Несколько слов в преддверии обзора Сборника стихов номер 7.
Но уже после его прочтения.
Всё, что написано ниже ни в коем случае не является литературной критикой, либо филологическим разбором стихотворных текстов.
Это лишь мнение, ощущение от прочтения такой же поэтки, как
и те, что представлены в сборнике.
Моим кредо является - "не ругаю чужие стихи, они же дети".
Дети чужой души. А детей и души чужие хранит Бог. Или оценивает. Куда мне до него.
Не цепляйтесь пжлст к тому, что Авторов женского рода называю поэтками. Ну, просто мне так нравится. Нравится же Вам, дорогие мои поэты, придумывать новые слова, отсебятину...
Если бы я составляла сборник, я бы исключила из него некоторые тексты, но не скажу какие. Вы можете исключить совсем другие.
Но в целом, сборник удался. Особых, кровавых ран Читателю он не нанесёт.
Более того он разный, что есть огромное достижение в поэтическом смысле.
Читая его Авторов не устаёшь и даже иногда восторгаешься или удивляешься. А иногда и видишь, что и тебе есть чему поучиться.
Большинство сборников литературных конкурсов похожи на одно длинное-предлинное стихотворение от одного единственного поэта. А тут - нет, все разные и все интересные.
Огромное за это спасибо создателю этого Сборника,
Игорю Козлову. Это огромный труд души и большое исключение среди ленивых и безразличных к не своим стихам поэтов, - создавать антологии чужих стихов, свои ставя в самый конец.
Спасибо Вам, Игорь Владимирович.
А я предоставляю Авторам возможность познакомиться с моим мнением в тишине.
Всех благодарю за прекрасное чтение.
Ваша Елена Рышкова
Качур Виктория Исааковна
За Ахероном
у спартанского мальчика - имени, извините, не знаю,
к именам исторических личностей вообще отношусь с опаской -
жила-поживала лиса, дикая, но почти ручная,
не в сарае, не в конуре, а прямо за пазухой.
то под мышку этому мальчику тыкалась мокрым носом,
то как выскочит да как выпрыгнет - и давай кругами носиться,
то в глаза ему снизу заглядывала, будто мучилась каким-то вопросом,
но ни о чём не спрашивала, понятное дело - лисица.
а мальчик только смеялся: ну, лиса, погоди!
то злимся и гложем пальцы, а то эти пальцы лижем?
какого хитрого зверя я пригрел на своей груди!
мол, нет у меня доверия ко всяким плутовкам рыжим.
мальчик скоропостижно умер - так, как сгорают сухие листья,
вечно бродит по стылым пустошам, неприкаянный и босой,
но за Ахероном в сумерках ему видится морда лисья,
даже тенью став, он мечтает поиграть со своей лисой.
О технической стороне текста писать не стоит - автор прекрасно владеет слогом. Напишу о впечатлении. Ведь именно оно определяет отношение Читателя к стиху и мало какими экспертными заявками это впечатление можно перебить.
Так вот - у меня этот стих вызвал удивление и согласие. Удивление связано с трактовкой Автором общеизвестного мифа. Очень человечной и тёплой трактовкой. Миф смещается в сторону личностного переживания, где лиса - это ни что иное, как душа Героя. Она может быть ласковой либо кусачей, но без неё даже тени Героя неуютно, и он её ищет за Ахероном.
И, знаете, я с этим согласна.
Езолированное
плетёшься с работы, из банка, с рынка,
как вдруг за секунды считанные
меняется всё - попадает соринка
в мягкое, в беззащитное.
здесь нет вообще страхового случая -
пожарного ли, потопного.
давай-ка, захлопни створки получше,
чтоб впредь не случалось подобного.
пускай о беде твоей как о вине
приятели судят вчуже, ну
а ты сиди в тёмной раковине
и нянчи свою жемчужину.
В этом тексте дан совет, КАК пережить внешнее нападение. Всё равно где - в жизни.
И, мне кажется, что он лишь свидетельствует о непрерывной боли после нападения.
Чувство отчаяния Героя, что стоит за строками стиха, выражено сильно и отчетливо. Вроде бы спрятался, а весь на виду, "нянчит свою жемчужину".
Текст вызывает желание открыть раковину изнутри, и дать по морде "друзьям-врагам".
Ну, - это на чей характер.
Со странностями
ни с кем не ладятся отношения,
сплошные страсти, сплошные горести,
ведь Улька носится, как оглашенная,
ей нравится ощущение скорости.
она талдычит всегда про своё -
про путешествия да про странствия,
как будто цель всей жизни её
быстро перемещаться в пространстве.
она непоседливое существо,
изменчивое и непостоянное.
что Ульке нравится больше всего,
так это преодолевать расстояния.
несётся довольная и уставшая -
асфальт ли, песок, тротуарная плитка...
за это ей часто пеняют старшие:
ты, Улька, неправильная улитка.
Блестящий стих с читательским "Ах" в конце, где Улька-перевёртыш оказывается Улиткой.
Это превращение вызывает у Читателя улыбку восхищения, но и глубокую задумчивость.
Ибо философский смысл текста очень глубок.
Спеши медленно, но неостановимо.
И, может быть ты преодолеешь непонимание окружающих "взрослостей".
Либо просто наплюй на него.
Иванчай Таня
Всемирная сеть материнства - сон
- Ты нейтрализован или убит?
- Это с какой луны посмотреть, -
смерть наматывает круги
благим адом мать охмуреть,
гипнотична у смерти и прыть, и сеть.
Мать говорит: - не хочу
видеть ворон и куриный код
на твоём кресте, сын,
как слышно, ответь.
- Ты - мой заложник, он тебя не услышит, -
отвечает смерть, - это сон.
- Не торгуйся временем с черного хода, смерть,
прикопай свой топор,
я был тебе никто первый и буду никто второй,
смерть - осьминогушка, в ледяную твою кровать
я - непогасший окурок.
Всем смертям не бывать,
а одну сам выберу - чьи у тебя будут глаза:
налево - большие от страха,
направо - такой нецензурный стыд,
что ты творишь, кому нужен этот многоэтажный тир?
Месть - твой усилитель вкуса,
monosodium glutamate войны,
если возьмёшь в плен - буду плохой раб, я повидал мир,
и ещё скажу - не совру, голова твоя - ластик,
пока я никого не убил - нет у тебя надо мной власти,
смерть/воронок/полуночь/марусь,
прямо - слепое будущее,
туда принимают на слух,
не от тебя прикуривал, мара, марена, смертушка,
не тебе и расчеловечивать,
глазами Януша Корчака
встретишь меня.
- Не торгуйся с черного хода, ты - ни фига не творец.
Сядь на диету - никто не знает, когда потоп.
Что будешь делать, когда опустеет земля, смерть?
Я-то проснусь, сын - сам себе сад, земляника в траве, стихи на слух - в стол,
ты ошиблась, я - твой безбожник, - отвечает мать.
Сложный для прочтения текст. С прекрасными образными находками, но Читатель в первый момент путается в вопросах и ответах. И, если честно - то и во второй тоже.
Кто кому отвечает и, кто за кого.
Впрочем, во сне всякое бывает.
очевидно лишь, что сон в стихе материнский и это она разговаривает со Смертью. За сына.
Или я не права?
На озере дракон луной
берёзовые платья негритянок
сухие руки колесом над головой
над озером молчат натянуто
идут на дно
где то ли сальса то ли ча-ча-ча на проводе
болотных лилий затухает в иле
где по ночам огонь о берег бреет бороду
а утром сгинет
свет из окна
дракон опять в яйце
бессмысленно оранжевого цвета
я снова в сказке про сундук и нефть
на берегу у леса
дракон луной залёг в рандомный бункер брюгге
он то ли недо то ли после человек
он никогда не спас и никого не любит
дурной перпетум моби дик
все вымерли он из последних осторожных
с фальшивым прошлым
внутри яйца игла похожа на подлодку
на самолёт что слишком высоко летит
пытаясь миру перерезать глотку
и человечеству в сети
внутри яйца сундук костер сарданапала
циничный карлик на орбите великана
не помнит, что законный брак дракона
не длится дольше сорока часов
и Ева в рай не отведёт
и Надя сгинет
атака метеоро/дронов мотыльков от полуострова могилок
отбита тонким словно нож воды стеклом
в моем ночном окне
дракон
тебе не отменить меня и этот дом
я твердый знак реки такого алфавита
я из такой тайги смола морей
мне есть с кем танцевать пить залпом ночь кого не выдать
и я не обману своих детей
любить не перестану диких
и лебеди не перестанут быть
я просто не засну пока не выйдет солнце
пока не выйдет время из последнего вагона
яйца иглы и сундука дракона
так не бывает в сказках самых лютых
чтоб не настало утро
Мне понятен эзопов язык текста. Однако само построение его излишне усложнено не только отсутствием знаков препинания, это бы ладно,
но и неким нагромождением деталей.
Сноски-аллюзии на Стругацких с их дикими лебедями, на Моби Дика и Надежду Константиновну с одной стороны хороши для тех, кто понимает о чем это,
с другой стороны, уже относится к другому веку. Двадцать первый имеет другие сноски-аллюзии. Именно поэтому такая переусложнённость
не работает в некоторых случаях.
Но стих держит на цепи эмоции, которая выпирает из каждого его угла.
Мнимое рациональное или наручники на левом запястье