Прилих Ник
О "товар-деньги-товар" - рационально. Принципы экономики "под заказ"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагается сделать "шаг назад" от капиталистического "товар-деньги-товар" к разумному и естественному - воспроизводимое (расширенное - только под реальные (!) потребности общества, а не для того, чтобы больше денег!) производство (современное, мобильно перестраиваемое, замкнутого технологического цикла и т.д.) для удовлетворения запросов граждан и общества в высококачественных товарах и услугах. При этом, условием возможности получения таких высококачественных товаров и услуг гражданином должно стать не "теплое место в жизни" (не всегда праведными усилиями достигнутое материальное благополучие), а факт полезности гражданина обществу (и не все граждане с самыми высокими доходами столь же полезны обществу, как дворник или нянечка в детском саду).

  О "товар-деньги-товар" - рационально. Принципы экономики "под заказ"
  
  Естественно "потребление домохозяйств" (в структуре ВВП) разделить на товары текущего потребления (ТТП) и товары отложенного спроса-потребления (ТОП).
  ТТП, в свою очередь, состоят из
   "каждодневных товаров" - продукции с небольшим сроком годности, которую покупают регулярно: ежедневно или 3-4 раза в неделю. К ней относятся продукты питания: мясо и колбасные изделия, молочные товары, выпечка, торты, пирожные, готовые блюда и заготовки для них и т.д. и
   "товары долговременного применения", обладающие длительным сроком годности, а, следовательно, могут приобретаться про запас. Это, например, бакалея - замороженные полуфабрикаты, консервы, крупы, макароны, чай, кофе, специи, и также непродовольственные товары - лекарства, предметы гигиены, одежда, обувь, бельё, канцелярия, детские товары, бытовая химия, косметика и т.п.
   Развлечения (кино, театры, концерты), спортивные секции, оплата ЖКУ, услуги парикмахерской и пр.
  
  К ТОП относятся большая часть товаров, не поименованных в перечне ТТП, в частности, следующие группы товаров:
   Сезонные, например, кондиционер, солнцезащитные очки или лыжи.
   Дорогие, например, спортивное снаряжение (велосипед, акваланг, лыжи), недвижимость или автомобиль.
   Необходимые через время, например, ноутбук для учёбы ребёнку или материалы для ремонта дома, который ещё не построен.
   Ожидаемые товары. К ним относят товары, на которые спрос образуется ещё перед открытием продаж, например, обновлённая модель автомобиля или смартфона.
   Путешествия, отпуск, сбережения.
  
  Существующая схема розничного оборота такова:
  1. Периодически (раз в месяц, раз в две недели или ежедневно) гражданам осуществляются начисление доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и пр. государством или бизнесом).
  2. Начисленные денежные средства выплачиваются гражданам - наличными или безналично.
  3. Часть полученных средств граждане использует на приобретение в рознице необходимых им товаров для удовлетворения жизненных потребностей и сверх того. Пока будем говорить только о приобретении жизненно необходимых товаров (это - большая часть ТТП - продукты, лекарства, средства гигиены, одежда-обувь).
  4. Розничная торговля - это бизнес "полного цикла": товар заказывается, приобретается, попадает на склад и/или в холодильник торговой точки, маркируется, выкладывается на ветрины, необходимо все время контролировать выкладку товара (пополнять, контролировать сроки годности и др.), расчет за приобретенный гражданами товар - через кассовые терминалы, бухгалтерия осуществляет контроль оборота денежных средств, себестоимости, обеспечивает текущие платежи (за товары, услуги (в частности - ЖКУ), по заработной плате персонала, налогам).
  5. Из-за инфляции цены на товары растут, из-за шринкфляции меняется номенклатура товара (практически непрерывна процедура обновления ценников) многие продукты имеют ограниченный срок годности (нужен контроль выложенного на стеллажи товаров).
  6. Прибыль торговли является базой избыточного потребления собственников бизнеса, часть которой, не будучи использованной в потреблении, зачастую, не инвестируется в экономику страны (в лучшем случае - открытие новой торговой точки, что тоже не плохо), а умерщвляется хранением в валюте, выводом активов за рубеж, участием в биржевых операциях.
  7. Не часто, но может быть, что гражданин-потребитель не находит в привычной и удобной для него торговой точке всегда там приобретаемый товар.
  
  
  Суть предложения об экономике "под заказ" состоит в том, чтобы рационально, во благо и экономике, и обществу, и его членам использовать
   возникшие и бурно развивающиеся новые технологические возможности;
   новые явления, процессы, технологии в современных условиях хозяйствования и
   уже имеющиеся опыт капиталистической ("товар-деньги-товар") экономики.
  
  Технологический уровень - сетевые структуры сбора, передачи (интернет); хранения и эффективной обработки "больших данных"; почти полная обеспеченность граждан высокоскоростным доступом к сети интернет, наличие у граждан эффективных средств связи и устойчивые навыки их активного и разнообразного применения; эффективные локальные терминалы сбора, обработка и передачи информации онлайн в реальном времени; уже очень эффективные и стремительно развивающиеся системы искусственного интеллекта (и по точности решения задач, по скорости обучения, по решению специализированных задач).
  Новое в условиях хозяйствования - технологии интернет-торговля; технологии и индустрия доставки (курьеры и роботы). эффективные платежные системы.
  Опыт розничной торговли - разнообразный, вдоль и поперек и изученный.
  
  Движение к решению - попытке оптимизировать обращение потребительских товаров - с учетом упомянутых ранее новых факторов - "от ответа".
  
  Констатируем:
  
  1. Речь пойдет о большей части ТТП - продуктах питания, лекарствах, ЖКУ, одежде-обуви, средствах личной гигиены, детских товарах и др.
  2. Товары из этого ассортимента - самое необходимое для жизнеобеспечения - сейчас непременно покупаются даже самыми бедными членами общества (как в силу необходимости поддержания жизни, так и в силу возможности - из-за социальных гарантий общества - пенсия, разные виды государственной поддержки малообеспеченных граждан).
  3. Потребность в таких товарах (по ассортименту - мясо, яйца, хлеб, молоко, стиральный порошок, туалетная бумага и т.д. - и количеству) не слишком сильно отличается от человека к человеку - в существенном определяется физиологическими потребностями.
  4. Отличия в выборе товаров в пределах этого перечня у разных граждан (из-за разницы в уровне доходов) - по ассортименту "качественному" (более "качественные", "экологичные", "престижные", "модные" - не сезонные помидоры, а всесезонные киви; не субпродукты из птицы, а парная говядина и т.д.).
  5. Это стремление части граждан неразумно и, зачастую - бессмысленно - переплачивать "любой ценой" - одна из детских болезней слишком быстро (по историческим меркам) наступающего постиндустриального потребления. (см. "Производство и потребление").
  
  Учитывая специфику этого сегмента существования общества и функционирования экономики, имеет смысл рассмотреть ее (потребление гражданами товаров повседневного спроса) под следующим углом зрения.
  
  Как это может работать
  
   Домохозяйство (гражданин или семья), по удобному для него расписанию (в соответствии с его распорядком дня и потребительскими привычками) заказывает товар в необходимом ему ассортименте и количестве через приложение на смартфоне (скоропортящиеся товары, скажем, раз в 2-3 дня, другие - раз в неделю или в 2-3 недели, или раз в месяц - по возникающей или сформировавшейся потребности).
   Процедура заказа потребительских товаров абсолютно одинакова для всех домохозяйств (при, возможно, отличающемся ценовым сегментом товаров (производителей, поставщиков) для домохозяйств с разным уровнем доходов).
   Так как получение доходов домохозяйствам периодично (подавляющее большинство получает доходы - зарплаты, пенсии - раз в месяц), то и обеспечение домохозяйств товарами текущего спроса естественно увязать, например, с календарным месяцем.
   Лимит периодического объема (количество и ассортимент) товаров у всех домохозяйств индивидуален.
   Для малообеспеченных домохозяйств величина лимита фиксирована в натуральном выражении (например, в месяц: хлеб - 3 кг, молоко - 8 литров, мясо птицы - 3 кг, яйца - 30 шт. и т.д.; на начальном этапе возможного применения схемы, возможно уместно проводить такие расчеты в денежном выражении, например - 80% от дохода домохозяйства с низким уровнем дохода; индивидуально, для каждого домохозяйства). Но даже в этом случае, хоть и в пределах лимита, выбор товаров возможен.
   Домохозяйства с высоким уровнем доходов сами определяют объем и ассортимент товаров месячного потребления, просто вводя в мобильное приложение нужную информацию. Уместна возможность таким домохозяйствам раз в месяц корректировать свои запросы и по количеству, и по ассортименту запрашиваемых товаров (в идеале работы системы - нет никаких ограничений в пределах предлагаемого индустрией обеспечения ассортимента).
   Одежда и обувь могла бы изготавливаться производителями под заказ (по каталогам) с возможной, при необходимости, "тонкой" "подгонкой" товара специализированной службой по месту жительства граждан-потребителей.
   Товары за рамками "натуральной потребительской корзины" (захотелось чего-нибудь этакого или за пределами лимита) - можно свободно, без ограничений (по желанию и возможностям), приобрести за деньги, в обычных торговых точках по ценам, возможно, несколько более высоким, чем цены на товар, поставляемый под заказ в натуральном виде).
   При оформлении заказа потребителями приобретаемы ими товар оплачивается напрямую производителям/поставщикам товара.
   Потребитель может выбирать производителя/поставщика нужных ему товаров (процедура заказа это предполагает) сам или посредством ИИ, по его поручению.
   В цифровой платформе заказа товаров предусмотрена опция оценки потребителем продукта производителя/поставщика (качество, упаковка, гарантии), что, формируя тем самым социальный рейтинг (СР) производителя/поставщика, является индикатором для всех участников процесса и стимулом в здоровой конкуренции производителей/поставщиков за потребителя.
   Искусственный интеллект отслеживает правильность (и обеспеченность доходами домохозяйств) запросов-заказов, оптимизирует логистику, может взять на себя функцию формирования заказов от имени (по поручению) домохозяйств.
   Можно надеяться, что со временем, по мере ухода бизнеса от логики 'сначала - прибыль, а потом - качество', качество товаров будет расти. Тогда, возможно, уйдет в прошлое и расхожее 'хорошо дешево не бывает', а все граждане, независимо от уровня доходов, будут заказывать товары одного и того же, высокого, качества.
  
  
  Преимущества предлагаемой схемы товарооборота перед существующей
  
   Исключается закладываемая в цену товара рентабельность как минимум собственников сетей розничной (а может быть и мелкооптовой) торговли.
   Работа напрямую с поставщиками/производителями - оптимизация ими планирования производства/поставок (под периодический "потребительский заказ")
   Унификация упаковки - возможно, проще может быть решена проблема ее утилизации - часть тары или даже вся тара может возвращаться на пункты выдачи товара.
   Исключается из "денежного оборота" экономики страны существенная доля денежных средств розничной торговли (ускоряется оборот денежных средств, исключаются паразитические структуры и расходы на них, исключаются расходы на содержание денежной массы).
   Вероятно серьезное высвобождение трудовых ресурсов (автоматизация, роботизация, применение ИИ, сокращение промежуточных звеньев в потоках информации, "денег", товаров).
   Сократится время, затрачиваемое домохозяйствами на процесс жизнеобеспечения - ритуал закупок продуктов сводится просто к получению соответствующего заказу пакета...
   Полностью исключаются непременные отходы продуктов в розничной торговле (испорченных или с истекающим сроком годности).
   Исчезнет феномен раскладки товара в рознице: сначала товар "лежалый", с истекающим сроком годности, а свежий - нужно еще найти...
   При обеспечении потребителей товарами не через розницу, а в "натуральном" выражении, для производителя/поставщика исчезнет смысл прибегать к шринкфляционным ухищрениям.
   Так как потребитель напрямую "связан" с производителем/поставщиком, то возможности для контрафакта попасть к потребителю резко снижаются.
   В существенной степени снижается необходимость (и для потребителя, и для производителя/поставщика) в назойливой и бессмысленной рекламе товаров (огромная, с многомиллиардными оборотами индустрия), которая поглощает, по существу грабя общество, огромные ресурсы - людские, материальные, финансовые.
   Может быть максимально удешевлена, сделана экологичной или легко утилизируемой, упаковка товара - нет необходимости в длительном хранении товаров, вынуждать покупать, привлекая внимание.
   "Прямой контакт" производитель-потребитель, без нескольких промежуточных "прокладок" (крупный опт, мелкий опт, розница), безусловно, существенно удешевит товар для потребителя, а производителя сделает более ответственным перед потребителем и за качество своего продукта, и за уровень цен, если он не хочет утратить свое место на рынке. Без этого механизма производитель ориентировался не на запросы и реакцию конечного потребителя, а на запросы его демпфера (между ним и потребителем) и заказчика - крупных оптовиков.
   Если начать реализовывать в стране концепцию "экономики под заказ", то, может быть, получится стать мировым лидером и в аспекте социальной инженерии - построении жизни благополучных обществ.
   Переход от экспедиторских инфраструктур торговых сетей розничной торговли к единой сети доставки, во-первых, может позволит организовать ее оптимальнее (чем много разных), а, во-вторых, возможно, оптимальной окажется беспилотная ее организация.
   Предлагаемая система обеспечения граждан товарами текущего спроса одновременно может быть, а фактически и является, и пилотным проектом, и фрагментом без инфляционного хозяйства (сначала - хозяйства с низкими инфляционными рисками) - когда взаиморасчеты и между производителями осуществляются в натуральном выражении (когда "натуральный обмен" не удобен или невозможен - используется не подверженное инфляции денежное средство - энерговалюта - 1ДжВ).
   Предлагаемый вариант обеспечения граждан товарами первой необходимости может иметь и весьма позитивные социальные следствия, аннулирующие "достижения" современного маркетинга капиталистического способа хозяйствования, смысл которого прибыль, прибыль любой ценой -
  o цены, оканчивающиеся девятками,
  o магазины не просто функционал - место приобретения нужного продукта - а место праздного шатания, превращаемое в место "шопинга", место отдыха и "достойного" и желанного времяпрепровождения;
  o кафе с удивительно вредными и чудовищно дорогими блюдами сомнительными качества и свежести;
  o на уровне глаз - то, что модно, "ниже плинтуса" - не рассмотреть и не достать - (если есть что-то) - товар по более или менее разумной цене;
  o чтобы купить булку хлеба - нужно преодолеть все преграды - расстояние, соблазны (визуальные, в виде ароматов, распродажи), прослушать десяток рекламных объявлений и "музычку" на вкус человека без оного...
  Сколько человеко-часов можно высвободить (и посетителей, и организаторов всего этого непрерывного праздника жизни!), сколько денег и нервов? Ведь для на самом деле "Хорошо" совершенно не обязательны иллюминация, интерьеры и дорого-богато, а важно, чтобы вкусно, безопасно (что контролируется), полезно, практично и "не напрягало" личный, всегда ограниченный, бюджет. Остальное - от лукавого.
  
  Открытые вопросы и сложности предлагаемой схемы
  
   Инерция всех структур общества
   Необходимость принятия решения на государственном уровне
   Слом психологии привычной - магазинной - розничной торговли
   Слом всей инфраструктуры розничной торговли (при том, что какая-то часть обычной "розницы", возможно, в модифицированном виде, может быть удобна потребителям).
   Создание с нуля принципиально новой высокотехнологичной структуры обслуживания общества, увязывающей в единую сеть потребление граждан, производителей/поставщиков, распределительные сети, потоки товаров, информации, денежных средств.
   Безусловное препятствование преобразованиям крупных операторов розничной торговли и их лоббистов на всех властных уровнях
   Исходно потребуются огромные вложения в формирование такой структуры
   Потребуется пересмотр практически всей логики информационных, денежных и товарных потоков в сегменте
   "Вывод из тени" производителей, потоков товаров и денег - удар по крупной собственности, что вызовет несомненное и мощное противодействие.
   Да, потребуется длительная работа по убеждению граждан общества и в разумности и рациональности такого перехода.
   Нужна продуманная разъяснительная компания под лозунгом "Выбирай: инфляция или натурой!
  
  Пилотный проект
  Отработать механизм перехода от ныне существующей схемы обеспечения граждан общества товарами текущего спроса (первой необходимости) к предлагаемой схеме удобнее и проще всего на примере какого-нибудь региона крайнего севера страны, где, в силу природных условий, логики жизни (выживания) и труда, деньги не важны. Да, туда едут за большим заработком с целью получить возможность последующего "расширенного" (и даже - избыточного) потребления на "большой земле" и за ее пределами, раннего выхода на пенсию. А по-настоящему - первой (жизненно важной) необходимостью являются - тепло и свет в жилье; вкусная, здоровая, богатая витаминами пища; практичная, прочная теплая одежда; комфортный режим труда и отдыха, интересный досуг - спорт, интернет, хобби. И нет ни ночных баров с сомнительного качества кухней и развлечениями, ни гипермаркетов для "шопинга", ни болезненной погони за "успешным успехом" (новая модель смартфона или авто, тряпки, часы или цацки).
  Все компоненты снабжения "домохозяйств" товарами текущего спроса в натуральном виде не только уже присутствуют на очень небольшой, сезонно отрезанной от мира территории, но и функционируют необходимым для здоровых экономики и общества образом - все лучшего качества; не слишком дорогое; по потребности (выше - зачем?); все расчеты - потом.
  Что нужно сделать, чтобы десятилетиями успешно функционирующая модель жизни общества (часть общества - в здоровой экономической схеме), могла быть перенесена на "материк", будучи в деталях обкатана "на северах" не как работа на предприятии, пусть даже очень крупном, нужно:
   законодательные нормы переноса стиля функционирования корпоративного сообщества (в условиях изоляции) на общество в целом (где пенсионеры, школы, детские садики);
   отладить информационные потоки - подстроить их под существующие положение дел в корпорации с возможностью масштабирования на страну;
   Ввести в обиход энерговалюту (1 ДжВ) как инструмент если не полного исключения, то существенного подавления способствующих инфляции процессов;
   без купюр вычленить, сформулировать и перенести на "большую землю" этикет, стиль труда, отношение к труду - все заинтересованы в результате общих усилий (даже вопреки несправедливому распределению результатов труда);
   изучить, обобщить и использовать опыт документооборота и учета (товарных, информационных и денежных потоках успешно функционирующих экономических кластеров в части обеспечения работников товарами текущего спроса) с целю выработки эффективных хозяйственных схем в большой экономике.
   и т.д.
  
  "Продолжение" на федеральный уровень
  
   Формируется пул производителей/поставщиков федеральных и региональных, закрывающих потребности граждан страны во всех товарах текущего потребления (сейчас речь только о них - о ТТП).
   Разрабатывается единая логистическая структура (не как сейчас - своя у каждой торговой сети!) доставки товаров от производителей
   Например, на базе точек розничной торговли, по образу пунктов доставки товаров Ozon, Wildberries, Я-маркет, (а, возможно, не только с учетом их опыта работы, но и с их участием - поставка товаров "издалека") создается сеть формирования заказов потребителей-домохозяйств - "столы (выдачи) заказов".
   Создается федеральная информационная сеть оформления заказов производитель/поставщик потребитель... В качестве денежного средства, когда это необходимо, применяется не подверженная инфляции энерговалюта 1 ДжВ (см. Приложение).
  
  Конечно, этими четырьмя пунктами не исчерпывается, даже не иллюстрируется сколько-нибудь полно масштаб задачи и объем работ, который предстоит осуществить, чтобы
  сделать "шаг назад" от капиталистического "товар-деньги-товар" к разумному и естественному - воспроизводимое (расширенное - только под реальные (!) потребности общества, а не для того, чтобы больше денег!) производство (современное, мобильно перестраиваемое, замкнутого технологического цикла и т.д.) для удовлетворения запросов граждан и общества в высококачественных товарах и услугах.
  При этом, условием возможности получения таких высококачественных товаров и услуг гражданином должно стать не "теплое место в жизни" (не всегда праведными усилиями достигнутое материальное благополучие), а факт полезности гражданина обществу (и не все граждане с самыми высокими доходами столь же полезны обществу, как дворник или нянечка в детском саду - СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ!!! - см. Приложение).
  Но, после некоторых размышлений, можно представить, как могла бы работать эта модель в пределах страны во благо и страны, и общества, и граждан.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"