Катя
Кем мне пришлось однажды быть - 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Толкаю-пинаю я, удивляясь на некоторых своих подруг. Точнее - на всех, кроме Кисы. Только она шебуршит, носится, переживает, пытается что-то сделать, помочь другим.
  Остальные сидят. Очень тихо. Строчки от них не дождешься. Скорее всего - и не думают давно обо мне. Свое и свои на первом месте.
  
  Мать моя - так это нормально! С возрастом люди становятся все более пассивными, живут своими интересами, в кругу своих семей.
  
  Я - а во сколько, по твоему мнению, "с возрастом"?
  
  Мать - 40-45 лет - уже возраст!
  
  Я думаю - ничего себе..... так и окончательно замшеть можно годам к шестидесяти.
  
  Да, кто-то до шестидесяти не доживает. Еду и посматриваю в сторону кладбища. Аккуратненько, ровненько, зелёненько, но что-то как-то не хочется туда. Уж лучше быть рассеянной-раскиданной над лугом или над рекой или над озером. И обязывать никого не надо приходить, что-то там делать. Коли вспомнят добрым словом - то и хорошо! Просто замечательно!
  
  
  ****************************
  
  
  Разбираю Наташины вещи, вещи из ее детства. Так все мило, этим жило детское сердечко.
  Мастерила, рисовала, записывала, сохраняла.
  Потом человек подрос и его выкинуло во взрослую жизнь.... Человек оказался среди взрослых дяденек и тетенек, уже не вполне чистых да еще и борющихся за деньги, за выживание.
  
  Спрашиваю Наташу - что делать с твоими вещами?
  Она - ни в коем случае не выкидывай и не отдавай! Оставь!
  
  Да, конечно! Это же ее Детство! И Наташа никогда не была пассивной. Это матерь удивляется - сколько у Наташи интересов! Откуда в ней столько всего?
  Отвечаю - а сколько в нее было вложено! Что посеешь, то и пожнешь!
  
  
  *************************
  
  
  И на днях я еще начала вспоминать - кем (профессионально и любительски) мне удалось побыть в этой жизни.
  
  
  1. Трудовой лагерь в Алатскиви в деревне Нина. Эстония.
  
  Июнь - начало июля 1978 года.
  
  Нас разместили в двухэтажном здании школы на берегу Чудского озера. Переходили мы из седьмого класса в восьмой. Был июнь месяц .
  Работали на полях, пропалывали капусту. И не просто так, а за деньги.
  
  Работали с девяти утра и до часу дня. Потом кормили обедом, был дневной отдых и насыщенная культурная вечерняя программа, включающая не только ужин и ежевечернее парное молоко со свежими булочками, но и репетиции театральной постановки, купания в Чудском озере в сопровождении наших учителей, костер, песни под гитару и слушали еще Николая Федоровича, он пел для нас. Собственно, гитара ему и принадлежала.
  
  Николай Федорович преподавал у нас физику. Замещал Нину Никифоровну, когда та не могла присутствовать в классах. Вообще-то Николай Федорович преподавал физику в институте, соглашаясь на просьбы супруги Татьяны Михайловны (одна из учительниц по русскому языку и литературе) подменить Нину Никифорову.
  
  Поздними вечерами некоторые из нас умудрялись сбегать из здания школы, бродить по местному заброшенному кладбищу со старинными памятниками и высоченными липами и опять и снова плавать в озере.
  
  По выходным экскурсии - по Пушкинским местам (Тригорское, Михайловское, Святогорский монастырь), Тарту, Таллинн.
  Такое великолепие! Да еще летом! Мы гуляли, слушали, взирали и впитывали в себя красоты тех мест. Не нужно было быть Поэтом, чтобы ощущать, как Вдохновение парило повсюду - вот ель-шатер и дуб уединенный, Онегина скамья! Река Сороть. Действительно, "приют, сияньем муз одетый".
  
  
  * * *
  
  
  Простите, верные дубравы!
  Прости, беспечный мир полей,
  И легкокрылые забавы
  Столь быстро улетевших дней!
  Прости, Тригорское, где радость
  Меня встречала столько раз!
  На то ль узнал я вашу сладость,
  Чтоб навсегда покинуть вас?
  От вас беру воспоминанье.
  А сердце оставляю вам.
  Быть может (сладкое мечтанье!),
  Я к вашим возвращусь полям,
  Приду под липовые своды,
  На скат тригорского холма,
  Поклонник дружеской свободы,
  Веселья, граций и ума.
  
  1817
  
  
  
  Быть может, уж недолго мне
  В изгнанье мирном оставаться,
  Вздыхать о милой старине
  И сельской музе в тишине
  Душой беспечной предаваться.
  
  Но и в дали, в краю чужом,
  Я буду мыслию всегдашней
  Бродить Тригорского кругом,
  В лугах, у речки, над холмом,
  В саду под сенью лип домашних...
  
  (Осиповой, 1825 год)
  
  
  ...Вновь я посетил...
  
  ...Вновь я посетил
  Тот уголок земли, где я провел
  Изгнанником два года незаметных.
  Уж десять лет ушло с тех пор - и много
  Переменилось в жизни для меня,
  И сам, покорный общему закону,
  Переменился я - но здесь опять
  Минувшее меня объемлет живо,
  И, кажется, вечор еще бродил
  Я в этих рощах.
  Вот опальный домик,
  Где жил я с бедной нянею моей.
  Уже старушки нет - уж за стеною
  Не слышу я шагов ее тяжелых,
  Ни кропотливого ее дозора.
  Вот холм лесистый, над которым часто
  Я сиживал недвижим - и глядел
  На озеро, воспоминая с грустью
  Иные берега, иные волны...
  Меж нив златых и пажитей зеленых
  Оно синея стелется широко;
  Через его неведомые воды
  Плывет рыбак и тянет за собою
  Убогий невод. По брегам отлогим
  Рассеяны деревни - там за ними
  Скривилась мельница, насилу крылья
  Ворочая при ветре...
  На границе
  Владений дедовских, на месте том,
  Где в гору подымается дорога,
  Изрытая дождями, три сосны
  Стоят - одна поодаль, две другие
  Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо
  Я проезжал верхом при свете лунном,
  Знакомым шумом шорох их вершин
  Меня приветствовал. По той дороге
  Теперь поехал я и пред собою
  Увидел их опять. Они всё те же,
  Все тот же их знакомый уху шорох -
  Но около корней их устарелых
  (Где некогда все было пусто, голо)
  Теперь младая роща разрослась,
  Зеленая семья, кусты теснятся
  Под сенью их как дети. А вдали
  Стоит один угрюмый их товарищ,
  Как старый холостяк, и вкруг него
  По-прежнему все пусто.
  Здравствуй, племя
  Младое, незнакомое! не я
  Увижу твой могучий поздний возраст,
  Когда перерастешь моих знакомцев
  И старую главу их заслонишь
  От глаз прохожего. Но пусть мой внук
  Услышит ваш приветный шум, когда,
  С приятельской беседы возвращаясь,
  Веселых и приятных мыслей полон,
  Пройдет он мимо вас во мраке ночи
  И обо мне вспомянет.
  
  
  1835 г.
  
  С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы Тригорское была Прасковья Александровна Осипова-Вульф, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. У Прасковьи Александровны бывали её племянницы Анна Ивановна Вульф и Анна Петровна Керн, в 1826 году гостил поэт Н. М. Языков, посвятивший хозяевам имения несколько стихотворений, в том числе - "Тригорское".
  
  Расстояние между усадьбами Тригорское и Михайловское составляет примерно 4-5 километров. Поэтому Пушкин был частым гостем Прасковьи Александровны.
  
  С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 годы.
  
  ...В разны годы
  Под вашу сень, Михайловские рощи,
  Являлся я; когда вы в первый раз
  Увидели меня, тогда я был
  Веселым юношей, беспечно, жадно
  Я приступал лишь только к жизни; годы
  Промчалися, и вы во мне прияли
  Усталого пришельца.
  
  В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.
  
  При жизни поэта владелицей села Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О. А. Ганнибалом.
  
  Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 году, юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и прочим ". "Запущенный сад" села Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
  
  Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 году были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому" (Пушкину исполнилось 20 лет):
  
  Поместья мирного незримый покровитель,
  Тебя молю, мой добрый домовой,
  Храни селенье, лес и дикий садик мой
  И скромную семьи моей обитель.. .
  
  Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 года.
  По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
  
  По вере Пушкина, скорее, можно было бы назвать язычником. До определенного момента он считал себя неверующим, потому что его так воспитали - французская литература, Вольтер, Дидро.
  В Лицее их, конечно, водили в церковь, к исповеди и причастию, но все равно это было скорее для проформы. Лицейские методики воспитания и преподавания были во многом основаны на идеях французского Просвещения. И в идеологическом плане юный Пушкин был скорее атеистом, чем верующим. Но если почитать его стихотворение "Безверие", написанное им в 1817 году для экзамена, то сколько в нем духовных страданий неверующего человека! Очевидно, что в этом лирическом стихотворении Пушкин изливает собственные переживания.
  
  Напрасно в пышности свободной простоты
  Природы перед ним открыты красоты;
  Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
  Ум ищет божества, а сердце не находит.
  
  Это искренняя печаль человеческого сердца, лишенного веры. И только спустя годы Пушкин обнаруживает, что все-таки верит в Бога. Поэт осознавал очень тонкое различие между личностью человека и его душой.
  
  Последний его цикл 1836 года, где "Отцы-пустынники и жены непорочны..." - переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина, и перевод сонета об Иуде итальянского поэта Франческо Джанни "Как с древа сорвался предатель-ученик".
   Здесь уже совершенно ясно, что все эти стихи написаны глубоко верующим человеком, они так и называются - Евангельский цикл.
  И в то же время Пушкин не был человеком церковным. В храм он ходил редко и даже писал жене, которая была весьма набожна: "Помню, как ты молилась на коленях... Я не молитвенник, так хоть ты помолись за меня". Вера была в его сердце, но жил он очень по-разному.
  
  Быть поэтом - очень тяжелая доля. Это - стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле и желанию.
  Пушкин не был православным поэтом, но он был поэтом православного народа.
  
  Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает. Нет, он, конечно, прекрасно знал Писание, читал и перечитывал Евангелие, пробовал писать о преподобном Савве Сторожевском, была у него рецензия на "Словарь о святых", причем написанная таким слогом, что можно подумать, будто это принадлежит перу умудренного жизнью старца. У Пушкина был интерес к духовной стороне жизни Церкви, но он не выпячивал его, все таилось у него внутри, было скрыто от посторонних взоров.
  
  Когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: "Я себе желал бы такой кончины". Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина.
  
  А то, что Александр Сергеевич на смертном одре простил Дантеса, покусившегося на честь его жены, лишившего его репутации в обществе да и самой жизни - это говорит о христианстве Пушкина гораздо больше, чем любые устные и письменные свидетельства.
  
  Когда Данзас сказал ему, что собирается вызвать Дантеса на дуэль, уже умирающий в страшных мучениях Пушкин твердо сказал ему: "Нет, мир. Мир...". Он простил своего убийцу. А ведь это проявление высочайшего христианского духа, который таким вот образом открылся в Пушкине за несколько минут до смерти.
  
  https://pushkinskij-dom.livejournal.com/208427.html?
  
  Ну а тогда он, находясь в Михайловском, писал - "Бешенство скуки пожирает мое глупое существование". Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене села Михайловского даже на любую из крепостей.
  
  Да, возможно, там было скучно жить безвылазно из года в год, к тому же в столь юном возрасте. Темперамент Пушкина требовал жизни, движения, впечатлений, событий. Но время в деревне не прошло напрасно, творческая натура Поэта донесла и до наших времен красоту и величие тех мест.
  
  
  Деревня
  
  Приветствую тебя, пустынный уголок,
  Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
  Где льется дней моих невидимый поток
  На лоне счастья и забвенья.
  Я твой: я променял порочный двор цирцей,
  Роскошные пиры, забавы, заблужденья
  На мирный шум дубров, на тишину полей,
  На праздность вольную, подругу размышленья.
  
  Я твой: люблю сей темный сад
  С его прохладой и цветами,
  Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
  Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
  Везде передо мной подвижные картины:
  Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
  Где парус рыбаря белеет иногда,
  За ними ряд холмов и нивы полосаты,
  Вдали рассыпанные хаты,
  На влажных берегах бродящие стада,
  Овины дымные и мельницы крилаты;
  Везде следы довольства и труда...
  
  Я здесь, от суетных оков освобожденный,
  Учуся в истине блаженство находить,
  Свободною душой закон боготворить,
  Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
  Участьем отвечать застенчивой мольбе
  И не завидывать судьбе
  Злодея иль глупца - в величии неправом.
  
  Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
  В уединенье величавом
  Слышнее ваш отрадный глас.
  Он гонит лени сон угрюмый,
  К трудам рождает жар во мне,
  И ваши творческие думы
  В душевной зреют глубине.
  
  Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  Среди цветущих нив и гор
  Друг человечества печально замечает
  Везде невежества убийственный позор.
  Не видя слез, не внемля стона,
  На пагубу людей избранное судьбой,
  Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  Присвоило себе насильственной лозой
  И труд, и собственность, и время земледельца.
  Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  Здесь рабство тощее влачится по браздам
  Неумолимого владельца.
  Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
  Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  Здесь девы юные цветут
  Для прихоти бесчувственной злодея.
  Опора милая стареющих отцов,
  Младые сыновья, товарищи трудов,
  Из хижины родной идут собой умножить
  Дворовые толпы измученных рабов.
  О, если б голос мой умел сердца тревожить!
  Почто в груди моей горит бесплодный жар
  И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
  Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
  И рабство, падшее по манию царя,
  И над отечеством свободы просвещенной
  Взойдет ли наконец прекрасная заря?
  
  1819 г.
  
  
  ***************************
  
  
  Тем летом 1978 года я впервые побывала в монастыре. Им оказался Свято-Успенский Святогорский монастырь, где находится не только место погребения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных, но и известная чудотворная икона Божией Матери Одигитрия, которая впервые явилась в 1563 году во времена царствования Ивана Грозного пятнадцатилетнему пастуху Тимофею.
  
  
  *************************
  
  В царствование Ивана Васильевича Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче, жил пятнадцатилетний пастух Тимофей, которого все считали юродивым.
  Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери "Умиление", которая находилась в Вороничской приходской церкви святого Георгия. Это видение Тимофея повторилось вторично в другом месте, на Синичьей горе, причем он в этот раз слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении.
  
  Запомнив слышанный им голос, Тимофей через шесть лет после своего видения, в 1659 году, снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери Одигитрии, стоявшую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явившуюся ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. По прошествии этого времени он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконой "Умиления".
  
  Тимофей в точности исполнил повеление Богоматери. В назначенный день вороничское духовенство с крестным ходом и множество народа отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, где пастуху Тимофею было первое видение, начали совершаться исцеления болящих.
  
  Когда все взошли на гору, то началось молебствие, во время которого было явлено чудесное знамение: при чтении Евангелия гору озарил вдруг необыкновенно яркий свет, а воздух наполнился несказанным благоуханием. В этот момент все присутствовавшие здесь узрели икону Одигитрии, стоящую на суке соснового дерева. Некоторые, охваченные религиозным воодушевлением, бросились было снимать ее с дерева, но икона тотчас же поднялась невидимой силой на воздух и спустилась лишь на руки Тимофея, когда он по неотступной просьбе народа приступил, чтобы взять ее. После этого крестный ход воротился обратно. Новоявленная икона Одигитрии и икона "Умиления" поставлены были в Георгиевской церкви Воронича.
  
  Слух о чудесах от новоявленной иконы дошел до Пскова. Царский наместник этого города, князь Георгий Токманов, немедленно донес об этом в Москву царю.
  
  Царь Иван Васильевич, заинтересованный донесением о явленной иконе, отправил на место явления особых следователей, которые, ознакомившись со всеми обстоятельствами этого дела, удостоверились в действительности происшедших здесь чудесных знамений и исцелений. Тогда по приказу царя была сооружена часовня на месте явления иконы, на Синичьей горе, которая с той поры стала называться "Святой". В эту часовню были поставлены святые иконы Одигитрии и "Умиления". Но на следующий год, осенью, после крестного хода сюда в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, часовня эта сгорела дотла, однако святые иконы остались совершенно невредимыми.
  
  Царь, узнав об этом, повелел устроить на Святой горе вместо сгоревшей часовни каменный храм в честь Успения Богоматери и основать здесь монастырь. По плану царя, церковь Успения была устроена так, что алтарь занял то место, где на сосновом дереве явилась икона Одигитрии, а престол был поставлен на пне срубленной сосны. Когда новосозданный храм был освящен, обе святые иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: икона Одигитрия на правой стороне, а икона "Умиление" - на левой. В этом храме иконы находятся и до настоящего времени.
  
  
  **************************
  
  
  Святогорский Успенский монастырь, в котором хранятся эти святые иконы, находится в 110 верстах от города Пскова и в четырех верстах от древнего псковского пригорода Воронича, на берегу живописного озера Тоболенского.
  
  Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, вы окажитесь у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".
  
  На территории монастыря некрополь семьи Пушкина. Здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве. В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя...
  
  Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.
  Ранним утром 6 февраля 1837 года А. С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А. С.Пушкина установлен в 1841 году.
  
  
  *************************
  
  
  Таким вот было то первое трудовое лето у меня. Не только трудовое - лето знаний, впечатлений и мой опыт приобщения к таинствам этого мира, к тому, что, пожалуй, выше и больше организаций под названиями церковь, монастырь. Таким выдался июнь и начало июля 1978 года.
  
  Да и сама деревня Нина, в которой нас разместили, тоже хранила свою историю.
  Тоже сельская местность, размеренная, тихая, спокойная, встретила нас, школьников и учителей, благоухающими сиренями, щедро цветущими вдоль берега Чудского озера. До сих пор воспоминания о Пушкинских местах и о деревне Нина греют мое сердце.
  
  
  ************************
  
  
  Нина - это древнейшая рыбацкая деревня у Чудского озера.
  Первые рыбаки жили здесь с 1582 года. Русское население на эстляндском побережье Чудского озера появилось в конце XVII века. В основном это были беженцы из России, приверженцы старой веры феодосеевского толка, искавшие здесь спасения от преследований. Во многих деревнях побережья подавляющее большинство жителей были староверами, но в Нина всегда преобладало православное население.
  
  На побережье Чудского озера в то время православного храма не было, и те православные, которые здесь проживали, были лишены возможности молиться в своих храмах, поэтому имелись случаи уклонения в старообрядчество. Все это не могло не тревожить церковные власти в лице Псковского епархиального архиерея архиепископа Евгения (Казанцева). В 1823 году он отправил ходатайство в Святейший Синод об открытии прихода на побережье Чудского озера. Синодальным указом от 21 января 1824 года в селе Нос (русское название села Нина), как в центральном месте побережья, был открыт православный приход.
  
  Каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был заложен 8 апреля 1824 года на земле, подаренной баронессой Штакельберг, владелицей многих окрестных земель, она же пожертвовала 1000 рублей и 20 тысяч кирпичей. Проект церкви был разработан псковским архитектором Якобсоном, а строительство велось за счет казны подрядчиком Евфимием Румбальцевым, с участием добровольных жертвователей, в числе которых были и местные помещики-лютеране, и обошлось почти в 35 тысяч рублей. Храм был освящен 5 ноября 1828 года, антиминс был подписан епископом Псковским Мефодием. В конце XIX века приход состоял из 3290 человек.
  
  Храм стоит на возвышающемся и вдающемся в озеро мысе, откуда и пошло название всего поселка - Нос, и виден издалека. Он всегда служил и служит святым маяком, потому как посвящен Покрову Божественной Заступницы рода христианского.
  
  
  *************************
  
  Добавить могу только одно - очень чистые и светлые люди населяли тогда ту местность. Люди, не знающие суеты городской жизни, хоть поездка от Нины до Тарту занимала менее часа. Длина пути около 45 километров. А в Тарту тоже хватало интересных мест, было что посмотреть. Можно сказать, что мы так впервые оказались за границей - в Эстонии, бывшей тогда в составе СССР. Но все-равно это была заграница. Люди и уклад жизни там были, определенно, другими. Не как в РСФСР.
  
  Из поездки я привезла с собой не только яркие впечатления, постройневшее тело, навыки в пропалывании сорняков и заработанные деньги, но и белоснежного котенка камышовой породы, названного Васей, Василием. Котенка мне подарил одноклассник Дима, он нашел его на берегу Чудского озера. Секретно мы привезли его домой, в Москву. В большой спортивной сумке. Обратно мы возвращались через Таллинн.
  
  И еще я часто отправляла письма оттуда в Москву, родителям. О моих впечатлениях. Почту из почтового ящика забирала мама, когда наведывалась проверить квартиру в Лианозово. Летом все жили на даче.
  Однажды я успела получить ответ от мамы. В письме было о том, что я тороплюсь, когда пишу, мой почерк стал корявым. Если я буду так писать дальше, хороших отметок в школе мне не видать.
  
  Но это было неважно. Мой самый первый трудовой опыт (помимо хозяйственных дел по дому) был очень удачным. Труда было в меру, впечатлений множество, насыщенно, активно, интересно, весело. Заработок поразил - мне выдали на руки 96 рублей и сколько-то копеек. То были впервые заработанные мной деньги.
  Начало было положено.
  
  
  **************************
  
  И еще в нескольких километрах от деревни Нина, все в том же Причудье (регион вдоль Чудского озера) располагается белоснежный замок-усадьба Алатскиви (Alatskiviloss), конца XVI века, но перестроенного в 1885 году бароном Арведом Георгом фон Нолькеном по примеру шотландской королевской резиденции.
  
  Замок Алатскиви был впервые упомянут в 1601 году. В 1628 году шведский короь Густаф Адольф подарил замок своему секретарю Йоханну Адлеру Сальвиусу. Он перепродал замок, и вскоре окончательным его владельцем стал Арвед фон Нолькен.
  После путешествия в Шотландию он был крайне восхищен ее архитектурой и решил превратить Алатскиви в маленькую Шотландию. Замок Алатскиви построен по примеру знаменитого замка Балморал. На данный момент он считается одним из самых красивых зданий неоготического стиля по всей Прибалтике.
  
  Сейчас в замке находится музей Эдуарда Тубина (1905 -1982) уроженца тех мест, эстонского и шведского композитора.
  Родился в Торила, Эстония. Оба его родители были любителями музыки. Его отец (портной и рыбак) играл на трубе и тромбоне. Впервые талант Эдуарда Тубина проявился в детстве, когда мальчик научился играть на флейте и балалайке. Позже его отец обменял корову на фортепиано, чтобы мальчик мог больше учиться музыке, и Эдуард стал известен в деревне благодаря своей игре. Тубин также хорошо играл на скрипке, написал несколько концертов для этого инструмента.
  
  Учился у Хейно Эллера в Высшей музыкальной школе Тарту. Жил и работал в Ныо, Тартуский уезд, где давал уроки в местной школе. Работал в городе Тарту директором театра "Ванемуйне". 20 сентября 1944 года, за два дня до вступления советских войск в Таллин, бежал вместе с семьей на парусном судне "Триина" в Швецию, где жил и творил до конца жизни. Восемь раз посещал Эстонию.
  
  В 1982 году был избран в Шведскую королевскую музыкальную академию.
  
  
  Про замок Аласткиви существует множество историй и легенд.
  Чего только в замке ни находилось после 1919 года - и школа, и сельский совет, и кинозал, и дом культуры, и библиотека и даже квартиры.
  
  Также в этой местности пролегает Луковый путь (эстонское название - Сибулатеэ), на расстоянии 40 километров от Тарту.
  Русские староверы, прибалтийские немцы, эстонское крестьянство внесли свою лепту в развитие местной культуры. А у староверов существовали традиционные приемы выращивания лука!
  
  Такая вот жизнь на границе разных миров... и нам довелось оказаться там в детстве! Сколько удивительных переплетений в тех местах и так замечательно было именно там открыть первую страничку своей трудовой деятельности.
  
  
  
  21 августа 2025

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"