От первобытного выживания к цивилизационному абсурду:
Почему нам нужна перезагрузка
1. Парадокс современного человечества
Мы живем в эпоху фантастических достижений человеческой цивилизации, разума в его высочайших и прекраснейших проявлениях. Фактически на протяжении жизни одного поколения человечество достигло таких технологических высот, о которых оно даже не мечтало каких-нибудь сто лет назад (атомная энергия, ИИ, генная инженерия, полеты в космос, мгновенная связь, победа над многими болезнями). А высочайшие образцы человеческого духа в поразительных творениях литературы, музыки, живописи, кино?! Но есть и оборотная сторона медали существования человеческого общества - системные кризисы, сопутствующие человечеству на протяжении всей его истории. И это, к огромному сожалению, не только эпидемии или природные катастрофы.
При всей мощи коллективного интеллекта и величия духа человечества, нам, человечеству (или некоторым его частям) не удается избежать соблазна (вместо движения к общему благополучию посредством кооперации) пытаться достичь преимуществ не самыми благовидными путями. Такого рода попытки (не исключительные факты, а, увы - система!) приводят ко множеству рукотворных кризисов - разрушительные войны, массовая миграция, нарушение балансов в природной среде, чудовищное экономическое неравенство обществ и граждан внутри них, использование достижений науки для создания все более страшных средств разрушения и поражения и т.д., и т.д.
И эти рукотворные кризисы становятся все страшнее и разрушительнее, ставя под вопрос само наше существование.
Почему так получается, что, обладая высочайшим интеллектом, богатейшим цивилизационным опытом, высоко гуманистической (в подавляющем большинстве) философией и культурой, высочайшими технологиями, мы не только не можем справиться со многими проблемами, но и, вопреки здравому смыслу (и тому самому интеллекту), с удручающим постоянством и со все большей изощренностью сами же и порождаем их?
Часть ответа, возможно, кроется в самой природе человека, далекой от божественного идеала и вышедшей, к тому же, из-под контроля его же разума.
Действительно, природе человеческой не чужды 'животные' инстинкты - самосохранения и продолжения рода. Сами по себе эти инстинкты ни хороши, ни плохи, но без их жесткой регуляторной функции популяции не выжить независимо от уровня развития этой популяции. Внутри биологического вида эти инстинкты, по-видимому, в подавляющем большинстве случаев играют сугубо позитивную роль.
Но homo sapiens - сильно особый случай: для него инстинкты не указ.
Не напрасно возникла премия Дарвина, лауреаты которой попирают законы эволюции. Не добавляют безопасности и возможности сохранения человеческого вида неумеренное чревоугодие, пьянство, наркотики, топчущие здравый смысл экстремальные развлечения. Это об инстинкте самосохранения.
Не лучше дела обстоят и с продолжением рода. Бессчетное количество гендеров, деградация института семьи. Чайлд-фри и саморазвитие - да! Секс - да! В особо извращенной форме и напоказ - пожалуйста! Но это, понятно, не про продолжение рода...
Очевидно: налицо тенденции популяционного вырождения... И это тоже (как Булгаков и Эллингтон, Ньютон и Ренуар) продукт цивилизации.
Но разрушение природных (животных) инстинктов человечеством - полбеды.
Истинные истоки бед - благоприобретенные 'социальные навыки' - зависть, утрата ценностных ориентиров, ложные (или отсутствующие) жизненные цели, избыточное потребление, неспособность найти себе достойное занятие на третью часть (после работы и отдыха) сильно выросшей продолжительности жизни... А 'свободный рынок', руководствующийся целью зарабатывания денег (любой ценой, но много!) не упускает ни одну из возможностей проэксплуатировать слабость человеческой натуры, формируя посредством чудо-оружия - реклама - из человека гражданина, творца, мыслителя, члена семьи и других коллективов homo-потребителя всего, что ни придет в голову носителю самого извращенного ума... Хозяйственный механизм произведет это что угодно (лишь бы произведенное можно было обменять на деньги!) при полнейшем попустительстве общества (рынок-то свободный, а цензура - тоталитарный пережиток!).
Эта книга - не просто констатация нездоровья общества или иллюстрированный перечень кризисных проявлений в нем, а попытка установить генезис самых фундаментальных из них и предложить конструктивные пути их преодоления.
2. Болезни развитого общества
Для начала давайте посмотрим на себя со стороны - болезни 'развитого' общества 'на поверхности'.
Экономика, из общественно-полезной деятельности, направленной на обеспечение материального благополучия граждан и общества в целом, трансформировалась в источник обогащения одних, в инструмент выживания других и в работу формирования финансовых показателей (ВВП, рост котировок) третьих. Успех экономики - не полнота удовлетворения интересов членов общества, а желаемые цифры в колонках отчетов и массированное убеждение граждан средствами массовой информации в том, что благополучие уже наступило (ну или вот-вот наступит). Как результат - чудовищное социальное неравенство, управленческий непрофессионализм, коррупция. И тупик...
Социология, политика, право: Демократические институты выродились в низкопробные политические шоу. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы всерьез воспринимать декларируемое в инфо пространстве разделение властей, честность процедуры выборов, равенство всех перед законом. Деградировало и международное право до права сильного. Утратили смысл существования международные институты (даже ООН с ее Советом безопасности (Израиль - Палестина), даже священная корова капиталистического способа хозяйствования - неприкосновенность частной собственности - арест суверенных российских активов). Произошла 'атомизация' обществ, утрачены и личные, и общие цели.
Экология: Нарастающий конфликт (грозящий необратимыми последствиями - острова из мусора в океане) между логикой неограниченного роста мировой экономики и ограниченностью ресурсов планеты. Налицо системное разрушение среды обитания.
Психология: Экзистенциальный вакуум. "Бегство от свободы" (Э. Фромм). Жизненные смыслы трансформировались в жизненные цели-симулякры: авто в кредит, поездка на Бали, новый айфон как суррогаты настоящих смыслов. Остается - неумеренное ('в меру (любых!) доходов') потребление чего душа (а она не знает - что) захочет...
Мораль: Размытие понятий добра и зла и в медийном пространстве, и на бытовом, и на государственном уровне; разрушена одна из важнейших структур-институтов общества - семья; деньги (а лучше - большие деньги) становятся мерилом не только жизненного успеха, но и мерилом нравственности и правоты; разрушается вера в закон и справедливость.
3. Уроки "первобытных" обществ
Просятся (хотя и кажущиеся неуместными) параллели жизни 'развитых' высокотехнологичных обществ и жизни 'первобытных' племен Амазонии.
Общее для обеих формаций: базовые потребности человека и у них, и у нас - одни и те же: еда, кров, безопасность, принадлежность к группе, продолжение рода, уважение сородичей.
Ключевые различия (и, увы, не в нашу пользу):
Кажется, что жизнь в племени коротка и трудна. Но это тезис кажется естественным и очевидным только по нашим меркам. Для члена племени его жизнь именно такова, какой жили его предки и живут соплеменники. Она, их жизнь для них самих, не коротка, и не трудна. Наши знания об их жизни для них самих будут не понятны, избыточны, да и просто не нужны.
Их радости, обусловлены существенными для их жизни реалиями - солнечная погода после муссонов, удачная охота или рыбалка, большой урожай плодов или кореньев, победа в конфликте с соседями.
Их беды тоже настоящие (и общие (!) и для члена племени, и племени в целом), лежащие очень далеко за рамками гносеологии или соблюдением демократических норм - пожар в сельве, наводнение, нехватка пищи, конфликт с соседями, нападение хищников, болезнь, гибель воина или охотника...
У каждого члена племени не писаная, но естественно возникающая и четко понимаемая каждым своя нужная (и важная!) роль в племени (воин, охотник, мать, учитель, мудрец). И в этом своем качестве каждый (!) - безусловная ценность для племени, а, следовательно, каждый (!) уважаем, под защитой, 'на довольствии'.
Их жизнь осмысленна по определению, так как посвящена каждодневным трудам, направленным на выживание этой человеческой общности. И никакого 'эмоционального выгорания', борьбы социальной и за гендерное равенство
Конечно, между членами племени могут возникать конфликты. Но они, вероятно, разрешаются быстро и эффективно, без судебной инстанции и связанными с ней чиновничеством, волокитой и коррупцией.
Вероятно, нашему обществу, при всех наших технологических достижениях, много чему можно поучиться у наших 'первобытных' сородичей. В частности, едва ли они уничтожают продукты питания из-за кризиса перепроизводства (с целью 'удержать' цены). А эффективность использованиями ими добычи наверняка должна быть предметом зависти, изучения и подражания наших и технологов, и переработчиков отходов производства.
Очевидно, что мы 'далеко убежали назад' по сравнению с ними с точки зрения бережного отношения к среде обитания - невозможно представить членов племени, занимающихся охотой (уничтожением собственной кормовой базы) в спортивных целях. Выживание племени напрямую зависит от сохранения природного баланса. И для его, баланса, сохранения не требуется Росприроднадзор, бережное отношение к природе у них столь же естественно, как дышать. Они - часть экосистемы, а мы - нескромно и неуместно возомнили себя ее хозяевами.
Несмотря на то, что в 'первобытных племенах' запущена жилищная проблема, низок уровень социальной поддержки и, вероятно, очень высока детская смертность, нет проблем с рождаемостью (ни чайлд-фри, ни поисков сексуальной идентичности, ни неудержимого самосовершенствования).
Нет у них и проблем с воспитанием и образованием - с детства, на примерах, до совершенства доводятся необходимые для выживания навыки (охоты, приготовления пищи, уважения к старшим).
Авторитет лидеров если и не всегда зиждется на демократических процедурах, но, безусловно, всегда на их способности (личной!) обеспечить выживание племени.
Полагаю (мнение навеяно кинематографом), что в жизни члена племени гораздо больше оснований быть счастливым, чем у нас. У нас 'праздники' в подавляющем большинстве суррогаты в виде дат - рождения, новый год, 8-е марта или 'дорогих' приобретений, чаще формальных (чем неформальных) достижений. У племени, вероятно, радости настоящие - оно радо рождению ребенка, его первым шагам, его инициации как воина и охотника, его женитьбе (и никаких - в большинстве случаев - разводов/измен), его первому (и последующим!) охотничьему трофею (или поверженному врагу). Ну и почести после смерти (даже если его плоть будет ужином сородичам).
Отношение к ресурсам и справедливость: распределение чаще более справедливо, чем у нас, так как накопительство в тесном коллективе в ущерб сородичу - угроза выживанию всего племени.
Принцип взаимовыручки - прочнее клятвы, священнее присяги: защита каждого - возможность выжить всем.
Вывод по сравнению: Данное отступление об образе жизни коренных жителей Амазонии - отнюдь не восхваление "благородного дикаря" и/или его образа жизни.
Важно: их системы (экономическая, социальная) являются естественным, и очень эффективным инструментом для выживания и процветания общины, человеческой общности - без ласкающих 'демократический' слух разделения властей, государства, церкви, системы подавления и защиты/обороны. Наши общественные механизмы обюрокрачены до такой чудовищной степени, что исходные, благие смыслы их возникновения во многом утрачены, они, эти механизмы, стали самодостаточными, самовоспроизводящимися, работающими сами на себя и во вред обществу.
Время (облагораживающее многое, даже бессмыслицу), отсутствие конструктивных идей оздоровления общества и механизмов их реализации, инертность мысли и действий граждан человечества если и не узаконили существующие проявления абсурда в обществах, то сделали их приемлемыми (хотя и допустимо дискуссионными).
И еще одно: приведенное сопоставление показывает то, насколько далеки современные высокотехнологичные общества (даже самые 'лучшие', самые 'продвинутые' из них) от общества, принципами которого были бы здравый смысл, экологичность, стремление к равенству, к благополучию граждан через кооперацию, а не конкуренцию или даже конфронтацию.
Все 'блага цивилизации' (роскошные авто, мобильная связь, интернет, самолеты) не являются не только благами, но даже не необходимыми элементами существования человечества. Они - побочный эффект конфронтационной логики мироустройства человеческого рода (назвать человечество обществом, общностью в данном контексте - не поворачивается язык). Все названное - побочный продукт военных производств. Жизнь человечества с этими 'гаджетами', да, комфортна. Счастливо ли человечество (или хотя бы некоторые его представители) оттого, что мы столь продвинуты технологически? Едва ли. А могли ли быть счастливы без оных? Думаю, вполне... Так и просятся в строку пасторальные сюжеты литературы, музыки, живописи...
Но, к сожалению, мировая цивилизация пошла именно этим, конфронтационным путем: чтобы выжить (не быть раздавленными представителями своего же вида с соседнего, такого же как наш, ареала обитания) нужно иметь всякие гаджеты мощнее и в большем количестве, чем у соседей.
И, коль скоро, существующее положение вещей таково - человек человеку не друг, товарищ и брат, а прав тот, у кого мощнее гаджеты, то получите высокотехнологичный общественный уклад.
И выживать, увы - выбора нет - приходится именно в этом укладе.
4. Каким должен быть наш "племенной договор" в XXI веке?
Кажется, что "апгрейд" социального договора в постиндустриальных информационных обществах чрезвычайно актуален: уже давно пора использовать наши технологии не для пестования культа избыточных потребления и контроля, а для возрождения осмысленности, справедливости и устойчивости.
Именно этому и посвящена книга.
Мы предлагаем триединство для построения общества нового типа, основанное на логике здравого смысла, мощи цифровых технологий и ИИ:
1. Переформатирование экономики: От бессмысленной и беспощадной экономики роста цифр на счетах к экономике "под заказ", ко все более полному удовлетворению реальных био-физиологических, интеллектуальных, духовных (не избыточных, не искусственно надуманных!!!) человеческих потребностей всех (а не самоизбранных) сограждан Мира в естественно-разумной мере.
2. Новая мера стоимости: 1ДжВ - обеспеченная энергией, а не доверием (ни на чем, кроме 'честного слова' (не единожды уже поверженном самими авторами) не основанном!) к центробанку и/или государству, валюта, которая, защищая экономику и граждан от инфляции, превращает экономику в стабильный и предсказуемый компонент жизни общества.
3. Новая социальная ткань: Добровольная система социального рейтинга, учитывающая сотни параметров субъектов-участников под управлением ИИ. Это инструмент для тотальной информационной открытости, доверия, поощрения социально-полезного поведения и доправового порицания. Не принуждение, а приглашение к осознанному выбору тех, кто хочет жить в более разумно организованном, а, значит, и более справедливом обществе.
Кратко и чуть менее формально по пунктам предлагаемой триады.
Экономика 'под заказ', при разумной и эффективной ее реализации, призвана (и способна)
превратить экономику 'цифр', чудовищного неравенства, причины перманентных кризисов (перепроизводства, финансов, дефицитов, безработицы, исчерпания ресурсов, разрушения экологии и пр., и пр.)
посредством разумной реконструкции потоков (ресурсов, товаров и финансов),
реорганизации целых отраслей (производственных, ресурсодобывающих, торговли) вплоть до полного их
исключения из хозяйственного обихода общества наиболее дискредитирующих человечество в собственных глазах из них (индустрии моды, розничной торговли, рекламы, эксплуатации вида человеческого тела и природных инстинктов в рекламе и развлечениях, насаждение вредных и человечеству, и экологии привычек ('еда на бегу' в пластике), манипулирование психологией массового сознания - идеалы формы тела, самосовершенствование и многое, многое другое) как карго-культов достижений цивилизации
в экономику стабильную, экологичную, эффективную, равных возможностей, мобильную (оперативно откликающиеся не на 'модные веяния', порождаемые досужим разумом, неспособным себя занять более важными и полезными делами и очень большими деньгами, а на реальные запросы человечества и вызовы перед ним).
1ДжВ - единый и универсальный инструмент человечества для сопоставления ценностей товаров, труда, идей. Энеговалюта 1 ДжВ - универсальна (здесь и сейчас, или через тысячу лет, когда человечество окажется в системе 'Альфа Центавра'), основана на объективно факте природы, не подвержена инфляции. А это значит, что человечество сможет гораздо эффективнее использовать и в жизни вообще, и в экономике, в частности, возможности эффективного, долговременного, достоверного планирования, и, как следствие - предсказуемости и стабильности всех аспектов своего существования.
Социальный рейтинг, в предлагаемом автором виде, представляется эффективным инструментом преодоления кажущегося неизлечимым и страшным по разрушительной мощи 'атомизацией' обществ. Превращение общества потребления в посредством (добровольного!) социального рейтинга в общество пост-демократии (есть надежда!) не сопряжено ни с какими потрясениями - ни экономическим, ни социально-политическими. Более того, первый шаг в этом направлении (использование социальных сетей) человечеством уже не без удовольствия сделан. Далее - то же, но с эффектом открытость, честность, справедливость, здравый смысл.
Эти три работы возникли практически одновременно, как исходно казалось, по разным, не связанным друг с другом поводам.
Работа об энерговалюте стимулировалась сформировавшейся мировой тенденцией ухода от доллара как мировой резервной валюты и, как следствие, возникшей потребности (и поиске) эффективного нового платежного средства для внутренних и международных расчетов. Автору показалось, что развитие идеи его работы 2015 г. может оказаться своевременным.
Желание развить (посильно) идею социального рейтинга сформировалось у автора еще в процессе работы над книгой 'Модель общества: эскизы фрагментов' в 2024 г. Но, смысл книги и стиль подачи материала в ней не позволяли этой идее реализоваться в полной мере тогда. Вернуться к работе над развитием иди социального рейтинга получилось к лету 2025 г.
На работу об экономике 'под заказ' автора воодушевило выступление М.В. Орешкина в 'Коммерсанте' (16.06.2025), в котором тот заявил об исчерпании российской экономикой ресурса своего эффективного эволюционного развития - от движения 'вперед' востребованным оказывается движение экономики 'вверх'.
То, обстоятельство, что и мировые, и внутренние (социально-экономические) процессы образовали ситуацию 'идеального шторма', то и три эти работы (написанные на протяжении нескольких месяцев весны-лета 2025 г.) оказались очень естественным и гармоничным логико-структурным комплексом - ответом на сформировавшиеся вызовы здравого смысла, цифровых платформ, ИИ.
Несмотря на то, что предложенные в данной работе меры по 'глубокому', фундаментальному оздоровлению общества (при всей представленной обширной и разумной аргументации) могут показаться несколько утопичными по предполагаемым (и желанным) результатам, но здравый смысл и элементарная логика подсказывают, что пути к их достижению вполне рациональны и практически реализуемы. Потребуются только добрая воля и огромный труд. И над собой - в первую очередь...
В Дополнениях, в публицистической форме (в качестве факто-эмоциональных иллюстраций) представлены некоторые частные аспекты обсуждавшихся вопросов.
Осознавая, что реализация предложений, представленных в основном тексте, сопряжена с фундаментальными (институциональными) преобразованиями общества, запустить которые, по сложности, сопоставимо со сложностью самих реформ, в
Приложениях (как дополнительная иллюстрация общего контекста) - предложения 'малых', но 'практичных' практических шагов косметического характера, применение которых не предполагает радикальных ресурсоемких и затратных по времени усилий, но может оздоровить общество (правда - 'косметически' же) 'хоть завтра'.
В Заключении представлены некоторые предварительные соображения (рискую подвергнуться жесткой критике) о том, каким может быть актуальный общественный договор, опирающийся не только на достижения современной цивилизации, но и не грешащий против элементарного здравого смысла.
5. Заключение-призыв
Покупка дорогого автомобиля и поездка на Бали (уж так, увы, принято) - это приятный бонус к жизни, но не ее цель. Цель, коли уж посчастливилось родиться, не напортить, не навредить, как минимум. А если повезет, достанет сил, ума, терпения, то, кроме того, чтобы оставить после себя здоровое, умное, счастливое потомство в здоровой среде, реализовать себя для пользы своего "племени" - теперь уже всего человечества.
Меняться не только можно, но и необходимо. Яркий пример тому - 30 лет китайских реформ.
Хочется думать, что мы, человечество, заслуживаем того, чтобы уберечься от необдуманных и пагубных для себя решений и действий.
Эта книга - приглашение к дискуссии и первый набросок того, как мы можем изменить самих себя и 'пересобрать' наше общество, используя лучшие из имеющихся у нас инструментов - разум, воля, опыт и достойные этих инструментов цели и технологии.