Захаров А.А.
И стало так

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

"И стало так"
(размышления над первыми главами книги Бытия)

Пролог.

С чего началось бытие?
Прикосновенье как удар.
Частиц разбег,
Свет и тьма.
Неужели весь этот мир,
Все звёзды, галактик цвет,
Созданы для того, чтобы жил
В нём один человек?
Может, когда-то единым был он,
Как сущность, включая всех остальных.
Но, разбившись на миллиарды кусков,
В прах их земли обратил.
В раю не уцелел,
И пришёл цельность вернуть
Тот, Кто до начала лет
На Совете избрал этот путь.
Вернутся ль на свои места
Все кусочки мозаичной земли?
Или, хоть и слыша глас,
Не все придут на пир?
И будет - скрежет зубовный и тьма,
И будет - червь и огонь...
Неужель нас всех, Адам,
Ты на муку обрёк?
Нет, что винить нам его!
Свобода воли же есть
С тех пор, как съели плод,
И причалил ковчег.
Что было в начале времён,
То обратное будет в конце:
В свиток этот мир Бог свернёт
И выключит свет.

1

Небо - не воинство ль ангелов,
Тьма - не царство ль бесов?
И Дух, над водою носящийся,
Бог?
Бытие - не писали ль двое,
А то и - все пять книг?
Всех ли автор установлен,
И он - один?
Понять можно ли буквально,
Иль только чистому уму
И сердцу раскрыта будет тайна,
Что произошло в раю?
Для остальных же - дни и сроки,
Хождение в прохладе дня,
И сожаление о том, что создал,
И радуга на небесах,
А позже - Воскресение, языки огненные,
Видения конца времён,
Собрание спасённых,
И из озера вопль.
Но где же рай, где сад Эдемский?
Вокруг него стоит стена,
Врата жемчужные (верблюду тесно),
И посреди течёт река,
Исходит от престола Бога,
Куда течёт - до озера ль огня?
Не охладить творивших свою волю,
И не убить томящего червя.
Но лет считаем миллиарды
И ужасаемся костям,
И говорим: нет, не было Адама,
Его вмиг съел бы динозавр.
Смеясь, мы вопрошаем:
Жену себе где Каин отыскал,
А Бог что ль испугался,
Адама с Евою прогнал?
Смех... И смерть повсюду.
Экклесиаст сказал: всё суета,
Томленье духа,
Животных участь и сынов одна.
Ведь всё стремится в одно место.
Блажен, кто ещё не существовал...
Зачем же произошло спасение?
Зачем Христос страдал и умирал?
Не вернуть ли облик изначальный,
Что мог есть, пить и вечно жить,
И стены не были препятствием,
Из Иерусалима в Эммаус - за миг?
Адам - не был ли подобен?
Сбрось ветошь кожаных одежд
И пояс из листьев смоковных.
Взгляни: не такой ли ты есть?

2

Из скольких небес - небо?
Из скольких земель - земля?
Преисподняя, как исподнее, где-то
Около ядра?
Зло - как появилось?
Молнией с неба и потоком звёзд?
И не вернётся, сказав "Простите".
Он - слишком горд.
Но будет гостем незваным
После обхода земли,
Среди ангелов затесавшись,
Богу дерзить.
И отдан ему будет Иов.
И три искушения Иисуса придут.
До времени князь этого мира
Подождёт, пока распнут.
Как же змеем прокрался?
Куда смотрел Михаил,
Пока Бог прохладой дня наслаждался,
Пока почивал от дел своих?
И было ль так точно и безусловно,
Без аллегорий, как факт?
Было ль событие разговора,
Или нам говорят об этом так,
Чтобы даже самому простому,
Младенцу почти,
Было понятно: вот плод раздора,
Вот почему смертны мы?

3

А Рай был в ином мире,
Ещё до начала всего.
Оттуда - из Большого взрыва
Всё и пошло.
И взрыв этот - не от взятия ль плода,
Не от вкушения его ли разлёт
Частиц и материи, а после слов Богу,
Что Он-то виноват во всём,
Не начала ль Вселенная готовиться,
Чтоб человека принять?
Не началось ли столкновение звёздное,
И планет парад?
Всё - по антропному принципу:
Пусть живёт человек.
Потеряно хоть место взрыва,
Но у Вселенной есть центр.
И пока прошёл миг решенья -
От слов Адаму до размышления Нас, -
В воде уже плодились бактерии,
И жизнью наполнялась Земля.
И когда человек вышел из Рая,
Оказавшись на проклятой земле,
Уже умерли динозавры,
И начался отсчёт человеческих лет...

4

Скажи, есть ли разница:
"Проклинаю" и "проклята за тебя"?
Может, то лишь констатация
Того, что есть факт?
Не Бог проклятье посылает,
А сожалея, может, говорит
О том, что вот так-то станет,
И так тому быть.
Злу - не вечновать в мире,
От древа нужно отлучить.
И Рай - по ту сторону взрыва
До времени закрыть.
А потом - из точки той же выйдет,
И невестою опустится вниз.
Мир сей свернётся, как свиток,
И мы увидим, что было изнутри.
Мир вывернется наизнанку
И с оборотной стороны
Для горожан навек останется,
Прежний навсегда закрыв.

5

Вспомни, Боже, о Ное.
Закрой небесные окна.
Пусть пошлёт голубя,
А Ты - радугу в облаке.
Как Ты об Адаме вспомнил,
Как омыл его Своей кровью,
Очисти и нас, греховных,
Как в Крещении водою,
Дабы мы, смиренно-покорные,
Возблагодарили Тебя, нашего Бога,
За то, что мы можем
Войти в Рай воротами,
Что мы - не останемся в озере,
Не обессмыслимся в мучениях огненных,
Но будем ходить, цари и народы,
Всегда пред Твоим престолом.

6

Из какой земли ты взят, Адам?
Из африканской иль азиатской?
Далеко ль от тебя был Рай?
Как от Голгофы до рек месопотамских?
Скажи: мир видел другой,
И там лев не питался ягнёнком?
Ты захватил его с собой
В землю проклятую?
Так, может, этот мир был для нас,
А ты - был временно недоступен,
Пока здесь поднимался пар,
Пока здесь бурлила эволюция?
Потом - ты вернулся сюда,
В мир, ещё худший и падший,
Из которого однажды был взят,
Но расчёт не оправдался.
Свобода - вот искушение злом. 
Сорви плод вожделенный
И живи сам с собой,
Зная обо всём на свете,
Зная паденья глубину,
Открытую искусителем-змеем,
И ты свалился б в пустоту,
На что он и надеялся.
Но Бог тебя будто простил,
Но Бог - дал тебе возможность жизни,
Бог позже мир благословил,
Когда Ной из ковчега вышел.
Бог пестовал, Бог ждал,
Бог вырастил целую отрасль...
Но как хрупка лоза,
Как легко быть винограднику растоптанным!
Терпение - садовнику дано.
Ты тоже, Адам, был садовником,
И взращивал всё Бог,
Поливали - достойные.
Но никто не мог искупить,
Никто за всех не мог отдать выкуп.
Не хватало - чистоты,
Не хватало безгрешной жизни.
И когда "Свершилось" прозвучало с креста,
Тогда, как от большого взрыва,
Расселись адовы врата
И светом озарились.
Пришёл Тот, Кто сказал: "Да будет свет".
И голос ты услышал в ослеплении
Тот самый, что в прохладный день
Спросил: "Адам, где ты?".
И руку первый протянул,
И за Собой Он многих вывел.
Теперь - у нас есть Путь
К вратам Иерусалима.
Откуда ты пришёл, Адам?
Есть место в этом мире,
Где чуть раскопана земля,
И притоптана глина,
Где место рожденья твоего?
Мы все - плоть от плоти
Не только тебя, но и всего.
Изгнанники невольные.
Кричим, что ты виноват,
И Еву заодно обвиняем.
Каково тебе видеть, как земля
Носит миллионы негодяев?
Какою ценой искупить
Ошибку свою и свой промах?
Но... если б не сделал этого ты,
Были бы мы теми, каковы мы сегодня?

7

Не избрал ли нас Бог
Прежде мира создания?
И тогда же Христос
Не согласился ль на заклание?
А может, это Он -
Премудрость, Слово и всего начало -
Сказал: Я буду на земле рождён,
Если всё пойдёт не по плану?
А план для человека был прост:
Возделывай и храни сад Эдемский,
Трудись и будь царём,
Именуя всех животных местных.
Вышло всё не так.
Но не за рамки Абсолюта.
Бог человека не предал,
Но показал, как его любит.
Не пожалел Сам Себя,
Чтобы исцеленье совершилось.
Чтобы человек мог понять,
Как Вечный может самоуничижиться.
И кто знает - может, сотрёт
Своей волей всё, что было,
И каждый - будет царём,
А зло будет забыто.

8

Смотри, как интересно:
Вначале создаётся человек,
Потом помощник соответственный
Необходим; тогда зверей
И птиц Бог образует.
Человек даёт имена.
И затем уже из ребра
Создаёт Богу жену ему.
Значит в полях, на небесах
Жили животные райские.
У рыб же тоже были имена?
Или за пределами были царства
Насекомых и тех, кто в морях?
За пределами рая было море,
За пределами эволюция шла?
А некоторые животные
Из рая сразу пришли сюда?
Может, нет начал отдельных видов,
А есть из рая вышедшее зверьё,
Из земли образованные животные полевые,
Птицы небесные и скот? 

9

Какое солнце видел Адам?
Чей свет сиял над ним?
Была ль на небе луна
И миллионы светил?
Сколько лет прожил он в Раю,
И сколько из них - один?
Знал ли, что он в саду,
А за оградою - мир?
Пожил ли немного на Земле?
Иль сразу в Рай был изъят?
Кто же был благословен,
Чтоб землю наполнять?
Плодиться должен был кто,
Владычествовать и землёй обладать?
Коль Адам сразу в Рай помещён,
И помощника Бог ему дал,
Не к нему были эти слова?
Помощник - Рай чтоб хранить.
Иль другой была та земля,
Над которой должны были царить?..
Да, может, речь не о них,
Да, может, то - обо всех,
Уже после... В словах простых
Как увидеть ответ?

10

Что делал ты, Адам, в Раю?
Как возделывал сад?
Были ли мотыга, лопата и плуг,
Рос ли буйно сорняк?
От кого хранить этот сад?
От набегов животных извне?
Может, рвал динозавр
Листья с райских дерев?
И Ева - в чём помощь её?
Плоды с ветвей собирать
И готовить, нет, не вино,
А фруктовый салат?
А когда выслал Бог тебя вон,
То охрану быстро нашёл.
Если б сразу стоял ангел с мечом,
Может, змей б не прошёл?
И куда послал Бог тебя -
Снова делать то же, что и в Раю:
Возделывать землю, из которой ты взят,
И есть ту же траву...
Что на что же ты променял?
Беспечную вечную жизнь
На скорбь, пот и прах,
И проклятый мир.

11

Кто тебя назвал "Адам"?
Как возникло имя твоё?
Когда двое, надо как-то назвать,
Чтоб было отличие с женой.
Бог тебе имя нарёк,
Но Он назвал тебя "человек"
И к тебе животных привёл,
Как назовёшь, посмотреть.
Ты их за собой потянул
В этот проклятый мир?
Только ль тех, кого помянул,
Птиц небесных, животных всех полевых,
Тех, что образовал тебе Бог,
Тех, что с тобою жили в Раю?
А остальным имена не нарёк?
Остальные жили в миру?
И где клыкастый был лев,
Где саблезубый был тигр?
Может, райским был только твой хлев,
А не весь эволюционирующий мир?
Может, хищное зверьё где-то там,
За оградой Рая, жило,
Ело, улучшало себя,
До обезьян доросло...
И тогда-то, словно пинком,
Ты вышел в мир смерти и зла,
И ризы из кожи - слиться с зверьём,
Им почти становясь.
Этот мир до тебя
Жил сам по себе?
Или - тебе под стать -
Небо опустилось к земле?
И теперь - она открыла уста,
Чтобы кровь проглотить.
Каин уходит вдаль,
Но и Авель пасомых убил.
И так естественна смерть.
Но Бог её не сотворил.
И даже девятьсот лет -
Будто, Адам, ты не жил.
Что делал все эти года,
Молился или сидел
У подножия райских врат,
И ангел на тебя с сожаленьем смотрел?

12

Как мир таким стал,
Было ль всё тем же от начала времён?
Бог ли создал тигра и льва,
Иль из-за Адама наросло клыков?
Иль пушистым и беззубым был лев,
Траву полевую жевал,
И приходил к нему тираннозавр рекс
О вкусе листьев поболтать?
Иль Адам из-за ограды глядел
На то, как бушует мир князя тьмы,
Не зная, что пробирается змей
Его самого искусить?
И Богом попущено то.
А может, его сам впустил,
Ведь хранить Рай должен был он
Как раз от "пришельцев" таких.
И может, махнул он рукой,
Пусть посмотрит, как сладостно здесь.
Но цель змея была другой:
С высоты его снесть.
Низвергнуть и всё извратить,
До искажения, как вовне, довести.
Змей знал, что его не убить,
Но, не как Иов, не устоит.
Завистью дьявола в мир вошла смерть.
Да, вмиг - не испепелён.
Но в человеке зародилась болезнь,
И начался тлена отсчёт.
И с тех пор биоритмы в крови
Тикают в каждом из нас.
Нам не вернуться в тот мир,
Но нового пробьёт скоро час...

13

Скажи, реален ли Адам,
Или в его лице -
Сущность существа
По имени человек?
Будто цельным он был
И разбился на миллиарды нас.
А потом смог восстановить
И призвать всех новый Адам.
И будет снова цел человек,
Третьего мира в нетерпении ждать,
Когда Бог будет всём и везде,
И благословится земля.
Сейчас мы в сущности одни,
Но каждый из миллиардов персон
Свою личность хранит,
К одному древу ветвью прикреплён.
Скажи, когда был создан Адам,
Существовали ли уже тогда мы?
Бог всё заранее знал,
Как небыль и быль?
Знал как то, что Адам мог
С древа не есть ничего,
Как и то, что сойдёт
На землю Сам Бог.
Свобода - вот что Он дал.
И коль не устоим,
Иисус прийти обещал
И в рай привести.
Все были до начала времён,
Не как души, а весь человек.
И узнаем точно потом,
Какими были б, если бы не...

14

Что было в том плоду,
На что открылись глаза?
Что ели в райском саду,
И что потом змей сказал?
Когда Иисус хлеб преломил
Пред теми, кто шёл в Эммаус,
Открылись глаза у них,
Но не поверили сему.
Сможем ли мы глаза открыть,
Когда закроют их нам?
И очами души,
Что Бога видим, понять?
Не скажем ли сами себе:
Не горело сердце ли в нас,
Можем ли поверить, что Бог здесь,
И мы с Ним - навсегда?
Иль - будем листья искать,
Чтобы вкруг себя обернуть
И рай вновь потерять,
Избрав огненный путь...

15

Когда совершены небо и земля
И всё воинство их,
Совершенны ли были тогда?
И что было, кроме них?
Ни кустов, ни трав
Ещё не было, и не росли.
Бог не посылал дождя,
Пар лишь поднимался с земли.
И тогда-то - ещё до растений всех -
И взял Господь Бог прах,
И вдунул в его лице
Дыхание; душой живою тот стал.
Человеком обернулся прах,
И тогда лишь Бог произрастил
В раю деревья, скот образовал
И небесных птиц.
Жизнь не появилась ли тогда,
Когда первым был создан человек?
И для него уже - вся земля,
Деревья, живность и Эдем?
От него и из-за него:
Царь природы - это человек.
Помощника не нашлось для него
Среди птиц и зверей.
Человек - подобие Его.
А подобного человеку - нет.
Из сущности взято ребро,
Оно - то же, кость от костей.
Но - другое лицо.
И как будто едина душа.
Пока соединяет любовь,
Плоть и душа - одна.
*
Когда совершены небо и земля
И всё воинство их,
Кто с кем воевал,
И кто молнией спал вниз?
Это было уже тогда?
А человек - появился потом?
Зависть - новый враг,
Любимца создал Бог.
Для него - и небо, и земля,
И даже всё воинство их.
Но сможет ли он устоять
Пред тем, кто Светоносным был?
Сможет ли не предать,
В уста не вложит ли плод?
Захочет ли он узнать,
Что есть зло и добро?
А первого - вовсе и нет.
Есть лишь отрицанье добра,
И лёгкая полутень,
И во спасение обман...
Где было воинство их?
Кто человеку помог?
Но кто должен был рай хранить -
Разве не он?
И, животных с собою забрав,
Не ушёл ли в мир терний, волчцов?
Сидел ли у райских врат,
Ждал ли, что Бог позовёт?
А что нужно было б сделать ему?
Бессилен уже человек.
Теперь всем лежит путь
К яслям в Вифлеем.

16

Вот она - наша Земля.
Кто первый увидел её?
Кто в космос летал,
И за кем наблюдал Бог.
Такой нежный-нежный цвет,
Красиво - он говорит.
Он на Землю смотрел
И беречь её нас просил...
А мы смеёмся: летал
И Бога там не видал.
А может, Бог ракету держал
И бережно вниз опускал.
А может, ему не дано,
А может, просто смолчал
И видел... Конечно, Бог
Не является всем подряд.
Даже из тех, кто видел Его,
Некие усомнились и отошли,
Когда воскрес и уже был готов
С горы вознестись...
Вот она - наша Земля,
Но зачем её нам беречь?
Каплей крови станет луна,
И звёзды упадут с небес.
Не до смеха будет тогда.
Доживём ли мы до тех пор?
Но некуда нам улетать,
Да и не хочет этого, видимо, Бог.

17

Зачем золото в раю?
Пусть и хорошее золото той земли.
Что искать в земле Куш?
Куда текут Евфрат и Тигр? 
Если б Адам в лодку сел
И по рекам поплыл,
Может, нашёл бы нефть?
Иль путь к алмазам открыл?
И не показался б вожделенным плод.
Дерево приятно для глаз
И знанье, кажется, даёт.
А что ещё нужно было б знать?
Что есть нагота и стыд?
Что есть обольщение и ложь?
Что за пределами рая мир,
Полный терний и волчцов?
Далеко ли заходил Адам?
На морском бывал ли брегу?
Где был рая край,
Чем ограждён его был круг?
Зачем золото в раю?
Зачем поля животных полны,
Зачем птицы в небесах поют,
Им вторит "всё воинство их"?
Человек не был один.
Но помочь не может никто.
Всюду бьёт ключом жизнь,
А он - будто одинок.
Ни золота, ни райских благ
Не нужно, если нет
Того, кому можно отдать
Любовь, себя и весь свет.

18

А после травы, зелени и дерев
Воссияли на небе звёзды.
Для чего держит их твердь?
Зачем так глубок космос?
Они - для знамений, времён, дней и годов.
Они - лишь светильники.
Они - лишь для того,
Чтобы ночью их видели.
Чтоб отделять свет от тьмы,
Чтоб управлять днём и ночью.
Чтоб знали, что создал их
Тот, Кто всех небес больше.
Но когда будет время и власть тьмы,
Тогда руку поднимут
На Того, Кто родился прежде, чем сотворил
Вселенной пылинки,
Того, Кто был прежде бытия земли,
Того, Кто есть Альфа и Омега.
Но Он вернётся не чтобы мстить,
Но чтобы позвать к Себе верных.
И огнём сожжёт этот мир...
А может, отдаст его пылающим озером
Тем, кто не хочет быть с Ним,
Чародеям, идолопоклонникам.
И пусть с сатаной во главе
Они "веселятся" в проклятом мире.
Земля прейдёт, но будет вечно гореть
В беззвездьи погасших светильников.

19

Отец Ноя не тот ли Ламех,
За которого отмстится семьдесят всемеро раз?
Ною Мафусал помогал
Строить ковчег?
Но умер, не дождавшись, когда
Дождь на землю полил...
Не ему Бог замысел Свой рассказал
И не с ним завет заключил.
И почти как только умер отец,
Так потоп водный пришёл.
Выше пятнадцати локтей
Над пиками гор
Вода поднялась... и умерли те,
В ком на земле теплилась жизнь.
Но толкал ли под водою ковчег
Мимо проплывающий кит?
Но акула, петляя, плыла?
Кусали ль Эверест караси?
Ровным слоем покрыла ль вода
Всю поверхность земли?
Куда возвращалась она,
Распределилась средь облаков?..
Молитву Ноя Бог обонял.
От юности послерайской всё зло...
Пусть будет пищей всё, что живёт.
Пусть будет со всеми завет -
Никогда не случится потоп...
Но ничего не сказал об огне.

20

Змей - аллегоричен,
Рай - историчен?
Ища рек истоки, 
Не придём ли к горе,
Где навеки упокоился
Ковчег?
Посчитаем дни и годы,
Тысяча лет ли условные.
Спросим у углерода,
Когда было начало начал,
Поймаем взрыва отголосок
И скажем: "Бах!"?
Сад - аллегоричен,
Ангел с мечом - историчен?
Ища древо,
Не упрёмся ли в стену
В сто сорок четыре локтя?
А за ней - тот самый сад?

21

Небо и земля - весь мир.
Человек - сущность без лиц.
В раю были все мы,
Из рая все мы ушли.
Совершенными были небо и земля,
И всё воинство их.
Без животных поднимался пар,
И травы там не росли.
Потом был создан человек,
А затем - животный мир
В прохладе дерев,
И реки текли
В никуда и ни во что.
Разве что - в бездну вод.
Когда Адам съел плод,
Изменил мир Бог.
Вот тогда были слова:
"Да будет свет!", и свет стал.
Для нового мира - твердь и тьма,
Для нового мира - солнце, луна.
И рыбы, и зелень, вся жизнь.
Это всё хорошо весьма.
И человека туда поселил
Есть траву наказав.
И животные ели её...
Но потом был потоп и ковчег,
Ной видел льва без клыков,
Но на прежней земле.
А сейчас, по суше идя,
Лев клыки отрастил...
В этом мире уже нельзя
Оставаться без них.
Сказано: всё движущееся, что живёт,
Будет в пищу вам.
Смысл этих слов
Дошёл и до льва...
Небо и земля - в новом миру.
Человек - миллиарды лиц.
Каждый ищет свой путь,
Не зная, куда нужно идти.

22

Когда в мир пришла смерть?
Едва Адам плод вкусил,
Всё стало вокруг чернеть,
И лев тогда клыки отрастил?
Иль в раю ещё мирен был скот,
А за оградой - рычали, дрались,
Шёл своим путём естественный отбор,
Разноображалась жизнь...
Когда кончилось ядение трав?
Видел ли Адам тираннозавра скелет?
Когда вегетарианцем он стал
И в поте лица ел хлеб?
Может, когда Авель овец убил
И в жертву всесожжения принёс?
Может, уста земли
Ещё до его смерти приняли кровь?
А было - всё хорошо весьма.
Жажда знаний убила ли всех?
Спрошен ли потом будет Адам:
Стыдно тебе за сей грех?
Видишь, что натворил!
Сколько людей развратил,
Сколько зла принёс в мир,
Скольких невинных убил!
Это всё - ты, ты, ты!..
Так ему будем кричать.
Но его Христос, верно, первым схватил,
Чтоб вернуть в рай.
Но Адам - снова в раю.
И может, вместо Петра
Ждёт, когда все придут,
Каждого чтобы обнять.

23

Мы не знаем ни часа, ни дня,
Как своего, так и Вселенной.
Но его не избежать,
Всё энтропийно и тленно.
Мы верим: есть иной мир,
В котором всё красиво и гладко.
Хотя для иных
Лучше б исчезнуть без остатка.
Младенцами были все мы,
Но какими разными стали.
Мы могли пойти по другому пути,
Но сами его выбирали.
И придя к самому концу,
Иногда даже о нём не зная,
Мы обратимся ль к Отцу:
Прими нас в обители рая?
Разве кто захочет в ад?
Но там окажется ему милее.
Невыносим любви пронзительный взгляд
И ласковое обращение.
И любовь ли в озере горит?
А может, гнев праведный?
В него с головой окунись,
Вот каково наказание!..
Думаешь, навеки оно?
Думаешь, оно - в наученье,
И значит - пройдёт,
Насытится отмщенье?..
Этот мир в огне сгорит,
И все дела, и вся культура...
А что вынесем из него мы?
Что, очистившись, в раю будет?

24

Ещё до света и тьмы
Были земля, вода и небо.
Ещё до солнца и светил
Земля дала траву, сеющую семя.
Бог дал траву и древесный плод
Зверям земным, гадам земным и птицам.
А рыбы морские ели что?
Акулы уже тогда были?
Скажи, коль молчаньем обойдено,
Коль о том не упомянуто,
Значит ли, что другой
У него был порядок?
Можно ли, смеясь, говорить,
Что всё так напутано и лживо?
Можно ли всех верующих обвинить,
Что не буквально написано в Библии?
Понятен ли иконы язык,
Понятны ли символы и образы?
"Вы спешите за ними скрыть
Все нестыковки!".
Но может, нет вовсе их?
Ведь это не научная книга,
И не предназначена для защит
На кафедрах исторических.
"А как же её понимать?" -
Воскликнут, понимать не желая.
Попробуем пообъяснять,
Тщетность попыток зная.

25

Зубами не скрежещи.
Ещё наскрежёшься.
Есть бездна тьмы,
И озеро огненное.
И черви не будут угасать,
И бесконечными, кажется, будут муки.
Зачем они? Сами ради себя?
Иль Богу нужно почему-то?
Вот, брошены ад и смерть,
Дьявол и его приспешники
В озеро, чтобы гореть...
Бесконечно?
Нам, земным, не понять,
Мы живём в последовательном времени.
Вот, рисуем, точка А,
От неё луч в бесконечность.
Но вечность - синоним ли?
Иль другое состояние,
Качественно иная жизнь
В совершенно другом мироздании?
И нет там бесконечных мук,
Потому что времени нету.
Солнце не чертит полукруг,
Нет дней и месяцев.
Что-то другое там...
Но мы привязаны к своим категориям.
Луч пускаем в невиданную даль
И бесцельными считаем муки в озере.
Богу - суд, Ему и отвечать
Перед Самим Собою за Свои создания.
Делов и мы творили хоть отбавляй,
Но сами себя судить не дерзаем.
Его, Его - пусть будет суд.
Под Его Личную ответственность.
И решит Сам Он пусть,
Что такое вечность.

26

Мы думаем, что потоп был
В том же климате, что и сейчас.
Что Ной по океанам плыл
И пересекал моря...
Но может, всё дело в том,
Что влага повсюду была,
Что климат тогда был иной,
И над головами висела вода.
В один миг - обрушилось всё,
Хляби разверзлись небес.
И пар с неба сошёл,
Разлившись водой по земле.
И тучную теплоту
Сменила ясность дня.
Когда иссяк запал туч,
Радуги свет воссиял.
И глядя в первый раз на неё,
Так впечатлились Ной и семья,
Что, забывши потом
О том, что Бог обещал,
Потомки помнили о ней,
Слагая версии свои... 
А мы, смеясь, всё говорим:
Водой Эверест был покрыт?

27

Сколько человеку лет?
Двадцать тысяч? Или сто?
После ледника стало теплеть,
И тогда он в мир вошёл?
Он пришёл извне, изгой,
Или - плоть от плоти этой земли?
А может, пусть и взят из неё,
Но иным был тогда мир,
И значит - из другого состава её,
Из до-проклятой земли,
Взят человек, а на эту пришёл,
Чтобы в ней быть...
И ризы - под стать для неё,
И тело - для мира сего.
Годов обратный отсчёт,
Проходит райский покров.
И воздухом мира дыша,
Всё меньше и меньше жил человек.
Болезней разных напасть,
Тела слабого тлен,
Растений - яд и ожог,
Животных - когти и пасть...
Мир мстил за то,
Что человек пал.
Когда в мир вошёл человек?
Говорят, он от мира сего,
И души будто нет,
От природы рождён.
Тогда нет проклятья земли.
И изначала всё хорошо весьма.
Только... откуда внутри
Зло без конца?

28

Когда появились горы?
Когда разошлись материки?
Может, это было всё после потопа,
Что землю на части разбил?
Может, жили все на равнине,
Была плоской в то время земля.
Когда потоки с неба полились,
Некуда было ввысь убежать.
Может, тогда были горы
Высотой, как сегодня холмы.
И не разделяло море
Ровные материки.
И когда затворились вверху окна,
Когда дождь лить перестал,
Тогда и начались разломы,
Вода в недра ушла.
Тогда и возвысились горы,
И ближайшей к ковчегу был Арарат.
А когда сошли воды,
Иной стала земля.
И Ноя потомки затем уходили
По суше счастья искать,
Индейцами становились,
Не разошлись пока берега.
Да, не было ещё Эвереста,
Когда плавал ковчег...
Потом всем нашлось место,
И мягким небом стала твердь.
Кто знает времена и сроки,
Кто сосчитал, сколько нам лет?
И почему до сих пор не раскопан
И не явлен людям Ноев ковчег?
Ведь можно смотреть на плащаницу,
А не искать расцветший жезл.
Можно Креста облобызать частицу,
А не искать манну с небес.
Никто не скажет достоверно и точно,
Потому что - всегда о всём спор.
Возражают учёные, строят теории,
Возраст не подтверждён.
Да ведь и разницы будто нету -
Что двадцать, что двадцать пять,
Когда счёт на тысячи... Было ль, не было -
Вот что важно знать.
Но - разводят руками -
Не Бог ли сделал всё так,
Чтоб оставалось тайной,
Где насаждён был Рай?
Пусть будет пространство для веры,
Пусть будет свободным выбор людской:
Каким был потоп, где остатки ковчега,
Как всех животных спас Ной...

29

Если мы всего лишь животные,
Значит и нами правит инстинкт,
И зачем с ним бороться, да и кто может,
Если он у нас в крови?
Если генетически мы сродны
С природой и всей жизнью на земле,
То нечего и бороться
Со злом в себе.
Ведь оно - тоже плоть от плоти,
Ведь оно - от той же земли,
Оно - у нас в природе,
И его не победить.
Да, оно будто разрушает,
Да, оно будто убивает жизнь.
Но ведь - как в ине и яне -
Оно для гармонии внутри.
Оно - для развития, движения,
Без него - разве было бы всё?
Разве не через преодоление
Прогресс сквозь века идёт?
Разве без греха святые бывают?
Разве без зла поймём добро?
Потому - бороться не надо,
Мы сроднились со злом.
Потому - все грехи зовём в гости,
Чтобы хозяевами стали они.
Позже разве будут помнить кости,
Как их носитель грешил?..
И спасать не от чего и некого.
Нет изначально доброй души,
Нет Царства обещанного,
Есть только молчание тьмы.
Если мы только лишь материальны,
Если мы - всего лишь плоть,
Зачем нам образование и воспитание,
Коль через мгновение навеки умрём?

30

Что делать 900 лет без интернета,
Без фильмов, баров и книг,
Без роскошных путешествий
И автомобиля мечты?
Что делали Адам, Мафусал и иже с ними?
Бродили по пустой земле?
Над агрокультурами трудились,
Искали, откуда льётся свет?
Исследовали мир от края до края,
Или оседло сидели в шатрах?
Ткали, пряли, хлеб выпекали,
Выращивали цветы в садах?
Когда нам за год становится скучно,
Развлечений при этом тьма,
Когда от новостей голова пухнет,
И от коротких видео болят глаза,
Как представить, что было в то время,
И что делали люди тогда?
Сидели и смотрели, как прорастает семя,
Как с трудом даёт плод проклятая земля?
Что делать 900 лет, рай покинув?
900 лет - не болел, никто не кусал,
Альцгеймер ещё память не выел,
Да и в коме, верно, не лежал.
Был лихим Адам дедом,
Ругали ли правнуки его - 
Мол, сейчас бы в раю сидели,
А не в холоде перед костром?
Были ль другие нравы -
Раз все дети одного отца,
И других - не бывает...
Всё могло тогда быть там.
За 900 лет чего только не увидишь,
За 900 лет чего только не произойдёт.
Но мы не знаем, что с ним было,
И говорил ли с ним ещё Бог.
Не знаем, когда умерла Ева,
И сколько было сынов и дочерей.
Что с останками делали,
Как реагировали на смерть.
Сидел ли он у врат рая,
Или рай - от глаз мирских исчез.
Кричал ли он Богу, каялся,
Скорой смерти хотел?
Жил, может, на бессмертие надеясь,
Избежал болезней и звериных когтей.
Когда умер, сошёл под землю?
А Авель был где?
Земля стала землёю,
Но куда денется душа?
Она рванулась к Богу,
Но ей сказали - подожди пока?
Душа, уже с землёю связанная,
Уже вкусив телесный плод,
Вынужденно в аду оказалась;
Ещё до Авраама был ли уголок?
Куда деться душе чистой - 
Авель, чем он согрешил?
Его поразил убийца,
Он первым адовы врата открыл?
Каин - тот сколько прожил?
Каялся ли в последние дни?
В аду ему место уготовано,
Но когда врата сокрушил
Христос, то его за руку вывел?
Может, всё же раскаялся он?
Молчит о том Библия,
Тайну знает лишь Бог.
И Ему Одному всё ведомо.
А нам - догадываться можно лишь.
За 900 лет что можно сделать?
Только начало покаянию положить.

31

Эволюция случайна,
Как случайно в мире всё.
Лишь остаётся тайной,
Откуда мир произошёл.
Быть может, из прошлого мира,
Быть может, так заведено,
Что съёживается, родившись,
И снова ворвётся в иной.
Быть может, есть другие законы
Без причин и времён.
И наш мир, умерев, свернётся,
Превратившись в ничто.
Ну а мы - все случайны,
Вот получилось так,
Что именно здесь появились обезьяны,
Неандерталец на ноги встал.
Питекантроп и синантроп - вот звенья,
Австралопитек кроманьонцу рознь.
А потом на человеке
Остановился эволюции рост.
Природа сказала - ну хватит,
Пусть теперь эволюционирует сам.
И мы в себя чипы вставляем,
Встраиваем внутрь себя металл.
Мы киборгов растить стараемся
И гены в себе вычищать.
Природа отдохнуть попыталась,
Мы стали работниками седьмого дня.
Но так ли случаен наш случай?
Так ли объясним мысли скачок?
Наша речь - разве не чудо,
А как изумителен мозг!
Неужели это всё - случайно,
Перебралось за тысячи лет,
Комковалось, собиралось
И остановилось, наконец?
И коль мы так неизбежно случайны,
Коль душу и этим можно объяснить,
Зачем создаём дороги, здания,
Зачем ещё живы мы?
Есть ли цель тогда у человечества,
Ведь её и быть не должно:
Мы уходим бесследно,
Земля становится землёй.
Разве возродятся обезьяны?
Разве через сотни тысяч лет
Суперкомпьютер, изучив мир, скажет:
Да будет свет?
Разве он всех восстановит,
Разве вновь увидимся мы?
А зачем?.. Зачем такие энергии расходы?
Для чего вновь будем рождены?
Чтоб пировать и веселиться вместе,
Чтоб не болеть и не умирать?
Куда нам потом во Вселенной деться,
Когда она закончит себя расширять?
Мир конечен, и мы тоже.
Разве что за миром есть что-то ещё,
Куда мы все, быть может,
Уйдя отсюда, придём.

32

Откуда в нас зло?
Кого обвинить - дьявола или Адама?
Как пал с неба тот,
Кто был первейшим из ангелов?
Быть Богом он захотел?
Ему тоже была дана свобода?
А потом, когда был создан человек,
Его захотел привлечь на свою сторону?
Или просто - в отместку за боль,
За изгнание и падение,
Он, проскользнув змеёй,
Подольстился к Еве?
Пробил ли он Земли ядро,
Вмёрзся ли в ледяное озеро?
Из одного в другое перейдёт.
Он действует, хоть и скован.
Сорвётся в своё время с цепи,
Три с половиной года повластвует.
Сейчас же звенья тонки,
Пока ещё не начался Апокалипсис...
В нём ли зло рождено?
Он ли открыл его Адаму?
Запрещал ли то Бог,
Зачем же было испытание Раем?
До времени не знав, что можно пойти
Против Бога и быть им будто,
Адам должен был жить,
Быв трудолюбивым и послушным.
И только так, закалив себя,
Устояв в послушании,
Он мог плод сорвать
И узнать добра и зла тайну.
Узнать, как он узнал, что наг,
Что есть такой путь - безбожный.
Но он тогда бы и понимал,
Что это путь - ложный.
Что отрицание - это смерть,
Что без Бога нет мира.
И даже плод съев,
Он бы Рай не покинул.
Зла нет, но есть искажённое добро.
Где в дьяволе отыскать свет прежний?
Кто-то даже молился о спасении бесов.
Не для нас этот путь, конечно.
Соблазнимся, возгордимся и тоже падём,
А они ещё на нас спляшут...
Не от Адама в мир пришло зло,
Но мы все его в себя впускаем.

33

Может, для дьявола сей мир?
Он его князь, князь сего мира.
И когда пал с высоты,
Тогда и жизнь исказилась.
Тогда и начался естественный отбор,
И Бог эту землю ему на откуп отдал.
С динозаврами и прочим зверьём,
Со смертью жестокой.
А человека в Рай переселил,
Подальше от сил бесовских.
Хотя взял его из этой земли,
И создал там таких же животных.
Может, от глины этой зло?
Может, земля так злом пропиталась,
Что и в Раю червоточило оно,
И наконец, червём на древо пробралось?
А может, очистив, светом одел,
И потому не было никаких повязок?
И позавидовал змей
Избранности двуногой пары?
Что мир другой за гранью сего создал Бог,
Что будет иной любимчик,
Пока на земле живность мрёт,
Словно бес в них вселился...
Когда же съеден был плод,
То, некуда деваться,
Возвращать в землю, из которой взят, пришлось,
В мир смерти и разврата.
Не получилось? Нет-нет.
Бог всё ведёт ко благу
И будто князю отдал весь сей свет -
Но не вечно ему княжить.
И этот мир - отнимут у него
Ангелы и Христос во славе.
Когда во второй раз придёт,
Мир изменится окончательно.
И снова светлым будет он.
Как было задумано с времён первых.
Этот мир всегда был хорош
И таковым станет навеки.

35

Когда-то поняв, ты скажешь:
Мир не такой, каким кажется,
Он не так прост и очевиден,
Он не мог появиться беспричинно.
Тебе ответят: это очень просто,
Самозародился космос,
Природа слепа и случайна,
Жизнь - немного нераскрытая тайна.
Дайте время, всё станет понятно,
Будем бессмертными не сегодня, завтра.
Сами продолжим эволюцию,
Разберём мира конструкцию.
Ты, всё поняв, скажешь:
Пусть жизнь никакая не тайна,
Пусть разгадана загадка генома,
Пусть мы никогда сюда не вернёмся,
Но есть нечто больше мира,
Чувствам лишь чуть-чуть открыто,
Душой мир иной постигается,
Там время в вечность превращается.
Усмехнутся: вот сказки!
Почему домовые и русалки
Не живут среди нас, всё ж бывает.
Нет ничего нематериального!
Религия - людская выдумка,
Мозг со смертью не примирится,
Потому и посылает вспышки,
Потому и мир иной "слышит".
Нет, мир в цепи Вселенной закован,
Нет ни чертей, ни Бога.
Есть лишь пустота космоса
И мы, кто на Земле роемся.
В суету только влейся
И забудешь дни и месяцы,
Года пролетят, не заметишь.
Мир собою исчерпывается...
Забудь о земле и о небе,
Адаме, Еве, ковчеге,
Забудь, что говорили "пророки"
Как будто от имени Бога.
Нет, всё привиделось,
Всё обыденно-объяснимо.
За миллиарды лет могло и не то случиться,
От случайности всё и развилось.
Пусть, уходя, скажешь, случай,
Но разве всё объясняет эволюция?
Разве психика, речь, мораль - придуманы,
Как от животных ввысь мы скакнули?
Мы созданы из воды и праха,
Но кто в создании участвовал?
Бог? Сама Земля? Природа?
Всё неразумно, кроме Бога.
Разве не жаль, что родились
Только и исключительно
Затем, чтобы умереть бесповоротно?
Всё, что в промежутке, будет стёрто.
Жизнь бесцельна, так бывает,
Вдогонку крик посылают.
Ну и уходи, никогда не увидим!..
Жизнь - текучих впечатлений и событий сито.

36

Тьма в начале и тьма в конце.
Свет для отделённых.
Врат незакрытая дверь,
Но как сделать шаг на берег озёрный?
Для ангелов - небесная твердь
С другой стороны Вселенной,
Будто белок на желтке,
Косточка в плоде спелом.
Мучений тьма, огня призрачный свет,
И зубы, крошащиеся от скрежета...
Кто из зевак придёт посмотреть,
Каковы страдания в вечности?
Небо - с обратной стороны,
Разорви ткань материального мира
И внутрь загляни -
Там Царство Небесное увидишь.
И стоит только пальцем ткнуть,
И через дыру ворвётся,
Материю в себя свернув,
Взрывная точка.
И разгонит, яичницей разлив,
Белые и жёлтые пятна.
Какого цвета мир?
Имеет ли нейтрино запах?
А потом - всё свернётся опять,
И внутрь себя оборотится.
И будет старая новая земля,
Пока новый взрыв не случится.

37

Скажи, 
Как считаешь:
Бог создаст новый мир?
Или обновит старый?
Скажи,
В раю пожив,
Не захочется ль нового?
И вместо пирамид
Появятся в ледниках ромбы.
Скажи,
Как полагаешь:
Мозг в раю будет жить,
Иль все будут телепатами?
Скажи,
В раю пожив,
Не соскучишься ль по лбу закрытому?
Чтоб неявной была жизнь,
И сокровенными - мысли.
Скажи,
Как понимаешь:
Мы будем строить новый мир,
Или он будет как данность?
Скажи,
В раю пожив,
На всём готовом, не захочешь
Мир своих фантазий воплотить,
Посостязавшись с Богом?

38

Как извратить свой путь на земле?
Это сделали и скоты, гады и птицы?
Плоть - это не только человек,
Но и то, в ком есть дух жизни.
Злодеяниями наполнилась земля,
И конец пришёл всякой плоти.
Но только той, что под небесами росла,
Всё, что на земле, истребится потопом.
Не растлились животные в воде,
Не творили зло рыбы.
Лишится жизни плоть, движущаяся по земле,
Всё, что в ноздрях имело духа жизни.
Благословен ли водный мир?
Земля ли только проклята за Адама?
Грех не добрался до морских глубин?
Всё, как на пятый день, осталось?
И посмотри, что произошло тогда, 
Какие сотворились животные:
Пресмыкающихся, птиц произвела вода,
А рыбы большие - сотворены Богом...
А что до малых рыб, 
Крабов и прочих креветок,
Осьминогов, медуз - как появились они?
Рыбы большие что ели?
И человек - на что призван он?
Владычествовать над кем и над зверьми какими?
Рыбами морскими... Как быть с карасём?
С кальмарами и мидиями?
Кому человек нарёк имена?
Лишь животным некоторым.
Никаким водным не дал,
И на пресмыкающихся не нашлось времени.
Вода - не для владычества твоего, человек.
Она - сама по себе будто.
Может, потому что из моря выйдет зверь
С именами богохульными.
Может, на деле просто - так,
Скупыми словами 
Бытописатель всё сказал,
А мы язвить пытаемся.
И акулы тоже плавали тогда,
И прочие зубастые твари.
Бытописатель про то писал,
Что видел своими глазами.
Его в бездну не погружали вод,
В реки не обмакивали.
Доступным для своих современников языком
Излагал события бытописатель.
Будем ли строго судить,
Что по зоологии такие есть просчёты?
В кратких словах глубокая мысль:
В творении было участие Бога.

39

Сказал Бог, и стало так.
На седьмой день завершилось творение.
Стало хорошо весьма,
И из ничего создавать больше нечего?
В чём отличие "создал" от "сотворил"?
Есть ли здесь тонкость?
А "образовал", а "произрастил"?
Каково здесь участие Бога?..
Сколько тогда было дел!
И рай насадить, и поместить туда человека,
Сказать, что можно есть,
Как рай хранить и возделывать.
Животных и птиц образовать, привести,
Произрастить деревья с хорошими плодами.
Всё, чтоб человек в довольстве был,
Обеспечен жильём и питанием.
Что нужно ему было ещё?
Вот, что называется, жизнь райская!
Необременительный труд, и Бог -
Для беседы компания.
Жажда ль знаний в крови,
Иль наслаждение было так вожделенно?
А может, послушался жены,
Не разобравшись, в чём дело?
Раз уж "прозрела" она,
То чего ему быть "непросветлённым"?
Что тогда он узнал?
Что можно дерзить Богу?..
А Бог бесповоротно отпустил?
Не перестал наблюдать за человеком,
Не покинул лице земли,
Оставил жизнь в ковчеге.
А зачем? Зачем сохранил
Человека и всё мироздание?
Какова цель? К Себе привести,
Чтоб восстановить сад райский?
Какою ценой? Миллионов жертв?
Бесчисленных злодеяний?
И радостью тех, чей червь
И в аду не угаснет?
Столько боли и зла, что кричим,
Что Бога во всём упрекаем:
Зачем создал Он мир
И его же не прекращает?
Зачем железной рукой
Не приведёт всех к счастью?
Человек, съев плод,
С Богом захотел состязаться.
Ведь к Богу Адам не пошёл,
Ведь упрекать первый начал.
Ну что ж, хочешь быть, как бог,
Добро и зло знающий?
Смотри, раз открыты глаза,
Вот, каков мир будет...
И кто-то предположит, что в снах
Адама живут люди.
Что, съев, он видит сны,
И в них развивается мир вместе с нами.
А потом Апокалипсис, разбудив,
Открыть глаза заставит.
И человек цельный снова будет в раю,
И Бог: "Доброе утро!" ему скажет...
Нет, мы не в мире будд,
И Адаму не снится бабочка.
Нет, реальны все мы...
Но сознание цепляется - 
Тогда ведь страдания пусты,
Боль и смерть ненастоящие.
Тогда - мы снова будем в раю,
Как сущность, как мозаика.
А Христос приходил к кому?
К персонажам компьютерной графики?
Да, всё может пронестись
За миг во сне Адама.
И даже будем думать все мы,
Что по-настоящему реальны.
Но даже если так... страдаем ведь мы,
А не компьютерных игр герои.
Бесцельной получается жизнь,
Коль сном окажется в итоге.
Адам, откликнись, скажи:
Ты вошёл в мир реальный,
По-настоящему умер ты - 
И вновь в обителях рая?
Ты не умер, плода вкусив,
Ты не упал, сном поражённый?
И до сих пор в раю не лежишь,
"Непросветлённый"?
Сказал Бог, и стало так.
Какой мир - весьма хороший?
Мир, в котором мы сейчас,
Или тот, что в Эдеме на востоке?

40

Бог - вот теория всего,
Абсолютом - всё объясняется.
Мир отдельно, отдельно Он,
И, пожалуй, мир ангельский.
Да, ещё подземный есть мир...
А сколько всего миров получается?
Третье небо есть, а ниже земли
Насколько ад углубляется?
Данте посещал и считал.
Гёте ничего не добавит?
Мильтон в раю бывал?
Знает наверняка только Павел?
Любопытством обольщены,
Размышляем из праздности,
Как в раю устроен быт,
В обителях есть ли разница.
Нам бы, конечно, премиум класс,
Или люкс, но не боковушка.
Жаль, моря нет, гор, суета
В городе, и одна речушка...
Да и отдыхать сколько там?
Не работать же в раю, верно?
Не от кого его охранять,
Да и нечего возделывать.
Всё прорастёт и так,
Деревья сами будут плодоносить.
Пустыми будут поля,
Все будут жить в одном городе.
И селяне, и моряки,
И рыбаки, и космонавты...
Какой будет новая жизнь,
Не заскучаем по старой?
И сейчас, Богу упрёк
За упрёком кидая,
Что будем делать потом,
В чертогах вечных рая,
Подумаем ли?
Никак не узнаем - 
Ведь рай закрыт,
И никого туда не восхищают.
Но оказавшись у врат,
Поймём, что было за испытанье,
И упрёки тогда
Будут уже в наш адрес.

Эпилог.

Всё начнётся с тебя, человек.
С шестого дня - обратно.
И настоящим, 24 часа, будет день,
А не периоды эпохальные.
Уничтожится жизнь на земле,
А потом - в воде и в небе.
Солнце - выпустит гибельный свет,
Луна - падёт на Землю.
Воду и траву взрывом сожжёт.
И твердью станут осколки.
Тьма на свет найдёт,
И Вселенная свернётся...
И в последний миг тот,
В безвидном пустом пространстве,
Слова произнесёт Бог:
"Свет да перестанет!".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"