Поэтика абсурда по ошибке приписывается одному лишь нынешнему времени. Но почему собственно? Разве Сервантес или Достоевский не владели методом приведения к абсурду? Владели, и весьма умело. Все произведения мировой литературы так или иначе связаны с поэтикой абсурда. В одних более проявляет себя абсурдостремительность, в других - абсурдобежность. Но есть во все времена и очень яркие образцы абсурдостремительных и абсурдобежных сюжетов. О них и пойдет речь. Поэтика абсурда не является чем-то абсолютно непознаваемым, напротив, она в своем историческом бытовании имеет четкую структуру, исследование которой поможет понять многие произведения и понять процессы, происходящие в литературе и культуре в целом.
1. В художественной литературе существует традиционный метод смысловой редукции, аналогичный методу приведения к абсурду в математике и логике (reductio ad absurdum). В результате образуется абсурдная реальность - художественное воплощение искомого противоречия. Указанный метод использует художественный материал для создания особого рода внестилистической пародии и проявляет себя в лучших произведениях эпохи как предостережение и как пророчество.
2. Метод приведения к абсурду в художественных произведениях, аналогичен такому же методу в математике и логике, но имеет свои, художественные особенности.
3. Во многих произведениях можно проследить процесс развертывания эпистемологической метафоры с целью создания абсурдной с точки зрения здравого смысла художественной реальности .
4. Поэтика абсурда - явление поэтическое и, одновременно, логическое, метод и, одновременно, феномен искусства, она демонстрирует процесс уничтожения смысла.
5. Сознавая недостаточность социологического и психологического подходов к проблеме, предлагаю взглянуть на поэтику абсурда как на метод выведения абсурда не из социальной действительности, а из эпистемологической метафоры, которая сама по себе не является абсурдной. Поэтика абсурда обретает качественные и сущностные характеристики лишь в процессе художественного воплощения.
6. Между семантическим сумбуром и абсурдом существует существенная разница: первый не требует присутствия второго предмета. В то же время абсурд требует. Он требует стройных логических построений, которые ведут к противоречию. Причем не просто к противоречию - эпистемологическому тупику.
7. Поскольку метод приведения к абсурду эпистемологических метафор встречается в мировой литературе столь же часто, как в математике и логике, исследовать его имеет смысл.
8. На наличие метода приведения к абсурду в художественном произведении указывает эпистемологическая метафора, лежащая в его основе, и логический тупик, к которому приходит герой в результате ее развертывания в сюжете. Но этим чаще всего метод не исчерпывается. Герой в своей абсурдной логике идет до конца, то есть действует уже от абсурда. От абсурда действуют и герои постабсурдистских произведений, когда априори принято, что мир абсурден.
9. Если после логического или нравственного тупика, к которому пришел герой, автор продолжает вести повествование, то он уже действует в рамках постабсурда.
Поэмы Маяковского не о Лиле Брик, хотя и посвящены ей. Портретное сходство с Аполлинарией Сусловой позволяет говорить о глубокой художественной и стилистической преемственности.
В романе Шолохова есть понятие подсознательного, известное в то время только в узких кругах специалистов пот психоанализу и психиатрии. Шолохов показывает между волевыми и автоматическими действиями, словно подтверждает страница за страницей теорию, что революция - это патология.
Именно из-за пренебрежения к методологии создания произведений, игнорированию понятия "замысел", теоретиками до сих пор не была обнаружена структура, которая является виновницей деструкции. И тем не менее она есть. Это вирус абсурда. В книге мы попытаемся изложить общие принципы его бытования, то есть не ограничимся методологией, но и приблизим ее максимально к науке о стиле, которую сейчас в Европе принято называть Humanities and arts .
Русскоязычный поэт - поэт не русский. За его видимой видимой логофилией прячется своего рода страх - страх сказать не по-русски. Это насилие над русским языком, основанное на страхе сказать неправильно, породило здесь массу художественных систем, вчитываться в которые чрезвычайно мучительно: режет слух. Может ли язык быть заложен в нас генетически? По поводу одного из аспектов исследования Кирилла Резникова Cоциобиология и проблемы этногенеза