Сборник коротеньких реплик, замечаний, мнений, вопросов, сравнений, оценок, советов - и всё про нас да про нашу жизнь, но не басни.
Сказание о знании и незнании
Никто не знает, что такое счастье. Зато все знают, что такое несчастье, но не знают об этом. А несчастье - это, когда почти всё знаешь, но не знаешь, почему уже больше знать ничего не хочется, и не знаешь, зачем вообще надо просыпаться по утрам, когда точно знаешь, что счастья на Земле нет, а где оно есть и что это такое, никто не знает.
* * *
Здравый смысл
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне можно, наверно, отметить и следующее - это отношение Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) к русскому народу. Вот что он сказал, в частности, 24 мая 1945 года на торжественном приёме в Кремле: "Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение" (буквально из текста стенограммы). Но Сталин, что менее известно, обращался к теме величия русского народа и раньше, как минимум с 1917 года. Так, например, ещё до октябрьских событий он призвал солдат организовываться в свои союзы и собираться "вокруг русского народа, единственного верного союзника русской революционной армии". В 1933 году на встрече с участниками первомайского военного парада он заявил: "Русские - это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов. Русская нация - это талантливейшая нация в мире. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом - они непобедимы". А в 1939 году в беседе с Коллонтай, подчёркивая необходимость практически готовиться к войне с Гитлером, он сказал: "Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем". Однако ж слова Сталина - не священное писание. Понятно, что многое он говорил, исходя из сложившейся политической ситуации, с учётом уровня межнациональных отношений, в угоду чему-то или кому-то и прочее. Не будь он сам нерусским, то, может быть, и не говорил бы именно так. Вопрос для всех нас сейчас в другом. В том, а каково действительное положение русского народа в современной России и надо ли законодательно закреплять его какую-то особую роль?
* * *
С тобой хочу я быть
Не отдаю я предпочтенья
Ни дням осенним, ни весне.
Благодарю сердечно день я,
Который кровь бодрит во мне.
Зной на дворе иль ветра вой
Обидой мелочной не встречу.
Но что же нужно мне, отвечу:
С тобой хочу я быть, всегда с тобой.
Я не знаю, кто сочинил это стихотворение. Впервые я прочёл его в маленьком самодельном альбоме с бархатной обложкой. Все стихи в нём были о любви. И написаны они были тонюсеньким пёрышком красивыми буковками чёрной тушью. И все без указания авторов. Альбом этот показала мне соседская девочка, когда мне было лет десять. Его как-то через кого-то передал жене сидевший в тюрьме её отец. Другие стихи из этого альбома я не запомнил, а вышеприведённый почему-то навсегда врезался мне в память. Я читал его потом дамам, за которыми ухаживал, или вспоминал о нём, предлагая выпить за любовь. Надо же - целая жизнь позади, а стишок этот вот он, без альбома и буковок! Чудесное, трогательное признание! Так и хочется воскликнуть: люди, не уставайте любить и жалеть друг друга!
* * *
Пустышка
Свобода - красивое слово. Хоть на русском, хоть на ином языке. Точно пение птички. И всё. А в приложении к жизни на Земле - фонетическая пустышка. Особенно это касается воззвания к свободе слова вообще. Что предполагает вроде как освобождение от чего-то. Но не может быть освобождения от того, без чего не может быть самой жизни. Нет жизни без определённого порядка любого свойства и в любой сфере. В использовании человеческого слова тоже существует свой порядок. Хотя бы потому, что слово - это в том числе мощное интеллектуальное оружие. Поэтому требования свободы слова означают призывы к беспорядку в общении между людьми: один сказал, что попало, другой ответил, как попало, затем кулак, нож, пистолет... Посредством слова решается почти всё в нашей жизни. Но оно никак бы не решалось, и самой нашей жизни не было бы, если бы не существовал установленный порядок в употреблении слова, гласный или негласный. Тот, кто требует свободы слова в принципе, тот требует, по сути, приравнять слова к отходам жизнедеятельности человека. Нет и не должно быть никакой свободы слова. Если категорично, то лозунг один - всё на Земле должно подчиняться разуму и целесообразности. Вначале всё-таки была мысль, а потом слово.
* * *
Где же мы теперь?
2025 год. Смотрю на дембельское фото, большое, альбомного формата. Группа советских войск в Германии, ровно полвека назад. Сверху слова наклонным шрифтом "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" Слева рисунок - танк на постаменте, справа - эмблема сапёров. Что означает - танковая дивизия, инженерно-сапёрный батальон. А между рисунками годы - 1973-1975. Как сейчас помню: склеил я по краям, типа "художник" будто, штук восемь листов ватмана, изобразил текст, годы и рисунки в цвете, затем приклеил рядами фотографии всех "дембелей", в том числе свою, которые как мог изготовил "почтарь", он же фотограф и парикмахер, под каждой из них написал фамилию воина, потом вдвоём вынесли всю эту конструкцию на улицу, положили на дорогу и "почтарь" с кузова ГАЗ-66 сделал общий снимок по количеству отслуживших. Смотрю сейчас на это чёрно-белое фото и читаю фамилии тех, с кем обитал в одной казарме, сидел за одним столом и рыл одни окопы на учениях: Гринчук, Орлов, Теснозуб, Мансуров, Свинцицкий, Дадавов, Галкин, Тамашвили, Романов, Веску, Калинин, Кисляк, Черных, Туманян, Сафин, Тимченко, Скородумов, Скачко... Господи, где же мы теперь все и что же с нами сделали те, кто разделяет и властвует?
* * *
Тихо и незаметно
Недавно взрослые россияне тихо и незаметно отметили про себя очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Повторяю, тихо и незаметно. Но всё равно в СМИ наших опять такого наговорили о Ленине, что просто уму непостижимо - галиматья несусветная. И опять ничто из услышанного ни в чём меня не убедило и не переубедило, а многое просто повергло в уныние: чем дальше, тем всё больше односторонних уничижительных мифов и штампов вперемешку с откровенно клеветническими выдумками. Опять "немецкий шпион", "кровавый террор", "телеграммы о расстрелах" и т.д. и т.п. И ни слова об окончании войны в Европе, о провозглашении мирного сосуществования, о предоставлении свободы отдельным государствам и народам, о новой экономической политике, о защите русского языка, о восстановлении прав евреев... То есть об одном говорят, а о другом умалчивают. Об одном думают, а о другом отказываются или не хотят думать. Или не умеют. Или нельзя. Или ничего толком не знают уже, чтобы думать о чём-то.
Ноябрь 2024 года.
* * *
Их уже больше нас
Утром подумал о том же и на тебе - вечером один из ведущих политологов сам признался по телевизору, что за последнее время все они, политологи, превратились в вирусологов. То есть получается так, что нынешним российским политологам в принципе всё равно, о чём говорить. Хоть о правительстве, хоть о диарее. Они у нас универсальны и осведомлены абсолютно обо всём. Вчера кто-то из них горячо разъяснял нам про доллар с нефтью, а сегодня он же и с тем же пафосом растолковывает, что такое коронавирус. Слышал, что в действительно профессиональных сообществах слово "политолог" стало чуть ли уже не ругательным. От понимания того, возможно, что вместо специалистов в области политологии большинство политологов превратились на практике в примитивных рассуждателей на любые темы и разъяснителей неизвестного чего. Повторяю, сегодня он с умным видом разлагольствует о выборах президента США, а завтра он же - о вывозе мусора и незаконных свалках. И как нам верить такому вот всезнайке! При этом сами себя они обозначают некими руководителями неких институтов изучения каких-то там глобальных проблем. То есть один человек - целый институт. Скоро у нас подобных "человекоинститутов" станет, наверно, больше, чем охранников. Поэтому попотчуют они нас своей "ухой" ещё сполна, как потчевал своей сосед Демьян соседа Фоку. То есть, вопрос о том, кто же они такие, эти наши политологи, для меня был и остаётся открытым.
Август 2020 года.
* * *
Реплика
"Я была там и там, - задыхаясь от восторга, продекларировала сегодня утром по радио одна известная политологиня. - Подумаешь, Лондон и Париж. Да они ни в какое сравнение не идут с нашей Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами. У нас всё строится, всё делается". И всё! Дальше сам понимать должен, о чём это. А я вот не был ни в Лондоне, ни в Париже. Но логику сдал в институте на "отлично". И мне непонятно, почему у них ничего не "строится, не делается", а должно, как у нас, "всё строится, всё делаться"? А, может, там строго-настрого запрещено что-то без ума и без контроля "всё строить, всё делать"? А в Вене или в Будапеште, например, тоже надо "всё строить, всё делать"? Потому, что народ бог весть откуда толпами прибывает и для него надо ещё полсотни станций метро нарыть? Или там комфорта с красотой маловато? Как же, оказывается, хорошо у нас: "всё строится, всё делается", а матерщина уже практически заменила русскую речь! "Всё строится, всё делается", а люди со страхом ожидают очередные платёжки за коммунальные услуги! То есть я о том, что "всё строится, всё делается" должно реально улучшать жизнь людей, и не только в Москве. И Лондон с Парижем тут вообще ни при чём.
* * *
Старость - в радость
Только что прочитал на первой странице одного новостного сайта в интернете статью о том, что старики нынче никому не нужны и рассчитывать им больше не на кого. Детей мало, о них надо думать, а старикам, дескать, и так скоро конец. Привожу здесь дословную выдержку из этой статьи: "Вот и получается, что старость становится не в радость - не только самим старикам, но и молодому поколению. Это уже носится в воздухе. Уже слышны разговоры о том, что не стоит запирать все человечество по домам ради жизни тех, кому и так помирать. Уже обсуждают новые варианты теории заговора: коронавирус-де придуман, чтобы количество этих самых стариков поуменьшить. Старикам все меньше почета: их опыт все реже применим в условиях стремительного прогресса, а теперь и деньгами они не поддержат ни экономику потребления, ни собственную родню. Да и молодым все меньше смысла искать свой светлый путь в жизни, так как в конце этого пути маячит та же унылая долгая старость с отчаянной экономией уменьшающихся накоплений. Эта бесперспективность - как бы не страшнее долголетия, превращающегося из мечты в проклятие. Кажется, в нашей цивилизации, построенной на вознаграждении за труд и сбережения, надо ожидать большие перемены".
Ну что тут скажешь - грустно читать такое. А так ли уж плоха и бесперспективна на самом деле стариковская жизнь? Я, например, не уверен в этом. Ибо в заботе о самом себе и выживании без посторонней помощи тоже есть некий биологический резон и стимул. Я не имею в виду крайние случаи, когда немощь совсем одолела или потрачена последняя копейка. Во всяком случае я убеждён, что в мирное время сама общественная ситуация подскажет новые формы и условия жизни пожилых людей. И уже подсказывает. Никакой катастрофы для стариков не случится. Хотя бы потому, что их существование во всём кровно и неотделимо связано с существованием всего общества, значительной и постоянно пополняемой частью которого они, собственно, и являются.
* * *
Во, дают!
Несколько дней назад я предложил читателям свой рассказ "В землянке". Про то, как выступил очень пожилой участник в финале телевизионного песенного конкурса в Москве. И вот, что я вижу сегодня под этим коротеньким рассказом на одном из литературных сайтов (комментаторов не редактирую и обозначаю буквами).
А. Трогательно... Спасибо!
Б. Как было бы чудесно, если бы такие "певцы" оставались у себя дома, в Москве, а не лезли со своим "миром" и своими песнями "про печурку" к соседям, которые прекрасно жили без всего этого.
В. В свете последних событий так и хочется сказать любителям фронтовой лирики и любителям вставать под фронтовую лирику: "Заткнитесь теперь... вы утратили право..." А автору спасибо за разрешение абсолютно любой критики.
А. А вам бы, наверное, хотелось их видеть в печурках Освенцима? Обидно! "Худой мир лучше доброй войны" - так сказал Марк Туллий Цицерон. Так садитесь за стол переговоров. Спасайте мир. Никто не хочет этой войны.
Б. У вас странная логика, где я упоминал про Освенцим?
Правду говорил Черчилль: "Фашисты будущего будут называть себя антифашистами". А с оккупантами не договариваются, их уничтожают.
Во, дают, разлюбезнейшие мои читатели! Очень интересно, чего они ещё накомментируют? Я же в свою очередь спешу заявить, что ни про каких Цицеронов, Черчиллей, "соседей", "фашистов" и "оккупантов" в последнее время вообще ничего не думал и не писал. И в Освенциме я никогда не был. Хотя в Заксенхаузене был, на экскурсии.
* * *
Порочный круг
Никакой классической теории про инфляцию, а сразу по реальной жизни. Вот представим себе большое село, называющее себя демократическим рыночным государством. Наверху в обобщённом виде капиталист, внизу в обобщённом виде все остальные. Капиталист всем, кому деваться некуда, как бы даёт работу и как бы не мешает другим быть самозанятыми. Вот один такой самозанятый делает сапоги и продаёт их по сто рублей. Но у капиталиста в собственности земля, вода, энергоресурсы и, главное, само государство. Только собственность на государство у него как бы опосредованная, но абсолютная и хорошо им охраняемая. Капиталисту по своей алчной натуре всегда всего мало, и он постоянно повышает для сапожника дань за право работы на соответствующей территории. Брал с него десять рублей, а стал брать двадцать рублей. Сапожник, естественно, эту разницу закладывает в цену и продаёт те же сапоги, но уже за сто десять рублей. То же самое и по той же причине делает молочник, булочник, портной и так далее. Все беднеют, а капиталист богатеет. Бедных становится больше, и они начинают роптать, бузить и на Мавзолей вдохновенно поглядывать. И, чтобы не потерять своё привилегированное положение, капиталист врёт, ужимается и прибавляет им как бы зарплату, а на самом деле такую же подачку, как нищему у церкви. При этом каждый самозанятый в таком селе тоже сам по себе и сам за себя. Он знает, что капиталист работникам своим повысил зарплату, значит, можно ещё поднять цену на свои товары и услуги. И злополучные сапоги начинают продаваться уже по сто двадцать рублей. Капиталист знает о таком повышении доходов у самозанятых и тут же повышает размер дани с них. В результате все сельчане в общем опять беднеют. И дальше всё опять развивается по порочному кругу. Капиталист никогда не позволит другим жителям становиться богаче, если это не гарантирует ему соразмерное увеличение его собственного богатства и сохранение для него господствующего положения в обществе. Цены, таким образом, на радость капиталисту неизбежно и постоянно растут, а деньги на горе всем остальным обесцениваются. Вот и вся премудрость. Инфляция вылазит на капиталистической почве не как сорняк, а как основная культура. Без инфляции нет капитализма и наоборот. И сколь угодно можете называть меня дилетантом.
* * *
Цитаты и жизнь
Только что случайно наткнулся в интернете на цитаты о нравственности. И вот лишь некоторые высказывания выдающихся людей.
"Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд".
"Нравственность - основа всех человеческих ценностей".
"Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества".
"Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен".
"Все наше достоинство - способность мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом - основа нравственности".
А к чему это я? А к тому, что меня тоже, как и многих, надеюсь, очень тревожит нынешнее положение с нравственностью в нашем обществе. И вот, что я думаю об этом.
Все сущие в этом мире живут по своим законам. Но есть одно существо, у которого всё не так - это человек. По своему закону - закону нравственности - он жить отказывается. Будто кто-то из другого мира внедряет в женские организмы чуждые вещества, в результате чего рождаются уже не люди, а нелюди. Или мужчины сами по себе испортились, что дают такое потомство. И, когда нелюди захватывают власть, то люди вынуждены жить по их безнравственному закону. Однако такая жизнь неизбежно ведёт к вырождению всего человеческого в человеке. Даже сугубо в религиозном контексте.
Деньги из обычного средства обмена превратились в противоестественную цель и даже смысл жизни, окончательно избавившись от нравственности по их добыче и использованию. Будут деньги - тогда, может быть, что-то будет сделано. Будет много денег - тогда, может быть, будет сделано хорошо. Будет ещё больше денег - тогда наверняка будет сделано, и даже то, чего вообще нельзя делать. А вот просто по закону нравственности взять и вылечить ребёнка, взять и изготовить вкусные конфеты, взять и порадовать зрителей настоящим искусством, взять и напечатать хорошую книгу, взять и подвезти стариков до дома, взять и отремонтировать подъезд, взять и с реальной пользой потрудиться на властной должности... нет, так уже быть не может по определению. И никакая пропаганда, никакие призывы, лозунги и планы без глубоких нравственных преобразований сделать нашу жизнь человечной не в состоянии.
* * *
За что?
На днях опять наградили очередного нашего артиста орденом. В общем обычного, рядового, ничем особо не отличающегося от других подобных лицедеев и совсем молодого ещё человека, мелькающего в рекламе банка. Хоть тресни, не понимаю, за что! Ну снялся он в нескольких бандитских фильмах, ну сыграл несколько главных ролей в театре, ну выступил где-то на торжественном вечере - так это его работа, этому его обучали, этого он сам хотел, за это хорошо платят, это абсолютно безопасно и не требует никаких героических усилий. Какой он подвиг-то совершил или чем таким великим обогатил российское театральное или киноискусство? Орден ведь выдаётся от имени государства, то есть от имени народа. А что он именно для народа выдающегося и сверхполезного сделал, чем пожертвовал ради народа? Перестанет он завтра выходить на сцену или сниматься в кино - никто и не заметит и ни слезинки не прольёт. Всенародное достижение-то, заслуга-то его непомерная в чём? Человек он наверняка достойный, работает по своей специальности, успешно работает, ну и пусть себе дальше также работает с получением профессиональных грамот и знаков отличия. Хороших работников на своих местах и по своему призванию у нас миллионы. Лучше бы уж и не показывали вовсе момент упомянутого награждения по телевизору, сделали бы всё втихаря. А то ведь недоумение вызывает, по меньшей мере.
* * *
Не выпендривайтесь!
Сказал вам, преподавателям, классик, что надо молодых людей обогащать всеми знаниями, которые выработало человечество, вот и обогащайте. Вот вам публичная стезя, святая и благородная. Вот вам настоящее творческое занятие. Всю работу в этом плане и по объёму, и по содержанию, и по методике, никогда не переделать. На всех и на все времена хватит. А критику существующего строя оставьте при себе. Или иногда пошепчитесь на этот счёт между собой на заседании кафедры. Или проваливайте в политику, если кишка не тонка. Студенты в государственные институты и университеты идут за знаниями, а не за тем, чтобы узнать, какие у вас светлые головы. Не корчите из себя царственных небожителей. Если уж неизбежны смены общественных формаций, то революции без вас обойдутся. Студенты с благодарностью вспоминают отдельных преподавателей за их глубокое знание предмета, а не за слюнявое брюзжание по поводу отсутствия в стране каких-то там прав и свобод. Что отсутствует, а что присутствует, они сами разберутся. А вы делайте хорошо то, за что вам государство деньги платит, по отверждённым им программам и методичкам. И не выпендривайтесь!
* * *
Наезд на богатых
Помнится, несколько лет назад КПРФ предложила десять мер по борьбе с распространением эпидемии коронавируса и её экономическими последствиями. В том числе (по тексту заявления из СМИ) - национализация стратегических отраслей экономики и поддержка людей, оставшихся без работы, за счёт баснословных средств, накопленных олигархией. То есть, если по-простому, то речь тогда шла как бы о наезде на богатых (было раскулачивание, как после революции в СССР, а станет, наверное, разолигархивание, как в США до второй мировой войны). Причём нашим коммунистам, оказывается, точно известно, что средства олигархов именно "баснословные" (интересно, какие же это они в натуре?). Ну да ладно, бог с ними, с такими вот внезапно прозревающими защитниками народа. Однако проблема сосуществования богатых и бедных действительно есть, независимо ни от какой вирусной заразы. И очень любопытно, как же она будет решаться у нас и когда?
* * *
Казнить нельзя
Интересно получается: и смертной казни нет, и условия пребывания в тюрьмах улучшай. Именно улучшения условий жизни для заключённых в российских колониях требуют сейчас разного рода правозащитники, ссылаясь при этом на западные страны, которые тратят на подобное дело огромные деньги. Основной аргумент - тюрьма в России пугает всякого человека, потому что человеком там быть перестаёшь. Там якобы заключённых за людей не считают, смотрят на них, как на насекомых, и с каждым из них можно делать всё, что угодно. Предположим, что это так. Тогда возникает вопрос: а до какой степени целесообразно улучшать эти самые условия? Неужели до такой, что многие сами туда проситься станут? У нас ведь на свободе тоже не рай. Улучшать условия жизни, конечно, надо везде и для всех. И для заключённых в том числе, они тоже люди. Но как быть с нелюдьми, их-то чем пугать? Была бы смертная казнь, и стало бы всё понятно - кому улучшение, а кому вообще уже ничего: ни заключения, как такового, ни даже самого существования на этом свете.
* * *
Девяностые
Надо же, объяснение термина "лихие девяностые" есть в Википедии. Оказывается, это "сложный период в новейшей истории России 1991 - 1999 годов, с присущими тому времени ростом преступности и социальной неустойчивости". Августовский путч, мошенническая приватизация, обесценивание сбережений граждан, шоковая либерализация цен, невыплаты зарплат и пенсий, конституционный кризис, стрельба из танка по Белому дому, денежная реформа, вооружённые конфликты, терроризм, развал экономики, рост смертности, моральное разложение, безудержное охаивание своего и восхваление западного образа жизни и так далее - всё это называются основными явлениями тех лет. Или просто "сложным периодом". Хотя ничего из перечисленного могло и не быть. У каждого названного "явления" были и есть свои инициаторы и организаторы. Почти все безобразия девяностых имели сугубо волюнтаристский характер и продиктованы были одним - как можно скорее внедрить систему эксплуатации человека человеком и сформировать класс "избранных". Вот почему некоторые из этих самых инициаторов и организаторов активно возражают сейчас против термина "лихие девяностые" и настаивают на том, что это были "святые девяностые". Буквально так и заявляют. В ответ заглядываем в ту же Википедию и знакомимся с прилагательным "святой". Если коротко и сжато, то это: обладающий высшим, божественным совершенством; угодный Всевышнему; глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному; непреложный, обязательный. Выходит, нет предела политическому притворству и лицемерию.
* * *
Сравнение
Получил на днях комментарий на свою статью, в котором читатель с категорической убеждённость сравнивает Путина со Сталиным и выставляет каждому исторические оценки. А я подумал при этом: да разве можно так сравнивать?! Это же не со скакалкой прыгать - кто больше и лучше, сперва передом, потом задом, потом на одной ноге, потом на другой. Это же история, эпоха, политический и технический прогресс и т.д. и т.п. Сталин из 17-го прошлого века, Путин из 90-х нынешнего. Один боролся и отдувался за то, другой за это. И для кого, и для чего что лучше? Для страны или для государства, для правящего класса или сословия, для людей вообще или для отдельного человека, для женщин, для детей?.. Нож - он для кого лучше, для мясника или для свиньи, для изготовителя продуктов или для продавца? Тоталитарный порядок хуже. Но хуже чего? Или вот считается, что для нынешних стариков, например, повышения возраста для выхода на пенсию хуже. Но хуже чего? Прироста населения нет, духовный уровень падает, институт семьи разрушается и т.д. - это тоже хуже, как бы. Но хуже чего? Кстати, после войны к 56-му году численность людей в СССР была восстановлена. И это при людских потерях за военные годы почти в 28 миллионов! А сейчас численность населения уменьшается. Но не персонально же Путин в этом виноват. Время такое, ямы демографические и прочее. Любой руководитель государства олицетворяет своё время. И, если уж сравнивать, то сравнивать времена надо. Но, если о Сталине можно уже сказать что-то определённое в контексте известного исторического периода, то о Путине пока рано, я думаю. Потомки наши расставят всё по своим местам, придёт ещё пора оценить всё объективно, с учётом условий, возможностей и последствий. Сейчас же можно только похвалить или покритиковать за отдельные действия. Я, как и многие, тоже в целом положительно отношусь к нашему президенту. И даже статья у меня есть "И снова о Путине", за которую его противники кем только не обозвали меня в отзывах и комментариях. И за статью "И снова о Сталине" из сборника "Россия и мы" меня обозвали всяко. И сталинист я, оказывается, и путинист одновременно. Но я высказал сугубо своё мнение о каждом из них в отдельности. А сравнивать... Повторяю, невозможно это, да ещё в системе лучше-хуже! И не одни они историю делают.
* * *
Тишь да гладь
Год назад предложил я свой сборник рассказов многим нашим и немногим ненашим издательствам и журналам. И что? Ни от одного нашего издательства или журнала ни слова! Будто я к каким-то инопланетянам обратился. А на ненаших я вообще не рассчитывал. И зря. Несвои-то, оказывается, без гонора и готовы сотрудничать. Один очень солидный журнал из дальнего зарубежья запросил у меня на днях согласие на перевод и публикацию трёх моих рассказов. И не каких-то "особо нужных для них", а, наоборот, с патриотическим подтекстом и просто смешных. В том числе, например, рассказа "Пьяная лекция". Как уж они там будут переводить поросячий визг - это их забота. Меня же другое заботит - а наших уже вообще ничего не интересуют?
Примерно такая же ситуация и с моими баснями. Их знают, читают, выступают с ними, публикуют на разных платформах, да ещё с картинками, бывает. Отдельные басни размещают у себя на сайтах профессиональные и прочие объединения, на корпоративах их читают, на экзаменах в театральные учебные заведения. То есть басни мои живут уже как бы сами по себе. И что? Сколько я ни направлял их, в том числе в виде сборников, нашим издателям и журналам - тихий омут! Ну хоть бы словечко в ответ. Так, мол, и так, спасибо, отстаньте. И так на протяжение многих лет. Конечно, у кого есть деньги, тот может издать книжку за свой счёт. Но это же совсем другая история. Ни один автор сам никогда не променяет внимание уважаемого издательства на признание и дифирамбы старенькой тёщи.
Отсутствие взаимоотношений между нашими авторами и нашими издательствами мне, например, вообще непонятно. Презирают, что ли, издатели неизвестных или начинающих авторов?! Короче, тишь да гладь, никакого делового и творческого процесса. При том, что на наших интернетовских литературных сайтах целые амбары замечательных стихов, рассказов, повестей. Возможно, я чего-то не знаю и так ли всё, как я изложил?
* * *
Тогда всех расстреливали
Иду недавно по парку, в руках маленькое радио. Слушатели звонят в студию и рассуждают о Сталине и тридцатых годах. Один мужик выразил сомнение по поводу официальных данных о количестве расстрелов. На что ведущий резко отреагировал: "А чего вы удивляетесь, тогда всех расстреливали". Брякнул так на всю страну и всё тут. Особенно меня озадачило, что всех. А кто же тогда в живых остался, мы-то чьи потомки? Я достаю телефон и тоже звоню в студию. Удивительно, но подключили. Я называю своё имя, сообщаю, что из Москвы, а дальше просто сочиняю на ходу. Да что, говорю, тридцатые, и в семидесятые то же самое было. Вот такой случай, например. Записывали песню "Эхо любви" к фильму "Судьба". Анна Герман пела. Записали. Все в восторге. А дирижёр оркестра предложил перезаписать, потому что одна молодая скрипачка не ту ноту пропиликала. Так, представляете, эту бедную девушку расстреляли. Я думал, ведущий не поверит, засмеётся. А он совершенно серьёзно благодарит меня: "Спасибо вам большое за ещё одно вопиющее свидетельство о чудовищных преступлениях советской власти".
- Мать честная! - воскликнул я вслух и чуть говорящее изделие в урну не выбросил. - Это надо же так головы людям морочить!
* * *
Дожили!
Оказывается, большинство из нас, по мнению специалистов, стали "экотревожными". Признаки такого состояния - постоянные и неотвратимые мысли об ухудшении климата. Что приводит, в частности, к нежеланию жить, работать, лечиться, заводить детей и так далее. "Экотревожный" человек живет в непрерывном ожидании опасного развития событий, в беспокойстве и напряжении. Он уверен, что если мы будем потреблять столько же ресурсов и производить столько же отходов, то на планете Земля в самое ближайшее время жить станет невозможно. Похоже, что всё это так и есть, если учесть, к примеру, сколько всего в году светит над нашей столицей солнце. Но что особенно важно - это уже, оказывается, не расстройство психики отдельного человека, а нормальная реакция общества на неопределённость будущего. Постоянный стресс и тревога за будущее вообще, и в том числе за окружающую среду, причиняют колоссальный вред всему, что связано с выживанием людей. Так, например, становится всё больше молодых людей, которые предпочитают целыми днями не выходить из дома, чтобы не видеть того, что происходит снаружи. Что в принципе противоречит естественному предназначению человека. И всё это весьма серьёзно на самом деле. Вот только что прочёл в интернете заголовок "Российские компании обяжут отчитываться о спасении планеты". Бог с ними, с компаниями! Что философы-то думают о будущем? А никто этого не знает. Приказали им заткнуться, что ли. Но нам никто не может запретить думать о том, что ждёт нас и наших детей в ближайшие лет пятьдесят хотя бы. И не только думать, но и делать.
* * *
Пока ноги носят
Только что прочёл в интернете статью о том, что "молодежь голосует ногами, покидая стены университетов". Оказывается, наибольшее число остепененных граждан у нас в стране относится к категории 70 лет и старше. Почти все заведующие кафедрой или директора институтов работают до гробовой доски. Никто из них, как утверждается в статье, и не собирается давать дорогу молодым кадрам в науке. Поэтому, в том числе, роста числа молодых преподавателей в России не наблюдается. То есть в академической среде у нас наблюдается практически пожизненная занятость. Старые преподаватели работают не до пенсии, а пока ноги носят. И не потому, что они так делу преданы, а потому, главное, что на нашу пенсию нормально прожить нельзя. В других же странах, как отмечается в статье, например, в Швейцарии, профессор обязан выйти на пенсию при достижении 65 лет. Он может продолжать заниматься наукой, но только без оплаты. От себя я добавил бы тут и то, что у пожилых преподавателей под влиянием возраста и хронических болезней неизбежно теряется интерес к саморазвитию по предмету педагогической деятельности, да и к самой этой деятельности. Им уже не стыдно за собственную некомпетентность, за проведение скучных занятий, за равнодушное отношение к студентам, за нарушение границ и правил этикета. В результате из ВУЗов уходят даже те, кто в школе учился на "отлично", участвовал в олимпиадах и, главное, стремился к знаниям.
* * *
К мужчинам
На днях случайно наткнулся в интернете на портал какого-то провинциального городка. И читаю там, в частности, на форуме о местных мужчинах такое вот откровенное обращение одной из участниц (орфография и пунктуация сохранены): "...разведёнка, содержанка, приспособленка и как только вы не называете женщин! Ну а как вы хотели, не пойму? Прийти на всё готовое к НЕЙ, в ЕЁ квартиру, жить на ЕЁ зарплату, питаться, одеваться и т.д. за ЕЁ счёт? А зачем вы нужны тогда, объясните? Сами мечтаете содержанками быть? Попался мне такой, ничего не принес, ужинать просит, намекает на подарки к праздникам. А сам даже и не собирается работать, кроме самомнения ничего нет. Звоню в обед - изо всех сил старается замаскировать сонный голос, типа встал давно. На вопросы по поводу работы - отвечает ты ничего не понимаешь, не входишь в моё положение, и всё я враг. А мальчику 29 лет. И зачем такие нужны, девчонкам, кто сами хорошо зарабатывают и стремятся жить нормально. Это балласт, а не мужчина, я считаю. Кто считает, что не стоит тратиться на цветы и ухаживать за девушками - так и останется ненавистным всю жизнь. И ничего у вас не будет, уж поверьте. Только нищие считают, что им кто-то что-то должен, а успешные встают утром и едут зарабатывать, а не ноют что не в той семье родились и не в то время. И таких мужчин я уважаю и никогда не перестану восхищаться их силой, упорством, верой и любовью к жизни и окружающим. Милые мои дорогие мужчины, настоящие МУЖИКИ! от лица всех женщин хочу сказать вам спасибо за то, что вы есть. За то что ничего не боитесь, твёрдо стоите на ногах, уверенно идёте вперёд. Рядом с таким мужчиной жизнь становится ярче, от них энергетика совсем другая, они знают что будет завтра - это и есть то, о чём все девушки мечтают. Наши любимые, обожаемые, уважаемые МУЖЧИНЫ! Берегите себя, здоровья вам и успехов во всём!"
Без комментариев, как говорится.
* * *
Халтура
Вот последние официальные сводки о нашем кино. Государственные средства на кинотеатры в регионах потрачены напрасно - залы пустуют. Финансовая господдержка десяткам фильмам оказана зря - затраты не окупились. Соперничество с зарубежными фильмами потерпело фиаско - американская продукция продолжает лидировать в прокате. И споры о том, почему это так, разгораются с новой силой. То материальная помощь, говорят, недостаточна. То билеты, говорят, дорогие. То защиты отечественного кино, говорят, нет. Ох, господа, говорю я, было бы что защищать! Уровень нашего кино окончательно стал заложником денег. Творческие задачи и великие идеи отошли на последний план. Вместо необходимой репетиции и детальной проработки каждой сцены - торопливая съёмка на целый день всего, что получится и как получится. Многие сериальные актёры мечутся из фильма в фильм - ни переодеться, ни побриться не успевают. А некоторые, надо отметить, уважающие себя и свою профессию, даже в разгар съёмок отказываются работать в таком режиме. И прямо заявляют, что это не производство кино, а халтура. В советское время день съёмок уходил на десять минут какой-нибудь сцены, а сейчас за десять дней готовы весь фильм снять. И производители такого зрелища думают ещё при этом, что зрители дураки и ничего не замечают. Ничто, даже самое фантастическое достижение компьютерной технологии, не способно выдать откровенную халтуру за подлинное киноискусство для людей.
Сентябрь 2024 года.
Паника
Включаю сегодня утром смартфон, нажимаю на "КП-новости" и на тебе, как обухом по голове: "Володин пообещал пересадить депутатов Госдумы..."
- Боже ж ты мой! - воскликнул я вслух. - Да как же мы без них жить-то будем! Беда-то какая!
Кричу, а сам за сердце держусь, того и гляди выскочит. Ещё немного и в обморок упаду. Такая сильная паника охватила меня, что хотел уж родственникам на Урал и в Сибирь звонить, пусть готовятся к худшему.
Но тут справа на экране исчез рекламный квадратик с картинкой, и открылось следующее продолжение этой новостной заметки: "... на отечественные авто".
- Тьфу-ты, блин! - ещё громче воскликнул я. - Да пусть они хоть на гужевом транспорте ездят, лишь бы живы были и работали!
* * *
Уклонисты
"Даже почитатели Сталина не хотели бы жить в те времена" - такими и подобными высказываниями некоторые авторы в СМИ вновь пытаются возродить официальную "десталинизацию" или массовую дискуссию о Сталине с отрицательным уклоном. Не нравится им, что наше общество сейчас либо равнодушно к Сталину, либо даже благосклонно к нему и ко всему периоду его правления. Не нравится им, что несколько попыток "десталинизации" провалились, а фигура Сталина по-прежнему популярна, всё больше мифологизируется и остаётся в числе выдающихся руководителей двадцатого столетия. Всё неоднозначно и зависит от того, насколько предметно и объективно оценивается деятельность Сталина. Главное - не использовать в рисунках с изображением "вождя народов" одну краску. И не забывать, что Сталин - это наша история. А историю свою уважать надо, а не искажать в угоду политической конъюнктуре.
* * *
Кругом обман
Вчера по великому блату познакомили меня в одном элитном клубе с известной в определённых кругах светской львицей. Я привёз её в свой роскошный особняк и сразу, чтобы не терять время даром, отправил в ванную комнату, где у меня даже мочалки из золота. Открываю бутылку дорогущего французского вина и вижу, как из ванной выскакивает никакая уже не светская львица, а обыкновенная мокрая курица. А курятника-то у меня нет, и пшена нет...
* * *
Ну и где они?
Члены КПРФ, где вы, ау? Исчезли бесследно в какой-то нереальной демократической дымке. Хотя места некоторых из них в Думе и зарплаты остались, и вполне реальны. А сами они, как субъекты политической жизни, исчезли. Не видно их и не слышно. И где они, наши доблестные защитники великих идей, простого народа и общественного добра, неизвестно. Может, зря я так о современных российских коммунистах - дело их, вроде бы, правое, и они ещё себя покажут? Ждём-с!
* * *
А мы всё верим
Один наш известный учёный, правовед, категорически подтвердил на днях в интервью с ним, что "мир во зле лежит" и что "России не с кого брать назидательные примеры". И всё потому, как он считает, "...что государственная деятельность и в прошлые времена, и в современном мире является, к сожалению, в значительной мере преступлением. А сфера высшей государственной власти, если посмотреть более или менее внимательно на ее носителей во все времена и во всех странах, представляется скорее мусорной свалкой человечества, нежели политической элитой - когортой лучших, избранных людей". А мы всё верим политикам. И до нас, что удивительно, тоже верили. Хотя, если исходить из сказанного выше, то получается, что политика - это своего рода гипноз, а мы все - пациенты. А как же иначе, если на практике каждый политик всегда стремиться к тому, чтобы заставить своих слушателей не думать совсем или думать так, как ему надо. Честно аргументировать политик изначально не может, ему всегда необходимо что-то скрывать и соответственно что-то выпячивать. Главное для него - чтобы мы верили. И, повторяю, мы верим. Всё думаем, что кто-то из политиков всего себя будет посвящать исключительно решению наших проблем.
И как же уберечься от производимого над нами политического гипноза? А шут его знает! Возможно, всем нам надо стараться смотреть на настоящее не под воздействием искусно создаваемых социальных иллюзий, а под воздействием реального прошлого и вполне предсказуемого будущего. Возможно, именно такая внутренняя установка способна превращать большинство граждан из обрабатываемого материала в статус самодостаточных и ответственных за свою жизнь разумных субъектов.
* * *
Змей-искуситель
Сегодня утром сказали по радио: "За каждым мужчиной стоит женщина". А американцы якобы у себя там добавили: "А за этой женщиной стоит его жена". А я у себя тут дома взял и добавил вслух: "А за его женой стоит её мужчина, а за этим мужчиной стоит его женщина, а за этой женщиной стоит его жена, а за его женой стоит её мужчина и так далее до бесконечности". А перед сном жена, выпив бокал яблочного сока "Сады Придонья" за 109 рублей, сказала мне вдруг: "Ты не прав, в самом конце за всеми стоит Змей-искуситель".