Цитата из кинофильма "Доживём до понедельника", когда Илья Семёнович Мельников делает замечание учительнице младших классов Таисии Николаевне:
"- Приносят зеркало, и все время на себя любуются. Я им говорю: не ложьте зеркало в парту - ложат! Я им опять говорю: не ложьте! Все равно ложат...
- Послушайте, нельзя же так!Я вам, вам говорю. Вы учитель или...
- Вы мне?
- Ложить! Нет такого глагола, голубушка, Таисия Николаевна, где вы его взяли? Мы же не на рынке!Если вам не жаль детей, то пощадите наши уши!".
Мельников неправ. В словаре Даля такое слово есть, правда с пометой, что оно употребляется только с предлогами. Его значения: класть, укладывать.
Таисия Семёновна употребила этот глагол именно с предлогом - "не ложьте ... в парту".
***
Падение в Сирии режима Башара Асада, который мы поддерживали, нужно рассматривать не как провал нашей внешней политики на Ближнем Востоке, а как очень полезный урок. Вывод из него: народы и страны не могут дружить, но только быть союзниками в конкретных обстоятельствах и на основе совпадающих в данный момент интересов. Изменились обстоятельства - и до свидания, дальше каждый по себе. Нельзя рассчитывать на долговременные хорошие отношения, подкармливая другую страну и ожидая от неё за это вечную благодарность.
"Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!".
Где сегодня этот нерушимый союз? Вот вам и "навеки".
Потому не следует удивляться ухудшению отношений с Ираном и Азербайджаном. Ни в чём мы не ошиблись, просто у нас с ними разошлись интересы. И мы не должны поступаться своими ради приветливых улыбок этих соседей России. Самим тоже улыбаться не стоит, а надо искать новые точки для взаимовыгодного сотрудничества, однако не оставляя без адекватных ответов, включая самые жёсткие, любые действия нам в ущерб.
***
Любите книгу - источник знания.
(М. Горький)
Егору Гайдару приписывают такую мысль (привожу не дословно, а просто передаю содержание):
"Нам не нужно всё делать самим. То, что необходимо, купим за нефть и газ".
В умных книжках по экономике именно так и написано: если у кого-то есть товар, а у кого-то другого деньги, то эти двое найдут друг друга и акт купли-продажи состоится. Однако на практике (в жизни) бывает и не так. Например, Сталин не пожалел бы золота, не говоря уже о других полезных ископаемых, лишь бы американцы продали нам документацию по атомной бомбе. Но он даже не пытался, понимая, что эта документация НЕ ТОВАР.* Пришлось её у американцев украсть.
Безусловно, в торговле с Западом было пустой фантазией рассчитывать, будто мы сможем покупать у него ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ. Нет, только то, что не сделает нас конкурентом.
И второй момент, не менее важный. Даже не стратегические товары нам продавали бы лишь при условии НАШЕГО ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Вот этих внеэкономических, однако реальных вещей не понимал "книжник" Гайдар. Чего, думаю, нельзя сказать о его приятеле Чубайсе. Тот, конечно, тоже почитывал умные книжки, вместе с тем не отрываясь от жизни. И он был согласен "лечь" под Запад.
______________________
* Товар - продукт труда, произведённый для обмена (продажи) - см. "Краткую Российскую энциклопедию"
***
В связи с недостойным поведением некоторых артистов, осудивших Специальную военную операцию и даже очерняющих нашу страну, в обществе возникла идея лишать званий "Заслуженный артист России" и "Народный артист России" тех из них, кому эти звания присвоены. Конечно, так надо сделать, поскольку не могут быть в почёте граждане, поносящие свою Родину.
Но одновременно следует переименовать звания, по сути являющиеся наградой таланту, который есть Божий (или природный) дар НАРОДУ, воплощённый в некоторых гражданах. Его нельзя заслужить, и он народный в принципе, по предназначению.
Звания артистов должны отражать их КВАЛИФИКАЦИЮ, как в других профессиях. Например, артист 1-й, 2-й, 3-категории. Ничего пафосного. И тогда, в случае чего, не придётся ходить "назад пятками".
***
Неужели древние люди, наверняка использовавшие треугольники в обиходе, например, при разметке земельных участков или раскрое тканей при шитье одежды, до Пифагора не знали о том, что длины его сторон относительно друг друга не произвольны? Конечно, знали, установив опытным путём. Пифагор же доказал, что ВСЕ такие геометрические фигуры, а не только уже встречавшиеся на практике, обладают свойством, выраженном формулой а2 + b2 = c2 , где a,b,c соответственно длины катетов и гипотенузы. Так что доказательство знаменитой теоремы РЕАЛЬНО ничего не прибавило.
Примечание
Этот вывод подтверждается и фактом существования аксиом, т.е. положений, принимаемых без доказательств, верность которых основывается на отсутствии случаев, когда они нарушались бы.
По сути доказательство теорем есть всего лишь демонстрация возможностей человеческого ума, а фактически - способ учёных потешить своё самолюбие, прославиться.
***
Прощение на языке материальных отношений людей - это списание* вины. Не каждому такая щедрость по карману.
На пленарной сессии XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" 2 октября 2025 года Путин признался, что, бывало, когда, обдумывая какой-нибудь вопрос и перебирая возможные решения, он в конце концов приходил к выводу: "вообще ничего не делать"... Потому что ущерб будет больше от принимаемых мер, чем просто выдержка и терпение".*
Вот чем мудрость** отличается от просто ума - пониманием, что иногда оставить всё, как есть, правильнее, чем изменить.
Не любое новое - прогресс, как "не всё то золото, что блестит".
** Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт (см. "Словарь русского языка С.И. Ожегова"
***
В программе "К 95-летию Игоря Золотусского" "Книги моей судьбы", 4-я серия* наш известный литературный критик рассказал историю своих отношений с великим романом Сервантеса. Мол, читая его раньше, как и все, смеялся над приключениями Дон Кихота, но когда, уже в конце жизни, перечитал, то поразился мыслью, которая раньше не приходила в голову. Что смешной идальго в действительности был человеком, несмотря на возраст сохранившим в себе ребёнка:
"Прожив жизнь, он не увлёкся тем, чем увлекались большинство, может быть, людей его железного века. Он не увлёкся счастьем обладания деньгами, богатством... Дон Кихот остался ребёнком, в нём осталось жить дитя".
И это качество, по мнению Золотусского, в той или иной степени присутствует в каждом человеке:
"И оно [дитя] живёт в каждом из нас, я утверждаю это твёрдо...
...Если зайти в самую глубину человеческой души..., то увидишь, что там ещё жив ребёнок...".
Продолжим высказанную мысль.
В большинстве случаев детскость находится (или намеренно утаивается) глубоко внутри как нечто, чего следует стесняться или даже стыдиться. На самом же деле, так можно понять Золотусского, она является ценным качеством, свидетельствующим о том, что душа человека жива и не окостенела.
А по мне, это возрастная деформация. Ещё Экклезиаст заключил: "Всему своё время...". Конкретизируя общую формулу под наш случай, можно сказать: "Время быть ребёнком и время быть взрослым".
Примечание 1
Интересна оценка творения Сервантеса в "Краткой Российской энциклопедии" (в статье о писателе):
"...Сервантес...воплотил мир оторванного от реальности высокого духа..., выявив... трагическую неустранимость конфликта человека, верящего в своё достойное назначение, с действительностью".
Ребёнок - человек, который не способен жить самостоятельно и потому нуждается в опеке. Он её получает в лице родителей. Но так не может продолжаться всю жизнь. В норме человек взрослеет и переходит на "самопопечение". В случае с Дон Кихотом произошёл какой-то сбой, он не повзрослел, и это его беда. Здесь нечему восхищаться. А его рыцарство в принципе опасно. Всё-таки, немного перефразируя Владимира Солоухина, кольчуга, седло и копьё - вещи мужские, а не детские. Для детей придуманы вместо боевого коня деревянная лошадка-качалка, а вместо смертоносного булата тоже деревянный игрушечный меч.
Примечание 2
Намёк на "невсамделешность" рыцарских атрибутов Дон Кихота содержится в изображениях его коня Росинанта и доспехов.**
Ностальгировать по запертому глубоко в нас ребёнку могут позволить себе неодинокие старики, имеющие уход, не брошенные. Любящие дети и внуки, бывает, готовы удовлетворять даже их капризы. А как быть тем, кто доживает свой век в приютах? Они-то как раз хотели бы подольше не впадать в детство, оставаясь взрослыми, чтобы избежать унизительной судьбы.
____________________
* См. передачу телеканала "Россия - Культура" от 27 ноября 2025 года в 2000 по московскому времени
** См. Дон Кихот, картинки
***
О ТЕЛЕСЕРИАЛЕ "КОНСТАНТИНОПОЛЬ"
Самое главное: сделать очередной боевик на потребу обожравшегося от телевизионной хавки зрителя из трагедии людей, покинувших свою Родину в надежде, как оказалось, тщетной, обрести новый дом на чужбине, это БЕССТЫДСТВО.
Примечание 1
Могу предположить, что одной из причин такого цинизма стал кризис массового телевизионного кино. Его создатели взялись за неподъёмное дело - ежедневно и многоразово кормить зрителей своей продукцией. Прежде телевидение показывало обычные кинофильмы. Их было немного по сравнению с сегодняшним валом телефильмов, поскольку снимались они подолгу (опять же в сравнении). Вдобавок немало времени уходило на процедуру допуска картин в прокат. Современная съёмочная аппаратура и вся технология производства телевизионного кино позволяют "печь" сериалы, как пирожки. Но если от начинки этого печева большого разнообразия не требуется, даже, наоборот, ценится традиционная (например, пирожки с картошкой или капустой), то смотреть одно и то же зритель не хочет. Вот и приходится брать темы и сюжеты без разбора и оглядки на мораль, лишь бы это можно было скормить потребителю. (В скобках заметим, что проблема "сюжетного голода" затронула и обычное кино. Как ещё объяснить обращение режиссёров к уже экранизированной литературе? Только желанием СКАЗАТЬ СВОЁ СЛОВО, думаю, нельзя).
Для героев фильма у меня тоже нет добрых слов. Предпочтя жизнь за границей возможной (но вовсе не обязательной для большинства) гибели в новой Советской России, они ПОТЕРЯЛИ ЛИЦО. Желание жить - на самом деле страх перед смертью - низвёл их до уровня наших "братьев меньших". Мало того, заставил терпеть унижения. И от кого?! От турок, давних врагов (впрочем, и сегодня они не пылают к русским людям любовью, хотя их туристический бизнес успешно существует в основном благодаря нам), которых мы много раз били и на суше, и на море. Косвенно эмигранты унизились и перед другим врагом - французами. Это следует из разговора с турецким чиновником главного героя сериала бывшего полковника Белой армии Нератова, когда он напоминает, что расходы по приёму и содержанию беженцев из России оплачивает Франция. Французов мы тоже били, да ещё как.
В самом начале фильма, на пароходе, плывущем из Севастополя в Константинополь, Нератов во внутреннем монологе говорит:
"Как и тысячи других, я верил в спасение, как и тысячи таких же изгоев, я верил, что найду новый дом...".
Он ошибался. Дом - не просто жилище, это нравственная или даже сакральная категория. У человека он только один.
"На этой огромной планете, сынок,
Под куполом вечных небес,
Есть множество всяких путей и дорог,
И разных диковинных мест,
Но где б ты вдали ни бродил, всё равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно есть такое, одно,
Где ты появился на свет.
Ты песню сейчас о дорогах поёшь,
Но время наступит, сын мой,
Когда ты приедешь сюда и поймёшь,
Что ты возвратился домой".
Осознание невозможности обретения нового дома приходит к Нератову в самом конце фильма, когда плоды своей роковой ошибки он и его соратники уже пожали. Удивительно, но главный герой "Константинополя" говорит о ней почти теми же словами:
"Чужбина - это пустыня, которая никогда не заменит землю, где похоронены твои предки, где каждый камень помнит твои шаги. И пока ты это чувствуешь, ты понимаешь: счастье не здесь, оно ждёт тебя там, куда ты обязан вернуться. Ты не изгой, а странник, чья дорога ведёт к единственному родному дому".
Справедливости ради следует сказать, что в сериале всё же есть один ценный посыл - необходимость ненавидеть врагов. Правда, в данном случае убеждённость в справедливости такого отношения смазывается обстоятельствами, в которых эта ненависть проявилась. Русские беженцы были в Турции незваными гостями, они пришли в чужой монастырь, куда, как известно, со своим уставом не ходят. Потому их протест против произвола и взяточничества турецких чиновников, превратившийся в вооружённую борьбу, нельзя оправдать. Другое дело - отношение к англичанам, оккупировавшим Константинополь. Те гнобили турок на правах победителя, но с русскими, своими недавними союзниками по Антанте, так поступать они не должны были себе позволять. И расправа Нератова с полковником Ноксвельдом, его адьютантом и банкиром Тирпицем вполне справедлива.
Примечание 2
Я долго не мог найти убедительных аргументов против точки зрения, будто в нашей Гражданской войне не было виновных и невиновных. Мол, в этом плане белые и красные равноправны. Однако всё время ощущал внутреннее несогласие с такой примиренческой позицией. "Константинополь" открыл мне глаза. Неправота белых обусловлена тем, что они прибегли к помощи извне, тогда как гражданская война есть дело исключительно самого расколовшегося народа. Здесь справедлива пословица "Когда двое дерутся, третий не мешайся". Или, точнее, и немного перефразировав: "Когда двое дерутся, третьего на помощь звать нельзя".
В заключение ещё пара фактов.
Русское священство в отличие от "белой кости"* не бросило Отечество, не покинуло свою паству, хотя новая власть с самого начала была к нему жестоко непримирима. Ну, как же: "Религия - опиум для народа". Наши батюшки и монахи приняли свой смертный крест дома.
В 91-м мы ВСЕ потеряли лицо, соблазнившись блеском западной жизни, однако в этом не признаёмся (не хотим признаться). И не стыдимся общения с врагом: теперь стало очевидно, что Запад наш враг извечный и навечно. Ладно бы общение ограничивалось государственным уровнем (торговлей), так нет, оно присутствует и весьма активно на личном: мы ездим в Европу на отдых, да и просто поглазеть на её диковины. А те, у кого есть деньги, ещё и лечатся за бугром, в том числе в Германии, которая обречена навсегда оставаться страной-преступницей.
Позор нам.
_______________________
* "Белая кость" - устойчивое словосочетание, обозначающее человека знатного происхождения или принадлежащего к привилегированному сословию в Российской империи
Сегодня о рождающемся на наших глазах Искусственном интеллекте и его потенциальной опасности говорят едва ли не все, тогда как с УЖЕ существующей бедой - техникой, позволяющей мошенникам грабить людей, - никто не борется. Интересно, во время предстоящей очередной "Прямой линии" с Президентом хоть кто-нибудь потребует от него прекратить беспредел, который творит зло, называемое техническим прогрессом? Сам Путин, похоже, считает это зло неизбежным. Его необходимо разубедить.
***
Одним из основных принципов цивилизации "Русский мир", которую мы вознамерились строить, должно стать верховенство здравого смысла. Изобретённое западной цивилизацией и перенятое нами верховенство закона, т.е. однажды установленной нормы, требования которой обязательны к исполнению, дискредитировало себя. Невозможно объять необъятное, найти универсальное решение, годное во всех случаях. Здравый смысл - это не готовое решение, а способ его найти. И вот как способ он универсален.
***
Из какой-то телепрограммы, посвящённой 45-й годовщине со дня смерти Высоцкого, я узнал, что, бывало, когда он в течение трёх последних дней недели давал по пять концертов в день, получая за концерт 1000 рублей, т.е. в сумме 15 000.
И это тот, кто написал:
"Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, - Значит, нужные книги ты в детстве читал!".*
"Нужные" книги такому не учили.
________________________
* В качестве справки. Это стихотворение Высоцкий написал в 1975 году для фильма "Стрелы Робин Гуда" о разбойнике, который "грабил богатых, отдавая добытое беднякам" (см. "Робин Гуд" - Википедия"), когда в Советском Союзе "средняя зарплата в городах составляла примерно 100-120 рублей, в Москве могла доходить до 150. Работники низкой квалификации получали всего 80-90 рублей... Наиболее квалифицированные работники и начальники могли получать 300-400 рублей, а чиновники ещё больше". [Однако] "разница между доходами разных слоёв населения была незначительной, почти отсутствовало такое явление как бедность, а богатыми считались те, кто получал в 5-10 раз больше среднего".
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам* 8 декабря 2025 года Президент во вступительном слове большое внимание уделил вопросу демографии, констатировав: ситуацию с низкой рождаемостью нам так и не удаётся переломить. Но он даже не заикнулся о том, что мало только родить детей, необходимо ещё сделать из них ГРАЖДАН РОССИИ. Без этого мы превратимся, если уже не превратились, в племенное хозяйство, поставляющее на внешний рынок талантливых людей: учёных, артистов, спортсменов, - а для внутреннего употребления - IT-мошенников, обворовывающих соплеменников.
То, что мы называем любовью, очень редко является ею в действительности. Ромео и Джульетта, Сольвейг. Это чувство предполагает невозможность жить после смерти любимого человека или невозможность соединить свою судьбу ни с кем, кроме того единственного, т.е. фактически тоже отказ от жизни, только без самоубийства.