Почему я считаю "машину времени" невозможной? Как программист, попытался представить себе программную систему, в которой возможны путешествия во времени. Не смог. Долго пытался нарисовать. Не срастается. Сделал вывод. Путешествовать во времени в рамках одной системы невозможно.
Попытался представить себе две программые системы, объект из одной, чтобы мог спутешествовать во времени другой системы. Не смог. Сделал вывод - даже во вселенной состоящей из "параллельных миров" путешествие во времени невозможно.
Прежде чем выкладывать вывод обкатал задачу на оппонентах. Одна группа -- технари с программистского форума. Выносил задачу на обсуждение программистов, представив это как задачу в некоей коммерческой распределённой базе данных. Всеобщий консенсус был - "в общем виде задача неразрешима в принципе". В качестве решения предложили сменить начальство, дабы не ставило дурацкие задачки.
Другая группа -- аналитики ИГШ (переслегинская школа). Меня долго били, но доказать ересь не смогли.
Представьте себе систему, ну скажем из N объектов на ландшафте. Упростим даже. Пусть система состоит из двух объектов (для чистоты эксперимента, у каждого объекта внутри алгоритм обработки). Каждый следующий шаг системы - зависит от предыдущего. Не надо кивать на ущербность модели, попробуйте сначала на простой модели запустить хоть что-то... Берём исходное состояние системы. Выполняем S шагов (т.е. "прошло время").
А теперь попробуйте восстановить состояние системы, так, чтобы состояние одного объекта было таким как в исходном состоянии, а другого - текущим. БЕЗ НАДСИСТЕМЫ - ИСКЛЮЧЕНО. При этом сложность надсистемы для обеспечения перманентной работы "машины времени" должна быть насколько большей? Правильно - не НА, а ВО. Надсистема должна помнить состояние системы на каждом шагу.
Для простоты. Представьте себе, что Вы играете в компьютерную игрушку типа "Цивилизации" или "C&C". А теперь попробуйте запрограммировать любой NPS так, чтобы он мог путешествовать во времени. Я такое представить себе могу. Но большая часть механизма МВ будет за пределами игрового мира.
Очевидное предложение, одно из типовых в литературе, звучит примерно так: "Делите плостость на две части. В одной время течет вперед в другой взад. Машина времени - кататься туда сюда по разные линии раздела."
А вот нифига. Имеем два потока А и Б. Берём объект О и помещаем в поток А. Он в этом потоке едет из шага N до шага N+M (не представляю, как смоделировать неквантованный поток времени, но пусть даже объект едет из времени t во время t+dt).
Переносим его в поток Б.
Где объект О едет из точки t`+dt` во время t`.
А что в это время происходит с потоком А????
Правильно. ОН В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ СТОИТ НА МЕСТЕ.
А теперь:
Единственный способ "переместить объект в прошлое" - это сохранить в искомой точке прошлого состояние всей системы, подождать dt, выдернуть один объект, удалить текущее состояние системы, загрузить записанное и каким-либо образом (кстати тоже весьма нетривиальная задача) вкрячить в записанную модель объект.
Т.е. нужно нечто находящееся вне причинно-следственных связей системы и превосходящее систему количественно в неизвестные надцать раз.
Вернёмся к типичной "литературной" МВ. "Вот если вы ехали по дороге свернули налево, а потом дали задний ход в той же ли точке пространства (относительно земли) вы оказались?"
Время - не дорога. Существуют процессы, необратимые математически. Иными словами сплошь и рядом (даже в простейших логических системах) возникают ситуации, когда полное знание текущего состояния, не позволяет восстановить состояние предыдущее.
Это даже не касаясь всяких квантовых тонкостей и невозможности получения полной информации о системе изнутри системы.
Т.е. единственный способ узнать что было в прошлом - это "сделать запись". Стрела времени -- это не придуманная абстракция, это фундаментальная сущность. Однонаправленность множества сущностей - это математика в чистом виде. Время - это отражение существования меняющихся сущностей на человеческую психику. Время, в общепринятом понимания - это чистая абстракция. На деле есть последовательность взаимодействий объектов. Большая часть взаимодействий необратимы ни в какой форме.
Время - это абстрактное понятие. С т.з. модели существуют только состояния системы. Текущее -> Текущее+1 -> +2 -> ...и т.п. Каждый шаг - квант времени (необязательно, кстати, синхронный для всей системы). Каждое последующее состояние зависит только от предыдущего (при отсутствии надсистемы).
Скорость распространения изменений возникших в одной точке - это и есть предельная скорость в системе, "скорость причинности". В нашем мире видимо ~ скорости света.
Следующий "тип" МВ -- это есть бесконечное множество "готовых" наборов с любыми возможными состояниями. МВ просто "выбирает нужный". Типа ткнув в точку с координатами и прилетев туда при помощи терьям-пам-пации за жалких 500 лет я окажусь в мире полном подобием нашего только допустим год назад. Для удобства засунем астрономию в пыльно-угольные туманности.
Это то же вариант системы/надсистемы. Полученный "агрегат" будет МВ только в рамках подсистемы. С т.з. системы в целом это будет... ну скажем дисковод и дискета.