Воробьёв Александр Георгиевич
Синяя роза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
  • Аннотация:
    "Синяя роза" - очерк о моей поездке в Мадрид (19. - 23.09.2025.) , на концерты Айны Айбы (для своих - Айай) , вокалиста Roselia , одной из моих самых любимых J-Rock-групп.

   Синяя роза
  
   Нечёткий , расплывшийся в сумерках , рижский аэропорт дрожал и ползал как спрут , шевеля всеми щупальцами своих галерей и рулёжных дорожек , и стараясь захватить ими как можно больше пассажиров . Но пассажиров было немного . Кроме людей с нашего дублинского рейса , здесь не было , кажется , почти никого . Я решил стать отаку , улетающим в ночь , но перед этим мне нужно было ответить ещё на один важный вопрос - говорить ли мне только об Айай или обо всей "Розелии" тоже . С одной стороны , мои мысли и чувства о Roselia лучше было бы сохранить до того светоносного дня , когда я увижу всю группу вживую . С другой - я , как отаку , лучше других понимаю , насколько абсурдно мала вероятность , что этот день настанет хоть когда-нибудь . Уже приезд в Европу их лидера можно было назвать только чудом . И не просто "можно назвать" - он и был чудом , чудом без всяких натяжек и условностей .
   Как и у многих поклонников BanG Dream , моё знакомство с проектом началось "не с той стороны" (хотя для BanG Dream это , пожалуй , как раз та сторона и есть) - с музыки . Мне очень повезло - первой группой , которую я услышал , стала именно Roselia . До сих пор во всех подробностях помню , что испытал , когда смотрел первое видео на их песню - это была Fire Bird . И хотя сейчас Fire Bird даже не входит в число моих абсолютно любимых композиций (если не считать того , все песни Roselia мои любимые - у этой группы нет слабых мест) - но это была та самая любовь с первого взгляда . Достаточно сказать , что до этого за всю мою жизнь меня так накрывало только дважды - когда я начал слушать SCANDAL и когда впервые услышал BAND-MAID . . . Даже Kalafina и BABYMETAL не входят в этот сверхкороткий и сверхпочётный список . Это была та самая музыка , которую я , ещё не зная этого , всегда звал , такая , которая , осветив и расцветив жизнь , безоговорочно разделяет её на "до" и "после" - и ты уже не понимаешь , не представляешь себе , как мог существовать "до" . J-Rock вообще всегда тяготел к излишней механистичности - а в последнее время эта тенденция стала уж чересчур ядовитой . В наши дни , когда кажется , что всю музыку сочиняют роботы (или биороботы ?) , когда даже BABYMETAL вместо весёлый , забойных мелодий выпускают какие-то псевдоэлектроные дёргалки , когда даже мои любимицы из BAND-MAID постепенно сползают в холодный , неживой и нежилой технологизм - Roselia ярко и мудро проявила себя как группа , создающая нечто абсолютно музыкальное .
   Точнее , "создающая" - может быть , не совсем правильное слово . Ибо по своей концепции Roselia , как и все остальные в BanG Dream , ближе к айдору-группам , чем к обычным . Не спешите , однако , осуждать . У нас на западе считается , что живое создаётся только живым . Но Япония может сделать живое из неживого - причём сделать практически прилюдно . Процесс создания айдору-групп в японской музыкальной индустрии известен до мелочей - но иногда на выходе вдруг получается что-то удивительное . Совсем недавно мы , открыв рты , наблюдали это в исполнении BABYMETAL . Это как в аниме , когда очередной набор штампов вдруг превращается в чудо , над которым ты заливаешься слезами или корчишься от хохота . Сила Японии не в том , чтобы передавать жизнь (для того , чтобы размножаться , много ума не нужно) , а в том , чтобы создавать живое из неживого ! А это уже не банальное размножение - это настоящий генезис , чудо зарождения жизни из неорганической материи .
   Не будем , конечно , преувеличивать . Большинство айдору-групп так никогда и не оживают . Но BanG Dream - явление уникальное , ибо находится на самом перекрёстке миров , причём как в смысле "айдору - не айдору" , так и в смысле музыкальных жанров - от достаточно стандартного J-Pop"а от Pastel Palettes и Glitter Green до мрачного , жёсткого металла и оккультной тематики Ave Mujica . Однако прямым попаданием в меня оказалась только Roselia - группа , каждой своей песней выстраивающая в воздухе эры , эпохи , империи звука , исполняющая даже не песни , а какие-то грандиозные , потрясающие гимны , полностью растворяющие тебя в себе .
   О моих отношениях с аниме и J-Rock"ом даже и мне самому уже стало трудно сказать что-либо определённое . Я даже не уверен в том , что их ещё можно назвать любовью . Ибо я настолько растворился в этом , что это превратилось в инстинкт . Я начал понимать , почему . . . точнее , не "почему" , а "как" . . . как птицу осень тянет на юг , как цыплёнку хочется разбить скорлупу , а ростку - вырваться из зерна в свет солнца и мягкий покой земли . Я не могу сказать , эволюция ли это моего чувства или его распад , сопровождающий распад всей моей личности . Но когда в июне организаторы Japan Weekend в Мадриде объявили о первом в истории официальном приезде Айай в Европу (Roselia принадлежит "Бушироуду" . А как кто-то справедливо заметил в Интернете , "для Bushiroad Европы не существует") , то я не сомневался и даже не рассуждал . Стремление увидеть Айай было законом природы . Осенью птица летит на юг . . .
   И вот теперь я летел . Но пока не на юг , а на запад . Самолёт иголкой проткнул темноту и исчез за ней , не оставив на земле ничего ни от себя , ни от меня . Частично в тему вспоминалась Nemophila - Night Flight . В тему потому , что полёт действительно был ночным . Не в тему потому , что "Немофилу" я давно уже разлюбил , если вообще любил когда-нибудь . Может быть , только тогда , когда они выпустили Life . . .
   Три часа серой мути в усталом сознании у меня в голове , три часа серой мути в усталом небе за окнами . От ночи и одиночества в ней самолёт одичал , у него начали клочьями вылезать закрылки . Ослабевший , он натужно выдирался из облаков , которые , не желая выпускать , хватали его грязными , влажными руками - и он то трясся мелкой дрожью отвращения , то отчаянно размахивался , мотаясь всем фюзеляжем туда-сюда - а когда наконец , словно гашяпон из автомата , выпал из облачности , впереди уже светило янтарями и изумрудами восточное побережье Ирландии .
  "И городов ночные изумруды .
  Пилоты ловко подбирают РУДы ." - это стихотворение , которое я пытался написать , но не смог . Может быть из-за того , что никак не мог вспомнить , есть ли у современных самолётов , в том числе у Boeing-737 , РУДы , или же у них двигатели управляются как-то по-другому .
   По иронии , юбилейной , десятой страной , которую я посетил за свою жизнь , стала Ирландия , где я даже не выходил за пределы территории аэропорта . Ночной аэропорт Дублина - стеклянно-кафельные казематы , геометрическая тишина , слабо мерцающие россыпи жёлтых , зелёных , синих , красных драгоценных огней на лётном поле . Всё более нарастающий ад в сознании - но тогда я успокаивал себя тем , что эта бессонная ночь будет единственной . Я действительно в это верил . . . Воздаяние я получил лишь наутро , когда при взлёте , на рассвете , смог наблюдать новорождённый туман , только что созданный ирландской землёй . И ещё потому , что одна из стюардесс была очень похожа на Киоко-чян из "Мадоки" - и с такими же причёской и цветом волос , и даже с чёрной ленточкой ! Если бы она захотела , то могла бы косплеить даже без парика ! Её я тоже смог наблюдать . Потом меня захлестнуло окончательно - и лазурный паркет Бискайского залива уже не произвёл на меня почти никакого впечатления . Смогу ли я когда-нибудь за это извиниться и получить прощение ? И самое главное - как именно я узнáю , что получил прощение ?
   А вот и Испания - резкая , кирпичная полупустыня , чем-то похожая на марсианский ландшафт . Сознание во мне на мгновение встрепенулось - и снова начало угасать . Может ли быть что-то , более противоестественное , чем мёртвый , бессонный , сдавшийся сорокаоднолетний отаку , летящий в противоположную от Японии сторону ? Отаку вообще не должны доживать до такого возраста , им надо умирать раньше . А если они не умирают , то превращаются вот в такую вот скорлупу , противно скрипящую под подошвами и в Интернете . Был ли этот скрип моей лебединой песней ? Скорее , воробьиной . Мне кажется , я уже когда-то где-то это писал , но поскольку не могу вспомнить , где именно , то не грех и повторить : если бы мне , по какой-то причине , потребовалось написать автобиографию , то я бы назвал её "Воробьиный клин" - нечто нелепое , жалкое , да и вообще не существующее в природе.
   В природе существовал самолётный клин в небе над Мадридом . Подход был очень красивым , особенно запомнился огромный , величественный горный хребет минут за двадцать до посадки . Я , глядя на него , думал , что наверное , именно здесь неделю назад Вингегор окончательно утвердил свою победу на "Вуэльте" , и даже пытался разглядеть ту самую вершину с полосатыми антеннами (разумеется, это не удалось) . Но "Вуэльта" чуть было не оказала мне подлинно медвежью услугу . Финишировала она как раз в Мадриде всего за шесть дней до этого - и последний этап был сорван (а предпоследний чуть не был сорван) митингами террористов . Когда я прочитал об этом в Интернете , внутри у меня всё упало . Я был процентов на семьдесят пять - восемьдесят уверен в том , что визит Айай сейчас отменят - японцы очень щепетильны в плане безопасности . В 2017-м году BAND-MAID отменили концерт в Барселоне из-за политической нестабильности - тогда как раз Каталония пыталась отделиться от Испании . К счастью , я тогда поехал на них не в Барселону , а в Лондон . . . Я трясся двое суток - однако страшного официального сообщения (любой отаку знает , как оно выглядит) в Твиттере Айай так и не появилось . И понемногу меня отпустило . . . (И спасибо той же "Вуэльте" за самопальную церемонию награждения в подвале гостиницы , с подиумом из чемоданов - один из крутейших моментов , что я когда-либо видел в велоспорте !) И вот сейчас я снижался к Мадриду . Подход , как я уже сказал , был очень красивым , и сейчас я крайне жалею о том , что не фотографировал - но в тот момент мне ни до чего не было дела . Ни до чего , кроме концерта Айай . Самолёт облетел Мадрид по периметру , пролетая по пути над ущельями , плоскогорьями и уступами самых разных форм - и наконец приземлился за огромную ладонь мадридского аэропорта . Спасибо Ryanair - национальной авиакомпании бедных , за возможность для отаку перелететь на другой конец Европы и исполнить свою мечту .
   Но далее , но независящим от Ryanair причинам , всё пошло не так гладко . Сначала нас чуть ли не четверть часа возили на самолёте по аэродрому . Потом ещё примерно столько же времени не выпускали из самолёта - а далее выяснилось , что вместо трапов нам подали телескопический рукав , чего не было даже в Дублине , на главной Ryanair"овской базе . Может показаться , что рукав круче , и , в принципе , так оно и есть - но проблема была в том , что люди могли выходить только через переднюю дверь , что высадку , естественно , не ускоряло . Затем заунывно долгий паспортный контроль , ибо Ирландия , зачем-то , не входит в Шенген . И наконец , после всего этого я ещё где-то минут сорок бегал по аэропорту , пытаясь понять , как из него выйти . Мадридский аэропорт - вот единственная вещь , которая мне в Испании не понравилась . Или , если быть точным , аэровокзал этого аэропорта . Огромный и в то же время тесный (каким-то образом две этих вещи совместимы) , абсолютно нелогичный и с труднопонимаемыми указателями . Посидеть негде (о , на обратном пути я в этом убедился) . Кафе и ресторанов до контроля безопасности практически нет . А в тех , которые есть , нет нормальной еды , насколько бы субъективным в данном случае не было понятие "нормальный" .
   Я задыхался и пот лил с меня ручьями (в Испании было +32) - но переодеться можно было только в гостинице . Гостиница была менее чем в полукилометре по прямой - но , шьёрт побьери , я не мог найти нужного выхода ! Дело в том , что из аэропорта в район Барахас можно было попасть пешком , через пешеходный мостик над магистралью - но аэропорт , понятное дело , не очень заинтересован в том , чтобы пассажиры покидали его бесплатно , посему этот путь нигде не рекламируется и практически никому не известен . Так что квест был ещё тот . Наконец , пару раз уткнувшись в тупики , несколько раз - в издевательски закрытые двери , за которыми уже начинался нужный мне узёхонький тротуар , и успев по пути ещё и купить мадридскую транспортную карточку (и испытав при этом незначительные затруднения) , я наконец махнул рукой и вышел из второго терминала (вместо нужного мне третьего) . Направо не было тротуара , так что я , раскинув руки , прошёл по бровке (!) , и , одолев наконец-то стоянку такси , оказался в том месте , которое не раз видел в Google Maps . Испытание выходом кончилось - и дальше всё было на удивление легко . Бодрый воздух 650-тиметровой высоты , вдохновляющий рёв самолётов над самым ухом (особенно тем , что тебе не надо снова в них лезть). Я пробрался аэропортовскими задворками с неработающими , занесёнными палыми листьями горизонтальными эскалаторами - и увидел перед собой тот самый мостик . По мостику ходили пилоты , стюардессы и прочие опытные люди . Присоединился к ним и я . После мостика налево - и вот Барахас , типичный испанский жилой массив , прилепленный вплотную к аэропорту . Я не мог сказать , что именно в нём типичного - но чувствовал это ясно . Скорее , всё вместе : и двух-трёхэтажные домики из тёмно-красного кирпича , с флагами и полотенцами на балконах , и узкие извилистые улицы , и довольно громкий говор из окон , и даже блошиный рынок прямо на краю стоянки такси . Через пять минут я уже сворачивал направо , к своей гостинице . Тут проблем тоже не возникло . Персонал оказался приветливым , что , впрочем , относится ко всем испанцам . Уже сейчас я начал замечать , что люди они довольно отзывчивые и разговорчивые . Если у них что-то спросить , то отвечает не "для галочки" , а обстоятельно . При этом , если сказать волшебную фразу : " Lo sciento ! No hablo Espanol !" , - стразу переходят на английский (а фразу эту я за эти два дня сказал никак не менее двадцати раз) . Ещё испанцы любят друг у друга что-то спрашивать ("Как пройти в аэропорт ?" , или ещё что-нибудь в таком духе . У меня спрашивали где-то раз пять - и пару раз я даже знал , что ответить .) .
   Оказавшись в номере , и наконец-то сменив одежду на более лёгкую , я покинул гостиницу . Прямо напротив был Mc"Donalds , в который я планировал ходить - на сейчас даже на фаст-фуд уже не было времени , и я , вяло ужасаясь тому , что в последний раз ел в четыре часа ночи (если не считать двух купленных в аэропорту шоколадок) , побежал обратно в терминал - садиться на метро . Проблема была в том , что если покупаешь транспортную карточку в аэропорту , то на неё автоматически начисляется аэропортовский сбор - то есть уехать можно только из аэропорта , хотя мне было бы ближе есть на остановке в Барахасе , и потом проехать две станции вместо одной . Спасибо , что выставочный комплекс Ifema Madrid , где сейчас уже вовсю проходил фестиваль , находился отсюда всего в двух с половиной километрах .
   Метро в Мадриде рульное - станции очень красивые и каждая оформлена в своём собственном стиле . Короткий четырёхвагонный поезд вихлялся по поворотам , даже несколько игриво , что немного мешало мне концентрироваться перед грядущим событием . Но уже через пять минут я выбрался из-под земли и осмотрелся . Выяснилось , что Ifema Madrid был у меня за спиной - и я , перейдя по трём сторонам огромный перекрёсток , присоединился к довольно стройным рядам отаку , косплееров и иже с ними , дружно шагавшим в нужном направлении . Главный вход в комплекс оказался на ремонте - и нам пришлось обходить отнюдь не маленькой загогулиной . В конце этой загогулины у меня проверили QR-код - и , к счастью , возражать не стали .
   Japan Weekend чем-то похож на наш латвийский UniCon , только минимум раза в три больше , и полностью посвящён аниме/манге/Японии , что , разумеется , не могло не радовать . Чего там только не было ! От стенда барабанщиков тайко до секции хентая , от магазинчиков крафтеров до главной сцены , на которой сейчас выступал какой-то серьёзный мангака . Мангаке я был очень рад , но останавливаться послушать его не стал - я был не в том состоянии и не мог распылять внимание даже в самой минимальной степени . Я должен был полностью сосредоточиться на выступлении Айай . К тому же мангак я в своей жизни уже видел , а вот участниц BanG Dream . . . честно говоря , видел тоже ! Да ! Два года назад я узнал совершенно дикий факт о собственной жизни . В 2014-м году , во время своего первого визита в Японию , мне удалось попасть на фестиваль Moshi-Moshi Nippon - 2014 (я довольно подробно рассказывал об этом в своём очерке "146 часов искренности") . И на этом фестивале выступала айдору-группа Super Girls . Песни их меня не впечатлили (совершенно обычный J-Pop) , так что я о них практически забыл . Но два года назад , когда я уже стал более-менее серьёзным поклонником BanG Dream и начал изучать биографии участниц , то выяснил , что , оказывается , Амита-чян из Pastel Palettes с 2010-го по 2016-ый год была участницей Super Girls ! То есть тогда в 2014-м я , сам того не зная , её видел ! Ещё до BanG Dream ! О , если бы я только знал ! Я сделал бы всё возможное и невозможное для того , чтобы быть поближе к сцене . Я ужом прополз бы через лес ног , японским журавлём пролетел бы над головами . Но кто же мог знать . . . Разумеется , я немедленно поднял свои фан-фото и фан-видео . Видео я пересматривал в буквальном смысле по фреймам . Но окончательно узнать Амиту-чян мне так и не удалось - моя камера не была предрасположена к съёмке с таких расстояний . В конечном итоге мне удалось сузить круг "подозреваемых" до двух . Я знаю , что одна из этих девчонок должна быть Амитой-чян - но не могу сказать , какая именно . Это довольно мучительно . . .
   Но при всём моём уважении к Амите-чян , которая тоже является одним из символов BanG Dream , и в Японии имеет , наверное , даже бóльшую популярность , чем Айай (наряду с официальным лидером Аймин) - в моём личном рейтинге их позиции несопоставимы . Для меня именно Айай является лицом всего проекта .
   Поэтому сейчас я , по большей части , осмотрел сцену , чтобы решить , где становиться на концерте , и не без удовольствия отметил , что ведущие (весьма симпатичные девчонки) косплеили такое неортодоксальное аниме как Akiba Maid War , причём делали это отлично . Воздав должное их анимешному вкусу , я отправился дальше , ибо мне нужно было сделать одну важную вещь .
   Программа Айай на фестивале предусматривала два выступления (по одному каждый день) , сессию вопросов и ответов в воскресенье - и две автограф-сессии . Айай могла подписать только сотне человек в день , итого двумстам за весь фестиваль , так что право получить её автограф нужно было выиграть в лотерею . Разумеется , я тоже подал заявку - но сделал это только спустя два с половиной часа после открытия "стартового окна" , что по меркам таких ивентов - довольно поздно . Люди в Интернете ухитрялись заполнить всю форму за пятьдесят секунд , даже несмотря на то , что она была только на испанском и её ещё нужно было перевести (пусть и онлайн-переводчиком , но всё-таки) ! Я консультировался в Твиттере с испанскими фанами , и они сказали , что тут всё зависит наполовину от везения , а наполовину от скорости . Так что я даже особо и не надеялся . Но что бы вы думали - я выиграл ! Это я , который даже в беспроигрышные лотереи никогда в жизни ничего не выигрывал ! Но когда дело касается аниме и Японии , то мир довольно часто поворачивается ко мне лицом . Итак , я выиграл . Добросовестно заплатив за выигрыш пять евро (начальная цена 10000 евро , скидка 99,95 %) , я получил QR-код , который нужно было обменять на жетон , дающий право на подпись Айай . Пару раз объяснившись на английском , я выяснил , что , поскольку подпись у меня в воскресенье , то и жетон я смогу получить только завтра . Что ж , тем лучше - меньше нервничать , что его потеряешь .
   Далее я решил поискать какой-нибудь еды . (Хотя есть совершенно не хотел . Видимо , желудок понял , что ему ничего не дадут , и перестал просить .) Походив по залу , я нашёл стенды с японской (поначалу написал - "с анимешной") едой . Подойдя к одному из них , я поздоровался с жизнерадостной бабушкой азиатской внешности , и у нас состоялся достойный внимания диалог на английском :
  - Здравствуйте , а можно мне . . . вот это . ("Этим" оказались блинчики с начинкой .)
  - Да , пожалуйста . Сколько вам - один , два ?
  - Шесть .
  - Шесть ?! Но они стóят по два с половиной евро каждый !
  - Тогда четыре .
  - А вы не хотите поискать здесь какие-нибудь ресторанчики ? Там будет подешевле .
  - Да , но я ничего не ел с четырёх ночи . . .
  - О !
  - . . . и у меня нет на это сил .
   Купив блинчики , я присел прямо на пол за соседним стендом и съел их все , на что организм отреагировал чуть лучше , чем никак . Но я , по собственному опыту , уже знал , что в решающий момент он соберётся - и сила воли возьмёт верх над слабостью тела . До решающего момента оставалось уже менее полутора часов .
   За эти полтора часа я успел ещё сфотографировать очень здоровский косплей Рей-чян и Аски-чян в плагсьютах (косплееры тоже оказались милашками) - а потом стал присматриваться к сцене , где уже через несколько десятков минут должна была появиться та , увидеть которую я ещё несколько месяцев назад даже и не надеялся .
   Правда , как говорят футбольные комментаторы , "с расстановкой мы очень сильно не угадали" . Почему-то я ожидал , что большинство тех , кто сейчас стояли перед сценой и смотрели то выступление , которое было перед Айай (уже не могу вспомнить , кто выступал , да это и не важно) , уйдут и освободят место для бангдримеров . Но этого не произошло . Ушло максимум процентов десять - так что в итоге я оказался хоть и довольно близко к сцене , но с самого края , справа , если смотреть из зала . Положив себе завтра обязательно придти пораньше , я стал готовиться к концерту . Готовился , впрочем , не я один . С нашей стороны толпы люди подняли над головами официальный wall-scroll "Розелии" . В ответ с противоположной стороны подняли неофициальный плакат по Revue Starlight . A little friendly rivalry . . . По сцене ходил парень в гавайской рубахе , казавшийся из-за этого похожим на Ошино Меме , и готовил сцену к Айай . Ему помогала красивая девушка в подвязанной , как у Китагавы-чян , майке . У них что-то не ладилось , и парень то и дело то подходил к сидевшим сбоку звукотехникам , то звонил по телефону находившимся за нами на возвышении мастерам света . Начало концерта задерживалось , публика разминалась и вместо Айай пока что поддерживала сотрудников сцены , что вызывало у тех немалое удивление . Наконец они выволокли на сцену вспомогательный экран и показали звукотехникам большие пальцы . Следующие пара минут выпали у меня из памяти . Кажется , нам объявили Айай и призвали как следует её встретить - но наверняка утверждать не могу . Память и прочие функции разума вернулись ко мне только в тот момент , когда на сцену легко , стремительно и неожиданно (это всегда бывает неожиданно , особенно если готовишься к этому несколько месяцев . Или пару десятилетий , с тех пор как стал отаку) вышла вокалист "Розелии" . . .
   Помню , я смотрел на неё - и не мог поверить . Это была живая , настоящая Айай - но моё сознание отказывалось воспринимать происходящее как подлинный факт . В самом деле - мыслимо ли , чтобы настоящая Айай не только находилась с нами в одном помещении , но и для нас выступала ?! Но это было так . И я смотрел , смотрел во все глаза , буквально впитывая зрением это невероятное совершенство . Разумеется , до это я бесчисленное множество раз видел Айай на фото и видео . Но это не шло ни в какое сравнение с тем , чтобы увидеть оригинал . Айай красива удивительной , гордой красотой , частой среди героинь аниме - но у людей такая встречается приблизительно в одном случае на пятьдесят миллионов . Эта красота не зависела от времени , находилась как бы вне его . Айай - одна из очень немногих людей , которые в 36 лет красивее , чем в 16 . Я знаю , о чём говорю , я видел её фотографии в 16 лет , она была гяру .
   Концерт начался довольно вкрадчиво . Видимо , не я один не верил своим глазам . В поддержке толпы сквозила едва уловимая сдержанность , вызванная недоверием и недоумением - а действительно ли всё так ? Видимо , Айай это почувствовала , потому что обратилась к нам со сцены . Ничего особенного она , вроде бы , не сказала - но на нас подействовал сам факт . Стена между сценой и залом рухнула , люди придвинулись чуть ближе , встали поплотнее - и всё пошло уже по-настоящему . Позвольте представить вам сетлист первого дня :
  1 . Reasons
  2 . lead the way
  3 . Youkoso Japari Park e
  4 . Star Divine
  5 . Fly me to the star
  6 . Black Shout
  7 . Fire Bird
  8 . S.T.I.M.
  9 . Beauty or Beast
  10 . Love -4U-
   Должен честно сказать , что с творчеством Айай я , пока что , знаком только по BanG Dream и по нескольким композиция из её соло-проекта , которые меня , признаюсь , не очень впечатлили , за исключением подлинно великолепной Markarian"s Chain , которую я впервые услышал только за пару недель до фестиваля - и очень надеялся услышать и вживую - но увы , до новинок мы пока ещё не доросли . Но эта песня заслуживает того , чтобы сказать о ней особо , ибо припев серьёзно звучит в духе исландских групп , таких как Solstafir или даже Sigur Ros ! Никогда не ожидал услышать что-то подобное в J-Rock"е ! Кроме того , песня ещё и посвящена Цепочке Маркаряна ! А я , если помните , большой фан академика Амбарцумяна - а вот о Маркаряне , к стыду своему , до этого даже не слышал . И вот теперь , благодаря Айай , я выяснил , что Амбарцумян и Маркарян , оказывается , работали вместе в 1960-х и 70-х ! Теперь они оба будут одними из моих самых любимых учёных ! Жаль , что Маркарян умер в 1985-м году . Будь он до сих пор жив - представляете , как бы он гордился тем , что сама Айай поёт о его открытии !
   К сожалению , обо всём этом я узнал лишь после поездки в Испанию . Если бы я знал об этом раньше , то можно было бы поговорить об этом с Айай во время автограф-сессии . Эх . . .
   Но вернёмся к концерту . Поскольку с Айай я был знаком только по BanG Dream , то разумеется , больше всего ждал песен "Розелии" . (Поначалу вообще предполагалось , что Bushiroad разрешит Айай петь только свои песни - и лишь за несколько недель до Japan Weekend организаторы объявили , что Айай будет петь также песни из BanG Dream , Revue Starlight и других проектов , что произвело на всех надлежащее впечатление) . Так что ВСЕ песни , кроме песен Roselia , я слышал впервые - не только вживую , но и вообще . Но надо отдать должное - большинство композиций оказались замечательными ! Может быть и не настолько тяжёлыми , как розелиевские (хочется написать - "как королевские") , но тоже очень красивыми . Некоторые были спокойными и мелодичными , другие - крутыми и забойными .
   Течение концерта немного нарушалось ошибками испанских техников , которые то задерживали начало песни - и Айай приходилось подолгу стоять в стартовой позе , мигая им , чтобы они включали , то наоборот - Айай только успела сказать нам : "Do you know . . ." , как пошло следующее интро . Все немного заржали , Айай тоже посмеялась - и начала петь .
   В целом , конечно Айай держалась потрясающе (ещё бы - топ-класс !) - уверенно и открыто , замечала всех девчонок в косплеях , да и вообще - всех людей в тематических майках или с мерчем . Светящие палочки были у большинства . Я , правда , свою недавно приобретённую с собой не взял , боясь повредить по пути (к тому же она только для MION-тан) , поэтому держал в воздухе руку с поднятым мизинцем - одним из символов Roselia . С нашей стороны отлично проявил себя один из фанов BanG Dream . У него была очень крутая штука , похожая на большой кастет , к которому присоединяли длинные - по полметра ! - ярко святящиеся штыри . Сначала он поднял один такой штырь - что уже выглядело очень впечатляюще и вызвало всеобщее одобрение . На следующей песне - два . Потом - три . И , наконец , на песнях Roselia - все (шесть или семь) , что было уж совсем нереально - и Айай ему даже помахала ! Потом кто-то осмелился показать ей плакат с Chu2 , на что Айай тоже отреагировала , но довольно сдержанно - всё-таки соперничающая группа . . .
   И вот настал момент истины - Айай спросила у нас : "Do you like BanG Dream ?" По толпе прошёл рёв , в котором чуть не утонули первые звуки . . . Black Shout !!! Первая песня Roselia , которую я услышал вживую . . . С гордостью могу сказать , что самая искренняя , подлинно ураганная поддержка оказывалась именно на песнях "Розелии" . "BLACK !!! ,- согласно рявкала толпа , заглушая голос Айай , - SHOUT !!!" Поддержка эта была даже не ураганной , а какой-то отчаянной , последней . Все понимали , что второго такого шанса , скорее всего , не будет . Когда Айай , в перерыве между песнями , спросила нас , хотим ли мы увидеть всю "Розелию" в Испании , люди посрывали себе голоса - дикая , наивная надежда . . . Roselia - это подлинный линкор J-Rock"a . И , как всякий линкор , он обладает исполинской огневой мощью - но при этом довольно неповоротлив . Bushiroad никогда не рискнёт везти свою самую популярную группу , играющую исключительно в многотысячных залах , так далеко . Хотя как знать - ведь поедут же они в конце этого года в первый в своей истории азиатский тур ! И нынешний приезд Айай - не есть ли прощупывание почвы ? Но т-с-с-с , т-с-с-с ! И пусть Айай , услышав наш крик , сказала , что приехать в Испанию надеются все пять участниц группы (!) - но отгоним надежду подальше . Чтобы потом , когда она снова не сбудется , не было слишком больно .
   А потом была историческая Fire Bird , на которой подпевали даже те , кто не знал текста . Интересно , что на медленных секциях , где обычно по очереди поют все участницы группы , Айай спела все партии сама , так что это была своего рода версия только для нас . Но голоса других всё же проступали на предзаписанной дорожке - и одна мысль слегка отравляла мой абсолютный восторг : "Эх , сюда бы ещё Кудохару-чян , и Мегучи , и Юкки , и Нон-чян - вот бы они нам сыграли ! . ."
   Концерт закончился так же неожиданно , как и начался . Айай осведомилась у нас , будем ли мы завтра (дружный хрип сорванных голосов) и убежала со сцены , такая же лёгкая и крылатая , как и в тот момент , когда впервые на ней появилась .
   Но день был ещё не завершён . Разумеется , я решил посмотреть на автограф-сессию , чтобы потренироваться и не допустить ошибок завтра . К палатке , в которой должна была подписывать Айай , уже выстраивалась очередь , примерно на четверть состоявшая из девчонок в косплеях по Roselia ! Но была даже одна Парео-чян из Raise A Suilen ! С двумя косплеерами - Юкиной и Саё - мне даже удалось сфотографироваться . Я попросил о снимке ("Fotografia , por favor !) , имея в виду сфотографировать только их - но тут они сами предложили сфотографироваться вместе ! Конечно же , я был только рад , тем более , что и сам был одет в коллекционную майку с Roselia .
   Вообще , испанские косплееры , конечно , круче латвийских . Уровень костюмов примерно такой же - но они прикладывают намного больше усилий , чтобы как следует представить своих героев . О доброте и отзывчивости я уже сказал . Кроме того , уровень фансервиса тоже куда выше ! И пусть у немалого числа косплееров были одеты шорты под юбку - но у многих были и милые трусики ! А у некоторых даже и трусиков не было (можно было понять сбоку) ! OMG , yes !
   Строго по расписанию пришла Айай - с охраной . Четыре сотрудника фестиваля зажали её в клещи со всех сторон . Кроме того , во время автограф-сессии , ещё и нельзя было говорить с Айай по-японски - только по-испански или по-английски . И пусть я понимал , что главная причина этого в том , что в Bushiroad сидят параноики , которые считают , что стóит только Айай выехать за пределы Японии , как люди сразу же начнут просить у неё продемонстрировать на них приём из рестлинга , или даже попросят . . . нет , не могу вымолвить . . . показать трусики (!!!) (OMG !) - но всё равно , такое недоверие к поклонникам даже как-то немного огорчало . Хотя ясно , что Айай здесь ни при чём - дай ей волю , она бы со всеми обнялась !
   Автограф-сессия началась . Я понимал , что Айай , при всём желании , не может подписать всем - но тем не менее обидно было за тех , кто не выиграл . Особенно запомнился один момент : в очереди стояли три девчонки в очень рульных косплеях Юкины , Саё и Лизы-нее (не те , с которыми я сфотографировался) . И вот Юкина и Саё пошли на подпись - а Лиза-нее осталась . Не повезло . . .
   Айай всегда очень радовалась , когда видела людей в релевантных косплеях . Когда к ней подошла Саё , то она посмотрела на неё , и голосом Юкины сказала : "Саё !" Это было нереально круто ! А я , разумеется , "случайно" оказался рядом и всё слышал . (Если бы Айай сказала : "Sayo , yamenasai !" , я бы полетел .) Итак , те , у кого сегодня была подпись , стояли в очереди - а мы , все остальные , "случайно" стояли рядом и смотрели на Айай . Ко мне почему-то всё время вплотную подходили сзади какие-то парни , я отодвигался от них , потому что боялся , что они собираются что-нибудь спереть из рюкзака . Только потом я сообразил , что они у меня из-за спины украдкой фотографируют Айай . Если бы знал , то не отодвигался бы . На концерте фото и видео запрещены не были , что , на самом деле , оказалось очень большим и приятным сюрпризом (см. выше о паранойе "Бушироуда") , а вот во время автограф-сессии было нельзя . Поэтому охрана всё время заслоняла от нас Айай , а мы , соответственно, двигались , чтобы её видеть . После примерно получаса такой игры я подумал , что пора и честь знать , и что на Айай я ещё успею насмотреться завтра , когда буду в более свежем состоянии (если бы я знал , что меня ждёт !) , и ушёл , причём даже не качаясь .
   Я спокойно добрался на метро до Барахаса , где зашёл в МакДональдс и наконец-то поел - впервые за . . . даже боюсь подумать сколько часов . И вот тут , сидя на открытой террасе ресторана , чувствуя всем телом столь прекрасную осенью жару , глядя на открывающийся мне спокойный кусочек Испании и отмахиваясь от тоже желающих поесть ос , я вдруг ощутил то , о чём уже давно забыл - счастье . Я только что осуществил величайшее достижение , увидел Айай - и мне предстояло увидеть её и завтра ! С такими мыслями я снялся с места и мирно отправился в отель . Спать .
   Поехав в Испанию , я не взял с собой снотворного . Я думал , что после бессонной ночи в Дублине сейчас я буду спать как убитый . Но организм решил показать , кто в доме хозяин . Заснуть я так и не смог . Чем ближе я был ко сну , тем сильнее и беспощадней тянуло что-то у меня в голове . В итоге я всю ночь то пытался уснуть , то плакал , то искал в этом жутком мобильном интернете , как заснуть , то снова пытался заснуть по методам военных лётчиков , гражданских отаку и ещё шут знает по каким - и через четырнадцать часов всего этого поднялся с кровати в совершенно жутком состоянии , и испытывая только одно желание - где-нибудь упасть , потерять от усталости сознание - и никогда больше не приходить в себя . Но упасть я не мог . J-Rock был безупречен и требовал жертв .
   Я добрёл до МакДональдса - но он был ещё закрыт . Сразу можно было понять , что это Испания - МакДональдс работал с десяти утра до двух ночи . . . Я подождал четыре минуты , и он открылся . Кое-как уложив в себя гамбургеры и жареную картошку (такое чувство , будто кирпич проглотил) , я , по главной улице района , выдвинулся в сторону станции метро . Мир у меня глазах по-прежнему не колыхался - однако был отчаявшимся , натянутым и безжизненным , словно бы из него вытекла вся кровь . Я давился им , словно пересохшим хлебом - но всё же отмечал , что столичный район Барахас производил какое-то сельское , слободское впечатление . Впечатление это складывалось из множества мельчайших деталей , и я стал думать , что Испания - это страна мелочей . С сугубым одобрением посмотрев на тренирующихся велосипедистов (правда , люди почему-то были в основном на МТБшных) , я спустился под землю . Далее последовал ставший уже на удивление привычным отрезок от Барахаса до Feria de Madrid - и вот я снова на колоссальном перекрёстке перед "Ифемой" . Жара в районе плюс тридцати , сильный ветер , широкие улицы и толпы отаку при почти полном отсутствии цивилов - всё навевало воспоминания о Комикете , таком прекрасном - и таком немыслимо далёком . Япония была почти точно на противоположном конце Земли . . . Правда , ветер был не японским - густым и тёплым - а сухим и горячим , словно кто-то обдувал Испанию из гигантского фена .
   Повторив вчерашний обход , я оказался на фестивале - и первым делом метнулся к стенду , где можно было обменять QR-код на жетон . Всё прошло без проблем - и вот он у меня . Чёрный кругляшок с номером "27" . Но этот невзрачный кусок пластмассы давал право получить собственноручную подпись лидера "Розелии" ! Разность масштабов причины и следствия меня подавляла , поэтому я пошёл бродить . Выступление Айай сегодня должно было состояться куда раньше чем вчера , в 13:30 против вчерашних 16:30 - но всё-таки до него оставалось ещё в районе двух часов .
   Пройдя три четверти зала и уже приближаясь к сцене , я увидел анонсированный испанскими поклонниками в Твиттере фан-стенд в честь Айай - с цветами и воздушными шариками , составлявшими вместе очень изящную композицию ! Конечно , по масштабу его нельзя было сравнить с японскими - в Японии , при приезде Roselia в какой-либо город , её у зала встречают буквально стенами из цветов - но по красоте и по вложенным усилиям испанцы японцам отнюдь не уступили . Главным элементом стенда было изображение Айай , нарисованной в полной рост в стиле аниме ! Больше всего меня поразило то , что она была изображена в той самой одежде , в которой выступала вчера ! Понятно , что узнать информацию о неё костюме заранее фанаты никак не могли . А это означало , что люди нарисовали , распечатали и наклеили рисунок на основу за вчерашний вечер и/или сегодняшнее утро ! Воистину местные отаку заслужили аплодисментов стоя ! (И удостоились внимания Айай - через несколько дней после фестиваля она опубликовала в Твиттере фотографию , где стоит рядом со своей анимешной версией в той же одежде и повторяя её позу !) И если когда-нибудь произойдёт даже не чудо , а то , что выше чуда - и Roselia в полном составе ступит на недостойную её европейскую землю - то немалая часть заслуги в этом будет принадлежать испанским бангдримерам . . .
   Разумеется , я не преминул сфотографировать стенд - и был в этом не одинок . (Потом к нему пару раз даже выстраивались небольшие очереди .) Затем я добрался-таки до сцены - и на ближних подходах к ней увидел Парву-сама , главного организатора нашего латвийского UniCon"а ! (Почему-то у меня и было предчувствие , что он может быть здесь .) Мы с ним поприветствовали друг друга , и Парва-сама сказал , что прибыл в Испанию для обмена опытом с организаторами Japan Weekend . После короткой , но конструктивной дискуссии мы с ним расстались , и он пошёл разыскивать своих - я же , купив в здешнем ресторане воды ( 4 евро за 0,75 литра ! ) , отправился на рекогносцировку . На сцене шло выступление айдору-косплееров (не айдору , которые косплеят , а косплееролв , изображающих айдору) , причём зрители , что интересно , сидели прямо на полу . На сей раз я решил быть не справа , а слева . Наметив себе подходящую точку , я пошёл по фестивалю дальше . Но тут почти трёхсуточная бессонница снова напомнила о себе - меня зашатало , и зал поплыл , заструился в глазах . Опасаясь за ближайшее будущее , я решил посидеть - и , найдя у стены свободное место , постелил на полу пакет и сел на него . Но этого оказалось недостаточно - шум фестиваля всё сильнее резал мне уши , так что в итоге я вкрутил в них затычки . Затычки я взял с собой , опасаясь экстремальной громкости на концертах Айай - и даже не предполагал , что мне придётся ими воспользоваться совсем по другой причине .
   На полу я просидел около часа , что мне , в принципе , помогло (насколько мне в таком состоянии что-то вообще могло помочь) . Кроме того , я открыл , что если сидишь на полу - то под таким углом гораздо выше шанс увидеть трусики ! Геометрия - друг отаку ! Несколько приободрённый геометрией , я решил , что пора наконец отправляться к сцене . Народу там за этот час стало заметно больше , при этом правая половина зрителей стояла , а левая продолжала сидеть . Я нашёл себе на полу прямоугольник (снова геометрия !) и тоже сел - в третьем ряду , настолько близко к сцене , что видел выступления только верхних половин косплееров !
   Ведущие оказались те же , что и вчера , снова косплеили Akiba Maid War и в перерывах между выступлениями гонялись друг за дружкой по сцене со стволами . Кроме того , интересно , что для выступивших косплееров было предусмотрено что-то вроде hot seat (как на разделках в велоспорте) , с которого они могли посмотреть выступление следующего косбэнда . Этот hot seat был буквально в трёх метрах от нас , так что мы с косплеерами постоянно перемахивались .
   Слева спереди от меня сидел парень азиатской внешности в футболке с BanG Dream (но не по Roselia) ; слева сбоку - какая-то испанская девчонка (через некоторое время она спросила у меня , где можно купить светящиеся палочки , на что я с сожалением вынужден был ответить , что не знаю) ; передо мной - парень с длинными волосами (он записал весь концерт и всю Q&A-сессию на смартфон . Мог бы потом и выложить где-нибудь !) ; наконец , спереди справа , совсем близко к сцене - парень с усами и симпатичная девчонка , которых я уже раньше видел у стенда для Айай . Поскольку они его поправляли , то я решил , что это лидеры испанской фан-группы , и порадовался , что оказался рядом с ними . Через некоторое время парень причесал девчонке волосы , повязал ей галстук и надел берет и очки - и я понял , что она косплеит одну из героинь Айай (возможно , Клодину , но не уверен) .
   Выступления косплееров закончились - и в то же мгновение мы дружно поднялись на ноги . Все поняли , что наступил решающий момент .
   На сцене снова возникли псевдопохожий на Ошино Меме парень и красивая девушка . На этот раз и они , и техники действовали довольно согласованно и задержек не допускали . Но время всё равно измучилось , заканчиваясь - и наконец истекло . "Миг вожделенный настал" - и на сцене снова появилась Айай , сотканная из японской тайны , изо всего , что есть в Японии удивительного , загадочного и влекущего . Когда-то давно , двести лет назад , Грибоедов зачитал своей жене отрывок из написанной им работы : "Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин , тот никогда не производил и не произведёт ничего великого , потому что сам мал душою . У женщин есть особое чувство , которое французы называют tact , этого слова нельзя перевести даже перифразой ни на один язык . Немцы перевели его как "разум чувствований" , это мне кажется довольно близко к подлиннику . Такт есть то же , что гений или дух Сократа : внутренний оракул . Следуя внушению этого оракула , женщина редко ошибается. Но оракул этот действует только в сердце, которое любит . . ." Я , в своём очерке о третьем визите в Японию , тоже писал об этом , пусть и , разумеется , куда более неуклюжими словами , писал о прямом понимании жизни и человека , не зависящем от ума и багажа знаний - но лишь от сердца , от души . Я говорил о том , что ни в ком эта удивительная способность не проявляется так ярко , как в японках . Но Айай - уникум даже на их фоне . Она (сама того не зная !) отточила в себе это умение до какого-то изощрённого , почти пугающего совершенства . В этом плане её действительно можно называть гением , гением тепла и человечности . Каждая её песня , каждое сказанное ею слово , каждое её движение , каждое выражение лица и глаз вели к одному : её невозможно было не любить , перед ней невозможно было не преклоняться , её невозможно было не обожествлять . И мы любили её , преклонялись перед ней , обожествляли её . . . Айай даже не вышла на сцену - её вынесло на неё волной всеобщей поддержки . В этот раз , в отличии от вчерашнего дня , люди поверили в неё сразу , поверили заранее и безоговорочно - и концерт обнял нас за плечи , мягко увлёк за собой , и привёл на следующий этаж жизни , на тот этаж , куда обычно никому хода нет , и из окон которого открывается вид на подлинные высоту и даль .
   Меня порадовало то , что сегодня Айай была не в джинсах , а в юбке . И пусть юбка у неё была длинной , но нам повезло - разрез был как раз с нашей стороны ! Так что мы имели возможность видеть её zettai ryouiki !
   А вот и сетлист второго дня :
  1 . Reasons
  2 . lead the way
  3 . Youkoso Japari Park e
  4 . Discovery
  5 . Fly me to the star
  6 . R
  7 . Fire Bird
  8 . My own horizon
  9 . Beauty or Beast
  10 . Love -4U-
   С поклонниками Айай объяснялась на удивительной смеси японского , английского и нескольких выученных испанских фраз . Странным образом я понимал её даже тогда , когда она говорила по-испански . Вернее , мне даже не нужно было её понимать - благодаря ей я был подключен к миру напрямую и чувствовал всё .
   Несколько девчонок с правой стороны косплеили Клодину , одна даже была в "королевской" версии , с перевязью , что разумеется , удостоилось внимания Айай . Поскольку я Revue Starlight пока не смотрел , то имя "Клодина" у меня ассоциируется только с "Мастером и Маргаритой" Булгакова - и я несколько раз подавлял в себе неуместное желание завопить : "Что такое ? Её ли я вижу ? Клодина , да ведь это ты , неунывающая вдова ? И ты здесь?" Такую отсылку тут навряд ли бы кто-то понял . Айай , будем надеяться , совсем не вдова , но то , что она неунывающая - это точно .
   И вот мы добрались до песен Roselia ! Прямо за мной стоял парень в коллекционной майке с Юкиной , которую (майку , а не Юкину) по идее , можно купить только в Японии (и как только раздобыл ?) . И Айай , объявив , ко всеобщему ликованию , BanG Dream , нашла его взглядом , показала на него , и сказала . . . уже не помню точно , что она сказала , потому что у меня внутри всё ахнуло , ибо мне показалось , что Айай указала на меня . Однако несколько секунд спустя Айай действительно ЗАМЕТИЛА меня ! Поскольку я снова держал в воздухе правую руку с поднятым мизинцем , то Айай сказала : "Да , верно , мизинец - символ Roselia" ! Это был один из самых важных моментов в моей жизни !
   На сей раз первой песней "Розелии" была R , за которой последовала Fire Bird . Вот так и получилось , что я , человек , который ни разу не был на концерте Roselia , тем не менее услышал Fire Bird вживую дважды . . . R , может быть , и не относится к числу моих самых любимых песен - но сакральное "Shout out !!!" мы выкрикивали так , что становилось страшно . Мне очень повезло , что рядом со мной оказался этот парень в майке с Юкиной . Он тоже был убеждённым поклонником Roselia - и мы с ним поддерживали синхронно ! В отличии от R , текст Fire Bird я знаю достаточно хорошо (пусть никогда его и не видел , выучив только на слух) - и мы кричали его вместе , кричали , не жалея горла , ибо , как и вчера , понимали , что это момент , повториться которому не суждено уже наверное никогда . О , эта симфо-металлическая часть после второго припева ! Не могу рассказать , как сильно мне хотелось её услышать - и мне это удалось . . .
   Все следующие песни , вполне хорошего уровня , были одновременно и осенены композициями Roselia , и затенены ими . Я не берусь сказать о них чего-то определённого , ибо это находится за пределами моей компетенции . Но одно могу сказать точно - сейчас я надеюсь пересмотреть все аниме , в создании которых участвовала Айай , чтобы как следует познакомиться со всеми этими композициями . Это мой долг как отаку и как её фана .
   Концерт должен был закончиться - и он закончился . Но именно в момент его окончания я впервые в жизни по-настоящему понял , почему символом Roselia является синяя роза . В Японии , как известно , очень популярен язык цветов . И на языке цветов синяя роза означает "достичь невозможного" . И сейчас , стоя в тёплой от присутствия Айай толпе , я осознал , что действительно достиг невозможного . У Паустовского и у его Шамета была роза из золота , у отаку - из тёмной , стратосферной синевы , из той самой синевы , под которой - и на которой ! - аниме-версия "Розелии" поёт свою Sprechchor . . .
   Концерт закончился - но мы не расходились , ибо сейчас должна была начаться сессия вопросов и ответов ! На сцену вынесли два дивана - для Айай и для переводчика . Позади диванов не без труда разместили перенесённый сюда же фан-стенд (некоторые шарики всё время падали , так что в итоге их пришлось снять) . И , спустя всего пятнадцать минут , я увидел за сценой Айай - а потом она оказалась уже и перед нами ! "Ошино Меме" по совместительству оказался ещё и переводчиком . Нам снова повезло - Айай разместилась на левом диване , ближе к нам ! Вопросы можно было задавать только на испанском , так что я даже и не попытался . Но если бы у меня была такая возможность , то я бы затруднился между двумя . Первый - серьёзный : поскольку Айай - фанатка "Евы" , то я бы спросил , как она познакомилась с этим аниме , и что ей в нём нравится . Второй - шуточный : я бы спросил , что самое важное в изучении иностранного языка . Те , кто в теме - поймут , почему я задал бы такой вопрос и что именно хотел бы услышать в ответ .
   Итак , сессия вопросов и ответов началась . Люди по очереди брали микрофон и хриплыми от волнения (и недавней поддержки) голосами вопрошали Айай . Вопросов я не разумел - но догадывался о них по ответам , которые понимал как минимум на три четверти . Айай говорила относительно нетрудным языком , да и , к тому же , на знакомые темы . Переводчик , в сущности , был не нужен , ибо нихон-го , кажется , на том или ином уровне понимали практически все . Стоило Айай сказать что-нибудь смешное - как все начинали хохотать , даже не дожидаясь "официальной версии" . Когда Айай , отвечая на вопрос об отношениях в коллективе сейю , работавших вместе над каким-то мюзиклом (названия не разобрал , но , по-моему , по Revue Stralight) , сравнила их с семейными , и сказала : "Ayasa-chan wa akachan !" , то люди буквально полегли . . .
   Для того чтобы получить возможность задать вопрос , нужно было поднять руку - и некоторые держали руку поднятой всю Q&A (а это один час !) , поддерживая её другой . Когда очередь дошла до девчонки в берете , она протянула руку за микрофоном - и я заметил , как сильно у неё дрожат пальцы . Ещё бы . Задать вопрос Айай - это вам не фунт . . .
   Итак , вопросов я не понимал - но и ответов было более чем достаточно . Айай рассказала , что летела в Мадрид через Париж , так что впервые побывала не только в Испании , но и во Франции тоже (а Клодина , по сюжету , француженка !) . Потом рассказала о тех знаменитых выпусках Bandori channel , где речь шла об изучении иностранных языков (я замер , но до легендарного "EMOTION !!!" дело не дошло - Айай ограничилась "Amazing !") и сказала , что , может быть , ей стоит сделать ещё несколько выпусков по изучению испанского языка , что собравшиеся восприняли крайне позитивно . Потом немного поговорила о про-рестлинге , и даже продемонстрировала нам несколько движений , насколько ей позволяла одежда . Далее рассказала о различиях между собой и своей самой известной героиней , Юкиной (а это вообще уникальный случай , ибо Айай и Юкина обладают почти диаметрально противоположными характерами . Настолько , что многие начинающие поклонники BanG Dream не могут поверить в то , что Юкину озвучивает Айай . Если Юкина всегда спокойна , хладнокровна и замкнута , то Айай - это ходячий фестиваль , и начинает мракобесить при каждом удобном случае . И при каждом неудобном тоже .) Стоявший рядом со мной парень в футболке с Юкиной снова проявил себя с лучшей стороны , задав самый , как мне кажется , интересный вопрос . Он спросил Айай об уже успевшем стать легендарным клипе на Fire Bird с Rosenchor"а , когда у неё , на втором припеве , полетел микрофон - и зрители спели припев сами ! Это было настолько впечатляюще , что даже Bushiroad , который обычно не пропускает в эфир даже малейшие шероховатости , не нашёл , что возразить - и в результате клип так и вышел . Айай подробно рассказала нам об этом моменте , поделившись такими деталями , которые в клипе были не видны . В первую секунду , когда собственный голос перестал идти ей в уши , она подумала , что что-то не так с ней самой , и что надо взять чуть выше - но в следующее мгновение поняла , что проблема в микрофоне , и показала на него стаффу (этот момент виден в клипе) . Но потом стафф-сан , отдав ей новый микрофон , убежал , забыв забрать неисправный , и Айай кричала ему : "Oi-oi ! Мне не нужно два !" (Интересно , с какой громкостью нужно было кричать на концерте , чтобы тебя услышали ?) Айай не забыла и поблагодарить других девчонок за то , что те продолжали играть как ни в чём не бывало . Отличный ответ на отличный вопрос !
   В конце Q&A Айай сфотографировала нас , а потом сфотографировалась сама на нашем фоне (к сожалению , этих фотографий я в Интернете не нашёл) , после чего , к сожалению , покинула сцену . Но мне предстоял ещё один акт этой великой пьесы - получение автографа ! И я , почти сразу , пошёл занимать очередь .
   Очередь протянулась поперёк всего зала , я оказался примерно в конце первой четверти её длины . Через некоторое время вдоль всей очереди прошёл хмурый парень , который проверил у нас жетоны , а за ним другой , ещё более хмурый , который раздал всем бумажки и сказал написать свои имена , чтобы Айай могла нам подписаться . Я , зачем-то , спросил у него , можно ли писать катаканой или только в ромадзи , на что он ответил , что в ромадзи (надо было не спрашивать , а сразу писать катаканой) . Я написал - но только потом спохватился , что японцы не отличают маленькую "r" от "z" , и что надо было писать "r" большую , и попытался переправить , хотя и не был уверен в том , что это сработает . Потом вытащил из рюкзака подарок для Айай - брелок для ключей в форме классического логотипа NERV (на упаковке была нарисована Рей Аянами) , который я купил когда-то ещё в светлой памяти магазине Anime Pluss . Эх , знали бы владельцы и сотрудники этого магазина , в ЧЬИ руки попадёт проданная ими вещь ! Сорок пять минут ожидания закончились , впереди появилась Айай - и очередь , словно поезд отаку , медленно повезла нас к ней . Я был на удивление спокоен , понимая , что что ты ни делай - а готов всё равно не будешь . К тому же масштаб момента даже и в малой степени не укладывался у меня в сознании .
   Передо мной осталось десять человек . Потом пять . Потом четыре . . . три . . . два . . . потом один . И вот уже тот , кто стоял передо мной , направился к Айай . Не могу сказать , что я думал и чувствовал в тот момент . Кажется , я всё время повторял про себя затверженные слова приветствия и боялся ошибиться . А потом . . . моё время всё-таки пришло . Ошибки быть не могло - передо мной сидела жизнь этого мира . . . Это была она - та , кто поёт их все - и гипнотически чарующую Sanctuary , и хрустальный , сияющий айсберг Sprechchor , и летящий гимн Violet Line (тот , кто не видел исполнения этой песне в конце второго дня в Осаке в рамках Rosenchor , тот не может до конца понять , что такое J-Rock !) , и какую-то уже даже пугающе прекрасную Kiseki (мог ли я , когда , пару лет назад , закатываясь после велотренировок и напевая про себя Kiseki , чтобы успокоиться , предполагать , что когда-нибудь увижу обладательницу этого голоса по-настоящему ?!) , и , наконец , мою любимую Sing Alive , которая , на первый взгляд , может быть и не столь впечатляющая , как вышеперечисленные примеры - но зато действительно погружается тебя в тёплые , неизведанные глубины августовской японской ночи .
   Айай радостно поприветствовала меня и ПОХВАЛИЛА мою коллекционную майку с Roselia ! Плохо помню , что было дальше . Кажется , пока она расписывалась , я обратился к переводчику с просьбой говорить по-английски , на что он ответил согласием - и я высказал свою главную , потаённую мечту : "Roselia Europe tour !" , - всё та же надежда , робкая как антилопа . Айай , услышав , что я говорю по-английски , СПРОСИЛА у меня , откуда я приехал . Я ответил про Латвию . Переводчик объяснил Айай , где Латвия - и Айай ПОБЛАГОДАРИЛА меня , за то , что я приехал настолько издалека . Помню , что я не мог смотреть на Айай с такого близкого расстояния . Не смел ! Поэтому , отступив на полшага , я , по японской традиции , обеими руками протянул ей подарок . Айай обрадовалась и сказала : "Rei !" Несколько лет назад , когда Айай пришла в Bushiroad на финальный раунд прослушивания на BanG Dream , её попросили спеть что-нибудь на свой вкус . Айай спела Zankoku na Tenshi no Teze - и её , разумеется , сразу же взяли . Теперь у Roselia даже есть своя кавер-версия опенинга "Евы" . Так что , думаю , что значение этого подарка Айай поняла . . .
   Чудо не может быть привычным - иначе оно престанет быть чудом . Но в данном случае чудо оказалось совсем уж беспощадно коротким . Помню что Айай махала мне на прощание , и что я махал ей тоже - а потом я вдруг каким-то образом оказался за пределами фан-зоны . В руках у меня был плакат формата А4 с фотографией Айай и её подписью - единственное материальное свидетельство того , что поездка в Испанию и встреча с Айай действительно были , а не привиделись мне в бессонном бреду . (Сейчас этот плакат , уже в рамочке , стоит на одном из самых почётных мест в шкафу , рядом с автографами MION-тан и участниц BAND-MAID , образуя вместе с ними то , что на жаргоне отаку называется "иконостас" . Кстати , поскольку Айай касалась его руками , то на нём остались образцы её ДНК ! ДНК Айай у меня дома ! Это невероятно ! Я поискал в Интернете , как сохранить ДНК в домашних условиях , но ничего подходящего не нашёл .) Я осторожно подул на плакат , чтобы высушить следы фломастера , а потом ещё более осторожно спрятал автограф Айай в рюкзак . Айай , как я и ожидал , написала моё имя через "z" , превратив меня в поляка - но я , разумеется , совершенно не в обиде . Более того - поскольку Айай есть высшая форма жизни и ошибок не допускает , то я собираюсь в будущем сменить своё имя , чтобы оно писалось в соответствии с версией Айай . На самом деле раньше я не знал , что моё имя должно писаться через "з" , пока Айай не указала мне на моё заблуждение .
   Автограф был получен - но я , как вы понимаете , не мог уйти - и всё нарезал и нарезал по залу прямоугольники , на одной из длинных сторон каждого прямоугольника снова и снова видя Её . Я собирался уходить в 17:12 - но лишь в 17:28 смог оторвать себя от траектории , и пытая себя каждым шагом , направился к выходу из зала . Последним , что я успел заметить , стала улыбка Айай . . .
   Я добрался до Барахаса , даже не пытаясь поверить в то , что сейчас в последний раз еду на мадридском метро . Дойдя до МакДональдса , я уже с огромным трудом загрузил в себя очередную порцию фаст-фуда . Оказавшись в гостинице , я стал осматривать трофеи - и вот тут обнаружил , что я диким образом лажанул : попытавшись снять фан-видео , я не нажал на кнопку "Старт" - и не заметил этого ! Этой ошибки я себе , наверное , не прощу никогда .
   Опасаясь снова не заснуть , я решил немного расслабить нервы , и с этой целью взял себе в МакДональдсе ещё и пива . Здешнее пиво было редкостной дрянью - невкусное и горькое - но в тот момент оно показалось мне амброзией - я кампаил за Айай , снова и снова поднимая к потолку картонный стаканчик , и провозглашая тосты за неё , за всех , кто её придумал , сделал и родил , за BanG Dream и даже за Bushiroad . Потом шли тосты за каждую из групп BanG Dream по отдельности , особо за Roselia и за каждую из её участниц , за каждый их альбом , каждую песню , каждый концерт , каждого фана , за стафф-сан , за всех причастных и сложно сочувствующих .
   Тогда я ещё не знал , что меня ждёт ещё одна бессонная ночь - третья подряд . А потом и четвёртая - при возвращении . Об этом я , пожалуй , рассказывать не буду . Тёмно-жёлтое удушье самолётов , тошнота в аэропортовских туалетах , невозможность , от усталости , запихнуть в себя хоть какую-нибудь еду - возвращение из Испании в Латвию стало одним из самых жутких моментов в моей жизни . Но даже если бы я заранее знал обо всём , что со мной будет , то и тогда я , не сомневаясь ни секунды , совершил бы это паломничество .


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"