Карповича ссылают. Героиня Благовещенска на цирковой арене. Баталия у "Омона". Налог на собак в Московской губернии. Партии для захвата общественного мнения. О недавних уличных беспорядках. Московские должники. Архитектор Шехтель едет в Глазго. Электричество в консерваторском концертном зале. Автомобиль в пустыне. Художники - пешком до Парижа. Умер цыганский король. Вербный торг. Россия и Япония. Александра Толстая об отлучении отца. Письмо С.А. Толстой митрополиту Антонию, и его ответ. Ответ Л.Н. Толстого Святейшему Синоду. Любовь Шапорина жалеет подругу, которая вышла замуж. Годовщина освобождения Сербии от турецкого ига. Винная монополия идет по стране. Новый министр народного просвещения. Художник Верещагин в Москве. Сахалинская нефть. Русский император об усах, бородах и бакенбардах. В Англии интересуются русскими матрешками. Обнаружение азартной игры. Карты начальных училищ в Москве. Бегство арестантов в Гродно. Подарок Хивинского хана. Люди едут в Крым.
Приезд в Москву императрицы Марии Федоровны. Ревизия в хлебопекарне купца Чуева. Командир и офицеры миноносцев поздравляют родных с праздником. Пасха в Москве. В Питере Великий Князь Сергей Александрович с женой принимают поздравления и христосоваются. Пасха в Петербурге и в Доме Романовых. Тула, необычайный разлив Упы. Новые правила об офицерских браках. Открытие выставки мясного скота. Общество востоковедов в Тифлисе. Конституция в Сербии. Балаганы на Девичьем поле. Интернациональный конгресс антиалкоголиков. Торжество в консерватории. Ялта хорошеет. Ужасный случай в Нижнем Новгороде. Похищение гроба с телом.
Конкурс на проект памятника царю-освободителю в Саратове. Органный концерт. Награждение Великого Князя Михаила Александровича орденом почетного легиона. Зоологический музей. Кража из пролетки. Почтовые голуби в Манчжурии. Босоногие дамы. Бунин и Куприн в Ялте.
Петербургская судебная палата, с участием сословных представителей, рассмотрев 17 марта дело о гомельском мещанине Петре Владимирове Карповиче, обвиняемом в предумышленном убийстве министра народного просвещения т.с. Боголепова, определила, подсудимого Карповича , 26-ти лет, на основании 1452, 219 и 129 ст. Улож. о нак., лишить всех прав состояния и сослать в каторжные работы на 20-ть лет с последствиями по 25 ст. Улож. о нак.
Героиня Благовещенска на цирковой арене
Борьба, по словам местных газет, так занимает Благовещенск, что ею увлекаются даже женщины. Так, например, известная г-жа Юдина, героиня защиты Благовещенска от Китайцев, портрет которой был помещен в иллюстрациях, вызвала померяться с собой силами цирковую силачку Грен на русско-швейцарской борьбе.
Это более чем странное желание г-жи Юдиной доставило директору цирка хороший сбор; но нужно было посмотреть на публику: она как белены объелась - гикала, встречала и провожала свою "героиню" аплодисментами и в заключении поднесла ей даже букет.
Баталия у Омона
18 марта в ресторане при театре Омона между двумя посетителями во время ужина произошло какое-то недоразумение, которое перешло в ссору и закончилось дракой; буянов разняла полиция, и отправила в участок, где и был составлен протокол.
По примеру Москвы начали вводить налог на собак и уезды Московской губернии. Так вчера московским губернским начальством было получено уведомление от министерства внутренних дел об утверждении налога на собак в г. Клину в размере одного рубля с каждого животного.
Нормальное взаимодействие государственных органов
[...] Да, конечно, политических партий, в западноевропейском значении этого слова в самодержавном государстве нет, и быть не может. На Западе партии борются из-за правительственной власти, у нас же эта власть стоит вне всякой борьбы и неизмеримо выше всяких партийных вожделений. Но на самом деле у нас всегда были и всегда будут партии, мечтающие не о захвате Верховной Власти, в виду полной неосуществимости такой безумной затеи, а о захвате общественного мнения путем общественных организаций, литературы и печати. [...]
К вопросу дня
Недавние уличные беспорядки, происходившие в Петербурге и других городах при непосредственном участии воспитанников наших высших учебных заведений и слушательниц различных женских курсов, представляют явление столь печальное, что над ним нельзя не задуматься. [...]
Если мы справедливо ужасаемся, когда нам приходится слышать о бесчинных действиях черни и стачечников на Западе, отуманенных дикой проповедью анархизма, то что сказать о тех случаях, когда действующими лицами беспорядков являются молодые люди и девицы едва переступившие порог среднего школьного возраста, и на которых и правительство и общество щедро изливают заботы, не щадя материальных средств, дабы помочь им в деле образования и воспитания. И вот какие печальные получаются результаты. [...]
Москва, 22 марта
Приближается великий праздник, а между тем в течение многих и многих месяцев в московском долговом отделении томится немало должников, которые, не имея чем уплатить свои долги, лишены всякой надежды вырваться на свободу.
Эти обездоленные судьбой люди обратились, как мы слышали, на днях в московскую купеческую управу с просьбой выпустить их на те доброхотные пожертвования, которые с этой целью собраны добрыми людьми и переданы в Управу.
К сожалению, однако, на эти крохотные пожертвования можно освободить только двух должников, а прошений от них подано уже до девяти.
Поистине христианским было бы делом помочь обездоленным бедным людям получить свободу, чтобы дать им возможность встретить предстоящие праздники в кругу своей родной семьи.
Ф.О.Шехтель в субботу уезжает в Гласго, где по его проектам строится русский отдел международной выставки.
В Гласго отправляется несколько бывших учеников Строгановского училища, которые там, по рисункам г.Шехтеля. расписывают внутренности здания.
Консерваторский концертный зал
Вчера вечером состоялась проба электрического освещения в новом концертном зале в московской консерватории. Залитый сверху донизу электрическим светом зал имел весьма эффектный вид. Даже внешний казарменный вид здания концертного зала, при освещении преображается, Оно блестит залитыми светом окнами, при чем в верхних ярко выделяются световые плафоны.
Автомобиль в пустыне
Бельгийские спортсмены, по словам газет, произвели интересный опыт - проехали на автомобиле пустынную местность южного Алжира до оазиса Лагуат и далее, сделав в общем 450 километров.
С их стороны это было очень смело, так как туземцы утверждали, что никогда экипаж без лошадей не может совершить такого путешествия. Каравану автомобилистов пришлось пробираться по равнинам с густыми песками. Арабы были страшно поражены видом необыкновенных экипажей и встречали их изумленными восклицаниями.
За оазисом Лагуат встретились путникам бесчисленные скелеты верблюдов, павших несколько месяцев тому назад при перевозке военных транспортов и экспедиции направлявшейся в Ин-Салах.
На Страстной неделе два молодых художника г. Сорохтин и г.М. отправляются из Москвы пешком в Париж; денег они с собой не берут, намерены зарабатывать средства к жизни кистью. Молодых людей снабдили рекомендательным письмом в редакцию "Figaro".
Пешком во Францию
Читатели вероятно еще не забыли, как в позапрошлом году два молодых французских художника пришли в Россию пешком со своей родины. [...]
Ныне, вероятно желая поддержать "транс", два русских молодых художника из училища живописи, ваяния и зодчества, с разрешения своего директора кн. А.Львова, предпринимают также турне, по образу пешего хождения в Париж К.С.Петров-Водкин и В.Н.Сорохтин; они отправляются "налегке " и надеются дорогой, по примеру своих французских коллег, питаться трудами рук своих - рисовать и тут же продавать этюды, или же просто платить своим мастерством за гостеприимство.
Цыганский король
На днях в Бирмингаме умер король всех цыган живущих в Англии. Его звали Езо Смит, он был почтенного возраста - ему было, не более, не менее, как 94 года. "Король цыган" оставил после себя вдову, с которой прожил семьдесят пять лет, семь дочерей и двести внуков и других потомков.
Езо Смит был облечен неограниченной властью над английскими цыганами; они обращались к нему с самыми разнообразными делами, как к высшему судье. Он судил их по совести и по цыганским обычаям.
Похоронили его при общем плаче и громких сетованиях его "подданных".
На вербном торге
Обычный вербный торг на Красной площади. Широко раскинулись на ее просторе ряды палаток и ларей, наполненных всякой всячиной, начиная от золотых рыбок и кончая тульскими пряниками и прочей сладкой снедью, имеющей, несмотря на свой далеко неаппетитный вид, большой успех у простонародья.
Настоящего "гулянья" еще нет - оно, как известно, приурочено к вербной субботе - и на "вербах" происходит так называемое подторжье, что, однако, не мешает стечению публики. [...]
Россия и Япония
Английские газеты старательно запугивают Россию войной с Японией. "Times" говорит, что Япония уже сделала свои представления России относительно захвата (?) Манчжурии. Газета "Morning Leader", кажется одной Японии мало и она утверждает, что четыре державы, а именно Япония, Англия, Германия и Франция протестовали против русско-китайского соглашения. Корреспондент "Daily Mail" из Иокогамы сообщает, что очень многие влиятельные лица, между ними князь Конуие, президент палаты пэров, виконт Аони, бывший министр иностранных дел и другие стоят за наступательную политику и считают войну с Россией необходимой.
Из книги дочери Льва Николаевича Александры "Моя жизнь с отцом": "В феврале 1901 года Святейший Синод отлучил моего отца от церкви.[...]
К самому факту отлучения отец был совершенно равнодушен. Зато мать, считавшая себя православной, а отца неверующим, почувствовала себя оскорбленной. Всем, кто только хотел ее слушать, она высказывала свое возмущение против Синода и духовенства и со свойственной ей горячностью написала письмо митрополиту Антонию.
Помню, как, громко восхищаясь, читал это письмо Александр Никифорович Дунаев.
- Идиоты! - кричал он, потрясая кулаками. - Дураки! Неужели они не понимают, что не могут оскорбить Толстого!"
Петербург, 24 марта. В No 17 "Церковных Ведомостей", издающихся при Святейшем Правительствующем Синоде, в неофициальной части опубликовано письмо графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию и ответ митрополита. Письмо графини следующего содержания:
"Ваше высокопреосвященство! Прочитав вчера в газетах жестокое распоряжение Синода об отлучении от церкви мужа моего, графа Льва Николаевича Толстого, и увидав в числе подписей пастырей церкви и вашу подпись, я не могла остаться к этому вполне равнодушна. Горестному негодованию моему нет пределов. И не с точки зрения того, что от этой бумаги погибнет духовно мои муж: это не дело людей, а дело Божье. Жизнь души человеческой с религиозной точки зрения никому, кроме Бога, не ведома и, к счастью, не подвластна. Но с точки зрения той церкви, к которой я принадлежу и от которой никогда не отступлю, которая создана Христом для благословения именем Божиим всех значительнейших моментов человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских... Которая громко должна провозглашать закон любви, всепрощения, любовь к врагам, к ненавидящим нас, молиться за всех, - с этой точки зрения для меня непостижимо распоряжение Синода. Оно вызовет не сочувствие (разве только "Московских Ведомостей"), а негодование в людях и большую любовь и сочувствие Льву Николаевичу. Уже мы получаем такие изъявления - и им не будет конца - от всего мира. Не могу не упомянуть еще о горе, испытанном мною от той бессмыслицы, о которой я слышала раньше, а именно: о секретном распоряжении Синода священникам не отпевать в церкви Льва Николаевича в случае его смерти. Кого же хотят наказывать? - умершего, не чувствующего уже ничего, человека, или окружающих его, верующих и близких ему людей? Если это угроза, то кому и чему? Неужели для того, чтобы отпевать моего мужа и молиться за него в церкви, я не найду - или такого порядочного священника, который не побоится людей перед настоящим Богом любви, или непорядочного, которого я подкуплю большими деньгами для этой цели? Но мне этого и не нужно. Для меня церковь есть понятие отвлеченное, и служителями ее я признаю только тех, кто истинно понимает значение церкви. Если же признать церковью людей, дерзающих своей злобой нарушать высший закон - любовь Христа, то давно бы все мы, истинно верующие и посещающие церковь, ушли бы от нее. И виновны в грешных отступлениях от церкви не заблудившиеся, ищущие истину люди, а те, которые гордо признали себя во главе ее и вместо любви, смирения и всепрощения стали духовными палачами тех, кого вернее простит Бог за их смиренную, полную отречения от земных благ, любви и помощи людям, жизнь, хотя и вне церкви, чем носящих бриллиантовые митры и звезды, но карающих и отлучающих от церкви пастырей ее. Опровергнуть мои слова лицемерными доводами - легко. Но глубокое понимание истины и настоящих намерений людей - никого не обманет.
26 февраля 1901 г. Графиня София Толстая".
Ответ митрополита Антония:
"Милостивая государыня графиня Софья Андреевна. Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от церкви вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, сына Бога живого, искупителя и спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж ваш, а от того, что отвратился от источника жизни вечной. Для христианина немыслима жизнь без Христа, по словам которого, "верующий в него имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь, а неверующий не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоанн., III, 15, 16, 36: V, 24), и потому об отрекающемся от Христа одно только и можно оказать, что он перешел от жизни в смерть. В этом и состоит гибель вашего мужа, но в этой гибели повинен только он сам один, а не кто-либо другой. Из верующих во Христа состоит церковь, к которой вы себя считаете принадлежащей, и для верующих, для членов своих церковь эта благословляет именем Божиим все значительнейшие моменты человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских, но никогда не делает она этого и не может делать для неверующих, для язычников, для хулящих имя Божие, для отрекшихся от нее и не желающих получать от нее ни молитв, ни благословений, и вообще для всех тех, которые не суть члены ее. И потому с точки зрения этой церкви распоряжение Синода вполне постижимо, понятно и ясно, как божий день. И закон любви и всепрощения этим ничуть не нарушается. Любовь Божия бесконечна, но и она прощает не всех и не за все. Хула на духа святого не прощается ни в сей, ни в будущей жизни (Матф., XII, 32). Господь всегда ищет человека своею любовию, но человек иногда не хочет итти навстречу этой любви и бежит от лица Божия, а потому и погибает. Христос молился на кресте за врагов своих, но и он в своей первосвященнической молитве изрек горькое для любви его слово, что погиб сын погибельный (Иоанн., XVII, 12). О вашем муже, пока жив он, нельзя еще сказать, что он погиб, но совершенная правда сказана о нем, что он от церкви отпал и не состоит ее членом, пока не покается и не воссоединится с нею. В своем послании, говоря об этом, Синод засвидетельствовал лишь существующий факт, и потому негодовать на него могут только те, которые не разумеют, что творят. Вы получаете выражение сочувствия от всего мира. Не удивляюсь сему, но думаю, что утешаться тут вам нечем. Есть слава человеческая, и есть слава Божия. "Слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее отпал; до слово Господне пребывает во век" (Петр., I, 24, 25). Когда в прошлом году газеты разнесли весть о болезни графа, то для священнослужителей во всей силе встал вопрос: следует ли его, отпавшего от веры и церкви, удостаивать христианского погребения и молитв? Последовали обращения к Синоду, и он в руководство священнослужителям секретно дал и мог дать только один ответ: не следует, если умрет, не восстановив своего общения с церковью. Никому тут никакой угрозы нет, и иного ответа быть не могло. И я не думаю, чтобы нашелся какой-нибудь, даже непорядочный, священник, который бы решился совершить над графом христианское погребение, а если бы и совершил, то такое погребение над неверующим было бы преступной профанацией священного обряда. Да и зачем творить насилие над мужем вашим? Ведь, без сомнения, он сам не желает совершения над ним христианского погребения? Раз вы, живой человек, хотите считать себя членом церкви, и она действительно есть союз живых, разумных существ во имя Бога живого, то уж падает само собою ваше заявление, что церковь для вас есть понятие отвлеченное. И напрасно вы упрекаете служителей церкви в злобе и нарушении высшего закона любви, Христом заповеданной. В синодальном акте нарушения этого закона нет. Это, напротив, есть акт любви, акт призыва мужа вашего к возврату в церковь и верующих к молитве о нем. Пастырей церкви поставляет Господь, а не сами они гордо, как вы говорите, признали себя во главе ее. Носят они бриллиантовые митры и звезды, но это в их служении совсем не существенное. Оставались они пастырями, одеваясь и в рубище, гонимые и преследуемые, останутся таковыми и всегда, хотя бы и в рубище пришлось им опять одеться, как бы их ни хулили и какими бы презрительными словами ни обзывали. В заключение прошу прощения, что не сразу вам ответил. Я ожидал, пока пройдет первый острый порыв вашего огорчения. Благослови вас Господь и храни, и графа - мужа вашего - помилуй!
Антоний, митрополит С.-Петербургский.
1901 г. марта 16"
Из дневника Софьи Андреевны:
"27 марта
На днях получила ответ митрополита Антония на мое письмо. Он меня совсем не тронул. Все правильно и все бездушно. А я свое письмо написала одним порывом сердца - и оно обошло весь мир и просто заразило людей искренностью. Но для меня все это уже отошло на задний план, и жизнь идет вперед, вперед, неумолимо, сложно и трудно..."
Ответ Л.Н.Толстого Святейшему Синоду:
Ответна определение Синода от 20 - 22 февраляи на полученные мной по этому случаю письма. "Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты - одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, третьи выражают со мной единомыслие, которое едва ли в действительности существует, и сочувствие, на которое я едва ли имею право; и я решил ответить и на самое постановление, указав на то, что в нем несправедливо, и на обращения ко мне моих неизвестных корреспондентов.
Постановление синода вообще имеет много недостатков; оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к бурным чувствам и поступкам.
Оно незаконно или умышленно двусмысленно потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение; если же это есть заявление о том, что тот, кто не верит в церковь и ее догмата, не принадлежит к ней, то это само собой разумеется, и такое заявление не может иметь никакой другой цели, как только ту, чтобы, не будучи в сущности отлучением, оно бы казалось таковым, что собственно и случилось, потому что оно так и было понято.
Оно произвольно, потому что обвиняет одного меня в неверии во все пункты, выписанные в постановлении, тогда как не только многие, но почти все образованные люди в России разделяют такое неверие и беспрестанно выражали и выражают его и в разговорах, и в чтении, и в брошюрах и книгах.
Оно неосновательно, потому что главным поводом своего появления выставляет большое распространение моего совращающего людей лжеучения, тогда как мне хорошо известно, что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня, и распространение моих писаний о религии, благодаря цензуре, так ничтожно, что большинство людей, прочитавших постановление синода, не имеют ни малейшего понятия о том, что мною писано о религии, как это видно из получаемых мною писем.
Оно содержит в себе явную неправду, утверждая, что со стороны церкви были сделаны относительно меня не увенчавшиеся успехом попытки вразумления, тогда как ничего подобного никогда не было.
Оно представляет из себя то, что на юридическом языке называется клеветой, так как в нем заключаются заведомо несправедливые и клонящиеся к моему вреду утверждения.
Оно есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах. "Теперь ты предан анафеме и пойдешь после смерти в вечное мучение и издохнешь как собака... анафема ты, старый черт... проклят будь", пишет один. Другой делает упреки правительству за то, что я не заключен еще в монастырь, и наполняет письмо ругательствами. Третий пишет: "Если правительство не уберет тебя, - мы сами заставим тебя замолчать"; письмо кончается проклятиями. "Чтобы уничтожить прохвоста тебя, - пишет четвертый, - у меня найдутся средства..." Следуют неприличные ругательства. Признаки такого же озлобления после постановления синода я замечаю и при встречах с некоторыми людьми. В самый же день 25 февраля, когда было опубликовано постановление, я, проходя по площади, слышал обращенные ко мне слова: "Вот дьявол в образе человека", и если бы толпа была иначе составлена, очень может быть, что меня бы избили, как избили, несколько лет тому назад, человека у Пантелеймоновской часовни.
Так что постановление синода вообще очень нехорошо; то, что в конце постановления сказано, что лица, подписавшие его, молятся, чтобы я стал таким же, как они, не делает его лучше.
Это так вообще, в частностях же постановление это несправедливо в следующем. В постановлении сказано: "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа его и на святое его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, церкви православной".
То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усумнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения:
И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым.
То же, что сказано, что я "посвятил свою литературную деятельность и данный мне от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и церкви" и т. д., и что "я в своих сочинениях и письмах, во множестве рассылаемых мною так же, как и учениками моими, по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, проповедую с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской", - то это несправедливо. Я никогда не заботился о распространении своего учения. Правда, я сам для себя выразил в сочинениях свое понимание учения Христа и не скрывал эти сочинения от людей, желавших с ними познакомиться, но никогда сам не печатал их; говорил же людям о том, как я понимаю учение Христа, только тогда, когда меня об этом спрашивали. Таким людям я говорил то, что думаю, и давал, если они у меня были, мои книги.
Потом сказано, что я "отвергаю Бога, во святой троице славимого создателя и промыслителя вселенной, отрицаю господа Иисуса Христа, богочеловека, искупителя и спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие по человечеству Христа господа и девство до рождества и по рождестве пречистой богородицы".
Стоит только почитать требник и проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским богослужением, чтобы увидать, что все эти обряды не что иное, как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни. Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родительница перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания; чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник.
То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же - духа, бога - любовь, единого бога - начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении.
Еще сказано: "не признает загробной жизни и мздовоздаяния". Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая - постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения новой жизни, верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.
Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы Евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.
В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10).
Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, "ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств - евхаристию". То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовлений этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то, что это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, - это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку - перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не потиром и т. п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам Бог.
Ведь это ужасно!
Как бы кто ни понимал личность Христа, то учение его, которое уничтожает зло мира и так просто, легко, несомненно дает благо людям, если только они не будут извращать его, это учение все скрыто, все переделано в грубое колдовство купанья, мазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т. п., так что от учения ничего не остается. И если когда какой человек попытается напомнить людям то, что не в этих волхвованиях, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым выгодны эти обманы, и люди эти во всеуслышание, с непостижимой дерзостью говорят в церквах, печатают в книгах, газетах, катехизисах, что Христос никогда не запрещал клятву (присягу), никогда не запрещал убийство (казни, войны), что учение о непротивлении злу с сатанинской хитростью выдумано врагами Христа (Речь Амвросия, епископа харьковского).
Ужасно, главное, то, что люди, которым это выгодно, обманывают не только взрослых, но, имея на то власть, и детей, тех самых, про которых Христос говорил, что горе тому, кто их обманет. Ужасно то, что люди эти для своих маленьких выгод делают такое ужасное зло, скрывая от людей истину, открытую Христом и дающую им благо, которое не уравновешивается и в тысячной доле получаемой ими от того выгодой. Они поступают, как тот разбойник, который убивает целую семью, 5-6 человек, чтобы унести старую поддевку и 40 коп. денег. Ему охотно отдали бы всю одежду и все деньги, только бы он не убивал их. Но он не может поступить иначе. То же и с религиозными обманщиками. Можно бы согласиться в 10 раз лучше, в величайшей роскоши содержать их, только бы они не губили людей своим обманом. Но они не могут поступать иначе. Вот это-то и ужасно. И потому обличать их обманы не только можно, но должно. Если есть что священное, то никак уже не то, что они называют таинством, а именно эта обязанность обличать их религиозный обман, когда видишь его. Если чувашин мажет своего идола сметаной или сечет его, я могу равнодушно пройти мимо, потому что то, что он делает, он делает во имя чуждого мне своего суеверия и не касается того, что для меня священно; но когда люди, как бы много их ни было, как бы старо ни было их суеверие и как бы могущественны они ни были, во имя того Бога, которым я живу, и того учения Христа, которое дало жизнь мне и может дать ее всем людям, проповедуют грубое колдовство, я не могу этого видеть спокойно. И если я называю по имени то, что они делают, то я делаю только то, что должен, чего не могу не делать, если я верую в Бога и христианское учение. Если же они вместо того, чтобы ужаснуться на свое кощунство, называют кощунством обличение их обмана, то это только доказывает силу их обмана и должно только увеличивать усилия людей, верующих в Бога и в учение Христа, для того, чтобы уничтожить этот обман, скрывающий от людей истинного Бога.
Про Христа, выгнавшего из храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то еще с большим и более законным гневом наверно повыкидал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и его учение.
Так вот что справедливо и что несправедливо в постановлении обо мне синода. Я действительно не верю в то, во что они говорят, что верят. Но я верю во многое, во что они хотят уверить людей, что я не верю.
Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли Бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки. Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви, что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире царства Божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собою. Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Мф. VI, 5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, - уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога.
Оскорбляют, огорчают или соблазняют кого-либо, мешают чему-нибудь и кому-нибудь или не нравятся эти мои верования, - я так же мало могу их изменить, как свое тело. Мне надо самому одному жить, самому одному и умереть (и очень скоро), и потому я не могу никак иначе верить, как так, как верю. Готовясь идти к тому Богу, от которого исшел. Я не говорю, чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой - более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца; если я узнаю такую, я сейчас же приму ее, потому что Богу ничего, кроме истины, не нужно. Вернуться же к тому, от чего я с такими страданиями только что вышел, я уже никак не могу, как не может летающая птица войти в скорлупу того яйца, из которого она вышла. "Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете", - сказал Кольридж.
Я шел обратным путем. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти".
4 апреля 1901. Москва.
Из дневника Любови Шапориной: "23 апреля. Оля Плазовская написала, что выходит - таки замуж. Если это не расстроится до 29го, то мне будет очень жаль, и я ничего не жду хорошего от этого брака. Жена умнее и вообще куда выше мужа; что же будет через год, когда она его наконец увидит лицом к лицу? Впрочем, дай Бог, чтоб я ошибалась".
Москва, 26 марта
Вчера, 25 марта, московская Сербская колония с обычной торжественностью справляла годовщину освобождения Сербии от турецкого ига. Литургию и благодарственное молебствие в церкви Сербского подворья на Солянке, совершал соборным служением настоятель подворья о. архимандрит Арсений, при пении хора певчих. В церкви присутствовали члены Сербской колонии с консулом во главе и богомольцы. Здание Сербского подворья было украшено флагами.
Москва, 27 марта
Осталось уже немного времени до того дня, когда винная монополия охватит всю Империю, и частная торговля спиртными напитками совершенно исчезнет. В проведении этой реформы, весьма крупной и сложной, правительство стремилось отнюдь не к тому, чтобы сосредоточить прибыль от торговли таким товаром как спирт, в своих руках, но главным образом к тому, чтобы упорядочить это дело, - вырвать его из власти лиц не желательных и тем самым оградить население от незаконной эксплуатации.
Новый министр Народного Просвещения
На особо важную ныне должность министра Народного Просвещения призван Государем Императором маститый государственный деятель, бывший Военный министр, член Государственного Совета, генерал-адъютант Петр Семенович Ванновский.
Новый министр Народного Просвещения родился 24 ноября 1822 года, образование получил в 1 Московском Кадетском Корпусе и военную службу начал прапорщиком 18 лет отроду в лейб-гвардии Финляндском полку. [...]
22 мая 1881 года генерал-адъютант П.С.Ванновский был призван на пост Военного министра и почти семнадцать лет, до 1 января 1898 года руководил сложной и ответственной работой Военного Министерства. [...]
Ныне П.С. Ванновский назначен на ответственный пост министра Народного Просвещения при особо исключительных обстоятельствах, указанных в Высочайшем Рескрипте на его имя.
Из дневника Софьи Андреевны Толстой: "Сегодня в газетах: Назначен министром просвещения Ванновский, и это хорошо".
Вчера возвратился в Москву с Филиппинских островов наш известный художник В.В.Верещагин. Он пробыл некоторое время в Маниле, жил в военном лагере, изучал военную жизнь американцев и филиппинцев и объехал все окрестности, в которых происходили стычки между воюющими сторонами. В.В. был чрезвычайно любезно принят американцами. Он собирается написать несколько картин из партизанской войны гверильясов.
Сахалинская нефть
Быстрое развитие нефтяного дела на Апшеронском полуострове, в Грозненском районе, а отчасти на острове Челекене, заставило нас совершено забыть о месторождениях нефти в других местностях России - в Печорском крае, на Ангаре, в средней части Енисейской губернии, на острове Сахалин и т.д. Из всех этих, не разрабатывающихся до сих пор месторождений, особенного внимания заслуживают сахалинские, где нефть в количестве миллионов пудов, скопляется на поверхности земли, в виде озер и болот, не только в северной, но отчасти в средней полосе острова. [...]
Что же мешает разработке сахалинских месторождений нефти? Ответ один: отсутствие инициативы и денежных средств.
Петербург, 27 марта. Государь Император повелеть соизволил разрешить:
1)юнкерам военных и юнкерских училищ носить усы, бороды и бакенбарды;
2) всем кадетам и воспитанникам Вольской военной школы носить усы, но бороду и бакенбарды брить.
Лондонцы заинтересовались русскими игрушками и в настоящее время земской кустарной школе в Сергиевском посаде заказано изготовить для лондонской публики большую партию игрушек известных под названием "Матрешек". Игрушки эти состоят из большой точеной куклы, в которую вкладывается целый ряд других, меньших изображающих женские типы народностей России.
Обнаружение азартной игры
27 марта в чайной лавке Макеева в доме Голованова в Устьинском переулке полицией обнаружена азартная игра на деньги "под ручку", которая происходила между хозяином лавки и посетителями. У одного из посетителей оказались 150 руб. выигрышных денег.
По мысли гласного М.В.Челнокова училищная комиссия составила по-районные карты всех существующих в Москве начальных училищ. По этим картам можно будет определить, как распределять учащихся между школами, где устраивать новые училища, и вообще, как установить сеть начальных училищ, чтобы сделать начальное образование более доступным.
ГРОДНО. Бегство арестантов
На днях из местного тюремного замка бежал, по словам газет, арестант Матвеев. Он учинил побег из тюремной церкви. В то время когда все стали на колени и сделали земной поклон, арестант этот, воспользовавшись таким удобным для него моментом, никем не замеченный, вышел из церкви, а потом бежал из тюрьмы. Очутившись на свободе и, пользуясь близостью границы, он бежал за границу и оттуда прислал письмо одному из своих приятелей, в котором извещает его о том, каким путем он бежал.
Хивинский хан подарил туркестанскому генерал-губернатору тигра, пойманного в дельте реки Аму-Дарьи. Туркестанский генерал-губернатор этого тигра дарит нашему Зоологическому саду.
"Тяга" из Москвы на юг в нынешнем сезоне прямо беспримерна. Вчера на Севастополь была такая масса пассажиров, что пришлось пустить добавочный поезд. Сотни лиц из разных слоев московского общества укатили вчера в Гурзуф и Ялту, чтобы под ярким солнцем южного неба провести Пасху.
Придворные известия
29 марта, в Петербург возвратилась из-за границы Ее Императорское Величество Вдовствующая Государыня Императрица Мария Федоровна. [...]
В Гатчине, при следовании Императорского поезда с Государыней Императрицей Марией Федоровной, следовавшей из-за границы, Ее Императорскому Величеству был подан роскошный букет из живых цветов от лейб-гвардии Кирасирского полка, шефом коего Ее Величество состоит.
29 марта санитары произвели осмотр булочной и хлебопекаренного заведения купца И.С. Чуева, в доме Уткина на Малой Сухаревской площади, где ответственным лицом состоит приказчик, мещанин Чикин. Как булочная, так и хлебопекарня оказались содержимы им в крайне грязном виде. В хлебопекарне царит полумрак, и работы производятся с огнем.
"Зачем же вы зря керосин жжете? "- спросил один из санитаров.
"Темно очень. Без огня работать нельзя," - последовал ответ.
"Да вы бы окна то помыли!"
"Не догадались ...Они у нас спокон веку не мылись." - ответил один из рабочих.
САЙГОН, 30-го марта (12-го апреля). Командир и офицеры миноносцев: "Кит", "Касатка", "Дельфин", "Скат" и "Сом" поздравляют родных и знакомых со Светлым праздником. Просят другие газеты перепечатать.
Пасхальная ночь
В раме из разноцветных огней кишит жизнью Кремлевская площадь в эту единственную в году торжественную ночь. Нигде так не встречают Пасху, как в Московском Кремле, говорят иностранцы, и их немало в этой толпе, ожидающей первого удара в царь-колокол и величественных соборных крестных ходов, когда вся площадь зажжется огоньками, наполнится гулом пушечного салюта и торжественного могучего трезвона. Им, этим иностранцам, наше торжество, только оригинальное зрелище; не то дают впечатление этой ночи православному русскому сердцу. [...]
Пасхальный прием у Их Высочеств
Вчера в 2 часа дня Их Императорские Высочества Московский Генерал-Губернатор и Командующий войсками московского военного округа Великий Князь Сергей Александрович и Августейшая Его Супруга Великая Княгиня Елизавета изволили принимать в Генерал-Губернаторском доме поздравления с праздником Св. Пасхи.
Съезд был многолюдный и блестящий. Все собрались в белом зале и отсюда следовали в соседнюю гостиную, где и приносили поздравления. Великий Князь со всеми христосовался; у Великой Княгини все целовали руку. [...]
Ночь святой Пасхи в Петербурге
Петербург торжественно встречал святой праздник Пасхи. Ныне Государь и Государыня находились в своей столице. В Зимнем дворце последовал торжественный выход к пасхальной заутрене. [...]
При пении "Христос воскресе" и Царского многолетия с верхов Петербургской крепости загремел положенный салют орудий.
В исходе третьего часа богослужение окончилось и тем же церемониальным порядком проследовало Высочайшее шествие во внутренние покои. В Малахитовой гостиной был накрыт Высочайший пасхальный стол. На Царское разговенье приглашены были особы Императорской Фамилии и ближайшие лица свиты.
Из дневника Николая Второго: "1-го апреля. Пасха. На выходе к заутрени шел с Мама. Аликс и Минни просидели всю службу в маленькой комнате рядом с церковью. Христосовался с 274 чел. После чего мылся. В 2 ½ окончилась обедня, и мы вернулись в Малахитовую, где с удовольствием разгавливались. Легли спать раньше 4. К утру навалило еще больше снега, он таял, и грязище на улицах было невообразимое. В 11 ½ началось большое христосование - более 620 чел. Очень скоро окончили его." (...)
Тула. Необычайный разлив Упы.
Нам сообщают, что река Упа, в ночь на 4 апреля, вышла из берегов и затопила до 1000 домов и пассажирскую станцию Тула, Сызрано-Вяземской железной дороги. Такого разлива не запомнят старожилы. Вода поднялась необыкновенно быстро и выступила из берегов в полночь, когда все спали.
Очевидцы рассказывают о необычайном смятении, вызванном страшным разливом реки. Говорят, что погибло несколько человек. Ужас бедствия увеличивался еще оттого, что не было никаких спасательных лодок. Погибло много скота, не говоря уже об имуществе. [...]
Правила об офицерских браках рассматривались, как известно, в особой комиссии под председательством ген.-лейт. Бибикова, которая подробно разработала их и составила проект новых правил. Военный совет, рассмотрев проектированные комиссией правила, нашел, что при всей нежелательности, по нравственным соображениям, стеснять молодых офицеров, желающих вступить в брак, тем не менее, урегулирование действующего ныне закона, а вместе с тем увеличение предъявляемых им требований - необходимо, как в интересах самих офицеров, легко заключающих необдуманные браки, так и в интересах военного ведомства, к которому в последствии предъявляются различные требования по обеспечению семейств пенсиями и по воспитанию детей.
Военный совет признал полезным, предоставит право окончательного разрешения браков не командиру полка, а начальнику дивизии, как лицу достаточно близко стоящему к обществу офицеров и в то же время занимающему высшее и более независимое служебное положение.
Воздаяние за самоубийство
Вследствие совершенного из чувства патриотизма самоубийства гиринского и хэйлуцзянского военачальника генерала Янь-Мао, сжегшего себя вместе с женой, братом, четырьмя женами последнего и столькими же племянницами в своем ямыне в Гирине; после понесенного при этом городе поражения, императорским указом от 15 -го ноября повелено: оказать покойным особые посмертные почести, поставить в храме героев таблицу с именем Янь-Мао, соорудить почетные арки в память покойных родственниц генерала, сыну же его Чао-Хуну предоставить по окончании установленного траура по отцу, должность секретаря 2-го класса в одном из министерств.
Открытие выставки мясного скота
6 апреля на городском скотопригонном дворе состоялось открытие выставки мясного и откормленного скота, устроенной Комитетом скотоводства Московского Общества Сельского Хозяйства. [...] После молебствия присутствующие были приглашены осмотреть выставку, которая представляет большой интерес. На выставку доставлено до 200 голов рогатого скота из разных мест России. Среди этого скота обращают на себя большое внимание два бычка из экономии князей Щербатовых, шортнгорской породы, трехлетнего возраста, из которых один вести 39 пудов, а другой - 38 пудов. По отзывам специалистов скот этого типа является самым подходящим для сбыта на лондонском рынке. [...]
ТИФЛИС, 5-го апреля. Сегодня состоялось первое собрание членов тифлисского отделения общества востоковедения. Председателем избран Султан-Крым-Гирей, товарищем председателя кн. Аргутинский. Общество ставит целью распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России , а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовной жизнью Востока, содействуя сближению России с восточными странами и служить проводником русской культуры и производительности среди восточных народностей как в пределах России, так и вне ее.
На Девичьем поле
Вся обширная площадь Девичьего поля представляет из себя живое море голов, над которыми горделиво высились "народные театры", то есть попросту балаганы. ... В Москве серый простой народ не избалован зрелищами, он довольствуется малым; младенческий намек на искусство уже доставляет ему эстетическое наслаждение.
Вот почему наши балаганы процветают, вот почему там народ - настоящий простой народ, а не общедоступная публика, вот почему этот простой народ весело переходит от одного балагана, в котором показывается "Миланский чорт", к другому с безграмотной вывеской: "Иллюзионный фараон или человек-рыба живая! Морская нимфа 1 раз в Москве с выставке в Париже" [...]
Интернациональный конгресс анти-алкоголиков
С большой торжественностью состоялось открытие 8-го интернационального конгресса против алкоголизма. Со всех концов мира сошлись здесь люди, чтобы вместе найти пути против всеобщего врага, затемняющий разум человеческий и мешающий культурному росту. Среди прибывших в Вену к этому конгрессу есть много знаменитых ученых, врачей и представителей правительств. [...]
В прекрасной приветственной речи министр просвещения д-р Гартель передал настроение всех присутствовавших.
"У вас тяжелая задача, господа, - сказал министр. - Пьянство теперь приняло еще более опасные размеры, чем когда-либо. Прежде только отдельные люди предавались пьянству, теперь же народ одержим этой гибельной страстью, и мы лишены свежей силы, которую дает всегда этот колосс. [...]"
Торжество в консерватории
С чрезвычайной торжественностью открыли вчера большой зал консерватории. Превосходную панораму представлял этот колоссальный зал, переполненный избранной публикой. Блестящие дамские туалеты и модные шляпы, преимущественно светлых цветов образовали целый цветник среди расшитых золотом мундиров и строгих черных фраков мужчин. От эстрады наверху открывалась чудная картина, нежно освещенная лучами весеннего солнца, пробивавшимися сквозь закрытые жалюзи громадных окон. [...]
Вечером в присутствии Его Императорского Высочества состоялось первое в новом зале и последнее в нынешнем сезоне симфоническое собрание.
Из русской Ниццы
Кто не бывал в "русской Ницце", как зовут часто красавицу черноморского побережья, Ялту, лет десять - вряд ли узнает ее.
Столько тут нового, так она выросла и преобразилась, благодаря громадному притоку публики и приливу чудодеев-капиталов. Капиталы сделали свое обычное дело, - и замарашка Золушка оделась в прекрасную одежду. [...]
Сейчас она действительно жемчужина Черного моря. Не оторвать от нее очарованных глаз. [...]
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 9-го апреля. В Сормове произошел ужасный случай: душевно-больной рабочий в помещении арестного дома начал резать себя ножом. Громадная толпа народа смотрела в окна на самоубийцу, но войти в дом не решалась. Перерезав себе горло, несчастный скончался на глазах у толпы.
Похищение гроба с телом
В г.Симферополе, среди католического населения произвело чрезвычайно тяжелое впечатление известие о похищении трупа бывшего настоятеля местного римско-католического костела патера Алоизия Криницкого. [...]
Тело ксендза Криницкого было погребено в подаренном одним из прихожан дорогом, стоющем 200 руб., свинцовом, с золотыми украшениями, гробе, причем на грудь почившего был возложен золотой наперсный крест, стоимостью 150 рублей. И вот дорогие сравнительно предметы - гроб и крест - послужили приманкой для воров, которые ночью разрыли могилу и унесли гроб с телом. Куда девались останки покойного патера Криницкаго - неизвестно.
Московское Архитектурное общество получило приглашение принять участие в конкурсе на составление проектов памятника Царю-Освободителю в городе Саратове. Идея памятника всецело предоставлена творчеству художника. Единственное условие: фигура царя должна быть изображена во весь рост. Памятник обойдется в 50 -60 тыс. руб. Первая премия в 1500 руб., вторая - в 50 р.
Органный концерт
Новый орган Московской консерватории был представлен публике 11 апреля Шарлем Видором, знаменитым парижским органистом и композитором, исполнившим на огромном инструменте ряд произведений, начиная с Баха и кончая собственными. Мастерски владея инструмент, г.Видор показал, какое разнообразие в комбинациях звучностей он допускает ; разнообразие это огромно; оно оправдывает название "Симфоний", какое г.Видор дал своим органным сонатам, ибо комбинации различных регистров действительно дают органу такое богатство и разнообразие, в оттенках звучности, какое возможно сравнить только с оркестром.
ПЕТЕРБУРГ, 15-го апреля. 14-го апреля Государь Наследник (Великий Князь Михаил Александрович) изволил принять в Гатчинском дворце (министра иностранных дел Французской республики) Делькассе, который вручил Его высочеству знак ордена Почетного Легиона.
Зоологический музей
Г-жа Мацкевич передала Зоологическому Музею Московского Университета ценную коллекцию жуков, заключающую в себе несколько тысяч видов. Коллекция снабжена каталогом. Она принадлежит отцу жертвовательницы барону К.Ф.фон Нольде.
Кража из пролетки
13 апреля при проезде жены штабс-капитана Л.И.Лакшиной от гостиницы Флоренция на Брестский вокзал, неизвестно кем был похищен из задка пролетки узел с вещами на сумму 140 рублей.
Отделение голубеводства Императорского Русского Общества Акклиматизации решило отправить партию почтовых голубей в Манджурию на распоряжение русских военных властей для организации военно-голубинной почты.