Аннотация: В старину, когда создавались мифы, жизнь человека была подчинена жизни рода. Тем удивительнее, что жизнь героев мифов глубоко индивидуальна.
Мифы и волшебные сказки создавались во времена господства родовых ценностей. Жизнь людей тогда была утилитарно подчинена служению роду, включая брачно-семейные отношения - больше детей - крепче род. ("Раньше думай о роде, а потом о себе".) И сами люди держались за свой род, иначе стали бы предоставленными самим себе изгоями - людьми без роду, без племени.
Тем удивительней, что в самих мифах этот родовой императив практически не прослеживается, более того, герои ведут себя как свободные индивиды Новейшего времени. Они обычно не засылают сватов, а встречаются на сказочных дорогах во время сказочных приключений. Иногда встреча их кончается условной свадьбой (без подробностей), а иногда они просто начинают жить гражданским браком (свободная любовь и сожительство)! Если они уже живут вместе, то отдельно от "предков" - вполне по-современному!
Удивительно еще и то, что в мифах у них нет детей!! Обычно старшие и младшие поколения присутствуют в начале: "было у царя три сына" или герой таинственно (нестандартно, например, от проглоченного зернышка) рождается у матери. Дальше герои действуют самостоятельно, забыв о существовании родителей. Если повествование кончается свадьбой ("стали они жить-поживать и добра наживать"), то за этой концовкой могут подразумеваться и дети, но в самой сказке их нет. Даже когда герои уже супруги (но без присутствия родителей и родни) и у них продолжаются приключения (царь дает герою невыполнимые задания, которые он выполняет с помощью мудрой жены), у героической пары нет детей, они не путаются под ногами!
Данный парадокс, возможно, открывает глубоко интимные представления древних людей о счастье как счастье личном - обретении успешной любви, в полном противоречии с господствующими семейными ценностями. Подвиги во имя возлюбленной (и помощь возлюбленному) - это самое высокое, что может быть, перед чем отступают все родовые ценности. И дети эту картину смазывают, ибо высокая любовь - это высокий жанр, романтика жизни,тогда как воспитание детей - рутина, проза жизни, которая недостойна воспевания и может идти подспудно, без отражения в мифе.