Аннотация: Первый очерк из серии о Республике Марий Эл, откуда я только что вернулся. Технический отчет об этой поездке здесь и здесь
Марий Эл. Часть первая
Заметки из одного путешествия
Республика Марий Эл находится к востоку от Москвы на расстоянии около 800 километров и расположена по обеим сторонам Волги в бассейне рек Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Илеть, Уржумка. Ближайшая река, впадающая в Волгу с запада - Сура, с востока - Вятка. Республика граничит на западе с Нижегородской, на севере и северо-востоке с Кировской областью, на юго-востоке с Татарстаном, на юге с Чувашией. Республика вытянута в широтном направлении: ее размеры с запада на восток около 300 километров, с севера на юг около 150 километров.
Население 706,7 тыс. человек (2007), из них марийцев 42,9% (около 300 тыс.), русских 47,5%, татар 5,9%, живут также чуваши, удмурты, мордва, украинцы и представители других этносов наших страны (всего более 50), в том числе, 244 еврея, 1 горский еврей и 2 американца. (http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_03.xls ).
Всего в России проживает 604,8 тысяч марийцев (2002). Другие места компактного проживания марийцев находятся в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и в других субъекта Федерации. Выделяются три марийских субэтноса (по другим данным даже четыре): основная масса - луговые марийцы, живущие на низменном левом берегу Волги; горные марийцы, живущие на высоком правобережье, которое уступает, конечно, Жигулям, но ненамного; и восточные марийцы.
Луговые и горные марийцы, в основном, приняли Православную веру, хотя языческие элементы живы до сих пор, а многочисленные древние языческие памятники (священные рощи, священные источники, священные деревья и др.) до сих пор служат местом поклонения и паломничества верующих.
Немного истории
Восточные марийцы приняли Ислам и переместились по большей части в Башкортостан. Все марийцы относятся к финно-угорским народам. Язык горных марийцев значительно отличается от языка луговых и восточных марийцев, хотя они вполне понимают друг друга. Кстати, не исключено, что столица нашей Родины, город-герой Москва носит горно-марийское имя: Моска-Ава = Большая Медведица. Есть мнение, что горные марийцы - потомки племени мерян, живших на территории Москвы до прихода туда славян и вытесненные пришельцами на восток. До настоящего времени в соседней Чувашской Республике сохранилось село Москакасы - Московская дорога, рядом есть и Татаркасы - Татарская дорога.
Знаток жизни Горно-Марийского края Морохин Николай Владимирович пишет в своих "Размышлениях о судьбе природно-культовых памятников":
"Этнограф 30-х годов ХХ века Иван Зыков записал легенду, которая жила на землях горных марийцев неподалёку от Васильсурска с незапамятных времен. Рассказывает она, что дальние их предки жили где-то на западе, около нынешней Москвы. И само даже название Москвы принадлежало им: Маска-Ава - это медведица, а ей в древности там и поклонялись. Правил западными марийцами кугуз Ханаан, к востоку от него кугузами были Алталоф, Каралоф и Салаоф. Бог Кугу-Юмо объявил им через картов свою волю - принести в жертву 70 самых лучших жеребцов.
Кугузы, посоветовавшись, поняли - жертва эта слишком велика, они поскупились на такой подарок. И тогда была воля Кугу-Юмо, чтобы род Ханаана оставил московские земли и отошёл за Оку, к Суре, в край других правителей. Так возле Цепеля соединились люди многих родов. Загадочная легенда.
Исследователи приводили её, но уходили от истолкования. Её древний смысл, стёршийся как очертания букв и символов на очень старой монете, вероятно, достаточно точно сумел понять лишь Виталий Акцорин, работая над трудом о марийском эпосе. Не Кугу-Юмо требовал от народа жеребцов - это была дань, которую запросили западные соседи". (Более подробно - здесь: http://www.vasilsursk.ru/tur/kruzhka.htm)
Формирование марийских племен на территории нынешней Марий Эл происходило в первой половине I тыс. н.э. В письменных источниках марийцы впервые достоверно упоминаются в X в. в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (Википедия) под именем "черемиса". В это время они находились под влиянием Хазарского Каганата. Позже на них распространилось влияние Волжско-Камской Булгарии, располагавшейся на территории современного Татарстана. Соседи марийцев - чуваши - считаются прямыми потомками булгар, то есть, чуваши имеют тюркские корни. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. В 1551-1552 году марийцы вошли в состав Российского государства. Марийцы чтят память князя горных марийцев Акпарса, который лично встречался с Иваном Грозным.
Немного о национальном вопросе
Государственность марийцы обрели при советской власти: 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область, преобразованная в Марийскую АССР в день принятия Сталинской Конституции - 5 декабря 1936 года. Тогда же марийы получили свою первую Конституцию. 22 декабря 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики.
В Республике Марий Эл два государственных языка: русский и марийский.
На марийском ведется радио- и телевизионное вещание (три телекомпании и две радиостанции), на нем же выходит 16 периодических изданий. На фото - газета "Жера" (восемь страниц), издаваемая с 1926 года.
"Первые литературные произведения на данном языке написаны в конце ХVIII века. Эти первые литературные труды были написаны учениками Духовных Православных школ, выходцами из горных мари, обучающихся в Казани и Нижнем Новгороде. Одно из стихотворений, написанных в 1767 году сохранилось до сих пор. Оно посвящено поездке Екатерины II в Казань и написано в стиле хвалебной оды. В 1821 году в Петербурге на горномарийском языке вышло первое Евангелие". (Из Википедии).
Кстати, марийский язык поддерживается и за пределами Республики Марий Эл. Так, например, в соседней Удмуртии он преподается в 15 школах и 4 дошкольных учреждениях республики. В Граховском и Каракулинском районах, где компактно проживает около 40% всех марийцев Удмуртии (1989 г.) на местном радио организовано вещание на марийском языке. В Удмуртии регулярно проводятся конкурсы самодеятельных исполнителей марийской народной и эстрадной песни. Поочередно в каждом районе Удмуртии проходят Дни марийской культуры. Ежегодно в марийских селениях проводится марийский национальный праздник "Семык". (http://www.minnac.ru/cache/cnt33.php)
По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 1 декабря 2007 года в республике насчитывается 1026 общественных объединений, из них 39 - национально-культурные, в числе которых 6 - молодежные организации. Из 39 национально-культурных объединений шесть татарских, пять еврейских (на 245 человек еврейского населения!), одно башкирское, одно украинское и одно азербайджанское.
Немного об экономике
С 2001 года в Марий Эл наблюдается ежегодный рост промышленного производства, сельского хозяйства и инвестиций в основной капитал. Подробности можно посмотреть на официальном сайте правительства Республики: http://gov.mari.ru/rep/pasport.phtml. В целом же республика живет бедно: ни нефти, ни газа в ней нет, полезные ископаемые ограничены торфом, строительными и силикатными песками, богатый коренной лес был вырезан вдоль сплавных рек в первые послевоенные годы, а новый пока не созрел, хотя кое-где уже осваивается. Сельское хозяйство с приходом основных демократических ценностей - дирола с ксилитом и Ксюши Сообщак с Домом-2 - пришло в такой же упадок, что и по всей стране. Привожу данные Росстата с его официального сайта http://www.gks.ru
Поголовье основных видов скота
в хозяйствах всех категорий, тысяча голов, Республика Марий Эл,
значение показателя за год
Производство основных видов продукции животноводства
в хозяйствах всех категорий, Республика Марий Эл,
значение показателя за год
Тем не менее, по крайней мере, в Горно-Марийском районе, который я проехал почти весь, видно, что сельское хозяйство возрождается. Мы практически не встречали ни одного клочка необработанной земли. Фермы не производят впечатления последствий непрерывных бомбежек, как в Центральной России. Часто встречаются стада, причем, в каждом не 10-20 голов, как везде, а 100-200 голов. Правда, техники на полях встречается не так много: советская давно поржавела, а купить новую крестьянам не по карману. И это в то время, когда Стабфонд лежит за границей и обесценивается на миллиарды долларов!
Вообще, судя по статистике, произошли структурные изменения в выращивании сельхозкультур. Резко, более, чем в три раза сократился валовой сбор зерна. Отсюда и общий развал животноводства. В то же время, примерно втрое увеличилось производство овощей, а производство картофеля находится примерно на уровне 1990 года, что, безусловно, является большим достижением.
Горно-Марийский район
В Республику Марий Эл я попал не случайно. Увидел на сайте моих друзей из Татарстана описание и фотографии замка Шереметевых в Юрино и загорелся. Через пару недель мы с женой на машине отправились в Юрино, Козьмодемьянск и Васильсурск. Технический отчет об этой поездке находится здесь: http://turizm.lib.ru/c/chuksin_n/mari_el_t2.shtml.
Горно-Марийский район Республики Марий Эл образован 15.1.1921. Он расположен в юго-западной части Республики. Численность населения 30952 чел. Основное население района - горные марийцы (почти 90%). В районе 14 сельских администраций, объединяющих 242 населенных пункта, 38 школ, 2 музыкальные школы, 38 клубных учреждений, 26 библиотек, 14 спортзалов, 22 стадиона, 27 спортплощадок; турбаза "Наргиз". На этой турбазе мы и провели несколько незабываемых дней.
Район очень красив: его территория представляет собой, в основном, высокий правый берег Волги, идущий вдоль нее полосой шириной примерно 30 километров. Холмистый рельеф, ухоженные поля, зеленые перелески, хорошие дороги.
Центр Горно-Марийского района город Козьмодемьянск, тот самый, где по преданию Остап Бендер проводил международный шахматный турнир, и который должен превратиться в Нью-Васюки.
В Нью-Васюки город, конечно, не превратился, но выглядит вполне пристойно, особенно, на фоне других малых городов России, разрушенных прокатившимся по ним мощным катком демократии и общечеловеческих ценностей.