Не поверите, даже и подумать не мог, что мои намерения создать текст, отражающий влияние еврейской музыки на культурный музыкальный слой публичного поля России и мира, совпадут отчасти с темой предстоящего в РФ с 22 августа 2025 г. военно - музыкального фестиваля "Спасская башня".
У меня эти намерения возникли во время последнего ежегодного посещения места упокоения на Арском кладбище Казани моей рано умершей матери. Увы, живя в Самаре, чаще не имею возможности.
Дорога по аллее к ее могиле идет мимо величественного памятника на могиле Леонида Сонца, которого мне повезло знать.
Кто такой Леонид Сонц?
Конечно, с посвященной ему большой статьей в Википедии каждый желающий может ознакомиться самостоятельно.
Но я скажу коротко и своими словами.
Но придется в моем повествовании уйти чуть в сторону.
Думается стоит начать с кажущегося верным, и не только мне, утверждения, что установленный в СССР режим правления, с самых первых дней, всячески препятствовал ознакомлению еврейского населения "государства рабочих и крестьян", и не только еврейского, с содержанием публичного поля, которое принято называть культурой.
Не буду на этом зацикливаться, поскольку об этом написаны сотни статей.
Скажем аналитическое исследование католического епископа из Чикаго преподобного Эдварда Х. Фланнери (20.08.1912 - 19.10.1998) "Муки евреев. Двадцать три столетия антисемитизма" (Чикаго, 1965 г., авторизованный перевод с английского на русский язык и послесловие д-ра Марка Бeленького, Тель - Авив, изд - во "Кругозор", 2001 г., 400 с) говорит об этом в главе "Красный антисемитизм".
Аннотация книги:
"Эта книга - настоящая энциклопедия антисемитизма, написанная католическим священником. Впервые изданная в 1965 г., книга "Муки евреев" была признана и христианами, и евреями важнейшим трудом, описавшим и объяснившим феномен антисемитизма в Европе и США.
Второе издание включило две дополнительные главы.
Первая из них рассматривает события 1960-80 годов, в частности, ситуацию на Ближнем Востоке. Вторая исследует глубинные корни антисемитизма и анализирует влияние иудаизма и государства Израиль на современную христианскую мысль".
В главе 12 книги (стр.240) автором исследуется антисемитизм в Советском Союзе, названный "красным антисемитизмом", принудительно исключавшим возможность ознакомления советских евреев с содержанием культуры еврейского народа.
В том числе и музыкальной.
Предсмертные конвульсии и скоропостижная смерть Советского Союза в конце 1991 г. открыла путь постижения собственной культуры не только преставителям еврейского народа, но и всем народам нового государства - РФ, возникшего на обломках СССР.
Спрашивается, чего ради татарский школьник, проживающий вдали от столицы Татарии Казани, вынужден изучать в школе на уроках не историю своего народа, а русского народа. Историю, искаженную коммунистическими идеологами чуть ли не до ненависти к татарскому народу, утверждая о многочисленных военных стычках в далекой древности якобы русских воинов с татарами. При этом не объясняя, о каких татарах идет речь.
И не сообщая школьникам о том, что булгары по предложению великого булгарского релииозного философа Ш.Марджани провозгласили себя татарами лишь в середине 19 века, самоназванием, не занятым ни одним другим народом, а русские, как обозначение угро - финского населения Московии, появились лишь после ребрендинга Московии в Руссию 02.11.1721 г.
Не стану подробно разбирать содержание этого абзаца, т.к. об этом мною написано множество статей.
И, конечно, следует сказать о Михаиле Горбачеве и эпохе, в которой благодаря его деятельности в мире многое изменилось. Разумеется, в лучшую сторону!
Напомню, что он встал у руля СССР в 1985 году после ППП - пятилетки пышных похорон его предшественников.
Цитата из Вики с незначительными изъятиями и выделениями:
"В период деятельности Горбачёва в должности главы государства в Советском Союзе произошли серьёзнейшие изменения, повлиявшие на весь мир и ставшие следствием следующих исторических событий:
- масштабная попытка реформирования советской системы ("Перестройка");
- введение в СССР политики гласности, "нового политического мышления", свободы слова и печати,
- демократических выборов;
- реформирование экономики в направлении рыночной модели хозяйствования;
- окончание Холодной войны;
- вывод советских войск из Афганистана (1989);
- распад СССР и Варшавского блока".
Конец цитаты.
Невозможно не оценить положительно степень его участия во всех перечисленных событиях.
Поверьте, я тоже учился в вузе по теме "роль личности в истории" .
Посему вправе утверждать, что Михаил Сергеевич Горбачев был великим, да пожалуй, величайшим руководителем, из числа тех, кто взбирался волею провидения на верхнюю ступеньку административной лестницы СССР.
Его стараниями был разрушен античеловеческий 73 - летний коммунистический режим, который, какой парадокс, и поставил его у руля страны.
Причем, замечу, он обладал столь большой властью, которая и не снилась даже царям!
В конце 80 - х годов 20 века, в условиях, когда ограничительные вожжи власти ослабли, а согласно переписи населения, народов в РФ насчитывается аж 190, народ, населяющий РФ, начал постепенно осваивать собственную культуру, не исключая и музыкальную.
Устали внимать?
Тогда для разрядки анекдот в тему, разумеется, еврейский и о музыке:
- Когда же мы его потеряли, рассуждали родители Мони, слушая, как он на балалайке выводит "Во поле березонька стояла".
Вот теперь самое время вернуться к заявленной заголовком теме, вспомнив при этом о персоне Леонида Сонца.
В конце 80 - х годов прошлого века, он создал, пожалуй первый в СССР, в Казани клезмерский ансамбль.
Опаньки!
Новое слово - клезмер.
Вы с ним знакомы?
Нет?
Ничего страшного.
При наличии интернета, Вики всегда может помочь, предоставив нужную информацию.
Но статья в Вики о клезмерах слишком большая и трудна по первости к восприятию.
Поэтому скажу сам, коротко.
Само слово "клезмер" происходит из двух ивритских слов: "клей" (инструменты) и "земер" (пение).
Это не очень благозвучное для "русского" уха понятие означает как традиционную светскую музыку ашкеназов (восточноевропейских евреев), так и особенный стиль исполнения этой музыки. "Клезмерами" же называют исполнителей этой оригинальной музыки.
Считается, что "клезмеры" появились в 14-15 вв. в еврейских общинах Германии и соседних стран. Они играли в бродячих ансамблях на свадьбах, балах, ярмарках и других праздниках. Со временем клезмерская музыка переместилась на Восток, и "громче" всего заиграла в конце 18 в. - первой половине 20 в. на Украине, в Польше, Литве, Галиции и Бессарабии.
Отсюда - такие явные славяно-молдавские мотивы на еврейской канве. Инструментальный состав клезмерских оркестров только усиливал эту эклектичность: вела чаще всего скрипка, а дополняли ее цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта и барабан с тарелками.
С годами, а будет правильнее, с веками, клезмерсконаправление в иудейсй музыке диалектично развивалось, так что к 20 веку исполнителми музыки стали не лица, имевшие профессию, далекую от музыки, скажем цирюльники, а профессиональные музыкаеты - виртуозы.
Что касается дня сегодняшнего, то клезмер по-прежнему жив и востребован! Есть и ансамбли, состоящие из профессиональных музыкантов, не только еврейского происхождения, исполняющие "классическую" еврейскую народную музыку - с указанным набором инструментов и, главное, на "правильном" языке - идише. В качестве подтверждения сказанного достаточно привести пример с ансамблем "Алия", созданного в конце 80 - х прошлого века тогда еще куйбышевским (после смерти СССР в 1991 г. городу вернули его древнее имя Самара) музыкантом - виртуозом, способным играть на многих музыкальных инструментах, Марком Львовичем Коганом.
Согласитесь, у каждого народа в культуре и обычаях всегда присутствуют те или иные музыкальные инструменты, игра на которых украшает народные обряды. Например, у русского народа - это гармонь, которая так и называется русской гармошкой.
За несколько веков, клемерская музыка стала легко узнаваемой и оформилась в самостоятельное музыкальное направление.
Многие клезмерские мелодии были восприняты народами, жившими бок о бок с евреями в местах традиционного проживания, и послужили основой национальной музыкальной культуры.
Но об этом - чуть позже.
И Российская империя не стала исключением из такой тенденции.
Не стану глубоко заглядывать в века.
Ограничусь для подтверждения сказанного 20 - м веком.
Итак, стараниями М.С.Горбачева, подконтрольный ему народ уже к концу 80 - х годов 20 века почувствовал легкий ветерок свободы.
Именно в этот период появились профессиональные клезмерские ансамбли, руководимые еврейскими энтузиастами.
Первыми стали "Симха" Леонида Сонца и "Алия" Марка Когана.
У русского народа сложилось особо трепетное отношение к военному маршу под названием "Прощание Славянки", ноты которого были опубликованы в 1912 году.
Причин этой трепетности несколько.
Придется уйти чуть в сторону.
Во - первых, это считается в русском публичном поле намеком на славянство русского народа. Часто в различных публикациях упоминается, что нынешняя русско - украинская война является войной двух славянских народов.
Существует и легенда о славянском братстве уже трех народов - русского, украинского и белорусского.
Увы, русский народ к славянству не имеет ни малейшего отношения.
Об этом свидетельствуют результаты генетического исследования, предпринятого на гранты РФФИ в 2000 - 2005 гг. Главный вывод из этого исследования состоит в том, что нынешний русский народ - это угро - финны.
Этим исследованием в славянстве русского народа поставлена жирная точка (статья "Лицо русской национальности", журнал "КоммерсантВласть" No38, 2005 г.).
О войне "двух славянских народов".
Автор этих строк в одной из своих работ сформулировал постулат, гласящий о том, что все войны в истории человечества имеют межэтнический характер.
Вот с этой стороны надо и смотреть нынешнюю русско - украинскую войну.
О том, что русский народ никаким боком к славянству, сказано чуть выше.
Но и украинцев признать славянами невозможно.
Согласно многочисленным исследованиям, украинцы - это сарматы. Сарматы, разбавленные славянами.
Ведь славянские племена зародились в северном Прикарпатье. Откуда, кстати, родом, обвиняемый русскими во всех смертных грехах некий Степан Бандера.
Что касается якобы славянского братства в славянстве трех народов, то мы уже выяснили, что два из них нельзя признать славянами.
Но и белорусы не славяне, а славянизированные балты, литвяки!
Так что утверждение о братстве трех народов, причем называя истоком братства славянство, фактически является частным случаем утверждения о том, что все люди братья! Не более того!
Приведу в дополнение к сказанному информацию из исторического исследования Владимира Белинского "Страна Моксель или Московия" (Киев: Издательство им. Елены Телиги, 2008, 2009, в трех книгах).
К 12 веку на землях, которые позже, через 5 веков, уже после Петра Первого, стали именовать русскими в соответствии с ребрендингом Московии в Руссию, проживали только финские племена: меря, весь, мокша, чудь, эрзя, мари и другие.
Это подтверждают и археологические раскопки А. С. Уварова (Меряне и их быт по курганным раскопкам, 1872 г. - 215 с.).
Из 7 729 раскопанных курганов не обнаружено ни одного славянского захоронения.
Еще раз - из почти восьми тысяч захоронений ни одного славянского!
А антропологические исследования А. П. Богданова и Ф. К. Вовка, проводившие изучение человеческих черепов, подтверждают отличные особенности финского и славянского этносов.
Стало быть утверждения о славянство русского народа можно забыть!
Однако, если обратить внимание на написание в названии популярного военного марша слова "Славянки" с прописной буквы, то станвится ясным, что это слово представляет собой имя собственное, своего рода кличку, а не обозначение этнического происхождения какой - либо персоны.
Но тогда, спрошу вас, о чем речь?
Не стану мучать читателя. Расскажу.
В этом названии марша речь идет о названии небольшой речушки, русло которой, все 9,5 км, целиком разместилось на территории города Симферополя.
Откуда такое название у речушки?
Это именование, говоря по современному, стало своего рода тюнингом звучания в общественном поле, заменой всего одной гласной буквы в слове "Сливянка".
При отсутствии в Симферополе в начале 20 века развитой канализации, какую только дрянь не выливали в реку.
В результате, легко было заметить, что в ней то что-то плавает, и легко догадаться, что. То она воняет. То покрывается странным белым налётом.
Черт возьми, как далеко я отклонился от первоначальной цели настоящего эссе.
Возвращаюсь.
Вообще - то, можно было б настоящий текст разбить на части. И ту часть, о которой сейчас пойдет речь, назвать "Украденной еврейской музыкой".
Но тогда информационный разрыв между частями эссе, публикуемые по отдельности, неминуему приведет к утрате цельности восприятия.
Так что продолжу.
Марш "Прощание Славянки" был создан военным музыкантом, капельмейстейром 51-го Литовского полка, казармы которого распологались в Симферополе на берегу упомянутой в названии марша реки, Яковом Богорадом.
ЯКОВ ИОСИФОВИЧ БОГОРАД, военный капельмейстейр 51-го Литовского пехотного полка, был издателем и первым исполнителем пан-славянского ура - патриотического марша.
Но ему пришлось издать ноты марша под псевдонимом, под русским именем Владимир Агапкин!
Почему?
Марш издан Богорадом в Симферополе, в 1912 году, с ура патриотическими лозунгами на обложке издания, вызванными и определенными цензурными обстоятельствами, а именно - поднявшейся в то время волной пан - славянского агрессивного шовинизма.
( сопровождавшейся в том числе резким ростом антисемитских настроений. - следующий год - "Дело Бейлиса").
Марш представляет собой аранжировку и обработку хасидских мелодий (Хад гадья и Лешона).
Обе входят в Пасхальную Агаду.
Пасхальная Агада - это повествование, зачитываемое при проведении прничного, т.н. Пасхального сэдэра.
Эта мелодия была популярна в Крыму среди как еврейского, так и нееврейского населения.
Рассказ Куприна "Гусеница", описывает эту мелодию как песню подвыпивших балаклавских рыбаков, в 1905 году, т.е. за семь лет до создания марша.
А вы говорите - Агапкин.
Ну, ладно, не говорите, а подумали!
Яков Богорад расстрелян в числе тысяч евреев Симферополя в 1942, 12-13 декабря, в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, то есть - примерно на той же речке. Вот такое прощание Славянки..
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.
http://rebeka-r.livejournal.com/147190.html
Увы, тема авторства еврейских композиторов - создателей воистину культовых произведений, была тщательно скрываемой в России - и царской и советской.
Имена великих еврейских композиторов, создавших произведения, получивших мировую славу, сегодня практически неизвестны в России.
Смотрите сюда.
Это военные капельмейстеры
- 51-го Литовского пехотного полка Яков Богорад,
- 2-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Макс Кюсс,
- 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Евгений Дрейзен,
Яков Фельдман, Юлий Хайт, Семен Чернецкий м многие другие, чье творчество в России украли и сегодня приписали к "народным".
И следует заметить, что евреям в России было запрещено присваивать офицерские звания. Потому евреям, пробившимся на должности начальников военных оркестров, звания не присваивались, они назывались "военный капельмейстер" и числились вольнонаемными чиновниками военного ведомства вне разряда
По разному сложились их судьбы - автор маршей "Прощания славянки" и "Тоска по Родине". Яков Богорад и автор вальса "Амурские волны" Макс Кюсс вместе с тысячами евреев были убиты нацистами и их местными пособниками в 1941году в Одессе и Симферополе.
Семен Чернецкий стал генералом, начальником и создателем военно-оркестровой службы Красной армии, он дирижировал Сводным военным оркестром на параде Победы в 1945г.
Военные марши генерала Семена Чернецкого гремят на всех военных парадах в России, однако никогда не упоминают имя их автора.
Никто не знает, что будущий генерал Семен (Соломон) Чернецкий в 1903 году, будучи капельмейстером 14-й артиллерийской бригады, во время еврейского погрома участвовал в организации еврейской сионистской самообороны, был тяжело ранен русскими черносотенцами и потерял левый глаз
Перечислю бегло еще несколько маршей еврейских композиторов:
Вот некоторые из произведений этих великих еврейских композиторов, созданные на основе еврейского музыкального фольклора
Это уже упомянутые марши Якова Богорада "Прощание Славянки" и известный марш "Тоска по Родине".
И марш Макса Кюсса "Амурские волны"
И еще один еврейский военный музыкант, автор вальса "Березка" военный капельмейстер 26-го Восточно-Сибирского полка Евгений Дрейзен, награжденный за отвагу при обороне Порт-Артура Георгиевским крестом
Именно песню - вальс "Берёзка" любила исполнять знаковая в СССР певица Людмила Зыкина.
Опаньки, уже перешли к песням на еврейские мелодии.
Имя еврейского композитора Якова Фельдмана мало кому известно в России. Но его песни и романсы на основе клезмерских мелодий, очень популярны. Скажем "Ямщик не гони лошадей".
Абрам Самойлович Полячек. И его песни "Вижу чудное приволье" и "Родина", нельзя не упомянуть!
Согласны?
А вот и еще один еврейский композитор, неизвестный в России. Но созданные им мелодии, рамеется, украденные у него, послужили созданию популярных песен "Мой костер в тумане светит" и "Милая, ты услышь меня"
Это Эмиль Леви Вальдтейфель
Песня еврейских авторов Давида Самойлова (Кауфмана) и Виктора Столярова "Когда мы были на войне", сегодня в России объявлена народной казачьей!!!
А это, наверно, последняя еврейская песня на русском языке, учитывая то, что по данным Росстата, евреев осталось в России всего то 0,06% населения.
Евгений Агранович и Рафаил Хозак "От героев былых боев не осталось даже имен".
На этом все?
Конечно же нет!
Надо ж сказать хоть пару слов о песнях гражданской войны. И в связи с этим упомянуть про братьев Покрассах.
Приведу без изъятий и с сохранением орфографии автора, цитату из статьи Якова Капустина "Урок еврейского. Лагерные хроники", опубликованную ровненько 3 года назад на одном из известных литературных порталов:
"Лев Моисеевич Каганович не был родственником всесильного сталинского министра.
Он даже близко не был с ним знаком. Они были просто однофамильцами.
Бог испытывает того кого любит, и наш Лев Моисеевич нёс на себе всю жизнь нелёгкую ношу мнимого родственника сталинского сатрапа.
Ему постоянно мстили те, кто ошибочно его пугался, а потом не мог простить ему свою трусость, а также те, кому эта фамилия была ненавистна.
Во время описываемых нами событий нашему герою было уже крепко за шестьдесят, и он мирно себе трудился парикмахером в колонии строгого режима посёлка Вожский Коми АССР.
Большую часть своих лет Лев Моисеевич работал исполнительным директором в оркестре братьев Покрасс.
Были такие знаменитые братья на заре и в угаре Советской власти.
Они были обласканы правительством, потому что, как немногие композиторы советского периода умели сочинять мелодии (ВС- Мы уже знаем, где они черли свое вдохновение) , раздувающие красные паруса революции:
"Никем не победимая, страна моя, Москва моя - ты самая любимая!" - кто ещё мог написать такой всепобеждающий марш о столице?
А были "Три танкиста", "Если завтра война" и ещё добрых два десятка песен, которые уносили советских людей от суровой реальности в мир будущих свершений.
Наш Каганович знал братьев ещё до революции. Тогда братьев было трое.
С четвёртым братом Аркадием он познакомился после гражданской войны.
А с раннего детства он дружил с тремя мальчиками, подающими большие надежды.
Тогда ещё их папа, Яков Моисеевич Покрасс - мелкий киевский лавочник даже не подозревал о той высоте, на которую сумеют взобраться его сыновья, а потому радовался сыновьим заработкам со свадеб и ресторанов, которые позволяли семье неплохо жить, а детям по очереди учиться.
Музыка братьев заполняла собой киевские бульвары и кафешантаны.
Но грянула революция и размеренной, планируемой жизни пришёл конец.
Семья вынуждена была сорваться с места от непонятной власти украинских националистов, ревнители которой грозили евреям всевозможными карами, и двинуться на юг поближе к знакомому дворянско - офицерскому порядку, при котором не всё нравилось, но было вдоволь еды и музыки.
На радостях братья написали прекрасный марш для деникинской конницы:
"Мы белые кавалеристы, и про нас
Былинники речистые ведут рассказ..."
О том, как в ночи ясные,
О том,как в дни ненастные
Мы смело и гордо в бой идём."
"Веди, Деникин, нас смелее в бой...."
Песня понравилась, и её распевала уже вся деникинская кавалерия, когда в город вернулись с боями красные конники.
Братья, не дожидаясь прихода чекистов, срочно всё переделали и по городу уже разливался лихой красноармейский марш:
"Мы красные кавалеристы,и про нас........
"Веди, Будённый, нас смелее в бой...."
Песня очень тронула душу командарма, он даже хотел наградить музыкантов, но в город вернулись белые. И братья опять не ударили в грязь лицом......
Когда в ЧК и Политотделах отметили, что и красные и белые конники вдохновляются одним и тем же маршем, Будённый отдал команду повесить всю эту "жидовскую компанию", но братьев спас Клим Ворошилов, за что в новом варианте марша и ему нашлось место; а позже братья ещё и отблагодарили его "Песней о луганском слесаре".
Братьев зачислили в оркестр Первой Конной армии и простили им все грехи.
И только "лучший друг советских композиторов" товарищ Сталин иногда шутил с братьями по поводу их прошлого и, уехавшего в Америку брата Самуила.
От этих шуток Даниил Покрасс скончался не дотянув до пятидесяти лет.
А самый талантливый и изворотливый Дмитрий Яковлевич, пережив и Сталина и Хрущева, умер в уважении и почёте глубоким стариком".
Конец цитаты.
Но и это еще все.
А вы то дли.
Но для далейшего придется, уж вы не обессудьте, углубиться в историю. А точнее в период истории, когда Л.И.Брежнев не терял надежды уничтожить Израиль. Нным путем.
Его мо б было даже и простить. Что вть с больного на всю голову человка.
И в 1967 г. СССР вознамерился покончить с Израилем, ближе к лету.
Ну не мог знать Леня, что Израиле группа военспецов, возглавляемая полковником Ювалем Нееманом, в течении 15 лет исследовала различные сценарии будущей войны и принципы возможной реакции Армии обороны Израиля.
Один из сценариев и был реализован в Шестидневную войну, прославившую министра обороны Моше Даяна.
Кстати, выдающийся физик - теоретик Юваль Нееман был номинирован на Нобилевскую премию, но не получил ее из - за воинского звания!
ЦАХАЛ ботинком израильского солдата дал по морде СССР, а фактически Л.И.Брежневу, мол займись проблемами собственного населения, избавь его от голода. А к нам нечего лезть, тратить деньги. Они у тебя что, лишние?