|
Четвёртая экскурсия (04.09) в Валетту, стольный град мальтийский. Была робкая надежда, что удастся сбежать с "увлекательного шоу из истории Мальты!!!" (всё тот же слайд-фильм), объявленного к концу программы, и тем временем посмотреть дворец великих магистров и их оружейную палату, МИМО которых мы должны были пройти в ходе экскурсии, но не удалось - с фильма начали. Пришлось потерять целый час, а по окончании экскурсии предупредить гида, чтоб не ждали и побегать дальше самой. Зато посмотрела всё, что наметила. Валетта считается первым европейским городом, построенным по "правильному" плану - то есть все улицы по перпендикулярам, средняя - главная - через весь город к морю (длина примерно 1,3 км). Но всякие рельефные горки при строительстве никто не срывал, так что сплошные "вверх-вниз", кое-где и лестницы имеются, иначе на такой уклон не взобраться, даже для машин (!). Дома прежних веков от современных не сильно отличаются, восстанавливая разбомблённое во время войны (а бомбили 2 года почти ежедневно) старательно соблюдали стиль. В Соборе Св.Джона (Иоанна Крестителя) обратили внимание на замечательно красивый мраморный пол, оказалось это захоронения знатных рыцарей ордена (у каждого плита со своим рисунком, хотя и в общем стиле). У нас не в традиции гулять по могильным плитам, так что на середину особо не выходили. Сейчас идёт реставрация, примерно 2/3 сделано и сияет, остальное в тёмном цвете, но впечатляет. Там же в соборе галерея с огромными гобеленами - каждый вновь избранный великий магистр должен был преподнести дар ордену, гобелены - один из таких даров. Потом зашли в верхние сады Баракка - многие магистры считали долгом украсить остров садом, раз уж зелени здесь нет. Сады эти как правило называют именем основателя или в честь чего-нибудь знаменательного на то время. Вот только что такое эта Баракка не выяснено. Здесь мы с гидом расстались и я рванула по музеям. Вопреки предупреждению гида "Нельзя во дворец! Там заседает правительство Мальты!", туда пускают. На втором этаже заседают и встречают иностранные делегации господа депутаты и кабинет министров. Когда заседаний нет, за 2,5 лиры можно побродить. Так что я посмотрела парадные залы, парадные гобелены, галерею магистров, а проникшаяся доверием охрана не только подпустила к залу приёма глав иностранных государств, но даже и сфотографировали меня на пороге. В этом зале висят несколько портретов, один из них Екатерины II. Совершенно неизвестный у нас факт - мальтийский орден очень её уважал, они переписывались, Екатерина им много помогала (то деньгами, то рабами, то флотом) и это единственный портрет главы иностранного государства (хоть бы и давний), висящий во дворце. В отличие от Павла. Его портретов нет, нет и упоминаний о нём. Что до павлова магистерства, то тут вышла интересная история. Чтобы стать рыцарем этого МОНАШЕСКОГО ордена, необходимо было иметь 11 поколений знатных предков, отречься от семьи и близких, сдать имущество в казну ордена и соблюдать довольно строгий устав (хотя бы внешне). Не мог император такого сделать, так что полноправным рыцарем он не был. Когда в 1798 году Наполеон выставил рыцарей с острова, они низложили сдавшего без единого выстрела магистра и некоторое время скитались без определённого места жительства. Потом около 100 рыцарей были приняты Павлом в России и в благодарность присвоили ему титул рыцаря (хотя полностью он звучал как "рыцарь из милости" - то есть не все условия соблюдены, рыцарство символическое). В благодарность за выделенные земли и дома его провозгласили магистром этих 100 рыцарей. Остальных принял папа римский и они выбрали другого магистра. В хрониках ордена именно он значится великим магистром, хотя в хрониках Ватикана, посвящённых ордену, магистров два - де-юре (Павел) и де-факто. Но на Мальте ничего о Павле нет, помнят только Великую Екатерину.
Кстати о рыцарях из милости. Одним из них был художник Караваджо. Его выпросили у папы римского (сидел за дуэль, бежал в Неаполь, чуть не попался снова - и тут рыцари пригласили). Он написал 5 картин (три теперь в Лувре - Наполеону от Франции спасибо), расписывал соборы, получил в знак признания рыцарство из милости, уже как рыцарь вызвал кого-то из "основных" рыцарей на дуэль, убил, бежал через Сицилию обратно в Италию, но рыцари не папа - два года гонялись по всей Италии и всё-таки догнали. В официальной биографии считается, что именно в этот момент он внезапно умер от лихорадки. Всё может быть.
Оружейная палата находится там же во дворце, на первом этаже. Среди доспехов и оружия большая часть более-менее знакома по облику. И только у витрины с доспехами "стиля Савояр" я увидела такое, чего ни разу не встречала. К шлемам над смотровыми отверстиями припаяны суровые брови из гнутых металлических пластин (по козырьку над каждым глазом, которые соединены над переносицей). Для чего такое украшение, не очень ясно, но смотрят шлемы сурово.
Потом я сходила в национальный археологический музей, где кроме всего прочего полюбовалась "вживую" на ту древнюю даму, изображение которой украшало мой этаж в отеле. Там ещё была она же спящая - очень милая статуэтка, вот её бы и рисовали.
Напоследок зашла в Музей изящных искусств - картинная галерея, есть очень интересные картины, всё здание украшено бронзовыми танцующими балеринами. С удовольствием походила.
А потом на выход из города, к фонтану Тритон - на площади вокруг него остановка всех автобусов, во все концы Мальты. Так что минут через 40 (около пяти вечера) добралась до отеля, ещё через 20 прилетела на пляж - и обнаружила пропажу заветной лесенки, но об этом я уже писала.
В старую столицу - Город Тишины
|
|