Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Евгений Казнин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евгений Казнин - художник из Самары


Планета Маленького Принца.

Евгений Казнин

(19.08.1974, Клайпеда, -20.05.2007,Самара)

  

Прощай,- сказал Лис.

- Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Маленький принц.

Антуан де Сент Экзюпери.

  
   Мы познакомились осенью в 1993 году. Женя учился на последнем курсе. Ниже среднего роста, худенький, темноволосый, очень бледный, с внимательным взглядом карих глаз, непонятно чем и как, он невольно обращал на себя внимание.
   Кажется в ноябре, он на лысо остриг волосы, и во время лекции, совершенно серьезно пожаловался: - Уши очень зябнут. Его замерзающие уши накрывала вязаным шарфом сокурсница Юлька. Так он и сидел на лекциях по истории искусства, закутанный шарфом, что-то постоянно рисуя в тетради шариковой ручкой с фиолетовыми чернилами.
   Весной он забежал ко мне в музей, солнце ярко светило на белоснежную кожу и неожиданно высветило пронзительно - розовые веки.
   -Женя, что это? Ячмень? Надо бы к врачу.
   - Вы не волнуйтесь, это специальный грим на веках.
   - Женя, зачем?
   - Как у Бурлюка, как у футуристов.
   А летом он пришел поблагодарить за то, что на лекциях разрешала рисовать. Ну, разве не странно. На лбу в центре у него были выжжены две точки, сигаретой, что ли. Тика?
   - Женя, ой, что это?
   - Да Вы не волнуйтесь, это я "третий глаз" прожигал. Немножко промахнулся, сделал повторно чуть повыше.
   А осенью 1994 года состоялась выставка портрета в зале Союза художников. Женя Казнин представил удивительный автопортрет, где запечатлел себя в черном костюме, на ярко лимонном фоне. Никакого ученичества, абсолютная зрелость. Это было сенсацией. Колорит как у Ван - Гога, тогда невольно подумалось: душа трепещет бабочкой, вся, словно обнаженный нерв. Этот юный экспериментатор, спешил скорее прожить свою жизнь.
   Преподаватели училища гордились его работой, понимая, что автор не рабски воспринял художественную систему в училище, а пропустил все через себя.
   Система преподавания в нашем Самарском художественном училище им. К.С.Петрова-Водкина построена на постоянной работе на пленере. Этюды с натуры художник исполняет с целью ее изучения и познания. Во время летней практики студенты пишут этюды в Жигулевских горах: в Зольном, на Гавриловой, или Бахиловой поляне, в Ширяеве. Так постепенно смолоду, у художника, обучающегося в Самаре, формируется восприятие пейзажа как, исключительно, "волжского" пейзажа.
   Евгений обучался на оформительском факультете, где также знакомили с искусством декоративной росписи, различными графическими техниками и технологиями декоративно-прикладного искусства. Весь комплексный опыт молодой художник перенес в станковую живопись, расширил диапазон формальных средств, во имя образности.
   Традиции волжского пейзажа, как метод работы на пленэре, разработанные И.Е.Комиссаровым, В.З.Пурыгиным, Ю.Скачковым давно получили официальное признание в стенах училища.
   Буклет с произведениями В.Пурыгина постоянно листали в мастерской Евгения Казнина. Один сезон Евгений работал рядом с Ю.Скачковым на Бахиловой поляне. Видел на выставках произведения народного художника И.Комиссарова.
   Стремление создать обобщенный образ, привело к экспериментам над этюдами, к переосмыслению пейзажей Жигулей. Волновала идея создания пейзажа - мифа, пейзажа - символа. В картинах Казнина Волга преображается. Оригинальная перспектива его холстов активна и динамична. На берегу раскинулся циферблат часов, в колорите превалирует сиреневая, фиолетовая иррациональная гамма. Окутывая лиловым флером Волгу, она ее модифицирует в мистическую реку - Лета. Часы, Время, Забвение. Лета означает "забвение", река является неотъемлемой частью царства мертвых.
   Казнин, как художник сформировался в девяностые годы. Тогда в живописи утвердились совместно со старыми приемами, новые стилевые приемы и идеи, а выразительные средства были разнообразны и тяготели к полистилизму. Именно тогда он написал первые простые и одновременно напряженные композиции, уходя от дробности и усложненности, становясь первооткрывателем фантастического, декоративного волжского пейзажа.
   Он не являлся носителем чьих-то концептуальных идей, не сохранял каноны чьей-либо школы. Он утверждал в живописи свое чуткое видение мира, будь то подсолнухи, лица знакомых или просторы волжских ландшафтов.
   Зимой 2000 года мы встретились в здании самарского отделения Союза художников. Я хотела вступить в Союз, Женя принес десяток работ, тоже собирался поступать. Развернул, показал. Основная часть композиций посвящена подсолнухам. Вот они поднимаются под дождем по косогору, бурые, с поникшими перезревшими шляпками в обрамлении измочаленных листьев. Кошмарно искореженные, полупустые, без семечек, перекрученные, как зомби. Такой экспрессии ни у кого не встретить. Эти ожившие подсолнухи стонали, плакали и кричали.
   - Женя, такие экспрессивные полотна, наверное, не пройдут.
   -А почему?
   - Так ведь они, подсолнухи пришли с "кладбища домашних животных"!
   - Вот и хорошо.
   Конечно, выставком не утвердил эти работы. А жаль
   В поздних работах Казнина проявилась одна интересная особенность, присущая только ему. Это фиксация композиции с высокой точки зрения, будто поднявшись на дельтаплане над рекой, землей, художник, все запечатлел в полете Его искривленное пространство - "астролябия" времени. Почти как у К.С. Петрова - Водкина.
   С конца 90х годов Евгений Казнин создает мифологические фигуративные композиции, доводя фигуры до знаковой единицы. Таковы - "Этот мир, увиденный из Того", "Ширяево", "Пространство. Берег с часами", в последующих полотнах-панно на холстах возникли пространственные парадоксы, это видно по названию картины "С точки зрения души, оставившей тело". Вот "Равновесие невесия". Пейзаж написан в реалистической манере, с неоново светящейся линией горизонта. А в воздухе, внутри силового поля, точно воздушные шары или дирижабли, парящие плоды - яблоки и груши . Нет веток, нет привязки к земле, но есть земля под небесами, освещенная светящимися лучами. В последующее время, в начале 2000-х годов живописные искания мастера были устремлены к ассоциативности и многозначности. Казнин пишет картины - символы. Полотна этого времени составляют единую серию, посвященную Волге. Евгений Казнин является одним из ярчайших художников Самары, без его творчества невозможно представить историю пейзажной живописи нашего края.
   Отдельного рассказа заслуживает графика в искусстве Евгения Казнина. Небольшие листочки с изображением пейзажных лирических мотивов, где по-особому, как-то драгоценно укрупнены камни, либо стволы деревьев, по степени завершенности и незавершенности притягивают, надолго запоминаются. Стремление поднять найденный образ до знакового уровня, до живописного символа, очищенного от мирской шелухи отличает также графику конца 90х и начала 2000 годов. "Осокори", "Скалы", "Осень".
   Если вспомнить о "бестиарии", то у Евгения Казнина - особое существо - Одуванчик. Этот Одуванчик выше человеческого роста, зубастый, шипастый, извивается. А листья у него - как щупальца спрута.
   Одуванчик всегда подстерегает Маленького принца. Этот герой Экзюпери по - своему, переосмыслен художником. Маленький принц сидит на стуле, смотрит поверх своей планеты, мимо вулкана и розы, наверное, на Волгу и думает о подсолнухах. По истечении ряда лет, вспоминая тихий добрый голос Евгения Казнина, его особенную телесную и душевную хрупкость, я понимаю - он был Маленьким принцем.
   Перефразируя Экзюпери, хочу отметить, что трогательней всего в этом Маленьком принце из Самары была его верность цветку, образ подсолнуха, который сиял в нем, словно пламя светильника, пока он жил ... Он оказался более хрупок, чем казался. Светильник надо было беречь, но порыв ветра погасил его... В 2007 году река Волга забрала жизнь художника.
   Евгений Казнин обладал чутким даром дружбы. Особые узы связывали его с бабушкой, с матерью, они были для него не столько родными, сколько родственными душами. Чувство дружбы было для него органичным, естественным.
   Каждому, кому дорога была дружба с Евгением, каждому, кто любит его искусство, он мог бы сказать словами Маленького принца "Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь,- и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня, когда-то... Ты всегда будешь мне другом".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"