Катасонов Валентин
02 Введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

Введение

Четверть века назад наша страна встала на путь капитализма. Власти Российской Федерации предпочитают уходить от слова "капитализм", оперируя более благозвучными терминами: "рыночная экономика", "рыночная система", "система свободного предпринимательства" и т. п. Ведь та социально-экономическая модель, которую классик марксизма назвал "капитализмом", в XX веке себя полностью дискредитировала. Она ассоциируется с разного рода кризисами (экономическими, финансовыми, банковскими, валютными и т. п. ), войнами, безработицей и нищетой. Поэтому даже на Западе слово "капитализм" после второй мировой войны было вытеснено другими терминами: "постиндустриальное общество", "экономическая демократия", "общество равных возможностей" и т. п.Термины в высшей степени лукавые и невнятные. Но если освободиться от словесно-идеологической шелухи, то очевидно, чтопочти весь сегодняшний мир - капиталистическая система, а Россия - часть этой системы.

Об этом, между прочим, писал в последние годы своей жизни известный американский экономист Джон Гэлбрейт (1908-2006). См.:Гэлбрейт Дж.Экономика невинного обмана. Пер. с англ. - М.: "Европа", 2009

Капитализм не стоит на месте. Он в Европе пришел на смену так называемому феодализму ("традиционному обществу"). Отдельные "оазисы" капитализма существовали еще в средневековой Европе. Например, итальянские города-полисы Генуя, Венеция, Флоренция, Пиза, где с XIII века стали возникать многочисленные банки. Буржуазные революции в Голландии, Англии, Франции и других странах Европы привели к тому, что капитализм из подпольного уклада стал господствующим строем.

Эту новую модель социально-экономического устройства неплохо описал Карл Маркс в "Капитале". Хотя его работа не без лукавства. Например, то общество, которое "классик" изобразил в своем фундаментальном труде, - не универсальный портрет капиталистической "общественно-экономической формации", а лишь физиономия английского капитализма. Другие "капитализмы" даже во времена Маркса сильно отличались от английского варианта. Кроме того, классик сконцентрировал свое внимание на таких формах капитала, как промышленный и торговый, а денежный, ростовщический капитал у него остался в тени. Хотя именно денежный капитал и является "ядром" капитализма.

Англия, Германия, США и ряд других стран пережили так называемые "промышленные революции". Классический капитализм, обрисованный Марксом, в конце XIX - начале XX вв. стал переживать серьезные мутации. Их описал другой "классик"-В. Ленин -в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916 г. ). Важнейшим свойством капитализма в его "высшей стадии" стало господство монополий, которые окончательно уничтожили всякие рудименты "рыночной экономики". Немецкий экономистРудольф Гильфердингв своем фундаментальном труде "Финансовый капитал", который появился в начале прошлого века, отличительной особенностью высшей стадии капитализма назвал "тоталитаризм" (при этом он оценивал это свойство как положительное).

У России, в отличие от ведущих стран Запада, "стаж" пребывания в капитализме крайне мал. Прежде всего, она явно задержалась в своем переходе к этой социально-экономической модели. Сегодня среди большинства историков, социологов и экономистов (независимо от их идеологических пристрастий) нет споров по поводу того, что Россия встала на рельсы капиталистического развития после Крымской войны, с приходом на престол Александра II и началом реформ (прежде всего, реформы по отмене крепостного права). Процесс "капиталистического строительства", как известно, был прерван 25 октября 1917 года, когда произошла революция и к власти пришли большевики. Получается, что России тогда удалось пожить при капитализме максимум шесть десятилетий.

Прошло еще 70 с лишним лет (это так называемыйсоветский, или социалистический период нашей истории),и кое-кому в нашей стране опять захотелось вернуться к прошлой, капиталистической жизни (хотя представления о том, прошлом капитализме были весьма смутными). При внешней поддержке Запада это новым реформаторам удалось сделать. При "новом" капитализме мы живем уже примерно четверть века.

Итого: общий капиталистический стаж России ("старый" плюс "новый" капитализм) равняется примерно 85 годам. Это очень немного на фоне, например, английского капитализма (если отсчитывать его возраст от буржуазной революции и казни короля, то на 2017 год получается 368 лет).

Сегодня российская капиталистическая экономика вошла в зону высокой "турбулентности" и даже падения (резкие колебания курса рубля, отрицательные темпы прироста ВВП, растущая безработица и падение реальных доходов населения, банкротства предприятий и т. п. ). В этой связи возникают вопросы. Во-первых, чем обусловлена эта "турбулентность"? Во-вторых, что нас ждет впереди? выйдем ли мы из зоны "турбулентности", прекратится ли экономическое падение?

Чтобы ответить на эти животрепещущие вопросы, большинство наших экономистов хватаются за учебники по макроэкономике и толстые "талмуды", написанныеПолом Самуэльсоном, Милтоном Фридманоми прочими западными "мудрецами" экономического либерализма и монетаризма. Но, увы, там мы не найдем ответов. Более того, можно сказать, что одной из причин нашего нынешнего кризиса экономики является то, что власти "демократической" России следовали и продолжают следовать рецептам западных экономических и финансовых "гуру". Некоторые тешат себя мыслью, что наш капитализм слишком "молод" (на фоне западноевропейского), мол, когда "созреем", будем жить так, как живет "золотой миллиард". Правда, в такие сказки люди могли поверить еще десять лет назад. Сегодня таких капиталистических "утопистов" уже найти сложно, если только среди тех, кто живет на американские гранты (например, в Высшей школе экономики).

Как говорил мудрый царь Соломон, ничто не ново под луной. При "старом", дореволюционном капитализме мы имели тот же набор экономических проблем, которые нас мучают и сегодня, в XXI веке. Там были и банкротства предприятий, и полное запустение сельского хозяйства, и спекулятивные колебания российского рубля, и массовая бедность, и свои финансовые "пирамиды", и нехватка денег в обращении, и ростовщический процент по кредитам, и засилье иностранных товаров на внутреннем рынке, и растущие внешние долги, и т. п.

Если бы мы эти четверть века лучше знали свою историю (в том числе экономическую), то, наверное, не поддерживали бы так бездумно предлагавшиеся нашими лидерами (сначала М. Горбачевым, а затем Б. Ельциным) реформы, расчищавшие дорогу капитализму. Даже те, кто, казалось бы, должны были "по должности" знать нашу экономическую историю XIX - начала XX века, понимали ее накануне горбачевской "перестройки" поверхностно. Я имею в виду, прежде всего, наших советских историков, социологов и экономистов, а также студентов, которых они учили. Справедливости ради следует сказать, что кое-какие представления о дореволюционном капитализме у наших советских ученых, преподавателей и студентов были. Но они базировались на очень узком круге источников. Пожалуй, наиболее авторитетным из них была работаВ. Ленина"Развитие капитализма в России" (подзаголовок "Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности"). Книга вышла в 1899 году. Должен сказать, что указанное исследование действительно заслуживало и заслуживает внимания. Пожалуй, это одна из лучших работ Ленина.

Вместе с тем, есть два "но".Во-первых,работа написана с позиций марксизма. Экономическая часть исследования капитализма проработана достаточно глубоко, но при этом автор работы (как и его учитель, К. Маркс) остался на позициях "экономического материализма" (со всеми вытекающими отсюда целевыми установками исследования - прежде всего, установкой на революцию). Духовный пласт жизни русского общества там начисто отсутствует. Отсюда возникает неполнота, недоговоренность и опасные упрощения картины русской жизни второй половины позапрошлого века.

Во-вторых,по форме работа выдержана в лучших традициях учителя Маркса, которого можно назвать классическим "талмудистом". То есть она написана сложно, некоторые рассуждения слишком затянуты. Прочитать ее может только терпеливый "профессионал". И в начале XX века с работой Ленина были знакомы лишь единицы. И в советское время (которое я хорошо помню, 70-80-е годы прошлого века) книгу также знали лишь узкие специалисты.

Были, конечно, и другие работы по теме "капитализма в России", написанные до революции. Например, исследования экономиста и историкаМ. И. Туган-Барановского"Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1900); историка и социологаМ. М. Ковалевского"Экономический строй России" (1900); и пр. Однако авторы подобных исследований, как правило, находились под сильным влиянием западной мысли. Так,Максим Максимович Ковалевский (1851-1916),по данным его биографов, большую часть своего творческого периода жизни провел заграницей, а в России предпочитал заниматься революционной деятельностью. Он был ярко выраженным "западником", на Россию смотрел через "очки" европейской политической экономии, социологии и философии. АМихаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919),который сегодня во всех российских учебниках по экономике именуется как "выдающийся русский экономист", относился к группе так называемых "легальных марксистов", то есть питался идеямиКарла Маркса иего предшественникаАдама Смита.К тому же, писали упомянутые господа очень "наукообразно", поэтому, к сожалению (а, может быть, к счастью) их труды были достоянием очень узкого круга людей, освоивших "эзотерический" (в смысле, скрытый) язык экономики и других общественных наук в европейских университетах или по западным учебникам.

Писали ли о сложных (можно сказать, трагических) временах так называемого "русского" капитализма люди, которые действительно были русскими в полном смысле слова? Да, писали, и таковых было немало. Но в подавляющей массе они не были "профессиональными" социологами, историками и экономистами. Это были, в первую очередь, русские писатели и публицисты. Они существенно отличались от "профессионалов". Прежде всего потому, что были людьми, которые любили Россию. Для них Россия была Родиной, а не бесстрастным "объектом" ("предметом") исследования или "площадкой для социальных экспериментов" (марксисты революционного толка). Русские писатели воспринимали национальную жизнь того времени не только умом, но и сердцем ("Умом Россию не понять... ", писал -Ф. И. Тютчев).Жизнь эту они писали "с натуры", зная и понимая русский народ (в отличие от многих кабинетных ученых), и, будучи носителями русской культуры, они умели выражать свои мысли и чувства истинно русским языком.

Круг таких описателей русской жизни времен "раннего" капитализма достаточно широк:Ф.М. Достоевский, А.И. Островский, Н.С. Лесков, И.А. Гончаров, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.А. Шишков, Л.Н. Толстой, А.П. Чехови многие другие. Думаю, к этой же когорте истинно русских писателей можно отнести иВасилия Александровича Кокорева(1817-1889).

Имя Кокорева сегодня уже многие слышали. И очень удивятся тому, что я его отнес к писателям, поскольку Василия Александровича знают в основном как одного из главных "олигархов" середины XIX века. Помню, как в "лихие 90-е" в нашей прессе появились первые публикации о Кокореве (тогда любили писать о "первоначальном накоплении капитала" в дореволюционной России, поскольку такой же процесс наблюдался и в "демократической" России). Кокорева тогда подавали в качестве одного из "маяков" для наших "олигархов". По части миллионов, но не по части любви к России. Позднее разобрались, что Кокорев был также незаурядным писателем и публицистом. А еще позднее стали осознавать, что именно его интеллектуальное и эпистолярное наследие гораздо дороже заработанных им миллионов.

Может быть, язык Кокорева не столь тонок и изящен, как у маститых литераторов, но зато Василий Александрович имеет ряд преимуществ перед ними: он умел писать и об экономике, и о деньгах, и о сельском хозяйстве, и о торговле. Причем, писал не как кабинетный теоретик и "диванный философ", а как практик, все прошедший и испытавший на личном опыте. Писал по-своему, "эксклюзивно", не так, как "профессиональные" экономисты, которые в массе своей находились под гипнозом западной экономической науки, и не как писатели, которые не могли знать многих тонкостей мира торговли, предпринимательства и денег.

В Кокореве счастливо объединились таланты экономиста, общественного деятеля и публициста.

Труды Василия Александровича, в виде его книги"Экономические провалы (по воспоминаниям с 1837 года)"и многочисленных очерков и статей, которые остались нам в наследство от него, находятся как бы на пересечении экономики и литературы. Они не изобилуют сухими цифрами, в них почти нет таблиц, сложных умственных построений, нет ставших уже привычными ссылок на "классиков" и учителей западной экономической мысли. Но в них присутствуют живые, острые, личные наблюдения, построенные, как мы уже отметили, на уникальном личном опыте автора. При этом Кокорев - не бесстрастный наблюдатель за происходящим. Он переживает за Россию, искренне любит простого человека, поскольку сам вышел из народа.

Именно таких книг не хватает нашему читателю, также болеющему душой за сегодняшнюю Россию. Уверен, что знакомство с творчеством В.А. Кокорева поможет ему лучше понять нашу недавнюю экономическую историю. Полагаю, что такое понимание еще больше утвердит читателя в мысли, что капитализм и русская цивилизация - вещи несовместимые. А наиболее пытливый найдет в работах Кокорева подсказки, как нам выбираться из сегодняшнего капиталистического тупика.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения Василия Александровича Кокорева.Отметим же этот славный юбилей тем, что прочитаем (перечитаем) его работы.

В XXI веке имя Кокорева вновь на слуху, его мысли снова созвучны настроениям русского человека и крайне востребованы в сегодняшней России."Давно пора возвратиться домой!", -обращается ко всем нам русский купец, промышленник, патриот России Василий Александрович Кокорев.

Вот человек, рожденный оратором! У него есть мысли, от которых не отказались бы и древние. И сколько свежести, глубины и силы!Константин Кавелин

Русский купец Василий Кокорев, которого имя сделалось у нас народным и пронеслось теперь с его речью по всей стране.Михаил Погодин

Я не могу опомниться от Кокорева! Это вполне русское чудо.Сергей Аксаков

В русской истории он останется яркой фигурой человека, который хорошо знал нужды России и ее народный характер, угадывал ее потребности и подчас находил нужное решение.Павел Бурышкин

----------------------------------

1Примечательно, что Гильфердинг себя называл "социалистом". Он полагал, что благодаря тоталитарному порядку, который будет поддерживаться банками, капитализм станет "организованным". То есть исчезнут экономические кризисы, классовая борьба и войны. "Организованный капитализм" будет эволюционировать в сторону социализма. Но этот "организованный" капитализм-социализм чем-то напоминает концлагерь или "трудовые армии" "пламенного революционера" Л. Д. Троцкого.

2Желающим разобраться в истории капитализма предлагаю ознакомиться с моей книгой:Катасонов Валентин.Капитализм. История и идеология "денежной цивилизации". 4-е изд. - М.: Институт русской цивилизации, 2015.

3Константин Дмитриевич Кавелин(1818-1885) - русский историк, правовед, психолог, социолог и публицист.

4Михаил Петрович Погодин(1800-1875) - русский историк, журналист, публицист, писатель-беллетрист, издатель. В 1826-1844 гг. профессор Московского университета. Славянофил, идеолог панславизма.

5Сергей Тимофеевич Аксаков(1791-1859) - русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, автор мемуаров и книг о рыбалке и охоте. Отец русских писателей и славянофилов Константина и Ивана Аксаковых.

6Павел Афанасьевич Бурышкин(1887-1955) - русский предприниматель, юрист, выпускник московского Коммерческого института (1913). Возглавлял Товарищество торговли мануфактурными товарами "А. В. Бурышкин"; член совета Российского взаимного страхового союза, член ревизионной комиссии Северного страхового общества и приемного комитета московского Купеческого общества взаимного кредита; член совета Съездов представителей промышленности и торговли и пр.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"