Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О местечковом национализме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.28*14  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читая работы В.Р.Филиппова


   О местечковом национализме
  
   Недавно меня упрекнули в употреблении словосочетания "местечковый национализм", смысл которого для меня настолько ясен, что я никогда не задумывался о возможных сомнениях в его толковании и не ожидал упреков даже со стороны наиболее озабоченной части нашего населения. Решил немного углубиться в суть вопроса.
   Само понятие "национализм" вряд ли поддается формулировке в рациональных терминах. Даже более или менее объективные буржуазные лжеученые запутались в этом сложном понятии. Про необъективных и говорить не стоит. С одной стороны им ставят задачу всячески возбуждать и обострять этот вопрос как мощнейшее средство дестабилизации ранее стабильных режимов. С другой стороны те же заказчики и за те же деньги ставят еще более сложную задачу: всячески осуждать и затемнять этот самый вопрос, поскольку надо проталкивать самую прогрессивную в мире идею глобализма, который ну никак с национализмом не гармонирует, "не личит", как имели обыкновение выражаться у нас в бывшем мордовском селе Татаново.
   Отсюда "гражданский национализм", "этнический национализм", "государственный национализм", "культурный национализм" и даже "романтический национализм". Не поверите, но есть даже либеральный национализм! Кстати, почему бы ему не быть, если недавно у нас была пущена в оборот еще более крутая разновидность либерализма - либерализм социальный, то есть, тепло-холодный. Но это уже крайности.
   Вообще, национализм - это идеология и политика в национальном вопросе, основой которых является трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Национализм, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности, часто принимает крайние формы (шовинизм и др.) и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. ("Современная энциклопедия").
   Современная западная философия различает классический национализм и национализм в более широком смысле слова. Классический национализм - это политическая программа, которая предусматривает создание и поддержку полностью суверенного государства, принадлежащего данной этно-национальной группе ("народу" или "нации") в качестве первостепенного долга каждого члена этой группы. Национализм в более широком смысле слова - это любой комплекс отношений, заявлений и призывов к действию, приписывающих фундаментальную политическую, моральную и культурную ценность нации и национальности, а также выведение особых обязательств и дозволений (для индивидуальных членов нации и для любых имеющих какое-либо отношение третьих сторон, индивидуальных или коллективных) из этих приписываемых ценностей. (Stanford Encyclopedia of Philosophy).
   Надо признать, что подлинно классический труд по национальному вопросу принадлежит все-таки Иосифу Виссарионовичу Сталину. Я имею в виду написанную в конце 1912 - начале 1913 года и опубликованную в журнале "Просвещение" за 1913 год статью "Марксизм и национальный вопрос". Приведу всего две цитаты из этой работы, имевшей далеко идущие последствия для судеб Советского Союза и России. Цитирую по книге И.Сталин "Марксизм и национальный вопрос", Москва, Госполитиздат, 1950 год.
   "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (стр.22).
   "Нация имеет право свободно определить свою судьбу. Она имеет право устроиться так, как ей угодно, не попирая, конечно, прав других наций" (стр.57).
  
   В этом "не попирая, конечно, прав других наций" вся прозрачная простота и невероятная сложность национального вопроса.
  
   Особенно сложным этот вопрос становится тогда, когда он инспирируется извне. Игра на национальных, на этнических чувствах - самый легкий и самый верный путь к дестабилизации, будь то дестабилизация далеких от европейской цивилизации тутси и хуту, будь то вполне европейские Балканы, не вполне европейская Россия или далеко не европейская Грузия. Но речь сейчас идет не о британских шпионах-правозащитниках. Мы говорим о местечковом национализме.
  
   Само слово "местечковый" изначально было связано с "местечком" - поселком полугородского типа, еще не городом, но уже не деревней, чаще всего на Украине и в Белоруссии. Великий и могучий русский язык широко использует это прилагательное, образуя многочисленные и хорошо понятные термины. Местечковые новости, местечковый патриотизм, местечковый бонапартизм, местечковое ханжество, местечковый форум, местечковые страсти и даже местечковое авиашоу - это далеко не полный перечень того, что принесла мне в ответ на запрос поисковая система Рэмблера. Местечковый - значит узко ограниченный, но претендующий на универсальность, не желающий заглянуть чуть дальше и чуть выше, чем сиюминутные и вполне местные понятия, интересы, подходы, оценки, стремления и методы их реализации. Итак, местечковый национализм.
  
   За время работы в миссиях ОБСЕ мне удалось познакомиться со многими удивительными людьми, крупнейшими специалистами, выдающимися личностями. К таким личностям, несомненно, принадлежит Василий Рудольфович Филиппов -- доктор исторических наук, заведующий сектором этнической регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки Российской Академии наук. Его работы "Критика этнического федерализма", "Чувашия девяностых. Этнополитический очерк", я считаю лучшим из всего, что мне доводилось читать за последние годы по этой тематике, а его библиографический указатель "Постсоветская этнофедералистика" содержит ссылки примерно на 900 серьезных работ по этнополитическим реалиям Российской Федерации.
   Вот что он пишет в работе "Чувашия девяностых. Этнополитический очерк" (Москва, РАН, Центр цивилизационных и региональных исследований, 2001 год, стр. 131) о причинах всплеска того самого национализма, который я называю местечковым, всплеска, произошедшего на фоне тогдашнего всеобщего разгула демократии имени Ельцина-Мавроди:
   "Не склонное к рефлексиям большинство дезориентировано. Инверсия официальных мифологем искорежила массовое сознание. (...) Обыватель, усомнившись в прежних символах, не уверовал в новые, сопряженные для него с унизительным нынешним бытием. Фрустрация!"
   "Рефлектирующее меньшинство, скептически воспринимавшее идеологемы прошлого, разуверилось в справедливости идеологем нынешних. Столь желанные либеральные ценности обнаружили явную производность от денежного мешка, демократия на поверку обернулась тотальной коррупцией, устремление в сообщество цивилизованных стран все более напоминает крах собственной государственности. Апатия!"
   "Мы так и не смогли стать "новой исторической общностью", не стали и "уважаемыми россиянами". Национального самосознания не получилось, возобладало этническое. Почему? Все просто: для взлета национального самосознания должен быть повод гордиться своим Отечеством, а для мобилизации этничности достаточно образа врага".
   "Нет нужды повторять тривиальные истины, что поиски врагов среди "инородцев" актуальны тогда, когда нечего есть. Это слишком хорошо известно. Суть в том, что есть уже действительно почти нечего, и полуголодных граждан России во всех ее пределах обуревает этническая самоидентификация". Напомню, написано, в основном, на материале времен чудовищного разгула демократии времен Ельцина и Мавроди.
   Василий Рудольфович выделяет восемь основных мифов, лежащих в основе чувашской этнической самоидентификации. Осмелюсь предположить, что те же мифы в той или иной степени лежат в основе и других подобных националистических движений: местечковый национализм и в своей основе, и в своих проявлениях универсален. Откуда они вообще берутся, те, кто занимается таким мифотворчеством? Вот ответ человека, профессионально занимающегося этим вопросом. "Так называемая "национальная интеллигенция" (не вся, разумеется, а ее наименее талантливая и наиболее честолюбивая часть) творит миф, пытаясь навязать своим соплеменникам новую, сконструированную наспех этническую идентичность...". Невольно вспоминается искромётный Мегабакс, считающий интеллигенцией духовную, ментальную и культурно-социальную принадлежность некоего самозванного класса, подсознательно стремящегося дистанцировать себя от "быдла" и при этом куда-нибудь это "быдло" повести.
   Но - рассмотрим по порядку плоды мифотворчества национально озабоченной части интеллигенции. Далее иногда позволяю себе для ясности и для краткости отойти от дословного цитирования Василия Рудольфовича Филиппова.
  
   Миф первый: "Это наша земля"
   В массовом сознании членов этнического сообщества непременно присутствует идея коллективного владения некоей частью ойкумены, "нашей землей", "землей предков". Чаще всего эту же часть ойкумены или ее отдельный фрагмент считают "своей" члены другого этнического коллектива. Поэтому в этническом мифотворчестве всегда присутствует обоснование правомерности притязаний на данную территорию.
  
   Миф второй: "Государство этноса Х"
   Главная цель этнического сообщества - построение собственного суверенного национального государства. Стоит отделиться от Белграда, от Киева, от Москвы, от Багдада, от Ташкента или Пекина - и "богатства польются полным потоком", а "вековая мечта" этноса Х немедленно станет явью. Куда при этом денутся этносы Y и Z, а также остальные 140 или 150 этносов, населяющих, например, нашу любимую Родину, обычно умалчивается.
  
   Миф третий: "Наш народ грабят"
   Что странно, этот миф имеет хождение даже в таких регионах, которые являются глубоко дотационными. Но миф - он на то и миф, его не анализируют, в него верят. Своя финансовая и банковская система, формирование собственного бюджета - занятие, конечно, приятное для тех, кому придется этим заниматься. Но вот в обретшей самостоятельность Грузии, которую больше никто не грабит, министры почему-то стали получать зарплату из средств США. Кстати, как правило, детальных экономических программ лидеры местечковых националистов не имеют. Но этот третий миф, вкупе с четвертым имеет широчайшее хождение.
  
   Миф четвертый: "Наш народ угнетают"
   Этносоциальные диспропорции, сложившиеся по разным причинам в ряде регионов особенно болезненно воспринимаются национальной интеллигенцией, постоянно рефлектирующей по этому поводу. Кто именно угнетает и кто конкретно грабит - всегда само собой разумеется. Это хуту (тутси), сербы (албанцы), армяне (азербайджанцы) и, конечно, русские, особенно, москали. Эти вообще спать спокойно не могут, если кого-нибудь не угнетут или не ограбят. Классовая ненависть особенно легко подменяется ненавистью национальной. Образ врага - вот он, под рукой, а сам враг, угнетатель и грабитель, ходит по тем же улицам, ездит на том же троллейбусе и стоит в тех же очередях и к тем же чиновникам, кстати, сейчас чаще всего - местным, национальным кадрам.
  
   Миф пятый: "убитый язык"
   Полемика о статусе, престиже, социальных функциях языка этноса Х - это ось вокруг которой начинают раскручиваться остальные идеологемы, составляющие доктрину местечкового национализма. Составными частями этого мифа являются мифологема о богоданности и богоизбранности языка этноса Х, о его исключительной древности (чаще всего от Адама, в крайнем случае, от шумеров, ариев или этрусков). Доказать это невозможно, опровергнуть трудно, а вот поверить - легко. Особенно, если больше верить особенно и не во что.
  
   Миф шестой: "Возрождение культуры"
   Для этноцентрического сознания в высшей степени характерна абсолютизация культурных достижений "своего" этноса. Здесь те же мифологемы о чрезвычайной древности этноса Х, о том, что именно этот этнос учил другие народы "хлебопашеству, садоводству, ткачеству, пчеловодству, животноводству". Само собой разумеется, в этом же ряду - металлургия, производство мечей, копий и ювелирных украшений из золота и серебра. Само собой разумеется, что пребывание в составе империи привело к упадку и деградации национальной культуры, и только создание национального государства вернет культуре этноса ее высокое место в мировом цивилизационном пространстве. Центр мировой культуры - он ведь всегда был в Нью-Васюках. Сомневаться в этом могут лишь злобные и коварные враги этноса Х.
  
   Миф седьмой: "Возвращение богов"
   Крах марксистской идеологии породил духовный вакуум, который призвана заполнить вера в Бога. Правда, пока ни крапление святой водицей офисов финансовых компаний, ни многотысячные хаджи к святыням Мекки не прибавили нашему обществу ни любви, ни согласия, не говоря уж о морали и нравственности. Тем не менее, национально озабоченная интеллигенция, создав мифы о древней культуре, часто подкрепляет отсутствие материальных памятников этой самой культуры тем, что они были якобы уничтожены во время насильственной христианизации, а возвращение к прежним верованиям немедленно возродит и былое величие культуры, и глубину миропонимания. Куда при этом денется телевидение, реклама и Филипп Киркоров с Катей Лель, мифотворцы опять недоговаривают.
  
   Миф восьмой: "Душа народа"
   Национализм иррационален. В его основе лежит страх: "этнос-враг" рисуется в воображении как злая, сплоченная, хорошо организованная и агрессивная сила; напротив, "мой этнос" представляется добрым, доверчивым, разобщенным и не готовым к отражению агрессии. Собственное пессимистическое настроение неоцененных и непонятых "просветителей" экстраполируется на ментальность этноса Х вообще. Главной целью националистических партий ставится освобождение души народа Х от вековых оков, пробуждение духа народа от векового сна.
  
   Правда, пока несостоявшиеся местечковые интеллигенты занимались мифотворчеством, их более шустрые собратья по этносу занимались более прозаическими делами. Взяв с благословения не вполне адекватного Ельцина столько суверенитета, сколько смогли унести, они быстренько превратили в собственность все то, до чего смогли дотянуться, забыв на время и о языке, и о возвращении богов, и о душе народа.
  
   С приходом к власти в нашей многострадальной стране группировки Путина острота многих этно-национальных проблем у нас не то, чтобы притупилась, но они как-то ушли на второй план. То ли были устранены наиболее вопиющие перегибы, существовавшие во времена исторического материализма, то ли появились поводы гордиться своим Отечеством, то ли так совпало, и просто новые - уже из местных! - хозяева жизни в регионах, решив свои личные проблемы, быстренько указали особо озабоченным на их реальное место в этой жизни. А может, пример Ирака у них и Чечни у нас показал, что национальный вопрос не столько высокие материи и возвращение местночтимых богов, сколько деньги, собственность, грязь, ложь, смерть и разрушения.
   В целом же, местечковое мифотворчество не очень-то и опасно, но только при наличии общенациональной надконфесиональной, надэтнической объединяющей идеи, особенно Сверхидеи. Удвоение ВВП на такую С-идею как-то не очень тянет.
  
   Кстати, о национальной идее [Украдено на сайте  www.caricatura.ru]vs
  
   В любом случае помните: "Не попирая прав других наций"...
  
   25 января 2006 года
   Москва
  
  
  
  
  
  

  
Оценка: 6.28*14  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"