2. Род и падеж - у числительных "один", одна", "одно"; "два", "две"; полтора, полторы.
3. Род, падеж и число (как у прилагательных) - у порядковых числительных.
Синтаксическая роль:
1. Количественные - подлежащее, дополнение, обстоятельство: В помещении стоят три стола (три стола - подлежащее). Принесли три тетради (три тетради - дополнение). Туристы возвратились к семи часам (к семи часам - обстоятельство).
2. Порядковые - согласованное определение и сказуемое: Пятая группа собралась в парке (пятая - согласованное определение). Наша аудитория - пятая (пятая - сказуемое).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
1. Порядковые числительные (первый, второй, третий и т.д.), количественные числительные "один", "тысяча", "миллион", "миллиард" имеют формы рода, числа и падежа.
2. Количественные числительные "два", "две", "полтора", "полторы", собирательные числительные "оба", "обе" имеют формы рода и падежа.
3. Остальные количественные (три, семьдесят, триста и т. д.) и собирательные числительные (двое, трое, четверо и др.) имеют форму только падежа.
• При анализе числительного по признаку рода следует учитывать, что:
1) порядковые числительные изменяются по родам и значение рода выявляется у них только в форме единственного числа;
2) количественные числительные "тысяча", "миллион", "миллиард" имеют род, но по родам не изменяются;
4) некоторые количественные числительные в составе дробных имеют застывшую форму женского рода, т.е. по родам не изменяются (одна вторая, две пятых).
• Определяя падеж, следует учитывать, что в именительном и винительном падежах количественные и собирательные числительные управляют существительным, требуя от него родительного падежа ед. ч. или мн. ч. (двое ребят (Р. п.), три угла (Р. п.)), а в других косвенных падежах - согласуются с существительными.
• Следует помнить, что числительные от "одиннадцати" до "двадцати" и "тридцать" в современном русском языке рассматриваются как простые, образованные суффиксальным способом (-надцать и -дцать - это суффиксы).
• Дробные числительные состоят из двух частей, первая из которых по форме является количественным числительным, а вторая - порядковым: шесть седьмых, одна четвёртая. Кроме того, для обозначения числительных типа "одна целая пять десятых" используется также сочетание количественного числительного и слова "целая": три целых четыре десятых. Используется для обозначения дробных чисел и такое сочетание: 1/2 - одна вторая, 7/8 - семь восьмых.
3. Полтораста метров, полутораста метров, полутораста метрам, полтораста метров, полутораста метрами, о полутораста метрах
оба, обе (склоняются как прилагательные множественного числа с мягкой основой)
Собирательные числительные "оба", "обе" сочетаются с сущ. одушевлёнными и неодушевлёнными, которые имеют форму ед. и мн. числа. Числительное "оба" употребляется с сущ. м. и ср. р., "обе" - с сущ. ж. р. Числительные "оба", "обе" различаются по родам и в косвенных падежах. Показатель форм м. и ср. р - конечная гласная "о" в основе (обо), показатель ж. р. - гласная "е" (обе).
1. Оба окна, обоих окон, обоим окнам, (В. как Р. или И.), обоими окнами, об обоих окнах
2. Обе ученицы, обеих учениц, обеим ученицам, (В. как Р. или И.), обеими ученицами, об обеих ученицах
1) лиц мужского пола: трое работников, четверо мальчиков, пятеро друзей; шестеро отдыхающих
2) детей: двое детей, трое ребят;
3) детёнышей животных: трое волчат, двое лисят, четверо медвежат.
2. С неодушевлёнными сущ., употребляющимися только во множественном числе: двое ворот, трое саней, четверо ножниц, пятеро брюк, двое шахмат, двое яслей, трое часов, четверо суток.
3. С существительными, обозначающими парные предметы: двое туфель (т. е. две пары), трое сапог (три пары).
4. С личными местоимениями: нас было семеро.
Примечание. В косвенных падежах желательно употреблять не собирательные числительные , а количественные: двое учеников, но: двум ученикам.
Склонение собирательных числительных
Собирательные числительные склоняются:
а) как прилагательные мн. ч., если употребляются с одушевлёнными сущ.;
б) как собственно количественные числительные, если употребляются с неодушевлёнными сущ.
И. двое, трое, десятеро ребят, волчат
Р. двоих, троих, десятерых ребят, волчат
Д. двоим, троим, десятерым ребятам, волчатам
В. двоих, троих, десятерых ребят, волчат
Т. двоими, троими, десятерыми ребятами, волчатами
П. о двоих, троих, десятерых ребятах, волчатах
Двое суток, двух суток, двум суткам, двое суток, двумя сутками, о двух сутках
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (в составных порядковых числительных изменяется только последнее слово)
Образование
Образуются от количественных числительных. Бывают простыми, сложными и составными: первый; пятидесятый; три тысячи восемьсот девяносто седьмой номер (в роде, числе и падеже с сущ. согласуется последнее слово)
Сложные порядковые числительные
Сложные порядковые числительные, образованные от сложения количественных числительных, называющих круглые десятки, сотни, тысячи, миллионы и т. п., заканчиваются на -десятый, -сотый, - тысячный, -миллионный и т. п. и с первой частью пишутся слитно.
Первая часть их имеет форму Р. п., а "один", "сто", "девяносто" вводятся с помощью соединительной гласной.
В. как И. или Р., пятое, восемнадцатую, как И. или Р.
Т. первым, пятым, восемнадцатой, шестидесятыми
П. о первом, о пятом, о восемнадцатой, о шестидесятых
Примечание. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово, получившее форму порядкового:
1985 год
И. тысяча девятьсот восемьдесят пятый год
Р. тысяча девятьсот восемьдесят пятого года
Д. тысяча девятьсот восемьдесят пятому году
В. тысяча девятьсот восемьдесят пятый год
Т. тысяча девятьсот восемьдесят пятым годом
П. о тысяча девятьсот восемьдесят пятом годе
2026 год
две тысячи двадцать шестой год
две тысячи двадцать шестого года
две тысячи двадцать шестому году
две тысячи двадцать шестой год
две тысячи двадцать шестым годом
о две тысячи двадцать шестом годе
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
Как известно, количественные числительные обозначают собственно количество или число (пять, семь), а собирательные - количество как совокупность (пятеро, семеро). Те и другие сочетаются с существительными, однако здесь важно обратить внимание на правила.
Собирательные числительные уместно использовать в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: на семинаре присутствовало двое студентов; по дороге я встретил пятерых одноклассников. При этом правилами не воспрещается использование в подобных конструкциях и количественных числительных: два студента; пять одноклассников
Похожая ситуация и при сочетании числительных с существительными "дети, ребята, лица" (в значении "люди"). Уместнее употребление собирательных числительных: в семье пятеро детей; двоих ребят вызвали к директору; в пьесе участвуют шестеро действующих лиц. Но допускается также употребление количественных числительных: пять детей, двух ребят, шесть действующих лиц.
Существуют нюансы в сочетании числительных с сущ., называющими животных. Так, собирательные числительные могут сочетаться с сущ. мужского рода, обозначающими детёнышей животных (трое котят, семеро козлят), но с сущ., обозначающими взрослых особей, - нет. Поэтому правильно так: три кота, семь козлов.
Собирательные числительные сами могут выступать в роли субстантивированной части речи и сочетаться с личными местоимениями (двое на качелях; всего нас пятеро), а также употребляться в сочетании с сущ., образованными от прилагательных (шестеро прохожих).
Важно запомнить, что в сочетании с неодушевленными существительными, употребляющимися только в форме множественного числа, и с названиями парных предметов должны использоваться собирательные числительные: пятеро ножниц, трое очков, двое брюк, четверо сапог. В косвенных падежах используется количественные числительные: у пяти ножниц, с тремя очками, за двумя брюками, о четырёх сапогах.
Не употребляются собирательные числительные с неодушевлёнными сущ. мужского рода (три стула, а не трое стульев) и со словами женского и среднего рода (две бабушки, а не двое бабушек; пять (а не пятеро) облаков).
В справочнике по литературному редактированию указано, что в некоторых случаях лучше не использовать собирательные числительные, поскольку "они вносят сниженный оттенок значения": два декана, три подполковника (а не двое деканов, трое подполковников).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЕМ НОРМ ОБРАЗОВАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
1. Неправильное образование форм количественных числительных: не хватает шестиста рублей (надо: не хватает шестисот рублей), книга с семистами страницами (надо: книга с семьюстами страницами), о полуторах минутах (надо: о полутора минутах).
2. Неправильное образование форм порядковых числительных: в двух тысяче пятом году (надо: в две тысячи пятом году), на двухсот третьей странице (надо: на двести третьей странице)
Справка. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
3. Неправильное образование дробных чисел и форм, сочетающихся с ними существительных: три целые две десятые (надо: три целых две десятых), двадцать три целые две сотые (надо: двадцать три целых две сотых); пять целых шесть десятых метров (надо: пять целых шесть десятых метра), пять целых одна сотая гектаров (надо: пять целых одна сотая гектара)
Справка.
Первое правило: существительное всегда стоит в форме единственного числа, если оно относится к дробному числительному. Например, говорят "половина часа", "четверть килограмма", "треть отпуска". Необходимо учесть, что для некоторых существительных, имеющих только форму множественного числа (например, "деньги", "часы"), правило не действует.
Второе правило: первое слово относится к количественному числительному и стоит в именительном падеже;
последнее слово является порядковым числительным и стоит в родительном падеже.
4. Неправильное употребление собирательных числительных с существительными: обоими гирляндами (надо: обеими гирляндами), обеими окнами (надо: обоими окнами); троё ведёр (надо: три ведра), двое женщин (надо: две женщины), пятеро стульев (надо: пять стульев)
Справка.
Показатель форм м. и ср. р - конечная гласная "о" в основе (обо), показатель ж. р. - гласная "е" (обе).
Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола и неодушевлёнными сущ., которые употребляются в единственном числе.