АРМИЯ[ВВС с.179]
Военная служба в Швейцарии основана на милиционной системе. Военная повинность обязательна для всех граждан в возрасте от 20 до 48 лет. Первые 12 лет граждане служат на действительной службе (Ausruf); следующие 8 лет - в ландвере, остальное время - в ландштурме.
В 1911 году швейцарская милиция насчитывала 140.368 чел. в первой линии (Ausruf) и 69.509 чел. в ландвере. Ландштурм в том же году насчитывал 66.500 человек.
В военное время Швейцария может выставить армию в 250.000 человек и, кроме того, 4.500 офицеров и лиц, обслуживающих штабы.
Из-за массовых забастовок рабочих в 1918 году к концу Великой войны швейцарская армия насчитывала всего 12.500 человек, находящихся на "постоянной мобилизации".[w]
Личный состав в 1931 г. [СВЭ-1 с.637]
Ежегодный призыв новобранцев: 26.000ч
Общая продолжительность службы: 29 лет
Количество обученных резервистов: 400.000ч
ВООРУЖЕНИЕ Вооружение в 1931 г. мир/воен.время [СВЭ-1 с.637]
Тяжелые орудия (без крепостных): 172/172. Легкие орудия: 376/376
Тяжелые пулеметы: 2118/2118. Легкие пулеметы: 5000/5000
Бронетехника Легкий танк Renault FT:1921 (7т 4,1х1,7х2,1м 8км/ч 2ч 1п37\1п) Фр: 5
АВИАЦИЯ [w]
К концу Первой мировой войны в ВВС Швейцарии насчитывалось всего 62 пилота и 68 самолетов девяти различных марок, почти все из которых были пригодны только для выполнения наблюдательных миссий. Бюджет швейцарских ВВС на военное время в размере 15 миллионов швейцарских франков составлял 1,25% от военных расходов Швейцарии.
Из-за сохраняющихся бюджетных ограничений военно-воздушные силы в 1920-е годы оставались в полном запустении. В 1920 году было приобретено 27 Fokker D.VII, 16 Hanriot HD.1 и 15 Nieuport 28, а также и 20 разведчиков Zeppelin C.II, приобретенных на послевоенном черном рынке), но вскоре они устарели, и дальнейшие усилия по разработке местных самолетов (MA-6, MA-7 и MA-8) оказались безуспешными. Семь пилотов погибли в 1925 и 1926 годах, прежде чем все швейцарские военные самолёты были оснащены парашютами. К 1929 году только 17 из 213 самолётов были признаны пригодными для эксплуатации. Военно-воздушные силы состояли из 18 авиационных рот (Flieger-Kompagnien), трёх взводов аэрофотосъёмки и одной аэродромной роты. За десять лет после Первой мировой войны было подготовлено 162 пилота и 165 наблюдателей, а полный состав военно-воздушных сил насчитывал 196 офицеров, 499 сержантов и 2241 рядового. Единственными самолётами, закупленными в достаточном количестве, были Potez XXV и швейцарский H"feli DH-5.
Трудности, связанные с содержанием военно-воздушных сил при ограниченном финансировании в период стремительного технологического развития, усугублялись швейцарской системой ополчения: все военнослужащие, кроме горстки кадровых военных, были солдатами-гражданами, которые служили всего несколько недель в году после первоначального этапа призыва. Кандидаты в военные пилоты проходили ту же подготовку новобранцев, училище сержантов и школу кандидатов в офицеры, что и другие офицеры швейцарской армии, после чего они поступали в школу пилотов на 173 дня, а затем возвращались к гражданской жизни. В течение первых двух лет службы пилот должен был налетать десять часов в месяц, а затем ему требовалось налетать пятьдесят часов в год по своему усмотрению.
Самолеты [w][waf]
Число самолетов в 1931 г. мир/воен. время: 150/200 [СВЭ-1 с.637]
ИСТОЧНИКИ [ВВС] Михайлов Д. Всемирный военный справочник "Современник". Петроград -Киев 1915 г.
[СВЭ-1] Советская Военная Энциклопедия изд.1. М:1932 г.
[АШВМВ] Шишкин К. Артиллерия Швейцарии во Второй Мировой войне.
[ОШПВМВ] Шишкин К. Оружие швейцарской пехоты во Второй Мировой войне.
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[waf] World Air Force. Switzerland Airforce