Аннотация: Фотография - железный аргумент? Как бы не так! Артур Понсонби приводит очень интересные примеры того,как пропагандисты изящно и умело пользуются этим распространенным заблуждением.
Артур Понсонби
Ложь во время войны
Глава 24
Поддельные фотографии
Для непосвященного в том, что изображено на фото, определенно существует какая-то достоверность. Казалось бы, нет ничего более надежного, чем фотоснимок. Мало кому приходит в голову подвергать сомнению фотографии, и поэтому поддельные снимки имеют особую ценность, поскольку они получают гораздо лучший запуск, чем любое простое
утверждение, которое можно критиковать и опровергать. Только спустя долгое время, если вообще когда-либо, их ложность удается обнаружить. Похоже, подделка фотографий в военное время превратилась в целую индустрию. Это касается всех стран, но французы преуспели более остальных. Несколько оригиналов удалось найти и воспроизвести*.
В Das Echo от 29 октября 1914 года опубликована фотография немецких войск, марширующих в Бельгии по проселочной дороге.
Эту же фотографию воспроизвели в Le Journal 26 ноября 1914 года под заголовком:
Les Allemands en Retraite.
Cette photographie fournnit une vision saississante de ce que fut la retraite de l`armee du general von Hindenburg apres la bataile de la Vistrule.
Перевод с французского:
Немцы отступают
Эта фотография дает полное представление о том, каким было отступление генерала фон Гинденбурга после битвы на Висле.
На фотографии, сделанной Карлом Делиусом из Берлина, запечатлена доставка посылок перед отделением полевой почты в Кавеваре.
Эту же фотографию воспроизвели в Daily Mirror от 3 декабря 1915 года под заголовком:
Стирка грязного белья варваров.
Сербы обливаются потом. Белокурые бестии заставляют их стирать свое грязное белье. Как и большинство клиентов, которые не оплачивают свои счета, захватчики ворчат и жалуются. Только что принесли из стирки еще одну стопку.
Какие-то фотографии были сделаны в 1905 году во время погрома в России, и часть из них евреи распространили в Америке. На одной из этих фотографий был изображен ряд трупов в окружении толпы, что и попало в Le Miroir от 14 ноября 1915 года под заголовком:
Les Crimes des Hordes Allemandes en Pologne.
Перевод с французского:
Преступления немецких полчищ в Польше.
Подобные материалы выставлялись в самых разных газетах. Так, например, аргентинская газета Critica тем же способом разоблачала немецкие зверства.
В Берлине сделали фотографию толпы перед королевским дворцом 13 июля 1914 года (перед началом войны). Соответственно это воспроизвели в Le Monde Illustre от 2 августа 1915 года под заголовком:
Enthousiasme et Joie de Barbares,
Перевод с французского: Энтузиазм и радость варваров,
с объяснением, что это демонстрация в честь потопления "Лузитании".
Фотография в берлинской Tag от 13 августа 1914 года, изображала длинную очередь из людей с мисками. Ниже имелось пояснение:
Вот как мы относимся к русским и французам; раздаем интернированным еду.
2 апреля 1915 года то же изображение попало в Daily News под заголовком:
Немецкие рабочие чувствуют себя ущемленными.
Вышеупомянутая толпа - это очередь за пайками; знакомое зрелище в Германии, которое раскрывает всю мощь нашего флота.
30 января 1915 года фотография немецких офицеров, осматривающих ящики с боеприпасами, была опубликована журналом War Illustrated под заголовком "Немецкие офицеры мародерствуют во французском замке". Фотография немецкого солдата, склонившегося над павшим товарищем, была воспроизведена в журнале War Illustrated
от 17 апреля 1915 года под заголовком:
Явное доказательство нарушения варварами правил ведения войны. Немецкого упыря застали за тем, как он обчищает карманы павшего русского.
В берлинской газете Lokalanzeiger от 9 июня 1914 года опубликована фотография трех кавалерийских офицеров. В руках у них кубки и другие трофеи, добытые на армейских скачках с препятствиями в Грюневальде.
Сначала снимок воспроизвели в российской газете "Весь мир" под заголовком "Немецкие мародеры в Варшаве", а затем 8 августа 1915 года в газете Daily Mirror под заголовком:
Три немецких кавалериста с награбленным золотом и серебром.
Разумеется, поддельные фотографии в большом количестве отправлялись в нейтральные страны.
Немецкая фотография города Ширвиндт после российской оккупации была воспроизведена в Illustreret Familieblad (Дания) как "Французский город
после немецкого артобстрела".
В 1917 году фотографию трех смеющихся молодых немецких солдат из Dus Leben перенесли в Bild под заголовком:
Снова дома. Трем крепким молодым немцам удалось сбежать из французского плена.
2 мая 1917 года то же самое опубликовали в датской семейной газете, но уже под другим комментарием: "Побег из горящего ада. Трое немецких солдат, очевидно, были очень счастливы попасть в плен к французам".
Цитадель в Брест-Литовске обстреляли отступающие русские, и 5 сентября 1915 года в газете Zeitbilder появилась фотография, на которой немцы выносят в мешках зерно.
18 сентября 1915 года эту же фотографию опубликовали в Graphic со следующим пояснением: "Немецкие солдаты в Брест-Литовске грабят фабрику, которую при отступлении обстреляли русские".
29 декабря 1915 года в Illustrated War News была опубликована фотография военных трофеев. Сержант держит что-то вроде девятихвостого хлыста.
Для чего он использовался? Немецкий хлыст среди трофеев.
Эти военные трофеи, захваченные у немцев во Фландрии, были подарены сержантом ирландским стрелкам. Наличие хлыста имеет любопытное значение.
То, что названо "хлыстом", немцы использовали в качестве выбивалки для ковров.
В российском фильме были представлены немецкие медсестры в одежде религиозных сестер, которые ножами добивали раненых на поле боя.
Рисунок - не фотография - имевший большой тираж, назывался Chemin de la gloire (Дорога славы). Он был выпущен в серии Choses Vues (Увиденное).
На заднем плане - охваченный пламенем собор, дорога усеяна бутылками, а на переднем плане - тело маленького мальчика, пригвожденное к земле штыком.
Если же описывать картинки и карикатуры, то этому просто не будет конца. Несомненно, карикатурист оказал большое влияние во всех странах. Особенно это касается Raemakers и Punch. Несчастные нейтралы подвергались бомбардировке с обеих сторон.
Показательную серию фотографий сделал некий Ф. Дж. Мортимер, сотрудник Королевского фотографического общества. Ее опубликовали в 1912 году, а затем широко использовали в разных иллюстрированных периодических изданиях. Среди прочего имелась фотография судна Arden Craig, которое затонуло у островов Силли в январе 1911 года. 31 марта 1917 года популярный иллюстрированный еженедельник посвятил страницу "Фотографическим свидетельствам прусского пиратства". Именно эту фотографию вставили в серию снимков, "демонстрирующих "винджаммер*, торпедированный у берегов Англии преступно неразборчивыми в средствах подводными пиратами".
Сделанные Мортимером фотографии британских кораблей появились в Германии под заголовком "Взгляды на немецкий военно-морской флот".
28 сентября 1916 года газета Daily Sketch опубликовала фотографию толпы немецких пленных под заголовком "Они все еще идут!"
"За последние сорок восемь часов было захвачено от 3000 до 4000 пленных" (по официальным данным).
10 октября 1918 года Daily Mirror выпустила ту же самую фотографию, под которой было напечатано: "Это лишь очень небольшая часть военнопленных, захваченных союзниками в 1918 году.