тоже научится предстоит. А через неделю, когда отстроим редут они покажут вашему величеству чего стоят новые павловцы и гатчинцы.
   -- Двадцать шестого жду тебя, всё назначено, -- коротко ответил Николай Павлович.

26 июля 1829, Красное село

* * *

   Вводное занятие по внутренней баллистике пришлось проводить на свежем воздухе. Благо погода допускала. Конец июля в Петербурге нельзя назвать изнуряющим жарой. Для занятий была подготовлена площадка, чернёная доска, стол для лектора. Места слушателей с небольшими столиками для ведения записей и отдельный амфитеатр для гостей. От всех же прочих великий князь выставил двойное круговое оцепление, отгоняющее всякого любопытствующего.
   В четыре часа дневная жара уже стала и люди подсознательно настроились на ленивый летний вечерний отдых, великий князь вышел перед слушателями и публикой и занял своё место у доски:
   -- Здравствуйте, господа. Сразу преступим к делу. Высочайшим повелением в порядке эксперимента настоящая дисциплина выделена в отдельный курс для изучения. Занятия будет вести хорошо знакомый вам Андукович, Викентий Александрович. Я же на этом занятии постараюсь определить для вас значимость и особенность предмета изучения. Итак, что же вам предстоит изучать. Вообразим себе выстрел из ружья или пушки, -- великий князь несколькими штрихами обозначил на доске пушку, мишень, отчеркнул линию грунта и одним движением начертил баллистическую кривую. -- Полагаю Викентий Александрович неоднократно рисовал нечто похожее. Что происходит при выстреле? Снаряд или пуля... Я часто буду говорить пуля, ружьё и винтовка, но это совершенно также распространяется на ядро и пушку. Просто мне бывает так привычнее. Итак, пуля под действием пороховых газов движется по стволу. Покидает его. Летит в воздухе по баллистической кривой. При должной удаче попадает в мишень, проникает в неё и наносит ей ущерб. Последней стадии в настоящее время не придаётся должного внимания, и это надлежит исправить в скором времени. Движение пули в объекте должно изучаться дисциплиной, называемой мною терминальной баллистикой. Эта дисциплина даст ответ о том, как взаимодействует снаряд и объект и предъявляет свои требования к прочности снаряда, его форме, энергии и других свойствах. Она изучает вопрос пробьёт ли ядро или бомба борт корабля оставив небольшую дырочку или увязнет в нём и взорвётся, устроив в борту гигантскую дыру или же вовсе отскочит, не причинив вреда. Сейчас для нашей дисциплины важнейшим является энергия, с которой пуля или снаряд достигает мишени. Обозначим Е конечное.
   Великий князь надписал специальный знак.
   -- Предыдущая стадия, изучается внешней баллистикой иногда именуемой просто баллистикой. Эта дисциплина изучает свойства какими должен обладать снаряд, летящий в воздушном пространстве, чтобы прибыть наиболее вероятным образом в мишень и иметь при этом требуемую конечную энергию. Я не буду пытаться заместить собой Викентия Александровича, читающего вам курс баллистики, но несколько интуитивно понятных и важных для целей настоящей дисциплины вещей я проговорю. Итак, снаряд перемещается в воздухе за счёт энергии, сообщённой ему пороховыми газами. Помимо этого, на него действует сила притяжения земли превращая траекторию полёта в баллистическую кривую. А также на него воздействует вязкость воздуха затормаживая снаряд тем сильнее, чем выше его скорость. Если исхитриться и часть траектории провести через воду, среду, обладающую куда большей плотностью чем воздух, то эффект торможения снаряда будет виден более отчётливо. Подобные эксперименты я проводил, отстреливая пули в воду. На основе таких экспериментов не сложно установить наличие зависимости между скоростью снаряда и той эффективностью, с которой среда сопротивляется ему. А также, не сложно убедится, что форма снаряда влияет на сопротивление этой среды. Впрочем, можно убедится в этом самым элементарным образом.
   Великий князь взял со стола большой веер и взмахнул им разгоняя воздух плоскостью, а после развернул ребром и махнул ещё раз.
   -- Совершенно очевидно, что чем больше поперечное сечение предмета, рассекающего среду тем выше сопротивление. При этом снаряд движется за счёт накопленной при прохождении ствола энергии. Формула её хорошо известна. Масса, умноженная на скорость дважды и делённая пополам. Тем самым чем выше масса снаряда при той же скорости, тем большей энергией он обладает и тем дольше будет сохранять значение, превышающее конечную энергию. Таким образом снаряд должен быть тяжёлым, но при этом иметь малое поперечное сечение, сколь это возможно. Идеальной формой в таком случае обладает игла. Запомним это обстоятельство и обратим внимание на другое. Снаряд должен не только донести энергию до цели, но и попасть в неё наиболее вероятным образом. Это достижимо лишь тогда, когда траектория движения высоко предсказуема, иначе говоря, разброс снарядов в серии выстрелов минимален и он несущественно откланяется от места прицеливания. На разброс влияет множество факторов, но сейчас мы рассмотрим только те основные из них, что связаны с прохождением снаряда во внешней среде. Если зарядить в ружьё иглу и выстрелить в бумажную мишень, то очень часто можно будет увидеть не аккуратную дырочку, а огромную рваную рану, свидетельствующую о том, что игла летит, кувыркаясь произвольным образом и прилетает в мишень боком. Разумеется, отклонение в траектории такой иглы непредсказуемы. Необходимо как-то стабилизировать её, чтобы при выстреле выйдя из ствола она сохраняла своё исходное положение. Либо отказаться от использования иглы превратив снаряд в шар, который сколь бы не вращался в полёте не развернётся неудачной стороной, а соответственно прилетит, куда планировалось хотя потери от сопротивления воздуха будут весьма существенны. Но вернёмся к стабилизации снаряда в полёте. Известны два её типа. Первый выравнивание самим воздухом, оказывающим сопротивление за счёт его неравномерности. Такой метод широко применяется в ракетной артиллерии. Там снаряды для этой цели снабжаются оперением или балансирами. Суть его вкратце заключена в том, что основная масса снаряда вынесена в переднюю часть, а задняя представляет собой облегчённый, вызывающий дополнительное сопротивление воздуха корпус. И второй метод, более применимый сейчас в стрелковом деле и артиллерии, это метод гироскопической стабилизации снаряда. Принцип легко иллюстрируется волчком.
   Великий князь раскрутил на столе волчок, размером с небольшое яблоко, и осторожно пальцем попробовал отклонить его ось.
   -- Как видите вращающийся предмет если попытаться отклонить его от оси стремиться вернуться к ней. Раскручивая снаряд в стволе, мы создаём у него ось вращения, к которой он будет стремиться вернуться на протяжении всего полёта в воздухе. Это позволит даже иглу заставить лететь исключительно остриём вперёд. Придание снаряду вращения это второй элемент, который нам необходимо запомнить прежде, чем мы перейдём от обычной внешней баллистики к внутренней. Но прежде, мы совершим этот переход, позволю себе проговорить ещё одно обстоятельство, демонстрирующее практическую разность в подходах артиллеристов и стрелков.
   Великий князь стёр лишние буквы о ставив только рисунок баллистической кривой.
   -- Я был несколько небрежен и нарисовал кривую почти одинаковой до точки максимального возвышения и после. На деле же в силу влияния сопротивления воздуха, начальный этап следует нарисовать более пологим, а конечный более крутым. Представим себе, что снаряд или пуля могут обладать строго определённой энергией, сообщаемой зарядом. Рассмотрим случай если снаряд при этом обладает разной массой. Чем она больше, тем меньшей оказывается скорость. При этом меньше сопротивление воздуха и снаряд летит дальше. Но для попадания в цель на больших расстояниях нужно осуществить определённые расчёты или иметь таблицы стрельбы. Более того артиллеристы часто могут себе позволить сделать один или два пристрелочных выстрела, для уточнения расчётов. Стрелку из винтовки зачастую это всё недоступно. Он не в состоянии пристреляться, у него нет времени на расчёты, глазом ему сложно прицелиться на большие расстояния. Он зачастую стреляет под небольшими углами возвышения и важнее чтобы начальный участок траектории был как можно более пологим и длинным. А он будет таким при наибольшей скорости. Ради этого можно пожертвовать и дальностью. Ведь стрелять приходится по цели на первую сотню саженей, а не на вёрсты как в артиллерии. Требования к баллистики ручного оружия и артиллерии отличны не только этим, но углубляться в это сейчас нет смысла.. В результате всех рассуждений можно уверенно заключить, что все свои свойства: энергию, вращение или отсутствие оного пуля получает за время движения внутри ствола. И именно оно и сопутствующие ему явления изучаются в рамках внутренней баллистики. Здесь во многом определяется как полетит пуля и как она достигнет мишени. Это не является для вас открытием, ведь в рамках курса артиллерии вы уже изучали и теорию горения пороха, и действие пороховых газов в стволе. Но сейчас вынеся внутреннюю баллистику в отдельную дисциплину мы с вами определим круг вопросов, на которые она должна ответить. Или, если угодно, вы дали ответ, когда вашими стараниями будет изготавливаться новое совершенное оружие для русской армии. Итак, ствол... -- великий князь освободил доску для нового подробного рисунка. -- Ствол должна покинуть пуля определённой формы, в соответствии с ней она должна иметь или нет вращение. В стволе она приобретёт энергию, которую по выходу из ствола будет растрачивать, донеся до цели в размере не меньшем, чем конечная энергия. Рассмотрим же как пуля приобретает свою энергию и осуществляет движение. Для начала примем за основу в рассуждениях шаровую пулю, плотно сидящую в гладком стволе. И так...загорается порох. Давление газов накапливается до того, что сила, давящая на пулю, становится больше трения и сопротивления воздуха в стволе. Поскольку мы говорим о быстропротекающих процессах дополнительно следует учесть инерцию покоя пули. После этого пуля начинает движение и ускоряется до тех пор, пока сила давления не сравняется с силами, противодействующими движению пули. Эта точка на пути движения пули является точкой идеального ствола. Изготовление более длинного ствола не только не рационально, но и теоретически бессмысленно. Нахождение этой точки для всякой конкретной системы, включающей в себя ствол, заряд и снаряд является одним из важных, но всё же второстепенных вопросов этой дисциплины. Теперь, обратим внимание на то, что сообщает пуле скорость. На пороховой заряд, который сгорая образует большое количество газа. Горение не происходит мгновенно. Вам должно быть известно, что и в трудах господина Монжа и Карно и даже в лекциях господина Весселя, для простоты расчётов полагается допустимым принимать скорость сгорания заряда постоянной величиной. Однако, в рамках данной дисциплины такое упрощение не применимо. Скорость сгорания очевиднейшим образом зависит от многих параметров в частности: от размеров зёрен и давления. В этом легко убедиться будучи немного внимательным при проведении опытов. Не смотря на очевидность точные значения этих зависимостей пока не ясны. Определение их есть один из основных вопросов дисциплины. Итак, запишем для памяти первый важный вопрос, ответ на который должна дать дисциплина. Скорость горения, определённая через зависимость...
   Великий князь поставил значок функции и разместил в скобках необходимые аргументы. Затем задумавшись замер, но тряхнув головой вернулся к лекции, начав рисовать кривую давления по стволу.
   -- С какой скоростью горит заряд с той же выделяются газы, увеличивая давление в казённой части ствола. Первые мгновения объём доступный газам постоянен, но вскоре пуля начинает движение увеличивая этот объём в разы и тем самым способствуя снижению давления. Не сложно заметить, что в период горения заряда имеются две противодействующие тенденции, влияющие на рост давления. На этой кривой можно отметить следующие важные точки. Первая, это точка начала движения пули. Вторая, точка максимального давления. Третья, точка полного сгорания заряда. Четвёртая нам уже знакома - это место окончания положительного влияния давления газов на скорость, она же точка длины идеального ствола, она обозначает место, в котором ускорение пули становится нулевым. Определение точки максимального давления является вторым важнейшим вопросом дисциплины. Ответ на него даст представления о требуемой прочности казённика и его длине. после достижения максимума давления порох ещё горит какое-то время, но объёмов получаемого газа уже недостаточно чтобы перекрыть увеличение объёма от движения пули. Обратите внимание, что приводимый график дан относительно траектории движения пули, а не времени, это удобно в практическом смысле. На пулю действует сила давления, постоянно ускоряя её. Определим же эту действующую силу. Это не сложно сделать через давление и площадь сечения канала ствола. Таким образом чем выше давление и больше калибр пули, тем выше сила действия пороховых газов. Но чем больше калибр, тем значительнее увеличивается объём при движении пули и быстрее начинает падать давление. Установление оптимального размера калибра и объёма порохового заряда, создающего давление, это третий основной вопрос дисциплины. Близко к нему находится четвёртый вопрос о массе пули и скорости. Ведь действующая сила двигает массу пули и пороховых газов по стволу с определённым ускорением. И чем масса выше, тем ускорение меньше, а, стало быть, требуется большая длина ствола для набора скорости. Но давайте подумаем, какой же может быть максимальная скорость пули. Совершенно очевидно, что если пуля толкаема газами, то её скорость не может превышать скорость истечения пороховых газов. При одном калибре и давлении, ускорение, а следом и скорость газов будет тем меньше, чем больше их масса. И здесь к массе самих газов необходимо присовокупить сажу и другие не сгоревшие частицы, что наличествуют в пороховом дыме. Определение этой максимальной скорости имеет отдельное значение, позволяя ожидать от пули определённых скоростей. Но главный вывод, который мы можем сделать это заключение о вреде порохового дыма для достижения наилучших показателей. Если бы нашёлся способ уменьшить дымность пороха его сила, при прочих равных, возросла бы. Это отдельный вопрос, который наша дисциплина может поставить перед химией.
   Великий князь стёр график давления и на рисовал другую кривую.
   -- Давайте посмотрим, как может нарастать скорость при выстреле. В начале скорость равна нулю. Пороховой заряд начинает сгорать. Давление воздействует на пулю и скорость начинает возрастать. Поскольку давление быстро нарастает, то сила его воздействия на пулю всё более растёт, а значит растёт ускорение. Скорость увеличивается всё более и более. Наконец дойдя до максимума, давление, а с ним и сила, а сними и ускорение, начинает падать. И характер прироста скорости меняется со стремившегося ввысь, на плавно возвышающийся. При этом чем дальше уходит по стволу пуля, тем больше падает давление и уменьшается ускорение. Прирост скорости становится всё меньше и меньше. Если ствол будет иметь длину равную идеальному стволу, то в результате скорость пули достигнет максимальной скорости. Если мы отметим для себя некоторые рубежи по скорости, то увидим, -- великий князь стал отчёркивать линии на графике, -- что при такой длине ствола мы можем достичь половины от максимальной скорости, при такой ещё трети, при такой ещё одной восьмой. И тут можно задуматься ведь дальше ствол надлежит увеличивать существенно, а скорость прирастёт не более чем на одну двадцать четвёртую. Может быть, в отдельных случаях имеет смысл заполучить за счёт удлинения ствола ещё одну пятидесятую, но не более. Теперь можно обозначить пятый вопрос дисциплины, это определение кривой скорости и эффективной длины ствола. Эти вопросы необходимо дополнить другими, связанными с поведением пули в нарезном стволе. Рассмотрим пятилинейную винтовку, поступающую сейчас на вооружение.
   Великий князь очистил доску, после изобразил заново ствол и отдельно крупно нарисовал казённик.
   -- Суть особой конструкции пули в том, что будучи свободно опущенной в казённик, при выстреле она сминается, вдавливается в нарезы и не позволяет пороховым газам обтекать её, снижая давление. Как это происходит. Дело в том, что пуля условно может быть разделена на две части. Массивную головную и тонкую легко сминаемую свинцовую юбку. При воздействии давления, пуля не сразу приходит в движение массивная головная часть обеспечивает достаточную инерцию покоя. В то же время тонкий слой свинца юбки легко деформируется давлением вминаясь в нарезы. При этом необходимо технически решить два вопроса. Первый это определить достаточную массу головной части и второй принять меры чтобы свинец юбки сминался, но не был настолько тонок чтобы прорываться. Это не сложные вопросы носят второстепенный характер. А вот вопрос основной, шестой по счёту, можно сформулировать как определение зависимости между формой нарезов, скоростью пули и её материалом. Поясню подробнее. Нарезы призваны придать пуле вращение. Если таковое будет недостаточным, то как плохо раскрученный волчок, пуля станет неустойчивой в полёте. Чтобы раскрутить пулю сильнее нарезы должны быть круче. Но чем они круче и мельче, тем больше риск, что мягкая свинцовая пуля, развившая большую скорость, просто сойдёт с них, смявшись соответствующим образом. Чтобы этого не произошло необходимо обеспечить соответствие между крутизной и глубиной нарезов и скорости пули. Что касается глубины нарезов то значение это не может быть запредельным, ведь при выстреле эти нарезы должны быть заполнены свинцом юбки, чтобы не допустить прорыва газов. И чем нарезы глубже, тем сложнее их заполнить. При этом необходимо дополнить уже известный нам вопрос о массе пули и скорости. В случаи винтовки пуля не обязана быть шаром, потому можно увеличивать массу пули просто удлиняя её. Это положительно сказывается на внешней баллистике, поскольку пуля имя схожую массу при этом имеет меньшее поперечное сечение. Так, масса пули пятилинейной винтовки сопоставима с массой пули семилинейного ружья, а поперечное сечение, а, следовательно, и сопротивление воздуха, почти в два с половиной раза меньше. Такая пуля или снаряд не только полетит дальше, но и дальность полого начального участка траектории окажется больше. Но сравнивая с ружьём становится очевидно, что трение пули о стенки канала ствола существенно выше, потому требуется большее давление для её продвижения. Пуля оказывается своеобразной тугой пробкой. А это приводит к повышенному давлению на стенки ствола. Потому у пятилинейной винтовки более толстые стенки. Но за счёт меньшего калибра она всё же легче ружья. Такое повышение давление несколько компенсирует падение давящей силы за счёт уменьшения калибра, но вредил в полной мере. При этом падение силы и искусственное увеличение массы снижает ускорение... -- великий князь задумался на мгновение. -- Но всё это уже второстепенные вопросы. Ответы на них вы также сможете найти при изучении дисциплины. Напоследок я хочу обратить ваше внимание на следующее. Нет оснований полагать, что артиллерийское орудие не может иметь нарезного ствола. Да в артиллерии не будет использоваться сминающийся свинец, но найдётся не мало других решений. На этом вступительную лекцию я считаю законченной и готов ответить на ваши вопросы.
  

* * *

   Во дворце Михаила Павловича было достаточно людно не смотря на довольно позднее время. В девять вечера наследника престола провели в просторную комнату, где за четырьмя столами собрались любители карточной игры. Буквально с нескольких фраз стало понятно, что здесь не играют в столь популярны в офицерском обществе штосс, а во что-то вдумчивое. Саша встал поодаль возле стены и присматривался к игре, вспоминая уроки заядлой картёжницы Марии Фёдоровны и ожидая, когда на него обратят внимание.
   -- Александр Николаевич, -- к наследнику подошёл адъютант, -- государь ожидает вас.
   Он подошёл к отцу, который только готовился к игре за одним столом с братом Михаилом Павловичем и графом Нессельроде.
   -- Садись, сыграем, -- коротко распорядился он.
   -- Что за игра?
   -- Гранд Ма наверняка научила тебя играть в бостон.
   -- Научила, но я не хотел бы играть на значительные суммы, -- честно признался Саша, имевший осторожное отношение к азартным играм ещё в прошлой жизни.
   -- Играем на желание. Выигравший стребует с самого проигравшего.
   -- Хорошо, -- Саша сел за стол.
   -- А что, Александр, -- улыбаясь, поинтересовался у племянника Михаил Павлович, -- теперь мне предстоит учредить курс терминальной баллистики?
   -- Это я полагаю оставить на волю государя...-- начал было отвечать Саша, но император громко постучал пальцем по столу.
   Стук разнёсся по всей комнате и за соседними столами смолкли разговоры и прекратилось движение. Пристально посмотрев на сына, Николай Павлович широко улыбнулся и сказал:
   -- Не бойся Михайло, уж твоих артиллеристов я в обиду не дам.
   -- Хм, -- кашлянул Саша, -- Папа прав в главном, очевидно терминальная баллистика пока не лежит в пределах их интересов. Внутренняя баллистика сейчас необходима. Она позволит получить нам новые научно-рассчитанные пушки и винтовки. Это сейчас архи важно. Воздействие же снаряда или пули на цель является значимым лишь в части разрушения обшивки кораблей. Это может подождать. Кроме того, пока я не вижу специалистов, которых можно было бы занять этим. В отношении пуль это должны быть медики, а для снарядов знатоки прочности и устойчивости конструкций... корабельных корпусов, крепостных стен и чего-то подобного.
   -- Да, Ники, я вижу племянник настолько серьёзен, что даже за карточным столом не воспринимает лёгкого обращения.
   -- А ты, не задирай мальчика без дела, -- ответил Николай Павлович и добавил, обращаясь к Нессельроде: -- Карл Васильевич, вам быть при корзине.
   -- Непременно, Николай Павлович, -- улыбаясь ответил дипломат.
   Каждый подснял колоду и Нессельроде, положив в небольшой ящичек фишку, раздал карты. Игра началась. Саша поступил как всем вспоминаемый полковник, не желая ввязываться в торговлю на первой же раздаче отчасти из суеверных, а отчасти из психологических соображений. Некоторое время за столом было тихо. Все ограничивались объявлениями взяток, не вдаваясь в беседы. Саша решил первым возобновить обсуждение баллистики.
   -- А что, оncle Michael, мне не удалось убедить тебя в важности изучения внутренней баллистики, как отдельной дисциплины?
   -- Отчего ж, -- нахмурился Михаил Павлович, разглядывая карты, -- ты всё показал весьма наглядно. Вот только, что из этого выйдет. Вопросы задавать многие умеют.
   -- Это точно, -- усмехнулся Саша, -- один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не смогут ответить. Однако, всё начинается именно с вопроса. Он даёт толчок к поиску решения. А в нашем случае решение обещает существенно улучшить оснащение армии. Ещё когда я заказывал свои винтовки в Сестрорецке, то обратил внимание, что многое делается не на основе знания или понимания сути вещей, а всего лишь на основе накопленного опыта. Принятие решения на основе того, что отцы так делали выглядит надёжным, но не позволяет сделать лучше. А в наш суматошный век нужно научиться делать лучше. Каждый год нам следует делать всё лучше и лучше. Потому что каждый год в остальном мире кто-то делает что-то новое.
   -- Этак можно за всякими дураками ошибки повторять, -- вставил своё слово Николай Павлович. -- А это разорительно.
   -- Можно, -- кивнул Саша. -- Вам, Папа, наверно известны обстоятельства моего посещения чугунолитейного завода в Берлине. Позвольте, я перескажу историю их паровоза своими словами. Как это вижу я.
   -- С удовольствием послушаю, -- улыбнулся Николай Павлович.
   -- Так вот, что я понял. В двенадцатом году Джон Блэнкинсоп пустил свой первый паровоз в Малдлтоне. Дело тут же было оценено как выгодное и он продолжил строительство своих паровозов. Такие же паровозы стали строить и на других английских дорогах. В четырнадцатом году про это прибыльное дело стало известно в Берлине. Немцы отправились в Англию изучили опыт и к пятнадцатому году уже принялись за строительство своего паровоза. Но тут сказались особенности немецких дорог и паровоз оказался слишком маломощным. Они повторили попытку и забросили дело, не задавшись в серьёз вопросом, как улучшить паровоз. Это пример того, как сулящее выгоды дело было бездумно скопировано, и это ошибка. А идея паровоза Блэнкинсопа весьма не дурна. Если мне придётся строить такой же, то я не буду копировать. Я сразу задамся вопросом почему он так сделан и как может быть улучшен. И будет неважно успешен исходный проект или нет. Если задать правильно вопросы и найти ответы, то при заимствовании первичной идеи можно избежать ошибок. А если вопросами не задаваться, то и годное дело можно угробить при копировании, поскольку всегда найдутся влияющие на дело незаметные тонкости. И особо важно иметь в государстве умеющих задавать правильные вопросы людей и людей, могущих искать на них ответы.
   -- Забавно, -- отметил Михаил Павлович. -- И этих людей ты намерен сделать из моих артиллеристов.
   -- В военном деле, из них. Для паровозов есть корпус инженеров путей сообщений. Для кораблей, есть кораблестроители, для металлургии горные инженеры, -- Саша посмотрел, на Нессельроде, делающего вид что кроме карт его ничто не интересует, и продолжил. -- И этот подход важен не только в технике или военном деле, но даже при заимствовании идей государственного или экономического устройства и даже в перенимании политического опыта. Главное подготовить должным образом толковых людей.
   -- Вот как, значит вы, Александр Николаевич, полагаете необходимым устроить дело таким образом чтобы различные люди задавались вопросами о том, почему наше государство имеет такое устройство, а государь совершает те или иные действия и как с этим быть? -- поинтересовался Нессельроде.
   -- Ха, ха, ха -- рассмеялся во весь голос Николай Павлович, жестом предлагая сыну ответить.
   За соседними столами разговоры снова поутихли.
   -- Ах, нет, -- театрально ахнул, взмахнув руками, Саша. -- Я не знаю в каких местах бываете вы, но я наблюдал, что всякий от мелкого лавочника до потомственного князя имеет не только привычку задаваться подобными вопросами, но и наглость высказывать своё мнение о том, как их должно разрешать. И ни жандармерия, ни цензура исправить это не в состоянии. Люди задавались подобными вопросами всегда и так будет вечно. Если государство не озаботится образованием людей надлежаще и не подготовит им верные ответы, то они будут образовываться как-нибудь сами и ответы найдут самые разные, где угодно. Тогда и блага от этого не будет. Один лишь разброд, неопределённость жизни и ущерб казне и престолу. Наоборот, необходимо как можно больше людей учить и закладывать им с самого детства правильные ответы на сложные вопросы. Чтобы, опираясь на них, люди в последствии могли созидать на благо господа, государя, народа, семьи и себя.
   -- И тем не менее, -- усмехнулся Михаил Павлович, -- многие наши университеты скорее превращают верных подданых в вольтерьянцев. Что не может не рождать предубеждения против всякого образования, кроме военного.
   -- Не выгорашивайте своих, Михаил Павлович, -- возразил Нессельроде, -- не так давно по улицам с заряшенными рушьями не студенты бегали.
   -- И всё же военное образование существенно строже, -- отметил Николай Павлович, -- в этом Михайло прав.
   Разговор как-то сам собой закончился и некоторое время играли молча. Пока Николай Павлович на спросил:
   -- А ведь ты, Саша, наверное, хочешь возразить?
   -- Не хотел бы выглядеть ниспровергателем устоев.
   -- В твоём возрасте рано бояться слов, -- улыбнулся Николай Павлович.
   -- Ну что ж, извольте, -- пожал плечами Саша, и пошёл с бубновой восьмёрки. -- Хода нет, ходи с бубен. Ваши, господа, опасения по поводу образования понятны. Научишь людей читать, а они вместо справочника по конструкциям машин начитаются Монтескье или Смита. А ещё, не просто прочитают, а поверят этим господам. И неизбежно появятся мысли о парламенте, конституции или введение ещё чего-либо подобного у нас в России. И это несомненно так... Возможно, вы не верите в правильность своего существования, не готовы предпринять по-настоящему эффективных мер для борьбы с этими вольтерьянством или считаете рассуждения Монтескье или Руссо безупречными. Я же считаю нужным подходить к рассматриваемому вопросу иначе... Моё сыграло.
   Саша победно сгрёб последнюю взятку со стола. И немного переведя дух продолжил:
   -- Я исхожу из следующих положений, в истинности которых убеждён непреклонно. Первое, самодержавное устройство Российского государства установлено божьим промыслом и является наилучшим для нашей земли. Второе, государь как помазанник божий не может один свершить все дела и долг всякого россиянина помогать своему царю. Третье, чтобы отстаивать нашу землю и божий промысел от врагов, необходимо знать больше них, уметь лучше, делать быстрее и бить их сильнее. А для этого верные царю подданые должны учится. Остаётся только учить их правильно. Папа знает о моих мыслях по поводу обучения. Возможно, я не скажу ничего нового для него, но всё же изложу всё с самого начала. Я предполагаю нужным различать школу начальную, среднюю, высшую и профессиональную. Начальная школа должна быть предусмотрена для всех подданных, включая даже ясачных. Именно она позволит воспитать из маленьких ещё детей настоящих подданных, которые будут не подвержены западной заразе. Поскольку предполагается учить малых детей от семи лет и при этом всех, то не стоит ожидать от этого образования появления глубоких знаний и не стоит излишне его усложнять. В начальной школе дети должны изучать слово Божие, арифметику, читать исторические рассказы и научиться основам письма. И всё, большего не нужно. С преподаванием таких предметов может справиться и батюшка из местного прихода. Разумеется, рассказы об истории нужно написать на основе труда Карамзина. По итогу обучения у детей должна проявиться прилежность к вере, а также общее понимание о России. Они должны усвоить, что Россия довольно бедная страна. Здесь жить не просто, но ещё и соседи постоянно нападают на нашу страну. Только сплотившись вокруг монарха Россия смогла противостоять иноземному натиску. Рассказы должны охватывать древние времена и заканчиваться годами смуты. Дабы у детей последним возникло ощущение ужаса от происходившего в отсутствии самодержавной власти, -- Саша усмехнулся и зачитал: -- Вернулися поляки, казаков привели. Пошёл сумбур и драки: поляки и казаки, казаки и поляки нас паки бьют и паки. Мы ж без царя как раки горюем на мели... И вот с этим ощущением детей можно отпустить по домам. На начальную школу я отвожу года три обучения. Целью является создание у детей верноподданических основ и выявление толковых и стремящихся к учению. Для иноверцев допустимо преподавать Божье слово их отцов, но следить за тем, чтобы оно не было противно самодержавию. По окончанию школы дети должны на самом неразумном уровне увериться, что самодержавие благостно для государства и что различия в вере и народности не важны. Всякий служащий государству исполняет волю божию и нет отличия меж эллином и иудеем. Толковых детей необходимо переводить в среднюю школу, если понадобится, оплачивая их обучение из казны. Средняя школа должна принимать детей на пансион собирая их со всего уезда или стана и обучать их на протяжении пяти лет. Должны преподаваться следующие дисциплины: математика, естественные науки, грамотное письмо, чтение разрешённой литературы, православная философия и божье слово, а также история, состоящая из двух отделений. Одновременно необходимо рассказывать детям историю нашего и одновременно иных государств. При этом необходимо обращать особое внимание на бедствия простого народа в иных государствах, на их агрессию в наш адрес и наше миролюбие благодеяние в отношении их. Изучение истории должно заканчиваться конвенцией одна тысяча восемьсот пятнадцатого года. Из выпускников средней школы мы получим грамотных заводских рабочих и будущих мастеров, письмоводителей, полицейских надзирателей и иных мелких чиновников. Толковых же детей нужно принимать в высшую школу. Оная может быть представлена университетами, институтами и училищами. Дисциплины в них могут отличаться в зависимости от вида, но непременно должны преподаваться французский язык и философия европейская и отечественная. В высшей школе необходимо знакомить молодых людей и с Монтескье, и с Руссо, и с Вольтером, и с Локом и с многими другими. Но необходимо обратить особое внимание на критику их учений. Прямым образом должен быть озвучен принцип, что всякая философская концепция и государственное устройство обладают как положительными, так и отрицательными качествами.
   -- И самодершавное правление? -- поинтересовался Нессельроде.
   -- И оно тоже имеет свои недостатки. Важно же понимать, что для каждого государства существует именно для него лучшее правление. Такое, с недостатками которого можно мириться с тем, чтобы пользоваться достоинствами. Важно тщательно следить за преподавателями в высшей школе. Специалисты не должны позволять себе высказываний на философские, исторические и политические темы выходящие за пределы их специальности. А в рамках специальности преподавание должно регламентироваться отдельными методическими указаниями, чтобы преподаватели меньше вносили своего личного отношения. И так, что должно получится в итоге...
   -- А профессиональная школа зачем? -- спросил Михаил Павлович.
   -- Она должна готовить уже взрослых грамотных людей для занятия ими отдельных должностей и не относится напрямую к обсуждаемому вопросу. Суть же проста образованные люди не могут не иметь никаких воззрений на философию жизни, государственное устройство и политику. Если государство не изволит дать им правильное представление об этом, то они наберутся из других источников. Как мучимый жаждой человек напьётся из лужи, если не дать ему ключевой воды. Я предлагаю непременно всем давать основу правильного мировоззрения. В начальной школе это должно быть неосознанное подспудное понимание необходимости центральной власти. В средней школе для более разумных людей оно трансформируется в ясное логически подкреплённое историческим опытом знание. А в высшей школе для людей с незаурядными способностями это представление под бережным надзором государства должно выдержать столкновение с инородными мыслями. Это всё создаст систему просвещения, подготавливающую верных подданых российского государства. И число толковых грамотных людей при этом существенно возрастёт.
   -- Я вишу одно ослошнение, -- медленно проговорил Нессельроде, -- в России нет православных философов требуемого уровня.
   -- А что мешает их создать? -- Саша демонстративно вскинул брови. -- Почему все полагают значимой философскую мысль Руссо. Я ознакомился с ней. И мне одиннадцатилетнему мальчику очевидно, что его рассуждения надуманы и являются не более чем его представлениями о правильном, нежели отражают реальное положение вещей. И этот человек считается непререкаемым авторитетом. А господин Смит слывёт великим экономом. Хотя его доводы более чем сомнительны. Что мешает нам помочь, например, Шишкову, Стурдзе или Фотию создать необходимый монументальный труд по указу государства. Почему мы непременно должны ждать пока появится какой-нибудь самодеятельный мыслитель. Если мы пришли к реке за рыбой, неразумно сидеть на берегу и ждать пока она выпрыгнет из воды.
   -- Оставим это, -- указал Николай Павлович, -- играю одиннадцать в червях. Кстати, вчера нам передали ноту от английской короны, на предмет мира с османами. Забавно.
   -- И что требуют? -- поинтересовался Саша, демонстративно сложив свои карты в стопку на стол.
   -- Сущие пустяки, -- пояснил Нессельроде, -- Британия считает, что наши требования затрагивают будущую независимость Османской империи. Она обеспокоена и требует ограничит контрибусию десятью миллионами червонсев.
   -- А это на какие требования они так отреагировали?
   -- Мы хотели сто пятьдесят миллионов.
   -- Ха, -- воскликнул Саша, -- Вместо ста пятидесяти, десять. И вот так просто, потребовали. Надеюсь, вы ответили им надлежащим образом. Как-нибудь так... Мы разделяем обеспокоенность Британии за судьбу Османской империи, но Россия в этой войне понесла огромный ущерб. Мы готовы пойти на встречу просьбе Британии и снизить размер контрибуции на треть, если выплату остальной суммы гарантирует британская казна.
   -- Кхе, -- Нессельроде улыбнулся, -- Мы ничего не ответили. Есть ноты, на которые можно не отвечать, а есть ноты, на которые нужно не отвечать. Британская дипломатическая служба обязана была высказать свою обеспокоенность, чтобы парламентские депутаты не задавали лишних вопросов. И её высказали.
   -- К слову, Карл Васильевич, я давно задавался вопросом почему ваша служба, претворяя в жизнь государственную политику, не пользуется в полной мере слабостями британского государственного управления.
   -- Что вы имеете в виду?
   -- Всякий способ государственного управления имеет свои сильные и слабые стороны. И во всяком государстве и времени следует взвешивать их и выбирать с какими слабыми сторонами можно мириться, а какие сильные необходимы. Рассуждая о благости самодержавия в России я именно это и имею в виду. Слабости у самодержавного правления тоже есть, но с ними в наших условиях можно мириться. Причём, судя по тому, как англичане и французы умело отстаивают здесь свои интересы, они наши слабости знают и используют их активно. Но и у британцев есть слабости. Их парламентская система формирования правительства имеет тот существенный недостаток, что министры и чиновники вынуждены заигрывать с парламентскими партиями, а те в свою очередь вынуждены считаться с избирателями. Это делает британских политиков зависимыми от публичного одобрения. И именно на него вполне можно было бы воздействовать.
   -- Уточните, как вы это представляете?
   -- Тут есть два метода. Я уверен, что вы умете запускать в британском обществе нужные слухи и мнения. Но так можно воздействовать только на приличную публику. Но мне представляется вы полностью упускаете возможность распространять нужные мнения через газеты на обывателей. А в британской государственной системе они, за исключением совсем уж бедных, весьма важны. Создание у обывателей определённого мнения воздействует на политиков ничуть не хуже, чем слухи в обществе. Особенность британской системы в том, что у каждого политика внутри страны есть свои весьма влиятельные враги. И они владеют помимо прочего собственными газетами и будут рады напечатать про своего противника какую-нибудь гадость. Наша задача просто им помочь.
   -- Не понимаю, как это можно было бы сделать, не измазав корону в грязи? -- спросил Николай Павлович.
   -- Полагаю, во всяком иностранном государстве при посольстве или консульстве или самостоятельно, надлежит открыть информационное агентство. Оно будет предоставлять официальные сообщения для прессы, проводить конференции с журналистами и иными способами открыто снабжать их информацией. Но может и скрытно сообщать нужным изданиям информацию, заказывать требуемые статьи за деньги и вести иную не совсем официальную деятельность по общению с зарубежными изданиями. Эта открытость к издателям сделает Россию более известной иностранцам и немного затруднит публикацию всевозможных пасквилей о России.
   -- Звучит интересно. Ты, Саша, я заметил, испытываешь к газетам некоторую страсть. Даже легионный журнал завёл.
   -- Да, папа, я считаю, что за газетами большое будущее в плане создания мнения в обществе. Это уже следующий шаг воспитания подданых после получения ими образования. Поэтому с ними нужно научиться обращаться надлежаще.
   -- Кстати о легионе, -- вступил в беседу Михаил Павлович, -- Тебе не кажется, что поить солдат чаем это слишком разорительно.
   -- Это как посмотреть на вопрос, -- усмехнулся Саша. -- Цель введения чая в быт солдат, заключается в том, чтобы отучить от питья сырой воды. Солдаты должны пить только кипячёную воду. При этом в легионе достаточно давно уже не пьют настоящий китайский чай. Он закупает и сам заготавливает копрский чай, сушёные ягоды, яблоки, листву вишни и ряд других трав для приготовления из их смеси чаёв и компотов. И денег на это мне не жаль, поскольку это спасает солдат в походе от желудочных болезней. Скоро вернётся Бланк, и я рекомендую всем генералам посетить его лекции, где он подытожит свои отчёты. Впрочем, я намерен опубликовать их в легионном журнале.
   -- Значит, завтра штурм редута? -- Поинтересовался Николай Павлович.
   -- Да, не зря его мои молодцы выкапывали все эти дни. В восемь я проведу короткий смотр и в девять начнём учения.

29 июля 1829, Красное село

* * *

  
   Пока войска занимали исходные позиции, великий князь ознакомил государя и других зрителей с программой.
   -- Итак, господа, нам предстоит увидеть спектакль со следующим сюжетом. Рота стрелков легиона движется по полю, чтобы занять оставленный войсками редут. Они атакованы сотнями Атаманского полка, но отбивают атаку и занимают редут. Сразу после этого на стрелков нападает ударный эскадрон гатчинских кирасир. Они займут редут и укрепятся в нём. К ним на помощь придёт ещё два эскадрона. После чего кирасир в редуте атакует штурмовой батальон павловцев. Поскольку время дорого, и я не хочу, чтобы кто-то пострадал, то все параллели, апроши и батареи отрыты заранее, все патроны не имеют пуль, а боевые ракеты заменены учебными.
   -- Учебными? -- переспросил император.
   -- Да, ракетами, сделанными для приучения лошадей. Спектакль начнётся через три минуты по красной ракете.
   В назначенное время в наступление на редут двинулась рота стрелков легиона. Они шли уставным порядком. Два взвода в первой линии рассыпаны в цепь. третий взвод идёт второй линией в качестве резерва. За ним движется ротный обоз. Каждый взвод подкреплён отделением гренадёров, следующим сразу за цепью стрелков. Кода легионеры ещё только приближались к середине поля слева выдвинулись две конные сотни. Казаки начали движение шагом, на ходу перестраиваясь в две нитки казачьей лавы. Увидев конницу, легионеры прекратили движение. Гренадёрские отделения стали сжиматься в треугольник, внутрь которого должен быть впущен обоз, скрепив углы треугольника расставленными фурами. Стрелки же не спешили сжиматься. Лишь правый взвод поспешил занять оборонительную позицию. Левый же развернулся к коннице. И с шестисот шагов открыл огонь постепенно откатываясь назад к батарее взводных гранатомётов. Казаки на рысях быстро настигали пехоту. Но с трёхсот шагов гранатомётчики дали залп. Кони напугались и темп конной атаки был сбит. Стрелки же уже занимали свои места тонкой линией прикрывая гранатомёты. Атака возобновилась, и стрелки открыли огонь из винтовок. А тем временем на угрожающий участок переносили ракетные установки с других взводов. Когда казаки приблизились на сто шагов по ним запустили ракеты не только с двух гранатомётных батарей, но и с трёх обозных установок, предназначавшихся для защиты обоза на походе. Атака конницы захлебнулась, не достигнув пехоты. Казаки отступили, и стрелки продолжили движение к редуту.
   Не успели стрелки войти в редут, как справа, выдвинулся ударный эскадрон. Он на галопе ворвался в редут с незащищённого тыла, вытесняя не успевшую занять места пехоту. Легионеры спешно покинули укрепление, оставив обоз. Кирасиры спешились и стали укрепляться в редуте. Для этого они использовали следующие за ними ракетные установки для двадцатифунтовых ракет, упрямо игнорируя трофеи. Сразу за первым эскадроном в редуте разместились ещё два.
   Выдержав паузу, началась атака штурмового батальона. Кирасиры пытались из своих винтовок поразить наступавших, время от времени направляя в их сторону одну или две ракеты. Однако, павловцы были надёжно укрыты от огня, двигаясь по заранее отрытым тра6ншеям и размещая в подготовленных местах батареи осадных мортир и прикрывающих от вылазок ракет.
   -- Поскольку времени на спектакль не так много, то стрелки из взвода террора не могут показать себя в полную силу. Их задача обстреливать стены укрепления пока ведутся работы по отрытию апрошей и сап, -- пояснил великий князь. -- Потому они действуют ка обычные стрелки, прикрывая сапёров от вылазок. Также себя не могут показать мортиры, задача которых осыпать бомбами противника возле места установки мины.
   Тем временем, сапёрная рота подобралась вплотную к стенке редута. Сапёры достали инструменты и принялись сверлить шурф в рыхлой земляной стенке редута. Впрочем, большая часть роты окружили место стройки держа в руках полноростовые железные щиты.
   -- Как можно заметить сапёры не только одеты в кирасы и шлемы, -- давал пояснение великий князь, -- но имеют толстые железные щиты, которыми сейчас окружают место закладки мины для защиты от осколков гранат, которые обороняющиеся могут сбрасывать со стены. А потом щитоносцы первыми пойдут в пролом защищая следующих за ними от пуль. Щит удерживает ружейную пулю в упор, потому очень тяжёл. Щитоносце не несут на себе ни кирасы, ни мушкетона, только двуствольный пистолет. Это полностью согласуется с их назначением, защитой остальных солдат сапёрной и штурмовой роты.
   Штурмовая рота расположилась в окопе примерно в ста шагах от стены, готовая открыть огонь, по всякому показавшему голову над стенкой.
   -- Штурмовики не имеют ни кирас, ни шлемов. Они вооружены пехотным ружьём с особым штурмовым зарядом, состоящим из пули и трёх дробин. Такой заряд позволяет уверенно поражать противника до двухсот шагов в поле, а при подготовке к штурму, разместившись на ста шагах в траншее, они не позволяют никому поднять голову над стеной. При этом штурмовики остаются сокрыты в траншее от ружейного огня.
   Тем временем кирасиры решились на вылазку, для чего два эскадрона вернулись в седло и попробовал вдоль стенки подобраться к сапёрам. Почти сразу стрелки занявшие траншеи в двухсот шагах от стены открыли по ним огонь. Когда же конница стала приближаться к сапёрам она опала под огонь штурмовой роты и прикрывающих ракетных батарей. Испуганные кони стали вставать на дыбы и уходить в сторону. Вылазка была сорвана.
   -- Стрелки, расположенные в трёхстах шагах от стены, вооружены пятилинейными винтовками. На таком отдалении огонь их губителен. Они не только отбивают вылазки, но и не позволяют противнику высунутся над стеной, -- пояснил великий князь.
   Сапёры закончили шурф и заложили пороховую мину. По команде редут был освобождён от людей, грянул взрыв и сапёры, вооружённые двуствольными мушкетонами и прикрываемые щитоносцами, ворвались в редут по осыпавшейся стенке. За ними в пролом устремилась штурмовая рота.

30 июля 1829, Санкт-Петербург

* * *

  
   По дороге из Красного села великий князь заехал на завод. Его интересовала готовность цеха для изготовления провода. По пути в цех Грейсон пояснял, как ему пришлось перестроить прокатный стан:
   -- Медный слиток разогреваем и опускаем на стан. Он проходит последовательно шесть валков и превращается в квадратный прут со стороной в дюйм. Затем скругляющие валки превращают его в круглый прут и ужимают до диаметра в пять линий. Ещё горячий прут подаётся за стенку в волочильный цех. Там на конец прута одевают оправку и ударом кувалды придают заострённую форму с кончиком в две с половиной линии, чтобы завести кончик сквозь волочильную доску.
   --Давайте посмотрим, -- предложил великий князь.
   Они как раз стояли возле прокатного цеха, и через минуту уже были внутри волочильного. Взгляду великого князя предстали четыре почти одинаковые волочильные машины.
   -- А почему четыре?
   -- Ещё горячим пруток подаётся сюда и заправляется сквозь доску. Волочильная машина имеет барабан, с которого берётся цепная тяга с клещами на конце и ею ухватывается за торчащий из доски носик прута. Проверив надёжность крепления, рабочий подаёт привод на барабан. Тот начинает наматывать на себя цепную тягу вытаскивая через доску проволоку диаметром три линии. Когда барабан заполняется, привод отключают и заменяют барабан новым. Так происходит волочение по горячему. Барабан переставляют на следующую машину, заделывают конец и протягивают через доску в две линии. При самом волочении проволока изрядно нагревается, поддерживая общую температуру. После второй машины барабан переставляется на третью и прогоняется через доску в полторы линии. И наконец в одну линию
   -- Понятно. Очевидно, за один проход нужную толщину не получить. Проволока просто порвётся. Когда начнёте работу?
   -- Да при волочении уменьшение толщины возможно самое большее на треть. Четвёртую машину мы сегодня закончили осталось развести приводные ремни. Полагаю, на следующей неделе потянем первую проволоку.
   -- Отлично. Размещая привода учтите, что в будущем придётся доставлять машины. Нужно будет снизить толщину проволоки до трёх точек. А это ещё не меньше трёх машин. Потом полученную проволоку нужно будет скручивать в верёвку из проволок. Это ещё одна машина с не менее чем шестью исходными барабанами. А кроме того, верёвку нужно будет красить белой масляной краской, для защиты от влаги. Последнее мне представляется самым сложным.
   -- Почему? -- поинтересовался Грейсон.
   -- Краску нанести просто, но необходимо чтобы она быстро высыхала, и окрашенную медную верёвку можно было намотать на барабан. А со скоростью сушки могут быть сложности. И ещё нужно подумать, как сделать чтобы вместо множества волочильных машин была одна, которая сразу прогоняла бы проволоку через несколько досок последовательно.
   -- Я думал о такой машине, но пока меня смущает неоднородность усилий и скоростей для разных диаметров. Мне представляется сложным согласовать все эти усилия чтобы проволока не рвалась и не запутывалась.
  

Оценка: 6.83*148  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"