Сулаберидзе Владимир Шалвович
Роль нейросетей в образовании будущего. Фрагменты беседы с господином Ии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
  • Аннотация:
    Беседа с ИИ на тему о пользе и вреде внедрения нейросетей в высшем и среднем образовании. Мнения и предложения ИИ по теме.

  Роль нейросетей в образовании будущего.
  Фрагменты "беседы" с господином ИИ
  
  В профессиональной деятельности и в быту мы всё чаще сталкиваемся с примерами использования нейросетей в образовании. Как школьном, так и высшем. Причём это относится не только к нашей стране. Моя младшая внучка, например, учится в "зарубежной" гимназии и к выполнению заданий по разным дисциплинам активно привлекает нейросети, или иначе, искусственный интеллект (ИИ). Я уже не говорю про студентов ВУЗов - почти у каждого из них в ноутбуке и даже смартфоне имеются средства для генерации, редактирования текстов и др.
  Это объективная реальность, вопрос лишь в том, чего от этого больше - пользы или вреда с точки зрения повышения уровня и качества образования?
  Рассуждения на эту тему встречаются в СМИ, а конкретные практические ответы мне не попадались. Поэтому я решил побеседовать на эту тему с одним из "участников процесса", а именно - с ИИ.
  Тема предстоящей беседы была сформулирована так: "При каких условиях роль нейросети, генерирующей или редактирующей тексты учебных работ студентов ВУЗов или Колледжей, можно считать полезной, а при каких - вредной?"
  Ответ ИИ был дан в несколько более общем виде, с оценкой "роли нейросетей в образовании будущего". Важные фрагменты высказанных ИИ соображений приведены ниже:
  
  ИИ: "Появление генеративных моделей искусственного интеллекта, способных создавать и корректировать текстовые материалы, вызвало бурю эмоций в академической среде. От восторженных прогнозов о революции в обучении до опасений по поводу девальвации знаний - мнения разделились. Однако, однозначного ответа о том, является ли использование подобных инструментов благом или злом для образования, пока нет."
  В этом я с ИИ, безусловно, согласен. Честно говоря, мне нравится "обстоятельный" подход ИИ к обсуждаемой теме. На мою просьбу уточнить, при каких обстоятельствах ответ может быть однозначным, ИИ ответил конкретно.
  
  ИИ: "Ключ к пониманию лежит в определении условий, при которых нейросеть выступает в качестве ценного инструмента, а при каких - превращается в фактор, разрушающий основу обучения."
  С точки зрения уточнения понятия "ценный инструмент", в тексте ИИ содержатся следующие соображения.
  
  ИИ: "Безусловно, потенциал использования нейросетей в образовательном процессе огромен. Например, студенты с ограниченными возможностями могут использовать их как вспомогательное средство для преодоления барьеров в написании работ. Нейросеть может помочь структурировать мысли, предложить синонимы и улучшить грамматику, особенно если студент испытывает трудности в выражении своих мыслей на родном языке.
  Преподаватели же могут воспользоваться ими для автоматизации рутинных задач, таких как проверка орфографии и грамматики в больших объемах текста, что высвободит время для более значимых аспектов работы - индивидуального консультирования и разработки интересных заданий.
  Кроме того, нейросети могут стать мощным инструментом для создания персонализированных учебных материалов, адаптированных к потребностям конкретного ученика. Они способны генерировать примеры решения задач различной сложности, предлагать дополнительные ресурсы по темам, вызывающим затруднения, и даже моделировать различные сценарии развития событий в рамках изучаемого предмета."
  По-моему, логично, во всяком случае мне возразить ИИ нечего. А вот как ИИ трактует отрицательную роль нейросетей, называя их "фактором, разрушающим основу обучения".
  
  ИИ: "Однако, существует и обратная сторона медали. Наиболее очевидная опасность заключается в злоупотреблении технологией для плагиата. Если студент полагается исключительно на нейросеть для написания эссе или дипломной работы, он не развивает свои навыки критического мышления, анализа информации и самостоятельного аргументирования.
  Вместо приобретения знаний он просто копирует чужой код, оставаясь некомпетентным в предметной области. Даже при использовании нейросети как инструмента помощи, чрезмерное доверие к её результатам может препятствовать глубокому осмыслению материала и развитию собственных творческих способностей. Студент начинает воспринимать предложенные формулировки как истину в последней инстанции, отказываясь от необходимости проверять информацию и формировать собственную точку зрения."
  Обратили внимание, что все отрицательные последствия применения ИИ в образовании ассоциированы исключительно с индивидуальными способностями обучающегося? Т.е., все отрицательные воздействия нейросетей на качество образования определяется исключительно качеством их использования.
  
  ИИ: "Таким образом, роль нейросетей в образовании определяется не самой технологией, а тем, как она используется. Полезной она будет лишь тогда, когда выступает в роли дополнения к процессу обучения, а не его замены.
  Необходимо внедрять четкие правила и политики использования ИИ в учебных заведениях, акцентируя внимание на важности академической честности и развитии навыков самостоятельного мышления. Важно научить студентов критически оценивать результаты, полученные с помощью нейросетей, подвергать их анализу и интегрировать в собственные знания.
  Только так можно извлечь максимальную пользу из этой инновационной технологии, минимизируя риски, связанные с ее использованием.
  Будущее образования не в борьбе с нейросетями, а в умении эффективно использовать их потенциал для достижения лучших результатов в обучении и подготовке компетентных специалистов."
  Мне, честно говоря, добавить к высказанным ИИ соображениям, касающимся повышения уровня образования путём грамотного внедрения информационных технологий в процесс обучения, нечего. Остаётся только найти, формализовать и внедрить эффективные пути, правильные методы и формы внедрения ИИ в образовательный процесс.
  
   Важное примечание (от 12.11.2025): В Санкт-Петербурге был открыт Первый съезд учителей/преподавателей, посвящённый 40-летию введения в школьную программу дисциплины/предмета "информатика". Искусственный интеллект рассматривается как часть этой дисциплины. Директор по региональному развитию "Яндекс Учебника", соорганизатор первого съезда Вадим Жуков отметил, что важной задачей является внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс. Цитата из его выступления: "Мы всегда говорим об искусственном интеллекте и его вовлечении в образовательный процесс, потому что это немного меняет привычную нам систему образования. Перед нами стоит глобальная задача - найти законное место для новой технологии в учебном процессе".


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"