Прилих Ник
"Homo Economicus: Перезагрузка..." Общественно-государственные структуры здорового общества (начало)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ того, как может выглядеть эквивалент-аналог государственных структур в здоровом самоорганизующемся обществе (пока - армия и планирование)

  Общественно-государственные структуры здорового (самоорганизующегося) общества
  
  И само нынешнее общество, и механизмы-процессы в нем происходящие, и государство как основной регуляторно-управляющий механизм общества (в обществе) - не только наследие прошлых исторических эпох и социально-экономических формаций, но и "подопытный" кролик западных рыночно-демократическо-глобалистских деструктивных тенденций, противостоять которым (после многих десятилетий следования трендам добрососедства, "западной" моды "на все", желанию понравится нашим ныне "не партнерам"), в условиях недопустимой для элементарной порядочности информационной открытости, не представляется возможным.
  И как следствия, все - и общество, и процессы в нем, и экономика, и политика, и мода, и фастфуд - все по несогласующимся ни со здравым смыслом, ни с национальным менталитетом, ни даже друг с другом - лекалам: свободный рынок, моральная распущенность, центробанк и его отчетность-подконтрольность МВФ, и неадекватные, ломающие здравый смысл показатели функционирования экономики и общества в целом (ВВП (см. гл. 1), курсы валют), биржевые игрища, бегство капиталов, утечка "мозгов", технологическая деградация, разрушение мировых достижений СССР (образование, медицина, социальная защищенность, великая армия, наконец...).
  Едва ли усилия доморощенных социально-экономических "косметологов", воспитанных на работах западных классиков (экономистов, социологов, социальных психологов) в силах не то, что выправить существующее положение вещей, но даже хотя бы наметить уж не пути выхода из фундаментального системного кризиса общества, а хотя бы обозначить его (катастрофичные) размеры-параметры.
  Так как косметические усилия реформирования общества, вероятно, не только не будут эффективными, а, скорее, пагубно скажутся на ситуации в обществе (не будучи способными в должной мере мобилизовать общество на перемены, консервируя тем самым негативные тенденции), то нужны срочные (по историческим меркам меры с горизонтом получения результата 3-5-10 лет) хирургические, но эволюционные (!!!) преобразования экономики, общества и его механизмов.
  В контексте предложенных ранее механизмов ([1] гл. "Производство и потребление", гл. 1 - 3 данной книги - организации экономики "под заказ", безинфляционного платежного средства 1 ДжВ и социального рейтинга) здесь обсудим основные из ныне существующих общественно-государственных структур-функций с точки зрения, того, какие из них и в каком виде и степени могут остаться действенными инструментами и в разумно самоорганизующемся, саморегулирующимся обществе, а какие из них, в силу их анахронистичности, неэффективности и даже вредности для общества и в настоящем, и в контексте тенденций, должны быть исключены вовсе или замещены иными.
  Для того, чтобы дальнейшее обсуждение было вполне предметным приведен перечень основных структур/функций ныне существующего государства в РФ:
  
  Основные структуры/функции государства
  Основные структуры/функции государства РФ
  
  1. Глава государства (Институт президентства)
  Ключевой элемент политической системы. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, верховным главнокомандующим. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
  
  2. Власть законодательная (Федеральное Собрание РФ)
  Парламент РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата, представляет интересы регионов) и Государственной Думы (нижняя палата, представляет интересы избирателей). Его главная функция - разработка и принятие федеральных законов, без которых не может функционировать ни одна другая ветвь власти.
  
  3. Власть исполнительная (Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства)
  Возглавляется Председателем Правительства. Обеспечивает исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента на всей территории страны. Непосредственно управляет повседневной жизнью государства, реализуя политику во всех сферах.
  
  4. Отраслевые министерства
  Являются частью исполнительной власти, но выделяются по их ключевой роли в управлении конкретными секторами (экономика, здравоохранение, образование, оборона, иностранные дела и др.). Разрабатывают и реализуют государственную политику в своей области.
  
  5. Суд (судебная система)
  Включает подсистемы гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного правосудия. Осуществляет правосудие, защищает права и свободы граждан и организаций, обеспечивает конституционный контроль и единообразное применение законов на всей территории РФ. Является независимой ветвью власти.
  
  6. Надзорные органы (прокуратура, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и др.)
  Осуществляют надзор за соблюдением законности и специальных норм (санитарных, экологических и пр.) всеми государственными органами, организациями и гражданами. Прокуратура, как универсальный надзорный орган, координирует деятельность правоохранительных структур.
  
  7. Правоохранительная система (полиция, Следственный комитет, ФСИН, ГИБДД)
  Обеспечивает защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Включает оперативные, следственные и надзирающие компоненты.
  
  8. Системы госбезопасности (ФСБ, СВР, ФСО и др.)
  Обеспечивают безопасность государства от внешних и внутренних угроз, защищают конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность РФ. Ведут работу в сфере разведки, контрразведки и борьбы с терроризмом.
  
  9. Силовые структуры (армия, МЧС, Росгвардия)
  Обеспечивают оборону страны (Вооруженные Силы), защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (МЧС), охрану общественного порядка и борьбу с терроризмом внутри страны (Росгвардия, ВНГ). Являются инструментом принуждения для защиты национальных интересов.
  
  10. Финансовая система (Центробанк, Минфин, ФНС, Федеральное казначейство)
  Включает органы, отвечающие за формирование и исполнение бюджета (бюджетная система), сбор налогов (налоговая система), проведение денежно-кредитной политики, эмиссию денег, обеспечение стабильности финансового сектора (Центробанк).
  
  11. Органы местного самоуправления (МСУ)
  Не входят напрямую в систему органов государственной власти, но конституционно наделены публичными полномочиями. Решают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на местах (ЖКХ, благоустройство, местный бюджет, образование и культура местного значения). Формируют основу для гражданского общества.
  
  12. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) и избирательная система
  Обеспечивает организацию и проведение выборов и референдумов на всех уровнях. Гарантирует реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и легитимную сменяемость власти, что является фундаментом демократического строя.
  
  13. Счетная палата и органы финансового контроля
  Осуществляет внешний государственный аудит (контроль) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Является важнейшим инструментом финансовой дисциплины, прозрачности и противодействия коррупции в расходовании государственных ресурсов.
  14. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) и аналогичные институты
  Независимый орган, обеспечивающий дополнительные гарантии государственной защиты прав и свобод граждан. Рассматривает жалобы на действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, способствует восстановлению нарушенных прав.
  
  15. Государственная служба (гражданская, военная, правоохранительная)
  Профессиональный кадровый корпус (чиновники, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов), обеспечивающий практическую реализацию полномочий всех государственных органов. Без этого института функционирование государства невозможно.
  
  16. Социальные государственные институты (Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования, органы соцзащиты)
  Реализуют конституционную социальную функцию государства. Обеспечивают выплату пенсий, пособий, поддержку слабообеспеченных категорий граждан, медицинское страхование. Критически важны для поддержания социальной стабильности.
  
  17. Внешнеполитические органы (МИД, торговые представительства)
  Обеспечивают представительство, защиту интересов и проведение внешней политики РФ на международной арене. Отвечают за дипломатию, внешнеэкономические связи и защиту прав граждан за рубежом.
  
  18. Статистические и аналитические органы (Росстат, аналитические центры)
  Обеспечивают сбор, анализ и предоставление достоверных статистических и аналитических данных. Эта информация является основой для принятия управленческих решений на всех уровнях, разработки стратегий и оценки эффективности политики.
  
  19. Государственные корпорации и компании с госучастием (Ростех, Росатом, ВЭБ.РФ, Газпром, Роснефть и др.)
  Играют ключевую роль в стратегических отраслях экономики, реализуя экономическую и промышленную политику государства, обеспечивая обороноспособность и технологический суверенитет. Являются инструментом прямого государственного влияния на экономику.
  
  20. Система официальных средств массовой информации и информационная политика
  Обеспечивает информирование граждан о деятельности государства, формирует общественно-политическую версию событий в информационном поле, способствует консолидации общества и защите информационного пространства страны.
  
  О перечне.
  Во-первых, понятно, что представленный перечень государственных структур/функций очень далеко не полон, во-вторых, в нем не отражена вся сложность взаимосвязей этих институтов-функций; в-третьих, в комментариях к структурам/функциям приведены декларируемые самим государством цели их деятельности, которые зачастую сильно отличаются от того, каковы они реально (и/или как оцениваются гражданами).
  При всем том данный перечень и в таком виде и удобен, и достаточен для того, чтобы очертить круг обсуждаемых далее вопросов и осуществлять нужные сопоставления и иллюстрации.
  
  То обстоятельство, что автор является убежденным патриотом своей Родины (РФ, СССР, России, Руси), не только не лишает его права, но и настоятельно обязует его объективно (с его точки зрения, разумеется) и аргументированно оценивать все, что и как происходит в стране - и успехи, и достижения, и провалы, и безобразия.
  
  Нельзя отрицать безусловные достижения и общества, и государства, и страны, и граждан. Это:
  • Высочайший авторитет нашей страны, ее народа-победителя в мире - мы уверенно, хотя и не без труда, возвращаем себе статус Великой Державы (и это не только, даже не столько СВО, сколько возвышение голоса за разум и справедливость в Мире);
  • Страна, ценой огромных усилий, возвращает неразумно утраченный в предыдущие десятилетия суверенитет (в самом широком смысле этого слова и экономический, и технологический, и ментальный) - совершенно необходимое условие не только для самоуважения нашего народа, но и просто для его элементарного выживания.
  • А выдающиеся достижения наших молодых сограждан на всевозможных международных интеллектуальных состязаниях?!
  • Наша страна, мы - уверенный лидер в ядерной энергетике, в космонавтике, в военных технологиях (да, в них!), в освоении северных широт. Мы, зачастую, единственная надежда ныне освободившихся, но прежде униженных и подвергавшихся грабежу народов.
  • И это далеко не полный перечень подтверждения величия и достижений нашего народа.
  
  Вместе с тем, попытка непредвзято оценить перечисленные государственные структуры/функции (перечислены только самые основные из их огромного количества) по критериям разумности организации, эффективности и "прозрачности" их функционирования, ориентированности на удовлетворение нужд человека (и общества, и государства), доверия к ним граждан и подотчетности перед гражданами и обществом, увы, дает обескураживающий результат (о многих негативных реалиях нашего жития-бытия говорилось в [1], об актуальном для контекста - далее).
  
  Вопреки кажущейся разумно организованной структуре общественно-государственного механизма (охвачены все аспекты жизни общества, надзор и контроль исполнительской дисциплины, стройная властная вертикаль, обеспечивающая, кажется контроль контроля) скорее правило, чем исключение - вопиющие системные провалы:
  • Воровство и взяточничество (счет - на многие миллиарды) в правоохранительных структурах, судах, в воюющей армии.
  • Провалы в реализации нацпроектов (оздоровление Волги, при строительстве космодрома Восточный, демография - по факту - депопуляция).
  • "Бегство" из экономики страны капиталов (десятки миллиардов долларов в год).
  • "Утечка мозгов": до последнего времени - сотни тысяч в год.
  • Отставание и в прорывных (микроэлектроника, искусственный интеллект), и в уже привычных (приборостроение, фармакология) технологиях.
  • И т.д.
  
  И этот перечень тоже, к сожалению, очень-очень длинный что, со всей очевидностью, указывает на системный кризис и в обществе, и в общественно-государственных структурах.
  
  Что представляется неудовлетворительным (или даже неприемлемым) в ныне существующей структуре государства "априорно", до осуществления детального анализа?
  
  • Власть (ее представители - "чиновники") не наемные работники общества - как предполагается и должно (контракт с обществом об условиях, объеме, качестве и оплате труда), а госслужащий.
  • Из предыдущего следует подконтрольность чиновника не обществу, его интересам, а начальству (государству).
  • Следствие: не инициатива во благо делу, а выполнение указаний во имя отчета и личных покоя и благополучия.
  • Чиновничество - привилегированная каста (по величине и регулярности оплаты труда, размеру пенсии, наличию многих прочих приятных "бонусов" и пр.).
  • Привилегии у чиновников - значит желанное место приложения сил, а, значит, семейственность (по знакомству), критерий подбора - не принципиальность, ответственность, профессионализм, а личная преданность. Результат - коррупциогенность среды. И безусловная тенденция такой среды к самовоспроизводству - непрофессионализма, корпоративно-солидарной формально безупречной безответственности.
  • Из перечня структур/функций не видно, но при минимальных усилиях к тому можно установить, что количество чиновничества огромно (превышает 2 млн.), более количества и врачей, и учителей. Чиновник, как правило, человек образованный (многие - со степенями), но, в подавляющем большинстве, не работающий в смысле удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах по полученной им специальности, но получающий (от общества - без его, общества, согласия) очень немалую "зарплату" - а вед это многие сотни тысяч образованных профессионально неприкаянных (общество уже понесло немалые затраты по их взращивания "на свою голову"), но так недостающих народному хозяйству рабочих и рук, и голов.
  • Полное отсутствие стимулов сколько-нибудь эффективной (и инициативной) деятельности (генерирование ответов на естественные и разумные запросы общества и граждан) - 1) а зачем? и 2) просто наказуемо.
  • Государственный механизм - сверх централизован: президент - участник всех процессов в обществе. Не через пять, а через 2 или 3 рукопожатия он в состоянии "дотянуться" до любого гражданина. Но эффективно и разумно управлять одному столь сложным механизмом как российское общество, будь ты хоть сотни пядей во лбу при поддержке сотен ИИ - явное, безответственное и опасное заблуждение.
  • У общества, у государства, а у чиновников всех мастей и уровней - тем более, за ненадобностью отсутствуют даже не возможности, а желания (не говоря об эффективных стимулах) развиваться, расти, конкурировать (со странами-обществами друзьями и недругами) не цифрами, а смыслами: побеждаем на международных олимпиадах по различным дисциплинам школьной программы. А основной дисциплиной олимпиад для всех граждан должна быть дисциплина "Как сделать страну лучшим местом жизни?" И сто лучших предложений (принимаемых и обсуждаемых без волокиты - онлайн) должны тотчас воплощаться в жизнь, а успешные авторы (победители этой олимпиады) - мобилизационный резерв "Лидеры общества"
  
  В этой работе автор и предпринимает попытку предложить, как ему кажется, конструктивные шаги преодоления кризисных и явлений, и, хуже того - тенденций и в государстве, и в обществе.
  
   Общественно-государственные структуры здорового общества
  Общественно-государственные структуры здорового общества
  
  Какие же общественно-государственные структуры/функции будут (останутся) востребованы в здоровом обществе и механизмы их реализации?
  Так как и постановка вопроса и результат оригинальны, то простейшим (и самым естественным) способом поиска ответа на него будет алгоритм распутывания запутавшейся лески - будем формулировать то, что поддается осмыслению в данный момент в надежде, что далее не будет сложнее.
  
  И первое - армия.
  История человечества, документированная на протяжении нескольких тысячелетий - история войн. И на основе событий последних и столетий, и даже десятилетий не заметно, что человечество или умерило запросы до естественных (поумнев), или совладало со свойственными ему воинственностью и алчностью. Но отличие армии в разумно организованном обществе - это не только и даже не столько грубая сила - защита общества от агрессивных потугов соседей по планете, сколько высокоорганизованный, высокопрофессиональный, высокомотивированный иммунный механизм общества против всех напастей. В идеале армия РФ - это абсолютный силовой гарант общества от военных угроз соседей, от космических инцидентов, замена (более эффективная) МЧС, Росгвардии, медицины катастроф, пожарных, спасателей и пр. сходных по функциям служб, а также мощный воспитательно-образовательный (мораль, патриотизм) компонент общества (подробности - далее).
  
  Сетевая структура стратегического планирования (без дедлайнов и переносов "вправо")
  Вместо "свободного" рынка, планов пятилетних, "национальных проектов" ежегодных проверок исполнения (и "пиления") бюджетов - естественная разумная эффективная система планирования не по метеорологическим показателям (по погоде - по времени года), не по листкам календаря, а по поэтапному достижению желаемых уровней удовлетворения реальных (разумных) потребностей и граждан, и общества.
  Запланировать "сверху" образ жизни многих десятков миллионов субъектов общества (граждан, предприятий, населенных пунктов, отраслей, регионов) на пять лет (да и на неделю даже) - задача а) невыполнима в разумные сроки за разумные средства - дискредитируется; б) будут неучтенные или вновь возникшие (непредвиденные) обстоятельства, сведущие на нет все усилия планировщика; в) планирование и ресурсное обеспечение выполнения плана (которое само предполагает планирование) - задача (выражаясь математически) просто трансцендентна - не имеет точного решения; естественный стандарт нахождения решения такого сорта задач - итерации, метод последовательных приближений, которые в общественных реалиях невозможны, ибо "...жизнь дается один раз...".
  Все существенно упрощается с точки зрения формальной логики и практической реализуемости, если каждый субъект общества, озабоченный своим будущим сам планирует для себя свое будущее и стратегическое, и тактическое (в меру ресурсов и своих, и смежников). И все эти "индивидуальные" планы сначала формируют план региональный, а потом, на основе региональных планов формируется и национальная стратегия хозяйственной и не только деятельности общества. У каждого субъекта свои планы, возможности, временные ориентиры - исходя из выполнимости и целесообразности. Задача ИИ из хаоса желаний субъектов построить тактику и стратегию работы хозяйственного механизма общества. Планы субъектов, с необходимостью, будут корректироваться обстоятельствами, ИИ обеспечивает необходимый маневр силами и средствами в реальном времени. (детали - далее).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"