Анна, одетая в красивое повседневное платье и в волнительном ожидании предстоящей встречи, стоит в зале своей квартиры.Звонок в дверь.Анна идёт к двери и на мгновение замирает от беспокоящей её мысли: стоит ли открывать дверь.Она медленно дотягивается до дверной ручки, ещё раз на мгновение останавливается инерешительном движении открывает дверь.За дверью стоит Андрей. Он одет в вечерний костюм-тройку, в одной руке держит подарочный пакет, в другой - букет цветов.Анна в недоумении осматривает Андрея с ног до головы.
Андрей(Произносит это с испугом, вызванным неожиданным проницательным взглядом Анны.) Здравствуйте.
Анна (Отвечает с непониманием происходящего)Здравствуйте.
Между Андреем и Анной возникает пауза неловкого молчания. Анна прерывает её с таким же недоумением от происходящего.
Анна.Извините, я не понимаю! Вы к кому?
Андрей(Взволновано.) Я доставил вам заказ от нашего ресторана.
Анна (С недоумением.) Большое спасибо, но сегодня я ничего не заказывала.
Андрей(Растерянно.)Извините, я неправильно выразился - я доставил вам не заказ, а подарок от нашего ресторана.
Анна.Не понимаю, о каком подарке вы говорите.
Андрей(Взволновано.) Все дело в том, Анна, вы выиграли именной подарочный набор от нашего ресторана.
Анна(Удивленно.)Вы знаете мое имя?
Андрей. Подарочный набор именной, ресторан не мог не знать имя его обладателя.
Анна. Как интересно! Что ж, проходите!
Андрей входит в квартиру.
Анна (Внимательно всматривается в лицо Андрея.) Я вас узнаю. Совсем недавно я была в вашем ресторане - именно вы принимали заказ у нашего столика и подавали его на стол.
Андрей. Да, это был я, но я и раньше принимал у вас заказы. Вы не раз посещали наш ресторан.
Анна. Вы правы, но я вас помню только по последнему разу.
Андрей. Может быть, это потому, что последний раз был необычным?
Анна. К большому сожалению, это так.
Андрей. Почему "к сожалению"? Вам не понравилась наша кухня?
Анна. Нет, ваша кухня тут совсем ни при чём - это личное. Между прочим, у вас очень хорошая кухня, и в целом ресторан оставляет приятные впечатления.
Андрей. Большое спасибо. Это приятно слышать.
Анна. Кстати, я не только регулярно посещаю ваш ресторан, но иногда заказываю что-нибудь из вашего меню с доставкой на дом.
Андрей. Нам это хорошо известно. Именно поэтому мы знаем ваш адрес.
Анна. Так на чем мы остановились?
Андрей. Мы остановились на том, что у нашего ресторана хорошая кухня.
Анна. Нет, это было лирическое отступление. Мы остановились на подарке от вашего ресторана.
Андрей. Действительно. Мы остановились на подарке.
Анна. В таком случае продолжим. Я вся в предвкушении!
Андрей. Анна, прежде чем перейти к подарку, я хотел бы представиться.
Неловкое и волнительное молчание.
Анна.Я вижу, вас что-то беспокоит.
Андрей.Никак не могу справиться с волнением.
АннаВам не стоит так волноваться - вы можете совершенно спокойно представиться.
Андрей.Моё имя - Андрей.
Андрей протягивает руку Анне для рукопожатия. Анна одобрительно пожимает ему руку в ответ.
Анна. Как вам уже известно, меня зовут Анна.
Андрей.Очень приятно с вами познакомится, Анна.
Анна.Мне также очень приятно познакомиться с вами, Андрей
Андрейпогружается в задумчивость.
Анна.Извините, что я вас тороплю, но раз вы уже представились, может быть, перейдем к вручению подарка.
Андрей. Подарок, конечно. Извините меня, Анна, я отвлёкся, задумался.
Анна. О чём вы задумались, если это не секрет?
Андрей. Я представлял себе нашу встречу иначе.
Анна. Встреча! Андрей, вы слишком много себе вообразили. Говорите так, будто у нас свидание. На самом деле в вашем визите не должно быть ничего особенного: вручили подарок, получили слова благодарности и откланялись. Вот, собственно, и вся встреча - не нужно ничего выдумывать и изобретать!
Андрей. Пожалуй, вы правы, Анна. Всё так и должно было произойти: вручил и откланялся. Если бы не одно "но"! Это не просто подарок, а несколько подарков.
Анна(С чувством вины.) Прошу извинить меня за мою неприветливость. Вы абсолютно правы - нехорошо вручать подарок на пороге, к тому же целый подарочный набор. Пожалуйста, проходите в гостиную.
Андрей и Анна проходят в гостиную.
Анна. Андрей, откровенно говоря, я не понимаю, с чего вдруг мне вообще достался подарок от вашего ресторана.
Андрей(Заметно нервничает.) Я всё объясню. Когда вы в последний раз были в нашем ресторане, у нас как раз проходила рекламная акция - розыгрыш подарков среди гостей. Так получилось, что именно вы стали обладателем подарка от нашего ресторана.
Анна. Хорошо, пусть так, только я была не одна - нас было двое. Почему именно на меня выпала такая удача?
Андрей. Анна, счастливый номер выпал на вас, потому что именно вы заказали столик на тот вечер. Мы учли, что в ресторане вы были с мужчиной, и с учётом этого сделали для вас подарок на двоих.
Анна. Позвольте узнать: как вы нашли меня?
Андрей. В тот вечер, когда вы были у нас, при заказе вы оставили свой номер телефона, и, как известно, уже делали заказы с доставкой на дом. Именно поэтому нам не составило труда определить ваш адрес.
Анна. Хорошо, но если вы знаете мой телефон, почему не позвонили заранее и не предупредили?
Андрей. Мы предположили, что есть вероятность вашего отказа от подарка, и не хотели этого допустить. Решили, что будет лучше не сообщать вам заранее, в надежде приятно вас удивить.
Анна. Что ж, вам это удалось - я действительно удивлена. Вот только насколько это приятно, будет зависеть от подарка. Андрей, я вся в ожидании.
Андрей. Анна, начну с первого подарка. (Подаёт Анне букет цветов.) Этот букет цветов - он для вас, Анна. (Анна принимает букет цветов из рук Андрея.)
Анна.Спасибо. Очень приятно.
Андрей улавливает в глазах Анны едва заметные нотки нежности и, словно стараясь удержать этот мимолётный момент, пристально вглядывается в неё. Анне становится неловко под его внимательным взглядом, и чтобы разрядить обстановку, она вспоминает о вазе для цветов.
Анна. Цветы нужно поставить в вазу. (Анна оглядывает комнату в поисках вазу - взгляд скользит по полкам и шкафам.) Где же она... где моя ваза?.. (И вдруг - на глаза попадается ваза.)А вот и ваза. (Анна с нескрываемым волнением кладет цветы на стол и берет в руки вазу.)
Анна. Нужно набрать воды. (Анна наполняет вазу водой, ставит в неё цветы.)С цветами покончено.
Андрей. Анна, я вижу, вы взволнованы. Вы чем-то встревожены?
Анна. Да, это так. Как ни стараюсь, не могу этого скрыть - я взволнована. И причина моего волнения - это вы! Но раз вы здесь, в моём доме, и я сама впустила вас, значит, начало этому положено.
Андрей. По поводу меня вам не стоит волноваться. Анна, если вы вдруг попросите меня уйти - я немедленно уйду.
Анна. Хорошо, будем считать, что вы меня успокоили. Я жду от вас следующего подарка.
Андрей. Следующий подарок - это бутылка вина и авторская пицца от нашего ресторана.
Андрей передает Анне подарочный пакет.
Анна (Чувствует тяжесть пакета.) Тяжелый!
Анна ставит подарочный пакет на стол и достаёт из него всё содержимое: две бумажные коробки с пиццей и бутылку вина.
Анна. Цветы, вино, горячая пицца - ваши подарки вполне приятны. Но, кажется, еды для меня одной здесь будет слишком много.
Андрей. Как я уже говорил, мы учли, что в ресторане вы были с мужчиной, и приготовили подарочную пиццу на две персоны. К тому же это не просто пицца - это авторская пицца. Такую пиццу, к тому же с хорошим вином, нужно пробовать только вдвоём, чтобы было с кем поделиться ощущениями от приятного вкуса.
Анна. Подарок на двоих! Всё это было бы кстати и вдвойне приятнее, если бы мы были вместе. Но, увы, в тот раз в ресторане мы были вместе в последний раз и в последний раз мы видели друг друга как очень близкие люди. Сейчас же нас объединяют только воспоминания и глубокое разочарование.
Андрей. Между вами произошло что-то нехорошее?
Анна. Произошло! И хорошее произошло и нехорошее тоже произошло. В тот вечер мы расстались.
Андрей. Извините меня, Анна, я не хотел вас ничем расстроить.
Анна. Ну что вы! Вы тут ни при чём! Просто произошла какая-то путаница, неразбериха. Незадолго до этого мы серьёзно поссорились, но я всё же думала, я безумно надеялась, что мы ещё сможем сохранить наши отношения. Мы уже не раз были в вашем ресторане, и нам всегда у вас нравились и атмосфера, и кухня. В тот вечер я сама заказала столик и пригласила его в ресторан, чтобы поговорить и всё выяснить, разобраться в наших отношениях. Я так хотела всё вернуть, чтобы у нас снова было всё, как прежде, хорошо. Увы, ничего из этого не вышло!
Андрей. Мне очень жаль.
Анна. Если бы только можно было сказать просто "жаль". У меня нет подходящих слов, чтобы выразить то, что со мной происходит, какую боль я чувствую. Андрей, спасибо вам за ваш подарок - мне искренне приятно, но, как вы сами сказали, вкусную пиццу с хорошим вином нужно пробовать только вдвоём. А мне, к моему большому сожалению, не с кем поделиться приятными ощущениями от хорошего вкуса.
Анна оценивающе осматривает Андрея.
Анна. Андрей, меня совершенно неожиданно посетила мысль: может быть, вы проявите благосклонность и примете моё приглашение составить мне компанию, чтобы мы вместе попробовали вашу пиццу.
Андрей. Я даже не мог рассчитывать на такое предложение. Не знаю, удобно ли это.
Анна. Очень даже удобно. Это и будет ваш третий подарок - скрасить одиночество брошенной девушки и разделить с ней вкус пиццы с бокалом хорошего вина.
Андрей. Я с удовольствием - даже с огромным удовольствием! Но мои подарки на этом не заканчиваются.
Анна. Серьёзно? У вас есть для меня ещё подарок?
Андрей. Да. Для вас, Анна, у меня есть еще один подарок.
Анна. Хорошо. Я вся в ожидании!
Андрей. Следующий подарок - ужин на двоих в нашем ресторане за счёт заведения.
Анна. Ещё смешнее, если не больнее. Андрей, да вы просто убиваете меня своими подарками! С кем же мне, по-вашему, идти в ресторан?
Андрей. Анна, мне крайне неловко, но если вам не с кем пойти в ресторан, я был бы счастлив, если вы позволите мне составить вам компанию.
Анна (С сарказмом.)И пиццу с вином вы со мной попробуете, и в ресторане составите мне компанию. Хочу вам сказать: замечательные подарки на двоих вы приготовили - с дополнительной опцией для утешения. На случай, если у девушки нет второй половинки, у нас есть, кем её заменить. Прекрасно, молодцы, хвалю за находчивость!
Андрей. Анна, простите меня, я не хотел вас ничем обидеть.
Анна. (С сожалением о сказанном.)Вам не за что просить прощения. Это я прошу прощения за свой сарказм.
Андрей. Я прекрасно понимаю ваше состояние и, поверьте, я не знал, что вы переживаете разрыв в отношениях.
Анна. Андрей, так вы принимаете моё приглашение попробовать вашу пиццу со мной? Не пропадать же авторской пицце!
Андрей. Разве я могу отказаться?
Анна. Надеюсь, вас за это не накажут.
Андрей. Думаю, что за это не накажут.
Анна. Вот и прекрасно! Мойте руки - ванная комната прямо по коридору, а я пока накрою на стол.
Андрей направляется в ванную. Анна накрывает на стол и рядом с тарелками ставит бокалы для вина. Андрей возвращается из ванной.
Анна. Пожалуйста, стол накрыт.
Андрейподходит к столу, но не присаживается.
Анна. Может, по бокалу вина?
Андрей. Анна, вы можете оставить вино на потом - в отличие от еды, оно не испортится.
Анна. Я не хочу откладывать на потом - я хочу сейчас. Хотя, если вам нельзя, можно и оставить на потом.
Андрей. Я могу, но совсем немного.
Анна. Конечно! Совсем понемногу. Надеюсь, вы не за рулём?
Андрей. Я за рулем, но закажу себе такси.
Андрей открывает бутылку вина и разливает его по бокалам.
Анна. Андрей, у вас точно не будет проблем на работе? Всё-таки вы сейчас на служебном задании - можно сказать, при исполнении.
Андрей. Вы совершенно правильно заметили - я действительно нахожусь на служебном задании. Но так сложилось, что владельцы ресторана - я и мой брат: он отвечает за всё, кроме кухни, а я - только за кухню.
Анна. Надо же! Как неожиданно! Так вы, Андрей, оказывается, шеф-повар и, ко всему прочему, ещё и совладелец ресторана!
Андрей. Вы знаете, Анна, я предпочитаю не относить себя к совладельцам ресторана. В самом понятии "владелец ресторана" - только деньги, а деньги, как известно, сами по себе пусты. А вот в кулинарном искусстве есть всё, чтобы почувствовать тонкий вкус хорошего блюда - и, в некотором смысле, даже вкус самой жизни.
Анна. Вполне может быть. И всё же - как-то странно. Когда я была в вашем ресторане со своим (уже бывшим) молодым человеком, именно вы, шеф-повар и по совместительству совладелец ресторана, принимали у нас заказ и именно вы подавали к столу.
Андрей. Что же в этом странного? В этом нет ничего постыдного.
Анна. Конечно, нет! Ни в коем случае! И всё же - это так необычно.
Андрей. В некоторых случаях я сам принимаю заказы и подаю к столу.
Анна. Андрей, позвольте угадаю: не вы ли автор той самой пиццы, которую доставили мне в подарок?
Андрей. Вы совершенно правы! В некотором смысле я действительно работаю как изобретатель - я придумал оригинальный вкус не только этой пиццы. Всю свою жизнь я посвятил кулинарному искусству, поиску идеальных сочетаний вкусов и создал немало новых вкусовых оттенков на кухне нашего ресторана.
Анна. Это правда! Вкусы блюд в вашем ресторане действительно впечатляют.
Андрей. Я рад это слышать.
Анна. Так, может быть, вы сегодня лично готовили для меня этот кулинарный подарок - по собственному авторскому рецепту?
Андрей. И здесь вы тоже правы. Сегодня я лично, своими руками, специально для вас, Анна, приготовил пиццу по собственному рецепту.
Анна.Уму непостижимо! Меня посетил шеф-повар одного из лучших ресторанов города с подарочным вином и пиццей, приготовленной им собственноручно. Андрей, какие ещё секреты вы храните?
После вопроса Анны наступает неловкая пауза. Андрей в замешательстве и пытается уйти от ответа, когда вдруг замечает стопку картин, лежащих на обеденном столе.
Андрей. Картины! Почему они лежат здесь, на обеденном столе, а не висят на стенах?
Анна. Чтобы наслаждаться живописью вместо хорошо приготовленного обеда.
Андрей кротко улыбается.
Анна (Тяжело вздыхает.)Это была шутка. Картины я сняла со стен ещё с моим бывшим, чтобы протереть их от пыли. Теперь нужно вернуть их на прежнее место, где им и положено быть.
Андрей. Я мог бы помочь вам. Мы можем это сделать вместе.
Анна. Буду вам признательна.
Дальнейшие диалоги Анны и Андрея проходят на фоне совместного развешивания картин по стенам гостиной квартиры Анны.
Андрей. Вы сказали, что в моём визите не должно быть ничего особенного - не нужно выдумывать и изобретать лишнего: вручил подарок и откланялся.
Анна.Разве это не так?
Андрей. Это не так! Представьте, Анна, нашу жизнь в упрощённом виде - без воображения и изобретений! Мы получаем упрощённость жизни до пустоты! Если взять наш случай, то мы получаем присутствие пустоты во вручении подарка. Это равносильно отсутствию вкуса в пустом блюде. Впрочем, конечный результат был бы тот же - сытость. Но разве только сытостью мы живём? Разумеется, нет! Пустота - вот что меня пугает и отталкивает. Это то, чего я избегаю и от чего убегаю всю свою жизнь.
Анна. Можно сделать вывод, что подарок вы преподнесли мне со вкусом, как и подобает истинному ценителю утончённой кулинарии. Но всё же в вашем случае - это было лишним. Только вы не подумайте, Андрей, я ни в коем случае не хочу вас обидеть. Я благодарна вам за визит и подарки - всё это очень приятно. Однако в некоторых случаях, вот как сейчас, не нужно всё усложнять, а, напротив, лучше упрощать!
Андрей. Упрощая нашу жизнь, не обкрадываем ли мы сами себя? Пустая кухня, которой можно насытить свой желудок; пустые слова с такими же пустыми мыслями, которыми можно наполнить своё сознание; и такие же пустые действия, которыми можно заполнить своё ежедневное существование. Не совершаем ли мы ошибку, упрощая свою жизнь до пустоты?
Анна. Андрей, вы хотите сказать, как говорят в народе: "Простота хуже воровства" ?
Андрей. Я не знаю, насколько это хуже, но знаю совершенно точно: упрощая свою жизнь, мы, по сути, обкрадываем сами себя, отказываясь от уникальных, зачастую неповторимых моментов ощущения жизни. В некотором смысле мы прячемся от жизни, возможно, даже крадём у себя жизнь - если не сказать хуже, мы лишаем себя жизни.
Анна.Любопытно, и звучит вполне убедительно, и я бы даже согласилась с вами, Андрей, если бы у меня не было, что вам сказать в ответ. А у меня есть что противопоставить - это мой личный опыт. Я познакомилась с ним, к сожалению, при не особо романтических обстоятельствах, но при этом наше знакомство было наполнено самыми яркими чувствами. Вы знаете, Андрей, я как будто начала жить заново, потому что почувствовала жизнь с совершенно новыми для себя ощущениями. Я бы даже сказала, что зацвела, и могу откровенно сказать, что не обкрадывала своих чувств и ничего не упрощала. Напротив, я вложила всю себя в наши отношения. Только вот что я получила взамен? Как оказалось, я не нужна ему со всей полнотой своих чувств. Он не хотел насыщать рецепт блюда до изысканного вкуса - его удовлетворяло пустое насыщение. В ресторане, на нашей с ним последней встрече, он сказал мне: "Аня, ты слишком всё усложняешь". После этого спокойно встал и ушёл. Андрей, вы можете ответить мне на вопрос: почему же всё так произошло? Я вложила в него и в наши отношения всю себя, без единого остатка, ничего не упрощая и не обкрадывая. Почему же тогда он ушёл?
Андрей. Анна, он вам сказал не всю правду, а, если быть более точным, он исказил правду - но не специально, а от непонимания главного. Внешне всё выглядит сложным, словно вы всё усложнили, но, по сути, Анна, вы всё упростили.
Анна. Позвольте узнать, что же я упростила?
Андрей. Вы упростили ваши отношения, сведя их только к своим чувствам и не принимая во внимание, что чувствует ваш молодой человек.
Анна задумывается.
Анна. Как же вы правы, Андрей, я и в самом деле всё упростила до своих чувств. Неужели это и есть та самая простота, которая хуже воровства? Когда мы, упрощая, не видим, не обращаем внимания и в конце концов теряем безмерно что-то важное - или даже, как вы сказали, крадём жизнь? Ведь жизнь - это не только то, что чувствую я, это то, что чувствуют все.
Андрей. Анна, я думаю, вам не стоит так сильно казнить себя. Вы ничего плохого не сделали. Что бы вы изменили, если бы учитывали чувства вашего молодого человека к вам - чувств, которых, я склонен думать, у него просто не было?
Анна.Почему же - не было! Он говорил, что любит меня, и произносил это довольно откровенно, вполне искренне. И я верила ему.
Андрей. Почему вы ему верили?
Анна.Потому что это были особенные слова о любви, в которые невозможно было не поверить.
Андрей. Мы зачастую говорим именно то, что от нас хотят услышать, - и на какое-то мгновение начинаем сами верить, с чистой совестью, во всё то, что говорим. Лишь для того, чтобы заполучить желаемое и насытиться. Но позже оказывается: нам это только казалось, мы ошибались. Всё это оказалось ненужным. Мы просто запутались, обманывая себя, а затем - по инерции - начали обманывать и других. Такое бывает. Я бы даже сказал - это достаточно частое явление: когда чувства, казалось бы, есть, словно ростки, которые взошли, но потом по каким-то причинам не приживаются и отмирают.
Анна.Чем же я заслужила то, что ростки наших с ним отношений не прижились и не расцвели, как...
Анна задумывается.
Андрей. Как куст прекрасных роз?
Анна. Может, и роз. Впрочем, с розами так и бывает: ими можно наслаждаться, а можно и больно уколоться их шипами. (Вдумчивая пауза.)Я просто поторопилась. Слишком сильно на него давила. Требовала особого отношения к себе и к нашему - как я уже для себя решила - совместному, счастливому будущему. А всё, что нужно было на самом деле, - это просто проявить мягкость. Учитывать его чувства. Возможно, его неуверенность в себе. А может быть - неуверенность во мне.
Андрей. Анна, если бы вы сразу начали учитывать его чувства, я думаю, момент прозрения наступил бы раньше - ещё в состоянии лёгкого опьянения. У лёгкого опьянения, кстати, есть один очевидный плюс: от него гораздо меньше болит голова. А это, согласитесь, уже неплохо. Но есть и минус: вы бы, скорее всего, пропустили состояние душевного полёта, эйфорию. Я говорю о влюблённости, что само по себе может быть достаточно опасным. Но всё же - испытать острое чувство любви, не обкрадывая себя, не упрощая своих чувств, - это действительно многого стоит. Убеждён: каждый человек хотел бы испытать любовь. Но не каждый способен по-настоящему погрузиться в это состояние - всем своим сердцем. Не у всех есть сердце, наполненное душевным содержанием.
Анна. Почему не каждый способен жить полной душой, наполненной до краёв?
Андрей. Человек - это океан чувств, и наш океан увлекает и заманивает нас красотой своих бескрайних вод. Но вместе с этой красотой океан хранит в себе много опасностей, и порой, когда мы этого совсем не ждём, он накрывает волнами, захватывает и поглощает нас в свои глубины. И не так сложно погрузиться в прекрасный и опасный океан человеческих чувств, как сложно вернуться на безопасный берег. Не каждый способен рисковать своим безопасным берегом, не каждый способен наполнить себя до краёв душевными волнениями из страха, что можно не удержаться на плаву и утонуть.
Анна погружается в воспоминания.
Анна. Андрей, ваши слова про опасный океан и безопасный берег - словно зеркальное отражение моей жизни. Выражаясь вашими словами, однажды я в буквальном смысле погрузилась в воды океана, увлекаемая его красотой. Правда, это было море, но это не так важно. Я заплыла от берега настолько далеко, что уже не могла самостоятельно вернуться обратно и начала тонуть. Отчётливо помню, как меня сковал страх неспособности удержаться на плаву - и я до сих пор помню боль в своём сердце. К счастью, меня спасли. Но как странно - я до сих пор чувствую себя в водах океана: тот же страх и та же боль в моём сердце. Мне кажется, я по-прежнему тону, мне кажется, я по-прежнему нуждаюсь в спасении. Как мне удержаться на плаву? Как мне спастись?
Андрей. Я думаю, Анна, точнее, я в этом даже убеждён, что вы уже на безопасном берегу, только пока ещё пребываете в шоке от тех волн, которыми накрыл вас океан. Ваше дыхание пока ещё прерывистое, но оно обязательно восстановится, и совсем скоро вы задышите полной грудью. И тепло вновь наполнит вашу душу и сердце.
Анна. Андрей, я вижу, как вы пытаетесь меня спасти, вернуть к жизни - за что вам огромное спасибо. Может быть, вы, Андрей, добрый лекарь?
Андрей. Я просто доставил вам подарок от нашего ресторана, и это не целебное лекарство.
Анна. Ваш подарок - пицца, вино и, тем более, ужин на двоих в вашем ресторане - всё это, конечно же, не целебное лекарство! (Анна делает паузу, подбирая слова.)Но вот ваши слова поддержки - это совсем другое: они как лечебный эликсир для моей, поверьте, весьма глубокой раны. За что я вам бескрайне благодарна.
Андрей. Анна, вы преувеличиваете. С моей стороны всё выглядит вполне заурядно, а вот с вашей - всё словно по волшебству.
Анна. Разве я похожа на волшебницу?
Андрей. Похожи, и даже очень! На что я мог рассчитывать без волшебства? Предполагал: появлюсь, вручу подарок, меня поблагодарят - и я исчезну. Но вы пригласили меня в свой дом и, как по волшебству, говорите со мной невероятно откровенно, словно мы близкие люди. Я не мог предположить и даже представить такой откровенности в нашем разговоре. Что это, как не волшебство!
Анна.Вы меня извините, но однажды я уже поверила в волшебство. Но всё это оказалось банальной фантазией - розовыми очками, которые слетели с меня. Хотя было бы полбеды, если бы они просто слетели. С меня их сбили пощечиной - да так, что очки разлетелись вдребезги, а осколки впились в мои глаза, отчего мне невыносимо больно смотреть на своё отражение в зеркале.
Андрей. Это и плохо, и хорошо.
Анна. Что же в этом хорошего?
Андрей. Чтобы познать себя человеком, человеку нужно познать страдание. Без страдания человеку никак не обойтись - это его ключ к самопознанию, то есть к познанию в себе человека.
Анна. Андрей, извините меня за резкость, но то, что вы говорите - откровенная глупость. Совсем недавно я была счастлива, и только в счастье познала себя настоящим человеком! Человек рожден для счастья, счастье делает нас людьми. Всё бесчеловечное зло исходит от несчастных людей, которые очень страдают, и такими же несчастными хотят сделать весь человеческий мир!
Андрей. Человек рождается в страдании - и в страдании он умирает. Так почему жизнь человека должна быть лучше его рождения или хуже его смерти? Вы утверждаете, что были счастливы, а я скажу: вы страдали - просто иначе, не так, как сейчас, но всё равно это было страдание. Вы любили своего молодого человека. А если любили - не могли не приносить жертву. Как вы сами сказали, вы отдали ему все свои чувства, отдали себя полностью, без остатка. Так что же это, если не страдание? Что же это, если не жертва? Только вот Бог не принял вашу жертву.
Анна. Бог не принял мою жертву! Значит, по вашему мнению, жертва необходима, и без жертвы никак не обойтись?
Андрей. Как познать страдание отвергнутой любви, не пережив чувства влюблённого сердца?
Анна. Оказывается, всё это было нужно для моего страдания! Значит, мне просто суждено было стать жертвой? Откровенный бред...
Андрей. На этот счёт у меня есть определённые мысли. Разрешите, Анна, поделиться ими с вами.
Анна. Конечно, с удовольствием! Вы не накормите меня авторской пиццей, ведь она уже остыла, но вы накормите меня оригинальными мыслями, которые лучше подавать холодными, чтобы не обжечься их оригинальностью.
Андрей. Анна, вы помните библейский сюжет про Каина и Авеля?
Анна. Разумеется, помню.
Андрей. Авель приносил Господу жертвоприношение - животное. Я думаю, что речь идет не о животном в прямом значении, а о животном в переносном смысле, точнее - о животном происхождении нашей сущности, которую иногда нужно сжигать в нас самих. Сожжение не может происходить без нашего страдания, обжигая нас языками пламени костра жертвенности с единственной целью, - сжечь наше животное начало и добраться до божественного продолжения, до частички святого духа, скрытого глубоко внутри нас за нашими страстями. Господу в царстве небесном не нужен человек от животного. Богу нужен человек от Бога. И Авель страдал, ему было больно, и в своем страдании он не обманывал себя. Господь поверил Авелю и принял его жертву. Но вот Каин, брат Авеля, тоже приносил свою жертву, но, видимо, не по-настоящему, не искренне, обманывая себя, потому что не хотел страдать, потому что он хотел наслаждаться. Господь не поверил Каину и не принял его жертву. Животное происхождение в человеке завладело Каином, и он убил Авеля. Позже, когда все выяснилось, и тогда Каин не хотел страдать, он хотел быстрой смерти от первого встречного. И Господь ответил Каину: "Нет, ты будешь жить и искать страдание в своей жизни. Когда найдешь страдание, я приму твою жертву, и ты освободишь себя от животного начала для божественного продолжения." Господу в царстве небесном не нужен человек от животного. Богу нужен человек от Бога.
Анна. Увлекательная интерпретация библейского сюжета, но позвольте прояснить, как это все связано со мной.
Андрей. Библейская история о Каине и Авеле - это не более чем метафора. И в этой метафоре мы все: мы там Каин, и мы там Авель. За одну человеческую жизнь можно стать и Каином, и Авелем, и даже не по одному разу.
Анна. И всё-таки я не понимаю, при чём здесь я.
Андрей. Нужно отдать что-то от самого себя, в некотором смысле - часть своего тела. Нужно отдать свое желание, свое наслаждение, и многие называют это своим счастьем. Это как сожжение части себя в самом себе. И если искренне ты сжигаешь часть самого себя, и если искренни твои страдания, когда ты избавляешься от части своего тела, - только тогда твоя жертва будет принята! И Господь утолит твою жажду! Только не пытайся никого обманывать, даже самого себя -. - из обмана ничего не выйдет! Господь не принимает обмана.
Анна.Андрей, да вы меня не перестаёте удивлять! Сколько в вас талантов! Вы не только кулинар, но и мыслитель.
Андрей. Анна, я не мыслитель - я мечтатель.
Анна. Просветите, пожалуйста, в чем заключается разница между мыслителем и мечтателем.
Андрей. Мечтатель - это художник, музыкант, писатель, инженер или кулинар, как я. И всех мечтателей объединяет одно - у них есть мечта. Мыслитель - это бизнесмен, руководитель, политик. И у мыслителей тоже есть одно общее: их объединяет неистовое стремление к цели. К примеру, мой брат - истинный мыслитель. Он всегда говорит и мыслит категориями достижения материальной цели. А что дальше? Что потом? Если нет материализации, капитализации, нормы прибыли, то зачем все это? Порой мне становится невыносимо жаль его, потому что у него есть деньги, он богат, но в то же время он страшно беден душой. Другими словами, он просто бездушен, потому что он неспособен мечтать. Он способен только планировать, считать, страховаться и перестраховываться. Но когда я начинаю говорить ему о его фанатичном желании смотреть на все только через призму экономической целесообразности, что таким образом он нисколько не оставляет в своей сущности места для души, места для частички Бога. В ответ он только злобно хохочет. Мыслители обречены злиться на мечтателей.
Анна.Полностью согласна с вами, Андрей. Ваш брат - мыслитель, это правда.
Андрей (Реагирует удивленно и встревоженно.)Анна, вы знакомы с моим братом?
Анна (Отвечает испуганно.)Извините, я не поняла.
Андрей. Я спросил вас, знакомы ли вы с моим братом?
Анна. Знакома ли я с вашим братом? Нет-нет, что вы, я не знакома с вашим братом.
Андрей. Но вы так уверенно прокомментировали мои слова о нем, как будто вы с ним знакомы, как будто хорошо его знаете.
Анна(Встревоженно оправдывается.) Андрей, я сделала такой вывод о вашем брате исключительно на основании ваших слов. Вы сами рассказывали мне о нём и говорили, что именно на вашем брате лежит практически вся ответственность за ресторан. И, судя по тому, что ваш ресторан довольно популярен и по праву считается одним из лучших ресторанов города, можно с уверенностью утверждать, что ваш брат успешно управляет рестораном. Поэтому я и сделала вывод, что ваш брат - мыслитель. Но кто ещё может так успешно управлять ресторанным бизнесом, если не мыслитель?
Андрей. И всё же это прозвучало так, будто вы знакомы.
Анна (Старается вернуться к прежней теме разговора.)Андрей, предлагаю оставить вашего брата в покое. Расскажите мне что-нибудь любопытное из мира утончённых вкусов - что-нибудь увлекательное, что-нибудь оригинальное. Я так поняла, что вы - большой знаток не только утончённых вкусов, но и оригинальных рассказов. Мне будет интересно послушать увлекательный рассказ о неповторимом вкусе.
Андрейзадумывается.
Андрей. Анна, как вы думаете, почему маленькие дети, начиная примерно с трёх месяцев, так любят пробовать на вкус всё, что попадётся им под руку?
Анна. Это общеизвестно: таким образом дети в этом возрасте познают окружающий мир.
Андрей. Правильно! Но почему же взрослые люди продолжают пробовать на вкус разнообразные блюда, отвечая себе на вопрос, что им нравится, а что не нравится, в поисках новых вкусов или в поисках, хорошо забытых старых?
Анна. Возможно, взрослые люди - это видоизменённые дети. Сначала повзрослевшие, позже постаревшие, но всё же те же видоизменённые дети, которые по-прежнему исследуют мир.
Андрей. Пусть так. Но вот представим видоизменённого ребенка, повзрослевшего до уровня взрослого человека. И вот этот ребёнок, он же взрослый человек, влюбляется, и он мало что знает о своём объекте влюблённости, но страшно жаждет поцелуя. Почему он так сильно жаждет поцелуя?
Анна. Сложный вопрос. Впрочем, извините, я неправильно выразилась: я хотела сказать не столько "сложный", сколько "неудобный" вопрос.
Андрей. Именно! Об этом не принято говорить, потому что об этом неудобно говорить. И всё же я скажу. Влюблённым нужен поцелуй, потому что им нужно попробовать друг друга на вкус. И этот вкус - вкус поцелуя влюблённости - может оказаться самым лучшим, самым изысканным, самым волшебным. Но также есть вероятность, что вкус поцелуя может и не понравиться. И в таком случае любовь не прорастёт, любовь не расцветёт.
Анна.Андрей, вы это сейчас серьёзно?
Андрей. Абсолютно серьёзно!
Анна. То есть вы хотите сказать, что он не полюбил меня, потому что ему не понравился вкус моего поцелуя?
Андрей. Вполне возможно, что это - одна из причин. Но если представить, что ему безумно понравился вкус вашего поцелуя, Анна, я убеждён: другие причины не влюбиться в вас по-настоящему, даже если бы они существовали, были бы исчерпаны по причине своей несущественности.
Анны.А вы?
Андрей. Что я?
Анна. Вы также жаждете поцелуя влюблённости, дабы понять, обладает ли он волшебным вкусом - и только после этого влюбиться по-настоящему. А если вкус поцелуя не удовлетворит ваш запрос на изысканность, вы пойдёте искать для своего сердца более утончённый вкус.
Андрей.Анна, всё дело в том, что я уже влюблён - и влюблён по-настоящему.
Анна. Но ведь между вами - не было поцелуя.
Андрей. С чего вы это решили?
Анна. Но как же! Я же... То есть, я хочу сказать, что...
Анна,смутившись,замолкает.
Андрей. Что вы хотите сказать?
Анна.(Растеряно.) Я хотела сказать, может быть, я что-то неправильно поняла, но со слов... (Анна резко остановилась, одернув себя)
Андрей. Анна, вы сомневаетесь, правильно ли вы поняли слова моего брата, произнесённые обо мне?
Анна(Встревожено.)Причём тут ваш брат!
Андрей. Анна, отбросьте лукавство - вы прекрасно знаете, причём тут мой брат!
Анна. Андрей, я не понимаю вас.
Андрей. Прошу вас, Анна, расскажите, при каких обстоятельствах вы познакомились с моим братом.
Анна.Андрей, я вам уже ответила на ваш вопрос: я не знакома с вашим братом.
Неловкое молчание.
Анна. Но я искренне рада, что познакомилась с вами, Андрей. А наше с вами знакомство - это не что иное, как парадокс. Других слов и не подберёшь.
Андрей. Почему парадокс?
Анна. Вы появляетесь в моей жизни не в самый лучший момент и в то же время - как нельзя вовремя. Просто какое-то единство несовместимого.
Андрей. В таких случаях говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
Анна(Предается воспоминаниям.) Совсем недавно я произнесла в точности те же слова: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
Андрей, у вас бывает такое ощущение, когда вы совершенно точно знаете, что с вами какое-то событие происходит впервые, и в то же время вы испытываете острое чувство, будто это уже когда-то с вами произошло? (Анна всматривается проницательным взглядом в глаза Андрея.)Вот прямо как здесь и сейчас! Все это совершенно точно происходит со мной впервые - ваше появление, наше знакомство... Откуда же тогда это чувство, что всё это уже было?
Андрей. Что именно было?
Анна. Я познакомилась с ним при обстоятельствах, когда со мной произошла нехорошая история. Я попала в больницу в бессознательном состоянии, и когда пришла в себя и открыла глаза - уже на больничной койке - передо мной стоял он. Как выяснилось, именно он привёз меня в больницу. Разумеется, мы познакомились, у нас закрутился роман, и немного позже я произнесла те самые слова: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". (Молчаливая вдумчивость.)Жаль только одного - счастья так и не произошло. Я поторопилась с выводами.
Андрей. Мне очень жаль, Анна, что я появляюсь в вашей жизни только в моменты несчастья.
Анна. Андрей, вы так говорите, что, по вашим словам, можно решить будто вы уже появлялись в моей жизни в момент несчастья. Впрочем, мы действительно виделись с вами в ресторане - именно тогда, когда он окончательно со мной расстался.
На какой-то момент Анна уходит в состояние отрешённости, словно что-то ищет глубоко внутри своей памяти. Но потом приходит в себя и переключает всё своё внимание на Андрея.
Анна.Всё! Хватит обо мне. Теперь я хочу поговорить о вас, Андрей.
Андрей. О чём бы вы хотели поговорить, Анна?
Анна. У вас есть девушка? Может, вы женаты?
Андрей. Я не женат и у меня нет девушки.
Анна. В нашем разговоре вы сказали, что влюблены по-настоящему. Можно быть влюблённым в свою жену, а если не в жену - то в свою девушку. Но если у вас никого нет, в кого же вы тогда влюблены?
Андрей(Выражением глаз он даёт понять, что речь идёт об Анне.)По-настоящему мы знакомы совсем немного: она мало что знает обо мне, и я так же мало что знаю о ней.
Анна(Она догадывается по выражению глаз Андрея, что речь идёт о ней, и от этого чувствует смущение.)Вам мало что известно о ней! Чем же она вам понравилась, что вы даже имели неосторожность влюбиться в неё?
Андрей. Однажды я прикоснулся к ней.
Анна (Реагирует встревожено.)Простите, не поняла! Что значит "я прикоснулся к ней"?