АРМИЯ в 1920-е годы [w]
В 1921-1929 годах польские Вооруженные Силы состояли из Сухопутных войск и Военно-Морского Флота. В состав армии входили основные войска: пехота, конница (с 1924 г. - кавалерия) и артиллерия, технические войска: саперы, связь, а также автомобильные и броневые войска, вспомогательные войска: жандармерия и подвижной состав. Кроме того, в состав армии входили авиация и Корпус пограничной охраны (с 1924 г.).
Численность Вооруженных сил на 31 июля 1921 года составляла: 20.038 офицеров и военных чиновников, 1583 прапорщика, 248.835 рядовых и 67.390 лошадей.
Доля солдат польской национальности в 1922 г. составляла около 78%. После призыва в Восточной Галиции через год упали ниже 66%. Несмотря на усилия администрации, доля поляков упала в 1926 году до 64%.
В 1927 году до 80% солдат, служивших в польской армии, были крестьянского происхождения.
В армии проводилась кадровая политика, которая подвергалась резкой критике со стороны представителей еврейского меньшинства. Солдаты еврейского происхождения рассматривались как солдаты второго сорта или даже заранее подозревались в нелояльности по отношению к Польше. Евреи были удалены из целых формирований, особенно из военно-морского флота, авиации и связи. Еще во время польско-большевистской войны в Яблонне был создан лагерь, в котором было интернировано около тысячи солдат и офицеров еврейского происхождения (решение о его создании было принято 16 августа 1920 года, лагерь действовал до 9 сентября 1920 года; его создание вызвало международный скандал, из-за которого министру Сосновскому пришлось объясниться перед Сеймом и общественностью). В ответах на депутатские просьбы Соснковский заявил, что"евреи не подходят для более серьезной работы, чем печатание". В связи с постановлением Сейма от 17 июня 1919 г., согласно которому офицерами могли быть только польские граждане польской национальности, офицеров еврейского происхождения даже повышали в должности уже в независимой Польше.
23 марта 1923 года Генеральный штаб издал секретный приказ убрать всех евреев с военных заводов.
С конца 1920-х годов лиц еврейского происхождения не вербовали в авиацию, флот, связь и бронетанковые войска, а также корпус пограничной охраны.
12-15 мая 1926 года в Польше произошел вооруженный государственный переворот в главе с маршалом Юзефом Пилсудским. Польская армия внутренне разрывается между двумя лагерями: один выступает за законную власть во главе с президентом Станиславом Войцеховским, а другой выступает за Пилсудского. Во время братоубийственных боев по обе стороны конфликта погибли в общей сложности 379 человек (215 военнослужащих и 164 мирных жителя) и около 1000 человек получили ранения.
Основным видом вооружения была пехота, организованная в 30 дивизий, в том числе две горные дивизии. Каждая дивизия в мирное время насчитывала 3 пехотных полка и полк полевой артиллерии. В военное время она должна была быть усилена подразделениями другого вооружения и необходимыми службами. Каждый из 84 пехотных и 6 стрелковых полков состоял из трех батальонов. Обязательная военная служба в пехоте длилась 18 месяцев.
Вторым видом оружия была конница. После окончания боевых действий Польша имела 40 конных полков, в том числе: 27 уланских полков, 3 шевальерских полка и 10 конных стрелковых полков и 10 конных артиллерийских дивизионов. Полки Уланов и шевальеров, а также дивизионы конной артиллерии были организованы в десять отдельных конных бригад. Полки конных стрелков подчинялись командирам корпусных округов. Каждый из них состоял из трех кавалерийских эскадронов и пулеметного эскадрона. Во время войны каждая из действующих пехотных дивизий получала по одному эскадрону конных стрелков со взводом пулеметов. В 1924 году конница была переименована в кавалерию и реорганизована. Конно-стрелковые полки перестали служить дивизионной кавалерией. Были сформированы 4 дивизии и 5 отдельных кавалерийских бригад, а также три новых дивизиона конной артиллерии. Каждая из дивизий состояла из трех двухполковых кавалерийских бригад, двух дивизионов конной артиллерии и трех эскадронов (броневики, средства связи и пионеры). Отдельные кавалерийские бригады состояли из трех кавалерийских полков, дивизиона конной артиллерии и эскадрона пионеров, за исключением 5.SBrK, в которой было четыре кавалерийских полка и дополнительно эскадрилья броневиков.
По назначению артиллерия делилась на органическую артиллерию крупных пехотных и кавалерийских подразделений (упомянутые выше полковые артиллерийские и конные артиллерийские дивизионы) и отдельную артиллерию, состоящую из десяти полков тяжелой артиллерии, одного полка сверхтяжелой артиллерии, двух полков горной артиллерии, а также одного зенитного артиллерийского дивизиона. В 1924 году зенитный дивизион был преобразована в зенитный артиллерийский полк и сформировано 10 автономных зенитных батарей. В конце 1925 года четыре батареи были ликвидированы, а остальные шесть переформированы в отдельные зенитные артиллерийские дивизионы. Кроме того, было два подразделения: пехотная артиллерийская рота и дозорная артиллерийская дивизия.
Авиация и воздухоплавательные войска входила в состав сухопутных войск. Основным организационно-административным образованием был полк. В середине двадцатых годов польская армия имела 6 авиационных полков и эскадрилью морской авиации. Полки дислоцировались в Варшаве, Кракове, Познани, Торуни, Лиде и Львове, а эскадрилья - в Пуце.
Инженерные войска предназначались для коммуникационных работ, укреплений, для разрушения укреплений и для минных работ. Существовали два типа подразделений: саперные - всесторонне обученные и специальные (мостовые, электротехнические, прожекторные, взводы речных мин и взводы внутреннего судоходства).
Войска связи делились на записывающие и неявные формирования. Записывающими отрядами были: полки связи, радиотелеграфный полк и отдельные батальоны связи. К неявным относились: центральные склады связи, центральные мастерские связи, Центральная радиостанция, учебный лагерь связи, а также телеграфные и телефонные станции, обслуживающие власти и военные учреждения.
Бронетанковые войска в середине двадцатых годов XX в. составляли: танковый полк, 5 дивизий броневиков и 2 дивизиона бронепоездов. Танковые формирования были оснащены 114 танками и 10 бронепоездами.
В автомобильных войсках насчитывалось 10 автомобильных дивизионов, по одной в каждом корпусном округе.
Жандармерия относилась к войскам, как в то время определяли род войск.
Корпус Пограничной Охраны. Формировался с осени 1924 года. Подчинялся Министерству внутренних дел и Министерству военных дел. В 1926 году состоял из 6 бригад охраны границы. Формирования корпуса, в которых служило около 16.000 пограничников, были развернуты вдоль границ: советской, латвийской и литовской.
Кавалерия Организация в 1921-1924 гг.
В 1921 году конница, одновременно с демобилизацией, перешла из военной организации в мирную. Тогда было произведено ее деление на стратегическую и дивизионную конницу. Стратегическая конница состояла из 27 уланских полков, 3 шевальерских полков и 10 дивизионов конной артиллерии, организованных в десять отдельных бригад. Дивизионную конницу составляли десять конно-стрелковых полков.
Организация кавалерии в 1924-1937 гг. В апреле 1924 года по просьбе генерального инспектора конницы генерал-лейтенанта Тадеуша Розвадовского была введена новая организация кавалерии мирного времени. В рамках принятой организации прежний термин конница ("jazda") был заменен на кавалерия ("kawaleria").
29 апреля 1924 года министр военных дел генерал-майор Владислав Сикорский переименовал все учреждения, соединения и части, носившие в названии конница, в кавалерия и приказал внести соответствующие поправки во все приказы, распоряжения, инструкции и т.д.
Конно-стрелковые полки перестали служить дивизионной кавалерией и стали самостоятельными. Были сформированы четыре дивизии и пять отдельных кавалерийских бригад, а также три новых дивизиона конной артиллерии. Каждая из дивизий состояла из трех двухполковых кавалерийских бригад, двух эскадронов конной артиллерии и трех эскадронов (броневики, средства связи и пионеры). Отдельные кавалерийские бригады состояли из трех кавалерийских полков, эскадрона конной артиллерии и эскадрона пионеров, за исключением 5.SBrK, в которой было четыре кавалерийских полка и дополнительно эскадрон броневиков. Дивизии и отдельные бригады были обозначены арабскими номерами, а бригады, входящие в состав дивизии, имели римскую нумерацию.
Новая организация кавалерии была направлена на создание быстроходных войск оперативного значения. Испытанием для реформированной кавалерии стали крупные маневры на Волыни в августе 1925 года. Они были организованы генеральным инспектором кавалерии в сотрудничестве с начальником Генерального штаба генерал-майором Станиславом Халлером. Польская кавалерия в то время получила высокие оценки от приглашенных иностранных гостей, среди которых были m.in. француз Генрих Гуро, англичанин генерал Айронсайд и чешский генерал Ян Сыровы.
Наряду с генеральным инспектором кавалерии большое влияние на развитие кавалерии оказали последующие начальники второго отдела конницы/кавалерии Министерства военных дел. В 1921-1926 годах эту функцию последовательно выполняли генералы: Адам Ежи Белинский, Евгений Силезский и Александр Паевский.
В июне 1924 года вышел первый номер кавалерийского обозрения. Профессиональный журнал офицерского состава кавалерии, должен был способствовать, как отмечал во введении к первому номеру генерал Розвадовский, самообразованию и должен был стать местом обмена мнениями об этом образовании и его развитии.
Осенью 1924 года был сформирован корпус пограничной охраны, в состав которого входили кавалерийские эскадроны.
В 1926 году кавалерия была организована в двенадцать двухполковых бригад (в четырех кавалерийских дивизиях), пять трехполковых бригад и одну однополковую бригаду. В 1929-1930 годах были упразднены командования 1-й, 3-й и 4-й кавдивизий.
Артиллерия Артиллерийские бригады 5.BrA/1921, 7.BrA/1921, 8.BrA/1921, 9.BrA/1921, 10.BrA/1921, 11.BrA/1921, 12.BrA/1921, 13.BrA/1921, 14.BrA/1921,
15.BrA/1921, 16.BrA/1921, 17.BrA/1921, 18.BrA/1921, 19.BrA/1921, 20.BrA/1921, 21.BrA/1921
Артиллерийские полки большой мощности: 1.PAN Тяжелые артиллерийские полки:
1.PAC:1921, 2.PAC:1922, 3.PAC:1921, 4.PAC:1921, 5.PAC:1921, 6.PAC:1921, 7.PAC:1921, 8.PAC:1921, 9.PAC:1922, 10.PAC:1921
Легкие артиллерийские полки:
1.PAL, 2.PAL, 3.PAL, 4.PAL, 5.PAL, 6.PAL, 7.PAL, 8.PAL, 9.PAL, 10.PAL, 12.PAL, 13.PAL, 14.PAL, 15.PAL, 16.PAL,
17.PAL, 18.PAL, 19.PAL, 20.PAL, 22.PAL, 23.PAL,
24.PAL:1921, 25.PAL:1921, 26.PAL:1921, 27.PAL7:1921, 28.PAL8:1921, 29.PAL:1921, 30.PAL:1921, 31.PAL:1927,
Береговые артиллерийские полки: PAN/1922
Горноартиллерийские полки: 1.PAG/1926
Зенитно-артиллерийские полки: 1.PAPrzeciwlotniczej:1924
Зенитно-артиллерийские дивизионы:
В 1926 г. сформированы дивизионы ЗА: 2, 3, 5, 6, 7 и 8. В1928 года были сформированы еще два: 9 и 10.
Конно-артиллерийские дивизионы: В 1919 г. были сформированы:1, 2, 4, 5, 6 и 7. В 1920 г. 3 и 9, в 1921 г.: был переименован в 8,. В 1922-1924 гг.: 10, 11, 12 и 13. В 1927 г. - в 14.
Пехотная артиллерия. В 1928 году в каждом пехотном полку был сформирован взвод пехотной артиллерии, в который входили два 75-мм полевых орудий образца 1902/1926.
Инженерные войска [w]
В польской армии в межвоенный период было организовано десять саперных полков (по три батальона в каждом, по одному батальону, выделенному в пехотный полк), два специальных батальона (мостовой и пулеметный - позже переименованный в электротехнический) и три железнодорожных саперных полка (третий, однако, был расформирован в 1924 году). В 1927-1928 годах на базе двух других железнодорожных саперных полков были сформированы 1-й дивизион бронепоездов и 2-й дивизион бронепоездов. В мае 1929 года происходит радикальная реорганизация инженерных войск, ослабляющая их положение и значимость. Два полка были расформированы, а остальные переименованы в батальоны; оба железнодорожных саперных полка были переименованы в батальоны железнодорожных мостов. Количество отдельных саперных батальонов сократилось до 13 (в среднем он насчитывал 40 офицеров и около 700 унтер-офицеров и рядовых).
ВООРУЖЕНИЕ [Солдатъ-2]
На вооружении польской армии были немецкие и австрийские винтовки систем Маузера и Манлихера. французские - Лебеля: пулеметы русские и немецкие - Максима, австрийские - Шварцлозе, французские - Гочкиса и Шоша.
Артиллерия имела французские 75-, 105-, 120- и 155-мм орудия. русские 3-дюймовые полевые и горные, английские 42-линейные (?) и 6-дюймовые, немецкие 105- и 150-мм гаубицы, австрийские 75- и 80-мм полевые пушки, 100-, 150- и 180-мм гаубицы, итальянские 75-, 105-, 149- и 210-мм орудия.
Кавалерия была вооружена немецкими и французскими (укороченными) карабинами.
Польская армия не испытывала недостатка в оружии и боеприпасах.
Бронетехника До 1925 года в польской армии на уровне Министерства военных дел не было отдельного подразделения, занимавшегося танковым оружием. В качестве технического оружия оно было подчинено вместе с автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом техническому Департаменту Министерства военных дел. Согласно отчету Павла Дыбенко, начальника артиллерии и материально-технического обеспечения Генерального штаба Красной Армии, от марта 1927 года (до начала производства танков СССР в том же году) Польша имела в то время значительно больше танков, чем СССР, и они были распределены в каждый пехотный батальон с наступательными задачами.
Танковые формирования входили в состав пехоты, броневики - в состав кавалерии, в то время как бронепоезда подчинялись железнодорожным войскам, а с точки зрения подготовки - артиллерии.
Легкий танк Renault FT:1917 (7т 4,1х1,7х2,1м 8км/ч 2ч 1п37\1п) имп: 120+? (72 пушечных, 48 пулеметных)
В июне 1921 года, во время III Силезского восстания, повстанческие отряды имели шестнадцать бронепоездов, организованных в четыре группы, каждый в составе двух дивизионов по два поезда. Четыре из этих шестнадцати поездов были непригодны для работы из-за неисправностей. При Верховном командовании повстанческих войск действовала инспекция бронепоездов. Средний поезд имел два орудия, десяток винтовок и штурмовой отряд.
В середине 1921 года было приказано ликвидировать двенадцать поездов. Остальные были доработаны и унифицированы. В эксплуатации решено оставить 12 поездов:
Nr1 Piłsudczyk, Nr2 Śmigły, Nr3 Pierwszy Marszałek, Nr4 Groźny, Nr5 Danuta, Nr6 Zagończyk, Nr7 Paderewski, Nr8 Śmierć,
Nr9 Poznańczyk, Nr10 Bartosz Głowacki, Nr11 Stefan Czarniecki, Nr12 Generał Sosnkowski
Из этих двенадцати поездов было сформировано шесть дивизионов, которые были включены в состав железнодорожных саперных полков (элемент инженерных войск). Существовало три железнодорожных саперных полка (1 ж/д саперный полк в Кракове; 2 ж/д саперный полк в Яблонне/Легионове, 3 ж/д саперный полк в Познани). 17 октября 1923 года Генштаб издал приказ о переводе бронепоездов на мирное время. Многие солдаты были демобилизованы, большая часть техники была признана устаревшей и подвергнута списанию. В 1924 году 3-й полк был расформирован; в том же году дивизионы бронепоездов также были расформированы, а их оборудование было депонировано в качестве мобилизационного запаса. В учебных целях в 1924 году была сформирован учебный дивизион бронепоездов (как 4-й батальон при 2-м железнодорожном саперном полку в Яблонне/Легионове) в составе:
Danuta, Generał Sosnkowski. Paderewsk.
Зимой 1924 года начались первые курсы в учебном дивизионе; к осени 1927 года было обучено более 2000 офицеров и солдат. В январе 1925 года это подразделение было переименовано в учебный дивизион бронепоездов. В октябре 1927 года учебный дивизион был переименована в 1 dywizjon pociągów pancernych. 17 апреля 1928 года на базе 1-го ж/д саперного полка был сформирован 2 dywizjon pociągów pancernych в Неполомице. Каждому дивизиону было выделено 6 поездов. В состав каждого дивизиона входили: командование, учебный бронепоезд, кадровый бронепоезд, взводы: огневой, мотострелковый, минерно-саперный, коммуникационный, хозяйственный, рота дрезин, квартирмейстер, парк и мастерские. В мае 1929 года произошла радикальная реорганизация инженерных войск; оба железнодорожных саперных полка были переименованы в ж/д батальоны.
Боевой состав [w]
После окончания военных действий 1920 гг. власти Польши приступили к реорганизации военной авиации. В 1921 году польская военная авиация приняла новую структуру. Созданы авиационные полки.
Сформированные полки состояли из эскадрилий по 6 самолетов в эскадрилье. Первые сформированные полки состояли из 13 эскадрилий, то есть 78 самолетов. Командование авиацией было поручено созданному 22 августа 1921 года департаменту аэронавигации при Министерстве Военных Дел. Первым командиром был бригадный генерал пил. Густав Мацевич. Тяжелые времена для военной авиации - 1921-1923 годы. В авиации не хватало всего, от персонала до самолетов, мастерских, запасных частей и ангаров. Из-за реконструкции страны финансовые средства выделялись весьма скромно. Вторым начальником авиации был контрактный офицер-француз генерал Франсуа-Леон Левег. Он разработал план расширения военной авиации до 50 эскадрилий, сгруппированных по видам авиации: линейной, истребительной и бомбардировочной. Реорганизация и расширение планировались к 1926 году. Эта сумма не была утверждена генеральным штабом. В рамках французского материального кредита во Франции было приобретено 1500 двигателей Loraine и лицензия на производство самолетов Potez и Hanriot. С 1 июля 1924 года начальником авиации стал полковник Владимир Загорский, назначенный вскоре генералом. Он разработал новые планы по расширению авиации. Он должен был считать ок. 2300 самолетов были организованы в 200 эскадрилий (в 1925 г. в существующих 17 эскадрильях был огромный дефицит штатного и аппаратного обеспечения, не хватало 57% офицеров, 66% унтер-офицеров, включая 50% пилотов). После того, как во Франции заказали 683 самолета и 150 двигателей Le Rhone, французский кредит закончился. В рамках полученных финансовых лимитов в стране было заказано 405 самолетов. В целом закупки нового начальника Управления аэронавигации составляли ок.1088 различных самолетов. Нецелесообразно было закупать 32 устаревших и больших по конструкции (в стране не было для этого типа ангаров) бомбардировщиков типа "Голиаф". Генерал Загорский ушел со своего поста 18 марта 1926 года. Новым начальником отдела стал полковник Людомил Райский. Он разработал план расширения авиации, который m.in. он включал в себя: комплектацию к концу 1928 года 30 авиационных эскадрилий, расширение авиации до 52 эскадрилий с полной занятостью к концу 1935 года, в том числе: 34 линейных эскадрильи (340 самолетов); 16 истребительных эскадрилий (160 самолетов); 2 бомбардировочные эскадрильи (12 самолетов). Однако этот план, как слишком дорогостоящий, не был принят.
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА [w]
После окончания военных действий 1920 года и реорганизации воздухоплавательные войска имели три аэронавтных батальона:
I batalion aeronautyczny; II batalion aeronautyczny; III batalion aeronautyczny по 2 роты в каждом.
В 1921-1923 гг. был создан дополнительно: IV batalion aeronautyczny, V batalion aeronautyczny В 1921 году в состав Воздухоплавательных войск наряду с тремя аэронавтными батальонами входили также офицерское авиационное училище и центральные отряды. Они подчинялись непосредственно авиационному отделу III отдела аэронавигации Министерства военных дел. Аэронавтные батальоны располагали воздушными шарами наблюдения французского производства типа Caquot M2 и R2.
Во Франции был куплен дирижабль компании Zodiac VZ-11 Vedette, которому в Польше было присвоено название Lech.
Мягкий дирижабль :1922/1928 (3150 m" 50х12м 80км/ч 800/3км 6ч 1к37)
ФЛОТ [ФВМ]
Образованная после окончания Первой мировой войны Польша имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому Польскому коридору через территорию Германии. Длина береговой линии молодого государства составляла всего 90 миль, однако этот факт не смущал амбиций руководства новоявленного флота, и разработанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестроения предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораблей. Нереальность программы была очевидна, и ее даже не стали выносить на обсуждение сейма.
В это время флот состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонерских лодок и 4 тральщиков - наследие прекратившего свое существование кайзеровского Хохзеефлота; лишь КЛ имели российское происхождение. Для начала 1920-х гг. этих сил вполне хватало для защиты короткой морской границы, однако поляки не оставляли планов создания большого флота. В 1924 г. была подготовлена так называемая "малая программа (по сравнению с программой 1920 г.). По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на выделение средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе - трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансового положения страны была утверждена постройка только трех подводных минзагов. И все же руководству флота удалось добиться выделения дополнительных средств на постройку двух ЭМ.
12-15.5.1926 Майский переворот. Установление фактической власти Пилсудского.
ИСТОЧНИКИ [MAA-497] Armies of the Russo-Polish War 1919-21. Osprey Publishing, 2014
[ИА] Иностранные армии. М.: Военная Типография Штаба РККА, 1923
[БК 5-1999] Барятинский М. Бронетанковая техника стран Европы. Бронеколлекция 1999-5
[Шир-арт-1] Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. Харвест. 2000
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[N] Navypedia
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986.
[Conway-3] Conway All the world Fighting Ship 1922-1946. Conway Maritime Press 1980.
[JFS-1920] Jane's Fighting Ships 1920
[JFS-1929] Jane's Fighting Ships 1929
[JFS-1933] Jane's Fighting Ships 1933
[ФВМ] Дашьян А.В. и др. Флоты Второй Мировой. М:2009