Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Русь Святая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Письмо псковского священника отца Феогена, полученное 15 января 2003 года. Здесь же теперь мой ответ ему, ранее стоявший отдельной строкой ("Русь мирская").

Невыдуманная история в трех письмах

Прошлым летом, вернувшись с Балкан, я впервые попал в Псковскую область. Давно стремился в этот район, читал и слышал о его природе, о его памятниках. Стремился, но - далековато от Москвы, да и не закончил еще освоение близлежащих и тоже богатых на встречи областей - Тверской, Рязанской, Владимирской, Ярославской, Вологодской. И вот - лето, машина, палатка, фотоаппарат, запас времени. Было шестое июня, а плыть по Кобоже мы с сыном собирались только девятнадцатого. Времени достаточно. Едем во Псков.

О самой поездке напишу когда-нибудь подробнее - есть о чем. Сам Псков с его особой архитектурой и древними монастырями, Изборск, находящийся в двадцати минутах езды от Пскова, погосты Малы и Сенно, Выбуты - родина княгини Ольги, Будник - родина Святого Равноапостольного князя Владимира, возрождающийся Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, основанный в 1480 году св. Саввою, выходцем из такой близкой мне Сербии, и, наконец, оплот православия на западе России, Псково-Печерская лавра, - все это здесь, все близко, все доступно, все свято. О псковских реках, о псковских озерах, о великолепных псковских сосновых лесах - высоких, чистых, светлых - надо писать отдельно. Бог есть Природа, говорит Елена Леонидовна Березина. Псковская земля особо отмечена Богом.

Во Пскове зашел поставить свечку в маленькую и очень уютную, такую соразмерную человеку церковку, разговорился со священником. Познакомились. По приезде в Москву получил от священника короткое письмецо, сразу же ответил и послал ему две свои книги. Ответ долго не приходил, и вот буквально на днях, между Рождеством и Крещением, я получил объемистый пакет - с письмом, с трогательными иконками: Богородица, Спас Нерукотворный, Поклонение Волхвов, - и ксерокопиями текстов о природе русской души, проблемах духа, а также текст молитвы-псалма Спаси, Владычице, Святую Русь Твою. Меня потрясло письмо псковского священника, назову его отцом Феогеном в честь священномученика Феогена, епископа Парийского, день памяти которого празднуется как раз в день получения мною письма - пятнадцатого января по новому стилю, прямо на следующий день после дня рождения Ирины Чудновой. Привожу письмо, опустив лишь незначительные по объему места личного характера. Для лучшего понимания ситуации привожу с такими же пропусками мое письмо, отправленное отцу Феогену летом, сразу после поездки.

Мое письмо

Дорогой отец Феоген! Спасибо за Ваше теплое письмо и приглашения посетить удивительные и чудотворные псковские места, места, где живут добрые и отзывчивые люди, такие, как Вы, отец Феоген. Боюсь, что в это лето уже не получится, а вот в следующее - постараюсь приехать. Пока же буду жить с мечтой, что смогу увидеть то, о чем Вы пишете в Вашем письме.

Название Ольгино Поле мне незнакомо, но мы были в Выбутах, где родилась эта мудрая и святая правительница Руси, ставили там свечки в небольшом недавно построенном храме. Знаменитый храм Ильи Пророка в Выбутах сейчас восстанавливается, а чудесная его икона Илья Пророк в пустыне с житием и деисусом, написанная еще в XIII веке, уже давно выставлена в Третьяковской галерее в Москве. Я и узнал-то про Выбуты, когда читал литературу, связанную с этой иконой.

Про Никандрову Пустынь Вы мне говорили, но доехать туда уже не было никакой возможности. Да и, наверное, не надо стараться охватить все: надо сначала осмыслить и пережить то, что мы увидели, а это очень много даже для относительно подготовленных людей. Тешково мне вовсе незнакомо, а вот про Будник я, конечно, слышал, но не знал, что вами там сооружен памятник-часовня. Какое это хорошее дело - поставить знак, чтобы люди остановились и на секунду задумались о чем-то, находящемся выше повседневных забот, мирских, в сущности. А еще - связь времен. В годы господства исторического материализма эта связь времен была разорвана, и видите, что получилось в результате: народ-богоносец в массе своей спился или как-то по-другому опрохвостился, как это ни стыдно признавать.

Надеюсь, что освящение часовни прошло с духовным подъемом, и его след остался в сердцах тех, кто пришел и принял участие. Об этом должно говорить наше телевидение! Об этом, а не оболванивать людей пошлыми и примитивными телеиграми, полученными с Запада и призванными развивать у нас зависть друг к другу, жадность и другие низменные чувства.

В Малах мы были - но одни, получили только общее впечатление умиротворенности и покоя, но было трудно разобраться в деталях - в следующий раз!

В Псково-Печерском монастыре мы тоже были: благолепие и величие! Но с другой стороны очень чувствовалось полувраждебное отношение тамошних служителей к посетителям, которое, в общем-то, объяснимо, но вряд ли простительно по большому счету. Люди-то пришли из гнусного мира, они тянутся к высокому и правильному, ощущая его инстинктивно. Они неумелы и неловки - от неграмотности общей и духовной. Но они ищут возвышенное - и часто не находят из-за высокомерия и отстраненности тех, кто призван быть их целителем и терпеливым наставником. А еще - дух стяжательства, который там просто материализован. Это - отвращает. Потому что своим лицемерием напоминает исторический материализм. В Снетогорском монастыре, наоборот, мы не ощутили никакого благолепия - там господствуют опрощенность и бытовые заботы.

Конечно, краткость посещения и общая моя удаленность от церковных дел не дают мне права судить с такой резкостью, я это понимаю. Но - точно такое же впечатление могут получить и другие, подобные мне люди. Получить - и утратить искорку веры, которая привела их в эти хранилища нашего Духа. А за гордыню - простите.

С искренним уважением и низким поклоном

Николай

Январское письмо отца Феогена

Здравствуйте, Николай и вся Ваша прекрасная семья!

Мир вам всем и спасение о Господе!

С Рождеством вас всех Господа нашего Иисуса Христа, с Новолетием и с Крещением. Желаем вам всем из мирской семьи стать православной обителью - малым храмом, и чтобы Сам Христос посетил и храм ваш, и поселился в сердцах ваших.

Это великое иметь счастье - быть Православными в этом заблудшем и обманутом мире, где все направлено в угоду тела и плоти, а Бог создал нас по образу и подобию Своему и иной жизни от нас хотел, той которой жила Русь как единый монастырь, и весь мир признал ея Святой Русью, а сейчас мы решили догнать и перегнать Европу в ея безверии и безбожии. Ну и что хорошего? Господь их летом вразумлял через потоп и теперь заливает перед Рождеством Своим, чтобы они на Русь не зарились и не развращали ее своими соблазнами.

Зависть стран третьего мира к Европе обернулась им в горе, а если мы примем их католичество, примем ИНН и чип на руку или лоб, то война грядет тогда России, ибо Богу больно нас отдавать в руки бесам, а через войну мы спасем души свои, отдав живот свой за други своя и за веру Православную.

В любом государстве есть свои обычаи, своя культура, свои нравы и своя вера государственная, и пока мы не вернемся к тому, что потеряли, и не скинем иго иноверцев и безбожников, до тех пор мы и не будем хозяевами своей Родины. Вся государственность строится от веры в Бога и от отношения всех к закону и заповедям Божиим. Верила Россия, как дитя малое, и жила по закону Божию, а не по конституции, вот все и давал ей Господь, и всех врагов своих она побеждала, а сейчас нет веры, нет жизни по закону Божию и по Его заповедям, - Бог и отвернулся от нас и отдал в руки безбожников.

Раньше в Святой Руси картин не писали, а только иконы, и книг не читали никаких, кроме святоотеческих, Библии и Псалтири, посему и пили воду из чистых рек и родников, и сильны были телом и духом. А теперь все читают и пишут обо всем, что мерзость перед Господом, и пьют из грязных рек воду, а родники святые позакопали. Вот и не стало в людях крепости тела и души, и все стали лезть к нам, и все хотят нас на колени поставить и рабами сделать, ибо свобода только в Боге, а не в сошествии с Креста Божия.

Посему я не хочу судить о том, о чем Вы пишете в первой книге, ибо там и нет ничего плохого, но со стороны веры, от лица Господа есть праздность проведения времени в свое удовольствие. А мы должны сейчас собирать камни, которые разбрасывали деды наши. Гражданская война еще не окончена, Николай, и посему мы должны определиться, где мы и с кем. За Русь Святую, за монархию, за Христа и веру Его Православную или против. Середины тут быть не может, ибо благодаря тем, кто встал посередине, а не встал ни туда, ни сюда, многие и погибли потом в застенках ЧК или в красных лагерях Гулага.

Господь нам сказал: изблюю тех, кто не горит по Мне верою. Не будьте теплохладные, а горите, как свеча ко Господу. Господь сейчас и монастыри, и храмы восстанавливает. Это Воскресение кости как бы в прообразе, а теперь Он ждет, когда же они облекутся плотию. А плоть - это мы с вами и все люди Русские, ибо Русский это значит Православный.

Если во времена библейские человечество жило в ожидании Мессии - Спасителя человечества, и за много столетий и даже тысячелетий Пророки предсказывали примерное время Его пришествия и описали Его земную жизнь, Его дела и Его кончину на кресте и даже то, что Его одежды разделят и будут о них жребий метать, то мы-то на судьбе России как тысячу лет Православной видели, как Бог жил в России и людях Русских и являл через них свои чудеса не меньше, чем при жизни своей земной народу Израильскому, и знаем, что Троица Пресвятая являлась и русским святым: Александру Свирскому и Илье Муромцу. А через жизнь этих всех наших святых угодников Божиих Он нам всем показал, как надо жить на земле и как спасать души свои, как падать и как подниматься с колен, как побеждать самих себя и силу вражию, видимую и невидимую.

Все нам было явлено, и даже мирскому писателю через его произведения дал пророчество гибели России. Он дал нам тогда, в то время, возможность спастись от ухода в ереси и от маловерия, и от неверия. Поэтому призывал Достоевский вернуться к Богу. Через Толстого показал иных писателей, которые восстали против Бога истинного, и искали своего божка, и погибли, как и сам Толстой.

Вот и сейчас, в смутное время, многих тянет не к свету, а во тьму и во все тяжкие, как будто и нет Бога и Его закона мироздания, как будто есть одна безнаказанность, если нет закона государственного и конституции, как будто и не было первого пришествия Господа. Для нас же, для нашего спасения Он умер, чтобы войти во ад и открыть врата адовы для Царства Небесного; пролил кровь и погубил тело свое, чтобы нам же его дать во спасение наше для жизни вечной и для блаженства с Ним в вечности.

И Он предупредил нас, что в мире сем скорбны будете, а мы хотим быть богатыми и счастливыми, и не верим, что будет теперь уже второе пришествие Господа уже для того, чтобы Страшный Суд совершить и отделить овец от козлищ и зерна от плевел. Богатство нам дано несметное в вере Православной, а мы не ценим и не любим ни веру нашу, ни Русь Святую. Все смотрим и завидуем Западу, который уже тонет от грехов своих.

Николай, вы зачем-то появились в храме нашем, а не случайно зашли в него, ибо в мире сем случайного ничего нет и быть не может. Все происходит зачем-то или для чего-то. Может, почитав мое письмо, Вы что-то в нем найдете, от чего отказаться нельзя. Ведь наше время отпущена нам не навечно, потом опять будет гонение на Христа, закроются храмы, и захотим - а куда пойдем?

Господь поругаем не бывает. Верующих ведь всего в России два процента, а старцы уходят один за одним. Уже видим одно из пророчеств, что отнимется старчество, отнимется за соединение с католиками, как и от них отнялась Благодать Духа Святаго, и в храмы-то уже нельзя будет ходить, ибо уйдет из них Господь, и не будет совершаться таинства Евхаристии.

Это уже не за горами, ибо епархии католические для этого и строятся, чтобы соединить нас с ними. Не видеть этого, значит быть слепыми.

Господь нам дал свободу выбора и никого не неволит, и за уши не тянет, и ничего никому не говорит, а вот человека-то иногда пришлет. Только услышим ли мы, что он нам говорит, и поймем ли, что это воля Божия на нас, а не желание человека заставить нас поверить. Еще перед революцией Иоанн Кронштадтский предупреждал всю Россию, но его никто не послушал из интеллигенции, а простой люд тоже остыл ко Господу и упивался вином, да прельстился на красивые лозунги врагов своих и поверил не Богу, а врагу.

Вот что писал Иоанн Кронштадтский и им, и нам, в том числе:

Научись, Россия веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек!... Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России!....

Думаю, что в этих строках и в этих словах все сказано, и теперь нам уже видно, что мы потеряли и что приобрели. Свободу? Но в чем и какую? Чтобы во Святой Руси правили свой бал бесы? Творить грех и беззакония и думать, что за это мы не будем наказаны ни в сем веце, ни в мире вечном? Без Бога нация - толпа.

Простите меня за многословие, если сможете, простите за долгое мое молчание. Ведь что попало не хотелось писать, а по откровению души.

Спаси Вас Христос и дай же Вам дар Свой - приобрести веру истинную. Ангела Вам хранителя.

Верьте в Господа, тогда все остальное приложится вам. Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.

Спаси Господи!

Феоген

Вот такое вот письмо.

Что я ему теперь отвечу?

21.01.03

Москва

Ответ отцу Феогену Здравствуйте, дорогой отец Феоген! Для меня большая честь получить письмо от Вас - человека из другого мира, чем тот, к которому принадлежу я. Будучи священником, Вы находились в мире прямого и каждодневного служения Господу и служения людям. Сейчас, с принятием пострига, Вы ушли от прямого служения людям и посвятили свою жизнь только служению Господу. Это - подвиг. Я горжусь тем, что я с Вами знаком. Это для меня еще и большая, очень большая честь. Я сказал, что Вы ушли от прямого служения людям. Это не совсем так: Ваш духовный подвиг и есть служение людям. Сила примера у нас велика, как никогда, особенно сейчас, в это Смутное время, когда люди потеряли все ориентиры и, в первую очередь, ориентиры духовные. Конечно, не каждый найдет в себе силы последовать Вашему примеру, да это вряд ли и требуется: монашество - удел сильных духом и глубоко верующих людей. Но - многие могут осознать свою греховность, свою слабость, ощутят коросту, которой покрылись их сердца, и - может, захотят от этого избавиться, стать хоть чуточку лучше, а значит, станут чуть ближе к Богу. В письме 40-м св. Василий Великий так пишет о задачах монашествующих: «Учись, монашествующий, человек верный и делатель благочестия; научайся Евангельскому житию, порабощению тела, смиренному образу мыслей, чистоте помышления, искоренению в себе гнева. Подвергаемый взысканию, прибавь ради Господа; лишаемый, не судись; ненавидимый, люби; гонимый, терпи; хулимый, молись. Будь мертв греху, распнись для Бога. Все попечение возложи на Господа, чтобы иметь место там, где тьма Ангелов, торжество первородных, престолы Апостолов, председательство пророков, скипетры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных. Возжелай сопричисления своего к оным праведникам, о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава во веки веков. Аминь». Это теперь - Ваш образ жизни. Это - Ваша заповедь. Это - Ваша цель. Св. Василий Великий был родом из Каппадокии, там же он был епископом Кесарии Каппадокийской. Несколько лет назад мне посчастливилось путешествовать по Каппадокии вместе с моей женой, вдвоем, за рулем автомобиля. Недавно вышла моя книга «Каппадокия», книга мирская, не знаю, позволяет ли Ваш нынешний статус касаться таких книг, но, на всякий случай, высылаю с дарственной надписью. Книга, я уже сказал, мирская. Я использую свое праздное времяпровождение, чтобы познавать мир, чтобы потом рассказывать другим, лишенным возможности путешествовать так, как я, о том, что мир велик и прекрасен, о том, как он велик и прекрасен, что история богата и поучительна, что все люди - братья, что злоба и ненависть - не от Бога, а доброта и любовь - от Бога. Я сам мирской человек и не могу ставить себе непосильную задачу привести людей к Богу. Но я очень и очень надеюсь на то, что хотя бы часть из тех, кому попадутся в руки мои книги, выберут не пьянство и наркотики, не духовную отраву телевидения, не отупляющие ритмы, внедренные к нам Западом, чтобы разрушить те духовные и душевные связи, которые существуют у каждого человека с культурой собственной страны и собственной историей, а выберут другое, более чистое и более близкое к Богу. Бог являет себя человеку в Природе, в ее красоте и величии. Рождение каждого нового дня, восход солнца - это ведь знак человеку родиться заново, родиться чистым и светлым, ярким и щедрым. Своими книгами я зову человека в эту природу, зову прикоснуться ее тайн, открываю ему некоторые тайны, которые открылись мне самому. Я очень надеюсь, что этот человек сделает первый шаг - от водки, от дешевой попсы, от телевидения в мир Природы. А дальше - дальше я не знаю, может кто-то, воодушевленный и внутренне очищенный, захочет шагать и дальше. Дай им Бог! Сам Иисус Христос сказал в Евангелии от Марка: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Марк, 4, 21). Я стараюсь поднять ту свечу, которая мне принесена, как можно выше, и в этом вижу сейчас свое служение. К тому же Апостол Павел сказал очень четко: кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает! (I Кор., 7.20). А я был в Тарсе, в том доме, где родился этот великий человек, впоследствии избранный Богом. Я написал в прошлом году большую книгу «Косово глазами постороннего», может, скоро она выйдет из печати. Пока эту книгу можно прочесть в Интернете, у меня есть раздел в журнале «Самиздат», созданном и бескорыстно поддерживаемом великим подвижником Максимом Мошковым, который одним этим для России сделал больше, чем сделали ее нынешние, а особенно вчерашние правители. Если захотите зайти и почитать, то адрес у меня там следующий: http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/ (последнее пишется вот так: chuksin_n_j). Греховного в этом ничего нет, многие монастыри имеют сейчас свои сайты в Интернете, как и многие Епархии и даже сама Патриархия. Молодежь чаще бывает в библиотеках Интернета, чем в обычных, поэтому и нам надо быть там. В этом же разделе в Интернете я разместил под названием "Святая Русь" и Ваше письмо, правда, назвав Вас другим именем, чтобы Вам не досаждать. Разместил без разрешения, за что приношу Вам мои искренние извинения: простите, если можете. Мне показалось, что Ваше письмо по своей значимости выходит за рамки личной переписки, и те отзывы, которые получены на это письмо (они приведены там же под кнопкой "комментарии"), подтверждают, что воздействие Вашего письма очень благотворно, и теперь не только на меня, а на многих и многих читающих людей. Мы очень с Вами близки в том, что касается оценки нынешнего положения нашей многострадальной России и причин, приведших к этой катастрофе. Правда, я не склонен все сводить лишь к дьявольским козням Запада. Запад преследует свои интересы и преследует их настойчиво. Проблема в нас самих, в отсутствии у нас твердости, в отсутствии морали, веры, в духовной пустоте. Я сейчас пишу еще одну большую работу о России, о причинах ее поражения, о том, как, какими путями можно возродить ее былое величие и достичь нового, более высокого положения. В этом смысле мне труднее, чем Вам. Труднее потому, что для Вас как принадлежащего к Православной иерархии не существует многих проблем, которые на самом деле существуют, и их игнорирование уже обошлось нам очень дорого. Возьмите Ислам. Значительная часть населения нашей страны исповедует эту религию. Есть у нас и буддисты, и иудеи. Они были всегда. И всегда будут - это граждане нашей страны, такие же, как мы с Вами. Что делать с ними? Насильно крестить? Насильно мил не будешь... Выселить в Казахстан? Истребить, как Господь истребил Содом и Гоморру? Мне это неприемлемо. Вам, думаю, тоже. Поэтому государственная идеология, по-моему, должна быть надконфессиональной, а политика в области религии должна быть веротерпимой, с соблюдением исторически сложившегося баланса религий, традиционных для страны, с недопущением экспансии к нам ни католичества, ни исламского фундаментализма будь то в форме ваххабизма или талибана, ни изуверских сект. Я об этом тоже пишу - почитайте в моем разделе в Интернете «Партия Разумной Альтернативы». Такая партия будет рано или поздно создана, я верю в это. Простите меня, отец Феоген, если я нечаянно задел Ваши чувства или обидел своей прямотой. Я постоянно вспоминаю нашу встречу, нашу короткую беседу и радуюсь ей. Дай Вам Бог чистоты помыслов и твердости духа, пусть Ваш духовный подвиг служит нашей великой Родине. С искренним уважением и низким поклоном Николай


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"