Серегин Сергей Владимирович : другие произведения.

Дон Жуан

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.03*7  Ваша оценка:


   Дон Жуан
  
   Сцена первая
  
   Квартира: кухня и комната. Двое: Игорь и Андрей. Игорь разговаривает по телефону. Андрей лежит на диване.
  
   И г о р ь. Нет. Нет. Да. ОК. Замечательно. Ну, пока. Я тебя тоже. (Кладет трубку. Возбужденно.) Йес! (Ходит по комнате.) Йес! Йес! Она придет. Она придет. Она придет.
   А н д р е й. Кто?
   И г о р ь. Жанна.
   А н д р е й. Куда?
   И г о р ь. Сюда.
   А н д р е й. Угу.
   И г о р ь. Что "угу"?
   А н д р е й. Ты сказал: "Она придет". Я спросил: "Кто?". Ты сказал: "Жанна". Я спросил: "Куда?". Ты сказал: "Сюда". Я сказал: "Угу".
   И г о р ь. Угу. А ты уйдешь. Она придет, а ты уйдешь.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Ты пойдешь в Летний сад...
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Будешь собирать опавшие листья...
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Сентиментально присаживаться на скамеечки...
   А н д р е й. Нет.
   Игорь. Хорошо. Ты выйдешь на улицу, дойдешь до метро, спустишься по эскалатору, сядешь в поезд, проедешь три остановки, выйдешь из поезда, поднимешься по эскалатору, покинешь станцию, свернешь направо, пройдешь три квартала, упрешься в большой овощной магазин, обогнешь его слева, окажешься во дворе, отыщешь шестой подъезд, код на дверях - две семерки и тройка, - нужно одновременно нажать кнопки, потом открыть дверь, взобраться на пятый этаж - лифт у них не работает, - квартира двести четырнадцать, позвонить - два длинных и три коротких, - они будут знать, что это свои, тебе откроют - или Оля, или Вадим, - очень милые люди, оба, они проводят тебя на кухню, усадят за стол, нальют тебе чаю, дадут варенья, сделают бутерброды.
   А н д р е й. С сыром.
   И г о р ь. С сыром и колбасой. Ты какую колбасу любишь?
   А н д р е й. Полукопченую.
   И г о р ь. Вот. У них как раз есть полукопченая колбаса. У них всегда есть полукопченая колбаса. В холодильнике. Даже просить не надо. Они сами ее нарежут и сделают бутерброды.
   А н д р е й. И?
   И г о р ь. Вы будете говорить. Пить чай и говорить. О погоде. О жизни.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. О поэзии.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. О любви.
   А н д р е й. К жизни.
   И г о р ь. К жизни, к женщинам и поэзии.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Всего часа на четыре. (Андрей молчит.) Только до вечера. (Андрей молчит.) До темноты. Пока не зажгутся звезды. А потом ты вернешься. Тем же путем. Хочешь, я нарисую тебе на бумажке, как проехать туда и обратно? (Андрей молчит.) Это все, что ты можешь сказать?
   А н д р е й. Да.
   И г о р ь. Ладно. Ты сволочь. Скотина. Кретин. Идиот. Ублюдок. Вонючка. Ты просто дурак.
   А н д р е й. Ну?
   И г о р ь. Свинья.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. И чем вы тут будете заниматься?
   И г о р ь. С кем?
   А н д р е й. С Жанной.
   И г о р ь. Без тебя?
   А н д р е й. Без меня.
   И г о р ь. Ну, мы послушаем музыку. Мне вчера принесли новый диск.
   А н д р е й. А потом?
   И г о р ь. Мы выпьем. (Пауза.) Закусим. (Пауза.)
   А н д р е й. Ты будешь ее целовать.
   И г о р ь. Наверно.
   А н д р е й. Обнимать.
   И г о р ь. Наверно.
   А н д р е й. Ты повалишь ее на диван. (Игорь молчит.) Задерешь юбку. (Игорь молчит.) Стянешь трусы. (Игорь молчит.) Ты будешь трахать ее на моем диване?
   И г о р ь. Ну ты же знаешь, у меня кровать узкая. А тут нужно... Тут нужен простор.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Что "нет"?
   А н д р е й. Ты не будешь трахать ее на моем диване.
   И г о р ь. Ладно, раз ты не хочешь...
   А н д р е й. Ты не будешь ее трахать. (Пауза.) И она не придет.
   И г о р ь. Почему?
   А н д р е й. Потому что ты позвонишь и скажешь, чтобы Жанна не приходила.
   И г о р ь. Я?
   А н д р е й. Ты.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Да.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Как хочешь.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Тогда позвоню я.
   И г о р ь. Ты номер не знаешь.
   А н д р е й. У телефона есть автоповтор.
   И г о р ь. Сволочь. Тогда я... Тогда я разобью телефон. Или нет: я сейчас наберу какой-нибудь номер. Просто так. От балды. Два двенадцать восемьдесят пять ноль шесть, например. Ты нажмешь кнопку, и он опять наберется. Ты скажешь: "Дайте мне Жанну". А тебе скажут: "У нас такой нет. Вы куда звоните, молодой человек?". Ты скажешь: "А куда я попал?". Так удивленно скажешь: "А куда я попал?". А тебе скажут - тоже так удивленно: "А куда вы звоните?". И ты поймешь, что попал не туда, что никакой Жанны там нет. Ты грустно вздохнешь и повесишь трубку.
  
   Пауза.
  
   Ну хорошо. Оставайся. Мы будем заниматься любовью у меня на кровати.
   А н д р е й. С кем?
   И г о р ь. С Жанной.
   А н д р е й. Эксгибиционизм.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Эксгибиционизм. Это так называется, когда трахаются прилюдно.
   И г о р ь. Мы можем поставить ширму. Мы поставим ширму и будем заниматься любовью. А ты будешь слушать. Ты будешь все слышать: каждое слово, каждый вздох, каждый стон. Ты будешь слушать и завидовать.
   А н д р е й. Я хочу на обед сварить щи.
   И г о р ь. Ладно, мы съедим щи, а потом мы уйдем за ширму.
   А н д р е й. С кем?
   И г о р ь. С Жанной.
   А н д р е й. А на второе я сделаю творожную запеканку.
   И г о р ь. Мы съедим творожную запеканку.
   А н д р е й. Ты как-то быстро согласился.
   И г о р ь. И что?
   А н д р е й. Обычно ты споришь. Ты же не любишь творожную запеканку.
   И г о р ь. Теперь люблю.
   А н д р е й. Я могу сделать рис с овощами.
   И г о р ь. Хорошо.
   А н д р е й. Или голубцы.
   И г о р ь. Ладно.
   А н д р е й. Так все-таки?
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Запеканку, рис или голубцы?
   И г о р ь. Мне все равно.
   А н д р е й. Значит, омлет. Или просто яичницу с помидорами?
   И г о р ь. Мне все равно.
   А н д р е й. А на третье?
   И г о р ь. Мне все равно.
   А н д р е й. Ты будешь чай или кофе? (Игорь молчит.) Морс? (Игорь молчит.) С вареньем из клюквы. Сладкий прохладный морс. (Игорь молчит.) С кубиками льда. Я добавлю туда немножечко рома.
  
   Пауза.
  
   И нечего обижаться.
   И г о р ь. Я не обижаюсь.
   А н д р е й. А что ты делаешь?
   И г о р ь. Думаю.
   А н д р е й. О чем?
   И г о р ь. Что можно поесть в ресторане.
   А н д р е й. Да?
   И г о р ь. Да. Я приглашу ее в ресторан. Мы будем сидеть за столиком. Он будет покрыт белой скатертью. Мы будем сидеть и листать меню. И выберем что-нибудь этакое.
   А н д р е й. Например?
   И г о р ь. Эскалопов.
   А н д р е й. Да?
   И г о р ь. С яблоками.
   А н д р е й. Они не бывают с яблоками.
   И г о р ь. Значит, с лимоном. С соусом и с гарниром. А еще мы возьмем салат. Пикантный салат. И вино. Мы закажем "Шато" 1963 года.
   А н д р е й. Ты когда-нибудь пробовал эскалопы?
   И г о р ь. Нет. Но сейчас попробую.
   А н д р е й. Эскалоп - это отбивная.
   И г о р ь. Ты уверен?
   А н д р е й. Уверен.
   И г о р ь. Странно. Я думал, это такие рыбки.
   А н д р е й. Это отбивная из телятины, баранины или свинины.
   И г о р ь. Странно.
   А н д р е й. Я могу сделать. Если ты хочешь.
   И г о р ь. Не надо.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Потому что я ухожу.
   А н д р е й. Куда?
   И г о р ь. В ресторан. С Жанной. А потом мы будем гулять по городу. Мы будем смотреть, как он погружается в сумерки. Как зажигаются фонари. Как разводят мосты. Я страшно давно не видел, как разводят мосты.
   А н д р е й. А трахаться?
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Ты собирался трахаться на моем диване.
   И г о р ь. Это не обязательно. Главное, быть вместе, чувствовать ночь, держать ее за руку...
   А н д р е й. Ночь?
   И г о р ь. Ночь.
   А н д р е й. Держать за руку?
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Ты сказал: "Чувствовать ночь, держать ее за руку".
   И г о р ь. Жанну. Жанну держать за руку. Чувствовать ночь. Бродить по темному городу. Смотреть, как разводят мосты. Зайти в какой-нибудь парк, присесть на скамеечку, вдыхать этот воздух, глядеть, как звезды медленно путешествуют по небосклону, как восходит луна, как тишина опускается на проезжую часть...
   А н д р е й. Иди.
   И г о р ь. Да?
   А н д р е й. Иди.
   И г о р ь. И пойду.
   А н д р е й. Иди.
   И г о р ь. И пойду.
   А н д р е й. С Жанной?
   И г о р ь. С Жанной.
  
   Андрей встает и отправляется на кухню.
  
   А н д р е й (с полдороги). Захвати зонтик.
   И г о р ь. Ты думаешь, будет дождь?
   А н д р е й. Я думаю, будет снег.
  
   Андрей принимается что-то готовить на кухне.
   Игорь открывает шкаф, достает оттуда рубашку, прикладывает ее к груди, не снимая с плечиков. Смотрится в зеркало. Точно так же примеривает галстук. Потом - другую рубашку и другой галстук. Так повторяется несколько раз.
  
   И г о р ь. Андрей!
  
   Андрей перестает готовить, прислушивается.
  
   И г о р ь. Как ты думаешь, эта рубашка подходит для ресторана?
  
   Андрей возвращается в комнату с ножом в руке.
  
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь (достает другую рубашку). А эта?
   А н д р е й (поигрывая ножом). Нет.
   И г о р ь (стоя к нему спиной). А вот эта?
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. А эта?
   А н д р е й. Слишком ярко.
   И г о р ь. А с галстуком?
   А н д р е й. Слишком броско.
   И г о р ь. А если я надену вот этот пиджак?
   А н д р е й. Плохо.
   И г о р ь. А вот этот?
   А н д р е й. Еще хуже.
   И г о р ь. А вот этот.
   А н д р е й. Это мой пиджак.
   И г о р ь. Ты одолжишь мне его на вечер.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Если ты хочешь меня зарезать, сделай это как-нибудь поскорее.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Я не хочу.
   И г о р ь (медленно переодевается, по-прежнему стоя спиной к Андрею). Ты просто завидуешь. Черной завистью. У тебя никогда не было девушки. Ты мальчик еще. Твоя сексуальная энергия не нашла выхода. Вот ты и бесишься. И всех ненавидишь. Я же знаю, ты мастурбируешь в ванной. А в диване у тебя спрятаны порнографические журналы. Я тебя понимаю. Я сам такой был. Когда-то. А теперь я другой. Я вырос. Я другой человек. Ты даже не понимаешь, насколько я другой человек. Я могу взять и уйти. С Жанной. Мы будем жить у нее. И заниматься любовью. Каждую ночь. По четыре раза. Или по пять. А по субботам и воскресеньям мы будем трахаться даже днем. Мы вообще не будем вылезать из постели.
  
   В это время Андрей тихо приближается к Игорю.
  
   И г о р ь (не оборачиваясь). Ну?
  
   Андрей замирает.
  
   Ну?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Я готов. Я ухожу.
  
   Андрей разворачивается, отправляется на кухню. И опять он что-то готовит.
   Игорь некоторое время стоит у зеркала. Потом бродит по комнате. Потом садится на кровать. Потом - на диван.
   Звонит телефон. Игорь вскакивает, хватает трубку.
  
   И г о р ь. Жанна? Нет. А куда вы звоните? Нет. Здесь таких нет. Вы ошиблись номером. (Кладет трубку, садится на кровать.)
  
   Входит Андрей.
  
   А н д р е й. Варится.
   И г о р ь. Борщ?
   А н д р е й. Щи.
   И г о р ь. Мы будем щи?
   А н д р е й. Да. (После паузы.) Хочешь, я сделаю эскалопы? (Игорь молчит.) Ты хотел попробовать эскалопы. (Игорь молчит.) И кофе сварю. По тому рецепту. (Игорь молчит.) У меня еще осталось полбутылки коньяка. Когда мы праздновали твой день рождения, ты напился, и я сказал, что коньяк закончился, а на самом деле, он не закончился, просто я боялся, что ты наблюешь, как в прошлом году...
  
   Пауза.
   Звонит телефон. Андрей первым успевает схватить трубку.
  
   А н д р е й. Да. Нет. Здесь таких нет. Нет. И никогда не было. Вы ошиблись номером. (Кладет трубку.) У нас будут очень симпатичные щи.
   И г о р ь. Я не хочу.
   А н д р е й. Ты же еще не видел.
   И г о р ь. Я не хочу.
   А н д р е й. Ты их увидишь, ты вдохнешь аромат, ощутишь этот запах...
   И г о р ь. Я не хочу.
   А н д р е й. А кто тебя спрашивает? Щи, они действуют на уровне простейших рефлексов. Как у собаки Павлова. Ты их увидишь, и тут же слюные железы начнут вырабатывать много-много слюны...
   И г о р ь. Я не хочу.
   А н д р е й. Ты захочешь, ты так захочешь, как будто раньше вообще ничего не ел. Ты потянешься к этой тарелке, как будто это не тарелка со щами, а женщина. Самая красивая в мире женщина. Ты возьмешь ложку, ты зачерпнешь ложкой, ты попробуешь и не сможешь уже отказаться.
  
   Затемнение.
  
  
   Сцена вторая
  
   Игорь лежит на диване. Борис и Андрей танцуют посреди комнаты.
  
   Б о р и с (поет). У любви, как у пташки крылья, ее нельзя никак понять... Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля... Или поймать?
   А н д р е й. Что?
   Б о р и с. Любовь. Пташку. Понять или поймать?
   А н д р е й. Догнать.
   Б о р и с. Точно. Догнать. Мужики, у меня тост. (Разливает водку.) Древний студенческий тост. Две маленькие, но гордые птички сидели на вершине большой горы...
   И г о р ь. И срали.
   Б о р и с. Что?
   И г о р ь. Сидели и срали.
   Б о р и с. Не понял.
   И г о р ь. Ну, какали. Андестенд?
   Б о р и с. Нет, это я понял. Почему они срали?
   И г о р ь. Просто. Сидели и срали. (Пауза.) Насрут и забираются выше. Еще насрут и забираются еще выше. И так они срали и лезли вверх, срали и лезли вверх, пока не достигли неба. Притча.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. Так выпьем за дружбу.
   Б о р и с. Нет, подожди. Почему они срали?
   И г о р ь. Хотелось им, вот и срали.
   А н д р е й. Так выпьем за дружбу.
   Б о р и с. Нет, подожди. (Игорю.) Значит, все это фигня, да? Все это - дерьмо и ничего не стоит? Так, да, по-твоему?
   А н д р е й. За дружбу.
  
   Пауза.
  
   Что вы смотрите на меня, как на идиота?
   Б о р и с. Значит, все это фигня, да?
   (Одновременно.)
   И г о р ь. А кто ты есть?
   А н д р е й. Ну, знаете...
   Б о р и с (Андрею). Нет, ты мне объясни, почему он говорит, что они срали? Я начал хороший тост, я сказал: "Две маленькие, но гордые птички...".
   И г о р ь. Сидели на высокой горе.
   Б о р и с. Да. Сидели на горе. И что тут такого? Что тут такого? Две маленькие, но гордые птички сидели на горе.
   А н д р е й. И срали. (Выпивает.)
   Б о р и с (после паузы). Дураки вы. (Выпивает.)
   И г о р ь. За дураков. (Выпивает.)
   А н д р е й (Игорю). Чего тебе принесли?
   И г о р ь. В смысле?
   А н д р е й. Ты сказал, что тебе принесли новый диск.
   И г о р ь. Там. На проигрывателе.
  
   Андрей подходит к проигрывателю, разглядывает диск, включает. Звучит финальная сцена из "Дон Жуана". Андрей поет вместе с Командором. Игорь поет вместе с Дон Жуаном. Борис поет вместе с Лепорелло. Втроем разыгрывают сцену.
  
   А н д р е й. И это ты собирался слушать с Жанной?
   Б о р и с. С кем?
   А н д р е й (Игорю.) Это ты собирался слушать с Жанной? Ты думаешь, девушки на свиданиях слушают оперу?
   Б о р и с. Я...
   А н д р е й (Игорю.) Ты думаешь, они возбуждаются от оперной музыки?
   Б о р и с. Я...
   А н д р е й (Игорю.) Млеют и падают? А потом ты наваливаешься сверху, шаришь под юбкой, стягиваешь трусы и трахаешь их на моем диване? Под арию Дон Жуана?
   И г о р ь. Под арию Донны Анны.
   Б о р и с. Я вам не мешаю?
   И г о р ь (Борису). Не обращай внимания. Он просто завидует.
   А н д р е й. Я завидую?
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Ты просто псих. Идиот. (Поет.) Дон Джованни, аселартеко... Тьфу.
   Б о р и с. Я думаю, пора выпить.
   А н д р е й (Борису). Да подожди ты. Вот ты... ты, когда девушек приглашаешь, ты с ними оперу слушаешь?
   Б о р и с. Я?
   А н д р е й. Ты.
   Б о р и с. Нет.
   И г о р ь. А я - да. Я слушаю с ними оперу. Мы бы сели на твой диван и слушали оперу. А потом бы я провел по ее ноге. А другой рукой - по груди. А потом бы я тихо-тихо, аккуратно-аккуратно забрался бы ей под подол. И обнял, и поцеловал в губы. А потом бы мы трахались под арию Донны Анны.
   Б о р и с. А потом бы вы сломали диван.
   И г о р ь. А потом бы мы сломали этот сраный диван.
   Б о р и с. Я думаю, надо налить. (Разливает. Андрею.) Представляешь, они бы взяли и сломали этот сраный диван. (Выпивает.)
   А н д р е й (оглядывает диван). Нет.
   Б о р и с. Что?
   А н д р е й. Не сломали бы.
   Б о р и с. Почему ты так думаешь?
   А н д р е й. Он крепкий. (Выпивает.)
   И г о р ь (Борису). Я просил его уйти, а он не ушел.
   Б о р и с. Кто?
   И г о р ь. Андрей.
   А н д р е й (Борису). Он собрался уходить, но почему-то остался.
   Б о р и с. Кто?
   А н д р е й. Игорь.
   Б о р и с. И что?
   А н д р е й. Мы остались. Мы оба остались.
   И г о р ь. И Жанна теперь не придет.
   Б о р и с. Почему?
   И г о р ь. Потому что он не уходит, потому что мне некуда ее привести. Потому что он сидит на своем диване.
   А н д р е й. Потому что ты сам не можешь уйти.
   И г о р ь. Я могу.
   А н д р е й. Да?
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Иди.
   И г о р ь. И пойду.
   А н д р е й. Иди.
   И г о р ь (выпивает). Я не хочу.
   А н д р е й. Чего?
   И г о р ь. Я не хочу больше пить. Я и так уже много выпил. Я не хочу. (Борису.) А ты все наливаешь, наливаешь, наливаешь... Тебе не надоело?
   Б о р и с. Я больше не буду.
   И г о р ь. И не надо.
   Б о р и с. И не буду.
   И г о р ь (Андрею.) Ты обещал эскалопов.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Ты обещал.
   А н д р е й. Я предложил.
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Ты отказался.
   И г о р ь. Я не отказывался. Я просто сказал, что мне все равно.
   А н д р е й. Вот я и не сделал.
   И г о р ь (Борису). Он говорит, что эскалоп - это отбивная. Из коровы.
   А н д р е й. Из говядины, баранины или свинины.
   И г о р ь (Борису). Это правда?
   Б о р и с. Это правда.
   И г о р ь. А я думал, что это рыбки. Я думал, они плавают где-нибудь в океане, плавают, блестят чешуей, играют на солнце, выпрыгивают из воды и летят, и снова падают в воду... (Борису.) Он боится. Он боится уйти из этой квартиры.
   А н д р е й. Я не боюсь.
   И г о р ь. Он боится, что я украду его порнографические журналы.
   А н д р е й. У меня нету порнографических журналов.
   И г о р ь. А в диване у тебя что?
   А н д р е й. Там "Плейбой". Это эротика. Это не порнография.
   И г о р ь. Все равно.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Все равно.
   А н д р е й. Нет.
   Б о р и с. Дай посмотреть.
   А н д р е й. Что?
   Б о р и с. "Плейбой". У тебя новый?
   А н д р е й. Старый. Ты видел.
   Б о р и с. Это там, где такая тетка с большими грудями?
   А н д р е й. Да.
   Б о р и с. Я думал, ты новый купил.
   И г о р ь. Он не может. Я говорю тебе, он не выходит на улицу. Он боится.
   А н д р е й. Я не боюсь.
   И г о р ь. Тогда выйди.
   А н д р е й. Я не боюсь.
   И г о р ь. Выйди.
   А н д р е й. Я не хочу.
   И г о р ь. Это все равно.
   А н д р е й. Нет. Если я захочу, я выйду.
   И г о р ь. И куда ты пойдешь?
   А н д р е й. Не твое дело.
   И г о р ь. Нет, скажи нам, куда ты пойдешь?
   Б о р и с. Я наливаю.
   А н д р е й. Не твое дело.
   Б о р и с. Я наливаю. (Игорю.) Ты будешь пить?
   И г о р ь. Буду.
   Б о р и с (Андрею). А ты?
   А н д р е й. Буду.
  
   Борис разливает.
  
   И г о р ь. Ну?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Ты хотел сказать нам, куда ты пойдешь.
   А н д р е й. Я уже сказал: "Не твое дело".
   И г о р ь. Ты боишься.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Ты боишься.
   А н д р е й. Нет.
   Б о р и с. Я хочу сказать тост.
   А н д р е й. Говори.
   И г о р ь. Про птичку?
   Б о р и с. Нет.
   И г о р ь. Которая срала?
   Б о р и с. Нет.
   Игорь. Которая накакала целую гору.
   Б о р и с. Нет.
   И г о р ь. Тогда чего ты хочешь?
   Б о р и с. Я хотел приятно провести вечер. Я хотел поговорить. О погоде. О женщинах. О любви. О поэзии. Я вышел из дому, я купил водки, я дошел до метро, спустился по эскалатору, сел в поезд, проехал пять остановок, поднялся по эскалатору, вышел, свернул налево, добрался до вашего дома, поднялся на пятый этаж, я позвонил, вы открыли, я сказал вам: "Давайте выпьем", - вы сказали, что "очень кстати", мы пили, мы пели, мы танцевали. И вот мы сидим, и мне скучно. Мне плохо с вами. Вы не умеете пить. Вы не умеете говорить. Вы ничего не умеете. Почему?
   И г о р ь. Что?
   Б о р и с. Почему мне так плохо?
   И г о р ь. А чего ты хотел?
   Б о р и с. Я хотел приятно провести вечер. Я хотел поговорить о погоде, о женщинах, о любви, о поэзии. Я хотел выпить водки.
   А н д р е й. Пей.
   Б о р и с. Не хочу.
   И г о р ь. А чего ты хочешь?
   А н д р е й. Хочешь, чтоб мы пели песни?
   И г о р ь. Чтобы мы тут перед тобой танцевали?
   А н д р е й. Чтобы всякую фигню говорили?
   И г о р ь. Чтобы водку хлебали, да?
   А н д р е й. Ты этого хочешь?
   Б о р и с. Я ничего не хочу.
   И г о р ь. Ты этого хочешь?
   Б о р и с. Я ничего не хочу.
   И г о р ь. Тогда сиди.
   А н д р е й. И молчи.
  
   Сидят и молчат.
  
   И г о р ь. Тихий ангел пролетел.
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Так говорят.
   Б о р и с. Идиот родился.
   А н д р е й. Что?
   Б о р и с. Так тоже говорят.
   А н д р е й. Ну, знаешь...
  
   Пауза.
  
   И г о р ь (нежно). Боря.
   Б о р и с. Да.
   И г о р ь. А давай, ты пойдешь?
   Б о р и с. Куда?
   И г о р ь. Домой.
   Б о р и с. Зачем?
   И г о р ь. Ты пойдешь спать.
   Б о р и с. Почему?
   И г о р ь. Вечер уже на дворе. Скоро звезды зажгутся. А ты все сидишь и сидишь. Вот чего ты сидишь?
   Б о р и с. Не знаю.
   И г о р ь. А кто знает? Ты же можешь и дома сидеть...
   А н д р е й. И смотреть телевизор...
   И г о р ь. И смотреть телевизор.
   А н д р е й. Там сегодня кино хорошее...
   И г о р ь. Там сегодня очень хорошее кино.
   А н д р е й. Про вампиров...
   И г о р ь. Ты любишь кино про вампиров?
   Б о р и с. Не люблю.
   А н д р е й. Это странно.
   И г о р ь. Это очень странно.
   А н д р е й. Это особенное кино...
   И г о р ь. Вот.
   А н д р е й. Про очень забавных вампиров...
   И г о р ь. Это комедия?
   А н д р е й. Это комедия.
   И г о р ь. Смешная?
   А н д р е й. Очень смешная.
   И г о р ь. С хэппи-эндом?
   А н д р е й. Со счастливым концом.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь. Ну?
   Б о р и с. Вы хотите, чтоб я ушел?
   А н д р е й. Нет. Мы просто думаем о тебе...
   И г о р ь. Тебе скучно...
   А н д р е й. Ты сам сказал...
   И г о р ь. Вот мы и думаем...
   А н д р е й. Может, ты пойдешь на фиг?..
   И г о р ь. Далеко-далеко...
   А н д р е й. В тридевятое царство...
   И г о р ь. С концами.
   А н д р е й. С концами.
   Б о р и с. Ладно.
   И г о р ь. Вот и хорошо.
   А н д р е й. Просто замечательно.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь. Ну?
   А н д р е й. Помочь тебе?
   Б о р и с. Нет, не надо. Я сам. (Встает. Медленно направляется к выходу.)
   И г о р ь. Было очень приятно.
   А н д р е й. И мне, и ему было очень приятно.
   И г о р ь. Заходи еще.
   А н д р е й. Когда-нибудь.
   И г о р ь. Через год.
   А н д р е й. Через два.
   И г о р ь. Через три.
   А н д р е й. Через пять.
   Б о р и с. Пока.
   А н д р е й. До свидания.
   И г о р ь. Гуд бай.
  
   Борис уходит. Андрей садится на диван. Игорь садится на кровать.
  
   А н д р е й. Что приготовить на ужин?
   И г о р ь. Что хочешь.
   А н д р е й. Я тебя спрашиваю.
   И г о р ь. А я отвечаю.
   А н д р е й. Что ты злишься?
   И г о р ь. Я не злюсь.
   А н д р е й. Я спросил: "Что приготовить на ужин?".
   И г о р ь. Я ответил: "Что хочешь".
   А н д р е й. Это не ответ.
   И г о р ь. Ответ.
   А н д р е й. Это чушь собачья.
   И г о р ь. Это не чушь собачья.
   А н д р е й. Я просто спросил: "Что приготовить на ужин?".
   И г о р ь. Я просто ответил: "Что хочешь".
   А н д р е й. Какого черта ты злишься?
   И г о р ь. Я не злюсь.
   А н д р е й. Злишься.
   И г о р ь. Я говорю нормально.
   А н д р е й. Ты злишься.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Да.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Да.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Да. Я же вижу.
   И г о р ь. Ничего ты не видишь.
   А н д р е й. Я вижу.
   И г о р ь. Не видишь.
  
   Диалог постепенно становится все тише. Свет медленно гаснет.
  
  
   Сцена третья
  
   Ночь. Андрей лежит на диване. Игорь лежит в кровати и курит.
  
   А н д р е й. Ты что там делаешь?
   И г о р ь. Вспоминаю.
   А н д р е й. Дымом пахнет.
   И г о р ь. Отечества?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Дымом отечества?
   А н д р е й. Нет, сигаретным.
   И г о р ь. Странно...
   А н д р е й. Если ты устроишь пожар, ничего странного в этом не будет.
   И г о р ь. Лучше всего я помню забор...
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Забор. Весь военный городок был огорожен забором.
   А н д р е й. Ты меня отравишь когда-нибудь.
   И г о р ь. Через него лазали, и забор разрушался. Если часто лазать через забор, кирпичи расшатываются и выпадают. И постепенно забор разрушается...
   А н д р е й. У меня будет рак легких.
   И г о р ь. Начальство боролось, конечно. Дыры заделывало, кирпичи на место ставило, а сверху в раствор втыкались стекла. Или гвозди...
   А н д р е й. Фигня.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Если человек хочет перелезть через забор, он все равно перелезет.
   И г о р ь. Перелезет. И останутся отпечатки. Особенно, если лезет солдат. Останутся черные черточки от сапог. Они очень заметны на белом заборе.
   А н д р е й. Белить надо чаще.
   И г о р ь. Его белили. Перед всякими праздниками всегда белили. Но потом опять появлялись черные полосы. Потому что солдаты лазали в самоволку. И мы тоже лазали. Потому что забор длинный, а ворота одни. И мы так дорогу себе сокращали.
   А н д р е й. Мы тоже лазали.
   И г о р ь. Через забор?
   А н д р е й. Да. По чужим огородам лазали.
   И г о р ь. Воровали?
   А н д р е й. Ну, так, немножко. Я думаю, нам просто нравилось через заборы лазать.
   И г о р ь. Странное увлечение.
   А н д р е й. Глупое увлечение.
   И г о р ь. А где ты жил?
   А н д р е й. В доме.
   И г о р ь. А дом где?
   А н д р е й. В деревне.
   И г о р ь. У вас свой дом был?
   А н д р е й. У бабушки.
   И г о р ь. Большой?
   А н д р е й. Да, большой. Старый дом.
   И г о р ь. Деревянный?
   А н д р е й. Из бревен. Очень толстые были бревна. Бабушка говорила, что из них можно делать скрипки.
   И г о р ь. Это как?
   А н д р е й. Бабушка говорила, что из старых бревен делают скрипки.
   И г о р ь. А на самом деле?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. А на самом деле их из чего делают?
   А н д р е й. Откуда я знаю?
   И г о р ь. Как называлась?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Деревня.
   А н д р е й. Тмутаракань.
   И г о р ь. Врешь.
   А н д р е й. Спи.
   И г о р ь. Не хочу.
   А н д р е й. А я хочу.
  
   Пауза.
  
   Подлипки.
   И г о р ь. Подлипки?
   А н д р е й. Деревня так называлась.
   И г о р ь. Красивое название. Там что, липы были?
   А н д р е й. Да. Высокие. Мы на них качели вешали. И гнезда на ветках делали.
   И г о р ь. Как птицы?
   А н д р е й. Примерно.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь. А дальше?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Что дальше было?
   А н д р е й. Фигня всякая.
   И г о р ь. Как хочешь.
   А н д р е й. Как хочу.
   И г о р ь. Ладно, не говори.
   А н д р е й. Не говорю.
   И г о р ь. Я и так знаю.
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Ты упал с липы. Головой вниз.
   А н д р е й. И что?
   И г о р ь. До сих пор заметно.
   А н д р е й. Дурак.
  
   Пауза.
  
   Чаю хочешь?
   И г о р ь. Давай.
  
   Андрей встает и отправляется на кухню.
  
   И г о р ь. А бутерброды сделаешь?
   А н д р е й. Сделаю. Иди сюда, хлеба нарежь. И сыру.
  
   Игорь нехотя встает и тоже отправляется на кухню.
  
   И г о р ь (режет хлеб). А во дворах сушилось белье...
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Белье. Чистое белье. Только что выстиранное. Простыни там, наволочки, пододеяльники. Специальные ставили столбы и между ними веревки протягивали. И ветер раздувал эти простыни и наволочки, и пододеяльники.
   А н д р е й. Это и у нас было.
   И г о р ь. Иногда они в несколько рядов висели. Как город такой особый получался, с прямыми улицами.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. Да, я ударился.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Я тогда здорово ударился. Когда с липы упал.
   И г о р ь. Я ж говорю - заметно.
   А н д р е й. У меня сотрясение мозга было.
   И г о р ь. Сильное?
   А н д р е й. Да.
   И г о р ь. Я тоже с качелей падал.
   А н д р е й. Но не так сильно.
   И г о р ь. Это как сказать.
   А н д р е й. Я вообще еле жив остался.
   И г о р ь. А в меня бутылкой попали.
   А н д р е й. Бутылкой?
   И г о р ь. Да. У нас крепость снежная была, и там яма такая. Я в ней присел, чтобы меня никто не заметил, а придурок какой-то бутылку бросил. В голову мне попал.
   А н д р е й. Заметно.
   И г о р ь. Чего заметно?
   А н д р е й. Сотрясение.
   И г о р ь. Чаю давай.
   А н д р е й. Сейчас заварится.
  
   Пауза.
  
   Я лежал сейчас на диване и думал: зачем я здесь?
   И г о р ь. В смысле?
   А н д р е й. Что я здесь делаю?
   И г о р ь. Чай завариваешь.
   А н д р е й. Нет, я не про то, я вообще. Вот ты что здесь делаешь?
   И г о р ь. Живу.
   А н д р е й. А почему здесь?
   И г о р ь. Ты пригласил.
   А н д р е й. Я?
   И г о р ь. Ты. Не помнишь?
   А н д р е й. А зачем?
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Зачем я тебя позвал?
   И г о р ь. Скучно одному было, вот и позвал.
   А н д р е й. Нет. Что-то не так. Что-то не так случилось. Неправильно.
   И г о р ь. Что?
   А н д р е й. Я не знаю. Я пытаюсь понять и не понимаю. Я здесь. Ты здесь. Мы здесь. Зачем мы здесь?
   И г о р ь. А где нам быть?
   А н д р е й. Не знаю. Но только не здесь. Мне все время кажется, что мы должны быть где-то совсем в другом месте.
   И г о р ь. Где?
   А н д р е й. Не знаю.
   И г о р ь. Мы оба?
   А н д р е й. Ты - в одном месте. А я - в другом месте.
   И г о р ь. Ты что, хочешь выгнать меня?
   А н д р е й. Да. То есть нет. Почему мы здесь?
   И г о р ь. Если хочешь, то так и скажи. Я возьму вещи и выйду на улицу...
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Потому что ты меня выгоняешь.
   А н д р е й. Я не про это.
   И г о р ь. Вот так вот, пойду себе и пойду. Сначала - в метро и на эскалатор, потом сяду в поезд...
   А н д р е й. В другом месте...
   И г о р ь. Поеду. Не знаю куда, но поеду...
   А н д р е й. Совсем в другом месте...
   И г о р ь. Жалко, что в Питере нет кольцевой линии, а то бы я ехал и ехал, ехал и ехал...
   А н д р е й. В другом месте...
   И г о р ь. По кругу, по кругу, по кругу, по кругу...
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. Хочешь, я завтра гречневую кашу сделаю?
   И г о р ь. Как хочешь.
   А н д р е й. С молоком.
   И г о р ь. Как хочешь.
   А н д р е й. Я тебя спрашиваю.
   И г о р ь. А я отвечаю.
   А н д р е й. Ты не отвечаешь.
   И г о р ь. А тебе что надо?
   А н д р е й. Ничего мне не надо.
   И г о р ь. Ладно, делай.
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Кашу. Я съем.
   А н д р е й. Ну спасибо.
   И г о р ь. Ну пожалуйста.
   А н д р е й. Чаю будешь?
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Не хочу.
   А н д р е й. Почему не хочешь?
   И г о р ь. Не хочу и все.
   А н д р е й. Ты же хотел.
   И г о р ь. А теперь не хочу.
   А н д р е й. Десять минут назад я спросил тебя: "Чаю хочешь?". Ты ответил: "Давай". Я пошел заваривать чай. А теперь ты говоришь: "Не хочу". Зачем я заваривал чай?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. А что ты знаешь?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Ты никогда не знаешь. Ты никогда ничего не знаешь.
   И г о р ь. Хватит.
   А н д р е й. Почему ты не знаешь?
   И г о р ь. Хватит.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. А ты ее любишь?
   И г о р ь. Кого?
   А н д р е й. Жанну.
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Но ты же хотел.
   И г о р ь. Что хотел?
   А н д р е й. Любовью с ней хотел заниматься.
   И г о р ь. Ну и что?
   А н д р е й. Здесь, на моем диване.
   И г о р ь. И что?
   А н д р е й. Значит, любишь.
   И г о р ь. Не знаю.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. А хочешь, я уеду? Квартиру вам оставлю. Диван оставлю. И телевизор.
   И г о р ь. Куда?
   А н д р е й. Что "куда"?
   И г о р ь. Куда ты уедешь?
   А н д р е й. В деревню.
   И г о р ь. В какую деревню?
   А н д р е й. В Подлипки.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Что "нет"?
   И г о р ь. Ты не уедешь.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Потому что ты никогда не уедешь.
   А н д р е й. Уеду.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Уеду.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Завтра уеду. С утра соберусь и уеду.
   И г о р ь. Зачем?
   А н д р е й. Пошли спать.
   Игорь. Зачем?
   А н д р е й. Пошли спать.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Как хочешь. (Идет в комнату, бормочет, укладываясь.) Завтра соберу чемодан, положу туда две рубашки чистые, две пары носков, две пары трусов, запасные брюки (на всякий случай, мало ли что), свитер положу, сандалии положу, носовые платки... Выключи свет!
  
   Игорь выключает.
  
   И фонарик возьму с собой (там темно бывает ночами), и поесть что-нибудь возьму, бутерброды сделаю, и курочку, чтобы в поезде не голодать...
  
   Игорь возвращается в комнату.
  
   И г о р ь. Как ты думаешь, я ее совсем не люблю?
   А н д р е й. Жанну?
   И г о р ь. Жанну.
   А н д р е й. Совсем.
   И г о р ь. Это почему?
   А н д р е й. А почему ты должен ее любить?
   И г о р ь. Потому что я хотел с ней заниматься любовью. Ты же сам сказал.
   А н д р е й. Это ты сказал.
   И г о р ь. Не важно.
   А н д р е й. А что важно?
   И г о р ь. Ничего. Спи.
   А н д р е й. Не хочу.
   И г о р ь. Почему?
   А н д р е й. Я думаю.
   И г о р ь. О чем?
   А н д р е й. Я думаю о том, что нужно взять с собой.
   И г о р ь. Куда?
   А н д р е й. В деревню.
   И г о р ь. Ты опять?
   А н д р е й. Опять.
   И г о р ь. Ты никуда не уедешь.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Потому что ты никуда не уедешь.
   А н д р е й. Но я хочу в деревню. Там липы, там лес, там речка. У нас речка маленькая, но там караси водятся. Я в детстве много рыбачил. У соседей однажды сдохла собака - трактор ее переехал, когда она лаяла. Она всегда лаяла. Дура. На машины, на тракторы. Бежала рядом и лаяла. И трактор ее переехал.
   И г о р ь. И что?
   А н д р е й. Соседей не было. И никто не знал, что собака сдохла.
   И г о р ь. И что?
   А н д р е й. Я ее в кусты оттащил, и она гнить начала. В ней опарыши завелись.
   И г о р ь. Ну?
   А н д р е й. Что "ну"? Я их брал из собаки и в баночку клал. А потом насаживал на крючок, а крючок закидывал в реку и ловил на опарышей рыбу.
   И г о р ь. Много?
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Много рыбы поймал?
   А н д р е й. Много.
   И г о р ь. И дальше?
   А н д р е й. Солил и сушил ее.
   И г о р ь. Рыбу?
   А н д р е й. Рыбу.
   И г о р ь. Живодер.
   А н д р е й. Почему?
   И г о р ь. Потому что собаку убил.
   А н д р е й. Я не убивал ее. Это трактор ее переехал.
   И г о р ь. Все равно.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь. Все равно.
   А н д р е й. Нет.
  
   Пауза.
  
   Ну хочешь, я сделаю эскалопы?
   И г о р ь. Спи.
   А н д р е й. Я умею.
   И г о р ь. Спи.
   А н д р е й. Я вкусно сделаю.
   И г о р ь. Спи.
   А н д р е й. Вот посмотришь.
   И г о р ь. Ладно.
   А н д р е й. Я такие эскалопы сделаю - ты никогда такие не ел.
   И г о р ь. Ладно.
   А н д р е й. Ты только увидишь их - у тебя слюновыделение начнется. Как у собаки Павлова.
   И г о р ь. Ладно.
   А н д р е й. Я умею.
   И г о р ь. Я верю.
   А н д р е й. Я умею.
   И г о р ь. Спи.
  
   Диалог становится тише. И через некоторое время уже ничего не слышно и не видно.
  
  
   Сцена четвертая
  
   Андрей, Игорь, Жанна.
  
   И г о р ь (Жанне). Он меня убить хотел. Представляешь? Стоял тут с ножом за моей спиной. Страшно было. Нет, действительно страшно. Он же псих. У него на почве зависти могут любые глюки случиться. Мы когда спать ложимся, когда свет выключаем, я страшно боюсь, я каждого шороха боюсь, я бы загораживался от него стеной или бы дверь из металла поставил, с сигнализацией и с камерой для наружного наблюдения (знаешь, есть такие камеры для наружного наблюдения, которые изображение на монитор выводят, и можно сидеть внутри и все видеть, что происходит снаружи), я бы такую поставил, я бы его контролировал. Он опасный человек. Очень опасный. (Жанна молчит.)
   А н д р е й (Жанне). Он врет.
   И г о р ь. Не вру.
   А н д р е й. Про нож врет.
   И г о р ь. Не вру.
   А н д р е й (Жанне). Я им капусту резал. А он мне кричит из комнаты: "Андрей!". Я пришел. А он спрашивает: "Как ты думаешь, эта рубашка подходит для ресторана?". Я говорю: "Нет". Потому что она действительно не подходила. Ни одна рубашка для ресторана не подходила. Он же любит вырядиться, как петух. Он все яркое любит. А для ресторана строгость нужна. Вот я и сказал: "Нет". Я честно сказал: "Нет". И нож у меня в руке был, потому что он меня с кухни вызвал. Я просто положить его не успел. Я думал, случилось что-нибудь, раз он орет: "Андрей!". Я же не думал, что он просто рубашку примеривает. А он тут с вешалкой стоит. И даже лицом ко мне не повернулся.
   И г о р ь (Жанне). Это сейчас он может говорить, что угодно. А тогда, ты бы его глаза видела. Я спиной стоял, но я видел. Потому что - зеркало. Я все видел.
  
   Пауза. Жанна молчит.
  
   Хорошо, что ты пришла.
   А н д р е й (Жанне). Хорошо, что ты пришла.
   И г о р ь. Я просил его, чтобы он ушел, чтобы мы одни остались, чтобы поговорили, послушали музыку...
   А н д р е й. Знаешь, что он поставить тебе хотел? Он тебе "Дон Жуана" хотел поставить. Он хотел, чтобы вы сидели и слушали оперу.
   И г о р ь. Но он не ушел, он тут остался, и я понял, что нам плохо будет, если он тут будет, и мы тут будем.
   А н д р е й. Он просто испугался. Он понял, что говорить ему с девушкой не о чем. Что слушать ему с девушкой нечего. Он не ножа испугался. Он этого испугался.
   И г о р ь. Я подумал, что нам и поговорить с тобой будет нельзя, потому что я не могу говорить, когда он сидит и слушает.
   А н д р е й. Он любит из себя Дон Жуана строить. А на самом деле, он ничего не умеет. Он не знает, как с девушкой себя нормально вести.
   И г о р ь. Я поэтому тебе не стал перезванивать.
   А н д р е й. Он поэтому тебе не стал перезванивать.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь (Андрею). Ты можешь помолчать хотя бы немного?
   А н д р е й. Я молчу.
   И г о р ь. Нет, ты треплешся. Бла, бла, бла, бла, бла, бла. Ты и сам не знаешь, какую ерунду говоришь.
   А н д р е й. Я молчу.
   И г о р ь. Тебя Жанна послушает, она решит, что ты псих, что ты ненормальный, она правильно подумает, ты все время говоришь ерунду.
   А н д р е й. Я молчу.
   И г о р ь. Но ты до этого говорил. Ты все время до этого говорил. Ты только и делаешь, что говоришь. Тебе все равно, о чем говорить. Главное - чтобы все тебя слушали. А Жанна не хочет слушать.
   А н д р е й. А ты не решай за Жанну.
   И г о р ь. И я не хочу.
   А н д р е й. Она сама решит для себя, стоит ей слушать или не стоит ей слушать. Почему ты за нее решаешь?
   И г о р ь. Я не решаю. Я просто вижу.
   А н д р е й. Что ты видишь? Ты за себя решай. А другие сами решат.
   И г о р ь. Пусть решают.
   А н д р е й. Но ты же не даешь никому. Ты же сам решить хочешь.
   И г о р ь. Не хочу я.
   А н д р е й. Хочешь. Ты когда меня выгонял из дому, ты решил. Ты за меня решил.
   И г о р ь. Но ты же все равно не ушел.
   А н д р е й. Просто я не люблю, когда за меня решают. Когда за других решают, я не люблю.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь (Жанне). Хорошо, что ты пришла. Хорошо, что взяла и пришла. (Пауза.) А к нам тут Борис заходил. Ты же знаешь Бориса? Это приятель Андрея.
   А н д р е й. Это твой приятель.
   И г о р ь. Почему это мой?
   А н д р е й. Он к тебе приходил.
   И г о р ь. А ты танцевал с ним.
   А н д р е й. Я же должен был как-нибудь развлекать гостя.
   И г о р ь. Тебя просили об этом?
   А н д р е й. Если ты ничего не умеешь, значит, я должен что-то делать.
   И г о р ь. Вот.
   А н д р е й. Что "вот"?
   И г о р ь. Ты сам вызвался.
   А н д р е й. Мне пришлось.
   И г о р ь. Ты сам вызвался. Ты его пригласил.
   А н д р е й. Я его не приглашал.
   И г о р ь. А чего он пришел?
   А н д р е й. Он к тебе пришел. Он же твой приятель.
   И г о р ь (Жанне). Он всегда так. Я во всем у него виноват. И Борис этот, его приятель... Скучный тип. И такой же придурок.
   А н д р е й. Ты сам придурок.
   И г о р ь. Вот.
   А н д р е й. Что "вот"?
   И г о р ь. Я же говорю, он всех обвиняет. Всех, кроме себя. Все у него виноваты. Все вокруг виноваты.
   А н д р е й. Нет.
   И г о р ь (Жанне). Он же с дерева в детстве упал. И свихнулся. А теперь обвиняет. Всех обвиняет. Он бессознательно всех обвиняет в том, что рухнул с этой дурацкой липы. Это комплекс. У него до сих пор голова не прошла. Он больной. Я тебе говорю, он больной. (Пауза. Андрею.) Что молчишь? (Нет ответа.) Ну чего ты молчишь? (Нет ответа.) Ты на правду обиделся? Я же правду сказал. Ты же сам знаешь, что я правду сказал.
  
   Андрей встает и уходит на кухню.
  
   Вот он всегда так. Не любит слушать, когда правду про него говорят. Сразу обижается. Но тут же нет ничего такого. Я тоже в детстве с качелей упал, и многие падали, это нормально, ничего страшного, даже если сотрясение мозга получишь, потом это все проходит, сначала болит, а потом проходит. Подташнивает немного, и плавает все пред глазами, но надо полежать просто, и нормально будет. Тогда все нормально будет. Надо только полежать немного спокойно.
  
   Пауза.
  
   А больше всех знаешь, кто падает? Те, кто в цирке работает. Они иногда каждый день падают. У них работа такая. Чтобы смешно было. Чтобы страшно было.
  
   Пауза.
  
   Я цирк люблю. Только я там давно не был. Хочешь, мы с тобой в цирк сходим? Я билеты куплю. Ты куда хочешь, в Автово или на Фонтанку? Я больше старый цирк люблю. Туда, наверное, можно достать билеты? Ну все равно я достану. У меня билетерша знакомая в киоске есть. То есть была. Знакомая была. Это раньше. Это очень давно. Просто знакомая. Билетерша. Из киоска. Не веришь?
  
   Пауза.
  
   Ж а н н а. А продукты вам кто покупает?
   И г о р ь. Продукты? Мы заказываем. Мы в такси заказываем. Это можно. Сейчас все можно. Мы говорим, что нам надо, и нам привозят. Это Андрей обычно заказывает. Он знает, что нужно. Он готовить умеет. Он очень хорошо готовит. Действительно хорошо. Он обещал как-нибудь эскалопов сделать. Ты эскалопов любишь? Я думал сначала, это рыбы такие, а оказывается, это мясо. Очень вкусное мясо. И Андрей его готовить умеет. Мы попросим его, и он сделает. Он всегда делает то, что я прошу. Хочешь, я скажу ему?
   Ж а н н а. Я не люблю эскалопы.
  
   Пауза.
  
   И г о р ь. А хочешь, я тебе диск поставлю? Мне принесли недавно. Хорошая музыка. Когда Борис приходил, мы слушали. Очень хорошая музыка. Я сейчас. (Идет к проигрывателю, ставит диск.) Вот.
  
   Звучит увертюра к "Дон Жуану". Пауза.
  
   Ж а н н а. Сделай тише.
   И г о р ь. Что?
   Ж а н н а. Сделай тише.
   И г о р ь. Сейчас. (Уменьшает громкость.)
   Ж а н н а (встает). Я пойду.
   И г о р ь. Хорошо, что ты пришла.
   Ж а н н а. Я пойду.
   И г о р ь. Хорошо, что ты пришла.
   Ж а н н а. До свидания.
   И г о р ь. Ты не обижайся на Андрея. Он человек хороший. Только псих немного. Это бывает. У хороших людей это бывает. Ты не обижайся.
   Ж а н н а. Счастливо.
   И г о р ь. Спасибо.
  
   Жанна уходит.
   Появляется Андрей.
  
   А н д р е й. Ушла?
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Совсем?
   И г о р ь. Наверно.
   А н д р е й. Больше она не придет?
   И г о р ь. Не придет.
   А н д р е й. Дура.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Дура. Я сразу понял, что она дура.
   И г о р ь. Нет.
   А н д р е й. Не спорь.
   И г о р ь. Я не спорю.
   А н д р е й. Пришла и ушла.
   И г о р ь. Пришла и ушла.
   А н д р е й. Зачем приходила?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Дура.
   И г о р ь. Дура.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. Ты действительно хочешь эскалопы?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Ты скажи, я сделаю.
   И г о р ь. Сделай.
   А н д р е й. Это вкусно.
   И г о р ь. Если хочешь.
   А н д р е й. Я тебя спрашиваю.
   И г о р ь. Мне все равно.
   А н д р е й. Так не должно быть.
   И г о р ь. Мне все равно.
   А н д р е й. Тогда я делать не буду. (Игорь молчит.) Я что-нибудь другое сделаю. Что-нибудь эдакое. (Игорь молчит.) Ты чего-нибудь хочешь?
  
   Игорь выключает проигрыватель, направляется к шкафу, начинает примеривать рубашки.
  
   Ты куда? Ты куда собрался? (Игорь молчит.) Скоро есть будем. Ты что, уходишь?
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Куда?
   И г о р ь. Не знаю.
  
   Пауза.
  
   А н д р е й. Ну, как хочешь.
   И г о р ь. Как хочу.
   А н д р е й. Собрался уходить - уходи.
   И г о р ь. Уйду.
   А н д р е й. Держать не буду.
   И г о р ь. Не будешь.
   А н д р е й. А я и не собираюсь.
   И г о р ь. И правильно.
  
   Пауза. Игорь переодевается.
   Звонит телефон. Игорь первым подбегает, хватает трубку.
  
   И г о р ь. Жанна? Нет. Здесь таких нет. Нет, вы ошиблись номером. Ничего страшного. (Кладет трубку.) Ничего страшного. (Садится на кровать.)
   А н д р е й. Скоро будет обед.
   И г о р ь. Ничего страшного.
   А н д р е й. Щи уже надоели, я решил борщ сделать.
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Мы поедим и пойдем прогуляемся.
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Надо выйти на свежий воздух.
   И г о р ь. Да.
   А н д р е й. Куда мы пойдем?
   И г о р ь. Не знаю.
   А н д р е й. Мы пойдем в Летний сад.
   И г о р ь. Ладно.
   А н д р е й. Будем собирать опавшие листья...
   И г ор ь. Ладно.
   А н д р е й. Сентиментально присаживаться на скамеечки... (Игорь молчит.) Или к этим пойдем, к Вадиму и Оле. Мы выйдем на улицу, дойдем до метро, спустимся по эскалатору, сядем в поезд, проедем три остановки (я помню), выйдем из поезда, поднимемся по эскалатору, покинем станцию, свернем направо, пройдем три квартала, упремся в овощной магазин, обогнем его слева, окажемся во дворе, отыщем шестой подъезд, пятый этаж, квартира двести четырнадцать, позвоним - два длинных и три коротких, - они будут знать, что это свои и откроют, потом проводят на кухню, усадят за стол, нальют чаю, дадут варенья, сделают бутерброды. Мы будем пить чай и говорить. Долго-долго. О погоде, о жизни...
   И г о р ь. Я тебя ненавижу.
   А н д р е й. Что?
   И г о р ь. Я тебя ненавижу.
   А н д р е й (садится на диван). Я тебя тоже.
  
   Затемнение. Конец.
Оценка: 4.03*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"