Поляков Виталий Николаевич
Пьеса "Спасение". Автор Поляков В.Н

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пьеса одного акта, одного действия.


Автор Поляков Виталий Николаевич

vnpolyakov@list.ru

СПАСЕНИЕ

Пьеса одного акта, одного действия.

  
   Действующие лица: Анна, Андрей.
   Место действие: Наше время.
   Время действия: Квартира Анны.
   Действие:
   Анна, одетая в красивое повседневное платье и в волнительном ожидании предстоящей встречи, стоит в зале своей квартиры. Звонок в дверь. Анна идёт к двери и на мгновение замирает от беспокоящей её мысли: стоит ли открывать дверь. Она медленно дотягивается до дверной ручки, ещё раз на мгновение останавливается и нерешительном движении открывает дверь. За дверью стоит Андрей. Он одет в вечерний костюм-тройку, в одной руке держит подарочный пакет, в другой - букет цветов. Анна в недоумении осматривает Андрея с ног до головы.
   Андрей (Произносит это с испугом, вызванным неожиданным проницательным взглядом Анны.) Здравствуйте.
   Анна (Отвечает с непониманием происходящего) Здравствуйте.
   Между Андреем и Анной возникает пауза неловкого молчания. Анна прерывает её с таким же недоумением от происходящего.
   Анна. Извините, я не понимаю! Вы к кому?
   Андрей (Взволновано.) Я доставил вам заказ от нашего ресторана.
   Анна (С недоумением.) Большое спасибо, но сегодня я ничего не заказывала.
   Андрей (Растерянно.) Извините, я неправильно выразился - я доставил вам не заказ, а подарок от нашего ресторана.
   Анна. Не понимаю, о каком подарке вы говорите.
   Андрей (Взволновано.) Все дело в том, Анна, вы выиграли именной подарочный набор от нашего ресторана.
   Анна (Удивленно.) Вы знаете мое имя?
   Андрей. Подарочный набор именной, ресторан не мог не знать имя его обладателя.
   Анна. Как интересно! Что ж, проходите!
   Андрей входит в квартиру.
   Анна (Внимательно всматривается в лицо Андрея.) Я вас узнаю. Совсем недавно я была в вашем ресторане - именно вы принимали заказ у нашего столика и подавали его на стол.
   Андрей. Да, это был я, но я и раньше принимал у вас заказы. Вы не раз посещали наш ресторан.
   Анна. Вы правы, но я вас помню только по последнему разу.
   Андрей. Может быть, это потому, что последний раз был необычным?
   Анна. К большому сожалению, это так.
   Андрей. Почему "к сожалению"? Вам не понравилась наша кухня?
   Анна. Нет, ваша кухня тут совсем ни при чём - это личное. Между прочим, у вас очень хорошая кухня, и в целом ресторан оставляет приятные впечатления.
   Андрей. Большое спасибо. Это приятно слышать.
   Анна. Кстати, я не только регулярно посещаю ваш ресторан, но иногда заказываю что-нибудь из вашего меню с доставкой на дом.
   Андрей. Нам это хорошо известно. Именно поэтому мы знаем ваш адрес.
   Анна. Так на чем мы остановились?
   Андрей. Мы остановились на том, что у нашего ресторана хорошая кухня.
   Анна. Нет, это было лирическое отступление. Мы остановились на подарке от вашего ресторана.
   Андрей. Действительно. Мы остановились на подарке.
   Анна. В таком случае продолжим. Я вся в предвкушении!
   Андрей. Анна, прежде чем перейти к подарку, я хотел бы представиться.
   Неловкое и волнительное молчание.
   Анна. Я вижу, вас что-то беспокоит.
   Андрей. Никак не могу справиться с волнением.
   Анна Вам не стоит так волноваться - вы можете совершенно спокойно представиться.
   Андрей. Моё имя - Андрей.
   Андрей протягивает руку Анне для рукопожатия. Анна одобрительно пожимает ему руку в ответ.
   Анна. Как вам уже известно, меня зовут Анна.
   Андрей. Очень приятно с вами познакомится, Анна.
   Анна. Мне также очень приятно познакомиться с вами, Андрей
   Андрей погружается в задумчивость.
   Анна. Извините, что я вас тороплю, но раз вы уже представились, может быть, перейдем к вручению подарка.
   Андрей. Подарок, конечно. Извините меня, Анна, я отвлёкся, задумался.
   Анна. О чём вы задумались, если это не секрет?
   Андрей. Я представлял себе нашу встречу иначе.
   Анна. Встреча! Андрей, вы слишком много себе вообразили. Говорите так, будто у нас свидание. На самом деле в вашем визите не должно быть ничего особенного: вручили подарок, получили слова благодарности и откланялись. Вот, собственно, и вся встреча - не нужно ничего выдумывать и изобретать!
   Андрей. Пожалуй, вы правы, Анна. Всё так и должно было произойти: вручил и откланялся. Если бы не одно "но"! Это не просто подарок, а несколько подарков.
   Анна (С чувством вины.) Прошу извинить меня за мою неприветливость. Вы абсолютно правы - нехорошо вручать подарок на пороге, к тому же целый подарочный набор. Пожалуйста, проходите в гостиную.
   Андрей и Анна проходят в гостиную.
   Анна. Андрей, откровенно говоря, я не понимаю, с чего вдруг мне вообще достался подарок от вашего ресторана.
   Андрей (Заметно нервничает.) Я всё объясню. Когда вы в последний раз были в нашем ресторане, у нас как раз проходила рекламная акция - розыгрыш подарков среди гостей. Так получилось, что именно вы стали обладателем подарка от нашего ресторана.
   Анна. Хорошо, пусть так, только я была не одна - нас было двое. Почему именно на меня выпала такая удача?
   Андрей. Анна, счастливый номер выпал на вас, потому что именно вы заказали столик на тот вечер. Мы учли, что в ресторане вы были с мужчиной, и с учётом этого сделали для вас подарок на двоих.
   Анна. Позвольте узнать: как вы нашли меня?
   Андрей. В тот вечер, когда вы были у нас, при заказе вы оставили свой номер телефона, и, как известно, уже делали заказы с доставкой на дом. Именно поэтому нам не составило труда определить ваш адрес.
   Анна. Хорошо, но если вы знаете мой телефон, почему не позвонили заранее и не предупредили?
   Андрей. Мы предположили, что есть вероятность вашего отказа от подарка, и не хотели этого допустить. Решили, что будет лучше не сообщать вам заранее, в надежде приятно вас удивить.
   Анна. Что ж, вам это удалось - я действительно удивлена. Вот только насколько это приятно, будет зависеть от подарка. Андрей, я вся в ожидании.
   Андрей. Анна, начну с первого подарка. (Подаёт Анне букет цветов.) Этот букет цветов - он для вас, Анна. (Анна принимает букет цветов из рук Андрея.)
   Анна. Спасибо. Очень приятно.
   Андрей улавливает в глазах Анны едва заметные нотки нежности и, словно стараясь удержать этот мимолётный момент, пристально вглядывается в неё. Анне становится неловко под его внимательным взглядом, и чтобы разрядить обстановку, она вспоминает о вазе для цветов.
   Анна. Цветы нужно поставить в вазу. (Анна оглядывает комнату в поисках вазу - взгляд скользит по полкам и шкафам.) Где же она... где моя ваза?.. (И вдруг - на глаза попадается ваза.) А вот и ваза. (Анна с нескрываемым волнением кладет цветы на стол и берет в руки вазу.)
   Анна. Нужно набрать воды. (Анна наполняет вазу водой, ставит в неё цветы.) С цветами покончено.
   Андрей. Анна, я вижу, вы взволнованы. Вы чем-то встревожены?
   Анна. Да, это так. Как ни стараюсь, не могу этого скрыть - я взволнована. И причина моего волнения - это вы! Но раз вы здесь, в моём доме, и я сама впустила вас, значит, начало этому положено.
   Андрей. По поводу меня вам не стоит волноваться. Анна, если вы вдруг попросите меня уйти - я немедленно уйду.
   Анна. Хорошо, будем считать, что вы меня успокоили. Я жду от вас следующего подарка.
   Андрей. Следующий подарок - это бутылка вина и авторская пицца от нашего ресторана.
   Андрей передает Анне подарочный пакет.
   Анна (Чувствует тяжесть пакета.) Тяжелый!
   Анна ставит подарочный пакет на стол и достаёт из него всё содержимое: две бумажные коробки с пиццей и бутылку вина.
   Анна. Цветы, вино, горячая пицца - ваши подарки вполне приятны. Но, кажется, еды для меня одной здесь будет слишком много.
   Андрей. Как я уже говорил, мы учли, что в ресторане вы были с мужчиной, и приготовили подарочную пиццу на две персоны. К тому же это не просто пицца - это авторская пицца. Такую пиццу, к тому же с хорошим вином, нужно пробовать только вдвоём, чтобы было с кем поделиться ощущениями от приятного вкуса.
   Анна. Подарок на двоих! Всё это было бы кстати и вдвойне приятнее, если бы мы были вместе. Но, увы, в тот раз в ресторане мы были вместе в последний раз и в последний раз мы видели друг друга как очень близкие люди. Сейчас же нас объединяют только воспоминания и глубокое разочарование.
   Андрей. Между вами произошло что-то нехорошее?
   Анна. Произошло! И хорошее произошло и нехорошее тоже произошло. В тот вечер мы расстались.
   Андрей. Извините меня, Анна, я не хотел вас ничем расстроить.
   Анна. Ну что вы! Вы тут ни при чём! Просто произошла какая-то путаница, неразбериха. Незадолго до этого мы серьёзно поссорились, но я всё же думала, я безумно надеялась, что мы ещё сможем сохранить наши отношения. Мы уже не раз были в вашем ресторане, и нам всегда у вас нравились и атмосфера, и кухня. В тот вечер я сама заказала столик и пригласила его в ресторан, чтобы поговорить и всё выяснить, разобраться в наших отношениях. Я так хотела всё вернуть, чтобы у нас снова было всё, как прежде, хорошо. Увы, ничего из этого не вышло!
   Андрей. Мне очень жаль.
   Анна. Если бы только можно было сказать просто "жаль". У меня нет подходящих слов, чтобы выразить то, что со мной происходит, какую боль я чувствую. Андрей, спасибо вам за ваш подарок - мне искренне приятно, но, как вы сами сказали, вкусную пиццу с хорошим вином нужно пробовать только вдвоём. А мне, к моему большому сожалению, не с кем поделиться приятными ощущениями от хорошего вкуса.
   Анна оценивающе осматривает Андрея.
   Анна. Андрей, меня совершенно неожиданно посетила мысль: может быть, вы проявите благосклонность и примете моё приглашение составить мне компанию, чтобы мы вместе попробовали вашу пиццу.
   Андрей. Я даже не мог рассчитывать на такое предложение. Не знаю, удобно ли это.
   Анна. Очень даже удобно. Это и будет ваш третий подарок - скрасить одиночество брошенной девушки и разделить с ней вкус пиццы с бокалом хорошего вина.
   Андрей. Я с удовольствием - даже с огромным удовольствием! Но мои подарки на этом не заканчиваются.
   Анна. Серьёзно? У вас есть для меня ещё подарок?
   Андрей. Да. Для вас, Анна, у меня есть еще один подарок.
   Анна. Хорошо. Я вся в ожидании!
   Андрей. Следующий подарок - ужин на двоих в нашем ресторане за счёт заведения.
   Анна. Ещё смешнее, если не больнее. Андрей, да вы просто убиваете меня своими подарками!
С кем же мне, по-вашему, идти в ресторан?
   Андрей. Анна, мне крайне неловко, но если вам не с кем пойти в ресторан, я был бы счастлив, если вы позволите мне составить вам компанию.
   Анна (С сарказмом.) И пиццу с вином вы со мной попробуете, и в ресторане составите мне компанию. Хочу вам сказать: замечательные подарки на двоих вы приготовили - с дополнительной опцией для утешения. На случай, если у девушки нет второй половинки, у нас есть, кем её заменить. Прекрасно, молодцы, хвалю за находчивость!
   Андрей. Анна, простите меня, я не хотел вас ничем обидеть.
   Анна. сожалением о сказанном.) Вам не за что просить прощения. Это я прошу прощения за свой сарказм.
   Андрей. Я прекрасно понимаю ваше состояние и, поверьте, я не знал, что вы переживаете разрыв в отношениях.
   Анна. Андрей, так вы принимаете моё приглашение попробовать вашу пиццу со мной? Не пропадать же авторской пицце!
   Андрей. Разве я могу отказаться?
   Анна. Надеюсь, вас за это не накажут.
   Андрей. Думаю, что за это не накажут.
   Анна. Вот и прекрасно! Мойте руки - ванная комната прямо по коридору, а я пока накрою на стол.
   Андрей направляется в ванную. Анна накрывает на стол и рядом с тарелками ставит бокалы для вина. Андрей возвращается из ванной.
   Анна. Пожалуйста, стол накрыт.
   Андрей подходит к столу, но не присаживается.
   Анна. Может, по бокалу вина?
   Андрей. Анна, вы можете оставить вино на потом - в отличие от еды, оно не испортится.
   Анна. Я не хочу откладывать на потом - я хочу сейчас. Хотя, если вам нельзя, можно и оставить на потом.
   Андрей. Я могу, но совсем немного.
   Анна. Конечно! Совсем понемногу. Надеюсь, вы не за рулём?
   Андрей. Я за рулем, но закажу себе такси.
   Андрей открывает бутылку вина и разливает его по бокалам.
   Анна. Андрей, у вас точно не будет проблем на работе? Всё-таки вы сейчас на служебном задании - можно сказать, при исполнении.
   Андрей. Вы совершенно правильно заметили - я действительно нахожусь на служебном задании. Но так сложилось, что владельцы ресторана - я и мой брат: он отвечает за всё, кроме кухни, а я - только за кухню.
   Анна. Надо же! Как неожиданно! Так вы, Андрей, оказывается, шеф-повар и, ко всему прочему, ещё и совладелец ресторана!
   Андрей. Вы знаете, Анна, я предпочитаю не относить себя к совладельцам ресторана. В самом понятии "владелец ресторана" - только деньги, а деньги, как известно, сами по себе пусты.
А вот в кулинарном искусстве есть всё, чтобы почувствовать тонкий вкус хорошего блюда - и, в некотором смысле, даже вкус самой жизни.
   Анна. Вполне может быть. И всё же - как-то странно. Когда я была в вашем ресторане со своим (уже бывшим) молодым человеком, именно вы, шеф-повар и по совместительству совладелец ресторана, принимали у нас заказ и именно вы подавали к столу.
   Андрей. Что же в этом странного? В этом нет ничего постыдного.
   Анна. Конечно, нет! Ни в коем случае! И всё же - это так необычно.
   Андрей. В некоторых случаях я сам принимаю заказы и подаю к столу.
   Анна. Андрей, позвольте угадаю: не вы ли автор той самой пиццы, которую доставили мне в подарок?
   Андрей. Вы совершенно правы! В некотором смысле я действительно работаю как изобретатель - я придумал оригинальный вкус не только этой пиццы. Всю свою жизнь я посвятил кулинарному искусству, поиску идеальных сочетаний вкусов и создал немало новых вкусовых оттенков на кухне нашего ресторана.
   Анна. Это правда! Вкусы блюд в вашем ресторане действительно впечатляют.
   Андрей. Я рад это слышать.
   Анна. Так, может быть, вы сегодня лично готовили для меня этот кулинарный подарок - по собственному авторскому рецепту?
   Андрей. И здесь вы тоже правы. Сегодня я лично, своими руками, специально для вас, Анна, приготовил пиццу по собственному рецепту.
   Анна. Уму непостижимо! Меня посетил шеф-повар одного из лучших ресторанов города с подарочным вином и пиццей, приготовленной им собственноручно. Андрей, какие ещё секреты вы храните?
   После вопроса Анны наступает неловкая пауза. Андрей в замешательстве и пытается уйти от ответа, когда вдруг замечает стопку картин, лежащих на обеденном столе.
   Андрей. Картины! Почему они лежат здесь, на обеденном столе, а не висят на стенах?
   Анна. Чтобы наслаждаться живописью вместо хорошо приготовленного обеда.
   Андрей кротко улыбается.
   Анна (Тяжело вздыхает.) Это была шутка. Картины я сняла со стен ещё с моим бывшим, чтобы протереть их от пыли. Теперь нужно вернуть их на прежнее место, где им и положено быть.
   Андрей. Я мог бы помочь вам. Мы можем это сделать вместе.
   Анна. Буду вам признательна.
   Дальнейшие диалоги Анны и Андрея проходят на фоне совместного развешивания картин по стенам гостиной квартиры Анны.
   Андрей. Вы сказали, что в моём визите не должно быть ничего особенного - не нужно выдумывать и изобретать лишнего: вручил подарок и откланялся.
   Анна. Разве это не так?
   Андрей. Это не так! Представьте, Анна, нашу жизнь в упрощённом виде - без воображения и изобретений! Мы получаем упрощённость жизни до пустоты! Если взять наш случай, то мы получаем присутствие пустоты во вручении подарка.  Это равносильно отсутствию вкуса в пустом блюде. Впрочем, конечный результат был бы тот же - сытость. Но разве только сытостью мы живём? Разумеется, нет! Пустота - вот что меня пугает и отталкивает. Это то, чего я избегаю и от чего убегаю всю свою жизнь.
   Анна. Можно сделать вывод, что подарок вы преподнесли мне со вкусом, как и подобает истинному ценителю утончённой кулинарии. Но всё же в вашем случае - это было лишним. Только вы не подумайте, Андрей, я ни в коем случае не хочу вас обидеть. Я благодарна вам за визит и подарки - всё это очень приятно. Однако в некоторых случаях, вот как сейчас, не нужно всё усложнять, а, напротив, лучше упрощать!
   Андрей. Упрощая нашу жизнь, не обкрадываем ли мы сами себя? Пустая кухня, которой можно насытить свой желудок; пустые слова с такими же пустыми мыслями, которыми можно наполнить своё сознание; и такие же пустые действия, которыми можно заполнить своё ежедневное существование. Не совершаем ли мы ошибку, упрощая свою жизнь до пустоты?
   Анна. Андрей, вы хотите сказать, как говорят в народе: "Простота хуже воровства" ?
   Андрей. Я не знаю, насколько это хуже, но знаю совершенно точно: упрощая свою жизнь, мы, по сути, обкрадываем сами себя, отказываясь от уникальных, зачастую неповторимых моментов ощущения жизни. В некотором смысле мы прячемся от жизни, возможно, даже крадём у себя жизнь - если не сказать хуже, мы лишаем себя жизни.
   Анна. Любопытно, и звучит вполне убедительно, и я бы даже согласилась с вами, Андрей, если бы у меня не было, что вам сказать в ответ. А у меня есть что противопоставить - это мой личный опыт. Я познакомилась с ним, к сожалению, при не особо романтических обстоятельствах, но при этом наше знакомство было наполнено самыми яркими чувствами.
Вы знаете, Андрей, я как будто начала жить заново, потому что почувствовала жизнь с совершенно новыми для себя ощущениями. Я бы даже сказала, что зацвела, и могу откровенно сказать, что не обкрадывала своих чувств и ничего не упрощала. Напротив, я вложила всю себя в наши отношения. Только вот что я получила взамен? Как оказалось, я не нужна ему со всей полнотой своих чувств. Он не хотел насыщать рецепт блюда до изысканного вкуса - его удовлетворяло пустое насыщение. В ресторане, на нашей с ним последней встрече, он сказал мне: "Аня, ты слишком всё усложняешь". После этого спокойно встал и ушёл. Андрей, вы можете ответить мне на вопрос: почему же всё так произошло? Я вложила в него и в наши отношения всю себя, без единого остатка, ничего не упрощая и не обкрадывая. Почему же тогда он ушёл?
   Андрей. Анна, он вам сказал не всю правду, а, если быть более точным, он исказил правду - но не специально, а от непонимания главного. Внешне всё выглядит сложным, словно вы всё усложнили, но, по сути, Анна, вы всё упростили.
   Анна. Позвольте узнать, что же я упростила?
   Андрей. Вы упростили ваши отношения, сведя их только к своим чувствам и не принимая во внимание, что чувствует ваш молодой человек.
   Анна задумывается.
   Анна. Как же вы правы, Андрей, я и в самом деле всё упростила до своих чувств.
Неужели это и есть та самая простота, которая хуже воровства? Когда мы, упрощая, не видим, не обращаем внимания и в конце концов теряем безмерно что-то важное - или даже, как вы сказали, крадём жизнь? Ведь жизнь - это не только то, что чувствую я, это то, что чувствуют все.
   Андрей. Анна, я думаю, вам не стоит так сильно казнить себя. Вы ничего плохого не сделали. Что бы вы изменили, если бы учитывали чувства вашего молодого человека к вам - чувств, которых, я склонен думать, у него просто не было?
   Анна. Почему же - не было! Он говорил, что любит меня, и произносил это довольно откровенно, вполне искренне. И я верила ему.
   Андрей. Почему вы ему верили?
   Анна. Потому что это были особенные слова о любви, в которые невозможно было не поверить.
   Андрей. Мы зачастую говорим именно то, что от нас хотят услышать, - и на какое-то мгновение начинаем сами верить, с чистой совестью, во всё то, что говорим. Лишь для того, чтобы заполучить желаемое и насытиться. Но позже оказывается: нам это только казалось, мы ошибались. Всё это оказалось ненужным. Мы просто запутались, обманывая себя, а затем - по инерции - начали обманывать и других. Такое бывает. Я бы даже сказал - это достаточно частое явление: когда чувства, казалось бы, есть, словно ростки, которые взошли, но потом по каким-то причинам не приживаются и отмирают.
   Анна. Чем же я заслужила то, что ростки наших с ним отношений не прижились и не расцвели, как...
   Анна задумывается.
   Андрей. Как куст прекрасных роз?
   Анна. Может, и роз. Впрочем, с розами так и бывает: ими можно наслаждаться, а можно и больно уколоться их шипами. (Вдумчивая пауза.) Я просто поторопилась. Слишком сильно на него давила. Требовала особого отношения к себе и к нашему - как я уже для себя решила - совместному, счастливому будущему. А всё, что нужно было на самом деле, - это просто проявить мягкость. Учитывать его чувства. Возможно, его неуверенность в себе. А может быть - неуверенность во мне.
   Андрей. Анна, если бы вы сразу начали учитывать его чувства, я думаю, момент прозрения наступил бы раньше - ещё в состоянии лёгкого опьянения. У лёгкого опьянения, кстати, есть один очевидный плюс: от него гораздо меньше болит голова. А это, согласитесь, уже неплохо. Но есть и минус: вы бы, скорее всего, пропустили состояние душевного полёта, эйфорию. Я говорю о влюблённости, что само по себе может быть достаточно опасным. Но всё же - испытать острое чувство любви, не обкрадывая себя, не упрощая своих чувств, - это действительно многого стоит. Убеждён: каждый человек хотел бы испытать любовь. Но не каждый способен по-настоящему погрузиться в это состояние - всем своим сердцем. Не у всех есть сердце, наполненное душевным содержанием.
   Анна. Почему не каждый способен жить полной душой, наполненной до краёв?
   Андрей. Человек - это океан чувств, и наш океан увлекает и заманивает нас красотой своих бескрайних вод. Но вместе с этой красотой океан хранит в себе много опасностей, и порой, когда мы этого совсем не ждём, он накрывает волнами, захватывает и поглощает нас в свои глубины. И не так сложно погрузиться в прекрасный и опасный океан человеческих чувств, как сложно вернуться на безопасный берег. Не каждый способен рисковать своим безопасным берегом, не каждый способен наполнить себя до краёв душевными волнениями из страха, что можно не удержаться на плаву и утонуть.
   Анна погружается в воспоминания.
   Анна. Андрей, ваши слова про опасный океан и безопасный берег - словно зеркальное отражение моей жизни. Выражаясь вашими словами, однажды я в буквальном смысле погрузилась в воды океана, увлекаемая его красотой. Правда, это было море, но это не так важно. Я заплыла от берега настолько далеко, что уже не могла самостоятельно вернуться обратно и начала тонуть. Отчётливо помню, как меня сковал страх неспособности удержаться на плаву - и я до сих пор помню боль в своём сердце. К счастью, меня спасли. Но как странно - я до сих пор чувствую себя в водах океана: тот же страх и та же боль в моём сердце. Мне кажется, я по-прежнему тону, мне кажется, я по-прежнему нуждаюсь в спасении. Как мне удержаться на плаву? Как мне спастись?
   Андрей. Я думаю, Анна, точнее, я в этом даже убеждён, что вы уже на безопасном берегу, только пока ещё пребываете в шоке от тех волн, которыми накрыл вас океан. Ваше дыхание пока ещё прерывистое, но оно обязательно восстановится, и совсем скоро вы задышите полной грудью. И тепло вновь наполнит вашу душу и сердце.
   Анна. Андрей, я вижу, как вы пытаетесь меня спасти, вернуть к жизни - за что вам огромное спасибо. Может быть, вы, Андрей, добрый лекарь?
   Андрей. Я просто доставил вам подарок от нашего ресторана, и это не целебное лекарство.
   Анна. Ваш подарок - пицца, вино и, тем более, ужин на двоих в вашем ресторане - всё это, конечно же, не целебное лекарство! (Анна делает паузу, подбирая слова.) Но вот ваши слова поддержки - это совсем другое: они как лечебный эликсир для моей, поверьте, весьма глубокой раны. За что я вам бескрайне благодарна.
   Андрей. Анна, вы преувеличиваете. С моей стороны всё выглядит вполне заурядно, а вот с вашей - всё словно по волшебству.
   Анна. Разве я похожа на волшебницу?
   Андрей. Похожи, и даже очень! На что я мог рассчитывать без волшебства? Предполагал: появлюсь, вручу подарок, меня поблагодарят - и я исчезну. Но вы пригласили меня в свой дом и, как по волшебству, говорите со мной невероятно откровенно, словно мы близкие люди. Я не мог предположить и даже представить такой откровенности в нашем разговоре. Что это, как не волшебство!
   Анна. Вы меня извините, но однажды я уже поверила в волшебство. Но всё это оказалось банальной фантазией - розовыми очками, которые слетели с меня. Хотя было бы полбеды, если бы они просто слетели. С меня их сбили пощечиной - да так, что очки разлетелись вдребезги, а осколки впились в мои глаза, отчего мне невыносимо больно смотреть на своё отражение в зеркале.
   Андрей. Это и плохо, и хорошо.
   Анна. Что же в этом хорошего?
   Андрей. Чтобы познать себя человеком, человеку нужно познать страдание. Без страдания человеку никак не обойтись - это его ключ к самопознанию, то есть к познанию в себе человека.
   Анна. Андрей, извините меня за резкость, но то, что вы говорите - откровенная глупость. Совсем недавно я была счастлива, и только в счастье познала себя настоящим человеком! Человек рожден для счастья, счастье делает нас людьми. Всё бесчеловечное зло исходит от несчастных людей, которые очень страдают, и такими же несчастными хотят сделать весь человеческий мир!
   Андрей. Человек рождается в страдании - и в страдании он умирает. Так почему жизнь человека должна быть лучше его рождения или хуже его смерти? Вы утверждаете, что были счастливы, а я скажу: вы страдали - просто иначе, не так, как сейчас, но всё равно это было страдание. Вы любили своего молодого человека. А если любили - не могли не приносить жертву. Как вы сами сказали, вы отдали ему все свои чувства, отдали себя полностью, без остатка. Так что же это, если не страдание? Что же это, если не жертва? Только вот Бог не принял вашу жертву.
   Анна. Бог не принял мою жертву! Значит, по вашему мнению, жертва необходима, и без жертвы никак не обойтись?
   Андрей. Как познать страдание отвергнутой любви, не пережив чувства влюблённого сердца?
   Анна. Оказывается, всё это было нужно для моего страдания! Значит, мне просто суждено было стать жертвой? Откровенный бред...
   Андрей. На этот счёт у меня есть определённые мысли. Разрешите, Анна, поделиться ими с вами.
   Анна. Конечно, с удовольствием! Вы не накормите меня авторской пиццей, ведь она уже остыла, но вы накормите меня оригинальными мыслями, которые лучше подавать холодными, чтобы не обжечься их оригинальностью.
   Андрей. Анна, вы помните библейский сюжет про Каина и Авеля?
   Анна. Разумеется, помню.
   Андрей. Авель приносил Господу жертвоприношение - животное. Я думаю, что речь идет не о животном в прямом значении, а о животном в переносном смысле, точнее - о животном происхождении нашей сущности, которую иногда нужно сжигать в нас самих. Сожжение не может происходить без нашего страдания, обжигая нас языками пламени костра жертвенности с единственной целью, - сжечь наше животное начало и добраться до божественного продолжения, до частички святого духа, скрытого глубоко внутри нас за нашими страстями. Господу в царстве небесном не нужен человек от животного. Богу нужен человек от Бога. И Авель страдал, ему было больно, и в своем страдании он не обманывал себя. Господь поверил Авелю и принял его жертву. Но вот Каин, брат Авеля, тоже приносил свою жертву, но, видимо, не по-настоящему, не искренне, обманывая себя, потому что не хотел страдать, потому что он хотел наслаждаться. Господь не поверил Каину и не принял его жертву. Животное происхождение в человеке завладело Каином, и он убил Авеля. Позже, когда все выяснилось, и тогда Каин не хотел страдать, он хотел быстрой смерти от первого встречного. И Господь ответил Каину: "Нет, ты будешь жить и искать страдание в своей жизни. Когда найдешь страдание, я приму твою жертву, и ты освободишь себя от животного начала для божественного продолжения." Господу в царстве небесном не нужен человек от животного. Богу нужен человек от Бога.
   Анна. Увлекательная интерпретация библейского сюжета, но позвольте прояснить, как это все связано со мной.
   Андрей. Библейская история о Каине и Авеле - это не более чем метафора. И в этой метафоре мы все: мы там Каин, и мы там Авель. За одну человеческую жизнь можно стать и Каином, и Авелем, и даже не по одному разу.
   Анна. И всё-таки я не понимаю, при чём здесь я.
   Андрей. Нужно отдать что-то от самого себя, в некотором смысле - часть своего тела. Нужно отдать свое желание, свое наслаждение, и многие называют это своим счастьем. Это как сожжение части себя в самом себе. И если искренне ты сжигаешь часть самого себя, и если искренни твои страдания, когда ты избавляешься от части своего тела, - только тогда твоя жертва будет принята! И Господь утолит твою жажду! Только не пытайся никого обманывать, даже самого себя -. - из обмана ничего не выйдет! Господь не принимает обмана.
   Анна. Андрей, да вы меня не перестаёте удивлять! Сколько в вас талантов! Вы не только кулинар, но и мыслитель.
   Андрей. Анна, я не мыслитель - я мечтатель.
   Анна. Просветите, пожалуйста, в чем заключается разница между мыслителем и мечтателем.
   Андрей. Мечтатель - это художник, музыкант, писатель, инженер или кулинар, как я. И всех мечтателей объединяет одно - у них есть мечта. Мыслитель - это бизнесмен, руководитель, политик. И у мыслителей тоже есть одно общее: их объединяет неистовое стремление к цели. К примеру, мой брат - истинный мыслитель. Он всегда говорит и мыслит категориями достижения материальной цели. А что дальше? Что потом? Если нет материализации, капитализации, нормы прибыли, то зачем все это? Порой мне становится невыносимо жаль его, потому что у него есть деньги, он богат, но в то же время он страшно беден душой. Другими словами, он просто бездушен, потому что он неспособен мечтать. Он способен только планировать, считать, страховаться и перестраховываться. Но когда я начинаю говорить ему о его фанатичном желании смотреть на все только через призму экономической целесообразности, что таким образом он нисколько не оставляет в своей сущности места для души, места для частички Бога. В ответ он только злобно хохочет. Мыслители обречены злиться на мечтателей.
   Анна. Полностью согласна с вами, Андрей. Ваш брат - мыслитель, это правда.
   Андрей (Реагирует удивленно и встревоженно.) Анна, вы знакомы с моим братом?
   Анна (Отвечает испуганно.) Извините, я не поняла.
   Андрей. Я спросил вас, знакомы ли вы с моим братом?
   Анна. Знакома ли я с вашим братом? Нет-нет, что вы, я не знакома с вашим братом.
   Андрей. Но вы так уверенно прокомментировали мои слова о нем, как будто вы с ним знакомы, как будто хорошо его знаете.
   Анна (Встревоженно оправдывается.) Андрей, я сделала такой вывод о вашем брате исключительно на основании ваших слов. Вы сами рассказывали мне о нём и говорили, что именно на вашем брате лежит практически вся ответственность за ресторан. И, судя по тому, что ваш ресторан довольно популярен и по праву считается одним из лучших ресторанов города, можно с уверенностью утверждать, что ваш брат успешно управляет рестораном. Поэтому я и сделала вывод, что ваш брат - мыслитель. Но кто ещё может так успешно управлять ресторанным бизнесом, если не мыслитель?
   Андрей. И всё же это прозвучало так, будто вы знакомы.
   Анна (Старается вернуться к прежней теме разговора.) Андрей, предлагаю оставить вашего брата в покое. Расскажите мне что-нибудь любопытное из мира утончённых вкусов - что-нибудь увлекательное, что-нибудь оригинальное. Я так поняла, что вы - большой знаток не только утончённых вкусов, но и оригинальных рассказов. Мне будет интересно послушать увлекательный рассказ о неповторимом вкусе.
   Андрей задумывается.
   Андрей. Анна, как вы думаете, почему маленькие дети, начиная примерно с трёх месяцев, так любят пробовать на вкус всё, что попадётся им под руку?
   Анна. Это общеизвестно: таким образом дети в этом возрасте познают окружающий мир.
   Андрей. Правильно! Но почему же взрослые люди продолжают пробовать на вкус разнообразные блюда, отвечая себе на вопрос, что им нравится, а что не нравится, в поисках новых вкусов или в поисках, хорошо забытых старых?
   Анна. Возможно, взрослые люди - это видоизменённые дети. Сначала повзрослевшие, позже постаревшие, но всё же те же видоизменённые дети, которые по-прежнему исследуют мир.
   Андрей. Пусть так. Но вот представим видоизменённого ребенка, повзрослевшего до уровня взрослого человека. И вот этот ребёнок, он же взрослый человек, влюбляется, и он мало что знает о своём объекте влюблённости, но страшно жаждет поцелуя. Почему он так сильно жаждет поцелуя?
   Анна. Сложный вопрос. Впрочем, извините, я неправильно выразилась: я хотела сказать не столько "сложный", сколько "неудобный" вопрос.
   Андрей. Именно! Об этом не принято говорить, потому что об этом неудобно говорить. И всё же я скажу. Влюблённым нужен поцелуй, потому что им нужно попробовать друг друга на вкус. И этот вкус - вкус поцелуя влюблённости - может оказаться самым лучшим, самым изысканным, самым волшебным. Но также есть вероятность, что вкус поцелуя может и не понравиться. И в таком случае любовь не прорастёт, любовь не расцветёт.
   Анна. Андрей, вы это сейчас серьёзно?
   Андрей. Абсолютно серьёзно!
   Анна. То есть вы хотите сказать, что он не полюбил меня, потому что ему не понравился вкус моего поцелуя?
   Андрей. Вполне возможно, что это - одна из причин. Но если представить, что ему безумно понравился вкус вашего поцелуя, Анна, я убеждён: другие причины не влюбиться в вас по-настоящему, даже если бы они существовали, были бы исчерпаны по причине своей несущественности.
   Анны. А вы?
   Андрей. Что я?
   Анна. Вы также жаждете поцелуя влюблённости, дабы понять, обладает ли он волшебным вкусом - и только после этого влюбиться по-настоящему. А если вкус поцелуя не удовлетворит ваш запрос на изысканность, вы пойдёте искать для своего сердца более утончённый вкус.
   Андрей. Анна, всё дело в том, что я уже влюблён - и влюблён по-настоящему.
   Анна. Но ведь между вами - не было поцелуя.
   Андрей. С чего вы это решили?
   Анна. Но как же! Я же... То есть, я хочу сказать, что...
   Анна, смутившись, замолкает.
   Андрей. Что вы хотите сказать?
   Анна. астеряно.) Я хотела сказать, может быть, я что-то неправильно поняла, но со слов... (Анна резко остановилась, одернув себя)
   Андрей. Анна, вы сомневаетесь, правильно ли вы поняли слова моего брата, произнесённые обо мне?
   Анна (Встревожено.) Причём тут ваш брат!
   Андрей. Анна, отбросьте лукавство - вы прекрасно знаете, причём тут мой брат!
   Анна. Андрей, я не понимаю вас.
   Андрей. Прошу вас, Анна, расскажите, при каких обстоятельствах вы познакомились с моим братом.
   Анна. Андрей, я вам уже ответила на ваш вопрос: я не знакома с вашим братом.
   Неловкое молчание.
   Анна. Но я искренне рада, что познакомилась с вами, Андрей. А наше с вами знакомство - это не что иное, как парадокс. Других слов и не подберёшь.
   Андрей. Почему парадокс?
   Анна. Вы появляетесь в моей жизни не в самый лучший момент и в то же время - как нельзя вовремя. Просто какое-то единство несовместимого.
   Андрей. В таких случаях говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
   Анна (Предается воспоминаниям.) Совсем недавно я произнесла в точности те же слова: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
   Андрей, у вас бывает такое ощущение, когда вы совершенно точно знаете, что с вами какое-то событие происходит впервые, и в то же время вы испытываете острое чувство, будто это уже когда-то с вами произошло? (Анна всматривается проницательным взглядом в глаза Андрея.) Вот прямо как здесь и сейчас! Все это совершенно точно происходит со мной впервые - ваше появление, наше знакомство... Откуда же тогда это чувство, что всё это уже было?
   Андрей. Что именно было?
   Анна. Я познакомилась с ним при обстоятельствах, когда со мной произошла нехорошая история. Я попала в больницу в бессознательном состоянии, и когда пришла в себя и открыла глаза - уже на больничной койке - передо мной стоял он. Как выяснилось, именно он привёз меня в больницу. Разумеется, мы познакомились, у нас закрутился роман, и немного позже я произнесла те самые слова: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". олчаливая вдумчивость.) Жаль только одного - счастья так и не произошло. Я поторопилась с выводами.
   Андрей. Мне очень жаль, Анна, что я появляюсь в вашей жизни только в моменты несчастья.
   Анна. Андрей, вы так говорите, что, по вашим словам, можно решить будто вы уже появлялись в моей жизни в момент несчастья. Впрочем, мы действительно виделись с вами в ресторане - именно тогда, когда он окончательно со мной расстался.
   На какой-то момент Анна уходит в состояние отрешённости, словно что-то ищет глубоко внутри своей памяти. Но потом приходит в себя и переключает всё своё внимание на Андрея.
   Анна. Всё! Хватит обо мне. Теперь я хочу поговорить о вас, Андрей.
   Андрей. О чём бы вы хотели поговорить, Анна?
   Анна. У вас есть девушка? Может, вы женаты?
   Андрей. Я не женат и у меня нет девушки.
   Анна. В нашем разговоре вы сказали, что влюблены по-настоящему. Можно быть влюблённым в свою жену, а если не в жену - то в свою девушку. Но если у вас никого нет, в кого же вы тогда влюблены?
   Андрей (Выражением глаз он даёт понять, что речь идёт об Анне.) По-настоящему мы знакомы совсем немного: она мало что знает обо мне, и я так же мало что знаю о ней.
   Анна (Она догадывается по выражению глаз Андрея, что речь идёт о ней, и от этого чувствует смущение.) Вам мало что известно о ней! Чем же она вам понравилась, что вы даже имели неосторожность влюбиться в неё?
   Андрей. Однажды я прикоснулся к ней.
   Анна (Реагирует встревожено.) Простите, не поняла! Что значит "я прикоснулся к ней"?
   Андрей. Между нами, кое-что произошло.
   Анна (Реагирует встревоженно, словно это прикосновение касается её лично.) Что могло произойти между вами?
   Андрей. Я попробовал её губы на вкус.
   Анна. То есть, как на вкус?
   Андрей. Я поцеловал её.
   Анна. Что за ерунда! (Одергивает себя, что говорит лишнее.) То есть, я хотела сказать: как это вы могли поцеловать её?
   Андрей. Анна, почему вы так странно реагируете? Разве вам об этом что-то известно?
   Анна. Нет, что вы, Андрей! Мне об этом ничего не известно.
   Андрей (Мысленно указывает на себя и Анну.) Если вам об этом ничего не известно, так почему между нами ничего не могло произойти?
   Анна (Волнительно.) Между нами - это между кем? Вы сейчас о ком говорите?
   Андрей. Я имею в виду ту девушку, которую я поцеловал.
   Анна. Андрей, вы явно что-то путаете. Между вами ничего не могло произойти, тем более вы никак не могли её поцеловать!
   Андрей. Вы утверждаете так, как будто знакомы с ней лично!
   Анна. (Анна оправдывается с раздражительностью.) Разве я утверждаю, что между вами ничего не могло произойти? Вы ошибаетесь, Андрей - вам показалось. Между вами могло произойти всё что угодно. Откуда мне знать, что между вами могло произойти, а что - нет?
   Андрей. Вы правы, Анна, мне показалось. Пожалуйста, не сердитесь на меня.
   Анна. Конечно, вам показалось. Просто как-то странно - даже в голове не укладывается: за что и как можно полюбить человека, будучи с ним даже не знакомым, совершенно ничего о нём не зная, - выдумав себе какое-то особенное прикосновение или, ещё хуже, поцелуй.
   Андрей. Анна, но если вы так уверены, что я всё это выдумал, - может быть, вы знаете, почему я это сделал?
   Анна. Просто нам так хочется, чтобы жизнь была счастливой сказкой! Есть категория людей, которые так этого хотят, что стирают в своём сознании границы между реальностью и воображением. Особенное прикосновение, поцелуй - всё это можно вообразить, а потом верить и утверждать, что всё это было. Хотя на самом деле этого не было и не могло быть. Ко всему прочему, вследствие богатого воображения, можно влюбиться в человека, с которым совершенно не знаком. Андрей, пожалуйста, извините меня за прямолинейность. Ваша история про поцелуй - да это просто какая-то нелепая глупость, если не сказать больше, параноидальная, выдуманная чушь, которая выглядит значительно хуже, чем розовые очки. Андрей, я ещё раз очень прошу вас простить меня за мою резкость, но я не могла сдержаться, чтобы не высказаться.
   Андрей. А за что вы, Анна, полюбили его?
   Анна. Могу с уверенностью сказать, что не за особенные прикосновения и не за выдуманный поцелуй!
   Анна глубоко задумалась, как будто проваливаясь в свое подсознание.
   Анна. Хотя, вы знаете, Андрей, вполне возможно - и за поцелуй. Но только не за выдуманный... (Мысленно погружается в сомнения.) или, я не знаю. Вполне возможно - и за выдуманный. Но мне кажется, со мной уже было нечто очень похожее. Как будто он по-особенному ко мне прикоснулся. И, как ни странно, я вспомнила его поцелуй. дергивает себя). Да... что же это со мной? Я начинаю говорить вашими словами! Но вы знаете, Андрей, хочу вам сказать: после ваших слов об особенном прикосновении я будто провалилась в воспоминания - и вдруг поняла, что между нами действительно было что-то особенное. Я совершенно не помню, как именно это произошло, но только сейчас я вспомнила его особенный поцелуй. И это до крайности странно, потому что тот поцелуй был всего один раз, а потом всё исчезло, испарилось - словно ничего и не было. Странно... почему я об этом забыла? И почему вспомнила только сейчас?
   Андрей. Чем же моё воображение, Анна, отличается от вашего?
   Анна. Вы считаете, что я всё вообразила?
   Андрей. Вы же считаете, что я всё вообразил. Почему же я не могу позволить себе думать так же?
   Анна. Может быть, я всё и выдумала, но почему я вспомнила это так ярко - именно сегодня, именно сейчас, именно с вами?
   Андрей. Потому что вы вспомнили, а я - ничего не забывал.
   Анна (Мысленно предполагает, что речь идет о ней.) И всё же я не могу понять, где и как вы могли её поцеловать.
   Андрей. Это произошло в тот момент, когда она меня не видела.
   Анна. Каким образом? Почему она вас не видела?
   Андрей. Она была обессилена и ослаблена настолько, что глаза её были закрыты, и она не могла посмотреть на меня.
   Анна зволновано.) Что же с ней произошло? Почему она была в таком состоянии?
   Андрей. Почему вас так это интересует?
   Анна. Потому что я считаю, что вы всё выдумываете, Андрей.
   Андрей. Когда я к ней прикоснулся, она была красивая, в точности как вы, Анна, и глаза её были закрыты от бессилия - подобно тому, как сейчас от бессилия закрыты ваши глаза.
   Анна. Наконец-то мне всё становится ясно. Я всё поняла.
   Андрей. Анна, что именно вам становится ясно? Что вы поняли?
   Анна. Вы вообразили, что она - это я.
   Андрей. Разве такое можно вообразить?
   Анна. Можно! Еще и не такое можно нафантазировать - при хорошем-то воображении! Но раз уж так сложилось, что и вы, и я оказались большими фантазёрами, давайте вместе представим: вам понравилась девушка, и вообразим, что эта девушка - это я. И у вас с ней, то есть со мной, прямо сейчас происходит первое свидание. Вам хорошо известно, что первое впечатление на свидании может оказаться самым важным для продолжения отношений. Так вот, ваша задача, Андрей, - произвести приятное впечатление на девушку, то есть на меня, настолько приятное, чтобы она захотела, а ещё лучше - загорелась желанием встретиться с вами ещё раз.
   Андрей. Извините, я не совсем понял.
   Анна. Что тут непонятного? Я - это она! Ваше особенное прикосновение к ней - это было особенное прикосновение ко мне. Конечно, в действительности всего этого не было, но давайте вообразим, что это действительно произошло. И вот мы встретились, и вы должны произвести приятное впечатление на неё - то есть на меня.
   Андрей. Как же мне произвести на вас приятное впечатление?
   Анна. Могу дать вам небольшую подсказку, каким должен быть мужчина, чтобы понравиться женщине. Во-первых, во-вторых и в-третьих: мужчина должен быть спасителем для женщины - во всём и от всего. От скуки, от одиночества, от уныния, от отсутствия комплиментов, от нехватки цветов - даже от безденежья, в конце концов. Женщину нужно всегда и от всего спасать. И спасённое женское сердце может одарить своего спасителя - мужчину - самой искренней любовью.
   Андрей. Всё, что сейчас происходит, - это всё не по-настоящему.
   Анна. Пусть и не по-настоящему. Но, судя по тому, что я успела о вас узнать, вы, Андрей, способны вообразить себе всё что угодно. И я - так же, как и вы - склонна к воображению. Так почему бы нам не пофантазировать вместе?
   Андрей. В слове "пофантазировать" слышится неискренность. Всё звучало бы совсем иначе, если бы вы сказали: "помечтать вместе". Но ведь вы же не мечтаете о нашем первом свидании!
   Анна. Нет, я не мечтаю.
   Андрей. Одной моей мечты недостаточно.
   Анна. Так сделайте же так, чтобы и у меня появилась мечта о нашем втором свидании
   Андрей. Думаю, что у меня ничего не получится.
   Анна. Но почему?
   Андрей. У меня есть небольшой опыт наблюдения за людьми со стороны, тайком. Я приобрёл его, работая в ресторане: время от времени наблюдаю за гостями, вглядываюсь в их лица - восторженные или разочарованные, полные равнодушия или воодушевления, естественные или наигранные.
   Анна. Андрей, вы и за мной тоже наблюдали, когда я была в вашем ресторане?
   Андрей. Анна, я наблюдал и за вами - и делал это по-особенному внимательно.
   Анна. Любопытно! Что же вы смогли разглядеть во мне? Какие детали?
   Андрей. Когда я впервые увидел вас с ним в ресторане, я заметил вашу влюблённость, увлечённость, воодушевление. В тот последний вечер, когда вы расстались, я тоже пристально наблюдал за вами. Я видел ваше беспокойство, тревожность, а после того, как он ушёл, - ваше разочарование и боль. Хочу сказать вам, Анна: сколько бы я ни наблюдал за вами тайно, я никогда не видел на вашем лице того, что вижу сейчас.
   Анна. Что вы видите?
   Андрей. Я вижу, как вы играете со мной.
   Анна (Говорит искренне с чувством стыда.) Андрей, простите меня, я не хотела вас обидеть. Он ведь тоже играл со мной и оставил после себя лишь разочарование. Это, наверное, моя месть вам за него, но всё это не специально, не преднамеренно - это всё от моего бессилия. Я с трудом держусь на плаву, чувствую себя так, словно тогда, когда я тонула. А ведь я считала его своей судьбой, своим спасителем. Андрей, вы не одиноки в своём воображении - я тоже позволила себе вообразить в нём свою мечту, своё счастье, своё спасение. Я ошиблась, хотя он действительно спас меня, когда я чуть не утонула.
   Андрей (Встревоженно.) Анна, вы сказали, что он спас вас, когда вы чуть не утонули?
   Анна. Да, это так. Со мной произошла скверная история во время отдыха в санатории на побережье моря. Но, к счастью, рядом оказался он, и я была спасена.
   Андрей. Анна, расскажите, пожалуйста, как это произошло.
   Анна. Вам это действительно интересно?
   Андрей. Да, я бы хотел узнать, как это случилось.
   Анна. Это началось весной. Я почувствовала в себе страшный упадок настроения - апатию, если не меланхолию. Мне нужно было куда-то съездить, хоть как-то развеяться, и на лето я купила путёвку в санаторий в курортном городе на побережье моря. Чудесное место: тёплая вода, прекрасные пляжи. Перед поездкой у меня было предчувствие, что со мной должно произойти что-то хорошее. Во время отдыха я каждый вечер устраивала себе прогулку на велосипеде вдоль набережной. Ездила одна, потому что просто не с кем было, и доезжала до дикого пляжа, где всегда было тихо, спокойно и не было людей. Там я останавливалась, немного купалась и возвращалась обратно в санаторий. И вот, в тот самый вечер я, как обычно, на велосипеде доехала до дикого пляжа и, как всегда, решила искупаться. Море было спокойное - я бы даже сказала, мистически спокойное: на поверхности не было волн, только лёгкая рябь. Я вошла в воду и поплыла всё дальше и дальше от берега. Море, казалось, манило меня своим спокойствием, и я заплыла значительно дальше, чем обычно. Я не знаю, что произошло, но вдруг почувствовала острое жжение. Позже мне сказали, что меня ужалила медуза, от чего началась резкая аллергическая реакция, сильно закружилась голова, и я поняла, что теряю над собой контроль и начинаю тонуть. Я испугалась и стала криком звать на помощь. В сознание я пришла только в больнице. Когда открыла глаза, увидела его. Мы познакомились - оказалось, что мы из одного города, и он тоже приехал на курорт отдохнуть. Больше мы уже не расставались, пока не расстались навсегда.
   Андрей. Это он вытащил вас из воды?
   Анна. Я не знаю, как выбралась из воды, но он сказал, что нашёл меня без сознания на пляже, взял на руки, донёс до машины и отвёз в больницу.
   Андрей. Анна, я не знаю, как выразить вам свою благодарность за откровенность. И всё же - так не бывает.
   Анна. Вы мне не верите? Считаете, что я всё выдумываю?
   Андрей. Нет, я вам верю. Вы ничего не выдумываете - всё было именно так, и я в этом нисколько не сомневаюсь.
   Анна. Почему же вы говорите, что так не бывает?
   Андрей. Так не бывает. Я о другом.
   Анна. О чем же вы?
   Андрей. Я хочу сказать: не бывает так, как происходит между нами - здесь и сейчас. В этом всём чувствуется чья-то рука, чьё-то вмешательство со стороны.
Вы боитесь в этом признаться, но я хорошо знаю, кто он. И вы тоже прекрасно понимаете, о ком идёт речь. Я благодарен вам за откровенность, хотя вы говорите мне не всё. Со своей стороны я хочу быть полностью открытым с вами, Анна, потому что больше не могу - и не хочу - скрывать истинную причину моего появления в вашем доме.
   Анна. Я думаю, что это плохая идея.
   Андрей. Вы были со мной откровенны, рассказывая о своих чувствах к нему, позвольте и мне быть откровенным с вами.
   Анна. Хорошо, пусть будет по-вашему.
   Андрей. о мной происходит нечто из-за ...... - совершенно непонятной и необъяснимой для меня причины. Я совершенно потерян, разбит, обессилен - я тону. Анна, женщина тоже может быть спасителем для мужчины. Я прошу вас: спасите меня.
   Анна. Как мне спасти вас?
   Андрей. Анна, выходите за меня замуж.
   Анна. Это что, шутка такая?
   Андрей. Нет, это не шутка. Анна, я предлагаю вам выйти за меня замуж.
   Анна. Да вы что! Вы в своём уме? Да что это вообще такое? Это ещё один, очередной подарок из вашего подарочного набора? Да и с какой стати вы мне вообще делаете такое предложение? У вас же есть девушка, в которую вы влюблены.
   Андрей. Анна, это вы - та девушка.
   Анна. Андрей, вы меня с кем-то путаете! Я всё понимаю: вы хотели бы, чтобы это была я, и так сильно этого желаете, что невольно, сами того не осознавая, выдаёте желаемое за действительное. Но действительность такова, это - не я.
   Андрей. Вы думаете, что она не может быть вами?
   Анна. Андрей, я вижу, что вы что-то себе вообразили, и мне искренне жаль разрушать ваши иллюзии, но нужно уметь видеть действительность такой, какая она есть, а не выдумывать альтернативную реальность. Вам придётся признать очевидное: это была не я.
   Андрей. Если вы так настаиваете - пусть это будете не вы. Пусть это будет другая девушка, которая на одном из диких пляжей морского побережья заплыла слишком далеко от берега. Что-то произошло, и она начала тонуть, зовя на помощь. По счастливой случайности я оказался рядом, услышал её крик и бросился в воду.
   Андрей прерывает рассказ и погружается в свои мысли.
   Анна (Встревоженно.) Почему вы остановились? Пожалуйста, прошу вас, продолжайте.
   Андрей. Что он вам сказал?
   Анна. Кто?
   Андрей. Мой брат!
   Анна (Нервно.) Андрей, прекратите! Сколько можно мучить меня этим вопросом про вашего брата!
   Андрей. Анна, пожалуйста, расскажите мне правду: о чём вы говорили с моим братом? Я даю вам слово - я расскажу, что произошло на диком пляже.
   Анна (Расстроена.) Да! Пожалуй, нужно набраться смелости и начать говорить правду - о том, почему вы здесь. Я дала слово вашему брату, что вы ничего не узнаете от меня о нашем с ним разговоре..., но вы и сами обо всём догадались. Андрей, я солгала вам. Пожалуйста, простите меня. Ваш брат нашёл меня, и между нами состоялся разговор.
   Андрей. Я знал, что не должен говорить ему о своих чувствах к вам. Но он всё видел, всё понимал - он чувствовал, что со мной что-то происходит. В последнее время я совсем забросил ресторан. Показатели начали стремительно падать, и это очень расстраивало моего брата. Однажды он посмотрел на меня и спросил:"Что с тобой, Андрей? Ты сам не свой - будто витаешь где-то в облаках. А земля - она здесь, в ресторане. Это наш бизнес, наша защита, наша твердыня". Я признался ему, что без памяти влюблён в одну девушку и не знаю, что делать: как подойти, как заговорить, как познакомиться с ней.Он узнал, кто она, и сказал, что поможет мне. Через некоторое время брат предложил идею с подарком от нашего ресторана - якобы по счастливой случайности вы, Анна, его выиграли. А доставить его должен был я - прямо к вам домой. Где-то глубоко внутри я понимал, что так нельзя. Это обман.
Но как легко обмануть самого себя, когда ты страшно влюблён, и океан чувств захватывает, затягивает с головой, увлекая в свои глубины. И как любой мечтатель, я размечтался. Поверил, что это шанс - шанс познакомиться с вами, Анна.
   Анна. Андрей, ваш океан - это ваше воображение мечтателя! Вы выдумали себе историю с волшебным поцелуем, вообразили героиню своих грёз. Обманным путём проникли в мой дом, чтобы завоевать моё доверие и познакомиться со мной. И после всей этой авантюры вы ещё на что-то рассчитываете? Андрей, не слишком ли далеко вы зашли в своём воображении?
   Андрей. Простите меня, Анна. Я не хотел причинить вам вреда. Я ни на что не рассчитываю - мечтателю крайне сложно даются расчёты. Сколько бы я ни стелил соломку, всегда падал мимо.
   Анна. Вот только ваш брат не мечтатель - он мыслитель, и прекрасно понимал, что из вашего сказочного визита ко мне ничего не выйдет. Потому что лгать в правдоподобность знакомства должны оба. Если бы не предварительный разговор вашего брата со мной, действительность выглядела бы именно так, как и должна была выглядеть по законам упрощённой реальности, где никто не носит розовых очков. Вы бы пришли, вручили подарок, я бы вас поблагодарила, и вы бы сразу ушли, а я бы тут же вас забыла.
   Андрей. Анна, почему вы согласились встретиться со мной?
   Анна. Потому что вы очень даже правы насчёт вашего брата, его не интересуют мечты, его интересует только цель. А цель вашего брата - успех ресторана, который, по его мнению, начал снижаться из-за того, что шеф-повар, как он выразился, утратил мечту создавать утончённые блюда, поскольку приобрёл новую мечту - меня. И это противоречит цели вашего брата - быть владельцем лучшего ресторана в городе.
   Андрей. Анна, что он хотел от вас?
   Анна. Он хотел, чтобы я впустила вас в свой дом, когда вы доставите мне якобы выигранный мной подарок. Затем я должна была непринуждённо познакомиться с вами, а в этом знакомстве - как бы случайно - показать вам, что вы не в моём вкусе, что между нами нет ничего общего и не может быть. Одним словом, как выразился ваш брат, я должна была приземлить вас с небес на землю - прямиком на кухню вашего ресторана, так, чтобы вы как можно быстрее перестали думать обо мне. И всё вернётся на прежнее место: вы - на кухню, а ваш брат - к своему успеху.
   Андрей. Что он вам за это предложил?
   Анна. Что может предложить мыслитель?
   Андрей. Он предложил вам деньги?
   Анна. Разумеется! Я в ответ рассмеялась, наотрез отказалась и даже намеревалась прогнать вашего брата. Но в самый последний момент всё же согласилась - и согласилась сделать это без каких-либо денег.
   Андрей. Почему вы согласились?
   Анна. Потому что у мыслителя всегда есть запасной план, если основной не сработает.
   Андрей. И какой же это запасной план, который помог моему брату получить от вас согласие?
   Анна. Все последнее время я терзала себя: я спрашивала, что со мной не так? Почему я не заслужила, чтобы меня полюбил человек, которого люблю я? За его любовь ко мне я готова отдать всю себя, лишь бы он любил меня. Я смотрела на себя в зеркало, всматривалась в свою фигуру, прислушивалась к своему голосу - как я говорю и что говорю. Как бы я ни изучала себя, не могла найти ответа: что со мной не так и почему я не заслужила любви человека, которого люблю всем сердцем. И вот появляется ваш брат и сообщает мне, что на белом свете живёт молодой человек - его брат по имени Андрей, который тайно влюблён в меня. Но при этом ваш брат совсем не хочет, чтобы я оказывала Андрею знаки внимания. Он хотел бы получить от меня совсем противоположное: ваш брат попросил меня разочаровать вас, оборвать все ваши фантазии, уничтожить вашу любовь ко мне. Хотя бы потому, что у меня есть другой, хотя бы потому, что вы мне совсем неинтересны, да мало ли причин, чтобы заставить вас разочароваться в своей любви ко мне - главное, чтобы вы как можно быстрее забыли меня. Я не согласилась и попросила вашего брата уйти, но, будучи уже за дверью моего дома, он произнёс: "Андрей влюблён в вас и мучает себя своей любовью, но вы не достойны его любви. Так почему бы вам не помочь ему избавиться от мучений? Это же вам ничего не стоит - если вы откроете ему глаза, и он увидит, что вы недостойны того, чтобы он вас любил. Тем самым вы поможете Андрею, вы спасёте его".
   Андрей. Вы согласились помочь мне избавиться от любви к вам?
   Анна. Нет, я согласилась не по этой причине.
   Андрей. Так почему же вы согласились?
   Анна. Произнесённые слова вашего брата - "Вы недостойны того, чтобы он вас любил" - пронзили меня насквозь. С его словами в моей голове возникла ужасная мысль: неужели и правда я недостойна того, чтобы меня любили? От этой мысли я почувствовала внутри себя острую боль и невыносимую жалость.
   Андрей. Кого же вы пожалели, Анна?
   Анна. Я пожалела нас обоих!
   Андрей. За что вы нас пожалели?
   Анна. За ошибку, которая произошла с нами. Вас я жалею за то, что вы полюбили меня, не зная обо мне ничего, а себя - за то, что полюбила другого, который знает обо мне всё, но не смог полюбить меня. И я тону в этом море слёз жалости, но появился ты, и я чувствую, как ты несёшь меня на своих руках на безопасный берег - туда, где я могу быть кем-то любимой, где я могу быть кому-то нужной. И этот кто-то - это ты, Андрей. Своей любовью ты спасаешь меня, но если вдруг ты ошибаешься и принимаешь меня не за ту, в которую влюблён, то я не знаю, что со мной будет. Я больше не могу обманывать себя! Я страшно боюсь! Если вдруг я снова заплыву слишком далеко от безопасного берега, то, боюсь, спасти меня будет уже некому.
   Андрей. Спасение - сколько же в этом слове метаморфоз! Тогда ты тонула одна, сейчас мы тонем вдвоём в море любви, жалости и страха.
   Анна. Я всё тебе рассказала, теперь твоя очередь - рассказать, что произошло на диком пляже.
   Андрей. Я посвятил всю свою взрослую жизнь изысканной кухне. И вот этой весной я почувствовал в себе страшный упадок настроения, апатию, если не сказать хуже - меланхолию по причине, мне неизвестной. Я начал терять вдохновение к поиску лучших кулинарных вкусов и даже, как мне показалось, начал терять вкус к жизни. Мне был нужен новый вкус, который бы спас меня и вернул к жизни. Я должен был куда-то поехать, развеяться, и я поехал в курортный город на побережье моря, подышать морским воздухом, походить по местным ресторанам, попробовать местную кухню. И вот однажды я выехал на вечернюю прогулку на велосипеде вдоль набережной и незаметно для самого себя оказался в безлюдной тихой местности среди дикого пляжа. Со стороны моря я услышал женский крик о помощи. Бросил велосипед, побежал к берегу и понял, что в море тонет человек - девушка. Вокруг никого не было, рассчитывать я мог только на себя, и я сбросил с себя одежду и поплыл на крик. Если бы ты только знала, сколько мне стоило труда вытащить тебя на берег. В какой-то момент я начал думать, что ты утащишь меня за собой на дно моря, и мы утонем вместе, но всё же я справился - я спас нас обоих. Уже на берегу, когда я вынес тебя из моря буквально на своих руках, ты была настолько обессилена, что даже не могла открыть глаза, и мне показалось, что ты не дышишь. Я не знал, как проверить твое дыхание, и ничего лучшего не придумал, как поцеловать тебя. Ты начала дышать, я почувствовал биение твоего сердца, и вместе с этим - я почувствовал вкус твоих губ! Вкус твоих губ был тем самым волшебным вкусом, который я так долго искал, который был мне так нужен, чтобы вернуть меня к жизни. Это был вкус, без которого я уже не мог жить, без которого я уже не мог существовать.
   Анна. Это был ты!
   Андрей. Это был я.
   Анна. Почему ты исчез? Почему ты ушёл? Почему ты оставил меня одну в беспомощном состоянии?
   Андрей. Тебя нужно было доставить в больницу, но я был настолько обессилен, спасая тебя, что сам с трудом держался на ногах. Я не мог тебя поднять, не говоря уже о том, чтобы донести. Я пошёл за помощью и быстро вернулся с людьми, которые сразу согласились помочь, но тебя там уже не было. Только твоя одежда, твой велосипед, но никаких документов. (Вдумчивая пауза.) Я вернулся в свой город, к своей работе, к своему упадку настроения, к своей меланхолии - но с мыслями только о тебе. И какой же для меня был гром среди ясного неба, когда я увидел тебя в моём ресторане. Какое-то время я пытался отгонять от себя мысль, что это ты, и даже убеждал себя, что это не можешь быть ты, потому что там, на диком пляже, был поздний вечер, уже стемнело, освещение исходило только от блеклых фонарей на велосипедной дорожке. Но я не смог себя убедить, потому что когда я смотрю на тебя, я чувствую всем своим сердцем биение твоего сердца, я чувствую вкус твоих волшебных губ на своих губах.
   Молчание.
   Андрей. Теперь ты знаешь всё, и будет лучше, если я уйду.
   Анна. Ты ещё раз спасаешь меня и опять оставляешь одну.
   Андрей. Сейчас я обессилен ещё больше, чем тогда, и с трудом держусь на ногах.
   Анна. Тебе не нужно нести меня на руках, по крайней мере сейчас. Тебе нужно остаться.
   Андрей. Я обманным путём проник в твой дом, разве я могу остаться?
   Анна. Андрей, ты меня ни в чём не обманул. Я знала о твоём визите и ждала тебя, за что, кстати, можешь поблагодарить своего брата.
   Андрей. В таком случае это он обманул меня, хотя можно ли его в этом винить? Я неистово хотел, я жаждал открыться тебе. А кто ещё может так страшно хотеть быть обманутым, если не тот, кто жаждет открыть своё сердце?
   Анна. Я с тобой полностью согласна: твоего брата нельзя винить, его нужно поблагодарить. Он сам того не ведая помог нам найти друг друга, и мы ещё можем исправить ту ошибку, которая произошла на диком пляже, когда твоё место по ошибке занял другой.
   Андрей. Анна, не обманываем ли мы себя вновь?
   Анна. Андрей, я не знаю. Но почему бы нам не помечтать? К тому же в данном случае я не хочу всё упрощать, убегая друг от друга. Я предлагаю всё усложнить, и ты останешься. Насколько я поняла, ты придерживаешься именно такого подхода к жизни.
   Андрей. Именно такого.
   Анна (Обращает внимание на разлитое вино в бокалах.) Между прочим, вино налито, а мы так и не подняли бокалы и не сказали тост.
   Андрей и Анна берут в руки бокалы.
   Андрей. За что же мы выпьем?
   Анна. За спасение!
   Андрей. За спасение!
   Чокаются бокалами и делают по маленькому глотку вина.
   Анна. Кстати, о вине и о хлебе насущном. Пицца остыла, но у меня есть ещё один подарок - ужин на двоих в вашем ресторане. Я приглашаю тебя, Андрей, разделить со мной этот подарок - прямо сегодня, прямо сейчас. Ты согласен?
   Андрей. Согласен!
   Анна. Я пойду переоденусь. Удивим нашим визитом твоего братца - вот смеху-то будет!
   Андрей. Как бы теперь брата не пришлось спасать от сердечного удара, когда он увидит нас вместе.
   Музыка. Танец.

Конец пьесы

  
  
  
  
  
  
  
  

Пьеса "Спасение"

  
  
  
   (C) Пьеса "Спасение", автор Поляков В.Н., vnpolyakov@list.ru Страница 1
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"