Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|  |  |  | 
| Аннотация:От автора.          Недавно, на ХХ съезде комсомола, прозвучали слова о том, что "школьная реформа "буксует".          Главная причина этого, думается, в том, что педагоги и ученики  как-то незаметно отдалились друг от друга.          А как сблизиться?  С чего начать  молодому учителю или вновь избранному комсоргу? Как увлечь делами класса всех без исключения?          Ответ на эти вопросы поможет найти повествование об одном "трудном" классе - девятом "б" - и его  руководительнице.           Повесть была написана десять лет назад - по свежим следам тех событий, что легли в её основу. Но и сейчас  школе нужны  влюблённые в своё дело учителя и думающие старшеклассники. Пусть им поможет опыт предшественников.
 | 
 
 
   
   
                                                  Евгения Шалимова-Юзефович.
   
   
   
   
   
                                                   ЕЁ СТАРШЕКЛАССНИКИ.
   
                                                                 Повесть.
   
   
   
   
   
   
   
                                                               Череповец.
                                                                   1973 г. 
   
   
   
   
                            От автора.
           Недавно, на ХХ съезде комсомола, прозвучали слова о том, что "школьная реформа "буксует".
           Главная причина этого, думается, в том, что педагоги и ученики  как-то незаметно отдалились друг от друга.
           А как сблизиться?  С чего начать  молодому учителю или вновь избранному комсоргу? Как увлечь делами класса всех без исключения?
           Ответ на эти вопросы поможет найти повествование об одном "трудном" классе - девятом "б" - и его  руководительнице.
            Повесть была написана десять лет назад - по свежим следам тех событий, что легли в её основу. Но и сейчас  школе нужны  влюблённые в своё дело учителя и думающие старшеклассники. Пусть им поможет опыт предшественников.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                                                                        
   
   
                                       Моей маме, в чьём педагогическом таланте убеждаюсь всю жизнь, 
                                                                                                  посвящаю.
   
   
   
   
   
                                                              
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                                                             Часть 1.
                                         САМЫЕ - САМЫЕ - САМЫЕ...
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                                                                
                                                       1. Девятый "б".
      В учительской навзрыд плакала молоденькая преподавательница биологии. Её утешала тучная, степенная Валентина Васильевна: 
  -- 
Успокойтесь,милочка, что особенного, девятиклассник о женитьбе заговорил. Да нынче модны такие разговоры. Акселерация!
  -- 
Да, как же! Не акселерация, а хулиганство форменное, - сквозь слёзы, шмыгая носом, возразила юная биологичка. Маленькая, худенькая, вся какая-то беззащитная, она совсем не походила на учительницу - и, конечно, понимала это.
  -- 
Забудьте всё, идите в класс, как ни в чём не бывало, - усмехнувшись, с оттенком превосходства  рекомендовала Валентина Васильевна, перебирая пухлыми пальцами листочки с контрольными работами по химии.
  -- 
Ни за что! -  воскликнула Анжелика Сигизмундовна. - Подумайте, этот Усов посмел мне, учителю, сказать,что тему "Размножение" они летом на практике изучили! А Ломников, негодяй бессовестный, предположил, что я в этом вопросе  только теоретически подготовлена, - и опять юная воспитательница залилась слезами.
  -- 
Да успокойтесь, девушка, - заулыбался старый математик, - вот будет вам пятьдесят лет, никто и не заговорит на эту скользкую тему, так что сейчас надо радоваться такому факту.
  -- 
Нет, пусть они с завучем разговаривают на скользкие темы, а я хочу спокойно работать! -- неожиданно сердито воскликнула Анжелика Сигизмундовна и направилась к кабинету организатора, порой попросту называемого в школе завучем.
   Продолжение истории звучало так:
  -- 
Усов, тебя Елена Владимировна вызывает. 
  -- 
Меня? К организатору? За что опять?
   Класс грохнул хохотом. Пятеро парней, рослых, красивых, но вульгарных, сопровождал Усова в его шествии по коридору.
       Постучал, заглянул в кабинет.
  -- 
Можно? 
  -- 
Да.
     Широко раскрыл дверь, сощурился от яркого осеннего солнца, бьющего в глаза, спросил небрежно: 
  -- 
Всем?
     Елена Владимировна усмехнулась:
  -- 
На миру и смерть красна?
     Спокойно, чуть насмешливо  добавила:
  -- 
Нет, сначала наедине побеседуем.
     Усов ухмыльнулся, захлопнул дверь, прошёл без приглашения в центр небольшого кабинета, сел, полуразвалившись, на стул и внимательно оглядел учительницу.
  -- 
Скажите, Усов, вы всерьёз решили жениться?
  -- 
Что?! 
   Он выпрямился - наглости как не бывало! -  оглянулся:
  -- 
Это вы мне?!-пробормотал.- Почему это я должен жениться?
  -- 
Ну, как же иначе, если вы, молодой человек, так охвачены этой идеей, что даже с учительницей о ней беседуете! Значит, не терпится.
  -- 
Мне?!
  -- 
Естественно.Так вот что я хочу предложить вашим родителям. Школа позаботится об устройстве ученика Усова  в вечернее  учебное заведение, поможет найти работу... С регистрацией брака, видимо, тоже мы сумеем помочь, так как известно, что...
  -- 
Елена Владимировна! - парень вскочил, порываясь говорить.("Ах, как красив, строен, как великолепно сложен.Лицо какое умное, почему так нелепо живёт? Мы, учителя, испортили? Позволяем бездельничать, переводим из класса в класс без знаний... Надо немедленно исправлять положение. Но как?!")
  -- 
Да бросьте вы меня разыгрывать!
       -  И не думала кого-либо разыгрывать.Я понимаю, телевизор, магнитофон, диски...вокруг столько говорят и поют о любви, что вы...
  -- 
Почему вдруг на вы меня стали называть?
  -- 
Вырос человек... Жениться надумал...Что делать, разные бывают организмы... - учительница насмешливо поглядела на Борисика - так звала его вся школа, включая учителей и техничек.
     Усов вскочил, горячась и страдая от непонимания: чего хочет от него эта женщина, так последовательно, уже не первый месяц, вынуждая его бросить привычное атаманство.
  -- 
Итак, когда же я встречусь с твоей мамой для беседы о женитьбе? ("Нехорошо как-то, бью в самое больное место, ведь отлично знаю: только мать он любит и жалеет - сердечница.Нет, всё правильно, получится, как задумала.")
  -- 
Какая женитьба? Бросьте смеяться! Что, я маленький, не понимаю? Ну, извинюсь я перед Анжеликой.
  -- 
Сигизмундовной!
  -- 
Да-да, Сигизмундовной...Всё, что хотите, сделаю. Не вызывайте мать.Не буду я больше пацанов смешить...
  -- 
Не могу я верить такой нечестной личности.
  -- 
Почему это нечестной?! - вспылил Борисик, чёрные цыганские глаза его зло засверкали, руки непроизвольно сжались в кулаки.("Ого, каков характер! Не зря весь микрорайон боится. Вот бы мне такого в туристскую группу штурманом.А самолюбив!")
  -- 
Не ты ли обещал на комиссии по делам несовершеннолетних прекратить свои художества, а через пару дней мальчонку из 6 "б" избили, курточками накрыв...
  -- 
Пусть не наушничает!
  -- 
Тебя бы твоим оружием!
  -- 
Не возражаю, если  заслужил.
   ( "О, как тонко чувствует изменение тона,как моментально подхватывает предложенный в разговоре стиль.Отличным помощником мог бы стать.")
  -- 
Знаешь, что не уподобляемся тебе, а то бы возражал.Кстати, девчонок твои дружки за себя дежурить заставили?
  -- 
Пусть не ябедничают, мелкота зелёная.
   -   Велик сам-то. Послушаешь - ты один хорош.
  -- 
А то нет? Справедливый!
  -- 
Ого! За что биолога обидел? Мужчина! Хоть бы горсть в тебе  мужского... Человек первый год в школе работает, а ты охоту отбиваешь.Учительница математики готовится матерью стать - ты на её уроках петухом поёшь.
  -- 
Пусть не лезут в учителя, если толку не хватает. 
  -- 
Кому же с тобой нянчиться? Неучем останешься.
  -- 
Вам, например. На литературе все по струнке ходят,  а на катке с ребятами гоните, вся шпана расступается.
   ("Ха, потому и расступается, что с ребятами!")
  -- 
Подхалим несчастный! И не скучно тебе это?
  -- 
Я подхалим?! И ветром не подуло. Просто правду-матку люблю. Спросите у пацанов, всякий подтвердит.
  -- 
Ещё бы! Сколотил группочку, она и млеет от твоей наглости, а весь секрет в том, что ты старше и сильнее всех.
  -- 
Почему группочку? Все Борисика боятся в микрорайоне! ("Это уж точно!")
  -- 
Молодец против овец! У вас там одни  дошколята. А что - на учёбу - силёнок не хватает?
  -- 
Зачем надрываться? Так переведут. Знаем, учёные.
       -  Да неужели? Спорим, нет?
  -- 
Ну, если вы возьмётесь...
  -- 
Непременно. За 9 "б" вообще пора взяться.
  -- 
Меня первого пометут? В вечернюю школу? - Борис задумался.Чёрные глаза налились тоской, потускнели. - А если я учиться буду? Потом в техникум подался бы.Что-то к строителям потянуло. И мать просит: одумайся, мол...
  -- 
Вот-вот, самое время.
     Елена Владимировна, разглядывая задумавшегося Усова, ощутила в нём  вдруг какую-то перемену, внезапно зазвучавшую надломленность.("Наверное, боится, что не догнать одноклассников. Многое упущено.")
  -- 
В техникум, говоришь? Хвастаешь, думаю. Жидковата натурочка, силёнок не хватит себя переломить. Столько заниматься нужно.
     Блеснули остро цыганские глаза, белозубо сверкнула улыбка, размашистым жестом - точно шапкой оземь! - Борисик будто отмёл всё, что с ним раньше было.
  -- 
А вот посмотрим!
  -- 
Давно уж любуюсь, как ты детишек на уроках потешаешь.Скоморох!
  -- 
Этого больше не будет, вот увидите. Надоело. Правда, пора за ум браться. Мать обрадуется... Да, ещё говорят, вы новую туристскую группу набираете...
  -- 
И что?
     Усов помолчал, испытующе глядя на учительницу, осторожно проговорил:
  -- 
Меня штурманом...взяли бы? ("Как чувствует собеседника, чертёнок!")
     Чёрные глаза так и сверлили Елену Владимировну: не засмеётся ли? Длинная фигура подалась вперёд, лицо парня стало напряжённым, на нём ясно читалась готовность дать отпор в случае резкого отказа или издёвки.
   -   Штурманом? Подумаю.
  -- 
Правда? А я всегда считал - ни за что!
  -- 
Отчего же? Командирская жилка в тебе есть, воли хватит, если захочешь. Вот учёба...
  -- 
Ха, велика беда! На трояки всегда вытяну!
  -- 
Попробуй. Посмотрим, на что способен вчерашний атаман.
  -- 
А если...
  -- 
Тогда и поговорим.
  -- 
Вот слово даю! Перед Анжеликой извинюсь! Учителей больше не трону!Чего улыбаетесь? Вся школа знает:Борисик сказал - так и будет.
  -- 
Хорошо. Я всё запомнила. Иди.
     Как ветром сдуло парня, едва успела учительница заметить на лице его выражение удовлетворения и даже какого-то вдохновения.В дверях столкнулся с директором школы Анной Петровной. Извинился, пропустил её, потом вышел, мягко притворив дверь.
   - Что это он, какой культурный? И не узнаешь Усова, - удивилась Анна Петровна, заглядывая в глаза Елены Владимировны. - Устала?Но доканала его всё-таки?
  -- 
Ох, устала! Такое напряжение. Посложней, чем на педсовете речь держать, - учительница подошла к окну и распахнула его настежь.В кабинет хлынули волны свежего ветра, несущего от парка - он раскинулся всего в двух кварталах от школы - сочные запахи уходящего бабьего лета и последних цветов. 
     Час спустя разговор об Усове состоялся в учительской. Его начал преподавательница химии:
   - Интересно, Елена Владимировна, когда юноши из 9 "б" будут  приведены в нормальное состояние? Работать в классе невозможно!
      Как всегда, Валентина Васильевна не слишком утруждала себя соблюдением этических норм.
  -- 
Вероятно, тогда все юноши нашей школы будут работать, когда мы, учителя, приложим максимум усилий! - Елена Владимировна смягчила улыбкой резковатую фразу, продолжила. - Усов дал слово, что я о нём больше не услышу.
  -- 
И вы верите этому бандиту? Какая наивность!
  -- 
Напрасно вы так считаете.
  -- 
Нечего с ним либеральничать! Наказывать надо, да так, чтобы слёзы лились!
     Елена Владимировна иронически улыбнулась.
  -- 
Да-да, администрации давно пора заняться этим классом, - включилась в разговор юная Анжелика Сигизмундовна. - С ними же невозможно говорить о биологии. Сплошные смешки.Девчонки там вообще бестыжие. Теплова, например, откровенно скучает на моих занятиях.
  -- 
Это одна из лучших девочек в школе, - заметила Елена Владимировна, - Умница, прекрасный комсорг, добрейший человек.
  -- 
Не знаю, не знаю, - недовольно произнесла молоденькая биологичка, - там у них не поймёшь, где талант, а где нахальство.Такие требования предъявляют к нашему брату, можно подумать, что сами сплошное совершенство.
  -- 
Вот и отлично, раз уж требовательны к другим, значит, и с себя спросить сумеют. С таким коллективом интересно работать.
  -- 
Ой, товарищ организатор, вас бы туда классным ркуоводителем, узнали бы, как с ними интересно.
  -- 
А что? Может быть, именно так оно и случится. Как раз сегодня еду в больницу за результатом анализов.Врачи запрещают работать организатором, гоаорият, сильная перегрузка...
  -- 
И вы серьёзно хотите оставить руководящий пост? И возьмёте этот ужасный класс? - потрясённая Анжелика Сигизмундовна придвинулась ближе. Учителя плотным кольцом обступили Елену Владимировну, обсуждая ошеломившую всех новость.
   
   
                                                       2.Новый руководитель.
      Елена Владимировна шла за директрисой - так все в школе звали грозную Анну Петровну-  - по коридору, направляясь в спортзал, где прославленный 9 "б" занимался физкультурой. Сердце её стучало, рукам было холодно. ("Зачем я согласилась? Ничего не получится, я не одолею такой класс.") Вся школа знала: 9 "б"  - это не только знаменитый Усов, но и Ломников, бывший вор, осуждённый условно, и Шатров, лентяй и острослов, талантливый бездельник, которого даже учителя побаивались, и очень непростые  девчонки. Сорвать урок у любого учителя, в полном составе  сбежать с занятий по труду или факультатива, учинить массовую драку с параллельным классом - всё это было для 9 "б"  само собой разумеющимся развлечением.Правда, были там и хорошие ребята, но они терялись среди общей неуправляемой массы  своенравных и неуправляемых "бешников". Семь классных руководителей сменилось за минувший год в этом изумительном коллективе, и вот теперь ей, Елене Владимировне, предстояло работать с ним.
  -- 
Отпущу из администрации при одном условии, - говорила накануне Анна Петровна, - если возьмёшь 9 "б".
  -- 
Но я...
  -- 
Молчи, тебе достаточно у них и через день бывать.Ты всё сумеешь, они тебя любят.
  -- 
Что вы, Анна Петровна! Ошибаетесь! - возразила учительница. Она вела в 9 "б" литературу и отлично помнила, как на первый урок, к которому готовилась всё лето, опоздало восемь человек. Но чем-то они ей нравились, эти трудные ребята...
     Размышления прервал учитель физкультуры, появившийся на пороге спортзала:
  -- 
Все построены. Ждут. Чувствуют необычное.
       - Здравствуйте, 9 "б"! У вас новый классный руководитель: Елена Владимировна, - проговорила Анна Петровна.Она никогда не была сторонницей длинных речей.
  -- 
 Ура!!!
   И гром аплодисментов. Елена Владимироанв смутилась и рассердилась. Рядом стоял Вадим Сергеевич, преподаватель физики, её предшественник.  Он пытался своё недолгое руководство классом превратить в мирное сосуществование под девизом: "Ты не трогай - тебя не тронут".Не получилось. Чуткие ребята не приняли столь непедагогический ход.
   - Извините, Вадим Сергеевич. Они не со зла...Просто они литературу любят... и туризм,   -смущённо пробормотала Елена Владимировна, окончательно запуталась и замолчала. Она всегда терялась, если школьники оказывали ей  явное предпочтение. Даже когда она чувствовала,что это справедливо, на душе было нехорошо.
   - Бросьте, коллега. Я всё понимаю. Правильно, какой я педагог.Просто физик.
   Вадим Сергеевич, при всех его недостатках, обладал редким даром самокритичности.
      Стройные ряды девятиклассников нарушились. Девчонки прыгали, мальчишки улыбались. Кто-то пропел  "тра-ля-ля!", где-то прозвучало "Ну, теперь живём!", чувствовалось, новость многих обрадовала. ("Они ждут от меня чуда. Вон какие сияющие глаза у толстенькой Томочки.И с чего она, прогульщица и вертушка, улыбается?") Елена Владимировна почти физически ощутила ту тяжесть, что навалилась на плечи. ("Обмануть ожидания ребят? Нет, это невозможно. Значит опять сын не сможет достаточно видеть маму, а муж снова будет вынужден обедать в столовой  и грустно разглядывать меня по вечерам... Разгрузилась...")
   От тяжких мыслей отвлекли, как всегда, ребята.
       - Классный час будет седьмым уроком?
     Мелькнула мысль о несостоявшемся обеде дома, о  недоумённых вопросах, ожидающих её...
  -- 
Да, конечно, седьмым уроком. Для тех, кто хочет.
   Дружный смех встретил её слова. ("Хотят все? Едва ли. Впрочем, обычное любопытство: с чего начну? Однако...и тут не все одинаковы.Какие враждебные глаза у Гриши Ломникова. Злые? Нет, скорей глаза человека, который чего-то очень опасается. Ясно, тёмные силы будут вынуждены затаиться. Игорь Шатров, кареглазый крепыш.У, сколько иронии во взоре!Примет ли он меня? Костик Баранов открыто изумлён моим пришествием, простодушный. А как насторожено лицо, даже поза Реминой. Вот с кем столкнусь не раз. Очень трудная девочка. Да... Есть над чем подумать.")
   
  -- 
Ой, мамочка, ты не представляешь, какая она прелесть! - трещала Лизонька, прокручивая на мясорубке фарш для котлет. Только что вернувшись из школы, девчонка, как обычно, примчалась к матери на кухню поделиться своими "потрясающими новостями". - Подумай, к концу года, говорит, мы займём в школе первое место в соревновании комсомольских групп. Вы, говорит, теперь самые - самые плохие, так все думают. Конечно, уроки срываем, представь, труды прогуливаем. Биологиня, например, помнишь, со слезами сбежала от нас к организатору.Ой, смех, а Елена Владимировна явилась тогда к нам, строгая, неприступная, холодная такая. Как она говорила! При ней даже Ломников умолкает. Какая-то сила в ней  есть.Я обязательно учителем буду. И только по литературе! Всю жизнь у ней учиться буду! Как хорошо, что ты у меня всё понимаешь! - Лизонька вскочила, откинув толстую русую косу. Обняла Агнию Георгиевну, расцеловала и провела пальчиком по маленькому шрамику над губой - её обычный жкст в минуты особой нежности. - Так вот, слушай дальше. На классном часе Елена Владимировна говорит: "Мы должны три цели поставить на год.Первая - стопроцентная успеваемость - это в нашем-то классе!- пятнадцать человек на 4 и 5 - из тридцати трёх. У всех дух захватило! Вторая - готовить себя к пятой четверти и создать трудовой лагерь на месяц...Знаешь, мама, это, как сказка.Ну, кто не мечтает о трудовом лагере! Представляешь, месяц - все вместе, работа ужасно трудная, зато вечера... - Лизонька мечтвтельно вздохнула, и даже Агния Георгиевна представила себе тёмную ночь с манящими звёздами на небе, рыжий костёр и задумчивые глаза ребят, одухотворённое лицо их воспитательницы...
   Лизонькина мама почувствовала удовлетворение: наконец-то у дочери хороший наставник в школе.
      -Мам! А третья цель - отлично провести поход. Туристский! Двадцать дней на плотах по горной речке Берёзовке...Знаешь, Елена Владимировна сказала, что кто выполнит все три условия на отлично, может считать, что к десятому классу подготовился по-коммунистически. Как ты думаешь, смогу я год кончить только с тремя четвёрками?
      Агния Георгиевна вздохнула.
  -- 
Мамочка, миленькая, не сердись!Это чудовище, химоза наша, это не человек! Ну, хорошо, хорошо, не буду, а то у тебя лицо  такое, будто ты личное оскорбление получила. А если наша Валентина Васильевна очень неумная особа да ещё сплетница! Мы её всей школой ненавидим. Могу же я за всю жизнь одного плохого учителя  встретить..? Но я отклоняюсь. Не смейся! Знаю, скажешь, я только и отклоняюсь, а на самом деле всё имеет прямое отношение к существу вопроса, как говорит Елена Владимировна.Так вот, мы начали новую жизнь.Всё у нас иначе! Были самые-самые плохие, станем самые-самые хорошие. Не веришь? То-то. Мы тоже верим.
      Тоненькая, трепетная, она торжествующе  вскинула вверх руки и повертелась на одной ножке.
  -- 
Расскажи мне подробней о моей сопернице, - полушутя предложила Агния Георгиевна дочери. - Хотя бы знать, на кого моя Лизонька молится.
  -- 
Ой, что ты! Она чудесная. Вот слушай. Даже внешне прелесть. Помнишь, Тургенев говорил про Павла Петровича, что в осанке  его было то устремление вверх, какое обычно исчезает у людей после двадцати лет? Так вот, у Елены Владимировны тоже есть такое устремление вверх.Точно! И походка лёгкая, хотя ей уже тридцать пять лет. Это, наверное, потому, что она всю жизнь туризмом занимается. Ой, наша учительница вообще очень молодо выглядит.Её в походах часто за школьницу принимают.А-а, я знаю, почему, -  протянула Лизонька, - у взгляд очень чистый, как у ребёнка. Правда-правда, мама, вот обрати внимание, когда в школу придёшь...Хотя нет, в школе она другая. Строгая, недоступная, очень-очень требовательная. Но вот опять же не всегда.В перемену говорит с кем-нибудь у окошечка, любит почему-то у окна беседовать, в такие минуты она совсем тёплая, домашняя какая-то , не знаю даже, какая лучше: у окошечка, в походе или на уроке...Всегда разная и в то же время одна и та же.Да, так я о глазах говорила.Очень доверчивый взгляд и какоё-то приглашающий к дружбе, к откровению. Скажешь, так не бывает? - девчонка искоса взглянула  на улыбающуюся мать, сама себе ответила, продирижировав в такт рукой. - Бы-ва-ет! Точно знаю. Потому её все ребята и понимают.А ещё она просто красивая. Знаешь, это тоже важно для учителя, оказывается.
   Придёт наша "ВЭ в квадрате", химоза, -ой, да не сердись, не буду больше, - толстая, расплывшаяся вся, как медуза, причёской своей, времён  тридцатых годов, всех насмешит, сядет, еле на стул вместившись, ноги толстые в сапогах выставит - фу, какое тут уважение.А Елена Владимировна явится стройная, лёгкая,  каблучками постукивает, костюмчик элегантный, модный. Волосы тёмно-каштановые  красиво уложены. Глазищами серыми,  огромными, как глянет в самую душу - не хочешь, да  начнёшь заниматься. Нет,мамочка - мамулечка, очень трудно настоящим учителем быть.Но я всё равно буду, вот увидишь!
      Многие девятиклассники в этот вечер обсуждали дома  появление нового классного руководителя.Конечно, не все так восторженно, как Лизонька, приветствовали его, но все чувствовали: для класса наступило время серьёзных перемен. Елену Владимировну в школе любили и побаивались.По меткому высказыванию одного из выпускников, она была как раз тем учителем, к которому нельзя относиться равнодушно, его можно только любить или ненавидеть.Однако и те, кого нельзя было отнести к друзьям и поклонникам  бывшего организатора, чувствовали главное: в Школе - смысл жизни этой женщины. 
         
                                                              3. Странный талант.
      По утрам осень шуршащими шагами подкрадывалась к самой школе. Првоклашки охапками несли из парка последние багряно-жёлтые листья. Каждую перемену видели теперь девятиклассники свою руководительницу. Иногда она просто сидела на последней парте и наблюдала за своими подопечными.("Уже октябрь начался, а Ломников  в лёгкой курточке в школу бегает, и рукава у ней совсем протёрлись.Значит отец опять беспробудно пьёт. Надо о материальной помощи похлопотать, ребятишек в семье ещё двое...Лиза. Что-то сегодня глаза
   грустные. С Женей поссорилась?Нет, едва ли. Красивая у них дружба. А вдруг он её оставит? Сломит тогда девочку первое разочарование...Ремина.Удачным оказался наш последний разговор, теперь она целыми днями в кабинете домоводства пропадает.Всерьёз шитьём увлеклась.Только на пользу ли?")
  -- 
Елена Владимировна, вот вы где! Еле разыскал! - запыхавшийся Борисик склонился над учительницей. - Я галстук забыл сегодня, скажите им, пусть меня в газетку не рисуют! Честное слово, последний раз!