Кому не известен Эдмон Дантес, герой романа Дюма "Граф Монте-Кристо". Несчастный молодой моряк по доносу своих завистливых товарищей без суда и следствия был брошен в тюрьму, где провел 20 лет своей жизни. Казалось бы, что может быть хуже, возможно лишь смерть. Но он сумел извлечь из беды пользу, в определенной мере компенсирующую перенесенные страдания: благодаря своему соседу по камере, аббату Фариа, получил знания и обрел колоссальное состояние, сделавшее его одним из богатейших людей мира. Судьба преподнесла ему чашу с ядом, он же сумел испить ее, и извлечь выгоду.
Вспомним нашего великого поэта Пушкина. Его в 1824 году его сослали в село Михайловское. Это трагедия для любого молодого человека, но ему, как поэту, она принесла большую пользу. В спокойной обстановке уединения он создал немало бессмертных произведений, в том числе "Евгения Онегина".
"Великая сила - умение извлекать пользу из самого зла", - учил стоик Эпиктет.
С этим выводом согласен Дейл Карнеги, он советует следующее:
"Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад".
Итак, с вами случилась неприятность, беда, неудача. Вы в растерянности и огорчении. Но философия учит: Хорошее скрыто в плохом. Старайтесь увидеть положительную черту каждого негативного события.
Как искать хорошее в плохом
- Все то, что вы нам рассказали, лишь красивые слова, - скажет критически настроенный читатель, - Да, в змеином яде содержится лекарство, мудрец, возможно, и найдет в плохом, что-то хорошее. А вот у обычного человека это не получится.
Что ж, попробуем продемонстрировать, как это получается. Для этого необходимо выполнить следующее упражнение:
Ищем хорошее
Напишите колонкой имена нескольких людей, которые вам неприятны, с которыми вы раздражаетесь. Напротив каждого напишите лучшие качества, какие вы в нем видите.
Например:
Иванов - аккуратный, пунктуальный;
Петров - настырный, умеет добиваться своих целей,
Васюков - интеллигентный,
Сафонова - во всем поможет близкому человеку,
Сидоров - физически сильный, выносливый.
Если закрыть имена и объединить положительные качества, то получается хороший человек, на которого, может быть, захочется быть похожим.
Вывод: плохое на виду, а хорошее найти трудно. Опираться на лучшее, искать лучшее - задача философа. Поэтому, если случилось что-то плохое, беда, неприятность - задача здравомыслящего человека определить, а нельзя ли из сложившейся ситуации извлечь какую-либо выгоду для себя.
Тренируемся искать лучшее
Чтобы научиться делать что-либо, нужен реальный опыт. Дабы его получить предложим две практики, которые каждый может выполнить сам, без чьей-то помощи.
Жизнь учит
У каждого человека есть замечательный учитель, присутствие которого он обычно не замечает. Это сама жизнь. Философы утверждали, что все, что с нами происходит, мы должны воспринимать, как урок или тренировку определенного качества характера. От того, как мы усваиваем эти уроки, зависит наше будущее, наша судьба. Выполните следующее задание: составьте таблицу из записей нескольких неурядиц, неприятных событий последнего времени. Чем больше будет строк в таблице - тем лучше.
Итак, жизнь преподнесла вам несколько уроков, усвоите ли их вы, зависит только от вас.
Игра: плохо - хорошо
Умению извлекать пользу из зла учит игра "Плохо-Хорошо".
Игра проходит следующим образом: Игрок последовательно читает пункты-события. Его задача придумать, что в плохом событии может быть хорошего и, раздумывая не более 30 секунд, написать свою версию хорошего. Например, "вас уволили с работы", но, "на новом месте, возможно, будет более высокая зарплата".
1. Задержка автобуса на 30 мин. из-за поломки.
2. Потеря ключей от квартиры.
3. Потеря паспорта.
4. Не хватило денег оплатить покупки в магазине.
5. Потерял час в машине из-за пробки.
6. Поругался с незнакомцем в транспорте.
7. Технические неполадки с рабочим компьютером.
8. Заплесневел хлеб.
9. Необдуманное высказывание на работе в адрес начальника.
10. Заразился Ковид-19.
11. Поругался с женой.
12. Потерял мобильный телефон.
В дальнейшем вы сами вначале можете придумать негативные события, а затем через несколько дней потренироваться, дав на них ответы. Чем более негативные события появятся в таком списке, тем полезнее.
Получается еще интереснее и полезнее, если играть в данную игру вдвоем. В этом случае первый игрок называет плохое событие, другой говорит, почему это хорошо. Затем они меняются: второй игрок называет плохое событие - первый отвечает. Проигрывает тот, кто не сумел ничего сказать за 30 секунд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говорят, что молодой капитан должен относиться к шторму, как к возможности приобрести мастерство, разумный человек должен относиться к всевозможным напастям, как к школе жизни.
Выполнение приведенных выше упражнений позволит вам сформировать необходимую жизненную установку, и вы сможете применить метод "Польза яда" в реальной ситуации. Возможно, он станет вашим любимым приемом извлекать пользу из бед и неприятностей и обретать положительный настрой.
Итак, "ЕСЛИ ВАМ ДОСТАЛСЯ ЛИМОН, СДЕЛАЙТЕ ИЗ НЕГО ЛИМОНАД".