Аннотация: Предложен алгоритм стратегического планирования сложных процессов типа демография, возрождение семьи, искоренение коррупции и пр.
О стратегическом планировании
Для рассуждений о стратегическом планировании в ОЗС удобно ввести понятия о двух видах принципиально отличающихся проектов - проекты ЦРС и проекты СРТ, которые будут определены далее.
Говоря о стратегическом планировании в здоровом обществе, представляется уместным такое наблюдение. То, что планирование всегда хорошо (предвидится результат, своевременно в должном объеме и требуемого качества мобилизуются ресурсы) - предсказуем результат и по цели проекта, и по срокам его воплощения в жизнь. Пример - строительство дома (персонал, оборудование, материалы, техника, комплектующие, энергия).
Но даже, казалось бы, при условии "железного" контроля исполнителем всех аспектов проекта возможны непредвиденные ("форс-мажорные") обстоятельства, которые, скорее всего, компенсируются/разрешаются исполнителем посредством тактического опять же плана ликвидации последствий. Назовем планирование такого сорта задач соответствующим логике цель-ресурсы-срок (ЦРС), целевой параметр которого - результат (цель проекта), степень/мера его реализации как функция времени.
Есть другой класс задач-проблем, решение которых тоже предполагает сочетание комплекса факторов - и цель, и требуемые ресурсы, но возникает проблема даже с гипотетической (если это не просто шапкозакидательство) оценкой срока завершения/окончания проекта. Например, эпидемия COVID-19 - явление/феномен, с которым современное человечество не сталкивалось, и прогнозы относительно сроков ее завершения даже в разгар эпидемии - ничто иное, как гадание на кофейной гуще. Но и в этом случае пустить дело на самотек - обречь человечество на непредсказуемые вплоть до фатальных последствий. Поэтому и в проектах подобных данному - максимально успешное (с минимальными потерями/ущербом) противостояние эпидемии - должна была быть (и, конечно - была) логика исполнения проекта. Только эта логика радикально отлична от логики выполнения проектов типа ЦРС прошлого абзаца. Логика проекта, цель которого не определена вполне или по результату, или (скорее - и тогда и) по времени - строится на формировании исполнителем проекта максимально эффективных тактических шагов (на пути достижения результатов проекта) с опорой (информационной, логической, технологической) на прошлые состояния (как результат/состояние проекта в момент времени) как следствия предшествующих шагов исполнителя и эффективной коррекции шагов ситуационными сигналами. О таких проектах (результат которых принципиально необходим, но не очевиден или по существу его целей, или по времени достижения желаемого, возможно даже, что уже удовлетворительным окажется результат хотя бы/только в виде нужной тенденции) будем говорить как о проектах с логикой ситуация-ресурсы-тенденция (СРТ). Понятно, что проекты типа СРТ - неизмеримо более сложные не только в смысле достижения результата, но даже в смысле осознания, а, значит, и формулировки проблемы, разрешить которую и должен проект СРТ.
И тогда, в предлагаемых терминах, стратегическое планирование естественным образом может быть представлено объединением непересекающихся множеств проектов типа ЦРС (построение газопровода, ВСМ Москва - С-Петербург, строительство объектов инфраструктуры, программы ПГС и др.) и проектов типа СРТ (решение демографической проблемы, коррупция, неправедность суда, воровство чиновничества, бедность, неравенство, несправедливость и т.д., и т.п.).
Такое разбиение проектов на два вида удобно, во-первых, с точки зрения гносеологически корректного понимания механизмов и процессов в обществе и, что гораздо важнее - во-вторых, принципиально разном подходе к их целеполаганию, планированию, ресурсному обеспечению, технике/методике/персоналу их реализации и мониторинга исполнения проекта.
Плановой основой проектов типа ЦРС являются общеизвестные бизнес-планы с разной степенью глубины проработки и профессионализма исполнения. Все этапы реализации проектов типа ЦРС от пояснительной записку до запуска в эксплуатацию и даже до рекультивации земель после окончательного завершения проекта понятны, предсказуемы и планируемы без сверхусилий.
Иначе дело обстоит с проектами типа СРТ. Беда в том, что властно-государственные стратеги ослеплены не очень разумной, но изо всех сил практикуемой президентской все-таки "тактикой" национального проектирования, даже если декларируется горизонт планирования в четверть века (до 2050 г.). Логика проектов типа СРТ (проектирование, ресурсное наполнение, мониторинг и даты!!!) остается той же, что и для проектов типа ЦРС.
Далее некоторые общие соображения по проектированию в логике СРТ (см. о стратегическом планировании применительно к демографической проблеме нашего общества подробно в гл. V "Стратегическое планирование" кн. автора "Модель общества: эскизы фрагментов...").
Сначала профильный МИ (по проблеме общества, решение которой предполагает стратегическое планирование) по запросу общества осуществляет предварительные мероприятия по проектированию стратегии:
1. Определяется набор целевых и корректирующих параметров корректируемой общественной системы и "контрольные" точки - значения целевых параметров в заданные моменты времени в будущем - большая и ответственная аналитическая работа - основа успеха или причина провала проекта.
2. Определяется перечень профильных специалистов, компетенции которых будут востребованы при осуществлении (разработке) проекта стратегии.
3. Определяется процедура (алгоритм на конкурсной основе по профессиональным показателям - публикациям, успешным проектам и пр. - по количеству и профилю) формирования нескольких (2-3-5-ти - в зависимости от конкретики проблемы) полноценных команд разработчиков проекта стратегии, проекты которых (после их завершения в оговоренные сроки) будут участвовать в конкурсе за право воплощения их в жизнь.
4. Определяются сроки выполнения проекта стратегии и вырабатываются критерии оценки эффективности проекта стратегии, по которым будет оцениваться проекты, представленные на конкурс.
5. Формулирует ТЗ на разработку проекта стратегии (значения целевых параметров в "контрольных" точках).
6. Публикуется ТЗ на проектирование стратегии, требования к составу команд-разработчиков проекта стратегии и объявляется конкурс среди команд-исполнителей проекта стратегии на разработку проекта.
7. Разработка проектов командами-исполнителями осуществляется в "закрытом" режиме (не осуществляется обмен информацией в процессе рабрты команд над проектом) с целью добиться большей оригинальности идей и подходов в разрабатываемых документах.
8. Жюри, состоящее из чл.-корр. МИ (автора подготовительных работ по проекту) и всех граждан (как членов СисМИ, так и нечленов, при подтвержденной профильной проекту их квалификации) оценивает выполненные командами-разработчиками проекты не с точки зрения "кто победил", а с точки зрения выявления ценного в представленных проектах.
9. Разрабатывается и публикуется алгоритм синтеза возможностей разрабатываемы проектов-конкурентов стратегии для учета достижений и находок каждой из команд разработчиков проекта. Возможно, что крайне важным фактором не только на стадии разработки проектов, но и на стадии их синтеза, будет применение специализированного ИИ. Исполнители проекта поощряются значениями их социального рейтинга за участие в проекте по мере их вклада в итоговый документ.
10. По итогу синтеза проектов из всех специалистов-участников разработки проекта стратегии формируются две команды проектировщиков: первая состоит в основном из участников "команды-победителя конкурса" (чей проект - основа итогового документа), а вторая - из прочих участников конкурса (хорошо бы - оппонентов проекта). Роль первой в дальнейшей реализации проекта - запуске стратегического плана в обществе - авторский надзор и сопровождение исполнения проекта осуществления стратегии; роль второй - оппонирование первой команде на этапе выполнения. Этап выполнения стратегии безусловно предполагает жесткий мониторинг и осуществление оперативной коррекции модифицируемой системы набором управляющих параметров обеими командами-контролерами проекта. Эффективность и качество их работы - предмет адекватного поощрения обществом.
11. МИ разрабатывается план-программа ресурсного обеспечения стратегии во времени (силы, средства, ресурсы).
12. Запускается выполнение проекта - реализация стратегической цели общества.
Техника дела - процесс реализации проекта стратегии:
1. Оценка исходного состояния системы (в сравнении с нормой/пожеланиями)
2. Определение иерархии факторов влияния на параметры проектируемой системы
3. Определение основных факторов, влияющих на корректируемую общественную систему, удобных для управляющего "внешнего" воздействия на корректируемую систему
4. Математическое моделирование системы
5. Тестирование модели: оценка достоверности и устойчивости модели
6. Определение на основе модели горизонта достоверного планирования (с учетом погрешности начальных данных и неопределенности величин влияющих факторов)
7. Оптимизация процессов управления системой
8. Определение оптимального ресурсного обеспечения
9. Риск-менеджмент и выработка мер реагирования на форс-мажорные обстоятельства в системе.
10. Разработка и реализации оптимальной связи значений параметров математической модели с исполнительными механизмами общества, осуществляющими стратегию
И два заключительных, представляющихся чрезвычайно важными, замечания.
Первое: обязательно - конкурентный анализ не только проекта стратегии, но и математической модели корректируемой системы (несколько вариантов моделей - динамическая, стохастическая, Монте-Карло и т.п.).
И втрое: команды-конкуренты разработчики проекта в качестве ТЗ на осуществление предпроектных работ получают величины целевых параметров и не скованы никакими прочими (ни временными, ни ресурсными и никаким другими) - такое требование позволит раскрепостить "разработчиков" поиск оптимального варианта (не теряя берегов здравого смысла, разумеется), а необходимые (неизбежные) ограничения рассмотреть уже исходя из оптимальной концепции.