Вулло Леонид Иосифович
Принцип Т.-А.-С

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Несколько слов о позиционировании философии Гегеля вообще, и принципа гегелевской триады в частности.)

   Принцип Т.- А. -С.
  
  (Несколько слов о позиционировании философии Гегеля вообще, и принципа гегелевской триады в частности.)
  
  Начнём с того, что хотя на моей книжной полке хранится всё, что положено знать первому и последнему российскому философу, включая аж полтора метра его томов философских писаний, я до сих пор не знаю, как надлежит позиционировать его клад в историю философии.
  
  С одной стороны самые высокопоставленные чиновники в администрации США гордятся своими диссертациями по Гегелю, а с другой стороны есть весомые основания для того, чтобы считать его жуликом от философии.
  
  Он ведь харчевался за счёт преподавания философии, а при этом сам не стеснялся говорить о том, что его понял всего лишь один из его учеников, да и тот неправильно!
   ***
  Правда, в истории науки были вполне приличные личности, не слишком утруждавшие себя неуклонным исполнением своих преподавательских обязанностей, но при этом не считавшиеся отпетыми мошенниками.
  
  Например, великий Эйнштейн не готовился к лекциям и потому нередко допускал на них математические ошибки. Тем не менее, посещавшие его лекции студенты считали самым ценным из его лекций то, как он искал допущенные им ошибки.
  
  А ещё одна из самых известных в науке творческих личностей не чуралась прочтением своих лекции совершенно пустой аудитории.
  
  А почему бы и нет? Она ведь честно отработала свои бабки, заплаченные ей за лекцию. А то, что она читала её в пустоте-не её проблемы!
  
   ***
  
  В данном конкретном случае ни меня, ни моих читателей не интересуют чисто бухгалтерские проблемы в средневековых германских университетах.
  
  (У нас и своих проблем достаточно с нашим бюджетным общаком, уму не постижимым образом, отданным на сохранение нашему супостату.)
  
  Здесь и сейчас мне предстоит довольно трудное разбирательство совсем иного рода. А если конкретнее, то предстоит ответить на вопрос о том, содержалось ли в реале в непомерно многотомном философском наследии Гегеля, хоть что ни будь путное с точки зрения современного российского читателя или нет?
  
  
  Поэтому всем желающим разобраться со всеми тонкостями проблематики времён расцвета классической немецкой философии имеет смысл ознакомиться с трудами и лекциями господина С.Н. Труфанова.
  
   ***
  
  Но вернёмся к нашим баранам.
  
  Вас не удивляет каким уму непостижимым образом философствующий господин Гегель в свободное от преподавания философии время умудрился исписать так много бумаги простым гусиным пером?
  
  А меня удивляет. Более того, это даже наводит меня на мысль о том, что без помощников типа литературных негров он бы не справился с таким объёмом работы.
  
  Но ведь в конце концов здесь и сейчас меня интересует не его человеческая личность и её моральный облик, а то, что было от его имени написано.
  
  Разбиравшийся с этим делом подробнее, господин Труфанов прямо писал о том, что Гегель очень многое сознательно затуманивал в своих писаниях, исходя из принципа самосохранения.
  
  Во что я охотно верю. Не мог же философ его уровня утверждать в своих писаниях, что германское государство в его времена было идеалом свободного государства для своего собственного населения.
  
  Стоит ли упрекать его за это? Я так не считаю. Ведь во все времена своего существования философия обслуживала интересы светской и духовной власти.
  
  
   ***
  
  Говорить об особой услужливости в таких делах оставшихся в советской России философов я считаю излишним. Это общеизвестный позорный факт.
  
  А вот потолковать о том, каким образом к этому позорному для философов делу был посмертно привлечён Гегель я считаю не лишним.
  
  Дело в том, что властители всех времён и народов всегда стремились к тому, чтобы вести свою родословную от богов, обожествляя тем самым свою власть.
  
  Но ведь для руководства Советской власти такой подход никуда не годился. Поэтому родословную своей власти решено было объявить в качестве синтеза трёх частей унаследованной ей философии, воплощённый в так называемой пролетарской философии марксизма-ленинизма.
  
  При этом её могучий диалектический метод был объявлен прямым наследником диалектики Гегеля, перевёрнутой с головы на ноги, согласно рекомендации Карла Маркса.
  О конкретике этой лукавой проделки нашего полоумного Ильича я уже писал подробно в других своих топиках. Так что здесь и сейчас я на этом зацикливаться не собираюсь.
  
  В данном конкретном случае уместнее задержаться на том, что все изгибы реальной политики тогдашней власти были позаимствованы вовсе не из гегелевской диалектической логики, а из того же самого источника, из которого батька Махно позаимствовал свои представления об анархической власти.
  
  Есть ли необходимость ещё раз напоминать моим читателям об этом источнике после просмотра ими художественного фильма о реальной биографии батьки Махно?
  
   ***
  А теперь настало время для того, чтобы брать быка за рога. То есть попытаться разобраться в том, чего можно было ожидать от философии Гегеля, а чего от неё априори ожидать не следует.
  
  Дело в том, что по замыслу Гегеля его философская система должна была выполнять функции системы Знания, а не функции одной из великого множества подсистем (типа философии) в системе Знания. Со всеми вытекающими из этого выводами.
  
  Иными словами, Гегель не считал задачей, стоящей перед философами во все времена, именно служение системе Знания, а не служение светской и религиозной власти. Со всеми, вытекающими из этого факта выводами.
  
  Можно ли за это обвинять его в близорукости или недомыслии? По меркам его времени невозможно.
  
  Даже сейчас современные философы до такой степени зрелости своего философского самосознания ещё не доросли. А в его времена тем более.
  
  
  
   ***
  Во времена строительства коммунизма в СССР в так называемой философии марксизма-ленинизма было узаконено представление о единстве диалектики, диалектической логики и теории познания, якобы почерпнутой из кладовой мудрости Гегеля.
  
  Было ли это в реале в его кладовой или не было, не мне судить. Не мешало бы об этом спросить господина Труфанова, которому это должно быть точно известно.
  
  А вот по части реального содержания диалектической логики я и сам способен высказаться.
  
   ***
  
  Суть дела в том, что в подсистеме философии в системе Знания раздел диалектической логики всего лишь обозначен вывеской с весьма обманчивым названием.
  
  Не скажу, что за ней не скрыто вообще никакого реального содержания. Это вовсе не так. Содержания там более, чем достаточно.
  
  Только это содержание, на мой взгляд, не имеет прямого отношения к философии.
   ***
  Никакой особой диалектической логики в человеческом мышлении нет, не было и никогда не будет уже потому, что никакую изобретённую логику просто невозможно привнести в общечеловеческое человеческой мышление из вне.
  
  Даже формальная логика существует в общечеловеческом мышлении лишь потому, что практика миллиарды раз повторила её фигуры в общечеловеческом мышлении, а не потому, что мы освоили её премудрости из учебников.
  
  Так что же в реале таится за вывеской так называемой диалектической логики? Об этом я уже писал во многих местах в своих сборниках, но придётся повториться ещё разок.
  
   ***
  
  В реале за этой вывеской таится полный набор реально используемых на практике человеческих логик, начиная от женской логики и кончая непостижимой логикой начальства.
  
   И нечего более!
  
  Именно такой набор логик мы изучаем, осваиваем, и практикуем в школе жизни. Отчасти его можно освоить и на воле, но лучше всего он усваивается в путешествиях по тюрьмам и ссылкам.
  
  Где, по-вашему, его усвоил наш полоумный Владимир Ильич и его бесноватые товарищи? В зарубежных библиотеках путём глубокого изучения непомерного количества томов философии Гегеля?
  
  Шутить изволите... Он его усвоил, путешествуя по тюрьмам и ссылкам, где он усваивается наилучшим образом. В чём позднее убедилось под его чутким руководством на своей собственной шкуре...
  
  
  О принципе тезис-антитезис-синтез (Т.-А.-С.) как об основе философской системы Гегеля, в наши дни знают практически все даже в современной России, где он практически не практиковался.
  
  Хотя я и не специалист по философской системе Гегеля столь высокого уровня, как господин Труфанов, являющийся действующим философом с учёной степенью к.ф.н., но в этом есть как свои недостатки, так и свои преимущества.
  
  Например, я могу позволить себе откровенные высказывания по совершенно очевидным вещам, которые не может позволить себе господин Труфанов, несмотря на явное совпадение наших точек зрения.
  
  Ему ведь прекрасно известно о том, что немецкие гимназисты со времён Гегеля, как и все гимназисты во всём мире пишут свои сочинения по гегелевскому принципу тезис-антитезис-синтез.
  
  А в России это не практикуется до сих пор по вполне понятным для граждан бывшего СССР причинам...
  
  Попытайтесь всего лишь сформулировать антитезисы к лозунгам типа 'мы своих не бросаем' или 'все поставленные перед СВО задачи будут выполнены', как вам напомнят о существовании правоохранительных органов...
  
  Или сформулировать и отстаивать в своих школьных сочинениях антитезис к программе КПСС по части срока построения коммунизма в СССР (не позднее 1980 года).
  
  И так далее по списку...
  
   ***
  
  Тем не менее этот гегелевский принцип был использован, хотя и в неявном виде. Например, в форме докладчиков и содокладчиков, научных руководителей диссертантов и оппонентов.
  
  Да и в отчётах о проведении НИР без его использования обойтись было попросту невозможно, поскольку для того они и производятся, чтобы сравнить все возможные альтернативы по всем показателям их преимуществ и недостатков. И само собой, попытаться произвести некий синтез.
   ***
  Нечто подобное вынуждены практиковать и российские руководители самого высокого ранга, которым по рангу положены всевозможные советники.
  
  Каждый из них аргументирует свою точку зрения со своими тезисами. И что при этом делает тот, кто вынужден их выслушивать? Разве он совершает некий синтез противоположностей по Гегелю? Как бы не так!
  Дело тут даже не в том, что про Гегеля он слышал разве что кое-что в вечернем университете марксизма-ленинизма... Просто в подавляющем большинстве случаев провести такой синтез противоположностей практически невозможно.
  
  И потому все ответственные руководители в таких случаях принимают волевые решения, взвешивая при этом на весах своих чувств возможные последствия судьбоносного выбора между альтернативами или их синтезом.
  
  При этом они поступают в полном соответствии с философией Шопенгауэра, даже в тех случаях, когда об этом им ничего не говорили в вечернем университете марксизма-ленинизма о его существовании.
  
   ***
  
   (Продолжение следует.)
  
  Напоминаю моим читателям о том, что здесь и сейчас я не ставил перед собой задачу критики личности самого Гегеля и созданной им философской системы.
  
  В наши дни с такой работай справится даже школьник. Для начала он от души разберётся с докторской диссертацией Гегеля 'Об орбитах планет'.
  
  Затем перейдёт к примерам, которыми в те времена великий Гегель иллюстрировал работоспособность своей триады.
  
  Затем, смеха ради, может привести примеры использования гегелевской философии в рамках так называемой философии марксизма-ленинизма.
  
  Например, диалектику подхода большевиков к лозунгу 'Вся власть советам!'.
  
  И так далее по списку...
   ***
  Гораздо сложнее провести конструктивную критику создания Гегеля с позиций нашего времени. Есть основания полагать, что с этой проблемой господин Труфанов справится и без моей помощи. Так что здесь и сейчас я остановлюсь лишь на таком её аспекте, как проблема инструментальности, о которой я уже писал ранее в одном из своих топиков.
  
  Принцип тезис-антитезис-синтез с точки зрения проблемы инструментальности является всего лишь инструментом типа примитивного компаса.
  
  В гегелевской философии нет даже такой конкретики, необходимой для её практического применения, как разделения тезисов на классы.
  
  Так что все разговоры о практическом использовании принципа Т.-А.-С. не более полезны для практиков, чем рассуждения об охоте 'вообще'.
  
  Подобная ситуация мне хорошо знакома, как бывшему тризовцу. До появления ТРИЗ велись пустейшие разговоры всевозможных специалистов различных наук о техническом творчестве 'вообще' и самую малость об изобретательском творчестве.
  
  Желающим ознакомиться подробнее с возможностями технической демоверсии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) я просто переадресую на официальный сайт основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера.
  
  Не возбраняется после этого и ознакомиться с моими писаниями по этой проблематике... Лишь после этого появится полная ясность по части того, с какой проблемой столкнулся в своё средневековое время великий немецкий философ Гегель, оставивший нам свой знаменитый принцип Т.-А.-С.
  
  А нам пора двигаться дальше.
  
   ***
  Любой философ исторически ограничен уже тем, что вынужден философствовать на материалах своего времени и ограничениях своего времени по части свободы философствования.
  
  Во времена Гегеля ещё было открыто окно возможностей по части так называемых философских систем, способных подытожить и вместить в себя все имеющиеся на тот момент научные и прочие наработки.
  
  Иными словами, во времена Гегеля понятия система Знания и философская система ещё были практически тождественными.
  
  В наши дни уже никто не пытается создавать философские системы, что вполне естественно по меркам нашего времени.
  
  Противоестественно лишь то, что в наши дни уровень самосознания философии ещё не вмещает необходимость её служения в рамках системы Знания. Со всеми вытекающими из этого факта выводами...
  
  Вполне возможно, что сами философы в полной мере осознают этот факт, но жизненные реалии вынуждают их служить по-прежнему лишь светской и духовной власти.
  
  Во времена Гегеля его абстрактный взгляд на роль противоречия, как на вечный двигатель развития человеческой мысли был величайшим достижением философии того времени.
  
  Его принцип развития в форме Т.А.С. до сих пор не превзойдён никем из современных философов и продолжает верно служить во всех отраслях системы Знания, хотя и всего лишь в качестве примитивного компаса, поскольку он до сих пор не насыщен конкретикой даже на достигнутом уровне насыщения конкретикой в так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ.
  
  Что же мешает философам взяться за такую работу, засучив рукава? Ведь совершенно очевидно, что там на всех хватит работы на целый век и даже ещё останется.
  
  Им же никто не мешает в наши дни заниматься такой работой. Да, никто не мешает, но только за это им ничего не светит. Ни учёных степеней, ни научных званий, ни руководящего положения в современном философском сообществе.
  
  Это бы не смутило древнегреческих философов, которые харчевались за счёт рабов. Но ведь современным философам рабы пока ещё не положены...
  
  Так что, похоже на то, что мне самому придётся выполнять за них эту работу, так сказать, на общественных началах. Разумеется, что при таком объёме работ в мои годы мне не удастся при жизни завершить её.
  
  Но быть может, что мне удастся хотя бы нарисовать нечто подобное дорожной карты, необходимой для проведения такой работы.
  
  Чем я и собираюсь незамедлительно заняться в этом или в другом топике.
  
   ***
  
  Начнём с простейшего синтеза тезиса и антитезиса, практикуемого в так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ на стадии усмотрения Решения учебных изобретательских задач (ИЗ).
  
  На этой стадии уже имеется так называемой в ТРИЗ физическое противоречие, которое в формальной логике именуется диаметральным противоречием.
  
  Тезис и антитезис при этом типа 'утюг должен быть тяжелым для того... И утюг должен быть лёгким для того...'
  
  По канонам ТРИЗ их предлагается разрешить путём разделения противоположностей в пространстве или во времени, или путём фазового перехода.
  
  Типичная учебная ИЗ для так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ. Для иллюстрации принципа Т.-А.-С. в школе она ещё послужит.
  
  А вот на роль универсальной панацеи по части техники работы с противоречиями на все случаи жизни она явно не тянет.
  
  В каждом конкретном случае для этого необходимо вполне конкретное разбирательство по существу, а не просто произнесение универсальной мантры типа будем действовать по гегелевскому принципу Т.-А.-С!
  
   ***
  
  Для того, чтобы понять, насколько сложна и объёмная эта работа, стоит напомнить о том, что лишь для начала мной был приведён этот пример.
  
  Это всего лишь финальная стадия усмотрения Решения учебной ИЗ по канонам так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ.
  
  А ведь в реале приходится ещё дойти до этой финальной стадии, начиная с этапа усмотрения технического противоречия (ТП).
  К тому же, так называемая общетехническая демоверсия ТРИЗ в реале не является общетехнической.
  
  К тому же, решение реальных ИЗ тем и отличается от решения учебных ИЗ, что требует рассмотрения по существу.
  
  К тому же, в разных науках тоже есть свои собственные весьма специфические ИЗ, со своими собственными специфическими принципами их решения.
  
  И так далее...
  
   ***
  Добавим к этому, что всевозможные принципы, включая гегелевский принцип Т.А.С., бывают весьма разными, как по объёму, так и по содержанию.
  
  Например, они могут иметь форму тезисов, которые тоже могут быть весьма разными как по объёму, так и по содержанию.
  
   А в этих тезисах могут к тому же содержаться всевозможные гипотезы, основанные в свою очередь на весьма разных принципах или модельных представлениях.
  
  Стало быть, по уму для начала надо расфильтровать содержимое на пары тезисов и антитезисов, что само по себе, представляет далеко не самую простую работу над текстом, а уж потом довести их до уровня диаметральных противоположностей (противоречий развития), после чего попытаться разрешить их по Гегелю, как уже известными приёмами и способами, так и ещё не известными.
  
  И кто же способен осилить такую работу? Философы, с их весьма средним высшим образованием? Шутить изволите...
  
  Быть может, узкие специалисты тех или иных наук? Так ведь они методически неграмотны в делах такого рода!
  
  Метанаучные работники? Так ведь такой специальности пока ещё нет в тарифно-квалификационном справочнике. А если она и появится, то кто их будет готовить к выполнению такой работы?
  
   ***
  
  Далее. Хотя великий философ Гегель во всём многотомном собрании своих сочинений так и не умудрился прописать конкретику технологии разрешения противоречий при синтезе тезисов и антитезисов, он предоставил нам возможность самим это сделать упоминанием о природе наших понятий.
  
  В конечной форме наши понятия весьма туманные, а попытки дать им чёткие определения в бесконечной форме не реальны, поскольку этот лист бумаги раньше истлеет, чем мы сподобимся дать ему чёткое определение.
   ***
  Считаю не лишним разъяснить что это значит для практиков, поскольку многие из моих читателей получили весьма среднее образование вообще, независимо от того, где они получили свои дипломы о таком образовании, и в частности о том, что они усвоили во времена строительства коммунизма в России из философской мудрости Гегеля.
  
  Дело в том, что эта гегелевская формулировка о природе понятий открывает великое множество окон возможностей для разрешения, казалось бы, неразрешимых противоречий.
  
  
  
  Поясняю. По мере раскрытия понятий (определений) в бесконечной форме их многомерности становятся очевидными окна возможностей для совмещения, казалось бы, совершенно несовместимых диаметральных противоположностей.
  
  В рамках ТРИЗ это было использовано по-пролетарски примитивно. Противоречия разрешались путём разделения противоположностей только в пространстве или во времени, а иногда и путём фазового перехода вещества.
  
  А чего вы ожидали от заводских пролетариев и получивших, по сути, скотско-приходское образование ИТР? Знание гегелевских философских премудростей? Вопрос риторический...
  
  Тем более, что и сам основоположник ТРИЗ на дух не переносил философию, под которой он подразумевал, разумеется, самую передовую в мире так называемую классовую философию марксизма-ленинизма, не существующую в природе.
  
  Тем не менее, он оставил своим ученикам весьма разумное положение по части необходимости поиска опыта в лидирующих отраслях науки и техники при разрешении противоречий.
  
  Когда я писал свою книгу 'Современная метафизика' я так и поступил, анализирую имеющийся опыт разрешения противоречий, как в истории физики, так и в истории развития других наук.
  
  Лишь со временем я понял, что искать такой опыт по уму надо вовсе не истории развития науки и техники, а совсем в другом месте.
  
  А если конкретнее, то без привлечения самого передового опыта всевозможных стрелок и разборок в криминальном мире мне не обойтись.
  
  Ведь именно там ежедневно в течении многих лет производятся разборки, связанные с разрешением великого множества противоречий как между отдельными криминальными личностями, так и между их объединениями в банды.
  
  Если моих читателей это удивляет, то не мешало бы им призадуматься о том, где в реале изучал премудрости диалектической логики наш полоумный Владимир Ильич и его бесноватые товарищи...
  
   ***
  
  Но вернёмся к нашим баранам.
  
   (Продолжение следует.)
  
  Из того, что мне удалось уяснить по итогам работы над книгой 'Современная метафизика', следует отметить, прежде всего, роль категории существенного при работе с противоречиями.
  
  Танцуя от печки именно этой философской категории, разделяя существенные моменты от несущественных при данном конкретном рассмотрении столкновения противоположностей с целью их синтеза и прогресса в достижении развития, удаётся произвести такой синтез в реальных конкретных условиях по уму.
   ***
  
  Для сравнения следует отметить, что в рамках так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ это не практикуется.
  
  Дело в том, что для решения учебных ИЗ это не требуется. Учебные ИЗ изначально составляются таким образом, чтобы избежать рассмотрение по существу.
  
  При массовом обучении премудростям ТРИЗ разношерстного контингента, собранного по принципу с бора по сосенке из числа далеко не самых нужных для предприятий специалистов, рассмотрение по существу было попросту невозможно.
  
  Тем не менее, в конечном счёте выявленные диаметральные (физические) противоречия удавалось разрешить с получением выхода на так называемый контрольный ответ.
  
  То есть, на авторское свидетельство, по мотивам которого была составлена учебная ИЗ. Это достигалось путём надлежащего составления условий учебной ИЗ.
  
  А если конкретнее, условия ИЗ были составлены таким образом, что и без рассмотрения по существу было совершенно очевидно, что к чему, для выхода на такое решение по алгоритму, практикуемому при обучении ТРИЗ.
   ***
  Между прочим, мало кто из известных мне преподавателей ТРИЗ проявил особое рвение в решении реальных ИЗ. Разве что ныне покойный Вячеслав Ефремов призывал своих учеников приезжать на его семинары со своими реальными производственными проблемами.
  
  До меня доходили слухи о том, что он сам не мог толком объяснить, каким образом он решал реальные ИЗ по канонам ТРИЗ. Когда ему задавали вопросы по этой части, он отвечал на них таким образом, что якобы у него выработалось некое тризное мышление.
  
  Говорил ли он об этом на полном серьёзе, или просто отшучивался, я узнаю уже на том свете после личного общения с ним...
   (Продолжение следует.)
  
  Категория существенного является всего лишь одним из великого множества тэгов, приводящих в движение систему Знания.
  
  Её великую значимость в философии не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Это не мантра, не волшебное заклинание, позволяющее добраться и финале конкретного рассмотрения по существу проблемы до уровня диаметральных противоположностей с перспективой их разрешения и синтеза, а просто тэг.
  
  Тем не менее, от этого тэга открывается перспектива перехода на другие тэги и новые окна возможностей.
   ***
  Поясняю вышеизложенные положения с использованием в качестве примера так называемую общетехническую демоверсию ТРИЗ.
  
  Напоминаю о том, что она является всего лишь прекрасным для своего времени тренажёром изобретательского мышления. В её состав входит не только так называемый алгоритм решения учебных ИЗ (АРИЗ), но и приёмы, стандарты на решения ИЗ, законы развития технических систем, и так далее по списку.
  
  Что получится, если плохо обученный изобретатель возьмётся за решение учебной ИЗ, имея на руках только АРИЗ и пустую голову на плечах?
  
  Ничего путного. Он будет подобен китайскому хунвейбину с цитатником Мао в руках...
  
  Сможет ли он в таком случае по уму пошагово сузить поле своего зрения надлежащим образом для выхода на финальную стадию работы с диаметральными противоположностями?
  
  Разумеется, нет!
  
  Аналогичная ситуация имеет место быть при попытках оперировать всего лишь парой категорий диалектики (противоречие и существенное), выдернутых из системы категорий диалектики и системы Знания. Ничего путного в общем случае из этого точно не выйдет.
  
  Хотя разбирательство по сути дела всего лишь с одним изобретением позволяет развернуть найденное изобретательское решение в принцип, позволяющий сделать великое множество изобретений.
  
  Именно таким образом мной было получено три десятка а.с. на способы измерений.
  
   ***
  
  Далее. Как известно, тезисы бывают разные, как по объёму, так и по содержанию.
  
  Например, имеют место быть знаменитые и весьма объёмные 'Апрельские тезисы' нашего полоумного Ильича и прочие тезисы Политбюро ЦК КПСС по случаю праздников.
  
  А бывают и весьма краткое тезисы (аннотации) авторефератов научных статей и диссертаций.
  
  Для развития путём синтеза содержащихся в них положений с их диаметральными противоположностями необходимо противопоставить им по канонам философии Гегеля соответствующие антитезисы.
  
  Проблема в том, что великий философ Гегель не оставил нам в области философии ничего подобного тому, что оставил нам основоположник ТРИЗ в области техники, кроме абстрактной и далеко не инструментальной системы категорий гегелевской диалектики.
  
   Как быть?
   ***
  Для начала надо проанализировать создавшуюся ситуацию. И тогда сразу станет ясно, что и со времён кончины основоположника ТРИЗ уже много воды утекло, а со времён кончины великого философа Гегеля даже слишком много...
  
  Но ведь за столь большое время деятели философии, науки и техники как-то выкручивались из этой ситуации, с большими или меньшими потерями времени и качества своей работы, но выкручивались!
  
  Стало быть, на сегодняшний день жернова истории уже намололи достаточно много муки, пусть даже не самого высокого качества.
  
  Да, работая методом проб и ошибок, по большей части, бессознательно, так и не достигнув уровня зрелости самосознания, но всё же работали и порой достигали больших успехов в своей работе.
  
  Стало быть, по уму надо проанализировать наработанный методический опыт, выделить из него нечто путное по части проблем, рассматриваемых в этом топике, имея при этом в качестве дорожной карты, ранее проделанную работу основоположником ТРИЗ.
  
  И само собой, наработки по этой части, созданные после его кончины мной и другими путёвыми разработчиками ТРИЗ, многоотраслевой метанауки и философии.
  
  Более того, хотя я не впечатлён работой отечественных и зарубежных философов, тем не менее, не исключено, что они тоже кое-что путное создали и это путное будет далеко не лишним в работе такого рода.
   ***
  Даже в том случае, если наши так называемые философы, привыкшие исполнять работу армейских политработников, ничего путного за всю свою жизнь не создали, не исключено, что в новых условиях они подключатся к выполнению описанной мной работы.
  Иной работы новая власть им едва ли предложит, зато вполне может предложить покинуть имеющуюся у них недвижимость и заняться философствованием в движении, как это делали в древности философы-перипатетики.
  
  То есть болтать на рынках и на аллеях парков, или на лесных полянах безвозмездно. Со всеми вытекающими из этого последствиями...
   ***
  Пока они перебиваются преподаванием философской окрошки, изготовленной на скорую руку из писаний всевозможных философов.
  
  Они томятся, как наложницы в гареме, ожидая что новая власть выдвинет некую национальную идею и предложит им её воспеть.
  
  Быть может, что так оно и будет. Быть может, что их даже привлекут к разработке концепции такой новой национальной идеи.
  
  Но быть может, и другое. Россия попросту выйдет из вовсе не нужной ей болонской конвенции, после чего преподавание философии останется лишь в нескольких университетах, да и то, на птичьих правах факультатива...
  
   ***
  
  Удастся ли власти привлечь к выполнению описанной мною работы специалистов всевозможных наук и тризовцев?
  
  А это уже совсем другая история.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"