Аннотация: Чем плоха Классическая Онтология, как инструмент мышления. И зачем нужна Средовая
Почему мы думаем?
Мышление - это результат эволюционного развития, от самых простых живых существ. Поведение низших животных, таких как медузы или насекомые, сводится к автоматическим реакциям на внутренние (голод) и внешние (хищник, добыча) стимулы. Эти реакции можно описать как 'мемы'*- базовые алгоритмы вида 'если А, то Б'.
Термин 'мем', введённый Ричардом Докинзом, означает единицу культурной информации, передаваемой через подражание. В биологии это принцип: 'Если чувствуешь запах пищи - двигайся к источнику' (Докинз Р. 'Эгоистичный ген' ). Такие мемы экономят энергию, обеспечивая выживание.
У волков, дельфинов или шимпанзе поведение сложнее. Они учатся прогнозировать действия других, даже не наблюдая их напрямую. Например, волчата, играя в прятки среди скал, предугадывают, где появится сородич, основываясь на памяти о ландшафте и скорости бега. Это требует способности понимать, что у других есть намерения и знания.
Человек выделяется умением комбинировать мемы в многоступенчатые логические цепочки: 'Если А → Б, а Б → В, то А → В'. Например, древний охотник, зная, что добыча приходит к водопою (А), а хищники следуют за ней (Б), мог предположить опасность в определённом месте (В). Такое мышление позволяет моделировать будущее.
Наше человеческое 'думать' - это умение связывать простые мемы в сложные сценарии
Категории
Древние цивилизации использовали категоризацию как практический инструмент. В Месопотамии (IV тыс. до н.э.) шумеры составляли глиняные таблички с перечнями товаров, разделёнными на категории: зерно, скот, металлы. Египтяне вели налоговые списки, группируя ресурсы по типам.
Переломным моментом стала греческая философия. Платон ввёл учение об Идеях - вечных сущностях, объединяющих единичные объекты (например, Идея 'Коня' включает всех лошадей). Его ученик Аристотель систематизировал категории в трудах 'Категории' и 'Метафизика', выделив 10 основных категорий (вещество, качество, количество и др.). Он писал:
'Род есть то, что высказывается о многих вещах, различающихся видом' (Аристотель, 'Категории').
Это позволило превратить категоризацию в логический инструмент для анализа реальности.
Человеческий мозг обладает ограниченными когнитивными ресурсами . Категоризация решает эту проблему:
1. Упрощение . Вместо анализа миллионов объектов мы оперируем классами: 'деревья', 'животные', 'металлы'.
2. Прогнозирование . Зная, что объект принадлежит категории 'хищник', мы предполагаем его поведение, даже не видя его.
3. Логические цепочки . Категории позволяют строить умозаключения:
Категоризация - это фундаментальный механизм мышления. Способность объединять объекты по общим признакам позволяет преодолеть ограниченность мозга
Здесь нужно сказать о такой рефлексии мышления, как силлогистика. Силлогистика отражает эволюционно выработанную способность мозга строить цепочки ассоциаций. Силлогистика стала формализацией 'меметических цепочек' - устойчивых схем мышления, передаваемых через поколения. Например, древний охотник, рассуждая:
1. 'Хищники охотятся на слабых' (мем-посылка).
2. 'Это животное слабое'
3. 'Значит, оно в опасности' -
уже использовал протосиллогистику для выживания.
Аристотель первым объединил категоризацию с силлогистикой - системой логических выводов. В его логике категории выступают структурными элементами , позволяющими связывать утверждения в цепочки. Классическое:
- Большая посылка : 'Все люди - смертны' (категория 'люди' включена в категорию 'смертные').
- Малая посылка : 'Сократ - человек'.
- Вывод : 'Сократ - смертен'.
Здесь категории ('люди', 'смертные') действуют как абстракции , оторванные от конкретных черт Сократа. Аристотель подчёркивал:
'Мышление есть познание через понятия, а понятия суть универсалии' ('Метафизика', 1074b).
Категории порождают абстрактное мышление. Аристотель разделял материальное (единичные объекты) и формальное (их общие свойства). Например, конкретный дуб - это материальный объект, а категория 'дерево' - абстрактная форма. Такой переход от конкретного к общему стал основой для теоретического знания.
Иерархия категорий
В 'Категориях' Аристотель выделил 10 фундаментальных классов (например, 'субстанция', 'качество', 'количество'). Эта иерархия позволила анализировать явления на разных уровнях абстракции. Например, 'цвет' (качество) можно разделить на 'красный', 'синий' и т.д., но все они входят в более широкую категорию. Категории позволяют выявлять закономерности. Например, объединяя объекты в категорию 'живые существа', мы можем сформулировать общие принципы (дыхание, размножение), абстрагируясь от различий между видами.
- Математика : Числа как абстрактные категории ('два яблока' → понятие 'два').
- Биология : Линнеевская классификация видов опирается на аристотелевские принципы.
- Философия : Кант в 'Критике чистого разума' развил учение о категориях как априорных формах мышления.
Аристотелева логика превратила категоризацию из практического инструмента в язык науки и философии . Способность мыслить категориями позволила человеку:
- Уходить от конкретики к общим законам.
- Строить теории, опережающие опыт (например, предсказание элементов в таблице Менделеева).
- Формировать абстрактные понятия вроде 'справедливости' или 'бесконечности'.
Онтология
Аристотелева логика, лежит в основе 'Классической меметической онтологии'.
Основная задача КМ Онтологии - представить реальность как систему сущностей (объектов, процессов), их свойств (атрибутов) и связей (отношений). Например, в биологии виды классифицируются через таксономию, а в физике частицы описываются через заряд, массу и взаимодействия.
Онтология, является инструментом, для:
- описания мира, как набора сущностей их свойств и связей между ними;
- моделирования мира - как предсказания изменений, основанных на свойствах и связях сущностей;
- как инструмента коммуникации между субъектами мышления, с целью трансляции картины мира.
При этом, онтология КМО коренится в биологических механизмах мышления. В основе лежат мемные механизмы 'думанья'.
КМ Онтология ограничена эволюционными адаптациями мозга:
- Модульность мышления : Мозг разделяет задачи (например, распознавание лиц и расчёт траекторий), что затрудняет синтез сложных систем.
- Эвристики выживания : Быстрые решения ('беги от тени хищника') мешают глубокому анализу.
Это приводит к принципиальным ограничениям онтологии:
1. Невозможность охвата всей реальности. Онтологический граф всегда неполон
2. Парадоксы. Апории Зенона (например, 'Ахиллес и черепаха') показывают, что дискретная логика Аристотеля не справляется с бесконечными процессами.
3. Когнитивные искажения. Эффект подтверждения : Мы замечаем факты, подтверждающие онтологию, и игнорируем аномалии.
4. Правило катастрофы : Модель, верно предсказывающая тренд (например, рост популяции), теряет силу у порога катастрофы (коллапс из-за истощения ресурсов).
5. Коммуникационные ограничения. Если есть две КМ Онтологии, содержащие одну и ту же сущность, то описания этой сущности, через связанные с ней другие сущности и отношения невозможно согласовать, в принципе.
Шаг в сторону. Письменность
Человеческий мозг - феноменальный инструмент, но его возможности ограничены объёмом памяти и скоростью обработки данных. Внешнее хранение информации - от древних зарубок на кости до облачных серверов - стало эволюционным прорывом, позволившим мышлению выйти за биологические рамки. Письменность не только сохранила знания, но и создала основу для сложных Онтологий, которые невозможно вместить в отдельный разум. Под 'письменностью' подразумеваем не только текст, но любую форму хранения информации за пределами человеческого мозга.
Внешняя письменность позволяет работать с сверхсложными системами , которые превосходят когнитивные возможности человека:
- Научные теории :
◦ Периодическая таблица Менделеева объединяет 118 элементов с их свойствами и связями.
◦ Стандартная модель физики частиц требует сотен параметров и уравнений.
- Социальные системы :
◦ Юридические кодексы включают десятки тысяч статей.
◦ Экономические модели (ВВП, рынки, цепочки поставок) зависят от миллионов данных.
- Культурный контекст :
◦ Энциклопедии структурируют знания о мире, недоступные одному человеку.
Для эффективной коммуникации внешние хранилища требуют стандартизации языка :
- Древние примеры :
◦ Латынь в средневековой науке и дипломатии.
◦ Метрологические системы (шумерские 'ган' для зерна, египетские 'кубиты' для строительства).
- Современные стандарты :
◦ Программные протоколы (HTTP, JSON) для обмена данными.
◦ Онтологии в биоинформатике (Gene Ontology) для унификации терминов.
- Проблемы :
◦ Разночтения в терминах (например, 'справедливость' в философии vs. юриспруденции).
◦ Когнитивные искажения: как показал Даниэль Канеман, люди интерпретируют одни и те же данные по-разному из-за личного опыта.
'Письменность' в мышлении - это инструмент преодоления ограничений человеческого мозга.
Внешнее хранение информации - это усилитель мышления , но не его трансформатор. Как писал философ Джон Сёрл:
'Синтаксис данных не порождает семантику сознания'
Борьба с самими-собой
Ограничения человеческого мозга осознавались философами, как минимум, со Средневековья.
Раймунд Луллий , каталонский философ, создал механическое устройство - Ars Magna ('Великое искусство'). Его цель:
- Комбинировать базовые понятия (Бог, человек, природа) через вращающиеся диски.
- Генерировать истинные суждения через перебор комбинаций.
Луллий верил, что мышление можно свести к логическим операциям над мемами.
Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил идею универсального языка и исчисления разума :
- Любая мысль должна быть представлена символами, как в математике.
- Споры можно разрешать через вычисления: 'Расчёт вместо спора'
Лейбниц заложил основы символической логики , но его идеи опередили технологическую базу.
Чарльз Бэббидж разработал аналитическую машину - механический компьютер, способный выполнять программы. Ада Лавлейс писала:
'Машина может делать не только вычисления, но и манипулировать символами по правилам, что открывает путь к автоматизации мышления' .
Пожалуй, вершиной, идеи 'механических Онтологий' стал Пролог (PROgramming in LOGic) - язык, основанный на формальной логике и дедуктивных правилах :
- Знания хранятся в виде фактов ('кот - животное') и правил ('если Х - животное, то Х дышит').
- Программа автоматически выводит следствия:
- Пролог стал инструментом для интеллектуальных агентов , работающих с Онтологиями (например, экспертные системы в медицине).
Однако 'оживленные онтологии' сохранили главные проблемы 'классической меметической онтологии'
1. Зависимость от онтологии :
Как показал философ Хуберт Дрейфус, ИИ, основанный на жёстких правилах (как Пролог), не справляется с неопределённостью реального мира.
2. Парадокс Моравека :
Высшие когнитивные функции (логика) легко алгоритмизируются, а 'простые' навыки (распознавание образов) требуют нейросетей.
3. Кризис символьного ИИ :
Системы вроде Пролога не могут обрабатывать контекст и метафоры.
Однако попытка механизации Онтологий не прошла бесплодно, ибо главным итогом, стала инсталляция идеи
Информационной машины
Если представить мышление как 'информационную машину', то все элементы реальности (сущности, классы, явления, свойства) могут быть сведены к единому понятию - 'когнитивному конструкту' . Это абстракция, которая объединяет всё, что может быть представлено в мышлении как дискретный 'образ' с точки зрения информационной обработки. Информационный паттерн , обрабатываемый мозгом как дискретный элемент. Например, любое состояние мира, обрабатывается нашей нервной системой, как набор электрохимических, сигналов на нервных окончаниях.
За пределами классической меметической онтологии
Классическая меметическая онтология, основанная на дискретных категориях, иерархиях и логических связях, доминировала в западной мысли тысячелетия. Однако существуют альтернативные подходы:
1. Эмбодимент (воплощённое познание). Мыслительные процессы неразрывно связаны с телом и средой, решение задач основано на физическом моделировании. Рассуждений, в Аристотелевом смысле, нет. Вернее они делегируются физической информационной машине.
2. Нейросетевое и ассоциативное мышление. Знание представлено паттернами активности нейронов , а не жёсткими правилами. В определенном смысле - это подмножество 'эмбодимента', так как моделировать рассуждениями, поведение нейросетей, например, мы просто не можем. На мозг не способен одновременно думать о сотнях и тысячах даже простых сущностей.
2. Квантовая логика и неопределённость. Отказ от бинарной логики Аристотеля ('да/нет') в пользу вероятностей и суперпозиций. Нечеткая логика. Надо заметить, что замена бинарной логики на вероятностную, может при решении задач давать результаты отличные от КМО, но постоянство онтологического графа сохраняется.
Иные онтологические подходы, скорее можно отнести к психотехникам:
3. Буддийская философия: отсутствие сущностей. Отказ от понятия 'сущности' (праджняпарамита). Реальность - это поток изменений , а не набор объектов.
4. Постмодернизм: множественность смыслов. Отказ от универсальных онтологий в пользу контекстов, метафор и субъективных нарративов .
5. Интуитивное и холистическое мышление. Акцент на целостном восприятии , а не аналитическом разложении. 'Прямое постижение' реальности без концепций. Инсайты, возникающие из подсознательных связей.
6. Когнитивные метафоры (Джордж Лакофф). Мысль строится через метафоры , а не логические конструкции.
Отметание мистики
Постулат объективности утверждает: мир существует независимо от человеческого сознания и воли. Даже в безлюдных горах камни падают под действием силы тяжести, а реки текут - не потому, что кто-то наблюдает или желает этого, а вследствие естественных законов , установленных Творцом. Эта идея, укоренённая в христианской философии, отвергает магическое мышление, подчёркивая, что реальность управляется разумным порядком, а не произволом духов или иллюзиями.
Магическое мышление, вроде веры в то, что 'подобное производит подобное' (например, кукла с иголкой вызывает боль), ошибочно. Оно подменяет причинно-следственные связи иллюзиями. Еще средневековые теологи писали:
- 'Духи и демоны не могут воздействовать на материальные тела' ('Молот ведьм', 1486 г.).
- Природа управляется законами, а не капризами невидимых сил.
Фома Аквинский в 'Сумме теологии' подчёркивал:
'Чудеса - это исключения, подтверждающие правило. Бог не нарушает законы природы без высшей цели'
Постулат объективности лежит в основе науки, цивилизации основанные на постулате объективности мира, доминируют. Иные гибнут или деградируют.
Пределы классической меметической онтологии
КМО оперирует именованными сущностями ('атом', 'человек', 'экономика'), чьи свойства и связи детерминированы или вероятностны (как в квантовой или нечёткой логике). Даже вероятностные модели сохраняют жёсткие рамки категорий. Например, 'температура воздуха' в климатической модели - это усреднённый показатель, игнорирующий микропроцессы. Мозг человека не способен удерживать 10^24 элементов , необходимых для моделирования климата. КМО требует упрощений, искажающих реальность.
Классическая меметическая онтология (КМО), основанная на дискретных сущностях, их свойствах и связях, столкнулась с принципиальными ограничениями при описании сложных систем вроде климата или социума.
Если не, то что?
Эти ограничения вынуждают обратиться к онтологии, которая, может быть названа 'средовой'.
Средовая Онтология
'Средовая', поскольку исходным назначением такой Онтологии, является моделирование Среды. Средовая Онтология фокусируется не на изолированных объектах, а на взаимодействиях элементов среды.
Средовая онтология делает ставку на микроскопические элементы среды и их локальные правила. Например:
- Клеточные автоматы (модель фон Неймана):
◦ Каждая 'клетка' имеет простые состояния (0/1).
◦ Глобальные паттерны (например, узоры в игре 'Жизнь') возникают из локальных взаимодействий.
- Модели социума :
◦ Поведение толпы моделируется через правила 'следуй за соседом' или 'избегай конфликта', а не через свойства 'индивида'.
3. Преодоление ограничений КМО через средовую онтологию
1. Масштабируемость :
Клеточные автоматы или агентные модели обрабатывают миллиарды элементов, используя распределённые вычисления , недоступные человеческому мозгу.
2. Эмерджентность :
Сложные явления (ураганы, социальные революции) возникают из простых правил, что невозможно в КМО.
Пример:
Климатические модели используют сетки клеточных автоматов , где каждая ячейка описывает температуру, влажность и ветер. Глобальные изменения выводятся из локальных взаимодействий, а не из свойств 'климата' как сущности.
Средовая онтология - это классическая онтология, описывающая не систему, а единичный элемент среды. Например, клеточные автоматы.
Прямая задача средовой онтологии - на основе онтологии микроскопических элементов среды, моделировать макроскопическое поведение.
Обратная задача средовой онтологии - на основе наблюдения макроскопических сущностей/явлений, создать классическую онтологию микроскопических элементов среды.