|
|
||
ЧЁРНАЯ ПЫЛЬ
В этой заметке прокомментирую наказание Сизифа, которое наблюдал Одиссей в Аиде. Вот, как оно описывается у Гомера:
Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Страдания Сизифа стали нарицательными и широко толкуются в качестве бесполезного труда, бесполезной деятельности. Да, можно толковать и так. Что страдания Сизифа — это наказание античного обманщика, поплатившегося за то, что был обманщиком. Теперь вот, занимается, не пойми чем: поднимается на гору с огромным камнем, который скатывается вниз. А мы не такие же! Мы же полезными делами занимаемся? Но хочу сказать, что жизнь любого человека — очень похожа на то, чем занят Сизиф. Наша жизнь — это восхождение на гору. До самой последней секунды своей жизни мы восходим на вершину. Даже тот, кто болезнью прикован к постели и лежит без движения, продолжает восхождение. Пока человек живёт, его восхождение продолжается. Даже без сил, человек преодолевает препятствия. Стремится вверх. Всё время — вверх. Со стороны кажется, что человек никуда не идёт, что человек остаётся на месте, но так — только кажется со стороны. Потому что каждую новую секунду своей жизни узнаёт о жизни немножко больше, чем знал до того. Больной и страдающий, что ещё он может узнать о ней, кроме боли и страдания? А новую степень! Боли и страдания. А возможно, и новый способ. Избавления от боли и страдания... Итак, пока человек живёт, он восходит на гору. Налегке ли восходит человек? Нет, не налегке. С грузом восходит. Камень поднимает. Что же это за груз? Что за камень? А этот камень — наш опыт, наши знания. Наши умения и навыки. Всё, что мы приобретаем в жизни. Полезное и бесполезное. Всё, чем обзаводимся в жизни. Всё, что мы судим о жизни. Всё это мы несем с собой. И всё это мы не сможем сбросить во время восхождения. Так и поднимаем до самого конца. Потому что всё это — находится у нас в головах. Все наши установки, все наши жизненные приобретения — там, в наших головах. И да, все эти приобретения, которые мы несем с собой, скатятся вниз, как только мы доберемся до вершины. Жизнь закончится, и всё, что мы тянули на вершину, окажется не нужным. Да оно и теперь-то нужно только нам самим, и больше никому. Потому что каждому важен только его опыт. А опыт другого — это опыт другого. Как он поможет? Опыт другого может быть больше или меньше нашего, богаче или беднее, разнообразнее или скуднее, но как он поможет? Мне-то как поможет опыт другого? Ни я не смогу извлечь уроков из его уроков, ни он не сможет из моих. Это ни хорошо и ни плохо. Это жизнь. Так она устроена. На чужих ошибках не учатся. А если чему-то и учатся, всё равно это будет собственным. Если человек и возьмет что-нибудь для себя полезное из чужого урока, в этом будет лишь его собственное наблюдение. Это не то, это — другое. Мы идём разными дорогами. У нас разные вершины. И несем мы разные камни. Даже люди, всю жизнь живущие вместе, поднимаются на разные вершины и у каждого — свой взгляд на происходящее. Итак, мы — Сизифы. Сизиф — это не древний злодей, наказанный жестокими богами. Это жизнь так устроена, что в ней — поднимаешься на вершину и при этом — поднимаешь камень. Да, Сизифов труд — это нарицательный термин для обозначения бесполезной деятельности. Но не только. В широком смысле, Сизифов труд — это метафора любой деятельности человека, и в том числе и тех людей, которые думают, что занимаются чем-то полезным и что их деятельность нужна ещё кому-то, кроме них самих. «Кому это надо? Никому не надо. Кому это нужно? Никому не нужно». Но! Это одна сторона истории Сизифа. Есть и другая. Другая сторона тоже мрачная. Но не настолько мрачная. Дело вот в чем. Как известно, когда Сизиф поднимается-таки на вершину, камень скатывается вниз. И Сизиф поднимается снова. В чём тут смысл? А смысл в том, что наша жизнь не заканчивается нашей смертью! Будет новая жизнь! И новое восхождение! Подумайте над этим... Метафора о Сизифе — это ясное представление о том, что человеческая жизнь не заканчивается смертью. Будут ещё попытки. Всё не так, как говорят материалисты, что жизнь одна и больше ничего нет. И не так, как говорят христиане. Что, прожив жизнь, будто бы далее пребываешь в ожидании страшного суда и потом только твоя судьба определится, удостоишься ли вечных мук или вечного блаженства. Нет, будет всё, как и теперь: будешь подниматься в гору и нести камень. И ничего не будешь помнить из того, что было прежде. Будешь взбираться и не вспомнишь, что были уже восхождения и что камень уже поднимался. И вроде бы всё это грустно. Но! Не так уж и грустно. А не грустно — вот почему. Хоть и кажется, что опыт прошлых восхождений теряется, что камень возвращается к подножию и что всё начинается заново, возможно, всё не так. И так и не так. На самом деле, камень, скатываясь вниз, поднимает столбы чёрной пыли, которая оседает на голове Сизифа. Это пыль — прошлых восхождений! Прошлое, хотя и кажется потерянным и недоступным, всё-таки, облачками пыли поднимаясь ввысь, оседает затем на голове! «Ну и что? — скажете вы. — И как это помогает Сизифу в его восхождениях? Всё равно же: он дойдёт до вершины и камень скатится вниз». И в миллионный раз всё начнётся заново. Но спрошу в ответ: а зачем он идёт? На какую вершину поднимается? Раньше я говорил, что все мы идём, что нельзя не идти. Но разные есть пути. Можно просто идти. Без цели и понимания. Двигаться, не зная куда. А можно осмыслить своё положение, и принять меры, которые позволят остановить этот круговорот движения. Отчего возникает это наказание Сизифа? Оттого, что камень скатывается вниз. И это — аллегория. И означает эта аллегория то, что — сознание возвращается к подножию горы. А если сознание проанализирует положение и осознает, что прежде — оно уже оказывалось на вершине. Вот же: чёрная пыль прежних восхождений! Это же она осела на голове! И это осознание будет означать то, что камень (то есть сознание) — прекратит откатываться к подножию. И прекратятся мучения Сизифа. Он дойдёт-таки, наконец, до вершины и камень останется наверху!
|
15.08.2025 07:15 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"