Шищенко Евгений Владимирович
Осмотр времени. Часть Vi

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:



        501

        Люди на задворках империй находят себе цели, вычурные снаружи, сладкие внутри. И кто знает, кто оценит, где среди этого пустое, а где - разминка Леонардо?



        502

        Воля Господа - лишь чужие слова, которые мы должны переписать по-своему. Или те же литеры просыплются из-под наших перьев, а значит мы - Рабы Господа.

        Мы недостроены - всё ещё ищем, а нам пытаются дать финал, тупик. Многие считают, что они как раз достроены - и как-то живут! Но есть фундаментальная недостроенность, в этом драма. Устрани помехи, накорми, согрей - драма задрапируется, но не прервётся.



        503

        В беседе атеиста с верующим многое кажется тому и другому ответом на вопрос: "Почему собака, когда летит, машет крыльями вперёд-назад, а не вверх-вниз, как треугольник, и при этом не поёт?"



        504

        Мир со свистом падает вместе со мной. Ржавчина на металлических деталях. Трещины на стенах домов. Неровности кожи, крошащиеся зубы, болезни. Мой удел - непонимание, ведь огонь внутри, то, что смотрит, оценивает, недоумевает, - не меняется, не поддаётся распаду. Вещи распадаются будто со скуки: если бы хотели оставаться самими собой, то были более устойчивы к износу. И уже начинаю всерьёз задумываться, что тело - лишь временный приют для сущности, которая недовольна им, которая хочет отправиться дальше...

        Шагаю, ничего не зная о следующем шаге. Прихожу к цели, возвращаюсь домой - тайно и стыдно, уже почти равнодушно надеясь, что что-то собьёт моё движение и направит к целям иным - которых, тогда уж, непременно достигну. Но это всё блазнится! Серебряный отсвет в волокнах пустоты. Иризирующее отсутствие.



        505

        Многое в обыденности можно приписать холодной игре рассудка, но не страсто- и не честолюбивого, а разума-бездельника, который оцепенело сидит за письменным столом, глядит в вечно ненастное небо и машинально двигает подвернувшиеся предметы. Небеса не расцветают солнцем, и капли на моём окне не блестят.

        Для себя я слишком очевиден, помню свои промашки, каждый день просыпаюсь обратно к своим слабостям. С этой паутины не слезть, утешает, что я - паук, но не муха, одинок, но могу двигаться внутри одиночества, распрядая его шире. И мои собеседники превращаются в мух - я пожираю их вместо того, чтобы дружить или любить.

        А кому-то склёвывать и пауков.



        506

        Кое-что из классики, даже у Моцарта, кажется танцульками для мышей. А в Бахе - мерное дыхание... только так дышат не люди, а горы. Не прозрачность дня, а ночная бездна.

        Долбили в школе нас Чайковским, Рахманиновым, хотя у второго кое-что нравилось. Нелюбимый, непонятный предмет, высокомерная молодая училка... На последнем уроке музыки, помню, спросила, что́ хотелось бы послушать из изученного. И весь класс назвал грузинскую песенку "Чучалави" ("Цыплята") - это дикая щекотка какая-то! Что-то тогда сдвигалось в голове, и через десяток лет я прилип к фолк-музыке, как к полевому мёду.

        Отзвучав рядом с музыкой, продолжаешь звучать дальше. Музыка ушла, но камертону не спится.



        507

        Любой экуменизм не должен слепо разминать старые символы в замесе Целого. Нужно что-то новое! А для этого следует ясно видеть корни всех религий - кто это может?! Кто расскажет, "зачем людям верование"?... И "Целое" - оно не бы́ло, а есть - и не прерывалось, и не прейдёт. Какой-то стержень внутри нас. Он не потерян, потому что можно лишиться руки, но не позвоночника.



        508

        Никогда не видел жизненных перспектив. Были зацепки - цеплялся, как за пролетающий автомобиль, и куда-то доехал, только это не отменило переосмысления ценностей после. Но чего-то хотелось - и осуществлялось малыми шагами. На первом повороте - не видно желаемого, поворачиваешь, и на третьем вдруг выходишь к нему.

        Сложно учить жизни. Есть только примеры, собственная изодранная или избалованная шкура. Мало кто может сказать, что он лишь посол. Нужно уже́ быть полу-просветлённым. Посол бед своих...

        Разыскать признаки неудачника. Вчитаться в них. И вычесть это из себя - кем бы ты ни был. Да, признаки "удачника" легко увидеть в детках состоятельных родителей. Как бы не так! Есть сорт людей, опирающихся на связи, но есть те, кто опирается только на себя и тоже куда-то взбирается. Многие вещи делаем, погружаясь в неизвестное, этому не помогут "связи".

        Кем хочешь быть? - и если хочешь быть топором, придётся смириться с отрубленными головами.

        Всё решают желания. Желание покоя, как в моём случае, или желание власти, или желание блеска. Или страсть к стройности мироздания, как у многих и многих учёных-систематиков вроде Вернадского, Циолковского, Эйнштейна, Ферсмана, Ефремова. Или страсть прислушиваться к призракам и впускать их, когда громко стучат, - как в случае великих художников и писателей. Желания, похожие на паранойю, крутят цивилизацией. Желание Александра пойти и победить... и стереть себя о дорогу.

        Кто научит нас желать в полную силу? Сначала желать, потом разбираться, что́ подлинное. Конечно, управлять, но после того, как научишься желать. Уметь наблюдать свои желания. Мыслителям, любителям абстрактов это вполне доступно. Вопрос, как ты будешь расшифровывать желания - по-сво́ему или по чужому.

        "Выше головы не прыгнешь," - шипят аксакалы. А кто-то прыгает... "Это всего лишь выявление предела своих способностей," - говорит философ. Но по итогам прыжков оказывается, что голова-то ого-го, как высока! "Прыгай. Всё решит итог," - вот мудрость. Жестокая, допрыгаться можно. Быть Наполеоном - не научишься, и это - не собственная оценка. Можно изображать Наполеона, но тут есть вероятность покататься на белом экспрессе.

        Но неужели хочешь быть союзником тех, кто останавливал тебя?

        Стараясь быть полководцем, позволь себе не быть полководцем... наступит момент, когда ты не сможешь не быть. Поднимаясь в гору, не думай о горе. И приготовься быть несправедливым в пути.

        Великие художники рисовали, что хочется, но не только. И многие вкладывали "хочется" в "нужно", есть такая способность увидеть любую службу - "своей". Первое назначение художника: смотреть в себя, а о втором умолчу... о третьем - решат потомки. Смотреть в себя и вытягивать грёзы за уши и хвосты из тьмы Ид, Эго и чёрт-те-чего.

        Малый шаг - начало великих дел... или не начало. Сила "блаженного" в том, что ему наплевать - и он пройдёт по воде.



        509

        Так хочется отогреть людей, говорящих "всё тщета", "всё тень". Укутать пледом. Показать полевую даль, полевой цветок. Угостить орехом, ягодой, куском сладкого имбиря - чтобы вспыхнула искра во рту!

        Первого - себя, ведь заклинания-ключи сочиняю для вспоминания и удержания собственной веры.



        510

        Пробежал утром 19 километров по парку на лыжах - и даже не почувствовал жажды. ...К солнцу, взбирающемуся по красным ступенькам, летела луна - узкая сабля. Огибая остров паркового озера, на каждом круге замечал нового рыбака - откуда они берутся? В одном месте подо мной гулко - по всей ширине - треснул лёд. Но он толстый, не боязно. Протока под мостиком промёрзла на метр, и в этом тёмном метре - цепочки пузырей, как восходящие караваны белых медуз.



        511

        Найти учителя, чьё знание точно впечатывалось бы в тебя, - утопия. По-другому, более абстрактно: утопия - получить знание, но обрести - не утопия. Утопизм - узрение одной лишь грёзы и нежелание искать путь к ней от земли. Путь к утопии возможен, но результат непредсказуем. Она становится ступенькой с каждым результатом. "Полёт в космос - это утопия!" - говорили когда-то.

        Многие считают центральной утопией - бессмертие. Бессмертие пусто, если не знать, чем его заполнить, и Рай "до грехопадения" - это беззаботность. Мне же видится другая утопия: жизнь в действии! Она вкодирована во всякий род, от букашки до человека. Беспредельная экспансия. От человеческого эгоцентризма следует не отказаться - а вплести в План. Если часть Плана слаба, то башня рухнет за полшага до Бога.



        512

        Стоит перейти некий порог - возраста, сиречь, утомлённости либо глубины понимания - и епитимья из наказания, личного бремени превращается в служение и личное благо, как и было задумано. Хотя бы заказ-наряд, который выписываешь себе сам. Устал от жизни - сядь, постругай палочку?... нет! - возьми вату и почисти клавиатуру клавишу за клавишей.

        Возможно, этому повороту помогает рост сверх-эготичности. Едва сложившемуся сверх-Я сопутствует подчинённость, принятие внешнего влияния, но ещё не укоренение его, неполное присвоение. Зрелое сверх-Я начинает тихо говорить: то, чему учили тебя, а ты не верил и покорялся не иначе, чем надломив себе хребёт, - вдруг видишь верным, и действуя без указки, следуя собственному разуму (если он крепок и ясен), сделаешь так же. Применительно к государственному самоосознанию это отвечает эволюции (мирной и постепенной... коей есть альтернативы куда горше) бунтаря в патриота, негативиста, пинающего песчаные замки, в строителя башен и плотин.



        513

        Поднимался в верхнюю часть города по извилистому съезду, и луна зыбилась над горизонтом то справа то слева - неровным блином, залежалым с масленицы.

        Доводилось видеть летнюю луну - медовый черпачок над крышами; и луну ранних сумерек - парус рыбака в сапфировой волне; древесную луну - разбитую листьями на пять серебряных птичек; полуживую - обрезок ногтя; затменное бельмо (следил тогда от первой тени и до очистительного финала - под аккомпанемент "Moondawn" Schulze). Прошлой ночью луна была и наяву: лазерным светом меж занавесок указывала точно в щель двери, - и во сне: приснилась луна около солнца, отчего-то видимая тёмной. Но в описанный момент дороги она была похожа именно на бурый блин!



        514

        Следуешь грёзе, а не слову. Можешь молчать, верно? Но грёза заставит тебя говорить.

        Потом образы уйдут, останется написанное. Только не сжигать его. Как многие делают, спотыкаясь о какой-то рубеж. Даже если стыд - он временный, знаю. Стыд - если вместо начинки получалась пустая обёртка, чужесловие. Рассказываемые истории с давних времён становятся эпосом. Грёзы мотылька, росчерки крыльев на миллионолетней стене.



        515

        Смысл слов дрейфует, оттого что мало на свете последовательных людей, которые твёрдо видят и помнят свою картину мира.



        516

        Рад появлению воды в сновидениях. Это море или река, всегда с ощущением простора, не яркого южного, а попросту свежей синевы. И зелёный или песчаный берег. Странно, но вода участвует и в повторяющемся мини-кошмаре "Некуда деться" - когда забредаю, вроде как, в болото и впереди - лишь поблёскивающие топи, а вот уж и позади.

        В снах подчас - сильные, оригинальные образы. Кто поможет нам перепрясть путаную кудель снов в суровое полотно повествования? или хотя бы в настенный гобелен? Бывает, один сон напоминает о другом, давнем. Будем благодарны им: покуда сжигают страх и всё мерзкое - оно не выйдет на дневную поверхность.



        517

        После десяти сделанных дел чувствуешь себя отдыхающим Гераклом. Но остерегайся планировать на завтра ещё десять - потому что вскоре станешь состоять только из дел, как пена - из пустот.



        518

        Благорастворение в культурпродуктах - болото! Собственно, и пытаюсь понять, зачем и почему так.

        "Где-то настоящая жизнь" - химера! Настоящая жизнь - твоя, тут и теперь. Завтра двинешь руками - и будет другая настоящая жизнь. Вопрос в том, что производишь, что выходит из тебя и для кого.

        Тщеславие тщетно. Кажется, нужно - любопытство.



        519

        Первое, чем заняты молодые работники, - побегушки, но на этом учатся, проявляют разные способности. Позже на них оседают функции, как лавровые, то ли терновые венки. И вот: твои умения рождаются или наносное, проросла ветка из сердца или воткнули что-то снаружи? Жаль, что те начинающие, которые вправду умны и многому научились, постепенно закисают, если нет сильных задач. "Способности" - это простая функция, которая оказывается полезной в простом деле, но таких функций много - а дело выпадает всего одно.

        Можно "добиться успеха", но настоящий успех внутри, не вовне. Поэтому место, в которое ты пришёл, может оказаться маской, притворством в угоду толпе или собственным лени и страху.

        Первое, с чем сталкиваешься на службе - подчинение: как подчиниться и как к этому относиться. Кто этого не понимает и начинает вести себя, как "малолетний преступник" или как жертва террора - долго не продержится. Потому что первая "покорность" это способ осмотреться. Знаю неуживчивых людей и знаю такого персонажа внутри себя.

        Мы неизбежно окажемся под лидерами, и надо уметь оценивать лидера, чтобы не терять собственное достоинство, подчиняясь. Если он вороватый - кем быть? Если он, не научив, говорит "задачу понял? - выполняй!" - как быть? Но лидера-слабака ты не в силах заменить.

        Самый вред плохого начальника: рядом с ним чувствуешь себя ни на что не годным. Неумелой ложкой.



        520

        Жизнь многослойна. Жизнь только для тебя - в том, чтобы "раскрыть себя", но до поры этой жизнью не занимаешься, потому что твою морду от неё постоянно отворачивают. Да, есть внешняя жизнь, в которой ты обязан просто наполнить брюхо вечером и утром. Есть внешняя жизнь для других, в которой - должен обрести лицо и статус. А если не раскроешь себя, то силы не будут полными, всегда словно вбок. О да, нам хватит и этой искривлённой силы, чтобы выжить! Но она всегда слаба, пока ты не понял, к чему способен более всего.

        Тянуло на философский факультет или в минералогию, но стал я ИТ-специалистом. Такие люди разрываются между "хобби" и службой - всегда! - и работают не в полную силу, не в радость. Без огня, без игры. Однако ж, бросив себя в практику, я посмотрел мир, хоть часть. Поэтому, хватаешься за многое? - и хватайся! ошибайся! корячься! Жизнь - в этом, не в ощущении безысходности. Не рыбой об лёд - а крысой в лабиринте. Над крысой - лаборант, впереди - лабиринт, а жить-то хочется, может и выпрыгнешь.



        521

        Всякая результативная методика должна служить этому миру. Моё убеждение: это наш мир. Что бы ни было внутри у нас - дух ли внешний, огонь ли здешний.



        522

        Власть требует постоянного напряжения даже от тех, у кого отсутствует совесть. Люди, которые на это способны, идут далеко и высоко. Верю, что они эффективны, знаю, что они есть. Но "доверять" ли им? - не тот глагол. "Следовать".

        Ключ - не к тому, как стать Владыкой Горы, а к тому, как смотреть на власть, как взвешивать чужую власть ...а именно этим нам предстоит долго-долго заниматься. До самой смерти, если не побредём по застеклённым полям. Не прикладывай власть-линейку к себе! - прикладывай к другим. Иначе почуешь негативизм и будешь жевать только его.

        Задумавшись о власти, ты увидишь, что именно входит в молодых людей через высоко поднятую правую руку.



        523

        Речной шум поселился в русской крови после первой же моей поездки на Алтай. Я много времени проводил на берегу Катуни - зелёной реки. Правда, чуть выше Горно-Алтайска она не совсем горная - не рокочет, а шепчет в гальке на мелководье излучин, или смеётся около скал-прито́ров, или всхлипывает под краем зализанного льда.



        524

        Неистинна та форма веры, которая держится обрядом.

        Ночью думал о подлинной вере... грезилась "вера в Место", как развитие атеистической "веры" в материю, основу всего. Вера без поклонения грезилась мне, чуждая ритуалов - либо порождающая ритуал из конкретного события. Увидел дерево - коснись его, увидел реку и берег - сядь, осознай, где́ ты, что во́т единственно подлинный алтарь, не сотворённый человеческой рукой. Не поклонение - а исследование, не служение - а постройка.

        Но размышлять ещё над этим столько, сколько Волге течь.



        525

        В ссоре давая понять "тебя для меня нет" либо "меня для тебя нет насовсем", родители действительно теряют детей и насовсем. Дети могут ходить, улыбаться, соглашаться, но уже отрезаны. Постепенно, цепочкой разных непониманий родители становятся для нас силуэтами, от которых нужна только часть информации, основное - отсеять. Вот это грустно, потому что воспитывает в нас непрощение.

        Как обесцениваются близкие? как до этого доходит? Дело опять в шаблонах поведения. Мы, дети, тяготимся одним и тем же, что слышим от родителей. Мы, родители, закукливаемся в заботах, выставляя наружу шаблонные реакции, - доходит, что изъясняемся теми же выкриками, какие слышали от предков. "Близкие" - значит присутствующие более-менее постоянно и на виду. Все "автоматизмы" играют крещендо. Повторённая 10-15 раз реакция родителей на раскиданные вещи теряет убедительность, а когда-нибудь и адекватность. Тогда дети, уже чувствуя меру вины, спрашивают себя: "За что меня так?" - и определённый класс информации, иcпускаемой родителями, отбрасывается. Так - раз за разом, кусок за куском спектра - близкие обесцвечиваются для нас, остаются функции: покормят, дадут денег, ни слова больше мы от них не примем.

        Видит ясеневый пень, я старался встать на обе стороны баррикад.



        526

        Красивые считают, что у них уже есть опора. Некрасивые всегда её достраивают. Кстати, красивые любят грязь и ищут её. Потому, упав туда, узнаю́т, что нет навыков подняться.

        Со временем опора красивых крошится... а у некрасивых - перестала зависеть от них, да и от погоды. "Твоя опора - потеряна, а моя - построена": стрекоза и муравей.



        527

        Стыдно вспоминать детство, пока не сможешь сечь скальпелем по зажившему. Резать бы, как опухоль. А с другой стороны, пока не придут червячки, не расстанешься ни с чем, как ни вырезай.

        Я был тем, кто сидит не на первой парте, его не ставят ни в грош девчонки, но, кажется, он умеет дружить... Причудливым посторонним, которого поклёвывают, но не макают в грязь. И в разные школьные эпохи люди ведут себя по-разному! Я тоже травил того, в ком реально не было достоинства, он был неуклюжим кандидатом в вытрезвитель или психушку. Меня пытались загнать в роль отверженного, но это не удавалось - я продолжал резвиться и доказывал другим свою не-бросовость.... пока однажды не признал себя виноватым.

        Но слабость слабака проверяется не всегда в том же самом. Есть узкий стальной лист: он гибок в одном направлении, на него нельзя положиться. По другой оси он слишком тонкий, сверли да пробивай. А третьим краем он срубает головы. - Таков поворот: архетипическая метафора не выпустит тебя, как и глобальная метафора Сцены или Войны. В своё время я заплутал в них... и не факт, что выплутал из тех пыльных кулис.

        Несмотря на детскую волю хитрить, я многое воспринимал и воспринимаю прямолинейно - как вероучение, как технологическую инструкцию. Потому что иначе - никакая инструкция не работает, нет полезного, значимого... плоть знания расползается плюралистичной и, в итоге, анархичной гнилью.



        528

        "Дети - их самое главное преступление и, одновременно, возмездие," - пришло на ум лет в 18, когда обдумывал себя-"ребёнка". У кого-то это преступление совсем маленькое, вроде наколотой чашки.

        Нет целостных и здоровых натур, везде патология, хоть крохотная. Правда, любовь лечит, но и связывает по рукам и ногам.

        Ребёнок, знающий, что для него близкие отказываются от своих желаний, - кем вырастет? представление о чём будет в нём отсутствовать? Ведь он наблюдал родителя-придаток, самокастрированного, чересчур обессамостного. - Я видел недавно бабушку с внуком в автобусе. Всё для внучка́... он у неё мобильник отбирает, командует, она у него спрашивает: "Может сюда заедем, может туда заедем?" - и это не Альцгеймер.

        Но мы вынуждены жить такими, какие получились. Есть что-то, прорастающее во время жизни, что-то своё, стебель, который огибает валуны. Это убивается медиа и влиянием медиа-вовлечённых друзей. Исследовательский азарт, огонь! Он горит, когда ищешь, и взметается, когда находишь, но для этого нужно - думать, искать, шевелить щупальцами. В этом - пассионарность. Иногда кажется, что у 90% людей - от школьных друзей до коллег - кто-то удалил половину мозга. Они не глупы. Тогда, когда поддаются эмоциям, у них нет ничего над эмоциями. Но не только это.

        Приходится оборачивать меч остриём к себе: а я, "многовидящий и многомудрый", утекаю в песок, ничего не рождая, никому не становясь нужным. Мне тоже нельзя верить, может быть.



        529

        Лыжная прогулка выдалась со снегом, летящим в ветре. Поначалу снег был мелким, а ветер - встречным. Позже, на открытых пространствах ветер стих, а снег вдруг пошёл хлопьями. Весь мир заполнили опускающиеся пятна, оттенённые темнолесьем, что поодаль. Я двигался вперёд, а они - совсем по-другому. Если бы мы воспринимали нейтринные потоки, то относились к зрелищу примерно так же: пересекается непересекающееся, минует друг друга несмешиваемое.

        И когда я вставал посреди просторной, выбеленной плоскости, всё равно было уютно. Ветер и снег - это просто ветер и снег.

        Перешёл две из трёх ЛЭП и по вчерашней лыжне - спасибо следопыту - проник в таинственные каналы, изгибающиеся под прямыми углами. Именно до этих мест никогда не доходил, но знаю, ка́к мелиорационные каналы выглядят летом: ровные, будто прочерченные горним стилом, окаймлённые брустверами. Взбираешься на бугор, а там - чёрное зеркало вправо и влево, сдвоенные прочерки упавших стволов... и эти "мосты" не для людей. Зимой же канал - ровный проспект ниже уровня леса, со старыми берёзами, пузато выпирающими из-под берега. Ответвление вывело в белизну озера-торфокарьера, канал уткнулся в тупик. Я оказался на каком-то мысу, то ли насыпи - и сейчас усмехаюсь: в той глуши, как в пугающем сне, подо мной была вода, и позади - вода, справа и слева - вода.

        Возвращался, отсчитывая обратно те же ЛЭП, и видел, как по просеке бегут полупрозрачные карлики, размахивая множеством лап, но вот ветер осадил - и они рассыпаются в пыль.



        530

        Есть люди, как падение звёзд. И люди гаснут... их могут окатить водой и хорошо, если водой.

        Есть опасность в аллегориях, потому что они более твои, чем человека, о котором сочинены. Атмосфера, подсветка. Другое дело - когда ищешь подобных людей и можешь, ведь, найти!



        531

        Гуляю с друзьями по парку. Наши скромные северные цвета понемногу протирает и подмалёвывает весна! Сосновые анфилады высвечены солнцем, обрамлены рыжи́знами коры и изумрудной хвоей... уходят вглубь голубые тропинки, а там, в сумраке, стволы дерев перебирают фигурку лыжницы в красном костюме.

        Дышу свежестью знакомых улиц! "Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна."



        532

        Иисусоподобная виктимность очень редка, встречается не чаще, чем раз в 2000 лет. Не встречал близко. Честных, чистосердечных жертв не встречал. Очень много возмущённых жертв, возмущённых-но-неисправимых жертв.

        Когда жертва впадает в боевой транс, её поступки чрезвычайно жестоки, более, чем того требует ситуация. Облик жертвы, как мимикрия?



        533

        Прекрасна работа мэтров электронной сцены Rainbow Serpent & Fanger & Schönwälder "Elektrik Cowboys" 2009. Крайне медитативно, но не релаксация, этакий пульсирующий мозг. Даже что-то от IDM, только I в кубе+DM. И если это Dance Music, то так могли бы танцевать философы иных миров.



        534

        Иногда беседа - это ужин. Поговоришь - и сыт.

        К сожалению, беседа уютна и полна мудрости и взаимоуважения только с мёртвыми... или электронными друзьями.



        535

        До́рог текучий блеск в людях... узоры и реликты, переливы, подобные масляным пятнам в луже. Мало кто из людей способен переливаться разными цветами, всё шаблоны какие-то: чёрный и белый, красный и зелёный. Но в радуге есть и злые цвета! Другое дело - что эта радуга не направлена в тебя, и цвета́ в ней не секут мечом.



        536

        Алкоголь стал обременять, как бессмысленная потеря дней на хмель и отходняк. Пить комфортно вдвоём, но это может далеко завести, если вы разного пола. Если одного - просто комфорт без значений и последствий. Не в расслаблении смысл, не в развязке языка, суставов. Жаль, что для многих алкоголь - вычитание времени, что и есть суть наркотика. Важнее - взаимодействие. Хорошо понимаю алкоголь, как средство пообщаться, менее понимаю - как средство выговориться (и подраться, что одно и то же), и совсем не понимаю - как средство выспаться. Общение, разрядка, бегство... вот так.

        Вычесть время - тут зло, дурь, дурь человеческая! Им не хватает активности, что-то деградировало или изменилось вокруг, а они не могут с этим совладать. Вот тоску и заливают, чтоб не таскала за кишки. Многим людям нечем заняться за пределами какого-то круга. Этот круг: работа, стройка, семья. Когда что-то обрыдло - больше некуда деться.

        Перемена мест? Всё зависит от личной способности укорениться там, где ты есть, либо менять место - и опять же укореняться. Не можешь? - в отход. Только люди, упорствующие в чём-то, ждали и дожидались. Построит самолёт, чтобы вылететь из своей комнаты-пу́стыни? - улетит! - и не через окно.



        537

        Экклезиаста и Иова надо не читать, а писать. Остальное - малозначимо. Хотя Песнь Песней тоже сгодится... А в Евангелии хочу найти нагайку для нынешних суеверующих.

        Ум - препятствие для иррациональной веры, которая в идеале, отжиме своём - растворяет разум. Принять результаты титанической работы прошлого требует ещё одного слоя веры. И своё ищем - чтобы уверовать, но не факт, что в то, чему учат иерархи. Увериться. Мотивация проста, а результаты сложные. Затем и нужна мне нагайка... чтобы хлестать: "Веруете??? а вот вам! - ибо не веруете", - ибо обленились и личное с Богом не настраиваете, а жрёте чужое.



        538

        Спокойствие - не физическая усталость. Я безмозгл иногда. Не возникает пути мысли, и мысль не шагает. Просто - не говорится. А бывает спокойствие - желание успокоить, дать другому то, чего не имеешь сам. Когда просят совета, вдруг начинаешь советовать то, чего ждёшь себе. Это хитрый выворот эгоцентризма, но и заклятие собственных хранителей. И есть ещё одно спокойствие: когда махнёшь рукой на тревоги. Тревоги так и уйдут... на время, правда.

        Тихая вода-бальзам. Мёртвая останавливает, живая запускает. Мёртвая залечивает раны, смывает.



        539

        Ростки травы ещё придавлены листвой и нечистым, полумёртвым снегом. Брызжет мелкий дождь, но тротуары уже кое-где сухие... только грязные, и есть тяжкое подозрение, что не придёт очищающей грозы, и вода не смоет с асфальта песчаную сетку. Вместо дождя сметёт ветер, как в прошлый год. Редки стали у нас живительные ливни, которые отдают земле землёво и расставляют камни и песчинки по предназначению.



        540

        Наслаждаюсь кошачьими сценками. Из безлистых кустов мяв на нарастающих, там два кота одинаковой масти, серо-полосатые, оба "рррмммяаау" - но смотрят не друг на друга, а, вывернув шеи, на меня: "Эй прохожий, проходи, эх, пока не получил". Есть у кошек такая манера - ругаться, глядя мимо, типа "я тебя в упор не вижу, ин-на́ отседова". Больше словесное противостояние, музыкальная битва.



        541

        Лучшее средство повлиять на мир - делать детей, а это может всякий. Как минимум родить, а дать им - что получится. Сколько вокруг таких?

        Вместо "зачем я родился" полезнее спрашивать "что я сделал". Когда-то сам отбрёхивался от поучений, "что до́лжно", но для негативистов и анархистов решение: "делать что-нибудь". Тогда после пустоватого "зачем я родился" (как латентно религиозное вопрошание о не зависящем от меня) и встанет тихий, но очень едкий вопрос "зачем делаю именно это" (о зависящем от собственных сил).



        542

        Преимущество мыслителей: они могут держать и просеивать в пальцах всё зло мира - и не пачкаться. Их лучше не трогать, чтобы не выронили ничего из рук. Если выронят - мерзость-то и попрёт безнадзорно.



        543

        Иногда дух спит, пока сидишь, и уныние жиреет, жиреет... но достаточно просто прогуляться - съездить на рынок, например. Ничего не изменилось, объективные поводы для уныния не рассосались, - а его сдуло ветром.



        544

        Навещал сегодня Волгу - она поднялась, ворочает льдинами, льдины заплывают в протоки, путаются в тальнике, напирают, шуршат... и тают, тают, и уцелевшие величаво лавируют меж жёлтыми пластами прибрежного льда. Почти все велосипедные тропы сухие, грязно в паре мест, но это чистая грязь, плоть Простора. По краю полей гуляет огонь, изредка встаёт на задние лапы над травой - как рыжий беспокойный зверь.

        В полях даже краснотал не красный. Весна рухнула и всех напугала. Трава растёт только возле школы на теплотрассе. Сегодня был мелкий и редкий дождь. И завтра ждём... На парковом озере ещё лежит тёмно-серый, с зеленцой, лёд, где-то там и мои протяжные лыжные штрихи.



        545

        Образование - красивое платье. Образование - окультуривание. В одних культура встраивается, как методология, на других она висит снаружи, как амулет.



        546

        Страстность - это ступенька. Вверх, не вниз! А с детства наши страсти только обкарнывают ножницами, и угловатые "комплексы" - след тупых ножниц. Без страсти мы запутаемся в собственных ногах.



        547

        Счастье находится по крупицам, постепенно учишься наслаждаться лишь этими крупицами. Необолганная крупинка счастья вызвана чужим, книгой, мелодией ли, но счастье-то - твоё!

        Нельзя, чтобы болото порочило былой огонь и говорило: "Огонь - обман."



        548

        Переслушиваю Qntal.

        Сразу может понравиться - музыка, во-первых, торжественная, восклицающая, ступающая царственно, подобно оркестровому Баху, Corvus Corax, In Extremo. Хотя бы песня Depeche Mode "Clean". Размеренно-торжественна и пьеса Dead Can Dance "Ulysses". С этих двух, наверное, я и начал жадно курить музыку. Во-вторых, дорожно-печальная, с особым ритмом и темпом, подобно Uwe Reckzeh или Kistenmacher'у, но и тот же Бах или минорный Вивальди. В-третьих, замедляюще-медитативная Nest и Tenhi, если обострять саунд - то Blutch, а значит весь безвокальный sludge/drone doom. Когда-то я угорал по Venetian Snares - музыке крайне изломанной... сейчас её боюсь. А вот скрежет несмазанных шестерёнок - Winterkälte, 100Blumen и Magnitudo 8 - сильнодействующее лекарство и сладкий железный пляс!

        Может быть, в любви к торжественному есть рабская хитрость - приобщиться к королям, щекоча себя королевскими чувствами... но это больше сродни чувству сакрального, переживаниям богослужения (позитивным, то есть не относящимся к самоотрицанию, покаянию). Переживания того же ранга - наслаждение распахнутым простором с высоты, чтение-просматривание набоковских вышитых ковров (как лежащий ребёнок водит пальцем по извивам рисунка на обоях). Для просто-верующего (подобно "простодушному", но не "маловерному") богослужение сосредоточено в пределах храма, а для мыслителя-атеиста оно, преобразовываясь, тоже остаётся! - только разбросано по разным ситуациям, аккомпанировано разными мелодиями... и в этом он приближается к пустыннику, которому свято всё - и трапеза, и труд.



        549

        Призывы защитить "права человека", "дикую природу", "свободу и развитие", "честные выборы", "равноправие наций и рас" теперь принадлежат враждебным силам, и прекраснодушная риторика разом обесценивается, становится признаком, во-первых, злонамеренного управления, во-вторых, результата этого управления.

        Значит, невозможно различить, где лжец, где поверивший в ложь, где оболганный... и что есть правда, когда все оппоненты кричат: "Она на нашей стороне!"

        "Так было всегда и будет много лет," - напевает одна мелодия. "С кем ты?!" - набатом вызванивает другая.

        Влияния разных модальностей пронизывают мир независимо от политического климата, ход этих идеологических эстафет в итоге независим от начальной подачи. Но можно сформировать атмосферу так, чтобы влияние передавалось предсказуемо. Инакомыслящие всегда были гонимы - ведь они разрушали эту атмосферу.

        А сейчас даже инакомыслие взяли на поруки. Кто? Враг или друг человечества?



        550

        Конспирология параноидальна - как болезненный поиск "надсмотрщиков". Любая паранойя рано или поздно пожрёт весь мир - внутри одного человека.

        "Развеивая тайну", конспирологические учения, возможно, лишь отвлекают от того, что рядом, что смотрит прямо на нас, а не прячется под шкафом. Почему все ищут хозяина-персону?! - ведь есть же хозяин-идея! Проще сказать, кто́ "выпил воду", чем объяснить "во имя чего выпили". Важнее - что правят идеи-структуры и идеи-химеры, которыми могут руководствоваться те или иные "начальники". Ещё важнее - степень нашего согласия-сочувствия-соучастия. Следуя идее в противовес авторитету короля, сумеем понять, когда наши короли изменят ей.



        551

        Начальствующая воля не подхлёстывает - но освобождает исполнителя, он бежит резвее и легче несёт назначенное.



        552

        Пожилым невдомёк, что в узкий интервал времени мы не увидели их сильными и умными. Смотрим в замочную скважину собственного недолгого бытия. Взрослые всегда отмахиваются от детей, выходит, дети видят лишь дурную изнанку и отвернувшиеся спины.



        553

        Минимум пару поколений сломали в детстве, когда обрывали активность: либо "рано тебе, иди погуляй", либо "не так делаешь, дай - я". Стоит одёрнуть ребёнка, когда он что-то сделал сам (разбил при этом вазу, сжёг сарай) и порадовался: "вот какой я ловкий" - как он уже не станет повторять, делать лучше, конструктивно, оптимально. То же и в общении: ребёнок ласкается, его отталкивают, прерывают позитив. Ребёнок поведал тайну, тем паче просит совета, а на него сходу выливают насмешку-пренебрежение-опровержение. И расстройство самопоощрения заключено в "я не так спрашиваю" и "я не так живу". Даже будучи один в комнате, ребёнок перестаёт радоваться себе, своей активности. Нет, не говорю, что надо всё позволить... По́зднее фрустрационное расстройство - когда цепь неудач заставляет взрослого прервать действия, демотивирует, а идеологическое - накачка "куда ни кинь, всюду клин", "все - воры, стервы и убийцы, включая грудных детей".

        Надо вспоминать и отыскивать поводы к самопоощрению. Оно в нашем быту. Нагадили в душу на службе, рассобачился в транспорте, на переходе подрался с не пропустившим водилой, - а дома выпил музыки, подышал старой живописью, пообщался с мёртвым поэтом! - красота! Приходишь на службу утром, улыбаясь, - ведь вечером ты пожил, по-настоящему пожил! И на ухабистой полевой дороге, когда руль велосипеда выбивает из рук... зато впереди такие дали! - и Волга, и небо, и лес. - Вот капли самопоощрения, и они повсюду. Везде хреново... но под этим узорный ковёр из радости и чуда. Депрессняк - и кайф. Расслоение личности? Однако факты не иллюзорны.

        Вопрос ещё в избывании внутреннего. ...И могу (но могу не хотеть и не обязан уметь) выливать всё в живопись, а могу (но могу и забыть) - в тексты. Общение - тоже вроде живописи, и романа, и философии на рабочем столе.



        554

        Не стоит заморачиваться насчёт возраста и разницы в обличиях, складывающихся в разных слоях соцсетей. В конце концов, мы - лишь каналы связи... а может, такие каналы, в которых можно пускать кораблики.

        Стоит ли беречься от знакомств? От взаимовыцветания - взаимоскомкивания - recycle bin? Мир остаётся, он гораздо шире, чем каналы. Каждая встреча в нём - это проба. Просто зачерпнуть воды ладонью.



        555

        Всё упирается в желания. Боятся их раскрывать, но нещадно эксплуатируют, а подавленное желание - не жизнь. Сублимация - всё равно что стройка второго этажа, когда первый - из хрупких реек. Второго этажа, с которого нет лестницы вниз. Конечно, художнику надо обострить зрение, поднять пар в верхний котелок... Сублимация не должна основываться на отрицании нижнего котелка.



        556

        Сказать попросту: "Ты со всем справишься," - слишком риторично и, наверное, кажется лестью, особенно сложным людям, в кого слушаемое входит лабиринтом. Нужен человек, который выискивал бы в тебе хорошее. С другой стороны, психотерапевт может не потакать пациенту, иногда душевный перелом лечится ещё одним ударом.



        557

        Кошки не просто приходят за кормом, они изучают людей, как иную цивилизацию и, наверное, видят больше, чем мы в себе.

        По-кошачьи - сесть рядом и молчать. Мы для них - великаны, ещё и во времени.



        558

        Скитался по горам и долам города, выбрав маршрут, чтобы каждый новый подъём был поположе, а спуск покруче. Приятно кататься утром субботы, когда мало машин! Было солнце, и холодящий ветер не мешал хорошо темперированному велосипедисту. Всё у нас зелено, иногда на узком шоссе окраины будто едешь в сумрачном древесном коридоре. Сады частных секторов уже отцвели. Только пыль обочины после поливалок почему-то пахнет черёмуховым и грушевым цветом.

        После прогулки рванул на рынок. Роскошь - свежие ягоды! Главная сейчас - черешня. Лучшая - тёмная и жёсткая, которую почти грызёшь... она переполнена солнцем, ведь выросла на сухом месте. Терпка, как гранат, но сладостью, а не кислотой.



        559

        Можно выборочно тыкаться в имена и не найти национальный лик нынешней музыки.

        Скандинавы - для меня металлюги. Хотя Mika Vainio - гипер-минимализм, причём без эмбиент-мертвечины. Múm - исландские игрушки прыгают по дощатому полу. Esplendor Geometrico - неизвестное никому индустриальное сердце Испании. А Германия фонтанирует музыкой, если вдуматься. Сколько оттуда пошло́ стилей!



        560

        У Даля: "Перепел вякает или вавакает, голосисто кричит ва, вявя." А мне показалось вроде хриплого мява. Шёл лугами вчера. Отовсюду привычный бой перепелов: "подь полоть, подь полоть". В одном месте совсем близко от дороги, решил подкрасться - тогда и услышал громкое и сиплое "уяу-уяу". Крался-крался и вдруг - пор-р-рх, пор-р-рх: полетела троица в разные стороны, некрупные, с ладонь. Может, мяучат, когда предупреждают: "рядом враг".

        В лугах - дорога высохла, но в низинах стоят лужи с половодья. Зелень - как зелёный напиток, если бы глаза умели глотать! Встретилось стадо, когда я поднимался на гривы. Долго вертел головой - где пастух? - ожидал увидеть мужука с кепкой. Потом присмотрелся к розовым куполам над травой: таки тётка в кофточке! И как коровы, она жевала травинку, а коровы хруп-хруп-шагали мерно.

        На Волге же - побродить вдоволь по нежной грязи и песку, вылизанному отступающим паводком, подчас оказываясь окружённым водой, как во сне. В этом году всё изрыто, река поплясала своими водоворотами. Но даже грязь там кажется чистой... и не исхожено, и пусто, как после ядерной войны. Пока что колдобины стерегут эти места от нашествия отдыхающих: почти в городе, час быстрого хода от остановки. Недалеко - песчаная коса, где под водой есть зыбуны. Зато на песках - долго-долго шлёпать по неглубокой воде, плавать, перешагивая ладонями по дну.



        561

        Юношеские романы - это конденсированные "типичные" ситуации с одним маленьким секретом... он - в авторе. Почему автор написал именно об этом? С какой этологической позиции он прочувствовал то, что описал? Вдобавок миру пририсовывается лишняя конфликтность или редкое возводится до "обыденного".

        Мы смотрим на людей уже по́сле "романов". На самом деле всё не так шаблонно. Влюблённых тянет выдумывать, подобно котам, способным в запале подняться по вертикальной стене.

        Пошлость и романтика, типовые события и сюжеты преломляются авторами. Отравлены литературой, мы начинаем видеть мир через чужие светофильтры - это неизбежно! Книги дурны плюрализмом: тысячи голосов поселяются в голове и тысячи нитей дёргают твои руки, так что они не могут подняться. И кривясь от банальности вычитанного, ты не позволяешь себе позвать девушку покурить у забора. С другой стороны, обязательно выдумаешь свою романтику. И вот на неё - могут не откликнуться. Своя романтика осознаётся после... а во время - как выпадет, что придёт в голову.



        562

        Женщины - носители скорее неупорядоченных поверий, чем структурированной миросистемы. Женский мир - это кольцо. Мужской мир - это дерево. Вот кольцо и дерево явлений!



        563

        Утренний путь по рельсам меж забором промзоны и полуразваленными домиками частного сектора под трели засидевшегося в женихах соловья, среди смешных и хитрых собачу́шек, ждущих прикорма... путь с планами и желаниями в голове, свежими и порывистыми, как ветер вокруг, - всё это так отличается от вечерней дороги домой!

        Овощеватость - усталость после рабочего дня. Возвращение в костюме репы и с варёной репой в голове.



        564

        Часто видится в музыке - жёлтая колея вдоль ряда тополей или лип, а справа и слева - поля, луга... и круговерть мира, разноцветье, во́йны и фейерверки. А моим ногам достаётся дорога - в темноте, под беззвучье зарниц. Покачиваются звёзды вверху, и ветер... ветер куда-то зовёт - запахом и толчками.

        Это началось в конце 90-х с пьесы Gandalf - но я настолько далеко ушагал, что послушал его недавно и скривился. Теперь Schönwälder ведёт куда-то своими ритмами, есть ещё Javi Cánovas, Klangwelt, обскурные, но такие яркие! Рейтинги мастеров этого стиля крайне малы на музыкальных порталах: 50-200 слушателей, меньше, чем у заиндевелых индюков.

        Нет смысла в музыке, каждому слушателю - своя сказка: одному дорога, другому медведи с балалайками, третьему космос, четвёртому мышиный перепляс.



        565

        Тщеславная гордость: "Я-а зна-аю, что на самом деле..." Знание, как самовозвышение. Но первое-то - иллюзорно!

        Одёргиваю себя иногда: "Не смотри на них". Не смотреть, не сопереживать безумию (если, конечно, таково) - чтобы уберечься и от самовозвышения, и от бесплодной психиатрии. А то слушаешь какого-нибудь трибуна в автобусе - то смеёшься, то ужасаешься, а то и переубеждать тянет.



        566

        Выпрыгивая из шаблонов, как из штанов, мы становимся неудобоваримыми, непонятными и непристойными для шаблонных людей. А они для нас - смертельно скучными, как вагонетки в рельсовом кольце. Так где ж найти себе спутников среди толпы?

        Возможно, среди норм общежития скрывается и такая: "Быть съедобным и позволять себя потреблять."



        567

        Прекрасно бы жить напряжённо-творчески в оптимальном темпе, а ещё круче - делать это вдвоём, извлекая мысль и музыку из событий не одним зашоренным разумом, а взаимодействуя, взаимоподдерживая! Но вляпываемся в "прозу" жизни, которая богата периодами остановки, тупости и молчания. Не касаюсь при этом реальных бед и забот - проблема есть и без них, вне них.

        Даже в своём лучшем градусе интенсивности нельзя пробыть долго.



        568

        Книга - это рука, протягивающаяся к нам из-за границы личного бытия. Ещё: в детстве было так здорово узнать, что кроме картинок-иллюстраций внутри книги есть картинки, которые рисуются в голове.

        Переживание книги - как ритуального предмета, и в этом дыхание Ид. Поднимается ли её сакральное значение из глубины Ид? Видел ребёнка полутора лет, который упорно вытаскивал из шкафа самую большую книгу и раскрывал на полу. (Кстати, ру́ки, напряжённые толстой книгой, принуждают к бо́льшему вниманию.) Но тут, наоборот, сверх-Я. Первый сверх-эготический акт, достаточно рефлекторный - это подражание, как перенимание, примерка на себя. Полуторагодовалый подражает больше, чем благоговеет, и куда больше, чем усматривает абстрактную красоту. (Хотя дети точно умеют второе, и в этом замешано Ид.)

        Я, наверное, слишком практичен и, даже тяготея в юности к букинизму, думал скорее о начинке... хотя запах книги - это священное.



        569

        Сопротивляться шаблонам можно, лишь сочиняя собственную проповедь. Но на это уйдут немалые силы, ведь слова, как разбредшихся цыплят, надо собрать и отстроить новый птичник. А если делать оружие, то только отгораживающий щит. Трудно вычислить и засыпать истоки дурных шаблонов. Сейчас можем видеть только результат и бороться с результатом.

        Всякий оратор, даже лживый, наивный и косноязычный, - прежде взбирается на трибуну. В этом и есть возвышение над людьми. Скажи, что хочешь, для себя, не для них. Всё, что томится, должно быть излито. Если смотришь с осуждением, скажи свой суд. Он судит в себе (an sich) - вот себе и скажи. Что за шут - тот, кто запрещает себе высмеивать?! Кто должен разрешать тебе судить?



        570

        Прилизанность причёски - всё равно что глянцующая ретушь в журналах. Видишь, что человек, а не видишь, что живой.



        571

        Тот, кто становится рабом, снимает с себя ответственность. Тот, кто становится господином, открывает, распаковывает себя. Раб не хочет смотреть, куда ведут, а хозяин не хочет думать, куда идёт. Хозяина несёт.

        Ещё есть саморасслабление. "Предаю себя в руки твои", amor fati, восторг безразличия, потому что в обычной жизни - строгие стены, рельсы и движок внутри. Движок: "езжай! езжай!" - рельсы: "туда! туда!" Мазохист, как минимум, хочет поломать свой движок и отвернуться от рельсов, - вот латентный мазохист, который в реале, возможно, работает доминантом.



        572

        На хорошем пляже пустовато. В этот год глубокая вода всё дальше - река ёрзает, фарватер отходит к северному берегу, это сильнее заметно сверху, из столетий, не из дней.

        Ныряешь в зеленоватый космос! Вокруг - вихрятся зелёные точки и пузыри межзвёздного газа, и в глубине - лучи переливаются у головастой тени. И если сделать сальто, дрыгнув стопами над водой - воткнёшься в песок... а потом откуда-то сбоку навалится бурлящее небо!

        Хоть и мелкое место, заметно, как на тебя прёт масса Волги... встаёшь лицом к течению, наклонившись и расставив руки, не тонешь и не сносит - паришь в безмятежном равновесии.



        573

        Иногда хочется увидеть исконные переливы человека, не так просто снять печати. Непонятен тот, кто не кидается собой, а подаёт себя.



        574

        Все мы слегка обременительны. Люди так непохожи на книги!

        Приходим друг к другу в гости. И комната, что хочет удержать гостя - есть тюрьма, а гость, что хочет запереть комнату - есть тюремщик.



        575

        Неужели от цвета крови захочется стать памплонским быком? - бежать по улице, поддевая рогом местных обезьян?

        В моём кругу никто не вкладывал в мясо символы - не было ни набожных, ни вегетарианцев. Но можно переключиться из символического пространства в интонационное... потому что мясо для меня - это вкус-тональность, некий звучащий аккорд: жарено-волокнисто-упругость, запахо-цвето-шершавость. И блюдо без мяса в гостях это тон "ыыыыыыы", а с мясом - другой тон "ууууууу". Сплошной эмбиент!

        Всё, что едим, мне нравится... живым... и мёртвым... это прекрасно! Жизнь многообразна? - да, но при этом каждый кулик рекламирует свой холодильник.



        576

        Когда солипсизм встречается с солипсизмом, другой человек может мешать, как каменюка под плугом.



        577

        Выпрыгивание из колыбели - из-под любви, из домашней её духоты. Когда хотят, чтобы ты ходил по свету или даже по воде ...но не хотят отпускать.



        578

        Я был ранимым ребёнком. Бывало жалко ломающихся игрушек, они - живые, одухотворённые. Жалко потерянного. Но почему-то я чаще жалел вещи, чем людей. В вещи быстрее проникала моя душа. Они не имели своей, ничто не мешало.

        Пугали в детстве бесформенные животные. Квинтэссенция - ефремовский Олгой-хорхой, я узнал о нём позже, много позже. Боялся темноты. В ней всегда были звери ...не этого мира. Честно, не был привычен к ласковым зверям. Не было таких вокруг.



        579

        Книги, форумы, геополитические штудии - "игра", отводящая взгляд от реальности. Может, это какая-то подготовка... Зато обычные компьютерные, особенно, сетевые игрища - по-настоящему waste of time, яркое пламя сжигаемой души. Весело танцует факел побочного газа над нефтепромыслами.



        580

        Все дети проходят этап искренности и своеволия - и позже удивляются, какими бесстыжими и бесстрашными были.



        581

        На некоторых застольях - можно обойтись хрустальными бокалами с чистой водой, но до этого не все ещё доросли. Дети начинают с водки. Кстати, боязнь алкоголя - иногда боязнь себя.



        582

        И после юности достаточно перемен характера. В 20 лет мы ещё заглядываем в других, как в зеркала, и подчас состоим из чужих мнений, потому что не изжита детская подчинённость... и не заполнена детская открытость.

        Индивидуальность обретаешь, когда зришь себя под ролью, без роли и потом - ставишь вместо неё. Спрятав все роли в карман, как краплёные карты, нужные в свой срок.



        583

        Птица-тройка, несущая в зарешёченный санаторий: Тревога, Соперничество, Враждебность. Покой от постороннего для подлинного - вот грёза... грезящийся идеал.



        584

        Заметно, как шаблонные интонации из телевизора переходят в общение. Конечно, многое впервые попадает наоборот, из реальности в медиа - но зато теперь закреплено двойным обменом, как Должное. Не говоря уже о реакциях на события - тут прямой перенос: "поступаю так, как мой любимый герой". Это даёт Позы, даёт материал для жизни тем, кто не может или не пробовал добыть его сам.



        585

        Почти для всей медиапродукции нужен простой фильтр: 10 лет. И до той поры удерживать себя, натягивая вожжи: не бросаться на броское и бросающееся в руки.

        С какого-то возраста позволяешь себе быть не в теме, то есть не нуждаешься в слитности с "сегодняшним днём".



        586

        Многое в предперестроечных фильмах было не только ложью, но и указанием лгать ...значит эти фильмы нас учили не тому.

        Дальше - хуже. На русском кино 1990-2014 лежит странная печать. После фильма чувствуешь себя обдристанным пролетевшими бесами. И ещё актёры внезапно и поголовно разучились то ли играть, то ли озвучивать себя.



        587

        На излёте СССР моя семья была оторвана от каналов распространения "импорта", да и не столь богата либо следовала иным целям. Как и нынче, нам-тогдашним хватало немногого, а дальше - книги и путешествия. Тогда как, к примеру, семьи дядьёв пухли импортными гарнитурами, в чьих стёклах строились нечитанные парады подписных изданий. А жизненный итог удручающ: кто мало читает, тот быстрее размножается.

        Как же брамины, как же носители и передатчики культуры? Неужели единственными счастливыми их детьми становятся - книги?!



        588

        Курить - "быть похожим на крутых". Если это социальный знак, то пошлый и унизительный для того, кто его на себя нацепляет. Когда-то я курил сигары. Покупал по одной или трём в коробке, даже пробовал чёрную и толстую, похожую на непрогоревший сучок. Сейчас смешно.

        Курить "назло родителям" - мелко и слабовольно. Вот если бы назло стать музыкантом и стоять со шляпой в подземном переходе!... Даже хиппарский уход из дома куда достойнее какого-то курения.



        589

        Взросление это привычка к пределам: подчиняться им, устанавливать их.



        590

        Завернуться в одеяло, выставив наружу один нос - апофеоз самозамкнутости. Жаль, нельзя спрятать, задохнёшься.

        Для сна нужна "укромность". Одна из моих детских фантазий: замкнутый дом... чем взрослей становился, тем причудливее был за́мок. Ну и замо́к в за́мке - тоже усложняется.

        Ночной покой. А внутри - сильные подводные токи и рыбины алчущие в омутах.



        591

        Пока есть светское образование, нацеленное более на технологию и не только индустриальную, вся оккультная потетень змеится подо мхом и не выйдет на свет, разве что в сектах. Пока перевешивает школа, а не церковь, именно методологическое мышление превалирует. Не научное, но экспериментальное, оттого и богоборцев много на Руси.

        Вопрос лишь, как помочь душевнобольным. Как без мистики излечить ноющие раны и корёжащие шрамы, которые жёстки.



        592

        Грустно, что мы кажемся меньше и серее, оттого что прячем в карман правду (то ли врём, то ли молчим) и в тот же карман запихиваем своё огненное сердце, не давая ему доступа к ногам и рукам.

        Но чтобы стоять рядом с таким, надо бежать. Коль быть самому - то не захотят догонять, а догнавшим - будет жечься одно лишь подрагивание твоего хвоста.



        593

        Давно мнится и о себе, и о многих бесприютных: души заплутали в лабиринте преград.

        Именно в Деле - узел. Советская идеология называла его - Труд, а земная-"хтоническая" идеология называет - Плод.

        Человек-личность проверяется в деле. Но ошибка - не простить другому, что дело не то же, что и у тебя. Можем показывать друг другу пути, но, надеюсь, не станем заставлять идти именно по ним. Должны - "обнажать направления", выкапывать рельсы из-под опавшей листвы.



        594

        Делиться погодными новостями - очень важно, это не пустое. Много японских стихов - о погоде. Узнавая из других регионов, растягиваешь себя в пространстве, а если ещё общаешься с полу-миром... где-то ведь совсем не твой сезон. Главное - не порваться. Струны ума армируют - и не порвёшься тогда.



        595

        Был сильный ветер порывами... он и сейчас треплет какую-то жесть на наших балконах, будто злые собаки - железную сетку. Снег намело буграми за ночь, но слишком мало, и местами ветер слизал его - белопушистый - до старой серой коры.



        596

        С утра не ложатся на мозг медляки и эмбиент, днём надоедают разухабистые песни панков или фолкеров, зато хорошо идёт металл, а вечером - пора тёмного и медленного. В целом отвечает физиологическим ритмам. Утро-день-вечер: весёлое и резвое - грозное и резвое - грозное и протяжное.

        Альбом Tenhi "Saivo" 2011 великолепно оседает на огромную вечернюю грусть (не скорбь и не тоску). Ещё слушаю Syven - и многие вещи мира всплывают в сером дыму и уходят прочь.



        597

        Мысли скользки, как горки, а мы как дети с ледянкой - ж-ж-жух - и уже далеко! Эх, какие же водовороты под этими скользкими горками...



        598

        Всё получается, если сосредоточить энергию на малом, а затем - ещё на одном. Малыми шагами догоним горизонт. Из геологии: если вулкан взорвётся - будет лишь пепел, стекло и разрушенные города. Когда раскалённая лава, таясь под горой, остывает медленно - рождаются залежи металлов и драгоценные камни.



        599

        На чьё-либо "Россия должна найти своё место в мире" просится ответ: говорящему надо найти место России в своём мозге. Не вкладывать в образ России собственные терзания. Думал раньше о своём поколении: "мы новые, не такие". Однако ж перебесились и стали русскими! - домовитыми, умными-от-земли, не без бунтарства, ведь местные князья, как и в старые времена, часто самозванцы.

        Но подлинная драма явлена в оппозиции "открытость - закрытость". Нынешнее племя - тронуто открытостью, есть тропка к растворению русских. А во времена Петра была ли открытость? в дальнейшей европеизированной России - была? "Пушкин-наше-всё" - дитя открытости, однако русский! Ломоносов - русский! - но и он дитя того же. Выйдя за ворота отчего дома, можно набраться мудрости, а можно - винища.



        600

        Если в рассуждениях я отчего-то свернул, то не потому что не хотел доехать.

        Практики недостаёт. Но практика определяет рельсы. Пока теоретизируем, мы автобусы... выйдя в практику, можем навсегда стать трамваями.




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"