Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Бакумов Вячеслав летописец нашей жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления после выставки произведений Вячеслава Бакумова

  Вячеслав Бакумов - летописец нашей жизни
  Персональная выставка произведений Вячеслава Николаевича Бакумова, открытая в декабре 2024 года стала для ценителей искусства настоящим открытием. Его творчество предстало в удивительном разнообразии техник и жанров.
  Вячеслав Бакумов известен как замечательный график, как постоянный участник областных, зональных, международных выставок. Работает в различных графических техниках, как оригинальной, так и печатной графики, а также пишет акварелью и темперой.
   Вячеслав Бакумов родился в Куйбышеве в 1948 году. В возрасте пяти лет лишился отца. Решающую роль в его выборе профессии, сыграла его мама Галина Николаевна Александрова, геолог, работала в институте ВО ИГ и РГИ ( Волжское отделение. Институт геологии и разработки горючих ископаемых). Она привела сына на консультацию к художнику А.Д.Березину. Получив одобрение мастера, определила сына учиться в только что открытую художественную школу. Он был в числе первых выпускников детской художественной школы No1, учился у выдающегося самарского графика и педагога А.Г. Песигина. мастера графического портрета, наброска, автора многочисленных стихов и песен.
  Член Союза журналистов России, Анатолий Георгиевич был известен как один из основателей художественной школы в Куйбышеве, активный участник молодежного клуба ГМК-62, невероятно жизнерадостный человек, надежный друг и яркая творческая личность. Многие его ученики, вдохновленные учителем, поступили в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого.
  Вячеслав Николаевич Бакумов закончил живописное отделение Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого. В Союз поступал, как график, с 1971 года член Союза художников России.
  Впервые я познакомилась с художником в конце семидесятых годов на областной выставке. Тогда была очень сильной секция графики, на выставках под экспозицию им отдавали целый этаж. Уже тогда акварели Бакумова, заполненные множеством фигурок вызывали ассоциации с работами Брейгеля.
  В 1986 году три его знаковых акварели под названием "Человек родился", "Свадьба", "Похороны" были отобраны для Третьяковской галереи. Это тогда поразило всех .[Впоследствии, сделал повторение в технике темперы. Экспонируется тут же на выставке]
  К тому времени, я занялась изучением техники офорта, и раз в неделю ходила в мастерские графиков печатать их. Это было в районе пятиэтажек, который построили в шестидесятые годы, сейчас там есть станция метро Гагаринская. А в те времена место было знаменито рестораном "Океан". Я поднималась на пятый этаж и попадала в длинный коридор, вдоль которого по одной стороне располагались помещения - мастерские художников.
  Помню, принесла свои рисунки, и Геннадий Григорьевич Коновалов (Ген Григ) - преподаватель художественного училища стал со знанием дела разбирать работы. У них в большой просторной комнате стоял массивный офортный станок, колесо, которое вращало валы, было похоже на увеличенный морской штурвал корабля. Там же была удобная вытяжка для паров азотной кислоты, налитой в кюветы
  В семидесятые годы графики увлеченно работали в технике ксилографии и офорте. Офорты были большие: тридцать на сорок пять сантиметров. Но у меня были офорты небольшие, до десяти сантиметров. Николай Панфильцев и Юрий Бородачев объясняли, что такое фаски, по краям металлической доски, барбы, возникающие при процарапывании металла. Они учили работать в технике акватинты и меццо-тинто. И сейчас, в декабре, на выставке я увидела графические листы, сделанные в перечисленных техниках.
  Легкие женственные фигурки контурами напоминали образы Сандро Боттичели, Филиппино Липпи. Девичьи головки являются аллегориями четырех времен года. Коричневый тон сепии создает впечатление старины, благородной патины. Мастер любит различные оттенки коричневого, и шесть иллюстраций к Божественной комедии Данте в офортной технике, благодаря окраске выглядят пришельцами из прошлого. Листы "Семья", "В гости", "Уборка картофеля", (1975), "На пароме. В пути" (1979) смотрятся монументально, значительно. Благодаря темным силуэтам, резкой светотени, в технике монотипии, сухой иглы, эти темно коричневые листы притягивают внимание.
  Тогда многие художники работали пером и тушью на бумаге. Рисунки "Путь к вершине", "Муравейник", "Чужой город. Одиночество" (1975) решены в такой технике.
  Уже в конце семидесятых годов, у художника проявилась склонность к созданию серий. Листы серии "Возрасты человека" (1976-1977гг) выполненные тушью, пером, отличает тщательная детализация всех планов и преобладание огромного количества персонажей. Один из четырех листов серии называется "Детский парк", где запечатлены невероятное количество советских детей, занятых играми. Бакумов - внимательный наблюдатель, подсмотрел в ребячьих играх много интересного.
  Следующий лист "Дороги молодых", здесь изображены в условном пространстве улицы или площади, множество выпускников школ, в поисках работы и учебы. Третий лист представляет "Обеденный перерыв" на строительной площадке, там, где масса рабочих обедает, курит, отдыхает. Самый интересный лист "Счастливая старость", где в промежутке двора нарисована уйма стариков. Кто - то отдыхает активно, кто - то занят беседой, книгой, а большинство гуляют с внуками или собаками.
  Бакумов мастерски соединил в своем творчестве и западноевропейскую классику, и русский реализм с элементами примитива. Тонкий добрый юмор и изобретательность чудесным образом переплетаются в его работах не только с мастерством художника, но и с его даром рассказчика, подобным Брейгелю. Именно благодаря голландской стилистике, отличающейся выразительностью линии, пятна, изобилием деталей, во многих работах самарского мастера можно наблюдать жизнь живых фигурок персонажей (жителей Самары, или Винновки), которые привносят элемент особого тонкого юмора в сюжеты его произведений.
  На этой выставке экспонируется много работ, созданных и в восьмидесятые годы, и в начале девяностых. "Субботник" 1981г. На протяжении многих лет создавалась серия акварелей "Собачья жизнь". Художник использовал плотные темные цвета для того, чтобы поведать о драматической участи бездомных животных. Листы с характерными названиями: "Брошенный за ненадобностью", Новенький", "В поисках еды", "Крещенские морозы". В данных работах проявились Любовь и Сострадание. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов на улицах города появились бездомные, возможно, это своего рода аллегория, размышление о судьбах всех, лишенных крова. Есть в этом скрытый смысл.
  Одна из неожиданных тем в творчестве Вячеслава Бакумова, тема больничной жизни. "Репортаж из клиники госпитальной терапии".1989г. Так вышло, что художник сломал ногу, оказался в больнице. Будучи натурой впечатлительной и наблюдательной, он запомнил и изобразил утренние сцены в палате, общение в курилке и свидания с родственниками. Эти композиции оказались настолько интересны своим содержанием, что их можно рассматривать и изучать довольно долго, каждый раз находя новые и новые детали и сюжетные нити. Художник с любовью, с теплом рассказывает о жизни простых людей из российской глубинки
  В 1979 году началась Афганская война - военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан. Нельзя сказать, что график был поглощен политикой, он никогда не тяготел к созданию пафосных плакатных вещей. По сути, большей частью, он пишет пейзажи, заполненные людьми. Но в мастерской неравнодушного Вячеслава Бакумова в 1979 году родилась серия "От войны к миру". Художник взял самые простые материалы: карандаш, кисть, перо, гуашь. Листы названы неоднозначно, это скорее, пояснения. Набат, Память, Дерево войны. Один лист называется: "Смерть фашизму". На пригорке небольшая группа людей, двое инвалидов - колясочников, над ними плакат "смерть фашизму". Особенно пронзителен лист "День победы", запечатлевший толпу плачущих людей, Человек с костылем утирает слезы, рядом с ним, одноглазый с повязкой на лице, вверх подбрасывают безногого, над ними плакат, "Мы победили". И есть лист "Они говорят о мире, но думают о войне". Невероятно, но композиция "Миру-мир" запечатлевшая шеренгу людей, держащих в руках фотографии погибших в войне, предвосхитила возникновение "бессмертного полка". Все работы сделаны на темном фоне, на котором светло серые фигуры людей с факелами в руках видятся призрачными, бесплотными.
  В 1989 году окончилась Афганская война. И возникла акварель "Солдатские вдовы", где нарисованы пожилые женщины, сидящие на скамейке. Ясно, что это вдовы времен Великой Отечественной войны, а все же исторические факты наполняют работу скрытым смыслом.
  В начале девяностых годов, обнаружилось, что многие художники давно приобрели дома в селах на берегу Волги. Кто-то обосновался на Бахиловой поляне, многие выбрали Гавриловую поляну, небольшая колония художников появилась в селе Винновка, где над равниной доминировала разрушенная церковь. В свое время акварелист Валерий Самаринкин запечатлел ее призрачный образ в тумане
  Благодаря инициативе художников сейчас там все восстановлено, возведен крупный паломнический центр. Церковь красавица венчает художников, крестит их детей и осеняет все в округе божьей благодатью
  Как-то так вышло, что сложнейшие гравюрные техники оказались, не востребованы обществом. Надо было выживать. Юрий Бородачев уехал в Швейцарию, художник Геннадий Коновалов окончательно перешел на преподавательскую деятельность в училище. Вячеслав Бакумов стал преподавателем в первой художественной школе.
  Зимой он на лыжах путешествовал в Винновку, по пути наблюдая жизнь на берегах зимней реки. По пути к замерзшей Волге, с лыжами на плечах, встречая меня, он вспоминал про офорты и предлагал зайти за офортной краской. Понимала, что у него нет возможности устроить вытяжку, использовать кислоту для травления. Но и мне не хотелось дышать в своей ванной пары медного купороса. Пришлось оставить такую удивительную технику.
  Летом Вячеслав вместе с мамой отправлялся за Волгу, и вел жизнь сельчанина. Время подтолкнуло к работе живописью. Но поскольку художник смолоду любил акварель, то выбрал схожий материал - водную темперу. Иногда чередовал с акварелью. И вот последние десятилетия Вячеслав Бакумов работает в технике темперы. Тогда возникли теплые портреты матери с букетом цветов в руках ("Мама"), соседей. ("Механизатор Дядя Коля Хорошев") Вниманием художника овладела Винновка, ее чистый воздух, ее просторы. И часто, следуя по маршруту: Самара - Винновка, наблюдатель Бакумов подсматривал различные сценки повседневной жизни. Любовь к темпере мастер объясняет ее кроющими возможностями.
  На выставке задерживает взгляд акварель "Двое. Дворянка".1994г. Старушка в узком пальто, прижимая к груди белого котика, идет по улице. Она нарисована в профиль. Крупные черты лица, смешной алый беретик на голове, женщина выглядит странно, но что - то в ее облике цепляет взгляд. "- Вы не знаете, какой это необыкновенный человек", - рассказывает художник. "Она мужа похоронила в первую мировую, она блокаду пережила, вот, сколько в ней силы и стойкости!"
  В 2000 годы Бакумов определился с новым форматом произведений. Формат обычно обнаруживает органическую связь как с содержанием художественного произведения, с его эмоциональным тоном, так и с композицией картины. В нем одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент художника. У Бакумова не квадрат, не прямоугольник, а длинное горизонтальное полотно, как будто кусок большого фриза, нарезанного на куски. И вот в таком формате (примерно 50х120) написаны "Березовая роща", "Волга стынет", "Память", "Лето", "Тропа над Волгой", "Мороз и солнце", "Рождество" "Пристань в Винновке. Осень" и большинство работ выставки. Названия работ пейзажные, но при пристальном вглядывании, в этой ландшафтной среде обнаруживается множество людей, живущих своей жизнью. Летом они собирают ягоды, грибы, ловят бабочек. Зимой катаются на санках, лыжах, или гуляют по заснеженной Волге на противоположный берег. В этих картинах формат сжимает изображение, создавая напряжение и динамику движения взгляда. Эти полотна интересно не только рассматривать, но и размышлять на тему запечатления повседневности.
  Почти в любой период в истории изобразительного искусства были художники, которые, так же, как и социологи, философы занимались исследованиями повседневности. Вячеслава Бакумова как художника, воспитал двадцатый век. Художники двадцатого века не чурались работы с изображением обыденности. Революция, индустриализация, война, восстановление, и долгие годы застоя позволили повседневности активно проникать в творчество художников. Безусловно, он сын своего времени. И хотя многие из его коллег, увлеченные волжским пейзажем, пренебрегали интересом к жанровой живописи, мастер всецело посвятил себя запечатлению прозы жизни. Он наш бытописатель, летописец обыденной жизни.
  В 2014 году появились две знаковых работы, - воспоминание о детстве. Вячеславу Бакумову исполнилось шестьдесят шесть лет. В 2011 году не стало мамы. Пришло осознание, что детство осталось в далеком далеке. Понятно, что две небольшие картины носят глубоко личный характер. Это: "Картинки из детства. Первый велосипед", "Зимние игры", где ребятня из шестидесятых годов захвачена игрой. Трогательные и светлые произведения.
  Мне бы хотелось выделить три шедевра. Один из них создан в трудное время. В 1993 году. "Провинция. Дорога к храму". В центре зимней композиции храм, выстроенный из красного кирпича. Во дворе его множество людей. Поодаль пруд с детишками на коньках, выше, на взгорке своя отдельная жизнь. Собирают снеговика, на санках везут крупногабаритный груз, вон мужики на лавочке накрыли поляну, греются и смотрят на множество собак вокруг. Вот странно, модели машин подле храма современные, а люди одеты в условные одежды середины двадцатого века. Приходит понимание. Храм этот и конкретное и одновременно обобщенное место. Одно ясно, это происходит в России. Художник изобразил чудесный зимний пейзаж, в котором проявились добро, свет, спокойствие. Бакумов - философ, размышляя о жизни, сочинил мир полный единства существования человека и природы
  Следующая работа "Праздник урожая" написана в 2023 году. Это центрическая композиция с изображением обелиска под сенью берез. Вокруг симметрично построились два ряда рыночных палаток. На закругленной площади справа ряды машин, а слева ряды с коровами. И повсюду, согласно иконографии в советской живописи, обилие людей за праздничными столами. На картине изображен обыкновенный день ранней осени, часть людей работает, часть отдыхает, а часть, сидя перед обелиском, вспоминает павших. Все они будто напитались яркими красками природы, соками плодов осени, ловят радость в каждом мгновении жизни, и проживают ее как подарок. Удивительно радостное творение.
  "Птичий рынок" написан недавно, в 2024 году. Зимнее пространство рынка словно увидено с высоты квадрокоптера. Это большой прямоугольник, близкий к квадрату, где нарисован городской пейзаж с конкретными, узнаваемыми зданиями, различными цветными палатками, с деревьями на дальнем плане. Примечательны, в первую очередь, живые людные сценки на плоскости картины, очень насыщенные деталями и действиями, в них преобладают правдивые, узнаваемые ситуации. Где - то прицениваются, где- то примеряют одежду, рассматривают кухонную утварь. Картину оживляют стаи ворон, бродячие собаки.
  Замечательно то, что две картины квадратной формы. В квадратной композиции, обычно взгляд зрителя фиксируется в центре или движется по кругу. Преимущество состоит в том, что таким образом легко строить композицию, чтобы выделить главный объект и сконцентрировать на нём внимание зрителя. Квадрат вообще тяготеет к статике, поэтому очень часто сюжет с объектом, помещённым строго по центру, выглядят выигрышно, благозвучно.
  В большинстве случаев картины Бакумова представляют собой смесь пейзажа и жанровой сцены. Именно за интерес к визуальной и нарративной стороне жизни простого народа, следует признать, что Бакумов истинный бытописец. Жизнь вокруг настолько многогранна, что художник, обобщая, адаптирует реальность через понятные образы, вплетает их в события и создает собственное повествование. Так рождается нарратив. Чтобы понять суть нарратива, вспомним слова Льва Толстого: "Люди как реки: вода во всех одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди".[Л.Н.Толстой. "Воскресение. Часть первая."] Одна и та же история, как шум реки, по - разному звучит из уст разных рассказчиков. А Вячеслав Бакумов занимательный, не скучный рассказчик.
  Безусловно, эта выставка показала нам не только жанровый диапазон художника, и более сотни его полотен. По сути, состоялось открытие художника соединившего реальность с вымыслом, создавшего свой собственный мир
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"