Платформа недоступности. Выставка работ Вячеслава Петренко
Вчера, 7 февраля 2013 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (Аптекарский приказ) по адресу: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, д. 5, вход со Староваганьковского переулка, состоялось официальное открытие выставки работ архитектора и художника Вячеслава Петренко "Платформа недоступности". Для публики выставка открывается 9 февраля 2013 года. Я коротко уже писал о Вячеславе в заметке "Память эпох", теперь появилась возможность дополнить тем, что увидел и услышал на выставке.
Слава прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. На выставке представлены его архитектурные работы, созданные всего за 8-10 лет. Я далёк от архитектуры, поэтому предоставлю слово профессионалам, тем, кто лично знал Вячеслава, и кто может объективно оценить его масштаб.
Говорит Андрей Боков, Президент Союза архитекторов России, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор архитектуры:
"Мы познакомились со Славой почти тридцать лет назад, в тяжёлое для архитектуры время, "мёртвый сезон". (...) Обычному архитектору существовать в такой атмосфере было крайне непросто, но Слава был человеком уникальным, незаурядным, свободным и самостоятельным... Игра ума была его главным увлечением. В отличие от многих его не волновала призрачная возможность реализации, он сознательно не думал об этом. Слава создавал не проекты, а концепции, изложенные им самим изобретённым языком - языком "архитектурных комиксов", где изображение и текст слиты воедино и друг друга дополняют.
Он был создателем особого рода "архитектуры для архитекторов", архитектуры, предназначенной для высоких профессионалов, для людей, способных понять и оценить тонкую, мудрую, комичную и трагичную, поэтичную и метафизическую архитектурную мифологию".
(Из каталога выставки).
Пара иллюстраций к словам Андрея, с которым меня познакомил Слава в конце семидесятых.
На выставке представлена не только "архитектура комиксов", но и детально разработанные архитектурные проекты, в частности, проект Олимпийского центра парусного спорта в Таллине. Это один из многих десятков чертежей этого большого проекта:
Вообще-то Андрей только частично прав, называя Славу изобретателем языка "архитектурных комиксов". Языком подобных комиксов пользовался Леонардо да Винчи, тот самый, о котором поколение "П" наслышано в связи с фильмом "Код да Винчи". Вот посмотрите сами. Это работы Славика, выполненные им в технике офорта, который он освоил с подачи нашего общего друга - трагически погибшего художника Сергея Перелыгина:
Это работа великого Леонардо:
Таких офортов Слава создал больше сотни. Они не все вывешены на стендах, но их все можно посмотреть, полистав страницы в компьютере:
Выставка не случайно называется "Платформа недоступности". Одной из идей архитектуры будущего, предложенных Славой, была идея о "материализованной возможности уединения среди людной площади при сохранении визуального контакта. Реализовано лёгким приподнятием, что позволяет осуществить переход в состояние свободной горизонтальной плоскости, причём, малая высота приподнятия придаёт этому состоянию характер касательной головами людей именно горизонтальной распространённости, в отличие от нахождения на высоком объекте, где вообще доминирует факт удалённости от своей горизонтальной проекции". Вот, на офорте:
Выставку в сотрудничестве с музеем архитектуры организовала и подготовила вдова Славы - Саша, Александра Павловна Петренко, тоже архитектор, человек редкого ума, работоспособности и таланта, в том числе, организаторского. Вот она во время выставки (на фото слева):
Помогал Александре сын Иван, очень похожий на своего отца. Здесь он с друзьями отца - Борисом, Валентиной и Светланой:
Народ на открытие пришёл солидный, случайных людей не было:
Играла живая музыка, велась съёмка:
Удивило, сколько среди архитектрис красивых девушек:
Общая атмосфера была деловой и в тоже время праздничной:
Выставку посетил кто-то из верхолазов в полном боевом снаряжении.
А может, сталкер:
Выставку открыла директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, архитектор и архитектурный критик Ирина Коробьина:
"В концентрате идей, которые Вячеслав не успел реализовать, считывается его поиск подходов к архитектурному творчеству. Они построены на аналитике и генерировании концептов, изложенных на языке удивительной графики музейного достоинства, в которой очевиден и Богом данный талант, и врождённая художественная культура".
Кстати, выставленные работы Вячеслава Петренко теперь будут экспонатами Государственного музея архитектуры, вместе с работами других великих творцов отечественной и зарубежной архитектуры.
Так слушали Ирину:
Затем выступил Андрей Чернихов, профессор Международной академии архитектуры, вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры, сын Якова Георгиевича Чернихова (1889-1951) - выдающегося русского архитектора и теоретика искусства.
Рядом с ним Ирина Коробьина, Александра Петренко и Иван Петренко.
Это выступает Михаил Хазанов, выпускник того же Московского архитектурного института (МАРХИ), в котором учился Слава, а ныне руководитель ООО "Персональная творческая мастерская архитектора Михаила Хазанова" и руководитель архитектурно-планировочной мастерской ЗАО "Курортпроект" (АПМ-7); Академик IAA (Международная Академия архитектуры); профессор МАРХИ; Вице-президент Союза Московских архитекторов (СМА); Вице-президент Международной академии архитектуры (МААМ, отделение в Москве, Евразия), и прочая, и прочая:
Актёра Юрия Григорьева (Дядю Юру из "Спокойной ночи, малыши") на выставку привела его жена: со Славой он не был знаком. В своём эмоциональном выступлении Дядя Юра подчеркнул, что не представлял той творческой глубины, которая открылась ему при знакомстве с работами Вячеслава Петренко.
Особенно внимательно слушали выступление Александры Петренко - именно ей мы обязаны тем, что работы Вячеслава не просто сохранились, а стали всеобщим достоянием:
"День Памяти - второе рождение человека на земле. Первое рождение даёт ему мать, а второе - Господь Бог по делам и мыслям его. Воскрешение человека - это наша память о нём.
Готовя эту выставку и разбирая архивы мужа, я в очередной раз задумалась над тем, насколько цельным и удивительным человеком он был. Все бумаги, зарисовки, проекты великолепно систематизированы - как будто создавая архив, он заранее знал, что их будут рассматривать и изучать".
Это коллега Александры Павловны, главный инженер холдинга "Щёлковский" Гунбин Виктор Фёдорович: её архитектурное бюро АСБ-17 сотрудничает с холдингом в вопросах создания городской среды Щёлкова:
Слова благодарности:
Выступает сын Вячеслава - Иван, тоже работающий в архитектурной фирме:
Мои читатели уже знакомы с Иваном - он приезжал в Лешенское, помните?
Пришлось выступить и мне, по просьбе трудящихся, конечно. О чём говорил - не помню, слишком волновался. Но идеологию либеральной демократии американского разлива, мутировавшую у нас в идеологию подлости, упомянул, как и будущую идеологию гармонии живых организмов - человека, общества, государства и Природы. Концепцию архитектуры будущего, которая полностью соответствует этой идеологии, и разрабатывал Вячеслав Петренко.
Слушали меня, конечно, уже не так внимательно.
Дискуссии в кулуарах и знакомство с выставленными работами продолжались потом долго после завершения официальной части:
Забыл упомянуть про работы Вячеслава, не представленные на выставке. Это выполненные в разной технике виды Соловецкого монастыря:
Это обложки конвертов - в них Слава присылал Александре письма из Бухареста, где продолжал учиться в Высшей архитектурной школе. Талант карикатуриста у него был, пожалуй, равен таланту архитектора: