Велигжанин Андрей Витальевич
В озере светлом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:





      В ОЗЕРЕ СВЕТЛОМ

      В этой заметке прокомментирую страдания Тантала, о которых говорится в следующем фрагменте «Одиссеи»

       Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Чёрное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися тёмным.

      Это наказание Тантала является достаточно известным, и, казалось бы, с Танталом всё ясно. Что же ещё можно добавить к изощренному способу наказания, который поражает воображение?

      Есть ли какое-то объяснение у этой жестокости, которой боги подвергают Тантала?

      Он, конечно же, провинился, но почему мучения его длятся вечно? Неужели же, долгими страданиями, он не искупил вину свою, в чем бы она не заключалась?

      Разве так правильно? Разве это справедливо? Разве боги, придумавшие такое, не предстают ещё большими злодеями, даже если они и наказывают преступника по заслугам?

      Что-то не так в этой истории страданий Тантала...

      Рассмотрим.

      И прежде всего скажу, что эта история представляет собой — аллегорию, то есть иносказание.

      И каков же смысл этой аллегории?

      А смысл вот в чём.

      Тантал — это не некий древний злодей. Тантал — это мы с вами.

      Тантал — это любой человек.

      Что бы мы ни делали в жизни, мы страдаем, подобно Танталу: хотим воды, но не добираемся до неё, хотим плодов, но не можем дотянуться до них.

      Просто, и вода и плоды — это тоже аллегории. Хотя и говорится о них, как об обычной воде и как об обычных яблоках-грушах, но это не обычная вода и не обычные яблоки-груши.

      Что же это? А это — духовные ценности. Они также необходимы в жизни, как вода и пища, но зачастую они не достижимы.

      И страдания Тантала — это страдания человека, испытывающего духовный голод и духовную жажду, это страдания того, кто не может в жизни достигнуть того, в чем испытывает нужду.

      Посмотрим подробнее: что же это за вода? и что же это за яблоки-груши?

      Здесь можно было бы фантазировать, трактуя воду и плоды так или по-другому, но Гомер облегчает нашу задачу. Гомер даёт подсказку для решения этой загадки.

      И подсказка вот в чем: озеро, в которое погружен Тантал, называется — "светлым", а облака, куда устремляются недостижимые плоды, называются — "тёмными".

      Светлое озеро — это наш мир. Мир, в котором мы живём. Мир, который у нас перед глазами. Мир, о котором мы имеем представление. Мир, который мы можем изучать. Физический мир. Он потому и "светлый", что мы наблюдаем его освещенным. Мы пребываем в этом мире, мы действуем в этом мире, мы живём в этом мире.

      Облака же, которые названы "тёмными", — это другой мир, для нас не освещенный. Есть там кто-то? Нет ли никого? Есть ли вообще этот другой мир? Мы точно не знаем. Мы можем выдумывать и предполагать.

      Вот, Гомер предполагает, что существуют мир тёмных облаков, куда устремляются ветви с плодами, до которых мы хотим дотянуться. Так ли это? Не известно. Можно верить Гомеру. А можно не верить.

      Но посмотреть на занимательную картину, на которую нам предлагает взглянуть Гомер, мы можем. И картина эта такова: есть "светлое озеро", наш привычный мир, в которое мы погружены по самое горло, и есть другой мир, с плодами, которые свисают почти нам на голову.

      Итак, что же это за "светлое озеро" ? Это — озеро жизни. Это — сама жизнь и есть. Тантал, томимый жаждой, мучится жаждой жизни. Другими словами, он томится загадкой жизни и хочет понять, что же это? Но даже приблизиться к этой загадке не может! Эта загадка убегает от него, лишь только он предпринимает попытку прикоснуться к ней.

      Так и происходит с нами! В нашей жизни! Мы изучаем всё, что угодно, кроме сердцевины того, что составляет самую сущность нас самих! Мы классифицируем, раскладываем по полочкам, изучаем бабочек, приматов, кольчатых червей, органические и неорганические соединения, всё, что угодно, но подобраться к основам — не можем!

      Кто мы? Мы — Танталы, погружённые в светлое озеро жизни, которые хотят напиться, но не могут, потому что вода жизни убегает от них, лишь только они хотят зачерпнуть её.

      С водой теперь разобрались. Посмотрим на яблоки-груши. А это что за плоды?

      Как упоминал ранее, это — духовные ценности, которые не достижимы в нашем мире. Какие же это ценности?

      Например, — счастье. Где на земле счастье? Нет на земле счастья. А где есть счастье? А счастье, нам говорят, — на небе. Молитесь, — и будет вам счастье.

      Или — справедливость. Где на земле справедливость? Нет на земле справедливости. А где есть справедливость? А справедливость, говорят нам, — у бога. То есть на небе. Поступайте справедливо, и бог поступит с вами по справедливости.

      Но потом. Не здесь. А здесь — вы не дождетесь ни счастья, ни справедливости.

      Выходит так, что если здесь, на земле, мы испытываем голод по счастью и справедливости, если здесь, на земле, видим над своей головой созревшие плоды счастья и справедливости (то есть имеем представление о них), то мы не сможем и прикоснуться к плодам счастья и справедливости, потому что они взлетают туда, к темным облакам.

      И кто мы? Мы — Танталы, испытывающие голод, но не могущие его утолить.

       Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися тёмным.

      Хотя... Кто знает... Может, кому-нибудь доведётся отведать... Плодов счастья и справедливости...

21.08.2025 07:15

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"