|
|
||
ГДЕ НАХОДИТСЯ ГЕРКУЛЕС?
В этой заметке я рассмотрю последний призрак, который увидел Одиссей, пребывая в Аиде. А увидел Одиссей — призрак Геркулеса. После встречи с Геркулесом, Одиссей уже более не общался с признаками. Говорится, что Одиссей и далее желал бы, чтобы к нему пришёл кто-нибудь из древних героев. Говорится, что Одиссей хотел бы, чтобы явились к нему Тесей или Пирифой, но никто больше не пришёл. Духи были. Говорится, что духи летали вокруг. И во множестве. И страшно кричали. Но отдельно уже никто из них не подошёл к Одиссею. И ещё говорится, что Одиссей испытал ужас при виде жутко-кричащих призраков, даже испугался того, что Персефона пришлёт голову Медузы-Горгоны (а значит, он превратится в камень и, следовательно, уже не выберется из Аида). После этого Одиссей попросту убежал на корабль и велел, чтобы команда собралась и чтобы все отправились обратно. Очевидно, что Геркулес был последним призраком, говорившим с Одиссеем осмысленно. Видимо, сеанс пребывания Одиссея в Аиде (начавшийся встречей с Эльпенором и продолжившийся встречей с Тиресием, матерью, женскими призраками и т. д.) подошёл к концу. Итак, встреча с Геркулесом — это не просто встреча с Геркулесом. Это — последний эпизод, после которого находится в Аиде — бессмысленно. Ибо далее начинается сумбур и хаос. Все кричат. Одновременно и громко. Ничего не разобрать. А внутри — начинается паника. Замечу, что сумбур этот был и в самом начале сеанса пребывания Одиссея в Аиде. Этот сумбур Гомер даже описывает теми же словами, которыми описывал эпизод в начале. Все они, вылетев вместе бесчисленным роем из ямы,Подняли крик несказанный; был схвачен я ужасом бледным А вот, как описывается переполох при завершении пребывания Одиссея в Аиде:
толпою бесчисленной души слетевшись,
Дословное повторение! "Крик несказанный", "схвачен ужасом бледным". В результате чего же этот "бледный ужас" прекратился в начале пребывания в Аиде? А вот в результате чего:
Кликнув товарищей, им повелел я с овцы и с барана,
Итак, "бледный ужас" прекратился в результате — жертвоприношения Аиду и Персефоне. Таким образом, это Аид и Персефона, приняв жертвоприношение, позволили Одиссею побыть в своих владениях, увидеть призраков, задать вопросы и получить ответы. Это Аид и Персефона утихомирили всех этих духов. На время. Не навсегда. Ровно настолько, насколько велика была энергия от кожи овцы и барана (которых, напомню, Одиссею дала богиня Цирцея). То есть, это были не просто обычная овца и обычный баран. Это — подарки богини, предназначенные для богов. Это — подарки, которыми божество делится с божествами. И что это? Что есть у человека из божественных качеств, чем он мог бы поделиться с божествами? Об этом пусть рассудит каждый, по мере своего понимания. Но, видимо, что-то такое ценное у нас все-таки есть. Не земной, а божественной природы. Каким-то знанием о мире мы всё же обладаем. И если поделимся своими знаниями с владыками подземного царства, возможно, они воспримут это благосклонно и позволят что-нибудь узнать взамен. Вот этот-то самый подарок у Одиссея был. И именно благодаря этому подарку (который пришёлся по душе Аиду и Персефоне), духи подземного мира слегка утихомирились. В результате чего, сеанс пребывания в Аиде получился у Одиссея насыщенным. Много узнал полезного, чего там говорить. Даже очень много. Итак, сеанс общения с духами начинается и сеанс общения с духами завершается. Сеанс начинается жертвой. Сеанс завершается тогда, когда действие жертвы заканчивается. Таким образом, сеанс общения с духами (потустороннего мира) продолжается столько, насколько хватает энергии жертвы. Есть энергия, будет сеанс. Нет энергии, не будет сеанса. И встреча с Геркулесом — это, видимо, этакий символ-завершитель сеанса. Сказал последние важные слова, ушёл, и всё: лавочка закрывается. Начинается хаос (обычное состояние в тех местах). Можно убегать. Быстро-быстро. Подчеркну ещё раз. Геркулес — это завершитель сеанса. Очень важно для сеанса взаимодействия с потусторонним миром правильно войти в сеанс и правильно из него выйти. Потому как потусторонний мир — это потусторонний мир. Любая ошибка во взаимодействии с ним — может оказаться роковой. Войдешь, и не выйдешь. Вот Гомер и описывает взаимодействие с потусторонним миром через образы. Может показаться, что образы Гомера, через которые он описывает взаимодействие с потусторонним миром, сами по себе являются случайными. Но нет. Все на своих местах. У Гомера есть железная логика для взаимодействия с потусторонним. А именно: сеанс начнётся встречей с Эльпенором, а завершится встречей с Геркулесом. И полагаю, что такая схема проникновения в потусторонний мир (сначала жертва, потом приходит Эльпенор, потом Тиресий, потом мать, потом другие, а последним Геркулес) — является наиболее безопасной для путешественника. Путешествие в потусторонний мир в любом случае является небезопасным, но Гомер предоставил образы, через осмысление которых можно более-менее обезопасить свои путешествия. Однако, вернёмся к Геркулесу-завершителю. Итак, он будет последним, кого увидит путешественник. Геркулес говорит последние важные слова. Что же он говорит? А он напоминает, что когда-то он совершил подвиг: спустился к Аиду и усмирил трёх-голового пса. И что это значит? А это значит, что теперь в Аиде нет трёх-голового пса. Аид без охранника! Вот, что это значит. Можно выбраться из Аида, потому что трёх-головый пёс усмирён Геркулесом. Даже так — в Аид можно и войти и выйти. Потому что пса нет. Потому что Геркулес постарался. Но если быть совсем точным, то пёс одновременно и есть в Аиде, и его там нет. Да, такой вот парадокс. Пёс — это охранник. Он стережёт входы-выходы. "Пса нет" — это значит, что нет охранника. Можно войти в Аид и можно выйти из Аида. А "пес есть" — означает то, что охранник на месте и надёжно сторожит входы-выходы. Это же только Геркулес усмирил Цербера. А мы же пока — не Геркулесы... Вернее сказать так: мы с вами тоже Геркулесы, но Геркулесы преимущественно — потенциальные. У нас есть силы, и силы немалые, но силы эти дремлющие, спящие, непроявленные, не высвобожденные. Мы тоже можем усмирить Цербера. И потому выход из Аида возможен и для нас. А как усмирить Цербера? Что это значит? А надо осмыслить, что он такое, этот трёх-головый пёс. Надо осмыслить, что он такое, и каким образом, он препятствует проникновению в Аид и возвращению из Аида. И в этом осмыслении, конечно, весьма помогает Гомер. Зря, что ли, композиция "Одиссеи" выстроена именно таким образом, что в конце посещения Аида Одиссей встречает Геркулеса? Нет, не зря. Кто такой Геркулес? Это тот же Одиссей! Кого встретил Одиссей в Аиде под видом Геркулеса? Себя! И Одиссей и Геркулес — это всё один и тот же человек. Это — всё тот же путешественник, проникающий в Аид и возвращающийся из Аида. Встреча с Геркулесом — это встреча с самим собой же, сигнализирующему самому себе же. О чем сигнализирующему? Да о том, "что я был здесь прежде, я усмирил пса-охранника, выход открыт, выходи". Поэтому, встретив Геркулеса, можно готовится к выходу. Сеанс завершается. Это очень важный вывод. Но и помимо этого, встреча Одиссея с Геркулесом просто-таки изобилует интересными моментами. Прежде всего, попробуем поискать ответ на занимательный вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки: а где находится Геркулес? Одиссей наблюдает Геркулеса в Аиде. А на самом деле где Геркулес? А Геркулес на светлом Олимпе, вместе с богами, вкушает радость блаженства близ супруги Гебеи, "цветущей дочери Зевса от златообутой владычицы Геры". Получается, что Геркулес одновременно находится и там и там. И на Олимпе и в Аиде. Геркулес стал божеством. А божеству доступна такая возможность: пребывать одновременно в нескольких местах, быть везде и нигде. И вот он и на пике блаженства и в мрачной обители мёртвых. Од-но-вре-мен-но! Как его найдешь? «— А вы не скажете, девушки: где находится нофелет?
— А что это?
— Да, если б мы знали! Битый час ищем, а сказали, что где-то в центре. Верно, Паша?» В общем, не поймёшь, где находится Геркулес. И там и там. И на небесах, и под землёй. Помнится, Гамлет, принц датский, на вопрос: "где Полоний?" также давал ответы, прямо противоречащие друг другу. Где Полоний? На небе. Где Полоний? У червей на обеде. И где же он, всё-таки? А неизвестно! Скрылся. Куда девается живой человек, когда умирает? А неизвестно. Он пропадает из области видимости обычных людей. Может быть, как и Геркулес, пребывает в мире мёртвых. А может быть, как и Геркулес, блаженствует на светлом Олимпе близ блаженной супруги. А может быть, как и Геркулес, и там и там находится одновременно. Однако, посмотрим, чем был занят Геркулес в Аиде в тот момент, когда его увидел Одиссей.
Мёртвые шумно летали над ним, как летают в испуге
Духов пугает! Он идёт по Аиду, словно охотник в игре-стрелялке, держит лук наготове и собирается выстрелить. В кого? В одного из духов Аида. То есть, собирается убить убитого, умертвить мёртвого, сразить сраженного. А духи? Почему они, давно все мёртвые, почему они так напуганы охотником-Геркулесом? Разве им, мёртвым, не параллельно, что их снова собираются подстрелить? Разве они уже не подстреляны? Чего же они так боятся Геркулеса? И ведь не тихо себя духи ведут! Ну, хорошо, переполошились присутствием страшного Геркулеса. Так летайте себе тихонько. Будьте незаметными! Он не найдёт тогда никого и никого не подстрелит. Нет же! "Мёртвые шумно летали над ним, как летают в испуге хищные птицы". Интрига! Должно быть, блаженные боги, наблюдая со светлого Олимпа за охотой Геркулеса, вовсю потешаются над этой сценой, как пугаются мёртвые, когда в Аиде появляется он, всегда готовый к меткому выстрелу. Он и мёртвых достанет! Даже и мёртвому нет от него спасения!
|
17.09.2025 07:30 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"