Нейм Ник : другие произведения.

Разминка консультанта

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов-победителей конкурсов Свободного Творчества


РАЗМИНКА КОНСУЛЬТАНТА

Обзор рассказов-победителей конкурсов Свободного Творчества

  
   Каждый человек, занимающийся наукой, искусством, спортом, да любой деятельностью, к которой он серьёзно относится, знает, что результаты его труда сильно зависят от "формы", в которой он находится. Вот и я, после долгого отсутствия на конкурсах, решил потренироваться, прежде чем рецензировать снова.
   В качестве "добровольцев" я выбрал рассказы победителей прежних конкурсов Свободного Творчества. Их девять:
  
   1. Конкурс "Приносящий Надежду" 2008
   Вдовин А. Н. "В Новый год вокруг да около"
   2. Конкурс "Возвращение домой" 2009
   Шнейдер Н. "Жди меня"
   3. Конкурс "Загадка" 2010
   Яценко В. "Старик и дети"
   4. Конкурс "Круги на воде" 2011
   Шауров Э. "Самая весёлая гайка"
   5. Конкурс "Чудо чудное" 2012
   Маверик Д. "Циркач и проститутка"
   6. Конкурс "Вторжение" 2013
   Шауров Э. "Отпетые ксенофилы, или концепции контрацепции"
   7. Конкурс "Слон в посудной лавке" 2014
   Маверик Д. "Чайник, которого не было"  
   8. Конкурс "Разные стороны" 2015
   Баев Ал. "Слансарга"   
   9. Конкурс "Ярость идеи" 2016
   Суржиков Р. "Каштан"
  
   Думаю, что идея эта неплоха: она никак не влияет на авторов (они уже победители), интересна мне и показывает участникам конкурса, чего можно ждать от данного консультанта (разумеется, если ваш рассказ займёт первое место на конкурсе).
   Читатели данной "разминки" увидят, какие стороны рассказов консультант считает сильными и какие детали ему не понравились, несмотря на призовое место рассказа.
   Я также попытаюсь определить, объединены ли рассказы-победители разных лет какими-то общими признаками.
  
  
   1. Вдовин А. Н. "В Новый год вокруг да около"
  
   Рассказ читается легко. В нём есть определённая атмосфера, настроение, хотя представляю себе, не универсальное для всех.
   Сюжет - незатейливый: стеснительный паренёк поджидает девушку в канун Нового года с подарком - деревянным цветком, и в стуже замерзает.
   Вовлечение в рассказ происходит быстро: ситуация ясна и регулируется в основном описанием стужи и настроения героя.
   Неравенство в социальном положении и возрасте героев делает задачу Петруши, посвататься к Светлане, несбыточной. Однако его мастерство и настойчивость создают Конфликт - читатель начинает болеть за героя.
   Обострение ситуации происходит с момента встречи с "куколкой". Таинственность усиливается - поможет ли "куколка" герою или как "хозяйка горы" оставит себе? Однако читатель постепенно начинает понимать, что описание касается нереального: холод исчез, мышцы в снегу не затекли, взгляд (с близкого расстояния) не задержался на Петрухе, боль от удара о колоду не осязалась.
   Кульминация - встреча со Светланой. Начиная с этого читатель ждёт Развязки, и объяснения роли ряженных и судьбы цветка.
   Что ж, печальна и эмоциональна история несчастной любви. Выглядит реалистично, от мистики - живой цветок, таинственно появившейся в пиме.
   Язык рассказа колоритный, хотя не все выражения мне ясны:
   "Ух, до чего ж мороз лютый! Плюнь - слюна затрещит..." (для меня метафора не работает, потому что слюна не затрещит, какой бы мороз ни был.)
   Скрючиться в комок? Скрючиться - это согнуться, искривиться; а надо бы сжаться, съёжиться, хоть некоторые словари и называют их синонимами.
   Ярко-льдистого сияния (это какого?) круглобокой луны (т. е. полной, в противовес однобокой?)
   Темных царственных глаз Это каких?
   Разметнувшиеся брови ... Это какие?
  
   Желаю успехов в дальнейшем творчестве!
  
   2. Шнейдер Н. "Жди меня"
  
   Рассказ читается очень легко, но, к сожалению, мало трогает. Не то, чтобы не жаль Эрина проведшего пять лет в рабстве, изнасилованной и повешенной Иды, жителей разорённой врагами деревни, сошедшей с ума от горя старухи Рины. Конечно же, жаль! Однако мне совершенно неизвестны законы превращения жертв в упырей и их мести вовсе не преступникам, а своим невинным соотечественникам, землякам. Очевидно надо как-то сопереживать Эрину, который уничтожает нечисть осиновым колом, несмотря на то, что с виду это - его любимая жена Ида. Не будет она больше выгрызать горло селянам (вроде бабка была последней в деревне, да нечисть найдет кого грызть!) Кроме того, Эрин берётся в финале за нож, готовясь отойти в мир иной. То ли от безмерного горя, то ли зная, что поцелуй нежити сделал из него самого такую же тварь. Опять же, меня, не верящего в нечисть и тому подобное, "трагедия" захватить не может. Не уверен, что она понравится по-настоящему верующему читателю. Но в чём я совершенно уверен, рассказ выиграл конкурс, а значит нашёл немало сторонников. Это хорошо и приятно, когда понимают идеи автора и заложенные в них эмоции.
   Удачи в творчестве и понимании читателей!
  
   3. Яценко В. "Старик и дети"
  
   Рассказы научной фантастики я люблю с детства и полагаю, что хорошо понимаю авторов, работающих в этом жанре. Что же я могу сказать о рассказе "Старик и дети"? Написан он в хорошем ритме, держит в тонусе переживания за героев. Несмотря на хорошо известный в фантастике мотив - движение в незнакомой и враждебной среде (лабиринте, зоне, кубе) и наличия в рассказе загадок в большем количестве, чем ответов на них, автор стремится донести до читателя оптимистическую идею рассказа - "плохой мир лучше доброй войны". Думаю, что у него это получилось. Ведь внимательно наблюдая за непонятной средой и принимая её за симбионта, а не врага, человек может попытаться управлять и даже изменять её, а улыбнётся ему удача или нет, зависит от оптимизма и творческой фантазии автора.
   Пожелаем, чтобы у автора получалось и дальше!
  
   4. Шауров Э. "Самая весёлая гайка"
  
   Оптимистический рассказ о буднях космических исследователей. Понравился. Возможно, именно, своей жизнерадостностью. Идея рассказа напоминает зарисовки из "Соляриса" Лема. Вместо мыслящего океана - весёлый кит, футболящий гайки своим хвостом прямо под кровати астронавтов, а сами гайки (ну, куда уж простая штуковина) теперь становятся эмоциональными письмами из неведомого мира. Оптимизм рассказа, правда, не связан с работой исследователей: им как раз совсем не легко обосновывать заказы на гайки (а бросает их в океан каждый), и уже сорок лет как тема не получает научного одобрения. Но, несмотря на будущих бюрократов, а может, именно благодаря им, рассказ - оптимистичен! Ведь героиня Аришка летит к своему любимому Антону только благодаря протекции своего папы. Ах, если бы только можно было составить протекцию и к папе кита!
   Дальнейших успехов в жанре и связей в мирах НФ!
  
   5. Маверик Д. "Циркач и проститутка"
  
   Мистический рассказ о том, как волшебник (фокусник, циркач) "окольцевал" женщину, которая впоследствии превратилась в птицу (белую почтовую голубку), вернувшуюся к хозяину. Романтическое произведение. Думаю, что именно лиричность рассказа привлекла читателей и сделала их почитателями этой истории, ибо сюжет истории сам по себе не вызывает моего интереса. Любопытно, какую роль, по мнению автора, играет род занятий героини? В рассказе её профессия только называется и то, намёком. И никогда не обсуждается. О любви Лизы к фокуснику Марио сказано: "Лиза подарила ему то единственное, что дарить умела." (Почему не "умела дарить"?) Но я не об этом, а о том, что она "умела дарить", а не продавать...
   Главным достоинством рассказа я считаю языковые находки, плавное изложения и добрые чувства При этом, кое-что вызывает у меня вопрос:
   Дождь, отчего-то пропахший мускатом и апельсинами - фраза хорошая, но жаль, что отсутствует концепция, отчего! Может, опустить "отчего-то"?
   Сопливые облака; влажный аромат; умирающие - двухслойны; душа, готовая взлететь, выплескивается светом из каждой поры - эти эпитеты и определения мне не понятны, а стало быть, мною не прочувствованы.
   Фрау вошла - разве без фамилии в Германии так говорят?
   Не сомневаюсь в дальнейших успехах и не только на конкурсах!
  
   6. Шауров Э. "Отпетые ксенофилы, или концепции контрацепции"
  
   Жизнерадостый рассказ о проблемах космического воз-и-невоз-держания. Читать было весело. Но ничего стоящего (ударение на первый слог), кроме развлекательности, я не нашёл. Новых концепций или эмоциональных переживаний я, увы, не встретил. Ни за кого не волновался, не сопереживал. Но разве юмор не эмоция? Я, вообще, плохо понимаю, как на конкурсе можно сравнивать юмористические рассказы с серьезной (не по обстоятельности, а по юмору) прозой или фантастикой? Не в том смысле, что одно из них хуже другого, а просто невозможно объективно сравнивать яблоки с апельсинами. В этом смысле я сейчас нахожусь в гораздо более выгодных условиях, мне ничего ни с чем сравнивать не надо. А рассказ мне понравился!
   Так держать!
  
   7. Маверик Д. "Чайник, которого не было"
  
   Приятный добрый рассказик о взаимных розыгрышах в условиях четырёхмерного пространства. Если это - не юмор, то уж, наверняка, его налёт, как махровая пыль на крышечке расписного чуда.
   Концепция четырёхмерного пространства описана через восприятие этого понятия героиней, фрау Шторк: "Глупейший фантастический рассказ", "что в нем точно происходило, фрау Шторх поняла не до конца", "в рассказе объяснялось - но очень путано", "некоторые предметы находились во всех измерениях сразу, а прочие - в каком-нибудь одном", "видно с первого взгляда - что чепуха несусветная".
   Однако ценность рассказа определяется вовсе не научной стороной, а его влиянием на читателя, а оно несомненно - и в присутствии ярких деталей, и красочного слога, и прочувствованного сопереживания с героиней и ее любви к семье и сыну. Здесь и реминисценции прошлого, и тонкости настоящего. Поэтому чай рассказа заварился отлично, независимо от того, был ли там чайник или нет.
   Автоматически отметил какие-то шероховатости, малозначительные в общей картине удачного произведения:
   "Все друг друга знают, если не по имени - то уж вприглядку точно". Здесь, вприглядку - на лицо, но как-то непривычно такое использование. Почему бы не сказать прямо - "в лицо".
   "Выползают из постели" гораздо реже, чем "вылезают", наверное, чтобы не грохнуться.
   Почему Альбертик? Разве в Германии так говорят?
   Фройляйн - тоже малоупотребительно (официально отменено с 1972).
   Дальнейших побед!
  
   8. Баев Ал. "Слансарга"
  
   Рассказ о жизни двух друзей, их дружбе и соперничестве, молодости, любви и взрослении в постоянно изменяющейся (и не всегда к лучшему) действительности. Но в их жизни есть одно сокровенное место - станция железной дороги, притягательная для обоих, откуда тропинка ведёт в нетронутый цивилизацией лес. И там... Что там - мы никогда не узнаем, но почувствуем, что в этом "волшебном месте" возможно не только осмыслить прошлое, но и повернуть жизнь в другое направление.
   Вовлечение в рассказ происходит медленно, плавно, что для одних может быть препятствием в чтении, а для других, наоборот, изюминкой. Аналогично, современный язык рассказа одних привлечёт, а другим покажется "простецким". Но, полагаю, что ностальгические чувства в чуть грубоватом, "мужском", "брутальном" рассказе придают ему очарование и успех у читателей.
   Жду новых творческие успехов!
  
   9. Суржиков Р. "Каштан"
  
   Рассказ о столкновении личного и общественного. Написан динамично и увлекательно. Мир рассказа ясно и чётко обрисован не описаниями, а действиями героев и потому воспринимается естественно и гармонично. В него веришь и сопереживаешь его участникам. Читателям можно сколько угодно рассуждать о праве (или оправданности) действий героев рассказа, тех или иных их поступков, мнений и чувств, но нельзя не отдать должное автору, так ладно соединившему их вместе.
   Хочу отдельно подчеркнуть эффектность завершения рассказа, поэтической строчкой из него же: "Тот миг, когда проглянула душа".
   Успехов в новых проглядываниях души!
  
   А теперь, давайте попытаемся определить, есть ли что-то общее, присущее этим рассказам - победителям разных лет:
   1. Народность и Мистика
   2. Трагизм и Фэнтези.
   3. Героизм и НФ.
   4. Оптимизм и НФ.
   5. Романтика и Мистика.
   6. Юмор и НФ.
   7. Доброта и Фэнтези.
   8. Ностальгия и Фэнтези.
   9. Долг и НФ.
   Несмотря на разброс идей, сюжетов, методов, стилей - все они вызывают яркие эмоции и переживания за героев и их судьбу!
   Думаю, что именно в этом и кроется залог удачи, которую я желаю всем участникам в предстоящем конкурсе!
  
   А теперь,
  
НАПУТСТВИЕ НАЧИНАЮЩЕМУ РЫЦАРЮ
  
Говори там, где слушают.
Для каждого сказанного слова есть слушающее ухо.
(пословицы народов мира)
   Любой конкурс - это турнир, а любой участник - это рыцарь, поэтому, если вы хотите стать победителем, выберите даму сердца и начинайте подготовку к сражению! Нет, конечно, не с ней, а с соперниками. Как посоветовал бы Немирович-Данченко герою Марка Твена, янки при дворе короля Артура, катайтесь на велосипеде для неё!
   Но велосипеда - недостаточно для победы, хоть копыт уже не откинуть.
   Готовьте ваше оружие: оттачивайте фразы, точите лясы, возводите воздушные замки, раздавайте по сто очков вперёд, запасайтесь миной (весёлой), закидывайте шапками, забивайте стрелки. Заморите червячка, заткните за пояс; дело храните в шляпе, чтоб не пахло керосином. Зарубите на носу, не ударьте в грязь лицом, не открывайте Америк и помните:
   1. Быстро открывай глаза, медленно открывай рот
   2. Даже если молчать, можно ошибиться
   3. Если боишься - не говори, если сказал - не бойся
   4. Если говоришь слишком много, то теряешь разумные слова
   5. Хорошую арию не поют три раза подряд
   6. Справедливое слово лишь дурака сердит
   7. Одна речь - не ученость, одна буря - еще не сезон дождей
   8. Слова несведущих несут войну
   9. Стрелять - еще не значит быть стрелком
   10. Язык длинен у того, чьи доводы коротки
  
   Вперёд к победе!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"