"В шумном балагане любят собираться Жулики, бандиты, воры всех мастей..."
Вон их сколько, разных воров и жуликов, уже представлено на ЗК. Немудрено, ведь каждый рассказ своеобразен, и тема раскрыта по усмотрению автора (при явном попустительстве Координатора - отмечу особо). Но, дамы и господа, нам сразу было сказано, что, хотя "Красота - страшная сила", однако же автор должен показать, как "тяга к прекрасному становится причиной преступления, либо, напротив, вдохновляет дилетанта взяться за непривычное и, возможно, опасное расследование (разгадку зловещей тайны)".
Т.е. показать, что тяга к прекрасному есть причина преступления либо повод к расследованию. Верно? Давайте посмотрим, что получилось.
Дело Чинизелли
Два приятеля, давно известные широкой общественности, как довольно успешные расследователи загадочных событий, снова демонстрируют читателю свои способности и недостатки. На этот раз они пытаются выяснить, куда исчез сэр Артур, внучатый племянник баронессы Вестерморленд, замкнутый молодой человек не от мира сего, увлечённый живописью, как способом сохранить быстротечные красоты мира.
Расследование позволяет сыщикам узнать о существовании школы живописи некоего Чинизелли, которая внезапно прекратила существование, а её талантливые ученики разом исчезли. Кроме умной блондинки (вот как? не к личности ли автора эта стрелка?) и свихнувшегося блондина (опять?).
Озарение, как принято у великих сыщиков, приходит в подходящий момент, но так загадочно, что читатель некоторое время, хорошо, что вместе с Ватсоном, чувствует себя полным болваном.
Однако потом вскрываются детали, которые подтверждают гениальность Шерлока, недоумение слабеет и к финалу я уже готов простить автору маленькую хитрость. Если всякие так Конаны и Агаты пользовались таким приёмом, чтобы показать гениальность их героев, почему нашему автору нельзя? Ну, озарило, осенило, снизошла благодать, ой, это из другой оперы... Короче, Шерлок раньше всех проинтуичил, что Чинизелли и неизвестный эскиз, привезённый баронетом Кэтсби, и есть ключик к разгадке тайны пропажи сэра Артура.
После нерадостного финала, где несчастные рисовальщики были насильно оторваны от любимого дела, как наркоман от наркоты, сыщик и Ватсон традиционно подвели итоги расследования, в философском ключе.
На мой взгляд, тема фигурирует во всей красе, хотя отнюдь не тяга к прекрасному стала причиной преступления, каковым является вовсе не похищение учеников, а втюхивание Рокфеллеру подделки под Леонардо Да Винчи. Чинизелли тянулся к деньгам.
В целом рассказ мне понравился. Неплохая стилизация.
И вспомнить молодость свою...
Жил весёлый выпивоха Сашка-бабник в деревне, а как стукнуло ему тридцать лет, девки на него смотреть перестали, и превратился он в алкаша. Это предыстория. История начинается с появления в деревне случайного человека, художника, нашедшего там "пленэр".
Мелкие деревенские новости понемногу начинают интересовать этого рисовальщика, и он своим умом доходит до незамысловатой истины - угоны техники из деревни происходят от великой любви Сашки-алкаша к Валентине, которая вышла замуж и живет в соседней деревне.
Вечная, всепоглощающая любовь - такая вот тема... А как же тяга к прекрасному? Красота, она же страшная сила? Причина преступления или повод для расследования?
Чего не видел, того не видел. Правда, расследование ведет художник. Но если вспомнить Раневскую, представить, что Сашка прикипел к "прекрасной" Валентине из-за её неземной красоты, в незапамятной молодости, конечно... А, неважно!
Детектив, на мой вкус, очень слабенький - всё так за уши притянуто, что они у Сашки должны стать длиннее Мидасовых. Слишком уж много допущений: и никто моторов не слышит, и следов никто не видит, и угнанную технику у той деревни никто не находит, и местный участковый хрестоматийному Анискину в подметки не годится и... Только у приезжего художника ума палата.
В целом же рассказ мне понравился - как деревенская проза.
О том, как один хитрый мога хотел обмануть умерших
Кемык, самый сильный воин племени, подробно и волокитно рассказывает нам историю неудачного расследования убийства и последующей удачной провокации, когда убийца попадает в расставленную шаманом и его женой ловушку.
Рассказ очень на любителя, потому что поток сознания, да ещё и разбавляемый то языковедческими рассуждениями, то философствованием - требует от читателя неусыпного внимания. Тяжеловато. Стоило бы разбить на несколько логических блоков.
Суть провокации проста - используя веру племени мога в способности шамана определить принадлежность крови, засохшей на дубине, шаман вычисляет убийцу. Тот начисто отмывает и отскабливает свою дубину.
Тема искусства, как страшной силы - мне оказалась не по глазам. Но тема женской красоты, как повод к убийству её мужа - видна. Тяга к "прекрасному полу", ну да...
А рассказ я смело назову настоящим детективом.
Убийство за стеной или Любовь немолодого человека
И тут тема - любовь к женщине. Тенденция, однако...
Два добровольных сыщика, Олег, он же Гриша, и Миша - решают заработать, вовремя предупредив немолодого влюблённого об опасности быть убитым ради денег. С первых же строк становится понятным, что дело у сыщиков не выгорит, но чтение оказалось занятным - сюжет развивался непредсказуемо.
Девица Сюзи и ее подельник ловко обирают влюблённого промышленника Ермолаева, а неудачливые сыщики перед посадкой в поезд до дома получают от того недостающие читателю подробности. В откровенность промышленника верится с трудом, но спишу это допущение на закон жанра.
Детективное расследование ведется довольно внятно, хотя привкус наивной авантюры в смеси с авторской иронией - постоянно напоминал мне о тресте, который лопнул.
На сегодня 7.02.15. - хватит. Завтра продолжу. Может быть.
Это сколько уже рассказов раскрыло тему, как тягу к "прекрасному" полу? Четыре, если я не обсчитался...
Последний трамвай
Сложный рассказ. Главная героиня приступает к расследованию, шокированная убийством бывшей одноклассницы, Оли. Параллельно ведут расследование два официальных сыщика, но менее успешно.
Выяснив, что убитая досаждала многим своей привлекательной внешностью, сексуально насыщенной и удачливой жизнью, Валентина назначает встречу в укромном уголке, где, предположительно, и стоял в засаде убийца Оли.
Вторая одноклассница пытается там убить надоедливую расследовательницу, но смышлёный сыщик, который проявлял к Валентине матримониальный интерес, вовремя появляется. Убийца поймана. Недоработка Валентине объяснена, свидание с ней назначено. Хэппи енд.
Тема красоты, как страшной силы - соотнесена с внешностью убитой.
Полагаю, детектив больше всего понравится дамам, которые увидят в молодой девушке будущую Марпл. Мне рассказ показался тяжеловатым для чтения. Кропотливое хождение, выведывание нюансов, рисование таблицы, да ещё вперемешку с деяниями официальных сыщиков! Я сам зануда, но меня уже научили разбавлять обыденность повествования экшн-эпизодами.
Хотя, скорее всего, я неправ или отвык от такого типа рассказов.
Суета вокруг браслета
Своеобразное ретро - стилизация под сценарий пьесы аж дошекспировских времен да ещё в переводе чуть ли не досумароковском. Благородный отец желает срочно выдать дочь замуж, а браслет - родовой амулет на замужество вдруг пропадает из шкатулки. Хитроватый слуга, влюблённный дальний родственник, служанки, дочь и сам отец вещают с подмостков, как проходит расследование.
В финале всё благополучно выясняется, Марианна, виновница переполоха - прощена, и всем положительным героям посулены брачные узы или повышение по службе. Несмотря на упрощённость следствия, следить за ним было нескучно, хотя я ждал иного, неожиданного хода, например, разоблачения Клеанта, сдавшего браслет в починку или полировку для Марианны, или же подбрасывания Марианной браслета в карман отца...
Почему? Чтобы скучно не было.
Дайте-ка я позанудствую...
Вы ведь и без меня помните, пани Ева, что:
в основе детективного сюжета всегда лежит злоумышленное событие, окружённое тайной, которую следует раскрыть. И такую тайну мы видим.
известные сразу доказательства указывают на виновность одного, а лучше - нескольких персонажей. Увы, подозрения только высказаны, но не обочнованы.
поединок между силами добра и зла олицетворяют расследователь и злодей. Нет его, поединка.
расследователь собирает улики и наблюдает за персонажами. Это есть.
злодей противодействует расследователю, скрывая и уничтожая истинные улики или создавая фальшивые. А злодея и нет...
расследователь приходит к верному решению.Есть, но интересно ли такое раскрытие тайны? Пани Ева, история, как опрометчивая дурочка обменяла браслет на деньги, чтобы купить духи - даже не криминальная история. И весь рассказ Симона - кстати, не очень нужного, его функции лучше бы поручить Сильвестру, которого хозяин по облыжному доносу Клеанта обвиняет в краже - ни малейшего интереса не вызывает...
Нет злодея, похитителя браслета, значит, нет противостояния добра и зла. А в итоге нет и детективности. Когда бы Клеант и Марианна любили друг друга и старались разрушить планы отца путем умыкновения браслета - чем не мотив? - то им пришлось бы старательно скрывать, заметать следы преступления. Или Сильвестр хочет подставить Клеанта, ревнуя к тому Туанету... Да что угодно можно придумать!
И здесь талантливую художницу используют для наживы, выдавая копии с Левитана за оригиналы. Но корысть отступает перед материнским желанием выгодно женить сынка - во что мне верится с трудом, и эксплуататорша убивает своенравную копиистку, "курицу, несущую золотые яйца".
Автору удалось очень чётко показать ход следствия. Мне, ценителю таких детективных рассказов, было очень приятно следить за главным героем. И даже долгое итоговое объяснялово, якобы, для начальника, не испортило настроение. Конечно, увлечение "пёрышками" сыграло свою роль, и джиперовский брелок прочно встроен в ткань повествования, но и без него следователь был обречён выйти на "Левитана" убитой - слишком много стрелок вели в Академию и на деканку Богучанскую.
Жаль, что автору не хватило объёма на развитие ложной линии с другим подозреваемым. Сын и мама, ездившие на "Патриоте", каких в городе предостаточно, могли бы на время и уступить место какому-нибудь обманутому покупателю, у которого хватило ума и денег проверить подлинность "Левитана", даже искусственно состаренного. Пара строк в музее, пара - в Академии, пара - у мнительно-недоброй соседки, вот вам и версия.
А затем её рассыпать, показав заключение настоящего эксперта и поддельное смущение Богучанской, якобы, ошибшейся в оценке подлинности картины. И тогда рассказ обретёт дополнительную глубину.
Но он мне и таким понравился. Что касается темы - тут рулит живопись...
Наверное, это иронический детектив, судя по кастингу. Во всяком случае, Татка, мгновенно и безапелляционно вычислившая преступницу, персонаж слишком красочный для серьёзного рассказа. Охотно верю в необычайно высокие дедуктивные способности всех умных женщин, но они малопригодны - прокуратура обычно требует более убедительных доказательства вины преступника.
Стажёр Зая именно сбором доказательств и занимается. Долго, методично и результативно, выйдя по итогу на те же выводы. Легкомысленный подход Татки и прочих девиц, откастингованных в потенциальные невесты, к совершённому преступлению - только укрепил моё предположение об ироническом характере рассказа.
А ведь совершено покушение на жизнь и здоровье человека. Ожог попы - явное тому доказательство. Если бы он получился более серьёзным и оставил рубец, то девица значительно утратила бы ценность (вспомните, на сколько миллионов голливудская красотка свою попку страховала? во-от.) в глазах вожделетелей и потенциальных обладателей её безукоризненной попы. А споткнись Шмидт, не успей сбить огонь - вспыхнуть могло всё платье и волосы. Нет, забирать заявление - это пособничать преступнице.
Ах, да, детектив-то иронический!
Как ни странно, расследование выглядит полноценно и очень серьёзно, чего я не заметил в других, более угрюмых рассказах. Поэтому мне он понравился и весьма.
Тема красоты фигурирует, раскрыта телесно. Насколько высоко оценят это произведение участники, я гадать не стану, но выражу пани Монике свою признательность: "Неожиданный и очень симпатичный подход к раскрытию темы позволил вам создать прелестный рассказ! Браво!"
Здесь тоже всё не очень серьёзно. Пред нами проходит картина состязания, когда два мошенника, имеющие давние счёты, пытаются доказать, кто из них лучший вор. Насколько реальны события, задумываться не стоит, потому что плутовской или авантюрный роман никогда не претендуют на правдивость, и редко - на правдоподобность.
Девица заманивает в ловушку бывшего приятеля, музейного вора, но тот выходит почти сухим из воды, а в отместку подкладывает бывшей приятельнице фальшивку, когда та сама учиняет хитроумную кражу рисунка Леонардо. По итогу он выручает подругу, они мирятся и уезжают с большими деньгами в счастливое будущее.
Тема раскрыта через живопись, как я понял.
Всё-таки, нынешний Координатор ЗК - большой либерал...
Пока всё, на 9.02.15. Чуть позже продолжу. Надо прочесть новые поступления, осмыслить, что наизобретали авторы. На скуку жаловаться не приходится, фантазия фонтанирует, даже завидно порой...
Ещё один любовно-приключенческий рассказ. Благородный и спортивно подготовленный дон обхаживает невинную девицу, планируя жениться на ней. Ради этого он едет на похороны её бабушки, а потом стремительно и успешно проводит расследование убийства по неосторожности.
Автору удалось создать сюжет, который не вызвал отвращения гламурно-брутальным героем и заинтересовал сюжетом. Сегодня, спустя три дня после прочтения, я помню все события, хотя и задаюсь вопросом, а откуда взялся дротик со снотворным у обычного человека? Хотя, что это я... У нас с собой было.
В целом рассказ показался мне сбалансированным и как детектив и как приключения.
Рассказ не является детективом в полном смысле слова. Это занятная история с криминальным душком, но история авантюрно-приключенческая, в которой уголовно наказуемым деянием можно считать только шутку с псевдо-взрывчаткой. И то, доведись мне защищать Оксану-шутницу, я развалил бы обвинение вмиг, не доводя до суда.
Пьяная компания испугалась бруска мирципана, имитирующего пластит? Это на совести Жоры-охранника, который имел серьёзную психотравму именно по теме взрывчатки. А эсэмески? Они не больше, чем глупая шутка. Маскимум, на что тянет такая затея - хулиганство. При искреннем раскаянии - даже штрафа не будет.
Что же мне в нём понравилось? Герой и героиня. При всей их "болливудности" они оба, как ни странно, выглядят живыми, настоящими. И очень понравилась цель, которую поставила себе Оксана, затевая игру. Приятно встретить персонаж, которому хочется вернуть картину в музей, а не выкрасть оттуда.
Это печальное бытописание, в котором спрятана мораль - как аукнется, так и откликнется. Кичливая стерва Марина изнасилована с неприятным последствием в виде беременности, а потом ещё и облита кислотой.
Расследование с ложными линиями показано достаточно подробно, но вот разоблачение злодейки я предпочел бы увидеть иначе, без её горделивого признания. Мне приходилось общаться с родителями аутистов, дебилов, олигофренов, которые, конечно, имеют сбой в психике, впечатанный в них общением с неполноценным и трудным в жизни отпрыском. Но чтобы обеспечить сыну совокупление с красоткой, отключив ту ударом по голове, а потом, спустя некоторое время, облить кислотой - надо иметь особый характер. Такая не расколется добровольно, не сорвётся в истерику.
Рассказ читается легко, но слишком тяжело ложится на душу...
Литературно оформленная версия гибели натурщиков известной картины Репина выглядит эффектно. Верить ей или не верить - вопрос не стоит, но похождения сыщика и разоблачение коварного врача-психиатра мне понравилось. Даже педалирование благородства в финале, когда прекрасная дама напоминает всем: вы обещали! - меня не огорчило.
Уверен, что рассказ написан женщиной, потому что рассказ деликатно обходит сцены насилия и не показывает неаппетитные подробности смертей. Женщина знающая историю искусства, владеющая слогом, но пренебрегающая правилами компонирования литературных произведений.
Я не настаиваю, но для детектива в моём понимании - здесь рано поставлена точка. Нет кульминации, а потому - нет и должного воздействия на меня, как на читателя. Злодей разоблачен, и что? Несмотря на расследование, показанное довольно правдоподобно, я получил милую криминальную историю, которую распутал смышленый сыщик вопреки указанию начальства.
Редкий рассказ. По манере подачи материала, по внутренней логике и по детективному содержанию. Он настолько выделялся из всех, что потребовал тройного прочтения. Судите сами - пятеро людей в той или иной мере связаны с искусством. Обычный человек, как правило, испытывает при общении с картиной, с книгой, со спектаклем, с фильмом - некие возвышенные, приятные чувства.
В рассказе нам показаны два творца, способные создавать живопись высокого качества - третьему парню, искусствоведу Андрею я склонен верить. Он профессионал, и понимает толк в искусстве.
Подруги художников, Марина и Лана, как и положено женщинам, чувствуют незаурядность избранников, поэтому и неотрывно держатся с ними рядом. Лана, натурщица, красивая, как царевна, и Марина, менее красивая, в силу этого ревнивая, ко всему прочему, ещё и дочка номенклатурного работника, т.е. может считаться пусть не "золотой молодёжью", но чем-то близким. Как нынешние сынки и дочки былых знаменитостей, типа Стасов Пьех и подобной малоталантливой шелупони...
И вот сбитая вместе и давно "спитая" открывает нам свою изнанку. А затем происходят две смерти, одновременно. Гибнет пара - Олег и Лана, причем художника душат в манере маньяка, упомянутого в первых строках, а натурщица тонет в объёмистом корыте. Следствие ведут лишённые творческого начала Андрей и Марина, потому что художник Евгений, в чьей студии утонула Лана, находится в шоке.
В этот момент автор мастерски обнажает столько гнили и подлости в душах "расследователей, что меня пробрало, как говорится, до костей. Не хотел бы я иметь таких приятелей! Взаимные упрёки, угрозы, продиктованные вовсе не желанием вскрыть истину, а сугубо личными мотивами, шкурными со стороны Андрея, особенно - негативно характеризует этих персонажей.
Тем не менее, правда обнажается, отчего и последний персонаж, претендовавший на сочувствие читателя, тот самый Евгений, в чьей студии утонула Лана - оказывается конченным подонком.
Рассчитывая ловко обеспечить себе алиби с помощью глупенькой натурщицы, он зверски задушил Олега - друга! двенадцать лет вместе, как вчера декларировал убитый, будучи живым! - в манере упомянутого маньяка. И лишь Ланка, захлебнувшаяся во сне, пока он убивал и грабил "друга" - разрушила план Евгения.
Рассказ безукоризненно исполнен, как детектив - все ключики поданы, читателю остается только внимательно прочесть и сообразить. Беда (или удача?) автора в том, что спокойно читать рассказ - невозможно. Как в молодости у меня "не складывались отношения" с рассказами Шукшина - я взрывался, швырял книгу в сторону, больно ужаленный правдой жизни - так и тут. Три раза я перечитывал его, пытаясь найти в себе хоть толику состраданий к персонажам. Нет! Все без исключения редкостные твари и подонки!
Рассказ производит впечатление. Это серьёзная проза, в которой детективное содержание далеко не основной компонент, а лишь следствие желаний сильных русских женщин выжить в непростой ситуации. Война, эвакуация, раненые, НКВД - всего понемногу намешано, но атмосфера напряжённости, страданий и готовности сделать все для победы воспринимается не как "чернуха", отнюдь.
Полагаю, и мои родители жили с подобными мыслями, ощущениями, страхами. Жаль только, что детективности в рассказе маловато. Возможно, текст сокращён для конкурса? Или, наоборот, недописан, хотя сюжет уже продуман в деталях?
Дело в том, что выпали (а может, я их не заметил?) некоторые логические связки, отчего появление бомжеватого мужа выглядит ненужным. Если бы он мелькнул раньше, как подозрительная фигура, проявившая интерес к квартире, и в процессе "нат-пинкертоновского" расследования попался Полине - я бы, как читатель, понял, зачем он нужен. Но вводить его ради справки о старой котельной - перебор.
Старичок-боровичок тоже неотчетливо привязан к Лизавете, а уж его дивное влияние на Соломона и повергнувшее в ступор отравление последнего конфетой - совершенно меня не убедили. Зыбка и неубедительна эта линия в рассказе. Так что, автор, детективность я почти не ощутил. Жаль, при таком колоритном антураже...