Аннотация: Это ироническая проза о грамматике в искусстве (и не только в искусстве) и ещё кое-что по части философии.
Несколько слов о грамматиках
Подавляющее большинство вымирающего российского населения свято верит в то, что в мире существует лишь одна грамматика русского языка.
Однако в реале это не совсем так. По крайней мере для философов, столь же свято верящих в то, что помимо этой грамматики существуют и иные грамматики.
Например, грамматика рассудка, она же формальная логика. Грамматика разума, она же диалектическая логика (или философия вообще).
А с моей (глуповской) точки зрения существует великое множество всевозможных грамматик, помимо вышеперечисленных, которые полагается знать и использовать современному культурному человеку.
Почему я так считаю? Да просто потому, что любые грамматики представляют собой не более, чем совокупность правил или норм, которыми люди должны руководствоваться.
Но разве этого им вполне достаточно даже в их повседневной жизни, не говоря уже о творческой работе в свободной или иной профессии? Это едва ли...
Хотя там тоже есть нечто типа грамматики, но у этой грамматики, точнее, целого набора грамматик, совсем иные правила и совсем иной набор исключений из правил.
***
Дело в том, что изучением правил правописания и правильного речеиспускания в школе не начинается и не завершается процесс освоения великого множества грамматик в школе жизни.
В ней существует великое множество грамматик писанных и неписанных правил, начиная от правил уличного и дорожного правил движения, техники безопасности, уставов, всевозможных инструкций и так далее по списку.
А кроме них мы изучаем чему нас учит питерская или глуповская улица, жизненные истории наших родителей и прочих предков, начиная от всевозможной живности и кончая классиками марксизма-ленинизма.
***
Предписания такого рода тоже способствуют нашему выживанию в окружающей среде (в широком смысле этого слова), закрывая нам окна возможностей для совершения глупостей в повседневной жизни, но ведь при этом они не открывают нам окна возможностей для жизни творческой...
Есть ещё и религиозные предписания типа грамматики праведной жизни, которые (по мнению верующих в них), откроют их праведным душам окна возможностей для вечной райской жизни на небесах.
Но это уже совсем другая тема для отдельного разговора в другом моём эссе.
А здесь и сейчас мне хотелось бы обсудить с моими читателями одно из пока ещё не открытых окон возможностей философии Гегеля по части иных грамматик, кроме грамматики рассудка и грамматики разума.
***
Дело в том, что такие философские категории, как рассудок и разум, находятся в средней части системы философских категорий, прописанной в философии Гегеля.
От них ещё топать и топать до самого верха системы его философских категорий, (то есть, до философской категории абсолютная идея). С остановками на станциях типа разновидностей категории духа и идеи.
При этом у изучающих премудрости философии Гегеля возникает вопрос о том, положены ли свои грамматики вышестоящим над категорией разума категориям или не положены?
***
Для меня лично это вопрос риторический, поскольку я знаю, как ответить на него, исписав при этом всего лишь с десяток страниц. Ну и само собой, имея на это необходимый ресурс отпущенного мне Создателем жизненного времени и известное количество бабла на моё харчевание.
Что тут поделаешь... Ведь моя бескорыстная работа философа ничего не даёт ни моему желудку, ни моему кишечнику.
И потому я считаю необходимым оставить этот вопрос на засыпку партайгеноссе Зюганову и Проханову. Пусть себе сами переворачивают философию Гегеля с головы на ноги, как это и положено им делать по канонам так называемой философии марксизма-ленинизма.
Для этого в их распоряжении вполне достаточно всевозможных ресурсов. А чем им ещё, как записным коммунарам, заниматься, кроме соучастия в строительстве капитализма в России в его высшей и последней стадии империализма?
А я пока перехожу к рассмотрению проблематики грамматики в искусстве.
***
Как известно из истории, творческие личности, наделённые такими дарами Создателя, как талант и призвание вообще, а в искусстве в частности даром инаковидения, не признают никакие правила вообще, чем они и отличаются от ремесленников в искусстве.
Хорошо это или плохо вообще? Это зависит от точки зрения.
Например, для развития искусства это хорошо и даже жизненно важно. А для многих талантливых художников это частенько заканчивалось при их жизни очень плохо, зато после смерти (лет этак через двести) они были причислены к лику первопроходцев в искусстве.
***
А если уж говорить об этом феномене вообще, а не в частности, то творческая личность, идущая до конца, обречена на самый скверный конец при жизни, независимо от того, работала ли она в любом жанре искусства или в иных любых жанрах.
По большому счёту это и есть единственное для всех творческих личностей правило грамматики их жизни и смерти.
***
Было бы ошибкой считать, что у творческих личностей в искусстве, вообще нет никаких правил. Это не так. Просто они сами создавали свои правила, считаюсь со своим даром инаковидения.
Со временем, после того, как вымерли и эти творческие личности в искусстве, и их хулители и гонители, скучающие искусствоведы как бы переоткрыли их вместе с их оригинальным творческим языком, и объяснили праздной публике как следует его истолковывать тем, кто не имеет даже задатков дара инаковидения.
И хотя всевозможная чернь от этого не прозрела, тем не менее она начала делать вид, что с толстым удовольствием рассматривает созданные ими и вошедшими в моду, произведения искусства.
***
Что же касается самых общих правил для творческих личностей (типа правил техники безопасности), то они были прописаны в курсе жизненной стратегии творческих (ЖСТЛ) и изначально преподавались при обучении премудростям теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
(Быть может, что они кое-где преподаются и в наши дни, хотя я в этом сильно сомневаюсь...)
***
Следует отметить, чем именно они отличались от правил техники безопасности (ТБ). Правила ТБ заточены под защиту отдельных личностей, а иногда даже крупных коллективов далеко не творческих личностей, от всевозможных угроз, сулящих им крупные неприятности.
А в трагическом курсе ЖСТЛ правила заточены совсем под другое...
Для крупной творческой личности важнее жизни достижение большой и достойной цели её жизни, (а её трагическая кончина в любом случае предрешена).
Иными словами, правила ЖСТЛ позволяют всего лишь обеспечить крупной творческой личности за отпущенное ей Создателем время земной жизни совершить то, что ей положено по максимуму. А всё остальное для неё совершенно не существенно.
Вот и вся грамматика жития крупной творческой личности в искусстве, (и не только в искусстве).