Прилих Ник
Социальный Рейтинг: Сделай Сам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Истоки анализа общественных процессов и влияния на них посредством ранжирования - концепция социального кредита в Китае (с 2002 г.) [1] и концепция устойчивого развития ESG ООН (2004 г.) [2]. Предполагается, что применение ранжирования может оказаться существенным инструментом обеспечения устойчивого развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. Актуальность социального ранжирования граждан, предприятий, регионов осознана и высшими эшелонами российской власти. Как результат этого осознания - пилотный проект портал социального скоринга (рейтинга) граждан "Мы" (2022) [3-5] и портал ранжирования предприятий (и регионов) - "ЭКГ-рейтинг" (2023) [6], функционирующий в соответствии с ГОСТ Р 71198 - 2023 [7]. В данной работе обсуждаются некоторые детали этой кажущейся очень конструктивной идеи (ранжирования субъектов общества) в части применения новых технологических возможностей - работы с большими массивами данных и применения искусственного интеллекта.

  СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ: СДЕЛАЙ САМ
  
  Истоки анализа общественных процессов и влияния на них посредством ранжирования - концепция социального кредита в Китае (с 2002 г.) [1] и концепция устойчивого развития ESG ООН (2004 г.) [2]. Предполагается, что применение ранжирования может оказаться существенным инструментом обеспечения устойчивого развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.
  Актуальность социального ранжирования граждан, предприятий, регионов осознана и высшими эшелонами российской власти. Как результат этого осознания - пилотный проект портал социального скоринга (рейтинга) граждан "Мы" (2022) [3-5] и портал ранжирования предприятий (и регионов) - "ЭКГ-рейтинг" (2023) [6], функционирующий в соответствии с ГОСТ Р 71198 - 2023 [7].
  В данной работе обсуждаются некоторые детали этой кажущейся очень конструктивной идеи (ранжирования субъектов общества) в части применения новых технологических возможностей - работы с большими массивами данных и применения искусственного интеллекта.
  
  Содержание
  Содержание
  
  1. Вводные замечания
  2. Социальный рейтинг - цели, задачи, ожидания
  3. Определения
  3.1. Субъект общества (СО)
  3.2. Классификация субъектов общества - классы СО
  3.3. Социальный рейтинг (СР)
  3.4. Материальный носитель социального рейтинга (ПСР)
  4. Смысл СР
  5. Этим достигается...
  6. Эффективный СР
  Что мог дать высокий рейтинг СО?
  Регистрация субъектом общества себя на ПСР
  Выход субъекта общества из числа участников ПСР
  СР. Концепция: принципы, методология, безопасность
  Формальная структура СР
   Четыре вида источников информации для СР
  Информация по аспектам жизнедеятельности СО
  Устройство ПСР (техника дела)
  Обеспечение "качества" и достоверности информации на ПСР
  Количественное преставление значение параметров (полей записи) СР на ПСР
   База знаний ИИ для формирования "эталонного" СР
  Механизмы изменения величины рейтинга
  Механизмы повышения рейтинга
  Обстоятельства, приводящие к понижению рейтинга
   Практическое применение рейтинга
  Схема реализации проекта
  Порядок реализации проекта
  Дальнейшее развитие проекта
  Разное
  Недостатки системы социальных баллов
  Меры защиты персональных данных, безопасности, справедливости, контроля
  Заключение
  Литература
  
  ПРИЛОЖЕНИЯ
  СО "Гражданин"
  Личное
  Базы данных
  Мнение близких, знакомых, незнакомых
  Информация от ИИ
  Заключительные замечания относительно СР СО "Гражданин"
  СО "Социальный лидер"
  
  СО "Госслужащий"
  
  СО "Предприятие"
  
  СО "Госучреждение"
  
  И т.д.
  
  ПРИМЕРЫ (переместить в Литературу) возможного конструктивного применения элементов СР в жизни общества [8, 9].
  
  1. Вводные замечания
  1. Вводные замечания
  
  Разнообразное шкалирование субъектов в человеческом обществе (разнообразные рейтинги) давно и прочно вошли в обиход. Примеры таковых:
  • Рейтинг банковский (банковский скоринг - оценка надежности заемщика)
  • Рейтинг страховых компаний для владельцев авто (стимулирование аккуратного вождения)
  • Рейтинг спортивный (достижение максимального интереса зрителей-болельщиков и самих спортсменов, "сеяные" в спортивных соревнованиях)
  • Ученые и воинские звания
  • Оценки учащихся (школа, среднее и высшее специальное образование)
  • Перепись населения
  • Рейтинг отелей и ресторанов
  • Рейтинг КНР (система социального кредита, социального доверия)
  • Социальный скоринг ("Мы", https://w.rgsu.net/) - российский эксперимент в социальном шкалировании.
  
  Граждане равны (по крайней мере - в принципе) в отношении
  социальной защищенности, доступности здравоохранения, образования, в отношении правосудия и реализации личности (опять же пасующие перед "равенством" - платная медицина, репетиторы, "дорогие" магазины и авто и пр.)) независимо от
  национальности, вероисповедания, места жительства (условно; уровень комфорта, доступности услуг, конечно, отличается), роста, пола, возраста уровня образования, состояния здоровья, планов, пристрастий, посильного вклада в общество и т.д.
  
  Граждане не равны по желанию, возможности и способностям быть полезными обществу (по антропометрии, полу, возрасту, образованию, здоровью, личностным качествам и т.д.).
  
  При этом все граждане являются членами общества, формируя собой (входя в) различные объединения-сообщества, страты "большого" общества (семья, соседи по лестничной клетке или по дому-подъезду, коллеги по работе, однокашники, сослуживцы, "банная компания", члены партии, религиозные конфессии, спортивные общества и т.д.)
  
  Общество может устойчиво развиваться при гармонизации (по крайней мере - стремлении к ней) личных и общественных интересов - в разумном (целесообразном) объединении усилий субъектов общества и общества как целого. Успех в объединении таких усилий не может не опираться на достоверную и максимально полную информацию (и о субъекте, и об обществе как объединении множества субъектов, и о стратах общества), на основе которой могут делаться правильные и исчерпывающие вводы о жизни субъекта и функционировании общества. Необходимо учитывать, что зачастую субъекты и общество являются антагонистами.
  Одним из возможных оснований такого (эффективного, взаимно полезного) взаимодействия личности и общества является формирование адекватного социального рейтинга (СР) субъектов общества (граждан и различных страт общества - объединений граждан, предприятий, организаций, партий, союзов, клубов и т.д.).
  
  Здесь и далее под термином социальный рейтинг (СР) понимается формализованная, структурированная, подвергшаяся тщательной обработке информация (в количественной форме) о самых разных сторонах субъекта (гражданина, личности) или объединения субъектов, полученная из самых разных источников (государственные и частные базы данных, от самого субъекта, от его социальной активности, от людей в его окружении и т.д.), которая меняется в соответствии с изменениями в жизни (функционировании) объекта ранжирования и служащая для информирования членов общества о том, что субъект открыт для взаимовыгодного сотрудничества с другими членами общества в интересах общества в целом.
  
  2. Социальный рейтинг - цели, задачи, ожидания
  
  2. Социальный рейтинг - цели, задачи, ожидания
  
  Подчеркнем: субъекты общества - не только граждане, но и произвольные относительно устойчивые их объединения, которые (объединения) могут быть вычленены из общества как целого в соответствии с некоторыми критериями (например, по возрасту, месту жительства, образованию и т.д.). Поэтому, все дальнейшее изложение касается всех субъектов-страт общества. Но понятно, что основным компонентом общества является субъект-гражданин. Поэтому, и большая часть текста посвящена именно этому субъекту, и на его примере часто иллюстрируются общие тезисы изложения. Именно другим субъектам общества будут посвящены специальные разделы статьи.
  
  1. Порядочному человеку важно скрывать очень немногое (особенно - в нашем настоящем - с видеокамерами, камерами в телефонах, социальными сетями). Гражданин (или другой субъект общества), считающий участие в социальном рейтинге покушением на его права - может не участвовать в ранжировании, исключив себя из социально наиболее активной части общества.
  2. Социальный рейтинг - инструмент адекватного планирования (в экономике, социальной сфере, демографии и т.д.).
  3. Социальный рейтинг - инструмент оптимального использования человеческого ресурса и личностного потенциала (удовлетворение запросов общества в человеческих ресурсах некоторых фиксированных параметров, профориентация субъекта, формирование должной образовательной структуры, и т.д.).
  4. Воспитательная функция социального рейтинга - морально-нравственные ценности формируются, прививаются не законами, а внутрисемейными традициями и писаными и неписанными правилами поведения субъекта в социуме. Поощрение и взыскания баллами рейтинга - один из рычагов формирования желательных норм поведения субъекта.
  5. Для субъекта важно раскрыть собственный потенциал ("движение" субъекта по "правильной жизненной траектории"), получая максимальное удовлетворение от жизни. При этом (и только в этом случае) и общество получает от субъекта оптимальный вклад - интересы субъекта и общества находятся в гармонии. Динамика социального рейтинга субъекта - и компас, и стимул для субъекта.
  6. Для гармоничного бескризисного развития общества в целом крайне важно формировать элиты (педагогические, военные, производственные, художественные и пр.) - группы людей с выдающимися способности в своем виде деятельности, которые задают уровень и определяют тенденции в том или ином виде деятельности. СР, при должном подходе к его реализации, может оказаться существенным подспорьем в такой селекции.
  7. Данные социального рейтинга субъекта (по крайней мере его доступная, открытая часть) являются дополнительной более или менее объективной информацией о брачном или деловом партнере.
  8. Сравнение субъектами их СР может стимулировать здоровую конкуренцию, соревнование субъектов.
  9. С помощью СР можно стимулировать самую широкую активность субъекта, которая сложно стимулируется иначе (например, повышение востребованности обществом усилий конкретного субъекта...).
  10. Рейтинг может облегчить работодателю поиск работников требуемых компетенций и мотивации, задает иерархию полезности субъекта по видам деятельности, в частности (а может быть и в одном из важнейших видов деятельности) - в управлении.
  11. СР, при должной его организации, может способствовать формированию и выявлению неформальных лидеров в науке, художественном или техническом творчестве. И, может быть, главное предназначение рейтинга - выявление неформальных лидеров общественной жизни во всех стратах общества и специалистов социальной инженерии.
  12. Рейтинг - способ дополнительного (обобщающего) стимулирования и поощрения благодеяний и доправовое, досудебное наказание за проступки.
  
  Далее обсудим формальные аспекты того, что понимается под социальным рейтингом.
  3. Определения:
  3. Определения
  3.1.Субъект общества (СО)
  3.1. Субъект общества (СО) - любой гражданин (например, с 7 лет - с первого класса школы, когда уже возможны первые значимые для общества достижения маленького гражданина), любая устойчивая (относительно стабильный состав и существующая сколько-нибудь продолжительное время) страта общества (жители поселка, работники предприятия, жильцы дома, члены клуба), являющая фактически или желающая идентифицировать себя субъектом общества.
  
  3.2.Классификация - классы СО:
  3.2. Классификация субъектов общества - классы СО
  
  Общество - весьма сложно организованная структура, компоненты которой представлены множеством граждан и множеством страт. Совершенно очевидно, что часть параметров социального рейтинга разных субъектов (страт) могут быть частично совпадающими, а частично - отличаться. Поэтому важно осуществить оптимальную классификацию субъектов общества (не слишком "грубо" - чтобы разделять субъектов разных страт и полнее учитывать их особенности в общих интересах), с другой стороны - не слишком "мелко" - слишком "мелкое" дробление общества на страты может оказаться неоправданно избыточным по потребляемым ресурсам учета.
  В данном разделе предполагается вариант разделения субъектов общества на "классы" по критерию общности ожидаемых обществом качеств от представителей той или иной страты. Это разбиение на страты (как и разбиение по другим критериям) не вполне однозначно. Иначе и не может быть. Оптимальная "точность" деления СО на страты по этому критерию должна будет определяться в процессе функционирования ПСР
  
  Итак, вариант классификации субъектов общества (для страт относительно СР):
  
  • Физические лица (граждане от, например, 7-летних детей до глубочайших ветеранов, независимо от любых других параметров - роста, возраста, образования, профессии, верования и т.д.).
  • Госслужащие (работники государственных органов - федеральных, региональных, муниципальных, суды, власть законодательная и исполнительная, полиция, пенитенциарная система, МЧС, военкоматы)
  • Социальные лидеры (занимающие выборные должности и претенденты на их занятие)
  • Хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица - коммерческие компании, НКО, госпредприятия, предприятия с государственным участием).
  • Банки, страховые компании
  • Предприятия розничной торговли
  • Госучреждения (министерства, ведомства, муниципалитеты, администрации всех уровней, казначейства, МФЦ, социальный фонд и пр.).
  • Общественные институты (религиозные организации, СМИ)
  • Образовательные, медицинские учреждения (ясли, детские сады, школы, ССУЗы, ВУЗы)
  • Научные учреждения (АН, академические и отраслевые НИИ, проектные организации)
  • Индустрия отдыха и развлечений (кинотеатры, театры, филармонии, спортклубы, туризм, спорт и пр.).
  • Объединения по интересам формальные или неформальные (клубы, кружки, объединения).
  • Сырьевые компании (природная рента).
  • Энергетические компании (как возможные эмитенты энерговалюты).
  • Предприятия сельского и рыбного хозяйства (продовольственная безопасность).
  •
  • И т.д.
  
  В классификацию не входят граждане, предприятия, учреждения, организации, связанные с государственной тайной.
  3.3.Социальный рейтинг (СР)
  3.3. Социальный рейтинг (СР)
  
  Социальный рейтинг (СР) - это "социальный портрет" субъекта общества, сформированный в виде двух упорядоченных множеств параметров:
  1) характеризующих самого субъекта (параметры самого субъекта - ПСС) и
  2) характеризующих его отношения с прочими субъектами общества (параметры отношения с прочими субъектами общества - ПОО).
  3.4.Материальный носитель (место локализации) социального рейтинга (ПСР)
  3.4. Материальный носитель (место локализации) социального рейтинга - интернет-портал (наподобие портала "Госуслуги" или даже часть его функционала) - ПСР - портал СР.
  
  4.Смысл СР
  4. Смысл социального рейтинга
  
  Смысл СР: Добровольное "открытие" одним СО части сведений о себе в сети интернет (которую он сочтет возможной/нужной) для всех прочих (или некоторых - по выбору) СО.
  
  5.Этим достигается
  5. Этим достигается
  
   В частности:
  • Субъект общества, зарегистрировавшийся на ПСР, заявляет о своей открытости (и "искренности?") к контактам с прочими СО (во всяком случае в части открытых для доступа собственных параметров).
  • Отсутствие СР некоторого субъекта общества на ПСР может быть красноречивее, чем его наличие - значит данный субъект не готов к честному диалогу с другими членами общества.
  • С помощью СР снимается множество проблем для СО из-за сложности поиска даже в эпоху интернет очень "частной" информации - социальный рейтинг задуман как исчерпывающий источник информации о СО, которые они, субъекты общества, готовы сообщить о себе "вслух" (например, поиск себе пары для супружества [8], и это, конечно, совсем не сайт знакомств).
  • Облегчается поиск работы и работников, единомышленников и специалистов, обмен информацией и опытом (например, опытом борьбы с недугом); если в социальных сетях поиск осуществляется по объявлению (в надежде на отклик заинтересованного субъекта), то посредством СР - прямое (возможно - массовое) обращение к заинтересованным субъектам.
  • СО с высоким социальным рейтингом, при прочих равных условиях, обладает многими преимуществами перед другими СО с более низким рейтингом (см. далее).
  • СР предприятия (организации, торговой точки) непременно должен иметь опцию оценки его работы, например субъектами общества гражданами-покупателями товаров или услуг. И если использование СР станет такой же потребностью у СО, как наличие под рукой мобильного телефона, то предприятие не может не реагировать на отзывы покупателей о качестве его работы (причем очень оперативно и очень эффективно!), в противном случае в самое кратчайшее время оно лишится покупателей.
  • Социальный рейтинг субъектов предпринимательства (при должной его, рейтинга, организации) может качественно изменить суть предпринимательства. Это не только возможность получить дополнительную информацию для проверки контрагента в бизнесе, но и рычаг перехода от логики бизнеса "зарабатывания денег" к логике "удовлетворения потребностей общества".
  • ПСР предоставляет возможность быстро формировать коллективы специалистов для реализации проектов (социальных, предпринимательских, спортивных, научных).
  • При наличии эффективно реализованного ПСР существенно изменяется работа учетно-статистических служб страны (Росстат, ВЦИОМ) вплоть до радикального сокращения персонала. Достоверная и актуальная информация (об этом - отдельно), которую может предоставить ПСР - качественно новый уровень и оценки состояния общественных механизмов и процессов в нем и эффективного и своевременного управления и планирования
  • При достижении достаточной меры доверия общества к идее СР и ее реализации (ПСР), СР обеспечит быстрое, дешевое, эффективное выявление мнений субъектов общества (квалифицированное мнение) по любому вопросу, в частности - проведение выборов всех уровней. Причем в отличие от существующего ныне "электронного" голосования (один человек - один голос) голосование посредством ПСР может обеспечить голоса "весами" (пропорционально компетентности конкретного субъекта общества в обсуждаемом вопросе) - осуществляя тем самым голосование или обсуждение проблемы с использованием легко формируемых (элементарный запрос к базе знаний) "квалифицированное мнений".
  • Открытость ПСР к обществу и его субъектам, ежедневная, ежеминутная демонстрация того, что все доступно здесь и сейчас (а не сложно и не скоро), что СО имеет весомый голос при решении проблем общества любого масштаба, не может не оказать очень значимый эффект в сложной проблеме трансформации общества потребления в общество гражданское.
  • И т.д., и т.д., и т.д.
  
  6.Эффективный СР
  6. Эффективный СР
  
   В развитие предыдущего раздела с некоторыми новыми акцентами
  
  Эффективный СР - оправдывающий надежды, успешно решающий стоящие перед ним задачи - снимающий проблемы СО, не решаемые многими десятилетиями:
  
  • Сокращение посредством социального рейтинга (посредством ПСР) "до нуля коммуникативного расстояния" между двумя любыми субъектами общества - (например, любой гражданин посредством ПСР может обратиться к президенту, лесничему в красноярской глубинке, к администрации крупного холдинга, предприятие которого отравляет воду в местной речушке или к соседу по лестничной клетке). И каждый голос должен быть услышан - учтен ПСР. Спам, безопасность, флуд - отдельно.
  • Оперативный предельно точный (в той мере, в какой заинтересованы сами субъекты общества) поиск СО с интересующими ищущего СО параметрами.
  • Обеспечение СО достоверной (открытой) информацией о другом, интересном первому, СО.
  • Способствование эффективной коммуникации СО друг с другом "по любому делу" - здоровье, цветы на даче, уборка в подъезде (про "поговорить на сон грядущий" - отдельно).
  • Возможность обсуждать любые проблемы общества (кроме составляющих гостайну) и значимо (видеть, в какой степени твое мнение ценно обществу при решении данной проблемы и как он учтено!) влиять на принятие решений.
  • Компенсация денежного неравенства граждан посредством СР по критерию полезности [9].
  • Стимулирование большей открытости общества, а, следовательно, большей "честности" в отношениях.
  • Все субъекты общества (и президент, и пенсионер в глухой деревушке) на ПСР, как в бане, равны. И "сильнее (на ПСР) не тот, у кого много денег", или власть или связи, а тот, кто полезнее обществу [9].

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"