Аннотация: после первого тура Вольной Поэзии-2017 Номинация: Стихотворение
ТЕМ, КОМУ ПОВЕЗЛО
после первого тура Вольной Поэзии-2017
Номинация: Стихотворение
Не знаю только, насколько это - везение. Потому что пришлось вам судить друг друга, пусть даже в различных подгруппах. Задача не из лёгких, если "по совести" и "по правилам" одновременно.
Не первый раз такая система "весь спектр от одного до десяти" напрягает. Хотя бы потому, что "подсудимых" то 15, то 13, то 12... Я в былые годы расставлял для себя "пьедестал", ставил максимум 10-к "моим фаворитам", а остальным, скрипя тупыми зубами - "вниз по ступеням".
В обзоре я не буду этого делать, но обращусь за помощью к своим помощникам, Доброму Читателю (ДЧ) и Злому Критику (ЗК), положительно себя зарекомендовавшим в обзоре Внеконкурса http://samlib.ru/k/kalinin_a_a/skaznazakaz.shtml
ДЧ: КТО там улыбается из зазеркалья, конечно, все знают и с улыбкой назовут его вслух. Даже я, сказку Кэрролла прочитавший уже взрослым своим детям и потому забывший её волшебные детали. Но по намекам в прекрасно сложенном стихе тоже припомнил. И сам вдохновился на стих, который ещё увидите, но не здесь.
ЗК: Боже, как всё вторично! Какое сознание с чистого листа, если сплошь повторение прочитанного, да ещё как при игре в испорченный телефон! И на фига Маяковской лестнице подражать? Хотите скажу? Чтобы скрыть разную длину ступеней!
ДЧ: В этой столице бывал я наездами и даже в гостях. Автор, наверно, тоже, потому что взгляды наши схожи, но не совпадают во времени. И месте. Москва ведь большая. Котов на крышах не увидишь, так высоки, но если залезть на крышу к ним поближе, то и самолёты можно рассмотреть вблизи с хвоста до клюва. Но как справедливо автор заметил, скучал я так, что вновь уехал в Сибирь, так и не побывав на старом Арбате и на кропоткинской с маленькой буквы.
ЗК: Второй стих уже под Маяковского косит разбивкой, то ли плотят автору за строку маловато? Вот и сбивается он с размера, гонясь за количеством строк и впечатлений. А вот Пушкинский музей не посетил, там бы научили его ямбы от хореев отличать! И геометрии в Университете на Ленинских Горах подучился бы. Сразу из статичной динамометрической стала б. А то только, знай, читает нацарапанное гвоздём в подворотне "нехорошего дома": "Здесь были Ося и Киса"...
ДЧ: Сколько милых сердце аллюзий к мастерам старой школы русской словесности с их немного старомодными словечками из бабушкиного сундука времён Очакова и покоренья Крыма! А может и ещё древней. Ведь умеют же некоторые плести кружева, которым на выставках быть развешанным, а не на плечах деревенской повседневности... о которой, собственно и говорится с оттенком грусти и даже скорби. Прямо песня народная!
ЗК:извека прах под куколем полноводится как бы вера из пепла...
О чём бы это? О том, о чём подумали - о тоске леденцовой! Ох, любят лирики эту самую псевдо страдательную тоску у себя и других, вон, сколько баллов надавали!
ДЧ: Так и тянет перечитывать и вникать, особенно в заключительный афоризм...
Чешской революции, признаюсь, не припомню. Нет, что-то в памяти есть про Гуса и гуситов... Прочтя этот стих, захотелось перечитать учебник Всемирной Истории (желательно советский ещё, чтобы ум за разум не зашел). Иначе не понять мне за какое вино судили в Чехии в те времена, когда ещё пива "Жатецкий гусь" не варили.
ЗК:
вино в розной чаше казалось ему вином
вместо крови - пустой виноградной пасокой.
Как это? Как это? А так это - инквизиции виднее! А коллегам по перу, очевидно далеко не всем.
Вы для кого стих писали? Для академиков? Проще надо антиалкогольные вирши слагать, но так, чтобы тошнило уже от самого слова "вино", а не искушать кагорным причастием.
А что более всего понравилось - отсутствие запоров, но:
В границы рая не проникнет зло:
Любовь и труд закрыли рубежи...
И так вкусно написано, что ел бы и ел эти райские яблочки, не дожидаясь ТЕХ
ЗК: Автор сама признаётся:
Мой дикий рай убог, не в этом суть...
И лукавит. Суть как раз в этом. Столько строчек про одно и то же:
В моем раю...
И дальше сплошь хвала этой "убогости". Да так, что слюнки текут, вызывая, как следствие, гастрит у читателя. И недобрую зависть к такому доброму и ладному по форме рекламному ролику.
ДЧ: Чертовски самоиронично. И кратко. То и другое достойно моей похвалы. Никаких девичьих "соплей". Трезвая оценка, что год прошел, а ты ещё не замужем. Тонкий такой намёк, непокрытой головой...
ЗК: И это называется стихами? Это просто годовой отчёт о напрасно потерянном времени.
Кого-то из вас любила,
Кого-то боялась, как мыши,
Кого-то наотмашь била.
Не помнит даже кого... Вот она, хвалёная девичья память! Или уже не девичья?
ДЧ: Автор утверждает в комментарии, что это мелодия танго. А мне послышались вначале даже вальсовые нотки белого танца. А далее... Как там у классиков: вечером любовь, утром измена? Но по правилам игры, сначала была любовь...
ЗК: Только в тумане зала мглистого могли родиться такие строки:
ДЧ: Романсово так, полутонически... А ещё очень гармонично по звучанию, практически все рифмы - унисон. И "печаль как жертвоприношенье" - явная находка автора.
ЗК: Вопросов и замечаний много. Начнем сначала.
Мне снится чей-то сон о том, как я живу,
И просятся слова туда, где их не слышат.
Как-то неуверенно, обиняками...
последнюю листву
Ветра опять
Где будем ставить запятую?
Но нету сил. Прости. Я больше не могу
Хранить её, когда она меня не греет.
А ЛГ ещё и корыстна: печаль и ту "за так" хранить не может. Или не хочет, что более вероятно.
Я распахну окно, и в шаге от паденья
Навстречу хлынут мне осенние дожди,
Приняв мою печаль как жертвоприношенье.
Логично, исходя из вышесказанного.
Тем более, что прочитав до конца, я так и не понял какое мне дело до печали автора (или ЛГ)
ДЧ: Писать от лица ЛГ противоположного пола нелегко. Сам делал такие попытки, знаю. И автору явно удался мужской, рациональный взгляд на жизнь и роль в ней ангела-хранителя. Главное - самому не плошать. Но ангела тоже понять можно. Ведь это он незримо толкал в спину, не давал погрязнуть в трясине мелочей жизни, приняв на себя труд из неё выбираться.
Назидательно для самонадеянных читателей.
ЗК: "отстал ...устал... услышал... торопился..."
И даже на миг не приостановился.
Что за ангел-хранитель? Раздолбай какой-то...
Но забегая вперёд, его отсутствие ЛГ заметил не сразу. Так зачем сетовать? Значит, больно нужен был. Как и стихо это.
ДЧ: Даже без эпиграфа, аллюзия к культовому стихотворению. Но уже в новой реальности. Сразу ясно какой. Короткая строка очень уместна.
Кто вам войною заменил
Соблазны жизни,
Какой безумец заманил
В кровавый бизнес?
А эти строки даже лишние. Я их просто пропустил при втором чтении.
ЗК: Передразнивать Пастернака - нелёгкая задача даже, думаю, для Александра Иванова. Потому он и не делал этого публично. А вот подражать тщательней надо. И слова точнее выбирать, не забывая об образности фраз. Даже одно слово невпопад сразу выключает магию всей строфы.
Лежат солдаты в башмаках
Их сон непрочен.
Оружие у них в руках
И днём, и ночью.
Это не стихи, а рифмованный репортаж. Есть возражения?
ДЧ: Эх, если б не словечко ОТКУДОВА... Очень даже созвучно на душу легло бы. Чисто депрессивное, согласно сезону.
ЗК: Причем тут Акела? В джунглях что ль живём? Нефти и газа завались - за границу качаем и даже самим малость остаётся мазута для котельной. А не хватит - дров завались, как альтернативного топлива.
От голода пока никто не пухнет,
Воруют? Но не режут нас пока,
Расслабимся в привычной неге кухни.
И всё! Будем жить-поживать и "боярку" попивать. Живы будем, коли не помрём!
ДЧ: Говорящий бекон особенно очаровал. Да ещё в сливках. Ни того, ни другого давно не ел. Пощусь четвертый год на овощах со своего огорода. Но иронию заценил. Работаю до шести. Как диету блюсти?
ЗК: Дообъедался! Даже враги вымерли с голодухи, ужин некому отдать. Бекон можешь мне переслать, как врагу. Не подавлюсь.
ДЧ: Я и Вселенная. Даже три этих слова можно считать в любой последовательности темой. Но не об этом стихотворение, а о мешающих факторах для неспешного и вдумчивого проникновения в магию самоощущения себя как частицы Мироздания а не здания, освещённого неоном, криптоном и другими инертными газами.
Стихотворение состоит из двух равных частей, хоть и не разделённых, но обособленных по смыслу и написанных удивительно легким слогом, доступным для чтения и внимания одновременно.
ЗК: А мне нравятся эти рекламы, а в звёздах даже своего знака не найду. И другим не советую. Лучше гороскоп найти себе по душе, со счастливым концом.
потому невзирая на мелкий шрифт и полное отсутствие пунктуации я за строкой строку брал как альпинист без снаряжения и опыта с единственной целью преодоления своей косности в вопросах жизни и смерти и символизма чисел оставаясь не в теме и неготовности к ответу
Ух, перевожу дух, чтобы крикнуть "браво!"
ЗК: В отличие от коллеги
я немножко исчез изнутри и летаю вокруг
повторяя маршрут бесконечное множество раз
но в отличие от автора у меня только одно сердце и всего две руки а писать умею только левой ногой и то с ашипками и тоже не в теме а потому желчь оставлю при себе
ДЧ: Какие образы! Вечер словно живое существо, материализованная мысль, уходящая на Запад, чтобы утром прийти вместе с солнцем с Востока. Это придаёт просто пейзажной лирике политический оттенок.
ЗК: Ознакомился предварительно с комментариями. Странно, что никто не обратил внимание на "изобидел" - несомненный перл.
Не заметишь, как Вечер сойдет на ресницы домов
Сонный Вечер в плаще, спотыкаясь, по крышам бредет.
На плечах у него неоглядный темнеет мешок,
Карлсона не хватает с его привидением. Он бы ускорил бег времени до "спокойной ночи".
ДЧ: Элегично и элегантно. Или наоборот, что не меняет моего доброго отношения к перипетиям ЛГ с горсткой гальки, перебирающей её как чётки. Прежде чем бросить на счастье обратно в воду. В Море, скорей всего.
ЗК: Запутался в схеме рифмовки как в паутине, помогите!
И почему галька, а не янтарь? Куда поэтичнее было б, а то лишь искры янтарные где-то под Кёнигсбергом так и остались в воде.
ДЧ: Я плохой танцор. Но смотреть люблю, особенно индийские танцы живота. И латинские ча-ча-ча и ламбаду. Порадовали старика, прямо как на конкурсе бальных танцев побывал. Молодость вспомнил, как стоял в сторонке у звуковой колонки, наигрывая вальсы и джиги...
Как я понимаю того старого доктора!
ЗК: Не люблю индийские фильмы, но танцы там ничего, смотреть можно без скуки. Но у нас так не танцуют. Разве, цыганочку с выходом или камаринскую с притопом и прихлопом.
Дождь синкопами стёк по трубам,
За пивной синяки-барыги
Стали в позу привычным кругом,
Над стаканом танцуют джигу...
А вот это по-нашему, по простому. Так и быть, ругать не буду.
ДЧ: Я не зря похвалил этот стих в комментарии. Очень наблюдателен автор. В минувшем году такое смешение трёх сезонов я лично наблюдал на своих шести сотках. Как фенолог-любитель, скажу ЛЮБО!
ЗК:Классическое: "Трое появились не случайно, Троица придумана не зря, ведь не даром чуть не в каждой чайной Есть картина Три Богатыря" (пунктуация моя)
Но старушка-мать - это уже из другой блатной песни. Неувязочка получилась!
ДЧ: Думается мне, будь я участником этого конкурса, наши с Вами шансы были бы равно минимальными. Ну не любят подобные сюжеты на Русской Тройке. И такую открытость, жесткость в выражениях. Иносказательней надо бы, туманнее, с "открытым" концом...
ЗК: Осталось только приставить к виску, или как у Чехова, сунуть в рот и спустить курок. Опасно играете с оружием. Кстати, а оно зарегистрировано? Я о слове говорю. А вы о чём подумали?
ДЧ: А в южном полушарии - наоборот. Лето зимой. Имеющий возможности и свободу от добывания хлеба насущного, может выбирать сезон по вкусу.
Но такого лета, как в этом стихе, лично мне не хотелось бы. А зима просто обольстительна на мой вкус. И обалденно образно нарисована.
ЗК:Жар, как известно, костей не ломит, особенно на пляже или рядом с бассейном. А иначе на фиг ехать (лететь) в эту Анталию или Египет зимой? А прозябание на северах воспевают только в рекламных целях "Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...", либо подслащивают длинным рублём.
ДЧ: Какие аллюзии к Блоку, его "незнакомке"! Несмотря на портвейн дешевый на сомнительной основе, из которого истины уже все извлечены ещё в прошедшем веке. Кроме одной: "За прекрасных дам!"
ЗК: Нет слов. Нет, всё же есть:
Трамвайными проводами, поставив на четвереньки
Я отстегал бы автора за барское презрение к "народному напитку пролетариата".
ДЧ: Блудный сын возвратится, боюсь, слишком поздно, за наследством объедков в родительский дом. Назидательно и пронзительно одновременно описано это запоздалое возвращение. И безукоризненно стилистически и грамматически.
ЗК: притча о блудном сыне в образе сталкера, скорее пугает, чем вызывает сочувствие.
"Где ты раньше был, целовался с кем, с кем себе самому изменял?" А как покушать - вернулся к родительской кормушке.
ДЧ: Москва и Арбат - здесь понятия условные для ностальгии по оставшемуся в прошлом. Таких возвращений может быть не одно, но запотевшее окно будет напоминать всё то же прощание.
ЗК: В стихе простом смешались времена, не сделав его лепым и глубоким.
"И окурки я за борт швырял в океан, проклинал красоту островов и морей..." - вроде, тот же ритм и размер. А насколько поэтичнее!