Аннотация: "Экономика" и "эффективность" существующей правоохранительной системы и вариант ее оздоровления
Об антиобщественных проявлениях
Всегда, везде (во всех обществах) имели место антиобщественные проявления как членов обществ, так и групп злонамеренных единомышленников.
Не имея желания разбирать истоки противоправного (антиобщественного) поведения некоторых представителей общества, сосредоточимся на конструктиве - как, опираясь на доводы здравого смысла, если не исключить правонарушения, то существенно уменьшить их количество (и, возможно, меру жестокости такого рода проявлений).
Все общества и всегда предпринимали меры противодействия преступности - мошенничеству, воровству, грабежу, насилию и пр. Не является исключением и РФ.
Но нынешняя правоохранительная система (полиция, следственный комитет, прокуратура, ФСИН, СОБР, Росгвардия, суды, адвокатский корпус) очень громоздкий, ресурсоемкий и крайне неэффективный и коррупциогенный аппарат-инструмент (увы - не общества, а государства, власти) реакции на противоправные проявления в действиях граждан (и групп граждан), цель которого не профилактика правонарушений, не искоренение их причин (социальных, экономических, морально-нравственных) - как должно бы, а, как декларируется - установление фактов правонарушений, поиск подозреваемых, доказательство их вины, осуждение (не обществом, а государством, властью - как-бы социальный заказ общества государству-власти - тюрьма, исправительные работы, штрафы и пр.).
К сведению - Оценка ресурсоёмкости правоохранительной системы РФ - это ключ к пониманию её роли не как слуги общества, а как самовоспроизводящейся карательной и коррупционной машины.
Приведённые данные (оценочные) собраны из открытых источников (отчётность МВД, ФСИН, Росстата, Счётной палаты, заявления чиновников, исследования НКО, подобных "Сидельница" и OVD-Info).
Сводная таблица ресурсоёмкости правоохранительной системы РФ
Структура Оценка
численности Годовой бюджет (оценочно) Ключевые аргументы неэффективности и коррупциогенности
Полиция (МВД) ~750 000 сотрудников ~3-4 трлн руб. Неэффективность: До 80% времени уходит на оформление бюрократических отчётов, а не на реальную защиту граждан. Гигантские показатели "палочной системы" (раскрытие мелких преступлений ради статистики).
Коррупциогенность: Низкие зарплаты рядового состава + огромные властные полномочия = массовый низкоуровневый мздоимство (взятки за ПДД, закрытие дел). Сращивание с ОПГ в регионах.
Следственный комитет (СКР) ~25 000 следователей ~0,5 трлн руб. Неэффективность: Крайне низкий процент раскрытия тяжких преступлений (особенно экономических). Процессуальные проволочки, содержание под стражей без реального следствия.
Коррупциогенность: Инструмент политического и корпоративного давления. Возбуждение/прекращение дел по заказу. Шантаж бизнеса.
Прокуратура ~50 000 сотрудников ~0,5 трлн руб. Неэффективность: Функция "надзора" превратилась в формальность. Протесты прокуратуры носят точечный и демонстративный характер, системные нарушения не искореняются.
Коррупциогенность: Согласование рейдерских захватов, "крышевание" схем по распилу бюджетных средств. Давление на бизнес и НКО.
ФСИН (тюремная система) ~300 000 сотрудников ~0,5 трлн руб. Неэффективность: Самая ресурсоёмкая в мире система содержания заключённых (на одного заключённого тратится больше, чем на студента или пенсионера). Цель - не реабилитация, а изоляция и подавление.
Коррупциогенность: "Теневая экономика" внутри колоний: от поборов с родственников до организации бизнеса сидельцами. Пытки и внесудебные расправы.
Росгвардия (вкл. СОБР, ОМОН) ~400 000 сотрудников ~3-4 трлн руб. Неэффективность: Армия внутреннего подавления, не решающая задач реальной безопасности граждан. Используется для разгона мирных протестов, что провоцирует социальное напряжение.
Коррупциогенность: Закрытость расходов, закупки по завышенным ценам (например, форма). Использование силовиков для защиты интересов крупного капитала.
Суды ~30 000 судей + аппарат (~150 000 чел.) ~0,7 трлн руб. Неэффективность: Обвинительный уклон > 99% по уголовным делам. Фабрикация дел, зависимость от мнения руководства (телефонное право).
Коррупциогенность: Продажа решений, особенно в экономических и арбитражных спорах. Коррупционные схемы с исполнительными производствами.
Адвокатский корпус ~80 000 адвокатов Финансируется из частных средств граждан и бизнеса Неэффективность: Система вынуждает адвокатов играть по правилам системы, где результат часто предрешён. Неравенство сторон обвинения и защиты.
Коррупциогенность: Откаты следователям и прокурорам за "нужные" результаты. "Карманные" адвокаты, работающие в интересах обвинения.
ИТОГО ОБЩАЯ ОЦЕНКА:
• Численность: ~ 1.7 - 1.8 млн человек (силовики и служащие). Это ~2.5% всей рабочей силы России (или каждый 40-й работающий гражданин).
• Бюджет: ~ 9 - 10.5 трлн рублей ежегодно. Для сравнения: это почти половина всего федерального бюджета РФ на 2024 год (~25 трлн руб.), сопоставимо со всеми расходами на национальную экономику, здравоохранение и образование вместе взятыми.
________________________________________
Аргументы и иллюстрации крайней неэффективности и коррупциогенности
1. "Палочная система" как институциональное безумие.
o Суть: Оценка работы правоохранителей по количественным показателям (раскрыто преступлений, проведено проверок). Это приводит к абсурдной ситуации: участковый или следователь заинтересован не предотвратить преступление, а дать ему совершиться, чтобы его "раскрыть" и получить статистику - расхожее по сериалам - "нету тела - нету дела"...
o Пример: Резонансное "дело Ивана Голунова" (2019 г.) - яркий пример фабрикации уголовного дела наркополицейскими ради плановых показателей. После общественного скандала дело развалилось.
2. Политика как главный заказчик борьбы с правонарушениями.
o Суть: Правоохранительная система стала главным инструментом подавления инакомыслия и политической конкуренции. Это извращает её изначальную функцию.
o Пример: Тысячи дел по административным статьям за мирные акции протеста. Суды выносят решения, руководствуясь не законом, а "политической целесообразностью".
3. Тюремная система как черная дыра бюджета.
o Суть: Россия остается одним из мировых лидеров по числу заключённых на душу населения. Содержание каждого заключённого обходится бюджету дороже, чем обучение студента в вузе.
o Пример: По данным ФСИН, стоимость содержания одного заключённого составляет около 15-20 тыс. рублей в месяц (и это без учёта капитальных затрат на инфраструктуру). При этом система не снижает рецидивизм и не занимается реабилитацией.
4. Коррупция как неискоренимый фактор системы.
o Суть: Низкие зарплаты рядовых сотрудников (от 30-40 тыс. руб. в регионах) при их огромных полномочиях создают идеальную среду для коррупции. Взятки становятся неотъемлемой частью системы.
o Пример: Регулярные скандалы с задержанием гаишников, следователей и прокуроров за взятки в особо крупных размерах. История полковника Захарченко, у которого найдено 8 млрд. рублей наличными, - лишь верхушка айсберга.
5. Росгвардия: армия против собственного народа.
o Суть: Создание Росгвардии (2016) и её финансирование означают приоритет финансирования силового подавления над решением социальных проблем.
o Пример: Разгоны мирных митингов (например, в Москве в 2019 г.), где силы Росгвардии применяли чрезмерную жестокость. При этом на запросы о финансировании детских больниц или школ часто звучит ответ "денег нет".
Вывод:
Правоохранительная система РФ - это гигантский, неповоротливый и крайне дорогой механизм самосохранения и контроля, а не защиты прав граждан. Она потребляет ресурсы, сопоставимые с бюджетами социальных сфер, при этом её эффективность в реальном противодействии преступности крайне низка. Её ключевые продукты - фабрикация дел, подавление инакомыслия и системная коррупция. Это не "органы правопорядка", а основной инструмент удержания власти и главный паразит экономики, воспроизводящий насилие и несправедливость.
Но и эти чудовищные, ломающие представления о здравом смысле цифры и факты - НЕ САМОЕ СТРАШНОЕ.
По-настоящему ужасно то, что (даже при допущении невозможного - безупречной работы правоохранительной системы!) сам факт существования правоохранительной системы в таком виде есть очевидная и явная КОНСТАТАЦИЯ ПРИЗНАНИЯ ВЛАСТЬЮ, ГОСУДАРСТВОМ и ныне аморфным (не осознающим свои цели, необходимой разумности стремления к ним и не способным защищать свои права) обществом того факта, что правонарушения - "правомерный", естественный, неизбежный, а, возможно, и необходимый компонент общества, с которым государству (и, увы, обществу) нужно бороться не жалея ни ресурсов, ни сил, ни средств.
И не потому ли у общества, у граждан, столь снисходительно отношение к правонарушениям (в лучшем случае - всплеск эмоций уж по вовсе чудовищным прецедентам)? Не потому ли информационное пространство не вещает о мудром, добром, вечном, а, в прайм-тайм - сводки о правонарушениях, фильмы - о преступлениях и об удачливых флибустьерах? Хорошим тоном у молодежи является тюремный жаргон, стиль поведения, отношение к себе и к окружающим? А ведь молодые люди (очень быстро!) превращаются во взрослых не понимающих фундаментальных элементов жизни - поиск осмысленности сосуществования, правил общежития, ценностей бытия... Право сильного в их сознании заменяет все прочие не только обязанности, но и права - учтивость, взаимовыручка, ценность чужих здоровья и жизни и пр., и пр.
Сам факт борьбы с асоциальными проявлениями (даже не учитывая явную неспособность правоохранителей противостоять интеллекту преступности и стимулам, позволяющим рекрутировать в ее ряды сотни тысяч граждан) - констатация факта капитуляции общества в лице неконтролируемых им государства (и власти) перед криминалом. Усилия власти не уничтожают преступность, не искореняют ее, а делают ее активно мимикрирующей, более изощренной, издевательски относящейся и к обществу (к ее принципам, логике существования), и к "борцам" с ней.
Как же может выглядеть данный аспект жизни общества (его защита от противоправных проявлений его граждан) с точки зрения здравого смысла, здорового общества?
Цель-смысл - не "борьба" (бессмысленная, беспощадная, чудовищно ресурсоемкая, обреченная не только на поражение, но и морально-нравственное вырождение общества) с асоциальными проявлениями, не "оперативное и жесткое реагирование" на них... Вот некоторые, представляющиеся разумными наблюдения:
• В идеале - исключение причин, возможности совершения преступных деяний - превращая такие деяния (и их авторов) из преследуемых, порицаемых и наказуемых (вроде как, а на самом деле - романтизируемых и обществом, и СМИ), а бессмысленными и невыгодными, результаты которых (и существенно большие) могут быть достигнуты вполне легальным и даже поощряемым обществом способом.
• Полный пересмотр организации правоохранительной (иные принципы работы, в десятки (если не в сотни) раз сокращение численности, смена критериев оценки эффективности (успехом системы, например, может быть: найден и осуществлен алгоритм, исключающий из практики криминала некоторого вида мошенничества).
• Корректно сформированный и эффективно функционирующий социальный рейтинг (СР) может оказаться существенным сдерживающим и мобилизующим фактором (достигаемая с его, СР, существованием прозрачность - антидот деяний, допускаемых не "на виду").
• В ОД-ДГ, например, может предусмотрена солидарная ответственность близкого круга гражданина (семьи и 3-4 близких друзей) за намеренное нанесение ущерба гражданам или обществу в виде полной компенсации ущерба (морального и материального)
• Кроме того, может быть глубоко проработан раздел ОД-ДГ об ответственности гражданина как оборотной стороне его личных прав и обязательств перед ним общества.
• Правонарушение должно оцениваться в близких к катастрофическим понижениям социального рейтинга, что, автоматически понижает социальные возможности гражданина (конечно, мера порицания (кем оценивается?) зависит от степени проступка; как вариант - ограничение возможности посещать спортивный клуб, соревнования, концерты, отключение от соцсетей, ограничения сотовой связи и т.п.).
• Ни в коем случае не принимать навязываемые криминалитетом правила и обычаи - иерархия, отказ от работы и т.п. "изобретения". Видимо, в этом отношении ("воры", увы, непременный компонент, атрибут нашего и общества, и, уже, менталитета, широко применяемый государством в своих не всегда достойных мероприятиях) все очень "запущено", а слом - огромные и болезненные и для криминалитета, и для общества усилия. Но это чрезвычайно опасная для здоровья общества, для молодежи язва, от которой необходимо избавляться любой ценой.
Искоренение правонарушений - длительная и системная работа, которую должен предварять тоже, видимо, длительный и системный анализ. Одним из основополагающих тезисов, вероятно, должен стать такой: пренебрежение нормами общежития - это не проступок ("с каждым может случиться"), безобидная оплошность, "не первый и не последний" это деяние - не совместимое с пребыванием гражданина в общности (возможно, временное, но неизменно жесткое).
Здесь, на данном этапе обсуждений общественного договора, было важно проиллюстрировать то, как могут статьи ОД-ДГ выполнять функции воспитания гражданина и осуждения его антиобщественных поступков (в контексте существующих и нуждающихся в радикальной реорганизации реалиях)..