| | | | 
    Яйцо или Ева
    
1. Сон наяву
  
       Первое, что я осознал, еще не открыв глаза, это ужас, причину которого не понимал. А когда открыл глаза, ужас только усилился - передо мной, привязанный за руки к креслу, сидел человек без верхней части черепа. Он глядел на меня и улыбался.
     Поняв, что такого наяву быть не может и что это сон, я моментально успокоился.
  - Как вас зовут, молодой человек? - голос незнакомца был мягкий и приятного тембра.
  - Стас Михайлин, а вас? - почему бы и не пообщаться во сне, решил я.
  - Профессор Пей  Вольфович.
  - Это фамилия или отчество?
  - Считайте, как хотите, - странный ответ странного полутрупа.
  - А вам не больно? - я  попытался пальцем показать на его голову и обнаружил, что мои руки тоже привязаны к подлокотникам.
  - А вам? -  еще более странный ответ.
    И тут нашу милую беседу нарушил третий призрак из моего сна, которого я сразу не заметил, так как он сидел за приставным столиком в углу мрачного каменного грота.
  - Познакомились, вот и хорошо, - лысый сухой старикашка, похожий на Кощея из сказки, дергаясь, как паралитик,  подошел ко мне и впился бездонными глазами-колючками в мою переносицу. Что он там рассматривает?  Нос тут же зачесался.
  - Это вы меня привязали?  У меня нос чешется, нельзя ли освободить хоть одну руку?
  - Низзззя-я-я, - ехидно проскрипел старикашка и вонзил  сухой коричневый палец мне в ноздрю. - Так легче?
    Интересно, а почему это во сне я  все чувствую, как наяву?  Все происходящее стало мне напоминать сцену из фильма про  маньяка-людоеда.  Вроде давно смотрел этот ужастик, а вот, надо же, - приснился.
    Что будет дальше, я помнил.  Даже неинтересно было смотреть, как старик обтер палец о рукав своей белой рубашки. 
    Кощей зажег  на  столике спиртовку и подошел со сковородой  сзади к профессору.  Широким ножом срезал верхушку мозга и переложил на сковородку.  Как ни странно, профессор даже не дернулся. Он продолжал смотреть на меня с доброй улыбкой.
      Я смотрел на шипящие на сковороде побелевшие кусочки и  нервно лизал внезапно пересохшие губы.  Неужели, как в фильме, этот урод будет есть жареные мозги?
     Но  в моем сне было хуже. Старикан выложил  людоедское кушанье на тарелку и подошел к профессору.
  -  Ну-с, господин ученый,  пора завтракать , а потом сгоняем партишку в шахматишки, не против?
      Я ведь имею право на реванш  после вчерашнего кошмарного поражения?
  - Конечно, конечно.  Да и мне  пора размяться, - профессор с удовольствием наминал собственные мозги, поджаренные с луком.
    Вот такого в фильме не было, это уже примешались какие-то другие фантазии или сцены из других фильмов.  Осознав это, я еще больше успокоился и с интересом следил за  развитием шахматного сражения.  Профессор явно побеждал опять.  Когда у Кощея на доске остался голый король, он нервно смахнул все фигуры на пол.
  - Ничего не понимаю, не может этого быть, - бормоча неясные ругательства под нос, он развернул кресло на колесиках и отвез профессора в  боковую пещеру.
     Вернулся он минут через двадцать  с пустым креслом, которое поставил напротив меня.
  - Ну, что, гадаешь, кто я такой?  Не угадал. Может, я и маньяк, но не людоед, как этот ученый шахматист.  А ведь хорошо играет, стервец. Даже с половиной мозга. Ну-с, займемся тобой. И что, это тебя,  мил человек,  потянуло в горы?
     Ужас серой змеей сдавил мне горло. Черт, а если это не сон?  Малюсенькая надежда осталась на потерю сознания.  В голове мелькнуло последнее живое воспоминание, когда плита под ногами ушла вниз, и я виском ударился о край скалы.  
     Да, все так и было. Об этом путешествии к Синей горе Медведицкой гряды я мечтал давно.  Невероятные истории, которые происходили здесь,  завлекали  все самому увидеть и пощупать.
     Вчера у меня был первое обследование горы.  Машину я оставил возле шалаша местного пастуха Ахата.  Весь вечер он мне рассказывал старые легенды об этих местах.
  - Это очень хитрая гора. Самое интересное, что все видят ее по-своему, - голос пастуха с небольшим акцентом  напоминал бесконечное полотно ковра, выползающее из-под рук  мастера, такой же расцвеченный интонациями и эмоциями. - Одним она кажется  небольшим холмом, хотя ее высота более трехсот метров.  Другие  видят только зеленые пологие склоны и только немногим она показывает свой истинный облик - крутые склоны из потрескавшихся плит.  Вот они, увидевшие  этот  черепаховый панцирь, только они и могут  проникнуть внутрь горы и познать ее тайны.
  - А что за тайны?
  - Кто их познал, назад не хочет возвращаться, а кто вернулся - не может говорить.
  - Что, лишается языка или разума?
  - Нет. Превращается в малого младенца.  Эх, сколько уже мы с братом отнесли их в поселок.
  - В больницу?
  - Зачем, в детский дом, в ясельную группу.
  - Их там можно посмотреть?
  - Уже нет. Последний пацаненок месяца три назад сбежал.  Хитрые они очень.  Ни одного так поймать и не удалось. Бродят сейчас где-то по стране. 
  - А взрослые - не выходили назад?  
  - Нет. Видно, там им лучше.
  - А тебе, Ахат, гора открывалась?
  - Не один раз. Только не пошел я внутрь, не нужно мне. У меня  здесь все есть: жена-красавица, три сына, дочка, работа хорошая -  зачем бежать от хорошего? 
      Я его понимал.  Ему было что терять здесь, в отличие от меня.  
    На холм я поднимался часа два. Казалось,  этому восхождению по пологому склону не будет конца. Но неожиданно  подъем стал  очень крутым. Траву сменила каменная крошка, а, свернув за небольшую  синеватую скалу, я увидел панцирь, о котором говорил пастух.  Подошел  вплотную и стал ощупывать ближайшие многоугольные плиты.
     Первое, что меня поразило -  глубочайшие щели между ними.  Я отломил двухметровую ветку от дерева и засунул внутрь.  Глубина щелей была больше. 
    Я задумался. А может, не больше?  Может,  просто гора внутри пустая?  Это было более правдоподобно, хотя тогда непонятно, что удерживает плиты на расстоянии трех-четырех сантиметров друг от друга?  Черт, а может они магнитные, вот и отталкиваются, а?  Но почему так ровно со всех сторон?
    Я поднес к плите лезвие ножа.  Нет, плиты не магнитные.  Снял рюкзак и достал топорик.  Изо всех сил ударил по плите.  И вдруг почувствовал, что сзади на меня кто-то смотрит.  Из-за скалы выполз огромный паук и, шевеля жвалами,  медленно направился в мою сторону.   Но одновременно с уменьшением гула от удара, паук стал таять, пока не исчез совсем.
    Да это же инфразвук!  Только он может вызывать у человека такие жуткие видения и безотчетный страх.   
    Я размахнулся, чтобы ударить еще раз. И вот тут все и произошло.  Камень, на котором я стоял, ушел из-под ног, и я полетел вниз, ударившись виском о скалу.  
    Итак, гора впустила меня внутрь,  но совсем не так, как я ожидал.  И зачем этот старикан привязал меня к креслу?  Да, и кто он такой, черт возьми?
  - Ага, по глазам вижу, вспомнил, как очутился здесь?  Правильно, в мою ямку  провалился, много их тут вокруг  накопано.  А я кто, тебе интересно?   Живу я тут.  Давно. Как и прочие, внутрь попал, но на алтарь не пошел.  Не такой дурак как вы все.  И не взойду на него, пока все тайны их не разгадаю.
  - Что такое алтарь?
  - В тюрьме не был?  Знаешь, что такое пересыльный пункт?  Алтарь - типа этого.  Отсылает людишек в разные стороны. Эх, знать бы - куда?  Была бы уверенность, что в рай -  тотчас бы взошел!  А вдруг - в ад?
  - А зачем вы профессора мозгами кормили?
  - Изучаю, истину ищу, мне пока не ведомую. Я сам раньше ученым был и довольно известным. 
  - Какую истину?
  - Как какую - самую главную!  Кто такой человек и откуда произошел.
  - Так это же и так известно - от обезьяны.
  - Вот тут ты отчасти прав. Но это несложно, так как похожи мы. Загадку про Кощея знаешь?
  - Где его жизнь? Знаю. В игле. А игла - в яйце. А яйцо...
  - Вот тут остановись и вспомни вторую загадку: кто был раньше - яйцо или курица? Сразу скажу - оба ответа неверные.  А с человеком еще сложнее - кто был первым:  Адам или Ева?
  - По легенде - Адам, а из его ребра...
  - Чушь это все.  Выдумки писателей, сочинявших  рассказы для Библии.
  - Но так можно  говорить обо всем, фактов-то нет.
  - У вас нет, а у меня есть. Слушай, а почему ты меня не боишься?
  - Так - отбоялся я уже свое. Две войны прошел, три раза умирал,  чего теперь бояться?  Вы лучше скажите, зачем привязали меня?  Сами боитесь, что убегу?
  - Нет, боюсь, что на алтарь побежишь, вот как все, только сюда попадают, сразу к гроту бегут.
  - Я не побегу.
  - Почему?
  - Мне ваши вопросы интереснее, да и про факты заинтриговали.
  - Правильно мыслишь, убедил, - старик разрезал веревки. - Будешь мне помощником, много больше узнаешь, чем по пересылкам бегать.
  - Почему - бегать?
  - Так вертаются они регулярно.  Вот посидишь у алтаря - сам поймешь. Можешь даже поговорить с некоторыми, которые еще язык наш не забыли.  А некоторые такими страшилами возвращаются, что не то, что языка, головы нет.
     Я потер отекшие руки и покосился на тоненькую шейку старца. Ладно, это я всегда успею. Сначала надо разобраться с обстановкой.
     
  2. Лучше бы не знать
  
      Первое, что мне не понравилось - меню на обед.  Суп грибной, грибы жареные с луком, компот из грибов. 
  - А ничего более привлекательного нет,  Яныч? -  я  уже узнал, что дед вовсе не Кощей, а известный в прошлом археолог  Инь Янович  Клетов.
  - Как же нет - мозги с лучком  профессорские, - разогреть?
  - Сами ешьте.
  -  И ел, мил человек, пока не научился грибы разводить,  да лук у одного чудика в рюкзаке не нашел.  Картошку еще пытался сажать, но не хочет она без землицы во мху расти.  А чем тебе грибы не нравятся - сытно и вкусно.
  - Если с голодухи один разок - то да.  А спиртовка - тоже из рюкзака?
  - Правильно мыслишь.  И спирт - у проходящих отбираю.  Мне он здесь нужнее, чем им в других мирах. Что интересно - спиртное есть почти у каждого, но закуску - никто не носит.
  - А женщины падают сверху? - после обеда мои интересы стали расширяться.
  - Нет, им сюда дорога заказана.
  - А почему?
  - Вот компотик допьем - и расскажу.
     Но компот мы не допили  - раздался грохот в одной из галерей.
  - Стас, бежим, паданец! Надо успеть обыскать, пока он в себя не пришел.
     Так Яныч называл всех, кого гора впускала внутрь. На этот раз - молодой парень в кожаной куртке. Ее  старик протянул мне, а сам шустро обшарил  карманы.
  - Чистый, ничего, поганец, с собой не прихватил. Понесли его в грот.
     Все галереи внутри горы сходились в центре.  Гигантская овальная пещера освещалась зеленым светом, исходящим от квадратной плиты посредине. Больше в гроте ничего не было.  
     Мы   положили парня на край платформы.  Он мгновенно исчез, я даже не успел глазом моргнуть.
  - Тянет? - Яныч показал на центр плиты. - Залезь,  может,  крокодилом вернешься.
  - И такое было?
  - Э, ты тут всего насмотришься, кино и немцы, одним словом. 
    Грибной компот мы допивали под разочарованные вздохи старика, который, как я понял, тоже не дурак вкусно похавать.
  - Яныч, что ты там насчет фактов говорил?
  - Сейчас пойдем, покажу.
     Шли мы долго.  Сначала по радиальной галерее, потом по спиральному коридору, уходящему далеко вниз.  
     В небольшой пещере с овальным сводом было даже светлее, чем в гроте.  Свет исходил от большой кучи круглых шариков, лежащих на каменном столике посредине.
  - Что это,  лампочки неоновые?
  - Хуже, это кристаллы памяти.  Вот эти - розовые, можно только слушать.  Если вставить в ухо красные - увидишь разные изображения.  А вот эти длинные прямоугольники - надо вставлять в проигрыватель, - Яныч  достал из углубления в столе  квадратную черную плитку с дыркой сбоку.  
  Положил ее на стол и вставил прямоугольник памяти.
     Раздалось тихое потрескивание, и над столом возник светящийся шар, внутри которого двигались какие-то фигурки. Яныч вынул память и шар погас.
  - Что это?
  - Я так думаю, остатки от аппаратуры тех, кого древние называли богами.  Я тут уже все пересмотрел. Возьми побольше красных шариков, вечером посмотришь.
    Я с набитыми карманами косолапил за шустрым стариком.  В пещере, которую он называл лабораторией,  усадил меня в кресло.
  - Стас, прежде, чем ты начнешь смотреть записи богов,  ответь на несколько вопросов.  Первый, кто ты?
  - Как кто - человек, как все, как вы, например, - ошалело зачастил я.
  - Уверен?
  - Да. 
  - А почему ты похож на обезьяну, она же не человек?
  - Ну, эволюция, мутация.
  - Хорошо, а почему крокодил не мутировал в разумное существо?
  - Случайность. Каприз природы.
  - Ладно. А женщины откуда взялись?
  - Они?  Из самок обезьян мутировали. 
  - А вот исследования ученых показали, что мужчина появился намного раньше женщины.
  - Так значит,  Библия права, что женщина создана из ребра мужчины?
  - Права, но только в том, что людей создали боги, а как - сам посмотришь на кристаллах памяти. Кстати, как человека называют в Библии?
  - Раб божий.
  - Вот. Все легенды о создании человека гласят, что боги создали человека, как своего раба, работника. А если представить, что боги - это прилетевшие на землю инопланетяне, то все становится на место.
  - Боги с другой планеты?
  - А что тут невероятного?  Нет ни одной теории, которая бы объясняла  появление разумных животных, обладающих знаниями. Ни эволюция, ни мутация не объясняют неожиданно появившиеся способности  у  одного из видов животных.  Самое логичное объяснение - инопланетяне выбрали из животных наиболее подходящие им особи и вложили в них определенные знания.
  - В мозг обезьяны?
  - А вот это - самый сложный вопрос. Дело в том, что до сих пор не найдено место, где именно располагается разум. Пока ясно, что не в больших полушариях. Неоднократно отмечено рождение людей без больших полушарий,  и эти безмозглые, тем не менее,  от этого   ничуть не страдали. Они прекрасно учились, развивались и не отставали по умственным способностям от остальных.  Я как раз сейчас работаю именно над проблемой мозга человека.
  - Над профессором? Но,  это же форменный садизм!
  - А вот тут ты заблуждаешься.  Спросил бы у самого профессора, он бы тебе сказал совершенно обратное.
  - Что?
  - У него - склероз мозга в последней стадии.  Мозг заизвесткован  до предела. Профессор, когда попал сюда и узнал о моих исследованиях,  сам добровольно отдал свое тело для исследований.
  - Но зачем же кормить его собственными мозгами?
  - А это тоже его идея. У него организм не переносит грибы. Лучше, чтобы он умер от голода? Так вот, я удалил у него уже половину мозга, а он так и обыгрывает меня в шахматы. Чем это объяснить?  Только тем, что к мыслительной деятельности мозг не имеет никакого отношения. К сфере чувств на рефлекторном уровне - может быть.  И что еще более важно - скорость распространения импульсов в мозгу  происходит со скоростью звука,   в  компьютерных чипах - со скоростью света, а все равно человек производит вычисления быстрее машины. Уже это говорит, что мышление происходит не в мозгу.
  - А где?
  - Вне человека. Ты слышал что-нибудь о хранилищах человеческих знаний?   
  - Да, и еще, говорят, есть такие же книги.
  - Так вот, только связь мозга с такими хранилищами может объяснить все способности человека. Слышал о клаустрофобии - боязни замкнутого пространства, когда человек становится безумным, оказавшись, скажем, в лифте? Это может быть заложенная в нас боязнь потерять связь с хранилищами знаний.  Мозг только передает вопрос в такие кладовые и мгновенно получает готовый ответ. Вот мне и интересно - что в человеке является генератором неких полей, и что - излучателем. Есть версия, что антенной является спинной мозг.
  - И вы нашли эти хранилища?
  - Одно - здесь, в этой горе. Другие - разбросаны по всей планете.
  - Вы хотите сказать, что кто-то вложил в нас знания в своих целях?  
  - Да.  Я называю этих инопланетян Сеятелями. Они летают по солнечным системам и на планетах сеют разум. Притом в той форме, которая приспособлена к условиям именно данной планеты.
  Человека на Юпитере просто бы раздавило гигантское давление, но там могут себя комфортно чувствовать, например, кремний-органические формы жизни. Я думаю, все планеты нашей системы имеют разумные цивилизации - вопрос в том, сможем ли мы их распознать.  На нашей планете  Сеятели выбрали обезьян,    наиболее приспособленных  к механической работе, так как у них развитые руки и ноги. Дельфины имеют почти человеческий мозг, но как,  и главное, чем они будут строить морские города?
  - Значит, именно из обезьян была создана раса  людей-рабов?
  - Именно так, притом  поклонение богам было внедрено в сознание каждой особи.
  - А куда же оно исчезло?
  - Не исчезло. Миллиарды людей до сих пор исповедуют ту или иную религию, где поклонение богу - главное. А  остальные -  поклоняются сильному.
  - А когда боги улетели с планеты, жизнь ведь могла заглохнуть, если были только мужчины-рабы. Разделение  на два пола произошло у  подавляющего  числа живых существ под воздействием неблагоприятных факторов  -  оледенения,  повышения радиоактивного фона из-за вулканических выбросов и  падений крупных метеоритов. Притом утрата мужских признаков идет намного быстрее. Человечество обречено на вымирание, если не придумает техногенные способы размножения. Но и это может не спасти людей.
  - Почему?
  - В человеческих генах утрачена способность к контролю за спонтанным размножением собственных клеток,  что ведет к раковым образованиям.  Дальнейшее разрушение генного набора приведет к тому, что люди  утратят иммунитет и будут умирать от любых заболеваний. То же происходит и в животном мире. Жизнь на суше обречена на полное вымирание именно из-за  ухудшения условий жизни.  Нужные гены  стремительно теряют и все остальные виды животных. Земля медленно превращается  в растительный оазис с сохранением жизни только в морях и океанах.  Если после очередного ледникового периода на планете появятся Сеятели, то вселять разум им придется разве что в дельфинов.
  - Значит, получается,  что первым  было не яйцо и  не курица, а  курица-гермафродит, несущая яйца?  И у людей, значит, первой была некая АдамоЕва, рожавшая детей?
  - Получается так. Мужчина оказался просто плохой копией прекрасной однополой амазонки,  сохранив в основном мужские половые признаки. Это, кстати, подтверждает и наличие у мужчин сосков, хотя им не надо выкармливать детей.  Если бы природа  задумала создать отдельно женщину и отдельно мужчину, то явно дала бы им только необходимые половые признаки.  Но умной природой такой вариант и не рассматривался никогда.  Все живые существа создавались универсальными,  с расчетом на бесконечное существование. Взять хотя бы дрозофил, сохранившихся неизменными миллионы лет.  
  
   3. Кристаллы памяти.
  
     Яныч ушел продолжать жестокие эксперименты над бедным профессором, жертвенником науки, а я  поудобнее устроился в кресле и засунул в ухо красный шарик памяти.      
      Первое, что я понял - съемка изображения велась с высоты  порядка шести метров с движущегося объекта.   Он перемещался по краю огромного полукруга  с зеркальной поверхностью.  При поворотах камеры были видны  высокие горы.  Временами в объектив попадали люди, везущие на огромных повозках чаны с зеленой массой.  Через десять минут сюжет стал повторяться.
     Нет, так я ничего не пойму.  Как  эту сотню шариков расположить в хронологической последовательности, если на них нет никаких надписей?
    Я сравнивал шарики по цвету, искал выступы, царапины, но они были абсолютно одинаковы. Но ведь те, кто их записывал, как-то различали их? Как?  
     Я  разрушил горку и попытался  сложить  из шариков квадрат, чтобы посчитать.  И неожиданно заметил, что некоторые  стали слипаться.  Черт, может они магнитные?  Я взял  два слипшихся шарика и попытался их соединить с другими. Нет, они слипались только между собой.   Парой слипшихся шариков я поводил над остальными. Вверх подпрыгнул только один.  Ясно.  Вот как легко их собрать последовательно. Скоро передо мной извивалась цепочка из сотни шариков.
  Осталось только определить - где конец, а где начало.
     То, что было записано на первом кристалле,  поражало: Это был момент  высадки  инопланетян.  Их корабль лежал на склоне горы. Он состоял из четырех шаров, соединенных  овальными трубами в виде ромба.   На этот раз съемка велась с самой земли. И уже на четвертом  кристалле я понял, насколько малы по земным меркам  прилетевшие на корабле.   Это позволил  определить проползавший  по камням уж.   Инопланетяне были ростом менее сантиметра. Уж рядом с ними казался гигантским драконом.  Перемещались они, сидя  в прозрачных круглых капсулах, величиной с грецкий орех.  Внешне были похожи на спрута с десятком беспрерывно двигающихся щупалиц.   Лиц на удлиненных головах различить было нельзя.   Кстати,  это был единственный кристалл, где инопланетяне попали в объектив камеры.  
      Следующие десять шариков показали процесс поиска и переноса на  их базу в горах  разных существ  от слонов   до лягушек.  Привозили животных  на  собранной  из зеленых труб  платформе, типа плота. Корабль-ромб зависал над  ним и поднимал в воздух.
    Еще около двадцати кристаллов памяти содержали процесс  операций над  обезьянами-гермафродитами.   Всего было привезено около сотни особей. Их по очереди обрабатывал корабль-ромб. Он зависал над лбом спящей обезьяны и выпускал из трех нижних шаров сотни разноцветных лучиков.
     Судя по изменению цвета кустиков травы, изредка попадавшей в кадр, процесс обработки сотни особей занял больше полугода.   А осенью  в кадр стали попадаться беременные самки.
    На нескольких кристаллах  показаны  младенцы, родившиеся от них   Это были уже не обезьянки, а  розовенькие, полностью лишенные шерсти  малютки,  очень похожие на современных  детей, только все гермафродиты.
     Два кристалла  показали процесс обучения  детей.  Корабль-ромб по очереди  прилеплялся к затылку  ребенка и тот  начинал производить определенные действия.  Первое, чему учили подростков - это  добывать еду, охотиться и выращивать плоды и овощи.  Один раз в кадр попало около полусотни ребят,   мотыгами дружно рыхлящих землю.  
    Потом пошли съемки уже взрослых особей строящих из камня дома и хозяйственные строения. Видны были повсюду двухколесные повозки.  
     А вот на другом кристалле в кадр попала  сборка  в закрытом ангаре  шестиметровых деревянных  статуй, похожих на людей.  Все последующие съемки велись уже с этих шагающих гигантов.  Как  инопланетяне управляли этими   деревянными куклами, я так и не понял.  На сборке внутри статуй никаких механизмов не было.  Как сантиметровый  крохотный инопланетянин  заставлял ходить этих истуканов - загадка.   Но первый же выход этих исполинов  поверг всех работающих перед сборочным ангаром людей в смятение и страх.  А   шагающих гигантов с каждым днем становилось все больше.   
    А потом  я смотрел съемки строительства огромной мастерской по  производству  той самой зеленой массы, которую я видел на первом кристалле.
     Понял я назначение этой  залитой между горами огромной стометровой зеленой линзы только, когда  высоко над ней завис корабль-ромб и  с неба  к линзе   потянулись желтые огненные шлейфы.
    Линза засветилась  ярким светом и, когда корабль  отошел в сторону,  извергла в небо  целую серию  желтых молний.
    Это была просто антенна межзвездной связи. Сначала она накопила от солнца энергию, а потом в виде нескольких импульсов передала сообщение. О его содержании можно было догадаться  по быстрому сворачиванию работ.    Рабочих  усыпили и увезли на платформах.  Шагающих монстров  свалили в кучу и сожгли.  На последнем  кристалле  был показан процесс  установки  хранилищ информации.  Они представляли собой светящиеся полупрозрачные  кристаллы, переливающиеся всеми цветами радуги.  Мест  было около двух десятков:  то  в глубоком озере,  то в   морской глубине, а чаще  - внутри  потухших вулканов и  выжженных изнутри небольших гор, вот, как эта.
     Красные шарики закончились,  и я занялся оставленным Янычем стационарным  аппаратом, создающим голографические изображения.   Всего было  пять  карт памяти.  На четырех первых в основном были съемки с птичьего полета видов разных уголков планеты.  А вот на пятой карте показано устройство и действие алтаря.  Яныч был прав - это устройство было временным каналом  между такими же алтарями на других планетах.   
     Интересно был показан принцип работы - в воздухе возникло огромное кольцо мебиуса и две планеты  с одной и другой стороны напротив друг друга.  Можно добраться до другой планеты, пройдя долгий путь по всему кольцу, а можно  мгновенно оказаться там же, проделав в поверхности дырку.  Вот алтарь и  есть такая дыра во времени.
    Но еще больше мне понравился показ  устройства  поверхности нашей горы.  Оказывается, каждая  метровая плита, толщиной почти в  полметра,  легко поворачивается,  если металлической пластиной экранировать  верхнюю щель,  перекрыв поступление энергии.
    Я разволновался.   Значит, не все Яныч просмотрел,  раз про выход не знает.  Знал - ходил бы за продуктами.  А может, знает,  да  показывать вход другим не хочет?  Или что-то другое его здесь держит, в отличие от меня? В принципе, все, что я хотел - узнал. Улетать на другую планету, и тем более превращаться в подобие крокодила, мне вовсе не хотелось. Это не для меня.  
    Вопрос - где  в каменной горе взять железную полосу?   Я тщательно обследовал  оба кресла и каменный столик.  В этой пещере вообще ничего железного не было.   И тут я вспомнил свое падение вниз. Ведь в правой руке у меня  был топор, обухом которого я стучал по плите.
     Я понесся  в ту галерею, где  мы обшаривали парня- паданца.  Так и есть - топор лежал возле стены.    Моментально всунул его в верхнюю щель.  Плита плавно повернулась, освобождая проход. Я   протиснулся навстречу  яркому свету  дня.   Повернул плиту на место.  И тут же вспомнил о кристаллах памяти. Черт, надо же было хоть несколько взять с собой.  Сунул  топор в щель и,  пыхтя, стал давить на край плиты. Никакого эффекта.   Коротковат топор.  Видимо,  энергия подается ближе к внутреннему краю и, чтобы ее перекрыть, нужно полотно не менее полуметра шириной.  Я вздохнул и поплелся вниз, к хижине пастуха, возле которой оставил машину.
      Ладно,  приеду в следующий раз, обязательно захвачу  метровую железную полосу, с запасом.  Пастуха нигде не было видно, а жаль,  надо же  хоть попрощаться, а то еще подумает, что машину чужаки угнали.  Я написал на листке из записной книжки записку и положил  на видное место.  И тут услышал снаружи треск.  Выскочил  из хижины.  С верхушки холма в сторону машины  тянулся дымный след.
     Пастух сидел за машиной, поэтому я его и не видел.  Молния  сожла его изнутри, как она это делает с деревьями.   Снаружи даже  одежда не загорелась, хотя кожа почернела.
       Вечером его забрал старший брат.  
  - Это уже второй  пастух, которого сжигает проклятая гора, - он погрозил синим скалам кулаком, потом повернулся ко мне.
  -  А ты, случайно, не ходил внутрь горы?
  - А почему ты спрашиваешь?
  - Одна из местных легенд  гласит, что  Синяя гора высасывает энергию из людей, которые  приближаются к ней  и выпускает ее в виде  шаровых молний. Чем больше возле нее людей, тем больше молний.  А тех взрослых, которые проваливаются в ее каменные колодцы-ловушки, гора  превращает  в младенцев и выбрасывает наружу.  А если  кто  ухитряется  вырваться невредимым из ее  нутра, тех она сжигает огненным шаром.  Гора могла  перепутать  тебя с моим братом, так уже было однажды.
  - Нет, я не тот человек, из-за которого гора сердится.
     Ехал  домой с противным настроением. Хотя я и не сказал правду  брату пастуха,  у меня было внутреннее убеждение, что  у горы больше оснований сердиться на старого Яныча, чем на меня.  Ведь это он раскрыл мне все ее тайны.
nbsp;- Да.  Я называю этих инопланетян Сеятелями. Они летают по солнечным системам и на планетах сеют разум. Притом в той форме, которая приспособлена к условиям именно данной планеты. 
 | 
 | 
 | 
 |